УДК 372.881.161
О.В. Булатова
Подготовка студентов к реализации инклюзивного процесса
в общем образовании
Аннотация. В статье поднимается вопрос о необходимости профессиональной подготовки студентов гуманитарного вуза к реализации инклюзивного процесса в общем образовании, одним из которых, по мнению автора, должно стать формирование социально-психологической готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактора успеха реализации данного принципа. В этой связи необходимо организовать систему эффективного обучения студентов для работы в инклюзивном классе и развития ключевых навыков взаимодействия с особым ребенком.
Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов; инклюзивное образование; отношение; дети с ограниченными возможностями здоровья; особый ребенок.
O.v. Bulatova
Training of students for implementation of inclusive process in General education
Summary. The article raises the question about the necessity of professional training of students of Humanities to implement an inclusive process in General education. One of them, in author's opinion, should be the formation of social and psychological readiness to work with children with disabilities as a success factor for implementation of this principle. In this regard, it is necessary to organize an efficient system of students training to work in inclusive class and development of key communication skills with a special child.
Keywords: professional training of students; inclusive education; relation; children with disabilities; child with special needs.
В настоящее время отечественная система образования переходит к практике реализации инклюзивной формы образования. Инклюзия в образовании - это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития, ориентированная на включение людей с ограниченными возможностями здоровья в социально-экономические процессы страны, перевода их из статуса иждивенцев в статус полноправных участников в социальных и экономических процессах. Включение детей с ОВЗ в обычные общеобразовательные школы и обучение совместно со здоровыми сверстниками - возможность социального уровня компенсации дефекта психического развития, к которому относят характер отношения к ним в сфере обыденного массового сознания [4, 8, 5].
Международные и государственные законодательные акты свидетельствуют о ра-
венстве людей и их прав, но зачастую их реализация идет в разрез с содержанием нормативных документов, так как отсутствует достаточная материальная база, существуют недостатки в теории и практике целостного воспитания, образования будущего специалиста социальной, образовательной и культурой сферы. Так, на практике предварение инклюзивного образования сталкивается с рядом особенностей, с трудностями организации безбарьерной среды, и с препятствиями социального свойства: педагоги не готовы к осуществлению инклюзивного образования, плохо ориентируются в особенностях детей с отклонениями в развитии, не хотят принимать и понимать индивидуальное своеобразие и особые образовательные потребности детей с ОВЗ, не способны воздействовать на родительскую позицию и отношение здоровых детей к факту наличия в классе или
группе ребенка с особыми образовательными потребностями [1, 3, 7]; социальные и профессиональные стереотипы в их восприятии, в этом вопросе едва ли не важнее других [2, 6]. В общественном мышлении сохраняются установки к детям с ОВЗ как к больным и прочно укрепившийся медицинский подход оценки особых детей].
Построение инклюзивной практики в основном общем образовании окажется ограниченным, если не предусмотреть развитие инклюзивного подхода в системе среднего и высшего профессионального образования. Отсутствие системного подхода к решению проблемы готовности студентов гуманитарного вуза к работе в инклюзивных образовательных учреждениях в условиях университетов приводит к дефициту необходимых компетенций, у будущих профессионалов не формируется целостного представления о содержании работы с детьми с отклонениями. Поэтому важно еще на этапе профессиональной подготовки педагогических кадров модифицировать программы общего профессионального образования, вызванные идеей инклюзии, формировать социально-психологическую готовность у студентов гуманитарного вуза к реализации инклюзивного принципа в системе образования. Изменения в мышлении и сознании людей, начиная с психологии будущих специалистов, профессионально трансформируют привычку работать с многообразием, готовность к работе с детьми с ОВЗ, приведут к открытости и объединению, независимо от специальности и направления.
В психолого-педагогической литературе уделено внимание конкретным формам готовности педагогического сообщества в условиях общеобразовательной школы к реализации инклюзивного принципа: готовности студентов-психологов [8], учителей к работе в инклюзивных образовательных учреждениях [2]. При этом исследования готовности применительно к профессиональной деятельности будущих бакалавров гуманитарного вуза в системе инклюзивного образования практически отсутствуют.
Практическая реализация инклюзивного принципа в образовании за рубежом представлена двумя направлениями в исследова-
ниях. Первое изучает вопросы профессиональной подготовки педагогов к инклюзии и смежных специалистов: организация системы эффективного обучения педагогов для работы в инклюзивном классе, отношение педагогов к инклюзии как фактор успеха ее реализации, развитие ключевых навыков взаимодействия с особым ребенком и его семьей. Второе, посвящено изучению адаптации детей с особыми потребностями в коллективе условно здоровых сверстников.
Профессиональная подготовка педагогических кадров для работы в инклюзивных группах учащихся связана с реорганизацией и модификацией программ общего профессионального образования, вызванных идеей инклюзии J.R. Kim, K. Scorgie и проектами по усовершенствованию программ повышения квалификации A. De Boer, S.J. Pijl, A. Minnaert, B. Cagran, M. Schmidt, T. Brandon и J. Charlton, Ph. Jones и др.; отношением педагогов к инклюзивному образованию A.De Boer, S.J. Pijl, A. Minnaert, B.Cagran, M. Schmidt [6].
В основе представленных исследований лежит опыт и методическая база различных дисциплин: специальной и коррекци-онной педагогики, психология обучения и развития, социальной психологии, психологии личности, обучения взрослых. Этот факт свидетельствует, что инклюзия требует комплексного междисплинарного подхода с привлечением опыта многих наук.
Большинство авторов придерживаются мнения, что готовность - это особое психическое состояние, которое рассматривается как целостное проявление личности, занимающее определенное место между психическими процессами и свойствами личности.
