Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 376.3
ИЗ ОПЫТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
И.В. Возняк
Аннотация. Статья посвящена проблеме готовности педагогов к обучению, воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ставит перед педагогическими работниками новые задачи по изменению не только образовательной среды, но и отношения всех участников учебно-воспитательного процесса к детям с различными нарушениями развития. В статье представлен анализ развития системы подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия обучения, готовность педагога, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки педагогов в сфере инклюзивного образования.
EXPERIENCES OF TRAINING THE TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS AND DISABILITIES IN BELGOROD REGION
I. Voznyak
Abstract. The article reports on educators’ willingness and capacitiesin situations of inclusive education for children with special needs and disabilities issues. Introducing the new Federal Education Act and State Educational Standard of primary education for pupils with special needs or disabilities represents a significant challenge for educators, who are bound to renovate not only learning environment, but also all educators’ attitude to children with special developmental needs. The article analyses development of the system of training educators for inclusive education of children with special needs and disabilities.
Keywords: inclusive education; children with special needs and disabilities; special conditions for education and training; educators’ willingness and capacities; additional teachers’ training programme; teachers’retraining
programmes for inclusive education.
В последние годы в России активно обсуждаются вопросы инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья, его положительные и отрицательные стороны. Совместное обучение детей с нормативным развитием и имеющих различные нарушения
регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня каждый родитель (законный представитель) ребенка с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать любой вариант предоставления образовательных услуг: специальное образование - в отдельной образовательной организации,
осуществляющей образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ранее специальное (коррекционное) образовательное
учреждение); интегрированное обучение - в общеобразовательной организации в классе для детей, имеющих аналогичные нарушения развития; инклюзивное образование - в обычном классе вместе со всеми учениками
[5].
Следует отметить, что с 1 сентября 2016 года вступают в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный
образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). А это значит, что независимо от типа образовательной организации в отношении детей, имеющих нарушения развития, педагоги обязаны будут соблюдать требования к содержанию и структуре адаптированной основной
119
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
общеобразовательной программы, к условиям и результатам ее реализации [6, 7]. Такая работа требует серьезной подготовки образовательной организации и обучения педагогических работников.
С 2014 года в 17 регионах Российской Федерации проходит апробация федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Министерством образования и науки России разрабатываются методические рекомендации по организации введения новых образовательных стандартов, создана система стажировок для педагогических работников образовательных организаций, внедряющих инклюзивное образование.
Таблица 1. - Сведения о численности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году
№п /п Интегрированное и инклюзивное образование Специальное образование
Категории детей в дошкольных образовательных организациях в общеобразовательных организациях в школах-интернатах
1. всего детей с ОВЗ, в том числе: 5037 2129 876
2. детей-инвалидов 313 789 443
3. с нарушением слуха 17 5 90
4. с нарушением зрения 365 56 45
5. с тяжелыми нарушениями речи 4825 1349 221
6. с нарушением опорно-двигательного аппарата 121 113 125
7. с задержкой психического развития 198 681 0
8. с умственной отсталостью 31 729 388
9. с расстройствами аутистического спектра 44 87 7
С целью определения готовности образовательных организаций Белгородской области к обеспечению права на образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья был проведен анализ условий для подготовки педагогических кадров в регионе.
Согласно статистическим данным численность детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году составила 8042 ребенка (сведения о численности детей с ограниченными возможностями здоровья представлены в табл. 1).
В школах-интернатах получают
специальное образование 876 (10,9%)
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, из которых 443 (50,6%) имеют статус ребенка-инвалида. Большинство детей с нарушениями развития посещают интегрированные и инклюзивные группы дошкольных образовательных организаций - 5037 (62,6%) человек. Из них 313 (6,2%) воспитанников являются детьми-инвалидами. Самая многочисленная категория детей имеет тяжелые нарушения речи - 4825 (95,8%) человек. Несмотря на раннее выявление нарушений речевого развития и оказание логопедической помощи на ступени дошкольного образования, при переходе в школу первенство данного вида нарушений по-прежнему сохраняется - 1349 (63,4%)
детей. В школьном возрасте наблюдается увеличение количества детей-инвалидов до 789 (37,1%) человек. В несколько раз
возрастает количество детей с задержкой психического развития (32%) и умственной отсталостью (34,2%). В комплексе факторов, способствующих увеличению численности детей с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить отсутствие специальной подготовки у педагогов для работы с данной категорией детей, и нехватку в образовательных учреждениях специалистов психолого-педагогического сопровождения -педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и тьюторов (сведения о численности специалистов психолого-педагогического сопровождения представлены в табл. 2).
120
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
Таблица 2. - Сведения о численности педагогов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровьяв образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году
Образова- тельные организации Количество
образова- тельных организаций педагогов- психологов учителей- логопедов учителей- дефектологов социальных педагогов тьюторов
дошкольные 476 223 324 26 4 0
общеобразова- тельные 547 256 197 6 296 26
всего: 1023 479 521 32 300 26
Анализ кадрового обеспечения показал, что учреждения дошкольного образования и общеобразовательные организации имеют дефицит всех категорий специалистов психолого-педагогического сопровождения, что не позволяет в полной мере осуществлять инклюзивное образование и реализовывать требования адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее остро ощущается нехватка учителей-дефектологов и тьюторов, в чьей помощи особенно нуждаются обучающиеся со сложными и множественными нарушениями развития.
