Научная статья на тему 'Роль целевой магистратуры Российского государственного профессионально-педагогического университета в опережающей подготовке педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций'

Роль целевой магистратуры Российского государственного профессионально-педагогического университета в опережающей подготовке педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБУЧЕНИЕ / СОВМЕЩЕННОЕ С РАБОТОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Щербина Елена Юрьевна, Кислов Александр Геннадьевич

Статья посвящена концептуальным основам, опыту и перспективам реализации программ целевой магистратуры Российским государственным профессионально-педагогическим университетом (г. Екатеринбург). Обосновывается сохранение изначального предназначения вуза для научного, методического и кадрового обеспечения сферы профессионального образования страны одновременно с расширением взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, профессиональными образовательными организациями как партнерами по целевому обучению магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Щербина Елена Юрьевна, Кислов Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль целевой магистратуры Российского государственного профессионально-педагогического университета в опережающей подготовке педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

| 37

Роль целевой магистратуры Российского государственного профессионально-педагогического университета в опережающей подготовке педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций

Памяти Михаила Львовича Вайнштейна — организатора и теоретика профессионального образования на Урале, Человека, Учителя, Мудреца

Аннотация

Статья посвящена концептуальным основам, опыту и перспективам реализации программ целевой магистратуры Российским государственным профессионально-педагогическим университетом (г. Екатеринбург). Обосновывается сохранение изначального предназначения вуза для научного, методического и кадрового обеспечения сферы профессионального образования страны одновременно с расширением взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, профессиональными образовательными организациями как партнерами по целевому обучению магистрантов

Ключевые слова:

высшее образование, магистратура, профессиональное образование, опережающее образование, целевое обучение, социально-экономическое партнерство, обучение, совмещенное с работой

ДОРОЖКИН Евгений Михайлович,

ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, Екатеринбург

ЩЕРБИНА Елена Юрьевна,

кандидат экономических наук, проректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

КИСЛОВ

Александр

Геннадьевич,

доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и искусствоведения Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

В современных публикациях, посвященных высшей школе, особую — для отечественных авторов не без помощи Министерства образования и науки Российской Федерации — популярность приобрела стратегическая идея превращения вузов в драйверы экономического роста («университеты 3.0»). Идея эта несет в себе значительный эвристический потенциал, мобилизующий академическое сообщество на решение новых, непривычных для него, главным образом, организационных, задач. Не подвергая сомнению важность актуализации подобного потенциала высшей школы, считаем необходимым обратить внимание на опасность разрушительных последствий сосредоточения образовательной политики лишь на единственном стратегическом ориентире и зачастую с недооценкой значения среднего профессионального образования и обеспечивающих его получение организаций высшего образования.

Дорожкин Е. М., Щербина Е. Ю., Кислов А. Г. Роль целевой магистратуры Российского государственного профессионально-педагогического университета в опережающей подготовке педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018.— № 2. — С. 37-51.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Ориентир превращения вузов в драйверы экономического роста, становясь преимущественным, а тем более единственным в осуществляемой образовательной политике, ведет к разрушению востребованного обществом и исторически выстраданного многообразия образовательных организаций. Ориентир непременного превращения вузов в драйверы экономического роста, прежде всего, высокотехнологического производства, а значит, и рынка: монолинеарен (а не ризоматичен) в своих мировоззренческих предпосылках; декларативен (а не технологичен) в своем выражении; институционален (а не гуманистичен) в своем содержании.

Монолинеарность никак не согласуется со ставшим уже общим местом не только в современной науке, но и на уровне широкого общественного мнения признанием нелинейности мира, в котором мы живем, как природного, так и социального. Образование, тем более его высшие уровни, в том числе организационно должно быть многонаправленным, поливариантным, ризоматичным, что и обеспечит задаваемые им эффекты — не только кратковременные, но и перспективные синергетические.

Декларативное провозглашение (часто самопровозглашение) вузов лучшими на фоне других, опирающееся большей частью на произвольно предпочтенную версию рейтингования, служит лишь перенаправлению потоков финансирования в сфере высшего образования без какой-либо гарантированной измеряемости их социальной, в том числе экономической результативности. Финансирование вузов должно иметь несегрегационный характер, оставляющий им шансы доказывать свою социально-экономическую востребованность и перспективность многошкальными инструментами.

Институционалистский перекос в восприятии высшей школы затмевает значение человеческого фактора, базовых субъектов высшего образования — преподавателей, ученых и студентов, без которых бессмысленны все технологические и управленческие инновации. Благополучие и креативный настрой человека высшей школы — обязательное условие и институционального ее развития.

Монолинеарный же, декларативно-институционалистский ориентир разрушителен в отношении сущего и неконструктивен в отношении будущего высшей школы. Обнаружение и признание этих свойств дает надежду на возможность корректировок образовательной политики, сохранения и построения иных ее вариантов.

