И. И. Фролова, Г. Н. Ахметзянова, Н. Ш. Валеева
МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРА-МЕНЕДЖЕРА ДЛЯ НАУКОЁМКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: модель специалиста, инженер-менеджер, наукоёмкое производство.
В статье рассмотрены различные педагогические подходы к проектированию модели будущего специалиста, представлена модель инженера-менеджера для наукоёмкого производства.
Keywords: model of the expert, the engineer-manager, the knowledge-intensive production.
In article various pedagogical approaches to modeling of an image of future expert are considered, the model of the engineer-manager for the knowledge-intensive production is presented.
Деятельность почти всех производств требует сегодня современных знаний, инновационных подходов к организации бизнеса. Развитие экономики и наукоёмкого производства всё больше становится зависимым от менеджмента, в котором повышается роль знаний, усиливаются информационные возможности, делается акцент на человеческий капитал.
В условиях трансформирующегося общества при проектировании модели будущего инженера-менеджера необходимо учитывать факторы внешней среды (демографические показатели, научнотехнический прогресс, рынок труда, развитие промышленности и экономики и т.д.) и внутренней среды высшего образовательного учреждения (профессорско-преподавательский состав, материальнотехническая база вуза и т.д.).
Модель специалиста - это описательная характеристика качеств и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков выпускника высшего учебного заведения, способного решать практические задачи и выполнять необходимые функции в определённой сфере, а также соответствовать требованиям практики.
В педагогических исследованиях рассматриваются различные модели специалистов и применяются разные варианты моделирования образа будущего специалиста:
- модель специалиста на основе личностных качеств и профессиональных знаний (Зеер Э.Ф., Шадриков В.Д) [5, 13];
- модель специалиста, включающая профессиональную подготовку, личностные качества, физическое, психическое, нравственное здоровье и общекультурную грамотность (Хацринова О. Ю.) [12];
- инвариантная модель работника автомобильного профил в виде модели деятельности и модели личности (Ахметзянова Г.Н.) [3];
- модель специалиста - это документ, содержащий перечень профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист, чтобы заниматься той или иной профессиональной деятельностью
(Петрова Л. С.) [8];
- модель специалиста - это описание обязательных требований к будущему специалисту со стороны работодателя (Журавлева Т.Б., Селезнёв Б.И. и Телина И.С.) [4,9];
- компетентностная модель специалиста, структурными элементами которой являются профессионально-личностные и социальные компетенции (Мустафина Д.А., Рахманкулова Г.А. и Короткова Н.Н.) [7];
- модель специалиста для конкретной специальности, которая должна отличаться целями, функциями, компетенциями, качествами, знаниями, решающими правилами и критериями достижения цели, информационным обеспечением (Андрюхина Т.Н., Шадриков В.Д.) [1, 13].
Современные стандарты высшего профессионального образования построены преимущественно на базе компетентностной, а не квалификационной модели специалиста. О.Н. Тимофеев в своём исследовании указывает, что формирование нового качества высшего образования связано с интеллектом человеческих ресурсов. Он относит статус инженера в постиндустриальном обществе к классу "интеллектуалов", признаками которого являются: уровень образования; востребованность в разных структурных элементах социальной иерархии и экономике; исключительная мобильность, интеллигентность, высокая конкурентоспособность [11].
Обзор педагогических исследований моделей инженера-менеджера [2,6,10] позволяет аккумулировать знания учёных и использовать их опыт в разработке модели инженера-менеджера для наукоёмкого производства.
Проектирование модели инженера-менеджера основывается на следующих концептуальных положениях:
- расширение объектов и областей профессиональной деятельности;
- опережающее отражение развития наукоёмкого производства;
- предвидение социально-экономических изменений в обществе;
- обеспечение стратегического развития потенциала будущего инженера-менеджера;
- прогнозирование основных тенденций развития фундаментальной и прикладной науки, наукоёмкого производства.
