2010 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 8. Вып. 2
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Б. Бухарова, Л. К. Витковская, М. И. Элияшева
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье рассматриваются опыт и результаты формирования многоуровневой системы управленческой подготовки в Сибирском федеральном университете, а также анализируются ключевые условия и факторы, по сей день определяющие перспективу развития данного направления образовательной деятельности. Авторы характеризуют логику развития управленческого образования в Сибирском федеральном университете на основе опыта вузов, вошедших в его состав.
Ключевые слова: федеральный университет, отраслевая и функциональная специализация управленческой подготовки, модель управленческого образования, многоуровневая подготовка.
Масштаб изменений, произошедших в экономике России за последние 20 лет, существенно повлиял на образовательную деятельность вузов. Наиболее динамично развивающейся стала сфера управленческого образования. Наблюдается концептуальное переосмысление фактического изменения учебных планов, базовых принципов и содержания подготовки менеджеров. Естественно, что каждое образовательное учреждение, реализующее подготовку в области менеджмента, имеет индивидуальную историю, свои особенности, опыт и достижения.
Открытие в 2006 г. Сибирского федерального университета (СФУ), наряду с Южным федеральным университетом, положило начало формированию сети федеральных университетов России, перед которыми поставлены амбициозные задачи в рамках модернизации системы российского образования [О внесении изменений..., 2009].
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 1518-р и Приказа Федерального агентства по образова-
© Е. Б. Бухарова, Л. К. Витковская, М. И. Элияшева, 2010
нию от 28 ноября 2006 г. № 1417 «О федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального обучения „Сибирский федеральный университет"» государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования: «Красноярский государственный университет», «Красноярский государственный технический университет», «Красноярская государственная архитектурно-строительная академия», «Государственный университет цветных металлов и золота» — были реорганизованы в федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «Сибирский федеральный университет» в целях:
♦ обеспечения поддержки модернизации системы высшего профессионального образования;
♦ повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Сибирского федерального округа;
♦ подготовки высококвалифицированных кадров;
♦ укрепления научно-образовательных и производственно-технических связей с зарубежными странами.
Миссия Сибирского федерального университета определена как производство глобально значимых знаний и технологий, а также подготовка кадров, способных влиять на мировые процессы. Стратегическая цель СФУ — достижение к 2020 г. международной конкурентоспособности на основе концентрации и оптимизации ресурсов, привлечения значимых инвестиций в развитие университета в рамках государственно-частного партнерства для модернизации исследовательской и образовательной деятельности, качественного развития кадрового потенциала вуза, создания современных образовательных ресурсов.
КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СФУ
Сибирский федеральный университет, созданный в 2006 г., имеет весьма короткую историю подготовки управленческих кадров. Однако каждый из вузов, вошедших в СФУ, имел свои традиции управленческой подготовки, реализовывал соответствующий пакет программ в области управленческого образования, ориентированных на определенные сегменты рынка. В результате реорганизационных мероприятий в рамках СФУ к 2007 г. были сформированы два института, реализующие образовательные программы в области подготовки управленческих кадров:
♦ Институт экономики, управления и природопользования (ИЭУиП), который создан на базе экономического факультета Красноярского государственного университета (КрасГУ). Опирается на традиции классического академического университетского образования;
♦ Институт градостроительства, управления и региональной экономики (ИГУРЭ), объединивший экономический факультет Красно-
ярской государственной архитектурно-строительной академии, факультет управления и бизнес-технологий Красноярского государственного технического университета, факультет прикладной экономики и управления экономическими системами Государственного университета цветных металлов и золота. Базируется на традициях подготовки инженерно-управленческих кадров.
В процессе создания в СФУ двух институтов, осуществляющих обучение управленцев, был проведен процесс оптимизации подготовки специалистов, бакалавров и магистров с целью исключения дублирующих программ, а также приняты две взаимодополняющие концепции построения системы управленческого образования.