Сосредоточение только на миссии драйвера экономического роста подрывает институциональную уникальность высшей школы, обусловленную, прежде всего, академическими свободами ее участников, признаваемыми автономным академическим сообществом. Высшая школа — метаэкономический социальный институт, в котором происходит образование (производство и воспроизводство) подготовленной к ответственной (научно- и культуросообразной) самодетерминации личности. Поэтому нужна адекватная вузовскому многообразию система поливариантных требований и показателей эффективности их деятельности и механизмов финансирования.

Непосредственно же ориентированным на экономику является среднее профессиональное образование, в рамках которого происходит под-

готовка к высокоспециализированной профессиональной деятельности, в том числе наукоемкой, а сегодня и подготовка к трудовой жизни в условиях высокой профессиональной динамики. Этому уровню образования готов уделять внимание и бизнес, на непосредственные и среднесрочные интересы которого ориентированы колледжи и техникумы. А среди многообразных конкурирующих и дополняющих друг друга вузов необходимы и такие, чьей миссией является научное и методическое сопровождение и кадровое обеспечение организаций среднего профессионального образования. Одним из таких вузов остается Российский государственный профессионально-педагогический университет (далее — РГППУ).

Развитие РГППУ как ориентированного на сферу профессионального образования вуза связано с уровнями высшего образования как уже свершившимся результатом современной образовательной политики. Сегодня стало очевидным, что бакалавриат, особенно академический, становится все менее специализированным, содержательно широким и потому во многих случаях неизбежно поверхностным; на уровне бакалавриата все меньше готовят к определенной профессии и все больше формируют лишь готовность входить в некоторые профессии, причем преимущественно уже в процессе трудовой деятельности или параллельно с ней. Высшее образование на уровне бакалавриата становится не столько профессиональным, сколько предпрофессиональным. И только в магистратуре открывается возможность глубокой систематической специализации, основательного вхождения в профессию, естественно, с опорой на результаты освоения магистрантами программы бакалавриата или специалитета. Таким образом, реализация вузом именно программ магистратуры позволяет ему сохранять соотнесенную с миром современных профессий определенность и востребованность в соответствующих социально-экономических локусах, что обязывает РГППУ предложить такие программы магистратуры, которые бы напрямую работали на сферу профессионального образования.

Программы магистратуры вуза свидетельствуют о его готовности участвовать в наукоемкой подготовке востребованных высококвалифицированных кадров, способных решать исследовательские, производственные и организационно-управленческие задачи в условиях роста информационных и технологических возможностей, социальной неопределенности и экономических рисков.

История реализации РГППУ программ магистратуры была определена изменениями российского образовательного законодательства и может быть представлена в виде двух этапов:

- до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, когда программы магистратуры (и бакалавриата), как и во многих других вузах России, существовали наряду с аналогичными программами специалитета — в этот период в РГППУ реализовывались три программы магистратуры (психология, музыкально-компьютерные технологии, физическая культура), что внесло положительный вклад в готовность университета к полномасштабному переходу к двухуровневому высшему образованию;

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- после вступления в силу указанного закона с 01.09.2013, когда остались только те программы специалитета, которые содержательно не дублировали бакалавриат и магистратуру (звукорежиссеры и кинооператоры).

2013-й стал годом серьезных перемен в менеджменте (персональном и программном), которому предшествовали основополагающие перемены экономико-демографического и социально-политического контекста существования РГППУ и всей высшей школы России. Важнейшей особенностью предшествующих этим переменам лет была широкая востребованность разнообразных образовательных программ, относительно высокий уровень платежеспособности потребителей образовательных услуг, насыщенность рынка потенциальными их потребителями. Университет, как и большинство других вузов России, шел путем значительной диверсификации программ, реагируя на пожелания потенциальных абитуриентов. Инерция такой стратегии сказывалась в РГППУ и в последние годы, но в руководстве, коллективе в целом росло осознание необходимости ее существенной корректировки, пришла пора подвергнуть переосмыслению практику, а значит, и концептуальные основы реализации университетом программ магистратуры. Тем более что в коллективе РГППУ всегда культивировалась идея его уникального предназначения, связанного, прежде всего, с работой на сферу профессионального образования страны. Новые социально-экономические условия потребовали внимания именно к изначальному и главному предназначению вуза. Большую роль в поисках и формировании образовательной политики в этих условиях сыграл М. Л. Вайнштейн, чьей памяти мы с благодарностью посвящаем эту статью. Будучи советником министра общего и профессионального образования Свердловской области Ю. И. Биктуганова, заручившись поддержкой последнего, он инициировал создание на базе РГППУ коллектива разработчиков представленной в данной статье концепции, движение к которой началось еще раньше. Авторитет М. Л. Вайнштейна повлиял и на поддержку этой концепции, и на практику ее реализации руководителями организаций среднего профессионального образования Свердловской области.

