94
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
УДК 37
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
THE MODELS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S EDUCAION
WITH SPECIAL NEEDS
©2015 Феталиева Л. П., Караева С. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2015 Fetalieva L. P., Karaeva S. A.
Dagestan State Pedagogical Univiversity
Резюме. В статье представлены этапы истории развития обучения детей с особыми образовательными потребностями, рассматриваются различные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны возможности и преимущества инклюзии. Авторы обосновывают достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.
Abstract. Stages of history of development of training of children with special educational needs are presented in the article. Various models of training of children with disabilities are considered. The importance of inclusive training of children with health problems is revealed, opportunities and advantages of an inclusion are described. The authors prove the advantages of the inclusive training of children at the comprehensive school.
Rezyume. V state predstavlenyetapyistoriirazvitiyaobucheniyadetej s osobymi obrazovatelnymi po-trebnostyami, rassmatrivayutsya razlichnye model iobucheniya detej s ogranichennymi vozmozhnosty-ami zdorovya. Vyyavlena znachimost inklyuzivnogo obucheniya detej s problemami zdorovya, opisany vozmozhnosti i preimushhestva inklyuzii. Avtory obosnovyvayut dostoinstva inklyuzivnogo obucheniya detej v obshheobrazovatelnoj shkole.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, включенное образование, инклюзивная модель, особые образовательные потребности, коррекционное обучение, интегрированное обучение, специальные (коррекционные) образовательные организации, модели обучения детей с ОВЗ, домашнее обучение, образовательный маршрут.
Keywords: inclusion, inclusive education, included education, inclusive model, special educational needs, correctional training, integrated training, special (correctional) educational organizations, models of training of children with disabilities, house training, educational route.
Klyuchevye slova: inklyuziya, inklyuzivnoe obrazovanie, vklyuchennoe obrazovanie, inklyuzivnaya model, osobye obrazovatelnye potrebnosti, korrektsionnoe obuchenie, integrirovannoe obuchenie, spetsi-alnye (korrektsionnye) obrazovatelnye organizatsii, modeli obucheniya detey s OVZ, domashnee obuchenie, obrazovatelnyy marshrut.
В историческом развитии образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) прошла путь от изоляции до инклюзии.
Историю обучения детей с ограниченными возможностями здоровья мы можем условно разбить на три этапа. До середины 60-х годов ХХ века господствующей была медицинская модель, в рамках которой обучение детей с ОВЗ велось изолированно. До 60-70 годов ХХ века в рамках медицинской модели инвалидности дети с ОВЗ
рассматривались обособленной социальной группой как объект внимания социальных служб. Представители социальных служб определяли трудности, возникающие в повседневной жизни детей с нарушениями здоровья, как естественное следствие имеющегося дефекта, который делает ребенка отличным от здоровых детей и не позволяет ему принимать участие в учебной, воспитательной и досуговой жизни сверстников. С их точки зрения, ребенок с ОВЗ мог быть интегрирован в соци-
Психолого-педагогические науки •••
ум при условии его адаптации к окружающей среде и самостоятельного преодоления им возникающих при этом барьеров. Общество, со своей стороны, не несло ответственности по обеспечению детям с ОВЗ комфортных условий для их образования.
Существенные изменения в отношении к детям с ОВЗ произошли во второй половине ХХ века. Это было вызвано отказом от медицинской модели инвалидности и появлением социальной модели. Сторонники социальной модели инвалидности рассматривали барьеры и ограничения жизнедеятельности людей не как естественное следствие имеющихся у них отклонений здоровья, а как характеристику окружающей среды, ее неприспособленность к индивидуальным особенностям каждого человека. Были выявлены барьеры, ограничивающие участие детей с ОВЗ в образовательной, воспитательной и досуговой жизни. Среди них физические (инфраструктура школы, заложенная еще на стадии ее проектирования), информационные (сложности получения и трансляции информации людьми с нарушениями слуха и речи, дефицит изданий, предназначенных для слабовидящих и незрячих людей), эмоциональные (отношение к детям с выраженными дефектами развития, забота, переходящая в опеку, психологическая несовместимость).
Середину 80-х годов можно считать временем обоснования новой модели «включения», т.е. инклюзии. Инклюзивное или включенное образование - термин, описывающий обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Вместе с тем, это образование отлично от обычного, специального и интегрированного.
Инклюзия - это возможность придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, мотивировать их учиться в школе вместе с другими детьми - друзьями и соседями.
Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что дети с особыми образовательными потребностями должны обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками, несмотря на трудности или различия между ними, но таким образом, чтобы обучение отвечало потребностям и нуждам, интересам всех учащихся и каждого ребенка в отдельности. [8. С. 56].