Подготовка управленческих кадров в Институте градостроительства, управления и региональной экономики связана с удовлетворением специфических узкоотраслевых потребностей предприятий в рамках следующих специальностей: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 080507.65 «Менеджмент организации (по отраслям)», 080801.65 «Прикладная информатика (по областям)». При этом большая часть (более 60%) обучающихся приходится на специальность «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Направленность подготовки по управленческим специальностям в ИГУРЭ СФУ соответствует отраслевым специализациям экономических факультетов вузов, вошедших в состав СФУ:
♦ факультет управления и бизнес-технологий Красноярского государственного технического университета:
— экономика и управление на предприятии (в машиностроении, энергетике, нефтегазовой отрасли, на воздушном транспорте, на автомобильном транспорте) — 28% набора на 1-й курс в 2010 г.;
— менеджмент организации (промышленность) — 6%;
— прикладная информатика (в экономике) — 5%;
— прикладная информатика (в управлении) — 5%;
— прикладная информатика (в международном бизнесе) — 5%;
♦ факультет прикладной экономики и управления экономическими системами Государственного университета цветных металлов и золота:
— экономика и управление на предприятии (в металлургии, горном деле, природопользовании, городском хозяйстве) — 15%;
— менеджмент организации (металлургия) — 8%;
♦ экономический факультет Красноярской государственной архитектурно-строительной академии:
— экономика и управление на предприятии (в строительстве) — 19%;
— менеджмент организации (строительство) — 5%;
— прикладная информатика (в рекламе) — 4%.
Закрепление студентов в ИГУРЭ СФУ не только по специальностям, но и по отраслевым специализациям осуществляется при наборе студентов на первый курс через зачисление по раздельным конкурсам и сохраняется в течение всего периода обучения.
В основу концепции управленческого образования в Институте экономики, управления и природопользования СФУ была положена подготовка кадров по функциональным областям управления для организаций различных сфер хозяйствования: реального сектора экономики, сферы услуг, общественного сектора, органов государственной власти и местного самоуправления. Содержание образовательных программ в первую очередь включает общую управленческую подготовку, единую для всех специальностей и направлений, с последующей специализацией в рамках специальностей «Менеджмент организации», «Антикризисное управление» и профилей направления «Менеджмент», ориентированных на функциональные области менеджмента:
♦ стратегический менеджмент — 19% обучающихся в 2009/2010 учебном году;
♦ управление персоналом — 12%;
♦ финансовый менеджмент — 21%;
♦ управленческий учет — 13%;
♦ антикризисное управление — 13%;
♦ государственное и муниципальное управление — 17%;
♦ маркетинг — 5%.
При этом специализация и профилизация управленческой подготовки не закрепляются при поступлении студентов на первый курс, а формируются в процессе учебы на основе выбора, осуществляемого студентами в рамках индивидуальных траекторий обучения. Как показывает опыт СФУ, в последние годы значительно возросли потребности бизнеса в специалистах в области стратегического и финансового менеджмента. Выпускники Института экономики, управления и природопользования СФУ работают во всех секторах экономики края, при этом в 2009 г. трудоустроились:
♦ в реальном секторе экономики — 30% выпускников;
♦ бюджетных организациях — 10%;
♦ сфере услуг — 45%;
♦ сфере государственного и муниципального управления — 15%.
Таким образом, в период становления Сибирского федерального университета (2006-2010 гг.) система подготовки управленческих кадров включает две взаимодополняющие концепции: отраслевую и функциональную специализацию управленческой подготовки, каждая из которых реализуется в рамках отдельного института.
Переход на двухуровневую систему подготовки по основным образовательным программам, федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО-3) обозначили основные требования к формированию содержания и структуры образовательных программ в части базовой (обязательной) и вариативной (профильной) подготовки, последняя из которых дает обучающимся возможность расширения знаний, умений и навыков для успешного выполнения конкретного вида профес сиональной деятельности.1 Выделение при разработке ФГОС ВПО-3 профилей подготовки, которые в значительной степени ориентированы на функциональные области менеджмента, подтвердило справедливость концепции функциональной специализации управленческого образования Института экономики, управления и природопользования. В связи с этим целесообразно более подробно рассмотреть опыт развития управленческой подготовки в СФУ на примере именно этого института.
СТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Как отмечалось, существующие в СФУ концепции подготовки управленческих кадров сформировались на основе использования предшествующего опыта вузов, вошедших в его состав. При этом становлению функциональной специализации управленческой подготовки, исторически базирующейся на принципах фундаментального университетского образования, предшествовал более чем 25-летний опыт работы экономического факультета Красноярского государственного университета.