Формирование данной концепции шло под знаком обращения внимания министра образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильевой на приоритетность целевого обучения в вузах современной России1, после чего в Государственную Думу распоряжением Правительства России от 26 декабря 2017 года № 2945-р был внесен разработанный Мин-обрнауки России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части

1 Напр.: «О. Ю. Васильева... обратила внимание на необходимость законодательного изменения механизмов реализации целевого обучения: "Это правильная форма, и ее надо поддерживать. Целевое обучение предполагает обязательную трехлетнюю отработку, и договор, который заключается между вузом, выпускником и предприятием, действует достаточно четко. Это не возврат к классической схеме, которая была раньше, а возможность решить насущные задачи, связанные с кадровыми запросами промышленных предприятий, нехваткой сельских врачей и педагогов"». — В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания «О молодежной политике в Российской Федерации» // Новости. 22 мая 2017 г. — Министерство образования и науки. Официальный сайт. — URL: https://goo.gi/a4rXzY.

совершенствования целевого обучения», основная цель которого — совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Именно этот ориентир — целевое обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования — вооружает и наш университет в определении стратегии развития магистратуры. Тем более что Свердловская область в соответствии с решением Научно-координационного совета Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы является пилотной площадкой апробации модели целевой подготовки педагогов в образовательной области «Образование и педагогические науки» в рамках мероприятий «Модернизация системы высшего образования посредством разработки, апробации и распространения образовательных программ и моделей вузов в соответствии с задачами социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Свердловская область стала одним из четырех пилотных регионов РФ по апробации модели целевой подготовки педагогов в 2016/2017 учебном году. В рамках этого проекта заключался трехсторонний договор между региональным органом образования, педагогическим вузом и гражданином (студентом), гарантирующий выпускнику обязательное трудоустройство, стипендиальное обеспечение во время обучения, соответствующее прожиточному минимуму в текущий момент в данном субъекте федерации, с определенным источником финансирования и обеспечение дополнительной гарантированной трудовой надбавки в течение двух лет работы по трудовому договору, соответствующей прожиточному минимуму (проценту от средней заработной платы) в текущий момент в данном субъекте федерации с определенным источником финансирования, а также методическую и психолого-педагогическую поддержку в рамках постдипломного сопровождения гражданина по окончании обучения1.

Тесные партнерские отношения с организациями среднего профессионального образования, органами государственного управления как Свердловской области, так и иных субъектов Российской Федерации являются источником развития РГППУ как уникального вуза. Именно на них нужно делать главный акцент в стратегии развития магистратуры РГППУ, потому что именно они более других заинтересованы в квалифицированных кадрах в своих территориях, а значит, в развитии профессиональных образовательных организаций, а потому и в сотрудничестве по организации целевого обучения в РГППУ. Значительный потенциал расширения партнерских отношений заключен и в вовлечении во взаимодействие негосударственных организаций среднего профессионального образования, а также центров подготовки и переподготовки кадров, в том числе существующих на базе различных предприятий. Целевое обу-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 По договору после успешного окончания обучения студент обязуется отработать по распределению в организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации. Пока речь идет о педагогической ординатуре лишь для выпускников Уральского государственного педагогического университета, направляемых в организации общего образования, для чего разрабатываются меры по обеспечению расходных полномочий местных бюджетов на заключение договоров целевой подготовки с участвующими в апробации студентами, а также педагогами-наставниками от образовательных организаций. В этом же направлении развиваются и процессы в отношении организаций профессионального образования Свердловской области.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

чение кадров для них может и должно стать повседневностью, особенно для уровня магистратуры.

Партнеры РГППУ из сферы профессионального образования уже проявляют заинтересованность к ряду реализуемых и предлагаемых университетом программам магистратуры1, изыскивают средства на обучение своих работников на возмездной основе.

Целевое обучение в магистратуре будет способствовать поставке нашим университетом территориям и организациям Свердловской области и иных субъектов Российской Федерации таких специалистов, которые смогут организовывать и осуществлять на местах и тем более в организациях СПО подготовку профессионально- и социально-состоятельных граждан: высокообразованных, инициативных, ответственных, мобильных, коммуникабельных. Эти граждане станут важнейшей составляющей социального капитала России, обеспечивающими ее достойное будущее (ср.: «Пятилетка развития» губернатора Е. Куйвашева2).