С.В. Алёхина, М.Н. Алексеева, Е.П. Агафонова рассматривают готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования через два основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность [1].
Структура профессиональной готовности в данном исследовании выглядит следующим образом: информационная готовность, владение педагогическими технологиями, знание основ психологии и коррекционной педагогики, знание индивидуальных отличий детей, готовность пе-
дагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения, знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии, готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.
Структура психологической готовности включает в себя следующие компоненты: эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение), готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция), удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Анализ различных подходов и тенденций в отечественной и зарубежной науке позволяет нам рассмотреть готовность будущих специалистов к работе в инклюзивном образовании как своеобразное психологическое образование, включающее качества личности, социальные установки, мотивацию, а также компетенции, необходимые для психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Таким образом, при анализе психолого-педагогической литературе по проблеме был выявлен ряд противоречий на различных уровнях (социально-педагогическом, научно-теоретическом, методическом) - социальной востребованностью в обществе специалистов готовых работать с детьми с ОВЗ и инвалидами, обладающих комплексом теоретических научных и практических знаний и умений, позволяющих профессионально осуществлять
целенаправленную коррекцию дефектов развития и неготовностью общества, педагогических коллективов, будущих специалистов к внедрению инклюзивного образования; необходимостью теоретико-методологического осмысления социальной функции системы образования в формировании социально-психологической готовности на этапе профессионального обучения в высшей школе и отсутствием программ по формированию у студентов гуманитарного вуза личностной, когнитивной и функционально-операциональной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного принципа в общеобразовательной школе; необходимостью разработки научно-методических рекомендаций, программ по совершенствованию деятельности вузов, направленных на изменение профессионального мышления и сознания будущих специалистов, постепенной профессиональной трансформации, связанной с освоением новых профессиональных инклюзивных технологий, с изменением своих позиций в отношении учеников с ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования в России во многом зависит от позиции высших учебных заведений, от единой политики в подготовке педагогических кадров, от формирования у них на этапе профессиональной подготовки социально-психологической готовности к реализации инклюзивного процесса в общем образовании.
Литература
1. Алёхина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алёхина, М.Н. Алексеева, Е.П. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83 - 92.
2. Алехина С.В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» / С.В. Алехина, В.К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (Москва 14 - 16 ноября 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2010. С. 104 - 116.
3. Булатова О.В. К вопросу о готовности системы общего образования к инклюзивному обучению / О.В. Булатова // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции (29 мая 2013 г.). Новосибирск: Изд. «СибаК», 2013. С. 29 33.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
5. Иденбаум Е.Л. Мониторинг развития школьников с легкими формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного образования: теория и практика реализации // Бюллетень учебно-методического объедения Вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. - 2012. - №
1 (2). - С. 132 - 141.
6. Ливенцева Н.А. Проблемы практической реализации инклюзивного образования в США и странах Европы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. - N° 1. - С. 20 - 29. URL: http:// psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50095.shtml (дата обращения: 01.09.2014).
7. Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции / Н.М. Назарова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 5 - 11.
S. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 21б с.
9. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов-психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57323.shtml (дата обращения: 01.09.2014).
References
1. Alekhina S.V. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoy faktor uspeshnosti inklyuzivnogo protsessa v obrazo-vanii / S.V Alekhina, M.N. Alekseeva, E.P. Agafonova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. - № 1. - S. S3 - 92.
2. Alekhina S.V. Inklyuzivnyy podkhod v obrazovanii v kontekste proektnoy initsiativy «Nasha novaya shko-la» / S.V Alekhina, VK. Zaretskiy // Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie natsional'noy obrazovatel'noy initsiativy «Nasha novaya shkola». (Moskva 14 - 1б noyabrya 2010 goda): Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: MGPPU, 2010. S. 104 - 11б.
3. Bulatova O.V. K voprosu o gotovnosti sistemy obshchego obrazovaniya k inklyuzivnomu obucheniyu / O.V. Bulatova // «Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii»: materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (29 maya 2013 g.). Novosibirsk: Izd. «SibaK», 2013. S. 29 33.
4. Vygotskiy L.S. Osnovy defektologii. SPb.: Lan', 2003. б54 s.
5. Idenbaum E.L. Monitoring razvitiya shkol'nikov s legkimi formami intellektual'noy nedostatochnosti v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya: teoriya i praktika realizatsii // Byulleten' uchebno-metodicheskogo ob"edeniya Vuzov Rossiyskoy Federatsii po psikhologo-pedagogicheskomu obrazovaniyu. - 2012. - № 1 (2). - S. 132 - 141.
6. Liventseva N.A. Problemy prakticheskoy realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya v SShA i stranakh Evropy [Elektronnyy resurs] // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 2012. - № 1. - S. 20 - 29. URL: http://psyjour-nals.ru/jmfp/2012/n1/50095.shtml (data obrashcheniya: 01.09.2014).
7. Nazarova N.M. K probleme razrabotki teoreticheskikh i metodologicheskikh osnov obrazovatel'noy inte-gratsii / N.M. Nazarova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. - № 3. - S. 5 - 11.
S. Sorokin V.M. Spetsial'naya psikhologiya: Ucheb. posobie / Pod nauchn. red. L.M. Shipitsynoy. SPb.: Rech', 2003. 21б s.
9. Cherkasova S.A. Psikhologo-pedagogicheskaya gotovnost' studentov-psikhologov k rabote v inklyuzivnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Elektronnyy resurs] // Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57323.shtml (data obrashcheniya: 01.09.2014).