Изначально, в 1980-х гг., на экономическом факультете классического университета, который стал ядром ИЭУиП СФУ, фокус подготовки был сосредоточен на образовательных программах экономического профиля. В течение первых 10 лет произошло фактическое становление факультета как крупнейшего в Сибири центра подготовки высококвалифицированных кадров в области экономики. К началу 1990-х гг. обнаружился дефицит профессиональных управленческих кадров в народнохозяйственном комплексе Красноярского края и Сибири, а подготовка студентов по экономическим специальностям его не покрывала, так как почти не содержала разделов, связанных с теорией и практикой управления.
Открытие подготовки по управленческим специальностям на экономическом факультете было подчинено решению таких стратегических задач, как:
♦ создание современной системы многоуровневой подготовки менеджеров для предприятий и организаций различных форм собственности, обладающих знаниями, умениями и навыками, необходи-
1 Проект ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
мыми в условиях рыночной экономики и способных осуществлять эффективное управление;
♦ формирование и развитие управленческой культуры и бизнес-среды в регионе;
♦ завоевание лидерских позиций на рынке услуг в области управленческого образования.
Ввиду того что становление управленческого образования в университете пришлось на период трансформационных процессов в экономике и общественной жизни страны, характеризующихся высокой степенью неопределенности, модель управленческого бизнес-образования 1990-х гг. строилась на ряде предпосылок:
♦ жизненный цикл действующих образовательных программ будет априорно коротким, следовательно, необходимо выявлять вызовы и потребности будущего развития и в соответствии с этим непрерывно обновлять структуру и содержание образовательных программ, расширять многообразие форматов обучения;
♦ образовательные программы, с одной стороны, должны быть направлены на формирование нового мышления и в этом смысле содержать компоненты фундаментального теоретического обучения, с другой — ориентироваться на формирование практических навыков;
♦ подготовку менеджеров следует акцентировать скорее на функциональных областях управления, а не на отдельных видах бизнесов, отраслей и предприятий;
♦ в условиях неопределенности и непрерывной трансформации резко возрастает роль аналитических навыков управленца, а следовательно, и аналитической составляющей бизнес-образования;
♦ управление программами должно быть гибким и адаптивным, подстраивающимся под быстроменяющиеся условия и приоритеты развития.
Модель управленческого образования, реализованная в 1990-х гг. на экономическом факультете КрасГУ, — это модель университетского бизнес-образования, ориентированная на междисциплинарную подготовку со значительной теоретической и аналитической составляющими, которая осуществлялась в формате многоуровневого обучения. С одной стороны, это широкий спектр управленческих специальностей, направлений бакалавриата и магистратуры в рамках основных образовательных программ, с другой — многообразие программ дополнительного профессионального образования в области экономики и управления.
Именно в эти годы были открыты четыре управленческие специальности («Менеджмент организации», «Антикризисное управление», «Госу-
дарственное и муниципальное управление», «Маркетинг») и бакалаврская подготовка по направлению «Менеджмент», которые были сосредоточены на функциональных областях управленческой деятельности. Можно согласиться с мнением И. Н. Баранова (см.: [Баранов, 2010]) о том, что стратегия вузов этого периода, основанная на расширении разнообразия за счет увеличения числа специальностей, зачастую негативно влияла на качество подготовки специалистов. Однако, учитывая данный факт, содержательная и организационная составляющие модели управленческого образования строились таким образом, чтобы демпфировать негативные последствия подготовки по широкому спектру специальностей.
В содержательной составляющей при формировании учебных планов как экономических, так и управленческих специальностей и направлений были выделены:
♦ общие инвариантные модули дисциплин фундаментальной теоретической подготовки: математических; по теории экономики и управления; по методам экономических измерений, прикладным моделям анализа деятельности организаций; дисциплин, связанных с анализом институциональных условий функционирования организаций;
♦ инвариантный модуль общепрофессиональной управленческой подготовки, включающий дисциплины: «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом», «Финансовый менеджмент», «Производственный менеджмент», «Логистика», «Основы маркетинга» и др.
С учетом инвариантных предметных модулей теоретической подготовки были унифицированы учебные планы экономических и управленческих специальностей и направлений бакалавриата, а тесное взаимодействие в рамках классического университета с математическим, юридическим, психолого-педагогическим факультетами позволило обеспечить преподавание соответствующих дисциплин квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами. Далее учебные планы по управленческим специальностям и направлениям были унифицированы в рамках модуля инвариантных дисциплин в части общепрофессиональной управленческой подготовки. Унификация учебных планов проводилась в рамках требований государственных образовательных стандартов первого и второго поколений за счет регионального (вузовского) компонента, а также дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых вузом (факультетом).