Учебные планы магистратуры РГППУ должны сохранить в своей базовой части такие (или аналогичные им) учебные дисциплины, как «Методология научного исследования», «Деловой иностранный язык», «Информационные и коммуникационные технологии», «Управление проектами», «Управление человеческими ресурсами», «Проектирование образовательных программ и технологий», «Проектирование учебно-воспитательной деятельности», «Образовательный менеджмент» (включая его экономические, социологические, правовые, педагогические и психологические аспекты). В вариативной же части, учитывая возрастающую прямую зависимость профессионального образования от социально-экономической конъюнктуры территорий, подготовка магистров требует включения в учебные планы дисциплины «Профессиоведение и прогнозирование профессиональной структуры территорий» [4, с. 77-78].

РГППУ готов выполнять роль центра инновационного профессионально-педагогического развития, учитывающего, что активизация деятельности профессиональных образовательных организаций задается, прежде всего, экономическими потребностями территорий. Концептуальные подходы к формированию модели развития кадрового потенциала территорий Свердловской области как базовой для РГППУ определяются приоритетами, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, к числу главных из которых относится развитие человеческого капитала как основного ресурса экономики, и Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, которой к числу приоритетных отнесены вопросы развития современной инфраструктуры рынка труда, повышения гибкости рынка труда и мобильности трудовых ресурсов, совершенствования прогнозирования баланса трудовых ресурсов и потребности в кадрах, обеспечения миграционного прироста трудоспособного населения, формиро-

1 План приема по программе магистратуры // РГППУ. — URL: http://www.rsvpu.ru/abitur/magistr/pian-priema/.

2 Куйвашев Е. Переломный момент // Областная газета. — 2017. 24 янв. — URL: https://www.obigazeta.ru/ poiitics/31754/.

вания областного заказа на подготовку и переподготовку кадров, в том числе с учетом потребностей инновационной экономики.

В целях создания эффективного механизма формирования, воспроизводства и развития трудового потенциала любого муниципального образования, для обеспечения его устойчивого инновационного развития, учета изменений в социально-экономических и демографических процессах для органов власти территорий актуальна задача разработки научно-методических основ мониторинга и прогнозирования трудового потенциала муниципального образования. Для этого РГППУ (профессорско-преподавательский состав, задействованный в реализации программ магистратуры, и сами магистранты) включаются в следующие процессы: создание кластерной системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования баланса трудовых ресурсов и кадровых потребностей экономики территорий, позволяющей осуществлять комплексное планирование структуры и объемов подготовки кадров;

создание эффективной территориальной модели и нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства в области подготовки профессиональных кадров на основе сетевого взаимодействия органов власти, бизнеса и образовательных организаций;

разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования;

разработка модели и создание информационной базы профессионального ориентирования населения на основе обобщения и систематизации результатов среднесрочного и долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на рынке труда территории;

повышение привлекательности востребованных экономикой территории рабочих профессий и инженерных специальностей;

разработка и внедрение методики мониторинга трудоустройства выпускников профильных учреждений профессионального образования, включающей комплексную оценку качества подготовки выпускников и оценку спроса на выпускников, обучавшихся в профессиональных образовательных организациях.

На этой основе профессорско-преподавательский состав РГППУ получит доступ к актуальной информации о состоянии рынков труда, проблемах их кадровой обеспеченности, готовности кадров решать стоящие перед ними производственно-экономические задачи, роли и проблемах профессиональных образовательных организаций в обеспечении этой готовности, возможностях РГППУ в оказании им партнерской помощи на взаимовыгодных условиях. Тем самым РГППУ сможет взаимодействовать со всеми своими партнерами в режиме опережающего влияния. Методологической основой такого влияния является «принцип перспективно-опережающей подготовки будущих педагогов профессионального обучения по отношению к развитию профессиональной школы (первое опережение) и по отношению к развитию соответствующей отрасли производства (второе опережение). Другими словами, первое опережение соотносится с рынком профессионального образования, а второе — с рынком труда (потребителем выпускников профессиональной школы)...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

В современных социально-экономических условиях целесообразно рассматривать профессиональное развитие человека как свободного субъекта рынка труда, способного изменять род профессиональной деятельности, содержание и качество своего труда в течение жизни. В этом случае профессионализм человека приобретает несколько иное значение. От значимых для данной профессии знаний, умений, навыков и черт личности акцент смещается в сторону профессионального потенциала как основы для освоения новых профессий и видов деятельности, адаптации к новым условиям труда» [9, с. 21-22].

Исследователи мира профессий все чаще фиксируют внимание на феномене мультипрофессионализма [13; 14], профессиональной многомерности [10], транспрофессионализма [4, с. 9], на приобретении им особого значения, растущей востребованности [6] и все большего распространения среди взрослых людей. Транспрофессионализм характеризуется высокой степенью синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям, т. е. является радикально гетерономным полипрофессионализмом [4]. Понятие же профессии утрачивает привычное значение результата общественно закрепленного стабильного разделения труда, существенной характеристикой которого являются вполне определенные, конкретные формы и виды действий (деятельности) и законченный общественно признаваемый результат [12; 15]. Соответственно назрела необходимость и в модернизации сложившейся практики профессиональной подготовки кадров, в связи с чем все больше внимания уделяется попыткам прогнозирования развития мира профессий1.