Областями профессиональной деятельности инженера-менеджера для наукоёмкого производства могут быть:
- разработка и реализация технологий управления жизненным циклом наукоемкой продукции;
- менеджмент качества системы управления высокотехнологичным предприятием (наукоёмким производством);
- управление жизненным циклом наукоемкой продукции;
- маркетинг наукоемкой продукции;
- предпринимательство в сфере наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
- организация и управление инжиниринговыми компаниями в области наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
- развитие и внедрение методов управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции как области научно-технической деятельности.
Предлагаемая обобщённая модель инжене-ра-менеджера для наукоёмкого производства состоит из следующих четырёх элементов:
I. Объекты освоения в процессе профессиональной подготовки:
- Ценности и ценностные ориентации будущего инженера-менеджера (отношение к труду, к порученному делу; ценности по целям, способам их достижения и по отношениям в процессе трудовой деятельности).
- Мышление - способы мыслительных действий и операций исследовательского, преобразовательного и познавательного характера, направленные на решение проблемной ситуации.
- Знания - необходимые закономерности, факты и законы в различных профессиональных областях, которые позволяют принимать оптимальные управленческие и инженерные решения.
- Способы деятельности и стиль поведения -используемые приёмы, умения и навыки, жизненный стиль поведения.
- Нормы и традиции, устанавливающие связь с историческими способами существования государства, жизнедеятельности человека, семьи, коллектива и общества в целом.
- Эмоционально-волевые проявления - чувства, эмоции, способности человека преодолевать препятствия, способы выражения и достижения волевых актов, которые характерны для конкретной деятельности инженера-менеджера.
- Опыт в решении проблем профессионального и общечеловеческого характера с учётом исторической, российской, зарубежной и современной практики.
II. Требования к личностным качествам инженера-менеджера:
- Социально-психологические - стрессо-устойчивость, развитость интуиции, наблюдательность, проницательность, склонность к открытому отношению к проблемам, межличностная компетентность, активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней, способность брать на себя ответственность, открытое и честное поведение во всех ситуациях, гибкость, социальная и гражданская ответственность.
- Интеллектуальные - высокий уровень эрудиции, комбинаторное мышление, способность к творчеству, память, обучаемость, концентрация; нестандартность и критичность мышления; опера-
тивность реакции, рефлексивность, аналитичность, изобретательность и способность к инновациям.
- Коммуникативные - общительность, склонность к лидерству, жизненный оптимизм, независимость.
- Поведенческие - предприимчивость, способность к распределённому лидерству, инициативность, активность, способность установить контакты, способность дать оценку происходящим событиям, выбрать необходимый стиль поведения, адаптивность, целеустремлённость, организованность, умение работать в команде, решительность и настойчивость в достижении цели, объективность.
- Этические - наличие чётких нравственнопрофессиональных принципов в жизни и трудовой деятельности: честность, человечность, почтительность, разумность, справедливость, мужество, честь, соблюдение конфиденциальности.
III. Профессиональные качества инженера-менеджера:
3.1. Общие профессиональные качества:
- высокая квалификация;
- профессиональная мобильность;
- готовность к профессиональной деятельности;
- готовность к непрерывному повышению квалификации и профессиональному развитию;
- творчество (инновации);
- высокая организационная культура;
- интеллектуальный потенциал.
3.2. Знания и навыки по инженерной составляющей:
- навыки проектирования технологических процессов в наукоёмком производстве;
- владение информационными технологиями, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, уметь работать с компьютерными программами;
- знать международные стандарты, требования, предъявляемые к производимой на предприятии продукции на мировом рынке;
- умение разбираться в различных технических вопросах, ориентироваться в технической терминологии и документации;
- умение проведения испытаний и контроля качества наукоёмкой продукции;
- разбираться в технологических требованиях к ремонту производственного оборудования;
- иметь навыки работы в условиях жёсткой стандартизации;
- знать производственные площади предприятия, парка имеющегося оборудования, иметь представление о проблемах и возможностях их использования.
