И. И. Фролова, Г. Н. Ахметзянова, И. И. Поникаров
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА-МЕНЕДЖЕРА ДЛЯ НАУКОЁМКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: модель инженера-менеджера, модель специалиста, наукоёмкое производство, система подготовки.
В статье рассмотрены теоретические основы построения модели инженера-менеджера для наукоемкого производства, концептуальные положения, теоретические основы системы подготовки инженера-менеджера для наукоёмкого производства.
Keywords: model engineer-manager, the model of a specialist, high-tech manufacturing, the system of training.
The article considers the theoretical basis of building a model of the engineer-manager for knowledge-intensive production, the conceptual provisions of the theoretical foundations of the system of training of the engineer-manager for knowledge-intensive production.
На современном этапе возрастает роль наукоемких, конкурентоспособных производств. Так, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года приоритетным направлением науки, технологий и техники РФ является научно-технологическое развитие за счет формирования технологической базы экономики и наукоемких производств. Основные положения документа обращают внимание на важность интеграции научной и образовательной деятельности, направленной на повышение качества образования и подготовку научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученными в процессе обучения [5].
Особенности и тенденции развития наукоемкого производства (снижение качества кадрового и научно-технического потенциала
в наукоёмких отраслях; низкая эффективность наукоёмкого производства в условиях неопределённо-сти рыночной среды; ориентация на выпуск продукции, обладающей высокими эксплуатационными и технико-экономическими характеристиками, с использованием высоких технологий; интеграция образования, науки и производства; повышенная инновационная и технологическая мобильность производства, способная с меньшими рисками и в короткие сроки разработать и внедрить высокотехнологическую продукцию; интеллектуализация производства; комплексный характер организации, управления наукоемких производств; высокий инновационный потенциал, порождающий "цепную реакцию" нововведений в национальном и мировом хозяйстве; большая доля добавленной стоимости в конечной продукции; комплексная автоматизация технологических процессов в заготовительном, основном и вспомогательном производстве и т.д.) определяют новые требования к подготовке специалистов для этой сферы [8].
Успешная деятельность инженера-
менеджера для наукоемкого производства предполагает сформированность профессиональных и социально-личностных качеств обучающегося на основе
прогностической модели профессионально компетентного специалиста.
Модель специалиста - это описательная характеристика качеств и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков выпускника высшего учебного заведения, способного решать практические задачи и выполнять необходимые функции в определённой сфере, а также соответствовать требованиям практики.
При проектировании составляющих элементов модели специалиста того или иного профиля учёные используют различные подходы. Так, например, Андрюхина Т.Н. и Шадриков В.Д. полагают, что конкретная модель специалиста для конкретной специальности должна отличаться целями, функциями, компетенциями, качествами, знаниями, решающими правилами и критериями достижения цели, информационным обеспечением. Существенные различия будут наблюдаться в моделях одного и того же специалиста, отнесенных к разным уровням образования (бакалавр, магистр) [10].
Известные учёные-педагоги (Зеер Э.Ф., Талызина Н.Ф., Шадриков В.Д.), занимающиеся исследованиями моделей специалистов, выделяют две основные их составляющие: личностные качества и профессиональные знания.
О.Ю. Хацринова включает в модель специалиста профессиональную подготовку, личностные качества, физическое, психическое, нравственное здоровье и общекультурную грамотность [9].
Мустафина Д.А., Рахманкулова Г.А. и Короткова Н.Н. на основе компетентностного подхода предлагают в качестве структурных компонент модели профессионально-личностные компетенции (знания, умения, навыки; информационную компетенцию; инженерное мышление, инженерную рефлексию; самостоятельность; потребность в успешной деятельности; ответственность; творческий потенциал) и социальные компетенции (коммуникативную и правовую компетенции) [3].
Меркулова Л.П. использовала "знаниевую" модель специалиста технического профиля и предложила системную модель специалиста технического профиля, ассимилируя преимущества квалификационной и компетентностной моделей.