Унификация учебных планов предоставила возможность: во-первых, создать организационный механизм, позволяющий студентам выбирать специальности, специализации и области деятельности в процессе об-
учения; во-вторых, оптимизировать учебный процесс с точки зрения наполняемости учебных групп и лекционных потоков, индивидуальной нагрузки преподавателей, решения вопросов бюджетно-финансовой эффективности.
Так, поступление на экономический факультет осуществлялось по общему конкурсу, и в течение трех семестров студенты обучались по единому учебному плану, содержавшему инвариантные модули теоретических дисциплин. Распределение студентов по направлениям и специальностям проводилось с учетом рейтинга, накопленного за период обучения, и в рамках выбранных специальностей индивидуальный учебный план студента пополнялся профессиональными и специальными дисциплинами. Студентам предоставлялся набор специальных курсов и дисциплин по выбору, в том числе из перечня подготовки экономистов.
В подтверждение оправданности выбранной стратегии подготовки управленческих кадров можно привести следующие аргументы. Во-первых, существовал постоянный рост спроса на управленческую подготовку (ежегодный конкурс при поступлении на первый курс был самым высоким среди экономических факультетов и вузов г. Красноярска).
Во-вторых, структура трудоустройства выпускников по сферам экономической деятельности и динамика их карьерного роста свидетельствуют об их востребованности организациями из различных сфер деятельности. Начало работы большинства выпускников после окончания вуза было связано с аналитической деятельностью в корпорациях, консалтинговых и финансовых компаниях, органах государственной власти. Однако необходимо отметить, что многие выпускники в течение 3-5 лет занимали ведущие управленческие позиции или создавали собственные бизнесы, при этом их успешность и значительный карьерный рост реализуются в различных секторах экономики.
В-третьих, подход к формированию и реализации учебных планов по управленческим специальностям и направлениям экономического факультета соответствовал тенденциям в практике модернизации учебного процесса в ведущих российских вузах, и многие элементы такого подхода были заложены при разработке ФГОС ВПО-3. Так, при формировании требований к структуре основной образовательной программы бакалавриата «Менеджмент» в базовые (обязательные) части соответствующих учебных циклов включена большая часть преподаваемых дисциплин, входящих в инвариантные модули фундаментальной теоретической и общепрофессиональной управленческой подготовки2.
2 Проект ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАК СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Важным этапом развития функциональной специализации подготовки управленческих кадров на экономическом факультете стало открытие в начале 2000-х гг. магистерской подготовки. Магистерская программа «Общий и стратегический менеджмент» носила академический характер и была ориентирована на подготовку кадров для научно-образовательной сферы.
Формирование и развитие системы многоуровневого управленческого образования потребовало мобилизации внутренних ресурсов факультета и университета в целом на решение приоритетных задач, таких как:
♦ разработка содержания новых управленческих дисциплин;
♦ внедрение новых образовательных технологий;
♦ переподготовка действующих преподавателей;
♦ подготовка молодых преподавателей в области управления;
♦ привлечение к реализации учебного процесса ведущих специалистов-практиков.
В период с 1990 по 2005 г. на экономическом факультете была проведена работа по разработке совершенно новых по содержанию курсов, отражающих специфику управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, а также актуализированы традиционные для управленческой подготовки теоретические дисциплины. Содержание и перечень курсов, их группировка по блокам или модулям, междисциплинарные связи неоднократно обновлялись. Значимую поддержку в части разработки методического обеспечения на этом этапе оказали учебно-методические объединения, возглавляемые Государственным университетом управления, Государственным университетом — Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ), Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики.
В это же время усилилось понимание необходимости использования в рамках программ управленческой подготовки новых методов обучения. Привычные традиционные формы — проведение занятий в виде лекций и семинаров, выполнение контрольных работ, написание курсовых и рефератов — уже не могли быть достаточно эффективными при формировании и развитии практических управленческих навыков. При подготовке управленцев начали широко внедряться так называемые активные методы обучения: анализ кейсов, деловые и ролевые игры, специальные упражнения и др. В учебном процессе усиливалась информационная составляющая, многие практические курсы строились с использованием информационных технологий.
