Научная статья на тему 'Подготовка конкурентоспособных специалистов-инженеров в условиях лабораторных практикумов по технологии композиционных материалов'

Подготовка конкурентоспособных специалистов-инженеров в условиях лабораторных практикумов по технологии композиционных материалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ИНЖЕНЕР / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ / COMPETENCES / ENGINEER / SPECIALISTS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хацринова О. Ю.

Работа посвящена проблеме подготовки специалистов инженеров химиков-технологов. Предложена модель конкурентоспособного специалиста. Разработана педагогическая модель подготовки студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work is devoted to a problem of preparation of experts of engineers of chem-ists-technologists. The model of the expert is offered. The pedagogical model of preparation of students is developed

Текст научной работы на тему «Подготовка конкурентоспособных специалистов-инженеров в условиях лабораторных практикумов по технологии композиционных материалов»

О. Ю. Хацринова

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЛАБОРАТОРНЫХ ПРАКТИКУМОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: конкурентоспособность, специалист, инженер, компетентность, модель.

Работа посвящена проблеме подготовки специалистов инженеров химиков-технологов. Предложена модель конкурентоспособного специалиста. Разработана педагогическая модель подготовки студентов.

Keywords: competences, engineer, specialists, model.

Work is devoted to a problem of preparation of experts of engineers of chem-ists-technologists. The model of the expert is offered. The pedagogical model of preparation of students is developed.

Наиболее актуальной проблемой высшего образования, исходя из положений «Национальной доктрины образования на период до 2025г.», является подготовка конкурентоспособного специалиста. По определению, приведенному в словаре [1] конкуренция (от лат. concurrere □ соперничать) - это борьба между любыми экономическими, рыночными субъектами за достижение лучших результатов на каком-либо поприще (в сфере производства, образования, искусства).

Развитие конкурентных отношений - объективный экономический закон, действующий в системе производственных отношений и регулирующий пропорции общественного производства.

В условиях кризиса возникает реальная конкуренция на рынке труда. В работе [2] показано, что выпускники Казанского государственного технологического университета занимают от общей численности работников всего 5 %. А вот продвижение этой группы по служебной лестнице выше среднего показателя на 11 %.

Таким образом, по своей сущности конкурентоспособность ассоциируется с успешностью человека как в профессиональной, так и в личностных сферах. Данное понятие в педагогической литературе соотносится с такой категорией, как профессиональная компетентность (М.А.Чошанов, M.Linard, F.Rope).

В.И. Андреев дает следующее определение конкурентоспособности: «Конкурентоспособная личность - это интегральная характеристика, включающая в себя:

• стремление к качественному конечному результату;

• стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

• высокий уровень работоспособности;

• творческое отношение к делу, к труду;

• стремление к профессиональному самосовершенству;

• способность к принятию ответственных, рискованных решений;

• коммуникабельность, способность к сотрудничеству;

• способность к быстрому освоению нового дела;

• способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию» [3].

Конкурентоспособность можно отнести к личностным характеристикам формируемого специалиста. Он может либо увеличивать свою конкурентоспособность, либо, остановившись в профессиональном развитии, утрачивать ее.

В работе Г.В.Безюлевой [4] конкурентоспособность определяется через взаимодействие профессиональной компетентности и мобильности (К сп = ПК + М).

Таким образом, перед отечественными вузами стоит важнейшая задача - обеспечить не только усвоение будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, но и сформировать у него умение предложить себя на рынке труда, способность в любой период времени и в разных ситуациях эффективно решать возникающие проблемы, оптимально и гибко перестраиваться к требованиям рынка труда. Обеспечивая в целом достаточно высокий уровень инженерной подготовки, отечественная система высшего профессионального образования лишь с 90-х годов XX в. включила задачу формирования конкурентоспособного специалиста в число первоочередных задач, решаемых вузами. Конкурентоспособный специалист - это тот, в котором сегодня существует потребность в обществе. Представляется возможным спроектировать модель конкурентоспособной личности инженера-технолога по специальности «Технология неорганических веществ и материалов» [5].

