Концепция образовательного кластера многоуровневой
подготовки кадров Для предприятий, организа-
'» '»Х ций, образовательных учрежде-
ний значительную роль играют рыночные механизмы регулирования их деятельности. Традиционные инструменты повышения конкурентоспособности отраслей и регионов, развития инновационного потенциала в последнее время дополняются кластерной политикой, которая базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнес-сообществом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг.
Б. н. ГуЗАИов
доктор техн. наук, профессор, зав. кафедрой материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Машиностроительного института РГППУ, Екатеринбург
т. б. Соколова
канд. пед. наук, доцент кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Машиностроительного института РГППУ, Екатеринбург
н. А. БАБкин
директор Екатеринбургского промышленно-технологического техникума им. В. М. Курочкина, Екатеринбург
недостаточно развитая система взаимодействия между бизнес-сообществом и профессиональными образовательными учреждениями, способная мобильно удовлетворять потребности в подготовленных кадрах, вынуждает предприятия выполнять несвойственные им образовательные функции по переподготовке или дополнительной подготовке.
Устойчивая технологизация современного общества предъявляет к профессиональному образованию новые и достаточно высокие требования, которые в полной мере отражают достигнутый уровень науки и техники. В настоящее время без подготовки специалиста нового типа становится практически невозможно осваивать и эффективно использовать новейшие разработки в области высоких технологий, от внедрения которых зависит не только благополучие страны и уровень жизни населения, но и возможности производственной интеграции с другими развитыми странами [1]. Требования к качеству подготовки выпускника со стороны работодателей и государства формируются исходя из тенденций развития российской экономики в сторону изменений, связанных с переходом к инновационным технологиям, инженерии знаний, усилением доли определенных отраслей в конкретных географических зонах. В связи с этим возникают новые рыночные ниши в рамках отрасли, которые необходимо быстро наполнить кадрами разных уровней квалификации, обладающими востребованными компетенциями [2].
Переход к образовательным стандартам, основанным на компетентностном подходе, позволяет формулировать требования к выпускнику, адекватные потребностям рынка труда, но не снимает проблемы подготовки специалистов различных уровней образования с заданными в стандартах требованиями. Образовательные учреждения в основном используют технологии погружения обучающегося в режим учебной среды, формирующей знания и умения, моделирующей производственный процесс, т. е. полученные результаты обучения недостаточно связаны с реальным производством, что не в полной мере удовлетворяет потребности работодателей.
Таким образом, перед образовательными организациями, которые призваны формировать стратегии профессионального развития личности, координировать образовательные потребности, образовательное пространство и деятельность участников образовательного процесса, стоит проблема методологического и технологического свойства - повышение мобильности системы подготовки кадров для определенной отрасли на основе многоуровневых образовательных траекторий в соответствии с запросами рынка.
Современная российская экономика и общественные отношения требуют от системы образования формирования таких кадров, которые, с одной стороны, позволят направить экономику на инновационный путь развития,
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
с другой - способны к ранней социализации с последующим наращиванием интеллектуального, общественного и профессионального потенциала для достижения стратегических, тактических целей развития личности, общества, государства.
Удовлетворение требований личности, общества, экономики в контексте функционирования системы образования стало возможным в рамках многоуровневого образования. В этом случае реализуется поэтапное прохождение индивидом уровней образования с возможностью выхода на рынок труда с каждого уровня и развитие партнерских отношений между профессиональными образовательными учреждениями, предприятиями отраслей, соответствующих направлениям подготовки, и другими заинтересованными организациями. Что весьма важно, система многоуровневого профессионального образования становится неотъемлемым условием формирования динамично развитого специалиста, подготовленного к универсальной деятельности.
В Уральском регионе наращивает темпы модернизация машиностроительной и металлургической отраслей. Опрос руководителей крупных предприятий Свердловской области показал, что важнейшим фактором реализации инновационных преобразований являются подготовленные кадры. В этих условиях основным приоритетом становится не только развитие материальной базы промышленности, но и подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля [3]. Недостаточно развитая система взаимодействия между бизнес-сообществом и профессиональными образовательными учреждениями, способная мобильно удовлетворять потребности в подготовленных кадрах, вынуждает предприятия выполнять несвойственные им образовательные функции по переподготовке или дополнительной подготовке рабочих, техников, инженеров. Все это в совокупности влечет за собой дополнительные затраты для предприятий и снижает конкурентоспособность образовательных учреждений региона.
Синергетический эффект
Можно считать, что формирование образовательного кластера для многоуровневой подготовки кадров в отраслевом контексте будет способствовать развитию практики партнерских отношений, при которой организации -участники кластера выполняют присущие им задачи, обеспечивая синергетический эффект. Первоочередная задача, которую необходимо решить при создании образовательного кластера, состоит в разработке его структурно-функциональной модели для многоуровневой подготовки кадров, построенной на основе сетевого взаимодействия промышленных предприятий, образовательных учреждений разных уровней и органов управления экономикой и образованием региона. Модель позволит обеспечить теоретическое сопровождение
кадровой поддержки инновационных преобразований в отраслях.