Изменившиеся требования к учебно-методическому обеспечению, формам организации образовательного процесса повлекли за собой необходимость совершенствования работы профессорско-преподавательского
состава и привлечения к преподаванию ведущих специалистов из бизнеса. На протяжении всего периода существования экономического факультета большое внимание уделялось развитию профессиональных навыков преподавателей через повышение квалификации и переподготовку, развитие аспирантуры, участие в консалтинговых и исследовательских проектах, осуществление взаимодействия с российскими и зарубежными вузами.
Показательным примером такого взаимодействия стало плодотворное сотрудничество экономического факультета с Ассоциацией развития управления, возглавляемой О. С. Виханским. Одной из целевых установок Ассоциации развития управления было обновление методов преподавания управленческих дисциплин. Отделение Ассоциации при университете стало центром разработки активных методов обучения и площадкой, где преподаватели вузов г. Красноярска могли обсудить внедрение новых образовательных технологий в курсы как основных образовательных программ, так и образовательных программ, ориентированных на бизнес-среду.
В качестве еще одного примера можно привести сотрудничество экономического факультета Красноярского государственного университета и Вашингтонского государственного университета (1993-2000 гг.). При гран-товой поддержке ШАГО в г. Красноярске на базе университета был создан Центр поддержки малого и среднего бизнеса. В рамках этого Центра преподавателями экономического факультета и сотрудниками Вашингтонского государственного университета оказывались консультационные и образовательные услуги индивидуальным предпринимателям, собственникам и руководителям малых и средних предприятий различных отраслей, проводились исследования по заказу предприятий города. Более 30 преподавателей экономического факультета и администраторов Центра прошли обучение и стажировки в Вашингтонском университете по программам «Профессиональный бизнес-тренер» и «Профессиональный бизнес-консультант». Около 15 выпускников программы МВА Вашингтонского университета прошли постпрограммные стажировки в Центре поддержки малого и среднего бизнеса в г. Красноярске. Интенсивное вовлечение преподавателей в консалтинговую и тренинговую деятельность, обмен опытом и взаимодействие с российскими и зарубежными коллегами не только оказали существенное влияние на развитие программ для бизнес-аудитории, но и вызвали трансформацию содержания и методических подходов к преподаванию управленческих дисциплин по основным образовательным программам.
Для расширения масштабов подготовки молодых преподавателей была открыта аспирантура и впоследствии — диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Открытие аспирантуры стало дополнительным импульсом к расширению исследовательской деятельности преподавателей в области теории и практики управления.
Важным элементом развития модели функциональной подготовки кадров явились программы дополнительного профессионального образования. Высокие требования к квалификационным характеристикам преподавателей, содержанию и методическому обеспечению учебного процесса стал предъявлять качественно изменившийся контингент студентов и слушателей, имеющих опыт работы в бизнесе и испытывающих недостаток в экономических и управленческих знаниях. На волне растущего спроса были реализованы различные форматы дополнительного профессионального бизнес-образования:
♦ программы, ориентированные на получение второго высшего образования;
♦ программы подготовки антикризисных управляющих;
♦ корпоративные образовательные программы;
♦ краткосрочные тренинги в сочетании с реализацией консалтинговых проектов;
♦ программы повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих;
♦ Президентская программа подготовки управленческих кадров.
Программы разрабатывались и осуществлялись по заказу конкретных
предприятий и организаций, а также федеральных и региональных органов власти. Уровень реализации программ дополнительного профессионального образования подтвержден соответствующими общественными и профессиональными аккредитациями.
Реализация программ дополнительного профессионального образования и обучение студентов на основных образовательных программах на коммерческой основе позволили получать дополнительные финансовые ресурсы, которые инвестировались в создание условий для дальнейшего развития: в укрепление материальной базы учебного процесса (28%), совершенствование кадрового потенциала (57%) и модернизацию информационно-методического обеспечения (15%).
Администрирование образовательной, исследовательской и финансовой деятельности осуществлялось в рамках обособленного структурного подразделения — экономического факультета, что позволяло гибко реагировать на изменения внешней среды путем разработки и реализации новых востребованных программ различных типов и способствовало устойчивому развитию модели многоуровневого управленческого образования.
В качестве основных результатов этапа становления и развития данной модели управленческой подготовки можно выделить следующие.