Химическая технология - это техническая наука, рассматривающая получение новых химических продуктов в условиях массового производства. Модель специалиста-инженера разрабатывалась Н.Ф. Талызиной, В.П.Беспалько, А.А.Кирсановым, В.Г.Ивановым, И.Я.Курамшиным, В.Г.Каташевым, Л.И.Гурье и др.

Модель специалиста включает в себя профессиональную подготовку, личностные качества, физическое, психическое, нравственное здоровье и общекультурную грамотность.

По мнению зарубежных авторов, самые главные составляющие модели специалиста:

• инициатива и творчество;

• сопричастность к делам организации;

• ориентация на постоянное улучшение своей работы;

• готовность к самосовершенствованию;

• постоянное освоение нового;

• активное сотрудничество в рамках командной деятельности.

В исследовании О.Мельничук отмечается, что помимо квалификационных требований, модель специалиста должна включать такие характеристики, как интеллектуальная компетентность, интеллектуальная инициатива, самоорганизация, саморегуляция. Реализация модели специалиста определяет и содержание образовательного процесса. А.И.Суббето считает, что категория «модель специалиста» находится в движении. Она модифицируется через специализацию, элективные и факультативные курсы. Общей тенденцией является гуманитаризация «модели специалиста», усиление готовности специалиста к решению сложных задач, усиление профессиональных адаптаций и мобильности с учетом растущей социально-экономической динамики «пространства реализации специалиста». Модель конкурентоспособного инженера-технолога представлена на рис.1. Адекватность данной модели может подтвердить процесс подготовки будущего специалиста в условиях вузовского обучения. «Подготовка» как интегративное понятие, включает в себя следующие компоненты: технологическое образование, технологическая деятельность.

При разработке педагогической модели формирования конкурентоспособности студентов за основу понятия «модель» было взято определение В.П.Беспалько с некоторым его уточнением. Опираясь на наше понимание сущности конкурентоспособности, педагогическую модель рассматриваем как системную совокупность взаимосвязанных элементов,

Рис. 1 - Модель конкурентоспособности инженера-технолога

о

►ч

о

н

о

а

о

о

н

я

я

та

о

►в*

о

о

о

8

О

8

р

Й

Я

о

8=

о

н

о

и

Я

о

о

н

8

8

8

%

сь

8

о

та

р

н

о

X

8

О

Й

о

►ч

р

производственно-технологическая

организационно-управленческая

сервисно-эксплуатационная

монтажно-наладочная

расчетно-проектная

проектно-конструкторская

экспериментально- исследовательская

научно-исследовательская

технологическая

общенаучная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономическая

организационно-управленческая

информационная

экологическая

эксплуатационная

проектная

экспериментальная

моделирование

инновационная

Смена поля профессиональной деятельности

реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического, профессионального саморазвития и _____самосовершенствования______

Ориентация на успех

Рефлексия

готовность обогащать свой опыт

Умение работать в команде

о

►в*

о

та

Е

о

н

о

и

8

О

о

н

8

8

та

о

►в*

о

о

о

8

О

8

Р

Й

8

Е

со

Я

о

К

8

о

н

о

8

С

8

8

о

ОУ

о

§3

о

8

о

§

ё

к

о

о

с\

к

Й

СҐ

X

о

о

н

СҐ

Социальный заказ на конкурентоспособного инженера-технолога по специальности «ХТНВ»

создающих в процессе их реализации личностно-развивающую образовательную среду, которая обеспечивает конкурентоспособность студентов.

Предложенная модель выступает в качестве основного ориентира в образовательной деятельности. При ее создании мы опирались на общетеоретические основы моделирования, в соответствии с которыми определены следующие основополагающие характеристики: а) модель должна включать такие компоненты, которые непосредственно и однозначно (положительно) влияют на качество подготовки студентов; б) структура модели должна создавать возможности контроля достижений студентов на всех этапах обучения; в) модель должна предоставлять возможности для активного вмешательства с целью своевременной коррекции процесса. Графическое изображение разработанной модели представлено на рис.2.