Итак, инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех. Основная идея инклюзии - это обу-
95
чение детей с ограниченными возможностями здоровья не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах, с тем, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность обучаться, посещать учебные заведения вместе с обычными сверстниками. Инклюзивное образование - это когда для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях создаются специальные условия, чтобы они могли включить, принять и обеспечить образование всем детям [9. С. 34].
К настоящему времени в России есть исторически сложившиеся системы обучения детей с особыми образовательными потребностями и зарождающиеся модели, связанные с реализацией требований инклюзии к общеобразовательной школе. Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому налаживание инклюзивного образования в нашей стране необходимо научно обосновать и методически обеспечить. В связи с этим возникает потребность осмыслить предшествующие этапы становления образования детей с особыми потребностями в образовании, выявить тенденции их развития и описать возможные модели будущего совместного обучения детей в общеобразовательных организациях, прежде всего, в начальных классах [5. С. 39-45].
В настоящее время в России сложилось несколько моделей обучения особых детей.
Коррекционные (специальные) образовательные организации - школьные и дошкольные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в психолого-педагогической и лечебной коррекции, воспитании, обучении, диагностике с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
К этой системе подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести коррекционные учреждения начального профессионального образования - образовательные заведения для детей, которые нуждаются в психологической и медико-социальной помощи, центры диагностики и консультирования, спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, дома-интернаты социальной защиты.
96
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
В специальных коррекционных школах по мере необходимости и рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) создаются диагностические классы с целью определения образовательного маршрута учащегося, особенностей его психолого-педагогического сопровождения и выработки рекомендаций родителям о возможных перспективах дальнейшего обучения ребенка.
Основным недостатком образования детей с ОВЗ является значительная удаленность коррекционных организаций от микрорайона жительства семьи, имеющей ребенка сособыми образовательными потребностями. Отправить школьника или дошкольника в одно из этих учреждений, значит лишить семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разорвать семейные узы.
С целью сохранения преимуществ специального обучения детей с отклонениями в здоровье в общеобразовательных школах создавались коррекционные классы. Позитивным для коррекционных классов является наличие возможности у детей с отклонениями здоровья участвовать в школьных мероприятиях вместе со здоровыми сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и живут в семье.
Дистанционное обучение - комплекс общеобразовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.
Эта форма обучения позволяет обеспечить щадящий режим проведения учебных занятий, варьировать организацию учебных занятий с обучающимися, определять разные сроки освоения ими основных общеобразовательных программ, которые могут быть изменены в связи с характером протекания заболевания обучающегося по рекомендации психолого-медико-
педагогического консилиума, а также организовать учебную работу в специальной учебной среде.
Домашнее обучение - это вариант обучения, при котором преподаватели образовательной организации по специально разработанному графику приходят к ребенку и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
Такое обучение, как правило, осуществляется силами педагогов ближайшей образовательной организации.
В России существуют и специализированные школы домашнего обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Домашнее обучение может проводиться по общей, либо вспомогательной программе, построенной с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
На сегодняшний день домашнее образование является самой быстрорастущей в мире формой обучения детей с отклонениями здоровья.
Интегрированное обучение. В настоящее время интегративные модели обучения детей с образовательными потребностями, основанные на принципе нормализации, динамично развиваются в России. Преимуществом данной модели является возможность выбора образовательной организацией и родителями доступной для ребенка формы интеграции. В образовательной практике сложились разные виды интеграционных моделей обучения детей с отклонениями в развитии.
Постоянное частичное включение эффективно для тех детей, которые способны вместе с нормально развивающимися сверстниками овладевать небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеучебного времени.
Временное частичное включение, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми сверстниками не менее 2-х раз в месяц для проведения совместных различных мероприятий воспитательного характера.
Постоянное неполное включение для тех детей, чей уровень психического развития несколько ниже положенной возрастной нормы, кто нуждается в постоянной и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и вместе со здоровыми сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеурочного времени.
Эпизодическое включение - целенаправленная организация минимального социального взаимодействия детей с особыми образовательными потребностями вместе с нормально-развивающимися сверстниками.
Постоянное полное включение может быть эффективно для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и
Психолого-педагогические науки •••
психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эта модель интегрированного обучения по своим характеристикам близка к инклюзии [4. С. 37-89].
Интегрированное обучение не может рассматриваться как гарантированное решение всех проблем ребенка. Интегрированное обучение - это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не само по себе, а наряду с другими традиционными и инновационными. В последние годы в научной литературе и мировой образовательной практике активно обосновываются и внедряются модели инклюзивного обучения. В отличие от интегрированного обучения в инклюзивных моделях рекомендуется несколько детей с ОВЗ обучать в обычном классе общеобразовательной школы [7. С. 81].