Однако основания для (любых) прогнозов обычно слишком зыбкие и всегда ретроспективные. Необходимо учесть и нелинейную версию взаимодействия настоящего и будущего. Необходимо формирование готовности к непредсказуемому будущему в сфере профессий, их востребованности, что требует перехода от моно- к полипрофессиональной подготовке. Опережающее профессиональное образование позволяет обучающемуся войти не только в несколько смежных, но и в принципиально неоднородные профессии, и на основании этого опыта обрести готовность к полноценной профессиональной жизни в условиях высокой социальной и профессиональной динамики, высоких темпов обновления технологий и социально-экономических оснований организации труда, что гарантирует постоянную востребованность такого работника на рынке труда [4]. Очевидно, что нормой профессиональной жизни такого работника будет образование на протяжении всей жизни, в том числе профессиональное. Магистратура — одна из возможностей организации непрерывного профессионального образования для самого магистранта и для его (актуальных или будущих) обучающихся, а также для задействованных в реализации программ магистратуры преподавателей. Магистратура — одна из возможностей научных исследований в сфере опережающего профессионального образования.

1 Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (в ред. от 10.02.2016) / Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. // ВНИИ ТРУДА. Южно-Русский филиал. — URL: http://www.vniitruda.ru/documents/group/federai-zakon?page=2.

В целях создания эффективного механизма формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала муниципальных образований Свердловской области и иных регионов, обеспечения их устойчивого инновационного развития, учета изменений в социально-экономических и демографических процессах необходимы научно, методически и организационно обеспеченные мониторинг и прогнозирование рынков труда, прежде всего, муниципальных образований. Магистратура РГППУ при ее тесных связях с заказчиками из регионов и их территорий способна выступить и в роли центра инновационного профессионально-педагогического развития региона/территории, может и должна взять на себя выполнение этих функций, в том числе через соответствующее формирование тематики выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), соглашений с органами управления. А на сайте РГППУ должен появиться постоянно обновляемый раздел о ходе реализации проектов «Кадровое обеспечение управленческими и педагогическими работниками организаций профобразования ... территории».

Современные социально-экономические условия характеризуются также возрастающей девальвацией простого труда, что усугубляет необходимость подготовки как людей, готовых к сложным видам труда и их неоднократной смене, так и педагогов профобразования, которые могли бы обеспечивать такую подготовку на постоянной теоретической и организационной основе [2]. Значительные перспективы заключаются в радикальной смене восприятия образования лишь как средства, обеспечивающего обустройство человека в социуме. Все более актуально признание его как цели, как самоценности, открывающей в том числе путь к наслаждению сложным, творческим трудом — его процессом и результатами, своими и других людей [5]. Магистратура — одна из возможностей приобщения к радости творческого образовательно-исследовательского труда.

Новые требования к содержанию образовательных программ следуют из цифровизации образования, обновляющихся возможностей онлайн-обучения в соответствии с федеральным приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»1 и формированием онлайн-педагогики, что напрямую коррелирует с развитием цифровой экономики, в частности п. 2 ее дорожной карты «Кадры и образование»2.

Усилению магистратуры РГППУ будет способствовать курс на приоритетную командную подготовку работников сферы профессионального образования. Результативность целевых программ магистратуры будет проявляться в формировании для профессиональных образовательных организаций команд педагогов и управленцев (а не одиночек, как правило, обреченных на сопротивление коллективов их инициативам и не способных справиться с ним, что неизбежно ведет к угасанию приобретенных ими в магистратуре новых компетенций). Командообразование магистрантов целесообразно строить уже на стадии их приема на обу-

1 Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. № 9). — URL: https://goo.gi/UmkhaH.

2 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.) — URL: https://goo.gi/gGEG6M.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

чение, учитывая следующие группы профессиональных образовательных организаций (колледжей и техникумов, прежде всего) по возможностям конкурентоспособного развития:

- интегрирующие, присоединяемые, находящиеся в зоне риска и угрозы ликвидации — это первое основание;

- находящиеся на «прорывных», дотационных, сельских территориях — это второе основание.

Академические группы целесообразно формировать с учетом того, что перед профессиональными образовательными организациями (подразделениями организаций), из которых принимаются магистранты на обучение в РГППУ, стоят сходные задачи. Целесообразно включать в эти группы магистрантов и из кадровых центров предприятий, и из служб занятости их территорий, что будет способствовать выстраиванию связей образовательных организаций с предприятиями и закреплению за РГППУ роли научно-методического и организационно-координационного центра формирования кадрового потенциала различных территорий, укреплению имиджа РГППУ как флагмана профессионального образования России. Потому помимо отраслевой (предметной) специализации программ (модулей программ) необходимо разрабатывать их с учетом задач командообразования обучающихся как с точки зрения каждой профессиональной образовательной организации, так и перспектив развития конкретной территории.