1. Сформирована базовая модель университетского многоуровневого управленческого образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, дополнительное образование), занявшая лидерские позиции на рынке образовательных услуг региона. В сфере
дополнительного управленческого образования более 60% рынка образовательных услуг приходилось на программы экономического факультета университета, где ежегодно обучалось свыше 2500 слушателей. В течение этого периода по основным образовательным программам на фоне высоких конкурсов при поступлении наблюдался рост численности студентов. Вместе с тем более высокими темпами увеличивалась доля коммерческих студентов, которая составила около 55% общего контингента обучающихся по управленческим программам.
2. Произошла специализация управленческого образования по принципу выделения ключевого потребителя: с одной стороны, на программы, ориентированные на потребности органов государственного и муниципального управления; с другой — на программы, сфокусированные на удовлетворение образовательных потребностей и ликвидацию образовательных дефицитов представителей бизнеса реального сектора и сферы услуг.
3. Сформирована содержательная и методическая база обучения по программам каждого уровня: осуществление обучения по унифицированным учебным планам, внедрение современного контента преподаваемых дисциплин, преподавание управленческих дисциплин преимущественно на основе активных методов обучения.
4. Создана качественно новая команда преподавателей и консультантов (состоящая как из штатных сотрудников факультета, так и из приглашенных специалистов — представителей бизнеса), владеющих современными методиками обучения менеджменту, имеющих опыт управленческого консалтинга и исследований в сфере бизнеса.
5. Обеспечены междисциплинарные связи посредством организации взаимодействия кафедр экономического и управленческого профиля, математического, юридического и психолого-педагогического факультетов.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СФУ
Изменившиеся к началу XXI в. экономические условия России — ориентация на рыночную экономику, структурные изменения, появление предпринимательства как законного вида деятельности — обусловили быстрый рост управленческого и бизнес-образования и поиск эффективных образовательных форматов. Неслучайно за этот период было принято два поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, неоднократно менялся перечень специальностей и направлений подготовки. Развитие управленческого образования шло в
рамках традиционной, проверенной годами модели российского образования и максимально использовало накопленный опыт. В это же время выделилась группа образовательных учреждений — лидеров в сфере управленческого образования, носителей передового опыта: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, факультет менеджмента СПбГУ, Высшая школа бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова и др. (см.: [Катькало, 2007]).
Вместе с тем институциализация цивилизованных форм бизнеса, развивающаяся управленческая практика и активно проникающий в Россию опыт управления и организации зарубежного бизнеса обусловили качественные изменения в культуре бизнес-сообщества страны и в очередной раз предъявили новые требования к знаниям, навыкам и компетенциям менеджеров. Это предопределило новые вызовы для вузов, реализующих программы управленческого образования, и обострило конкуренцию в данной сфере.
Кардинальная трансформация экономической и общественной жизни страны, потребности в обеспечении инновационного развития и достижения международной конкурентоспособности определили необходимость перехода на новый формат модели российского образования, включая бизнес-образование. В рамках этой модели нашли отражение процессы:
♦ глобализации в образовании и роста конкуренции на международном образовательном пространстве;
♦ активизации образовательной мобильности и интернационализации рынков труда;
♦ формирования концепции непрерывного образования в течение всей жизни в условиях экономики знаний;
♦ усиления значения практической направленности образования, связанной с получением набора компетенций;
♦ перехода на индивидуальные образовательные стратегии;
♦ изменения финансовой модели образования (см.: [Волков и др., 2009, с. 24; Мау, 2008]).
Принятие на государственном уровне решения о создании Сибирского и Южного федеральных университетов и открытии бизнес-школ в г. Санкт-Петербурге (Высшая школа менеджмента СПбГУ) и Московском регионе (Московская школа управления «Сколково») явилось одним из этапов внедрения новой модели российского образования, ориентированного, в частности, на формирование российской системы подготовки управленческих кадров высшего класса и впоследствии — на интенсивное развитие отечественной экономики.
В этом контексте совершенствование модели управленческого образования является одной из приоритетных задач Сибирского федерального университета.