Журавлева Т.Б., Селезнёв Б.И.,
Телина И. С. проектируют модель специалиста с учётом требований работодателей. Так, главными чертами инженера как личности и как работника исследователи выделяют следующие:
- понимание инженерной деятельности как интегративного процесса;
- аналитическое мышление
со способностью критической оценки объектов и проблем путем моделирования, имитации, оптимизации на базе глубоких знаний в области фундаментальных наук;
- способность синтезировать нововведения на этапах их проектирования и производства с рациональной оценкой последовательности и полноты их реализации;
- учет экономических, производственных, международных и других условий, в которых осуществляется инженерная деятельность;
- способность пополнять свои знания в течение всей трудовой деятельности и адаптироваться к изменениям технической и технологической среды, требованиям мирового рынка [6].
Разработаны и инвариантные модели специалистов в виде модели деятельности как описательного аналога функциональной подготовки, построенного на требованиях образовательного стандарта, заказа работодателя и представленного описанием профессиональной компетентности и модели личности как набора компетенций социального взаимодействия и личностных компетенций, характеризующих обучаемого как индивида, определяющих его умение работать в группе во взаимодействии с окружающими людьми, способность к рефлексии и саморазвитию в профессиональной и социальной жизни [1].
Петрова Л.С. в самом общем виде модель специалиста представляет как документ, содержащий перечень профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист, чтобы заниматься той или иной профессиональной деятельностью [4]. Исследуя компетентностную модель спе-циалиста-теплоэнергетика, она предлагает классификацию компетенций для бакалавра и магистра.
Государственный образовательный стандарт по различным направлениям инженерной подготовки предъявляет различные квалификационный требования к выпускникам. Так, если инженер-технолог должен уметь разрабатывать, проектировать, налаживать, эксплуатировать и совершенствовать средства, приёмы и методы получения полимерных материалов и композитов; создавать технологии их промышленного производства и перерабатывать в изделия, исследовать их физикомеханические свойства; то инженер-менеджер должен уметь проектировать и поддерживать эффективное функционирование систем управления, обеспечивающих требуемый уровень качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности предприятий, а также поддерживать режим постоянного совершенствования [11].
Основными положениями, которые легли в основу построения модели инженера-менеджера для наукоемкого производства, являются:
- опережающее отражение развития наукоёмкого производства;
- расширение объектов и областей профессиональной деятельности;
- обеспечение стратегического развития потенциала будущего инженера-менеджера;
- предвидение социально-экономических изменений в обществе;
- прогнозирование основных тенденций развития фундаментальной и прикладной науки, наукоёмкого производства.
Разработанная нами обобщённая модель инженера-менеджера для наукоёмкого производства состоит из четырёх базовых элементов:
1.Объекты освоения в процессе профессиональной подготовки: ценности и ценностные ориентации будущего инженера-менеджера, мышление, знания, способы деятельности и стиль поведения, нормы и традиции, эмоционально-волевые проявления, опыт в решении проблем профессионального и общечеловеческого характера с учётом исторической, российской, зарубежной и современной практики.
2. Требования к личностным качествам ин-
женера-менеджера: социально-психологические,
интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие, этические.
3. Профессиональные качества инженера-менеджера, которые включают в себя общие профессиональные качества, знания и навыки по инженерной составляющей, знания и навыки в области экономики, производственного и социального менеджмента.
4. Виды профессиональной деятельности:
инвариантные (производственно-технологическая, проектно-конструкторская, организационно-
управленческая, научно-исследовательская) и вариативная часть требований к профессиональной деятельности инженера-менеджера (экспериментально-исследовательская, эксплуатационно-
техническая, информационно-проектировочная и научно-педагогическая).
Такая модель инженера-менеджера для наукоёмкого производства, являясь определением и обоснованием того, каким должен быть выпускник исходя из потребностей общества, наукоемких отраслей, индивидуальных потребностей и уровня образования, будет служить основой проектируемой педагогической системы подготовки инженера-менеджера для наукоёмкого производства и позволит реализовать программу опережающей подготовки для наукоемких отраслей, устранить существующее противоречие между процессом подготовки специалистов и его профессиональной деятельностью.