Мировая практика и опыт Российских регионов свидетельствуют о несомненных преимуществах инклюзивного образования. Анализ литературы [2, 5, 9, 10] и образовательной практики позволяет отметить следующие достоинства инклюзивной модели обучения:
- во-первых, инклюзия обеспечивает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства детей с отклонениями здоровья;
- во-вторых, учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям;
- в-третьих, школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика, что полезно школе, учителям, родителям и всем учащимся;
- в-четвертых, инклюзивное образование вовлекает в процесс разнообразные ведомства, родителей, общественные организации, что способствует развитию социального партнерства.
В России сложились разные модели инклюзивного образования. Классы инклюзивного обучения открываются в общеобразовательных организациях с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации особых детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуальногоразвития, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья. Инклюзивные
классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных организаций,
97
реализующих образовательные программы начального образования, создавших специальные условия для пребывания и обучения особых детей.
Условно различают следующие виды инклюзии: точечную, частичную, полную. Службы центра детского творчества -начальный, подготовительный этап приема ребенка в инклюзивную группу. Этот вид включения можно назвать «точечной инклюзией», когда ребенок включается в коллектив здоровых сверстников только на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
«Частичная инклюзия (фрагментарная)» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе здоровых сверстников, участвует в занятиях по физической культуре, изобразительной деятельности, музыке, но часть учебной нагрузки осваивает в ходе индивидуальной работы.
Возможности для развития данной формы инклюзии существуют в большинстве российских школ.
Вид «полной инклюзии» - включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режим полного учебного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со здоровыми сверстниками, при этом выбирая задания разного уровня сложности, дополнительные упражнения, игры.
Необходимо отметить, что инклюзивное обучение в России не стало системным явлением. В большинстве регионов имеют место отдельные эпизоды организации инклюзивного обучения. К примеру, в Республике Дагестан функционируют четыре интегрированных класса совместного обучения, а инклюзивное образование внедрено лишь в двух старших классах.
Как показали наши наблюдения и опросы, учителя младших классов недостаточно подготовлены к совместному обучению детей с особыми образовательными потребностями. Они боятся, что не справятся с инклюзией, не смогут реализовать требования к обучению детей с особыми образовательными потребностями, и не желают нести ответственность за результаты педагогической деятельности. Опрос учителей начальных классов свидетельствует, что более 72% из них не согласны, чтобы в обычном школьном классе, где они ведут учебные занятия, обучались бы дети с отклонениями здоровья. Остальная часть
98
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
опрошенных была бы согласна осуществлять инклюзивное обучение при создании дополнительных условий. В качестве таковых называют дополнительную оплату, наличие помощника (тьютора), специализированного учебного оборудования и дидактических пособий. При создании специальных условий, привлечении к работе с детьми особыми образовательными потребностями психолога, воспитателя, дефектолога, тьютора, число согласных организовать инклюзивное обучение в начальных классах возрастает до 63%.
На вопрос анкеты, какой модели обучения детей с отклонениями здоровья родители отдадут предпочтение, 66% из них выбирают инклюзивное, 8% - домашнее, 16% - коррекционные учебные заведения, 4% - дистанционное, 6% - остальные.
На вопрос «Какие положительные стороны Вы видите в выбранной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?» родители, отдавшие предпочтение инклюзивному образованию, отвечают, что совместное обучение позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить хорошее образование (73%); совместное обучение подготовит ребенка к жизни в обществе (53%); совместное обучение не отрывает ребенка от семьи и детей своего двора (65%); у всех школьников формируется толерантное отношение друг к другу (58%).
На вопрос анкеты «Что вызывает их озабоченность при совместном обучении?»
родители опасаются: дети с отклонениями здоровья не справятся с образовательной программой (42%); возможной психологической несовместимости (27%); насилия и издевательств (19%); отсутствия комфортных условий для учебы и реализации естественных потребностей (35%); у них не будет друзей (15%).
Таким образом, существующие в настоящее время модели обучения детей с особыми образовательными потребностями не в полной мере обеспечивают выбор родителей и не позволяют реализовывать преимущества инклюзивного образования. Это проблема огромного масштаба, для решения которой нужны усилия:
- государства по созданию соответствующей инфраструктуры в общеобразовательных учреждениях;
- органов управления образованием педагогических образовательных организаций в подготовке и переподготовке специалистов (психолога, воспитателя, дефектолога, логопеда, тьютора) и учителей;
- образовательных организаций в разработке нормативно-правовой и учебнометодической документации по инклюзивному обучению;
- педагогов в усвоении технологий инклюзивного обучения;
- родителей в дошкольной подготовке детей с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе и дополнительной помощи им в усвоении учебных программ школы.
Литература
1. Алехина С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. М. : Центр «Школьная книга»,
2010. 2. Андреев В. Н. Дистанционное образование детей-инвалидов // Зарубежный опыт. Учебное
пособие. Тула, 2010. 3. Беляева О. Л. К вопросу об инклюзивном и интегрированном образовании
младших школьников с нарушенным слухом // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3.