Ресурсы программы развития СФУ дали дополнительный импульс и создали условия для модернизации учебного и исследовательского процесса в области экономического и управленческого образования. В рамках программы развития СФУ до 2010 г. был решен ряд ключевых задач в сфере развития управленческого образования. На основе конкурентных преимуществ сформированной ранее базовой модели управленческого образования и с учетом тенденций современного бизнес-образования последовательно осуществляется переход на двухуровневую систему подготовки по программам основного профессионального образования. Так, в Институте экономики, управления и природопользования СФУ сокращено число специальностей и в четыре раза увеличен набор на программы бакалавриата и магистратуры. В части развития магистерской подготовки основной акцент сделан на разработку и внедрение новых практико-ориентированных магистерских программ (управление проектами, управление изменениями и управленческое консультирование, финансовый менеджмент, международный менеджмент, общий и стратегический менеджмент, менеджмент персонала в современной организации, экологический менеджмент и др.). Наряду с этим внедрена практика программ двойных дипломов с зарубежными вузами в области подготовки по общему и стратегическому менеджменту. Основным отличием вновь созданных программ является то, что они ориентированы в большей степени на практическую или, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО-3, на организационно-управленческую и аналитическую деятельность3. Программы направлены на развитие у студентов ряда ключевых компетенций в области менеджмента, обеспечивающих им возможность результативной управленческой деятельности и конкурентоспособность в современной экономике. Однако сохраняются фундаментальная теоретическая и аналитическая составляющие магистерских программ, дополненные модулями, связанными с вопросами глобальной устойчивости и экологического менеджмента.
В настоящее время ряд магистерских программ СФУ на конкурсной основе включен в международные проекты сетевых университетов (сетевой университет Шанхайской организации сотрудничества (2009 г.), сетевой университет банка Сантандер (2009 г.)), а магистерская подготовка по направлению «Менеджмент» получила международную аккредитацию Европейского совета по бизнес-образованию.
В области дополнительного управленческого образования, с одной стороны, расширен портфель дипломных программ — реализуется программа МВА и лицензирована программа в области государственного и муници-
3 ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»).
пального управления МРА. С другой стороны, увеличивается число программ переподготовки и повышения квалификации, предусмотренных Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 — 2012/2013 учебных годах. Помимо базовых программ «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», начата реализация проектно-ориентированной программы «Менеджмент тип-А», программ подготовки специалистов социальной сферы «Менеджмент в сфере здравоохранения» и «Менеджмент в сфере образования», программы «Развитие предпринимательства».
В части конкурентного позиционирования программы дополнительного управленческого образования получили как российскую, так и международную аккредитацию. С целью повышения эффективности администрирования программ дополнительного образования в СФУ созданы Высшая школа управления и бизнеса и Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих.
За короткий период реализации программы развития СФУ осуществлена масштабная переподготовка профессорско-преподавательского состава в ведущих российских и зарубежных вузах, при этом более 60% преподавателей бизнес-дисциплин прошли стажировки в зарубежных университетах. Активно применяется практика приглашения визит-профессоров из российских и зарубежных вузов для чтения лекций и проведения совместных исследований в области экономики и управления. Молодые преподаватели принимают участие в работе Летних исследовательских школ, проводимых ведущими и зарубежными вузами.
Разработаны новые учебные планы программ подготовки бакалавриата и магистратуры в соответствии ФГОС ВПО-3 по направлению «Менеджмент» и сформирована система оценки результатов обучения на основе компетентностного подхода. В настоящее время ведется работа по созданию внутривузовских образовательных стандартов.
На конкурсной основе подготовлены и внедрены в учебный процесс электронные учебно-методические комплексы дисциплин по программам подготовки бакалавриата и магистратуры.
В рамках Программы развития СФУ до 2010 г. осуществлен значительный прорыв в использовании современных информационных технологий в учебном процессе. Так, ИЭУиП реализовал инновационный образовательный проект «Сетевой программно-технический комплекс виртуальных лабораторий». Сетевая учебная корпорация представляет собой инновационный формат моделирования компетенций менеджера нового поколения. На ее базе возможна реализация образовательных проектов различного уровня, а также проведение научно-консалтинговой деятельности.
Особенностью сетевой учебной корпорации является уникальный набор «виртуальных тренажеров», на которых студенты приобретают навыки работы со всеми основными информационными системами управления, используемыми в бизнес-практике корпораций. В состав комплекса входит семь специализированных учебных лабораторий по: управлению эффективностью бизнеса; формированию сводной корпоративной отчетности и управлению по КР1; управлению функциональными подразделениями; БИР-системам; управлению проектами; управлению взаимоотношениями с клиентами; реинжинирингу бизнес-процессов организации, осуществляющих работу на основе профессиональных программных продуктов.