Совместное обучение в магистратуре педагогов из различных территорий под руководством авторитетных ученых из РГППУ и иных организаций и практиков из организаций-партнеров, обучение магистрантов из различных организаций, занимающих в них различные должности, обладающих различным профессиональным и жизненным опытом, позволит создать в РГППУ атмосферу разностороннего осмысления и объемного видения основ, тенденций развития и перспектив профессионального образования мира, страны, регионов, их территорий, конкретных профессиональных образовательных организаций.

Кроме того, тесное переплетение основных (бакалавриат и, особенно, магистратура и аспирантура) и дополнительных профессиональных образовательных программ — залог реализации принципов фундаментализма и практико-ориентированности и высокой мобильности подготовки выпускников. Не только модули и отдельные учебные дисциплины основной программы магистратуры будут способствовать их практи-ко-ориентированности и мобильности: вариативность образовательных траекторий будет обеспечена постоянно обновляемыми, разработанными с максимальным учетом запросов партнеров дополнительными программами-спутниками программ магистратуры, прежде всего, по направлению 44.04.04 Профессиональное обучение. Эти программы будут реализовываться как для магистрантов, так и для иных работников представляемых ими организаций. Будет убедительным, если помимо получения диплома магистра для выпускника в РГППУ состоится сертификация по одной (нескольким) из новейших (например, предложенных АСИ) компетенций (например, педагог-технолог, педагог-аудитор, педагог-эксперт и др.).

Целесообразно в начале второго года обучения проводить научно-практическую конференцию силами магистрантов и администраций управленческого округа при участии представителей работодателей и Министерства общего и профессионального образования (в случае работы с магистрантами из Свердловской области) с докладами, объединяемыми в последующем в сборник материалов. По окончании обучения на основе ВКР целесообразно выпускать совместную монографию авторов-преподавателей и магистрантов. Итоговый государственный экзамен целесообразно проводить в два этапа: первый в территориях — оценка итога командной подготовки к решению актуальных практических проблем, второй в университете — теоретический в составе академгруппы. Имеет значение и резонансный выпускной вечер с участием представителей государственных и местных органов управления, бизнеса, заинтересованной общественности, СМИ.

Следует учесть, что получающая все большее распространение модульность построения образовательных программ предполагает не только модульно-дисциплинарное построение учебных планов, но и модульное формирование учебного календарного графика и содержательного наполнения учебных модулей-дисциплин. Такой подход предполагает также изменение условий и форм промежуточной аттестации магистрантов и соответствующее изменение содержания некоторых локальных нормативных актов.

Важнейшим направлением развития магистратуры РГППУ должен стать рост контингента по очной форме обучения, в том числе и прежде всего из выпускников программы бакалавриата нашего вуза, твердо ориентирующихся на свое дальнейшее трудоустройство в сфере профессионального образования. Серьезный потенциал заключается и в поиске и внедрении различных новых технологий: дистанционных; электронного, корпоративного, индивидуального обучения и др. Необходим дальнейший поиск возможностей внедрения подхода work-based learning («обучение, совмещенное с работой» [7; 8; 11]), в том числе расширяя сотрудничество с университетом Честера и университетом Астона (Великобритания), Технологическим институтом Корка (Ирландия), университетом CREMS (Австрия) и др., что позволит в еще большей степени актуализировать значение не только очной, но и иных форм обучения.

Обучение, совмещенное с работой, происходит посредством освоения квалификации не через описание ее специфики или наблюдение за рабочим процессом, а непосредственно в процессе производственной активности, и может включать в себя интернатуру, ученичество, стажировки, наставничество, симуляцию производственной деятельности и др. Оно укрепляет интеграцию компаний, предприятий с учебными заведениями профессионального образования. При этом студенты проводят значительное время в компаниях, чередуются периоды обучения в образовательной организации и стажировки в компании, учебные периоды на рабочем месте в компаниях (как правило, это тренинги, прохождение практики или стажировки) включены в качестве обязательного или факультативного элемента образовательной программы, которая ведет к присвоению официальной квалификации. Интеграция происходит по-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

средством выездных лабораторий, мастерских, симуляций или реальных бизнес/производственных проектных заданий. Целью является создание «реальных условий» рабочей среды, установление контактов и/или сотрудничества с реальными компаниями или клиентами и развитие компетенций предпринимательства, что значительно расширяет возможности профессионального образования даже в сравнении с дуальным образованием. Именно на этих путях состоится полномасштабная интеграция усилий и возможностей магистратуры РГППУ с возможностями и запросами территорий различных субъектов РФ.