3.3. Знания и навыки в области экономики, производственного и социального менеджмента:
- знания организационных и технологических взаимосвязей между подразделениями предприятия;
- обладать знаниями в области организации и нормирования труда персонала, соблюдения техники безопасности на производстве и применять их;
- иметь знания в области теории и методов управления;
- владеть навыками решения типовых производственных задач и принятия оперативных решений, необходимых для предотвращения или ликвидации производственного сбоя;
- умение планировать, организовать, контролировать работу по всем направлениям деятельности предприятия;
- умение анализировать сложившуюся ситуацию, проводить причинно-следственный анализ проблем и осуществлять поиск оптимального пути решения проблемы;
- уметь разрабатывать локальные нормативные документы, касающиеся процессов организации, планирования, контроля и мотивации производственной деятельности;
- уметь стимулировать работников к высококачественному труду, к повышению уровня своей квалификации, создавать условия для карьерного роста подчинённых;
- знать нормативную документацию, свои права и обязанности, обладать правовыми знаниями в сфере своей профессиональной деятельности;
- обладать организаторскими качествами, умением правильно подобрать команду, распределить обязанности среди персонала, организовать коллектив на выполнение производственных задач;
- владеть способами экономии ресурсов и уметь применять их;
- обладать экономическими знаниями, понимать экономическую сущность процессов и явлений.
IV. Виды профессиональной деятельности:
Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют базовые, инвариантные виды профессиональной деятельности инжене-ра-менеджера, к которым относятся производственно-технологическая, организационно-
управленческая, проектно-конструкторская, научноисследовательская.
4.1. Производственно-технологическая -непрерывное исследование производственных процессов в наукоёмком производстве с целью выявления производительных действий и потерь; выявление необходимых усовершенствований и разработка новых, более эффективных средств контроля качества; технологические основы формирования качества и производительности труда; метрологическое обеспечение проектирования, производства, эксплуатации технических изделий и систем; разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов в наукоёмком производстве; осуществление сертификации систем управления качеством предприятий наукоёмкого производства; проведение метрологической поверки средств измерений технологических процессов наукоёмкого производства.
4.2. Организационно-управленческая - организация работы коллектива, подразделений по разработке и выпуску наукоёмкой продукции; организация эффективного межгруппового взаимодействия на различных стадиях жизненного цикла наукоёмкой продукции; планирование, организация и контроль производственных работ; оценка экономи-
ческой эффективности производственной деятельности предприятия; обеспечение безопасности труда персонала в наукоёмком производстве; организация управленческого учета и практическое использование показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества наукоёмкой продукции; управление материальными и информационными потоками при производстве наукоёмкой продукции; организация мероприятий по улучшению качества наукоёмкой продукции; организация работы по мотивации и стимулированию труда персонала в наукоёмком производстве.
4.3. Проектно-конструкторская - проектирование процессов наукоёмкого производства; разработка современных методов проектирования систем управления качеством на предприятиях наукоёмкого производства, формирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности; проектирование моделей систем управления качеством в наукоёмком производстве с построением обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения в условиях многокритериальности неопределенности и риска.
4.4. Научно-исследовательская - планирование и организация прикладных научных исследований при создании наукоёмкой продукции; анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации наукоёмкой продукции с применением проблемно-ориентированных методов; разработка и исследование моделей систем управления качеством на предприятиях в наукоёмких отраслях производства; анализ состояния и динамика показателей развития систем управления качеством; исследование и разработка моделей систем качества в наукоёмком производстве и обеспечение их эффективного функционирования; исследование, анализ и разработка статистических методов контроля качества в наукоёмком производстве; исследование методов планирования качества и т.д.
Кроме того, анализ запросов работодателей к специалисту в наукоёмком производстве позволяет выделить вариативную часть требований к профессиональной деятельности инженера менеджера, включающую экспериментально-
исследовательскую, эксплуатационно-техническую, информационно-проектировочную и научнопедагогическую деятельность:
4.5. Экспериментально-исследовательская -проведение испытаний новой наукоёмкой продукции по различным показателям качества; участие в разработке технических заданий и программ проведения экспериментов; участие в лабораторных, стендовых и полевых испытаниях наукоёмкой продукции с использованием информационных технологий и т.д.
4.6. Эксплуатационно-техническая - организация работ по монтажу, наладке, эксплуатации, ремонту, модернизации оборудования, средств механизации и автоматизации производства, оснастки;
разработка технологических процессов изготовления изделий, элементов специальных машин и устройств, продукции наукоёмкого производства; составление технических заданий на проектирование технологической оснастки; разработка и реализация программ по техническому перевооружению предприятия и т. д.