Для внедрения новых образовательных технологий, в первую очередь на основе сетевого программно-технического комплекса виртуальных лабораторий, действует «Центр развития новых образовательных технологий».
Важным элементом реализации основных и дополнительных программ подготовки управленческих кадров стало тесное сотрудничество институтов СФУ в направлении обеспечения:
♦ междисциплинарности программ (Юридический институт, Институт нефти и газа, Институт космических и информационных технологий, Гуманитарный институт и др.);
♦ разработки и реализации совместных образовательных проектов (подготовка арбитражных управляющих совместно с Юридическим институтом, менеджмент в сфере образования — с Институтом педагогики развития);
♦ проведения исследовательских проектов (Институт нефти и газа, Институт космических и информационных технологий).
Отдельно следует отметить сотрудничество с такими ведущими российскими вузами, как Высшая школа менеджмента СПбГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственный университет — Высшая школа экономики, Новосибирский государственный университет и др. Реализуются совместные семинары по проектированию содержания и технологий подготовки, организации учебного процесса и системе оценке результатов обучения. Показательным примером эффективного взаимодействия университетов является совместная работа над проектами ФГОС ВПО-3, где рабочую группу по направлению «Экономика» возглавляла ГУ-ВШЭ, а по направлению «Менеджмент» — ВШМ СПбГУ.
Активно развиваются взаимоотношения с институтами Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) (Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Институт вычислительного моделирования СО РАН) по проведению совместных исследований в области стратегического пространственного планирования и управления
территориальными производственными кластерами. Стратегическим направлением в деятельности СФУ является расширение отношений с бизнес-партнерами в вопросах развития образовательных программ в области менеджмента, поддержки академической мобильности студентов, организации бизнес-практик аспирантов и преподавателей.
На следующем этапе программы развития СФУ на период до 2015 г. в области управленческого образования планируется решение следующих ключевых задач:
♦ разработка университетских образовательных стандартов магистерской подготовки и открытие магистратуры в области государственного и муниципального управления;
♦ обеспечение международной сопоставимости программ подготовки бакалавров и магистров и международная аккредитация системы управления качеством результатов обучения в системе ENQA (Europeans Network of Quality Agencies);
♦ увеличение объема исследований в области экономики, менеджмента и устойчивого глобального развития, увеличение индекса цити-руемости, открытие докторантуры;
♦ трансформация дженералистского характера программы МВА в направлении специализированных программ и Executive МВА;
♦ реорганизация системы управления: укрупнение кафедр, создание центра управления качеством результатов обучения, формирование департаментов по управлению бакалаврскими и магистерскими программами.
В настоящее время изменяется организационно-правовая форма Сибирского федерального университета. При переходе к автономии как у университета в целом, так и у его структурных подразделений появляются дополнительные степени свободы финансово-управленческой деятельности, что позволит более гибко и оперативно реагировать на изменения внешней
среды и реализовывать свою стратегию.
♦ * *
Исторический и содержательный анализ развития подготовки управленческих кадров в СФУ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, становление и трансформация управленческой подготовки в СФУ происходили в рамках закономерностей формирования российской системы бизнес-образования, успешного опыта вошедших в СФУ вузов и с учетом специфики регионального рынка образовательных услуг. Во-вторых, система подготовки управленческих кадров и модель многоуровневого управленческого образования, сформированные к настоящему времени в СФУ, подтвердили свою эффективность и обеспечивают ведущие позиции
университета на рынке образовательных программ в области менеджмента. Реализация программы развития СФУ на период с 2007 по 2010 г. в области модернизации образования создала условия для дальнейшего устойчивого развития подготовки управленческих кадров для инновационной экономики страны и укрепления конкурентных позиций Сибирского федерального университета на российском и международном рынках образовательных услуг.
Литература
Баранов И. Н. Проблемы образования // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент.
2010. Вып. 1. С. 179-196. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М. и др. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докладов. М.: Дело; АНХ, 2009.
Катькало В. С. Высшая школа менеджмента СПбГУ: предыстория, концепция, этапы развития // Бизнес-образование. Информационно-аналитический журнал РАБО. 2007. № 1 (22). С. 16-26. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов. Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ. Мау В. А. Тенденции развития бизнес-образования // Бизнес-образование. Информационно-аналитический журнал РАБО. 2008. № 2 (25). С. 3-12.
Статья поступила в редакцию 11 мая 2010 г.