Новизна поставленной задачи актуализируется в виде следующих положений:
- на методологическом уровне в применении кластерного подхода как инструмента повышения мобильности и конкурентоспособности системы профессионального образования в процессе подготовки профессиональных кадров;
- на теоретическом уровне развивает принятую систему многоуровневой подготовки кадров путем выявления кластерных взаимосвязей и создания благоприятных условий для их дальнейшего развития;
- на технологическом уровне состоит в разработке механизма реализации модели образовательного кластера многоуровневой подготовки кадров посредством организации процесса профессиональной подготовки по различным траекториям в системе «школа - колледж - вуз» на основе учета интересов участников кластера.
В основу решения поставленной задачи нами положена интегративная система, основу которой составляли концепции, выбранные в соответствии со спецификой Уральского региона. В тесной взаимосвязи необходимо применение кластерного подхода; компетент-ностного подхода к формированию содержания образования; современных тенденций обеспечения качества профессионального образования, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, международных стандартах по системам менеджмента качества, стандартах и директивах Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании; концепции маркетингового управления образованием. Для достижения планируемого результата многоуровневой подготовки необходимо использовать инструментарий указанных областей знания, методы структурного и функционального моделирования.
Моделирование многоуровневой подготовки
Педагогическое моделирование системы многоуровневой подготовки на основе кластерного подхода целесообразно осуществить в виде следующих последовательно выполняемых этапов:
- анализ моделей образовательных кластеров, принятых в мировой практике;
- моделирование траекторий многоуровневой подготовки кадров в интересах отрасли в системе «школа - колледж - вуз» на основе определения преемственности между образовательными стандартами родственных специальностей разных уровней образования и востребованных работодателями компетенций;
- моделирование сетевого взаимодействия
Формирование образовательного кластера ... будет способствовать развитию практики партнерских отношений, при которой организации - участники кластера выполняют присущие им задачи, обеспечивая синергетический эффект.
элементов образовательного кластера с целью их вовлечения в процесс многоуровневой подготовки кадров;
- структурно-функциональное моделирование образовательного кластера, построенного на основе сетевого взаимодействия представителей бизнес-сообщества, образовательных учреждений разных уровней и органов управления экономикой и образованием региона, которое позволит обеспечить кадровую поддержку инновационных преобразований в отрасли.
В настоящее время создана инициативная рабочая группа для решения поставленной задачи в Уральском регионе. Работа ведется в рамках взаимодействия с потенциальными участниками кластера по нескольким направлениям.
Во-первых, осуществляется формирование методологии моделирования образовательного кластера для непрерывной подготовки кадров (на примере области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством в машиностроении и металлургии), что создает теоретическую основу для выявления кластерных взаимосвязей и благоприятные условия для их дальнейшего развития.
Во-вторых, в условиях Екатеринбургского промышленно-технологического техникума им. В. М. Курочкина (многофункциональный образовательный центр) проводится выявление востребованных работодателями компетенций в выбранной области, анализ образовательных стандартов разных уровней образования по родственным машиностроительным и металлургическим специальностям, связанных с метрологией, стандартизацией, сертификацией и управлением качеством для определения преемственности между ними. Участниками рабочей группы осуществляется выявление кластерных взаимосвязей в области метрологии, стандартизации, сертификации
и управления качеством в машиностроении и металлургии в Уральском регионе, разработка организационно-методического инструментария для апробации структурно-функциональной модели образовательного кластера.
В-третьих, начата разработка механизма установления обратной связи в рамках партнерских отношений между организациями -участниками образовательного кластера для планирования и дальнейшей реализации возможных корректирующих мероприятий.
В качестве инструментов и организационно-методического сопровождения практической реализации концепции образовательного кластера ведется разработка основных и дополнительных образовательных программ предпрофильной, профильной подготовки школьников, программ подготовки на уровне среднего профессионального образования, программ бакалавриата и магистратуры.
В дальнейшем концепция образовательного кластера для многоуровневой подготовки кадров может быть предложена для применения в других областях практикоориентированной многоуровневой подготовки кадров.
Литература
1. Гузанов Б. Н., Дульцев С. Н. Информационное сопровождение курсового проектирования с целью повышения качества инженерной подготовки в техническом вузе // Образование и наука. 2012. № 4 (93). С. 84-92.
2. Назаров С. А. Проектирование как технология построения информационно-образовательной среды технического вуза // Аспирант и соискатель. 2006. № 4. С. 158-161.
3. Гузанов Б. Н., Кривоногова А. С. Формирование готовности педагогов профессионального обучения к подготовке высококвалифицированных рабочих для предприятий машиностроения // Вестник Чел. гос. пед. унта. 2010. № 7. С. 102-113.
Информация
6 июня 2013 года в филиале РГППУ в г. Березовском состоится III Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Прикладной бакалавриат как интеграция среднего и высшего профессионального образования»
Основная тематика конференции:
- психолого-педагогические условия организации обучения по программам прикладного бакалавриата;
- особенности теоретической и практической подготовки по программам прикладного бакалавриата;
- условия интеграции среднего и высшего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата;
- интеграционные тенденции при подготовке специалистов по программам прикладного бакалавриата.
По вопросам участия обращаться по телефону (34369) 4-60-60 или электронной почте: [email protected].