ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ОПК
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Подготовка магистров для предприятий машиностроения и металлургии в условиях многоуровневой модели образования
ГУЗАНОВ
Борис николаевич,
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Машиностроительного института РГППУ, Екатеринбург
Соколова
татьяна Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Машиностроительного института РГППУ, Екатеринбург
В основу современных моделей образования положено свободное развитие личности, формирование способности к саморазвитию. В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается «периодически возобновляющееся образование» [1], или образование в течение всей жизни, которое может быть реализовано только в условиях многоуровневой системы образования, обладающей необходимой гибкостью формирования общекультурных и профессиональных компетенций специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики.
Многоуровневую подготовку можно рассматривать с двух позиций: как последовательный процесс, продолжающийся во времени, и как процесс качественный, то есть содержательный, углубляющийся. Данные процессы, как правило, происходят параллельно. Многоуров-невость системы образования предполагает наличие многих ступеней базового и профессионального образования: чем больше в системе завершенных подкрепленных соответствующими государственными документами уровней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пути познания, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях.
Законом «Об образовании в Российской Федерации» определены два уровня высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратура. Образовательная задача бакалавриата как полноценного высшего образования состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и пр.). Магистратуре наряду с общими чертами присущи и специфические, определяющие ее целевое назначение, содержательную наполненность, способы функционирования и организацию
По окончании программы бакалавриата обучающийся должен иметь возможность выбора такой образовательной траектории, которая в наибольшей степени поможет ему в самореализации и трудоустройстве. В условиях непрерывного образования между бакалавриатом и магистратурой может пройти определенное время, в течение которого выпускник приобретает опыт работы в определенной сфере деятельности и формирует свои образовательные потребности с учетом полученного опыта и с целью повышения уровня квалификации, приобретения компетенций, необходимых ему для продвижения на рынке труда. значит, должен быть предложен соответствующий образовательным потребностям спектр образовательных программ.
в отраслевом контексте
Реализация современных концепций развития образования способствует, с одной стороны, мобильному удовлетворению потребности предприятий в подготовленных кадрах, с другой - развитию системы взаимодействия между бизнес-сообществом и профессиональными образовательными учреждениями, при которой организации выполняют присущие им задачи, обеспечивая синергетический эффект. Решение задачи создания образовательного кластера для многоуровневой подготовки кадров в отраслевом контексте является одним из путей реализации сетевой модели взаимодействия на основе кластерного и компетентностного подходов.
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ОПК
Из числа инструментов и организационно-методического сопровождения практической реализации концепции образовательного кластера можно выделить разработку основных и дополнительных образовательных программ для многоуровневой подготовки кадров в отраслевом контексте [2].
Кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения РГППУ имеет десятилетний опыт подготовки педагогов профессионального обучения со специализацией в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством в машиностроении. результаты трудоустройства выпускников кафедры показывают, что выбранные места работы находятся в образовательных организациях, службах качества, отделах главных метрологов, стандартизации и сертификации машиностроительных и металлургических предприятий. Весьма вероятно, что направления дальнейшего развития квалификаций выпускников-бакалавров будут зависеть от выбранной сферы деятельности: педагогической, управленческой или производственной. Соответственно бакалавр будет усиливать выбранную для профессиональной деятельности компоненту и продолжать обучение в педагогическом, инженерном или управленческом аспекте.
Магистратура для машиностроения
Анализ ФГОС магистратуры позволяет выделить ряд направлений подготовки магистров, в частности «Менеджмент», «Стандартизация и сертификация» и «Управление качеством», которые становятся в настоящее время все более значимыми в связи с активизацией деятельности предприятий в области технического регулирования в условиях формирования единого экономического пространства на территории Таможенного союза. Заинтересованность в программе магистратуры по направлению «менеджмент» с профильной направленностью «управление коммерческой деятельностью на промышленных предприятиях (машиностроение и металлургия)» отмечается не только выпускниками вузов, но руководителями предприятий - участниками системы сетевого взаимодействия. результаты их опроса показывают, что, кроме специально подготовленных кадров, на предприятиях работают сотрудники, имеющие соответствующую подготовку и опыт организационной, управленческой деятельности, но обладающие лишь факультативно сформированным уровнем отраслевого знания.
В Машиностроительном институте РГППУ разработана программа подготовки магистров, область профессиональной деятельности которых связана с организациями и промышленными предприятиями машиностроительного комплекса любой организационно-правовой формы. Объектами профессиональной деятельности будущих магистров являются процессы управления коммерческой
деятельностью; процессы государственного и муниципального управления; научно-исследовательские процессы.
После завершения обучения выпускник будет подготовлен к реализации видов деятельности, конкретизированных в соответствии с профильной направленностью:
организационно-управленческая деятельность - управление предприятием и коммерческим подразделением; разработка стратегий развития коммерческой деятельности; управление проектами по торгово-технологическому развитию предприятия; управление качеством продукции;
аналитическая деятельность - анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений в области коммерческой деятельности, анализ и совершенствование существующих и перспективных форм организации управления, экспертиза основных фондов и продукции, анализ конъюнктуры рынка и моделирование процессов управления торгово-закупочной деятельностью, анализ технического уровня и уровня качества машиностроительной продукции;
научно-исследовательская деятельность -выявление и формулирование актуальных научных проблем в области управления коммерческой деятельностью, разработка организационно-управленческих моделей технологических процессов, оценка и интерпретация результатов, подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций, коммерциализация результатов научно-технической деятельности.
педагогическая деятельность - преподавание управленческих дисциплин и разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.
Совокупность полученных компетенций, соответствующих указанным видам деятельности, позволит выпускнику представленной образовательной программы магистратуры быть успешным на рынке труда и квалифицированно реализовать свой потенциал на предприятиях и в организациях машиностроительного и металлургического профиля.
Подготовка магистров по предложенной программе не исключает возможности повышения квалификации в смежных областях, поэтому в качестве вариантов для повышения квалификации может быть предложен спектр образовательных программ дополнительного профессионального образования, не входящих в рамки стандарта, но способствующих развитию компетенций, востребованных на рынке труда.
Литература
1. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations Division of Higher Education. UNESCO, 2002. 95 p.
2. Гузанов Б. Н., Соколова Т. Б., Бабкин Н. А. Концепция образовательного кластера многоуровневой подготовки кадров // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. №1. С. 16-20.
Создание образовательного кластера для многоуровневой подготовки кадров в отраслевом контексте является одним из путей реализации сетевой модели взаимодействия на основе кластерного и компетентностного подходов.
в условиях непрерывного образования между бакалавриатом и магистратурой может пройти определенное время, в течение которого выпускник приобретает опыт работы в определенной сфере деятельности и формирует свои образовательные потребности с учетом полученного опыта.