Выпускники — не единственный «продукт» РГППУ Наш университет как научно-методический центр российской профессиональной педагогики готов поставлять образовательным организациям, учебным подразделениям предприятий технологии, методики, программы работы с кадрами. Это направление становится все более перспективным ввиду роста многообразия социально-производственных ситуаций в территориях и их организациях. Активизация взаимодействия с органами местного самоуправления, ассоциациями предпринимателей приведет к координации усилий, направленных на насыщение сфер производства и услуг востребованными ими квалифицированными работниками, что в свою очередь будет способствовать росту репутационного капитала РГППУ, его востребованности как партнера на рынке образовательных и научно-исследовательских работ.

Предложенные концептуальные основы развития целевой магистратуры обеспечат активизацию деятельности РГППУ по реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349. Среди комплекса мер, утвержденных Правительством, значатся:

«6. Актуализация и апробация моделей подготовки педагогических кадров для системы СПО в организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного профессионального образования». А в качестве результата ожидаются примерные образовательные программы СПО, включенные в реестр примерных основных образовательных программ (2017-2020), банк дополнительных профессиональных программ. Магистратура РГППУ — одна из возможностей подготовки таких примерных образовательных программ СПО.

«7. Подготовка методических рекомендаций по дополнительному профессиональному образованию руководителей профессиональных образовательных организаций»1.

Магистратура РГППУ — одна из возможностей подготовки таких методических рекомендаций.

Учитывая, что на ректора РГППУ Е. М. Дорожкина возложена функция руководителя экспертного совета «Профессионально-педагогическое образование» в Федеральном учебно-методическом совете высшего обра-

1 Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015— 2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р). — URL: http:// static.government.ru/media/fiies/cWukCnDBv5U.pdf.

зования и тем самым особым образом выделена роль РГППУ в процессах модернизации педагогического образования в части направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», актуализируется задача активизации деятельности РГППУ по профессионально-педагогическому сопровождению реализации данных мер, в том числе и прежде всего через магистратуру РГППУ.

Перед РГППУ стоит задача «актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования в организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного профессионального образования»1, поскольку сегодня «важнейшая задача — это обновление, повышение качества среднего профессионального образования, укрепление его связи с реальным производством»2, в связи с чем необходим поэтапный переход РГППУ как флагмана профессионально-педагогического образования России на проектно-модульный вариант организации образовательного процесса, который сегодня внедряется во многих вузах России, поскольку он позволяет в значительной степени индивидуализировать образовательные траектории, сделать образовательный процесс более адресным, мобилизовав и сфокусировав соответствующий (прежде всего, кадровый) потенциал вуза, но при этом сохраняя его рентабельным и даже прибыльным. Но самое важное — именно этот вариант позволит организационно обеспечить переход к опережающему профессиональному образованию в нашем вузе.

Решением такой задачи будет повышение значимости руководителя образовательной программы (прежде всего, основной), что позволит персонифицировать ответственность за реализацию образовательной программы при условии его действительных полномочий по формированию и содержания, и команды исполнителей программы. Тогда он будет заинтересован в постоянном (т. е. регулярно обновляемом) учете и увязывании требований ФГОСов, профессиональных стандартов, возможностей вуза и его партнеров и запросов заказчиков/потребителей. Более того, он будет заинтересован не только адаптировать программы к запросам, но и относиться к ним субъектно, т. е. влиять на запросы и даже в какой-то части формировать, создавать их. Руководитель образовательной программы и команда ее исполнителей станут производителями не только программы, но и ее заказчиков/потребителей. Точнее говоря, само привычное понятие образовательной программы, таким образом, расширяется: без концепции и инструментария производства и устойчивого воспроизводства ее заказчиков/потребителей образовательная программа не будет восприниматься как завершенный, готовый к использованию образовательный проект. Таким образом, резко снизится непродуктивная активность по созданию невостребованных программ и высвободится ресурс активности на разработку и обновление востребованных программ и иных образовательных и научных продуктов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 Там же.