Рис. 2 - Педагогическая модель формирования конкурентоспособности выпускников по специальности ХТНВ

Целевой компонент отражает базовую цель педагогической модели - формирование конкурентоспособности выпускников вуза. Поэтому он определяется государственным заказом и потребностями самих обучающихся в конкурентоспособности. Так как само понятие конкурентоспособность - подвижное образование, то и сама модель является динамичной. Предполагается в результате мониторинга производить коррекцию базовых элементов модели. Модель формирования конкурентоспособности строится с использованием перечисленных подходов. Задачи, решаемые в рамках данной цели определяются системой ключевых компетенций, целенаправленно формируемых в процессе обучения. Функциональный компонент отражает функции модели в образовательном процессе вуза. Процессуальный компонент включает совокупность форм и методов организации процесса подготовки конкурентоспособного выпускника. Ориентация форм обучения на профессиональную деятельность предполагает использование профессионально ориентированных задач, заданий. Методы обучения носят преимущественно развивающий и активизирующий характер, стимулирующий лидерство, творчество, инновационность. Критериальнооценочный компонент предполагает показатели компетенций, процедуры их анализа и оценки. Результативный компонент отражает правильность построения модели и ее функционирование в образовательном пространстве вуза.

Большое значение в практике вузовского обучения принадлежит лабораторнопрактическим занятиям [6]. Целью лабораторных работ в высшей школе является практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение техникой экспериментирования в соответствующей области науки, инструментализации полученных знаний, то есть превращение средства для решения учебных, а затем и профессиональных задач. В лабораторном практикуме по разделу «Технология композиционных материалов» происходило моделирование профессиональной деятельности в ходе решения учебно-производственных задач, аналогичных типовым производственным задачам. Были смоделированы условия получения продукта, аналогичные тем, которые применяются на ОАО «Фосфорит».

Уровень конкурентоспособности изучался по методике В.И. Андреева [3] у студентов КГТУ, обучающихся по специальности химическая технология неорганических веществ (ХТНВ). В эксперименте участвовали 150 студентов.

Динамика сформированности уровня конкурентоспособности личности

Рис. 3 - Изучение уровня конкурентоспособности студентов

Анализ результатов показал, что высокий уровень конкурентоспособности изменился в процессе эксперимента с 12% до 18 % у опрошенных, уровень выше среднего - с 41 % до 53 % и средний уровень уменьшился с 47% до 29 %.

На основе данной методики были изучены способности и личностные качества, определяющие уровень конкурентоспособности личности после эксперимента.

Таблица 1 - Уровень конкурентоспособности личности

Шкала способностей и личных качеств Высокий уровень (в %) Выше среднего (в %) Средний уровень (в %)

Имеющий четкие цели и ценно- 18 52 30

стные ориентации

Трудолюбивый 15 55 30

Творческий 18 62 20

Рисковый 14 66 20

Независимый 17 63 20

Лидер 20 50 30

Способный к непрерывному 18 59 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

саморазвитию

Стрессоустойчивый 21 47 30

Непрерывный профессиональ- 27 31 40

ный рост

Стремящийся к высокому каче- 14 36 50

ству конечного продукта

Таким образом, ориентация целей, содержания, форм, методов и средств на развитие конкурентоспособности выпускников - одна из главных задач подготовки в условиях высшего профессионального образования.

Литература

1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование / С.М.Вишнякова // Словарь. Изд-во «Новь».

- М., 1999.

2. Лавущенко, В. Предприятие и вуз / В.Лавущенко // Журнал ОАО «Татнефть». - №6(50). - 2009.

- С.22-23.

3. Андреев, В.И. Педагогика / В.И.Андреев. - Казань: ЦИТ, 2000. - 608с.

4. Безюлева, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография / Г.В.Безюлева. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2008. -320с.

5. Андреева, Ю.В. Ориентация обучения студентов-журналистов на развитие конкурентоспособности / Ю.В.Андреева. - Казань: ЦИТ, 2006. - 300с.

6. Хацринова, О.Ю. Задачи практической подготовки в инновационном университете / О.Ю.Хацринова., В.Г.Иванов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - №3.- С.300-303.

© О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доцент кафедры ПиМ ВПО КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.