Очевидно, что изменения, происходящие в последние годы в специальном образовании (сокращение количества специальных
(коррекционных) образовательных учреждений), и увеличение количества детей с различными нарушениями развития обязывают
администрацию образовательных организаций создавать необходимые условия (в том числе кадровое обеспечение) для обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Решение задачи подготовки педагогов для инклюзивной школы или детского сада, на наш взгляд, предполагает работу в нескольких направлениях:
- открытие на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования новых специальностей для подготовки педагогов в сфере инклюзивного образования;
- корректировка существующих программ педагогических и психолого-педагогических вузов с учетом особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки педагогов в области коррекционного или инклюзивного образования;
- организация курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение профессиональной
компетентности педагогов, реализующих инклюзивную практику, через организацию различных форм повышения квалификации: участие в работе научно-практических конференций и семинаров, профессиональных объединений, проблемных и творческих групп и т.д.;
- организация сетевого взаимодействия
инклюзивных образовательных организаций с ресурсными центрами (в качестве таковых могут выступать отдельные образовательные организации для детей с ограниченными
возможностями здоровья), с центрами психолого-медико-педагогического сопровождения, с инклюзивными
образовательными организациями,
являющимися стажировочными площадками и др.
Для получения представления об имеющихся направлениях подготовки педагогов для обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья нами были проанализированы интернет-сайты учреждений высшего и среднего
профессионального образования,
осуществляющих свою деятельность в
Белгородской области. Изучение информации позволило сделать вывод о том, что такую подготовку осуществляет лишь Педагогический институт Белгородского государственного
национально-исследовательского университета на двух факультетах. Факультет дошкольного, начального и специального образования готовит бакалавров и магистров по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное
(дефектологическое) образование», профиль
121
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
«Логопедия». Факультет психологии обеспечивает подготовку бакалавров и магистров по направлению 43.03.02 и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология педагогической деятельности» и специалистов по следующим специальностям: 37.05.01 «Клиническая
психология», 030301.65 «Психология».
В 1999 году для подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, на базе Областного государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Белгородский педагогический колледж» были открыты направления подготовки 44.02.04 «Специальное дошкольное образование», специальность «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»; 46.02.01 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», специальность «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования». С целью обеспечения образовательных организаций учителями физической культуры для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, на базе Белгородского и Старооскольского педагогических колледжей в 2011 году был открыт новый профиль подготовки специалистов 49.02.02 «Адаптивная физическая культура», специальность «Педагог по адаптивной физической культуре и спорту».
Представленные выше направления относятся к подготовке будущих педагогов -воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, учителей физической культуры, педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тьюторы и учителя-предметники для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного и среднего общего образования специальную профессиональную подготовку не получают.
В Белгородском регионе с 2006 года было организовано получение дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки педагогов в области коррекционного образования. Такую переподготовку осуществляют преподаватели кафедры психолого-педагогического и специального образования Белгородского института развития образования по направлениям «Психология» и «Логопедия».
Однако для подавляющего большинства педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, актуальным становится прохождение обучения на курсах повышения квалификации по проблемам коррекционного и инклюзивного образования. Изучение программ курсовой подготовки Белгородского института развития образования и Старооскольского городского института усовершенствования учителей показало, что в основном повышением квалификации занимались учителя-логопеды, педагоги-психологи и социальные педагоги. С 2014 года стали реализовываться программы для педагогов по теме «Психолого-педагогическая компетентность педагога в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях их интеграции в образовательную среду». Кроме того, в программы повышения квалификации всех категорий педагогических работников включены часы для ознакомления с нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность образовательной организации по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2014-2015 годах в рамках реализации федеральной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» на базе Белгородского института развития образования прошли обучение в очной форме 272 педагогических работника по дополнительной
профессиональной программе повышения квалификации «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».
Необходимо также обратить внимание на подготовку педагогов, получивших
дефектологическое образование или много лет проработавших в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Для работы в инклюзивной школе или детском саду им необходимо изучить требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего и основного общего образования, освоить инновационные образовательные технологии, применяемые в современной образовательной организации, овладеть различными формами и методами организации взаимодействия не только всех детей (имеющих и не имеющих нарушения развития), но и их родителей (законных представителей).
При подготовке педагогов инклюзивного образования необходимо опираться на
122
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
имеющийся потенциал работников специальных (коррекционных) учреждений, которые могут оказать практическую и методическую помощь для создания специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В сложившейся ситуации, когда еще не приобретен опыт организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении, специальные школы-интернаты зачастую выполняют роль ресурсного центра, обеспечивающего обучение кадров для работы с детьми, имеющими различные нарушения развития. В перспективе такими центрами должны стать стажерские площадки из числа школ, успешно реализующих инклюзивную практику.