2 Путин призвал обновить систему среднего профессионального образования // Взгляд. Деловая газета. — 2015. — 19 июня. — URL: http://www.vz.ru/news/2015/6/19/751777.htmi.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Кроме того, подготовка в магистратуре территориальных команд профессиональных образовательных организаций требует внедрения и реализации в РГППУ командного принципа работы с магистрантами, что означает отход от исключительно кафедральной модели формирования учебной нагрузки по целевым магистерским программам. Профессионально-педагогическое образование — «титульное» для РГППУ — предполагает теснейшую интеграцию с производством, организациями промышленности, услуг, культуры, образования. Проектные команды РГППУ не могут не включать в себя представителей партнеров, заинтересованных в его выпускниках. Для команд исполнителей программ магистратуры, несомненно, необходим постоянно действующий обучающий и рефлексивный семинар по актуальным проблемам профессионального образования, а значит, и по динамике и тенденциям развития мира профессий в целом с приглашением представителей научных организаций, бизнеса, местного самоуправления, госорганов, общественных организаций. Этот постоянно действующий семинар целесообразно организационно-содержательно объединить с соответствующей программой дополнительного профессионального образования (и прежде всего, для работников РГППУ), которая бы укрепляла и расширяла командную консолидацию профессорско-преподавательского состава. Эта программа актуальна как для нынешних работников РГППУ, так и для новых членов его коллектива, из которых в последующем целесообразно формировать группы ее слушателей. В реализации же программ магистратуры должны участвовать наиболее авторитетные по уровню компетенции, мастерства, знанию современных образовательных технологий, функций тьютора, коуча, консультанта, фасилитатора представители коллектива профессоров и преподавателей.

В целях согласованной коллегиальной работы профессорско-преподавательского состава РГППУ над развитием магистратуры как уровня высшего образования, разработкой и реализацией основных образовательных программ и дополнительных программ-спутников при проректоре по образованию создан координационный общественный совещательный орган, подготавливающий обоснованные и перспективные проекты управленческих решений — совет целевой магистратуры. В его состав вошли представители органов государственного управления профессиональным образованием и ассоциаций руководителей профессиональных образовательных организаций. Этот орган — воплощение замысла М. Л. Вайнштейна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что РГППУ продолжит успешно выполнять роль лидера научного, методического и кадрового обеспечения системы профессионально-педагогического образования Российской Федерации и регулярно представлять в ФУМО результаты работы по формированию и распространению опыта организации опережающего профессионально-педагогического образования, инициировать благотворные для сферы СПО решения ФУМО и Минобрнауки в части ее профессионально-педагогического обеспечения. Будет обеспечена и координация деятельности всех подразделений РГППУ и его партнеров по обеспечению и сопровождению формирования, апробации, коррекции и распространения опыта организации опережающего профессионально-педагогического образования по всей стране.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2 ^ 2018 I 51

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Вайнштейн М. Л., Вершинин А. А., Мокроносов А. Г. Механизм государственно-частного партнерства в опережающем развитии кадрового потенциала территорий // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 7. — С. 25-27.

2. Гончаров С. З., Кислов А. Г., Кропанева Е. М. и др. Труд и образование на пути к креативному обществу. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. — 445 с.

3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального обучения // Образование и наука. — 2017. — № 19. — С. 9-28.

4. Кислов А. Г. Об опережающем профессиональном образовании в условиях роста социально-экономической мобильности // Педагогический журнал Башкортостана. — 2017. — № 1. — С. 80-88.

5. Кислов А. Г. Девальвация труда как фактор роста социально-профессиональной мобильности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: Сб. материалов 2-й Всерос. конф. (Екатеринбург, 28-29 мая 2015 г.). — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. — С. 59-65.

6. Левенчук А. И. Закат профессий [Электронный ресурс] // Группа компаний НИСИПП. Консалтинг для государства и бизнеса. — URL: http://nisse.ru/articles/ details.php?ELEMENT_ID=131725.

7. Талбот Д., Костли К., Дремина М. А., Копнов В. А. Обзор практики применения программ обучения, совмещенного с работой (WBL), в высшем образовании Великобритании // Образование и наука. — 2017. — № 1. — С. 119-141.

8. Талбот Д., Костли К., Дремина М. А., Копнов В. А. Обзор основных элементов, организационных и теоретических основ обучения, совмещенного с работой (WBL), в высшем образовании // Образование и наука. — 2017. — № 19. — С. 91118.

9. Федоров В. А. Опережающее профессионально-педагогическое образование: аспект научного обеспечения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 20-й Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г.). — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун.-та, 2015. — Т I. — С. 21-22.

10. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 180 с.

11. Basarab N. The Need for Transdisciplinarity in Higher Education in a Globalized World Transdisciplinary // Journal of Engineering & Science. 2012 The ATLAS. Vol. 3. Р. 11-18.

12. Dorozhkin E. M., Kopnov V. A. & Romantsev G. M. Multistage system ofvocational pedagogical education // Proceedings of 2015. International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015; Firenze; Italy; 20-24 September 2015. Р. 725-728.

13. Harden R. M. Effective multiprofessional education: A three dimensional perspective. Medical Teacher. 1998: 20: 409-416.

14. Horsburgh M., Ladmin R. & Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning. Blackwell Science Ltd MEDICAL EDUCATION. 2001; 35 (9): 876-883.

15. Zyryanova N. I., Fedorov V. A., Zaitseva E. V., Tolkachevа I. S. & Glushchenko P. S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 8800-8810.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.