УДК 378
О. Ю. Хацринова
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ключевые слова: методическая компетентность, преподаватель вуза.
Работа посвящена проблеме развития методической компетентности преподавателя вуза. Рассмотрены основные методические подходы при построении системы методической подготовки.
Keywords: methodical competence, high school teacher.
This work is devoted to the development of methodical competence of the teacher of the university.
The main methodological approaches in constructing the system of methodical preparation
Основное назначение высшей школы в современных условиях выражается в ориентации на опережающий характер подготовки специалиста, готового к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональное деятельности. В этих условиях образование должно стать «...важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества, сохранения места в России в ряду ведущих стран мира и ее международного престижа» [2]. Это утверждает ведущую роль образования, его способность обеспечить развитие всех сфер общественной практики, о чем свидетельствует включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью качественного его улучшения повышения конкурентоспособности отечественного образования на международном уровне.
Осуществление указанных целей в высшей школе, переход на двухуровневую систему, предполагает изменение образовательного процесса. К принципиально новым характеристикам вузовского образования следует отнести нелинейность, вариативность, модульность, индивидуально - ориентированный способ освоения компетенции, развитие способностей к решению профессиональных проблем и задач и накоплению первоначального профессионального опыта.
Однако, любые преобразования в системе образования, находятся в прямой зависимости от личностных качеств преподавателя высшей школы, уровня его профессионально-педагогической компетентности и уровня развития мотивационно -ценностной ориентации на профессию преподавателя.
В Центре повышения квалификации педагогических кадров (ЦППКП) КГТУ предусмотрено Учебным планом изучение дисциплины «Основы методики преподавания дисциплин», главной целью которой является развитие методической компетентности преподавателя высшей школы (ВШ).
Проблема развития методической компетентности преподавателя высшей школы тесно связана с проблемами более общего порядка - развитие профессионально - педагогической компетентности, научно-исследовательских умений и навыков, использование инноваций в образовании.
В современной научной литературе нашел отражение общетеоретический фундамент изучения проблемы преподавателя высшей школы (О. А. Абдуллина, Л. И. Гурье, В. А. Кан -Калик, Л. Н. Коган, В. В. Кондратьев, В. А. Матусевич, Г. В. Мухаметзянова, Г. С. Сухобская и др.). В нем рассмотрены некоторые подходы к структуре, анализу и характеристике социокультурной среды, выявлены проблемы послевузовского образования, охарактеризована психолого-педагогическая компетентность как сторона и условия развития педагогической культуры преподавателя ВШ. Вместе с тем недостаточно изученными остаются вопросы,
связанные с проблемой определения и обоснования условий формирования методической компетентности преподавателей вузов в системе повышения квалификации, сущность и содержание методической компетентности как компонента профессионально -педагогической компетентности и важнейшей составляющий педагогической деятельности.
Именно в методической деятельности развивается профессионализм, происходит обогащение психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, развитие профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение новых педагогических технологий, формируются потребности в профессиональном самообразовании, саморазвитии и полноценной реализации в педагогическом труде.
Эффективность методической деятельности зависти от многих факторов: выбора приоритетных направлений образовательного учреждения; учета индивидуальных и профессиональных особенностей преподавателей при ее планировании и организации, опоры на инициативность и творчество, профессиональные интересы и склонности, формирование банка инновационного опыта, а также оценки со стороны руководящих органов.
Опрос слушателей ЦППКП за последние пять лет показал, что 72% преподавателей предпочтение отдают методической подготовке, которая предполагает овладение новыми способами, приемами и методами, обеспечивающими переход на новый уровень преподавания - инновационный.
Проектирование системы методической подготовки в условиях повышения квалификации проводилось нами на основе метода моделирования, позволяющего в наглядной и доступной для анализа выводов форме исследовать интересующий процесс.
В качестве основных методических подходов, используемых при построении системы методической подготовки, были выбраны системный, компетентностный, деятельностный, аксиологический, личностно - ориентированный и индивидуально - творческий.
Преподаватель высшей школы рассматривается нами как сложный, интегративный объект, использование системного подхода [1] позволит исследовать его с разных сторон, комплексно.
Компетентностный подход - подход, акцентированный не на содержании, а на результатах образования, выражений в форме компетенций.
Аксиологическое понимание деятельности преподавателя ВШ рассматривается с точки зрения системы ценностей, которые находят свое развитие в системе повышения квалификации. Творческое мышление, активная научно - исследовательская деятельность, использование достижений информационных технологий становится основой развития профессионально-ценностных ориентаций. Деятельность преподавателя ВШ детерминирована развитием его личностных качеств, научного и педагогического опыта. Поэтому в процессе методической подготовки необходимо создать условия для обогащения личного профессионального опыта имеющимися инновациями, становления новой системы индивидуальных моделей педагогической деятельности.
Деятельностный подход предполагает участие преподавателей вуза во всех видах методической деятельности - учебно-методической, научно - методической, экспертно -методической. При этом преподаватель должен проектировать ее цели, конструировать содержание, планировать деятельность для их реализации, а также подвергать рефлексивному анализу полученные результаты.
Индивидуально-творческий подход позволяет использовать механизмы общего и профессионального саморазвития личности преподавателя высшей школы. Потребность в постоянном самосовершенствовании своего мастерства, в поиске новых средств передачи учебной информации является важнейшим мотивом педагогического роста [3].
В ходе исследования была выявлена система противоречий, сопровождающая деятельность преподавателя вуза при конструировании и осуществлении образовательного процесса. В систематизированном виде результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Система противоречий и проблем, сопровождающих деятельность преподавателя вуза при организации процесса обучения
Параметры Противоречия Возможные пути решения
Мотивация Целеполагание Содержание Процесс обучения Преподаватель Несоответствие объема предъявляемой информации индивидуальнофизиологическим возможностям обучающихся (за счет сокращения часов) 1. Образование как процесс и результат усвоения необходимых компетенций. 2. Образование как непрерывный процесс профессионального становления и развития личности Наличие несогласованности на междисциплинарном уровне системного представления об изучаемом объекте Редкое использование форм и методов активного обучения (проектного метода, деловых игр, дискуссий) Низкий уровень общественной ценности, деятельности, в связи, с чем нежелание пересматривать имеющийся опыт Дифференцированный подход в обучение, осознание студентом себя как субъекта учебной деятельности с правом выбора индивидуального образовательного маршрута Соподчиненность двух систем целеполагания Интеграция содержания, единство понятийного аппарата, последовательность и преемственность обучения Разработка и внедрение инновационных форм и методов обучения Повышение роли преподавателя и значимости его труда за счет личностно разработанных систем поощрения
Анализ основных профессиональных затруднений, которые испытывает преподаватель ВШ при отборе содержания, проектирования и организации учебного процесса, приводит к выводу, что в их основе лежит целый комплекс противоречий и проблем, образующих систему высокого уровня целостности.
Для их разрешения можно сформулировать следующие принципы:
• принцип индивидуальности, предполагающий разработку собственной стратегии и программы деятельности, направленной на совершенствование образовательного процесса;
• принцип гибкости, позволяющий учитывать перемены в состоянии современного образования;
• принцип креативности, позволяющий преподавателю использовать стажировки и повышение квалификации в целях освоения инновационных методов и средств и использование их в собственной деятельности.
Опоры на собственный педагогический опыт и ее оценку
Моделирование технологии развития методической компетентности преподавателя ВШ базировалось на модульном подходе. Использование данного подхода к разработке содержания дисциплины «Основы методики преподавания дисциплин» позволила нам выделить и сформулировать именно те модули, которые способствовали развитию методической компетентности, а также способствовали удовлетворению потребностей преподавателей в знаниях и умениях. Организация такого обучения связана с выделением типовых видов деятельности, т. е. решением методических задач, на решение которых и направлена деятельность преподавателей. В этом случае под каждую задачу разрабатываются проблемные лекции, семинары-дискуссии, круглые столы [4].
Преподаватели корректируют учебно-методический комплекс своей дисциплины, включая в него информационный пакет дисциплины, технологическую карту дисциплины, тестовые и задачные контрольно - измерительные материалы, материалы для тренинга развития профессиональной карьеры.
В качестве последовательного достижения педагогом готовности осуществлять методическую деятельность можно назвать несколько этапов:
1 этап - подготовительный (наличие необходимых знаний в предметной области, а также знаний, умений и навыков в области педагогики, психологии и методики профессионального образования),
2 этап - мотивационно-ценностный (активность методической деятельности, создании методических продуктов),
3 этап -исследовательский (поиск инновационных методов, приемов и средств интенсификации образовательного процесса),
4 этап - технологический (способность реализовывать инновационные методы, приемы и средства, возможность создания авторских методик),
5 этап - рефлексивно - оценочный (потребность в оценке и самооценке своей деятельности, тенденция к саморазвитию и самосовершенствованию).
Развитие методической компетентности должно носить постоянный и непрерывный характер через такие компоненты деятельности, как самообразовании, учебно-методическая и научно - методическая деятельность, рост качества образовательных услуг, научно -исследовательская деятельность, педагогическое экспериментирование, участие в грантах и т. д. Методическая деятельность включает преподавателей ВШ в творческий поиск путей и способов совершенствования своего педагогического опыта.
Литература
1. Кондратьев, В.В. Методология системного исследования / В.В. Кондратьев // Учебное пособие. -Казань: РИЦ «Школа», 2007 - 236 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - Псков: ПГПИ, 2001 - 34 с.
3. Медведев, В. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В. Медведев, Ю. Татур // Высшее образование в России. - 2007. - №11. С. 46-56.
4. Хацринова, О.Ю. Подготовка конкурентоспособных специалистов-инженеров в условиях лабораторных практикумов по технологии композиционных материалов / О.Ю. Хацринова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С. 358-364.
© О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доцент каф. ПиМВПО КГТУ, [email protected].