модели взаимодействия
рабочие профессии
Обучение рабочей профессии как элемент системы подготовки высококвалифицированных специалистов в техническом вузе
гузанов
Борис николаевич,
доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения РГППУ, Екатеринбург
кривоногова
Анна Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения РГППУ, Екатеринбург
работодатели хотят принимать на работу качественно подготовленные кадры, не вкладывая в их образование собственные средства.
Одним из основных противоречий, сдерживающих развитие качественного профессионального образования, является различие представлений о целях, содержании и формах подготовки будущих технических специалистов у научно-педагогических кадров, осуществляющих инженерную подготовку, и работодателей, пользующихся результатами деятельности этих специалистов. Причина такого противоречия обусловлена тем, что работодатели хотят принимать на работу качественно подготовленные кадры, не вкладывая в их образование собственные средства, слабо участвуя в организации их практической подготовки на предприятии.
очевидно, что обеспечить высокую профессиональную компетентность специалиста можно в условиях современной системы комплексной подготовки, обеспечивающей тесную взаимосвязь разностороннего теоретического обучения и практики в условиях промышленного производства. данный аспект нашел отражение в стратегии подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года, утвержденной Минобрнауки. согласно одному из основных принципов стратегии ведущая роль в подготовке квалифицированных кадров отводится государственно-частному партнерству. в соответствии с этим необходимо создавать территориальные образовательные кластеры, объединяющие предприятия реального сектора экономики и организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке квалифицированных кадров.
Система профессиональной подготовки в настоящее время еще не в полной мере нацелена на формирование специалистов инновационного типа, более того, происходит серьезное снижение квалификации большинства сегодняшних выпускников-инженеров. В современных социально-экономических условиях уровень подготовки технических специалистов оценивается работодателями весьма низко, что может быть обусловлено недостаточной связью учебного процесса с задачами реального производства и слабым участием работодателей в организации инженерно-технического образования.
Проблема дефицита квалифицированных рабочих и ее решение
Предприятия, использующие современную технику и технологии, нуждаются в технически подготовленных работниках, которые могут решать задачи физического и интеллектуального характера. в связи с этим на некоторые рабочие места требуются кадры средней и высокой квалификации, имеющие высшее профессиональное образование, которые, освоив рабочую профессию, смогут работать с технологическим оборудованием, в том числе на основе компьютерных технологий. решение проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров для предприятий машиностроения видится нами в подготовке будущих специалистов по нескольким смежным рабочим профессиям.
в контексте инженерно-технического образования рабочую профессию следует рассматривать как ценность, включающую в себя отношение к труду рабочего, жизненную необходимость и внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества. в условиях профессионального самоопределения и становления рабочая профессия приобретает определенную значимость для любого человека с точки зрения полноценного всестороннего развития социально ответственной личности. Идея соединения обучения с производительным трудом находит отражение во многих исследованиях, в частности П. р. Атутов отмечает, что подобное соединение как определяющее звено политехнического образования способствует формированию всесторонне развитой личности, обладающей политехническими качествами. [1]. в этом смысле обучение рабочей профессии будущего специалиста предполагает, что объектом усвоения являются не столько способы преобразования материалов, сколько способы
10 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 5/2014
рабочие профессии
модели взаимодействия
получения, применения, трансформации научных знаний и информации в процессе создания того или иного продукта.
Функциональный анализ изменений в содержании и характере профессиональной деятельности специалиста технического профиля обусловливает необходимость в качественных изменениях в системе и содержании профессионального образования, усилении его ориентации на потребности рынка труда. Ведущей деятельностью бакалавров по техническим направлениям подготовки является производственно-технологическая, реализация которой требует наличия не столько специальных знаний, умений и компетенций, сколько владение навыками рабочей профессии в части использования типовых методов контроля качества выпускаемой продукции; обслуживания технологического оборудования для реализации производственных процессов; наладки, настройки, регулирования технологического оборудования и программных средств.
Все это становится возможным, если система комплексной подготовки будет интегрировать глубокую фундаментальную подготовку по техническим дисциплинам и производственное обучение, что создаст условия формирования компетенций по рабочей профессии. В связи с этим актуальной становится разработка образовательных программ, учитывающих запросы работодателей, требования отрасли и содержащих совокупность технических и производственных задач и ситуаций, позволяющих в полной мере будущим выпускникам овладеть профессией технического профиля и стать грамотными специалистами.
Алгоритм комплексной подготовки
В организации комплексной подготовки можно выделить следующие этапы:
- на первом курсе осуществляется формирование системы базовых ключевых компетенций будущего бакалавра, освоение первоначальных умений и навыков по рабочей профессии в учебных мастерских;
- на втором-третьем курсах осуществляется формирование системы профессиональных компетенций в условиях теоретического обучения и квазипрофессиональной деятельности, прохождение производственной практики, закрепление навыков по рабочей профессии на предприятиях, получение квалификационных разрядов;
- на четвертом курсе осуществляется реализация профессиональных компетенций путем включения студентов в учебно-производственную деятельность, овладение смежными профессиями, освоение видов деятельности техников и инженерно-технических работников.
Учебно-производственная деятельность
Качество подготовки специалиста зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.
Развитие технологий существенно опережает профессиональное образование, которое требует регулярного обновления не только содержания обучения, но и лабораторного оборудования. Виртуальное изучение студентами современной техники и технологий производства не может обеспечить требуемый уровень подготовки. Решение данной проблемы видится во взаимодействии образовательных учреждений и предприятий в условиях учебно-производственной деятельности студентов.
Существенное отличие предложенной комплексной подготовки заключается в интеграционной целостности инженерно-технической и производственной подготовки на базе вуза и предприятий. При этом требуемый уровень теоретической подготовки определяется ФГОС, программами дисциплин и обеспечивается профессорско-преподавательским составом вуза. Уровень практической (производственной) подготовки устанавливается и обеспечивается совместно с работниками предприятий. В процессе подобной учебно-производственной деятельности происходит формирование опыта практической деятельности, который, наряду со знаниями и умениями по рабочей профессии, служит основой для изучения специальных дисциплин и формирования профессиональной компетентности будущего бакалавра.
Данная форма освоения современного технического оснащения предприятий является наиболее целесообразной как с экономической точки зрения, так и с социальной. Экономический аспект связан с сокращением затрат на производственные практики и материально-техническое оснащение лабораторий и мастерских. Социальный аспект обусловливается созданием условий, обеспечивающих опережающую социализацию, самоопределение и профессионализацию будущих специалистов на предприятии. Участие студентов на всех стадиях технологического процесса создания продукции будет способствовать адекватной самооценке и определению своего профессионального места, позволит им стать полноценными участниками производственного процесса.
***
Обучение рабочей профессии в процессе учебно-производственной деятельности является основой становления профессиональных качеств личности будущего технического специалиста. Создание условий для производственного обучения на базе предприятий позволит частично решить проблемы дефицита кадров по рабочим профессиям и усилит профессиональную мотивацию выпускников к деятельности на предприятиях машиностроительного комплекса.
Литература
1. Атутов П. Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика, 1999. № 2. С. 17-20.
Решение проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров для предприятий машиностроения -в подготовке будущих специалистов по нескольким смежным рабочим профессиям.
В контексте инженерно-технического образования рабочую профессию следует рассматривать как ценность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 5/2014 Ц