4. Борисова Н. В., Прушинская С. А. Инклюзивное образование: ключевые понятия. М., Владимир: Транзит. ИКС, 2009. 5. Ведихова Д. С. Развитие инклюзивного образования в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета // Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 39-44. 6. Голыня И. А. На пути к инклюзивному образованию (из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья) // Логопед. 2011. № 6. 7. Екжанова Е. А. Основы интегрированного обучения. Учебн. пособие для вузов. М. : Дрофа,
2008. 8. Загуменнов Ю. Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся // Минская школа сегодня. 2008. № 6. 9. Староверова М. С. Инклюзивное образование.
Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Метод.пособие. М. : Владос, 2011.
10. Феталиева Л. П. Инклюзивное образование младших школьников // Программа для студентов по специальности 050400 «Психолого-педагогическое образование». Махачкала, 2014.
References
1. Alekhina S. V., Semago N. Ya., Fadina A. K. Inclusive education. M. : Center "School book", 2010.
2. Andreev V. N. Distance education of children with disabilities // International experience. Tutorial. Tula,
2010. 3. Belyaeva O.L. The inclusive and integrated education of junior schoolchildren with impaired hearing // Bulletin of V. P. Astafiev KSPU. 2014. # 3. 4. Borisova N. V., Prushinskaya S. A. Inclusive education: key concepts. M., Vladimir: Tranzit IKS, 2009. 5. Vedikhova D. S. The development of inclusive education in Russia // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2011. # 2. P. 39-44. 6. Golynya I. A. Towards the inclusive education (from work experience for inclu-
Психолого-педагогические науки •••
99
sion in the educational process of students with limited opportunities of health) // Speech therapist. 2011. # 6. 7. Ekzhanova E. A. Fundamentals of integrated training. Training. manual for schools. M. : Drofa,
2008. 8. Zagumyonnov Yu. L. Inclusive education: creating equal opportunities for all students // Minsk
School today. 2008. # 6. 9. Staroverova M. S. Inclusive education. Handbook of teacher working with children with disabilities. Method. manual. M. : Vlados, 2011. 10. Fetalieva L. P. Inclusive education of junior schoolchildren // Program is for students majoring in 050400 - "Psychological and pedagogical education". Makhachkala, 2014.
Literatura
1. Alehina S. V., Semago N. Ja., Fadina A. K. Inkljuzivnoe obrazovanie. M. : Centr «Shkol'naja kniga», 2010.
2. Andreev V. N. Distancionnoe obrazovanie detej-invalidov // Zarubezhnyj opyt. Uchebnoe posobie. Tula,
2010. 3. Beljaeva O. L. K voprosu ob inkljuzivnom i integrirovannom obrazovanii mladshih shkol'nikov s
narushennym sluhom // Vestnik KGPU im. V. P. Astaf'eva. 2014. № 3. 4. Borisova N. V., Prushinskaja S. A. Inkljuzivnoe obrazovanie: kljuchevye ponjatija. M. :, Vladimir: Tranzit. IKS, 2009. 5. Vedihova D. S. Razvitie inkljuzivnogo obrazovanija v Rossii // Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. S. 39-44. 6. Golynja I. A. Na puti k inkljuzivnomu obrazovaniju (iz opyta raboty po vkljucheniju v obrazovatel'nyj process uchash-hihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja) // Logoped. 2011. № 6. 7. Ekzhanova E. A. Osnovy
integrirovannogo obuchenija. Uchebn. posobie dlja vuzov. M. : Drofa, 2008. 8. Zagumennov Ju. L. Inkljuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlja vseh uchashhihsja // Minskaja shkola segodnja. 2008. № 6. 9. Staroverova M. S. Inkljuzivnoe obrazovanie. Nastol'naja kniga pedagoga, rabotajushhego s det'mi s OVZ. Metod.posobie. M. : Vlados, 2011. 10. Fetalieva L. P. Inkljuzivnoe obrazovanie mladshih
shkol'nikov // Programma dlja studentov po special'nosti 050400 - «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie». Mahachkala, 2014.
Статья поступила в редакцию 06.09.2015 г.
УДК 378
СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (по материалам работы на факультативе
«Управление карьерой»)
THE PROMOTION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS (on the materials of work on the “Career management”
elective course)
©2015 Шатрова Д. В.
Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена
©2015 Shatrova D. V.
A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia
Резюме. На основании научных трудов последних 15 лет в статье обобщены условия среды, содействующие профессиональному самоопределению студентов. На примере факультатива «Управление карьерой» показано, каким образом преподаватель может применять нетрадиционное педагогическое проектирование в зависимости от интересов, склонностей и способностей конкретной группы студентов. Проектирование факультатива с участием самих обу-