4.7. Информационно-проектировочная деятельность - использование информационных технологий в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности наукоёмкого производства; использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода; организация и внедрение информационных технологий защиты информации при управлении качеством и производстве наукоёмкой продукции; применение методологии структурного анализа и синтеза интегрированных информационных моделей, проектирование компьютеризированных интегрированных производственных систем; проектирование процессов наукоёмкого производства с использованием СЛЬ8 технологий и т.д.
4.8. Научно-педагогическая - наставничество в процессе трудовой деятельности молодых специалистов; осуществление педагогической деятельности во время организации учебных занятий, семинаров, конференций, практики среди студентов, обучающихся по профилю предприятия.
Таким образом, инженер-менеджер для наукоёмкого производства должен сочетать в себе инженерную подготовку со знаниями в области экономики, организации и управления в рыночной среде; управлять разработкой новых видов наукоёмкой продукции; проводить бизнес-планирование в инновационном секторе; проводить управленческий аудит в функциональных подразделениях наукоёмкого производства; разрабатывать стратегические, тактические и оперативные планы, бюджеты предприятий наукоёмкого производства; повышать эффективность функционирования предприятий наукоёмких отраслей и т.д.
Разработанная модель инженера-менеджера для наукоёмкого производства, являясь определением и обоснованием того, каким должен быть выпускник исходя из потребностей общества, наукоемкого производства, будет служить основой проектируемой педагогической системы формирования профессиональной компетентности инженера-
менеджера и позволит устранить существующее противоречие между процессом подготовки специалистов и его профессиональной деятельностью
Литература
1. Т.Н. Андрюхина. Компетентностная модель подготовки специалиста по эксплуатации и обслуживанию автотранспортных и технологических машин и оборудования // Вестник Самарского государственного технического университета, 2(8), 4-8 (2007)
2. А.Н. Асаул. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании // Экономическое возрождение России, 1, 3-7 (2009)
3. Г.Н. Ахметзянова. Компетентностная модель работника автомобильного профиля в системе непрерывного образования // Перспективы науки, 17, 12-15 (2011)
4. Т.Б. Журавлева. Модель оценки соответствия уровня подготовки специалиста требованиям работодателя к вакансии // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки, 2, 22-31 (2003)
5. Э.Ф. Зеер. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании// Образование и наука, 3, 90-102 (2000)
6. С.О. Искоскова. Новый подход к управлению конкурентоспособностью студентов будущей квалификации инженер-менеджер // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 3, 335-338 (2011)
7. Д.А. Мустафина, Г.А. Рахманкулова,
H.Н. Короткова. Модель конкурентоспособности будущего инженера-программиста // Педагогические науки, 8, 16-21 (2010)
8. Л.С. Петрова. Компетентностная модель специалиста-теплоэнергетика // Мир транспорта, 35, 2, 164-171 (2011)
9. Б.И. Селезнев, И.С. Телина. Модель организации подготовки специалистов в области высоких технологий // Университетское управление: практика и анализ, 5-6, 89-94 (2003)
10. Р.В. Сюров. Подготовка инженеров-менеджеров по специальности "Управление качеством" // Качество. Инновации. Образование, 2, 9-10 (2007)
11. О.Н. Тимофеев. Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета,
I, 266-271 (2012)
12. О.Ю. Хацринова. Подготовка конкурентоспособных специалистов-инженеров в условиях лабораторных практикумов по технологии композиционных материалов // Вестник Казанского технологического университета, 12, 358-363 (2010)
13. В.Д. Шадриков. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 8, 26-31 (2004)
14. http://eduscan.net/standart/220500 - ГОС ВПО по специальности "Управление качеством"
15. http://www.mgupp.ru/wp-content/uploads/2011/11/221400.62.pdf - ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400 " Управление качеством".
© И. И. Фролова - специалист по учебно-методической работе КНИТУ; Г. Н. Ахметзянова - д-р пед. наук, проф. К(П)ФУ; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected].