СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ВОСПИТАНИИ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТИПА
ПОНОМАРЕВ А.В.
В статье показана роль социальнопедагогической функции вуза в подготовке специалистов технического профиля нового социокультурного типа. На основании изучения мнения работодателей, специалистов, преподавателей и студентов предложена концептуальная модель социально-конструктивного специалиста - выпускника технического вуза.
Профессиональная деятельность современного специалиста характеризуется необходимостью участия в инновационных процессах в новых социокультурных условиях. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия 2020), определившая стратегические ориентиры развития российского общества, обозначила, что «...формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности». В связи с этим изменяется роль системы профессионального образования в подготовке современного специалиста. Значение приобретает не только освоение современных профессиональных компетенций, но создание и освоение новых социокультурных ценностей. В этом значительную роль играет система воспитания в современном вузе. Образовательное учреждение, формируя образовательную среду подготовки специалиста, выполняет социально-педагогически значимую функцию воспитания.
Исследование социально-педагогической функции вуза в воспитании современного специалиста в этой связи приобретает особую актуальность.
Возникает необходимость по-новому осмыслить функциональное назначение профессионального образования в современном российском обществе, его воспитательной составляющей, поскольку профессиональное образование как социальный институт, отвечающее за развитие личностного потенциала человека, призвано обновлять содержание своей социально-педагогической функции в обществе.
В настоящее время уже создана необходимая законодательная база для внесения проблем воспитания в качестве обязательных в содержании образования:
- в «Целевой программе развития российского образования на период до 2010 года» основной задачей ставится «создание условий для развития конкурентоспособной личности». Эта принципиально новая задача, которая не выдвигалась ни в одной из предыдущих концепций реформ отечественного образования;
- в новой структуре Федерального ГОСа образования (№309-Ф3) впервые обозначена проблема воспитания как необходимость «формирования духовно-нравственной личности»;
- в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сделан заказ государства на формирование творческой социально ответственной личности.
Актуальность исследования подчеркивается масштабами техногенной деятельности человека, переходом к информационным и высокоинтеллектуальным технологиям и возрастанием роли инженерного образования с одной стороны, а с другой - размытостью представлений о роли социаль-
In the article the role of socially-pedagogical function of high school in preparation of experts of a technical profile new type is shown. On the basis of studying of opinion of employers, experts, teachers and students the conceptual model of the socially-constructive expert - the graduate of technical college is offered.
но-педагогической функции профессионального образования вуза в инновационных процессах высшей школы в условиях компетентностного подхода.
Социально-педагогическая функция вуза в воспитании студентов исследовалась нами в течение последних 15 лет - более чем в четырехстах вузов Российской Федерации по различным исследовательским задачам, когда функция воспитания то декларировалась как обязательная для вуза, то изымалась.
Под социально-педагогической функцией технического вуза мы понимаем преобразующая роль высшего учебного заведения в условиях инновационно развивающегося общества, обеспечивающая непрерывное пополнение человеческого потенциала общества квалифицированными инженерными кадрами посредством специально организованной технико-творчески ориентированной воспитательной среды, ориентированной на подготовку специалистов технического профиля нового социокультурного типа.
Специалист технического профиля нового социокультурного типа - это выпускник, обладающий развитыми социально-значимыми компетенциями, способный к порождению новых смыслов и ценностей инженерной деятельности в изменяющихся социокультурных условиях, готовый к ответственности за технологическую безопасность деятельности и последствия влияния своей работы на природу и общество.
Какими компетенциями должен обладать современный технический специалист нового социокультурного типа и каким образом управлять воспитательной деятельностью в вузе для их формирования?
Этот вопрос привел нас к разработке компетентностной модели социально-конструктивного специалиста, исследовательский дизайн которой разрабатывался нами в соответствии с положениями зарубежных и отечественных практических руководств по составлению моделей специалистов (С. Уидетт, С. Холлифорд, 2003, Л. и С. Спенсеры, 2005, В.И. Байденко, 2006) [3].
К исследованию были привлечены работодатели, студенты, выпускники и профессорско-преподавательский состав университета.
Проведенная верификация компонентов модели (со 198 -и компонентов компетенций до 14-ти) позволила экспериментальным путем уточнить состав и структуру желаемого образа Модели социально-конструктивного специалиста технического университета в изменяющихся социокультурных условиях.
В структуру модели вошли следующие компетентности, компетенции и качества личности (представлены в табл.1).
Под социально-значимой компетентностью мы понимаем интегральную характеристику личности, отражающую ее способность и готовность к реализации и наращиванию своего личностного потенциала, эффективному решению стандартных и нестандартных профессиональных и жизненных задач и вызовов современной инновационной экономики и изменяющейся социокультурной среды, высокий уровень развития социализации, кооперации и влияния на общество и социальнопрофессиональную среду.
Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Под качествами личности мы понимаем совокупность индивидуально-своеобразных и социально-типических черт, устойчивых состояний и свойств, предопределяющих поведение личности в социокультурной и профессиональной среде и обуславливающих продуктивность многоплановых видов деятельности человека как субъекта самоизменения и конструктора социальных отношений.
Компетентностная модель специалиста нового социокультурного типа (далее модель специалиста) - это необходимый и достаточный набор взаимосвязанных друг с другом компетентностей,
компетенций и качеств личности специалиста (компоненты модели), структура которых детерминирована социально-культурной средой его развития.
Модель специалиста носит динамический аддитивный характер, компоненты объединяются педагогически значимыми связями, имеющими интегральный характер. Модель специалиста является динамической и элементы, составляющие компоненты модели, непрерывно изменяются, исходя из изменения социокультурных условий.
Таблица 1. Модель социально-конструктивного специалиста технического университета.
Компетентности
1. Общекультурная;
2. Здоровьесберегающая;
3. Языковая - коммуникативная;
4. Социального взаимодействия
5. Гражданско-правовая;
7. Организационно-управленческая
8. Менеджмента качества
Качества личности 1. Трудолюбие 2. Иницаитивность
3. Уверенность в себе
4. Самостоятельность
5. Целеустремленность 6. Ответственность
7. Креативность
Компетенции
1. Знает регламентирующие документы системы менеджмента качества организации.
2. Знает, понимает, выполняет требования, регламентированные стандартом ^0 на своем рабочем месте в организации.
3. Владеет технологией проведения основных видов делового общения.
4. Владеет искусством риторики.
5. Умеет сотрудничать, охотно принимает участие в работе команды, поддерживает командные решения, укрепляет и усиливает "командный" дух.
6. Имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, преобразует действительность в собственных интересах, стремится к самоутверждению и самореализации.
7. Умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели.
8. Осознает социальную ответственность за влияние своей работы на природу и общество, экологическую безопасность окружающей среды.
9. Осознает необходимость укрепления здоровья как ценности и готов к формированию, сохранению и укреплению здоровья, организации экологически безопасной рабочей среды.
10. Стремиться к получению образования, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни.
11. Умеет ориентироваться в современной культурной среде.
12. Умеет находить адекватные решения разным ситуациям, проявляет способность регуляции интерперсонального взаимодействия в любой общности.
13. Осознает меру своей ответственности, свои функции как участник политического процесса.
14. Готов стать достойным гражданином своей страны, совершенствуется и следует общим
принципам, законам, нормам.___________________________________________________________________
В настоящее время происходит процесс интеграции России в мировое сообщество, повышение роли неразрывного взаимодействия государства, общества, работодателей и учебных заведений в ходе реализации социально-педагогической функции вуза. Происходит объективное смещение акцента с общественного воспитания на самовоспитание и саморазвитие личности, проявление субъектных качеств. Соответственно, меняется и социально-педагогическая функция - она направлена на создание среды для самовоспитания и самоформирования.
Социально-педагогическая функция вуза в воспитании субъектных качеств выпускников заключается в формировании в вузе учебно-воспитательной среды, предоставляющей студенту реальные возможности проявления социальной активности. Для обозначения такой среды нами предлагается использовать термин «технико-творчески ориентированная воспитательная среда», подчеркивающий конструктивный, созидательный характер воспитательного процесса.
Под технико-творчески ориентированной воспитательной средой мы понимаем совокупность факторов, обеспечивающих оптимизацию обмена знаниями, умениями, компетенциями, смыслами, ценностями культуры между субъектами воспитательного процесса, способными как обогащаться, так и обогащать среду, в основе которой лежит системообразующий принцип социально-конструктивного взаимодействия.
Структура воспитательной среды, совокупность необходимых и обязательных компонентов которой обуславливает формировании социально-конструктивного специалиста - выпускника технического вуза, представлена на рис. 1. Нами выделяются инвариантные, вариативные и специфические факторы, которые особым образом обуславливают в различных микросредах формирование качеств личности, компетентностей и компетенций. Воспитательные микросреды опосредованно влияют на компоненты модели, коррелируют с ними посредством совокупности различных факторов. Компетентностная модель выступает в качестве основы проектирования среды.
Помимо естественного взаимодействия и информационного обмена воспитательной среды с внешней средой вуза, управляемость среды обеспечивается постоянным измерением соотнесения результата воспитательной деятельности вуза с образом специалиста нового социокультурного типа. Непрерывное исследование динамичной модели социально конструктивного специалиста, оценка уровня сформированности социально значимых характеристик личности выпускника по компонентам модели, а также учет экономических, социальных, политических, технологических и других факторов внешней среды позволяют обеспечивать стабильность функционирования технико-творчески ориентированной воспитательной среды, детерминирующей формирование социально - конструктивного специалиста -выпускника технического вуза.
Мы выделяем три группы факторов, формирующих воспитательную среду вуза: специфические (уникальные профильные), которые свойственны только профилю подготовки; особенные (вариативные), которые характерны для двух профилей, но выстраиваются по приоритетности, и общие (инвариантные), где рейтинг неочевиден.
Исследования, проведенные нами, выявили следующий рейтинг вариативных факторов у специалистов технического профиля:
- гуманизм профессиональной деятельности, ответственность за влияние на природу и общество;
- воспитательный потенциал студенческого самоуправления;
- культура здорового образа жизни в вузе;
- дополнительная педагогическая квалификация преподавателей;
- воспитательный потенциал проектирования во внеучебной деятельности;
- психологическое соп ровожден ие студентов;
- адаптация студентов первого курса;
- взаимодействие с внешней средой (государство, работодатели, общество);
- потенциал вовлечения в воспитательную деятельность вуза выпускников разных лет;
- политическая культура в вузе.
В выделенной технико-творчески ориентированной воспитательной среде гуманизация социально-педагогической функции вуза выполняет свою важную роль в воспитания современного инженера, связанную с подготовкой специалистов с нравственной, правовой и экономической культурой, новым экологическим сознанием и мышлением.
Профессиональное образование. Столица | № 10 2009 5
Воспитание специалиста начинается на этапе адаптации. Адаптация студентов к вузу, которую мы выделяем в качестве основного фактора воспитательной среды вуза обеспечивает эффективность образовательной деятельности, раскрытие потенциала и служит пусковым механизмом для взращивания субъекта активности [4].
Мониторинг потребностей студента «на входе» в процессе адаптации и создание условий много-образния сред для их реализации позволяет студенту сформировать индивидуальную образовательную траекторию, повышает самомотивацию, способствует саморазвитию и самовоспитанию.
Нами обоснована роль воспитательного потенциала студенческого самоуправления, как главного фактора в воспитании специалиста технического профиля нового социокультурного типа и выявлена роль студенческого самоуправления в развитии конкурентоспособности студенческого актива российских вузов. Наши многолетние исследования студенческого актива российских вузов выявили роль студенческого самоуправления в развитии конкурентоспособности выпускников [2].
Под конкурентоспособностью понимается динамическое свойство личности, которое формируется под воздействием объективных и субъективных факторов и приобретает различное содержание на различных этапах профессионального развития и позволяет молодому специалисту быстро войти в профессиональную среду и самореализоваться в ней [1]. Исследования показали, что высокий уровень конкурентоспособности - у студентов, участвующих в работе органов студенческого самоуправления; ниже среднего - у студентов, не участвующих в работе органов студенческого самоуправления.
Мы исходим из того, что только инновационная воспитательная деятельность создает основу для формирования конкурентоспособного выпускника.
Мы выделяем две основные стратегии инновационных преобразований, оказавших наибольшее влияние на воспитательную деятельность в вузах: внедрение компетентностного подхода и создание систем менеджмента качества воспитательной деятельности.
На основе исследования нами разработана модель управления воспитательной деятельностью в техническом вузе, которая явилась продолжением исследования изменения социальнопедагогической функции технического вуза в воспитании современных специалистов.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.
2. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография / А.В. Пономарев, М.А. Бердников - Екатеринбург, 2006. 273 с.
3. Пономарев А.В. Концептуальная модель социально-личностных компетенций выпускника технического университета // Известия РГПУ им.А.И. Герцена №12 (81). Санкт-Петербург, 2008. С.252-265
4. Пономарев А.В., Осипчукова Е.В. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования: от теории к практике. «Образование и наука» - РГППУ, Екатеринбург, №1(43), 2007. С. 42-50.
5. Студент - 2009. Материалы пятого этапа социологического мониторинга (январь-апрель 2009 года) / Вишневский Ю.Р., Пономарев А.В., Коробейникова А.П. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 162 С.
Ключевые слова: социально-педагогическая функция технического вуза, технико-творчески ориентированная воспитательная среда, социально-конструктивный специалист, компетентностная модель, компетенции, компетентности, качества личности.