Изучение опыта работы регионов страны показало, что «стажировочные программы наиболее эффективны для повышения квалификации педагогов, специалистов и руководителей. Разработка стажировочных программ и развертывание сети стажировочных площадок на базах лучших региональных учреждений позволит распространить опыт в сфере развития инклюзии, адресно повысить профессиональный уровень управленческого и кадрового состава, тем самым обеспечить всех детей доступными и качественными образовательными услугами, что является одной из самых актуальных задач российского образования» [1].
Определенную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов в сфере инклюзивного образования выполняют муниципальные методические службы,
созданные во всех районах Белгородской области. Для решения поставленных задач реализуются различные направления поддержки: организационно -методическая,
правовая, информационная, консультативная.
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья
обсуждаются на конференциях, научнопрактических семинарах, секциях. Проводятся конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, проектов.
Литература:
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»». - Бюллетень УМО. - №1(4). - 2013.
2. Возняк И.В. Образование детей с
ограниченными возможностями здоровья:
современные подходы, проблемы и перспективы развития/Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - Ч.1.- С. 109—113.
3. Возняк И.В. Развитие организационно -методического компонента муниципальной
Разрабатываются методические рекомендации по организации условий для обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводятся консультации для педагогических работников по вопросам создания специальных
образовательных условий и обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением развития [3].
Таким образом, анализ условий, обеспечивающих подготовку педагогов к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области, показал наличие региональной системы подготовки и её постоянное развитие. В перспективе, на наш взгляд, необходимо предусмотреть возможность повышения профессиональной компетентности в области инклюзивного образования для учителей-предметников общеобразовательных учреждений, педагогов образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, тьюторов и
волонтёров, обеспечивающих сопровождение детей с нарушением развития. В психологопедагогической поддержке нуждаются и
родители всех детей, обучающихся в условиях инклюзии. По мере увеличения количества инклюзивных образовательных учреждений возникает необходимость организации сетевого взаимодействия с ресурсными центрами для детей с ограниченными возможностями
здоровья, с центрами психолого-медикопедагогического сопровождения, с
инклюзивными образовательными
организациями, являющимися стажировочными площадками и др. Только при взаимодействии и соблюдении комплекса мер можно обеспечить качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, их успешную социализацию, полноценное участие в общественной жизни, самореализацию в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
системы подготовки педагогов образовательных учреждений к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья/ Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Международной научно-практической конференции ЮНЕСКО (Казань, 15-17 мая 2014 года). - С. 80-84.
4. Инклюзивное образование: практика,
исследования, методология: Сборник материалов// Международной научно-практической
123
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
конференции / Отв. ред. Алехина С.В. - М.: МГППУ, 2013.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря. -Федеральный выпуск № 303.
6. Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1598 (Вступает в силу: 1 сентября 2016г.).
7. Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1599 (Вступает в силу: 1 сентября 2016г.).
8. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу [Текст] /Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина // Психологическая наука и образование. - 2011. - №
1. - C. 51-59.
References:
1. Alehina S.V. Inkljuzivnoe obrazovanie v svete novogo Zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»». - Bjulleten' UMO. - № 1(4). - 2013.
2. Voznjak I.V. Obrazovanie detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: sovremennye podhody, problemy i perspektivy razvitija / Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. -№4. - Ch.1. - S. 109-113.
3. Voznjak I.V. Razvitie organizacionno-metodicheskogo komponenta municipal'noj sistemy podgotovki pedagogov obrazovatel'nyh uchrezhdenij k inkljuzivnomu obrazovaniju detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja / Uchit'sja i zhit' vmeste: sovremennye strategii obrazovanija lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii JuNESKO (Kazan', 15-17 maja 2014 goda). - S. 80-84.
4. Inkljuzivnoe obrazovanie: praktika,
issledovanija, metodologija: Sbornik materialov//
Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. Alehina S.V. - M.: MGPPU, 2013.
5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Rossijskaja gazeta. - 2012. - 31 dekabrja. - Federal'nyj vypusk № 303.
6. Ob utverzhdenii federal'nogo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta
nachal'nogo obshhego obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 19 dekabrja 2014 g. № 1598 (Vstupaet v silu: 1 sentjabrja 2016 g.).
7. Ob utverzhdenii federal'nogo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta
obuchajushhihsja s umstvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami): Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 19 dekabrja 2014 g. № 1599 (Vstupaet v silu: 1 sentjabrja 2016 g.).
8. Semago N.Ja. Inkljuzivnoe obrazovanie kak
pervyj jetap na puti k vkljuchajushhemu obshhestvu [Tekst] / N.Ja. Semago, M.M. Semago, M.L. Semenovich, T.P. Dmitrieva, I.E. Averina //
Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2011. - № 1. - C. 51-59.
Сведения об авторе:
Возняк Ирина Владимировна (г. Белгород, Россия), начальник службы психологопедагогического сопровождения и здоровьесбережения Муниципального казенного учреждения «Научно-методический информационный центр», e-mail: vozn-irina@yandex.ru
Data about the author:
I. Voznyak (Belgorod, Russia), head of Psychological and Educational Support and Health Care Department of Scientific and Methodological Information Centre, e-mail: vozn-irina@yandex.ru
124