Основными концептуальными положениями системы подготовки инженера-менеджера для наукоёмкого производства являются:
- фундаментализация профессионального
образования, придающая необходимую
в наукоемком производстве инвариантность в подготовке специалистов, обеспечивающая широту компетентности специалистов в смежных профессиональных областях;
- формирование интеллектуального, эмоционального и управленческого потенциала личности специалиста, способствующего развитию навыков оперативного принятия управленческих решений в условиях постоянных изменений наукоёмких технологий, умений интегрироваться в социальную и международную технологическую макросреду, проявляя лидерство, мобильность, языковую адаптивность, нестандартное инновационное мышление;
- широкопрофильность профессионального
образования, позволяющая осуществлять на практике различные виды инженерной и управленческой деятельности, в том числе: проектно-
конструкторская; проектно-технологическая и мате-риаловедческая; эксплуатационная (обслуживание, профилактика и ремонт техники); прикладная исследовательская; организационно-управленческая и т.д.
- обеспечение соответствия подготовки кадров в высших учебных заведениях для наукоёмких отраслей требованиям производства, что достигается за счет повышения качества технологической и технической подготовки будущих специалистов, усиления практикоориентированного подхода к процессу обучения;
- формирование информационной среды и
информатизация образования, обеспечивающие
профессиональную подготовку инженеров-менеджеров в условиях информационного общества и направленные на оптимизацию управленческой и инженерной деятельности за счёт рационализации интеллектуальной деятельности специалиста путём применения в процессе подготовки коммуникационных и информационных компьютерных технологий;
- развитие устойчивых партнёрских отношений с предприятиями наукоёмких отраслей, которое будет способствовать обеспечению непрерывности образования, преемственности подготовки, развитию мобильности и профессиональной адаптации кадров к трудовой деятельности в наукоёмком производстве;
- междисциплинарная интеграция управленческих и технических знаний в процессе подготовки инженера-менеджера, призванная обеспечить единый подход преподавателей различных дисциплин вуза и руководителей практики к решению профессиональных образовательных задач на основе анализа, синтеза и симбиоза знаний;
- усиление научного потенциала высших учебных заведений, способствующее формированию и развитию инновационной деятельности инжене-ра-менеджера, позволяющее решать сложные комплексные проблемы наукоёмкого производства;
- формирование инновационной образовательно-производственной среды, включающей в себя объединения профессиональных учебных заведений, экспериментальные, научно-учебные и науч-
но-технические лаборатории и центры, промышленно-инновационный комплекс вуза (инновационные предприятия, технопарки), позволяющей обеспечить инновационно-образовательную деятельность высшего учебного заведения (реализация инновационных образовательных программ, технологий в образовании и т.д.), научно-инновационную деятельность (проведение фундаментальных и прикладных исследований, внедрение наукоёмких технологий в производство и т.д.).
Методологическую основу теоретической модели педагогической системы подготовки инже-нера-менеджера для наукоёмкого производства составляют:
- системный подход, позволяющий выявить элементы инженерного и управленческого образования, установить их взаимосвязь и возможность консолидации;
- интегративный подход, предоставляю-
щий возможность сочетать цели и задачи общетехнической, организационно-управленческой и профессиональной подготовки путём научного отбора содержания дисциплин управленческого цикла и общетехнических дисциплин с учетом будущей профессиональной деятельности инженера-
менеджера в наукоёмких отраслях;
- личностно-деятельностный подход, направленный на формирование в процессе получения профессионального образования готовности инже-неров-менеджеров к трудовой профессиональной деятельности по специальности и оценку ее уровня;
- личностно-ориентированный подход, направленный на развитие личности инженера-менеджера, способствующий формированию адекватной самооценки выпускником своей готовности к профессиональной деятельности на предприятиях наукоёмких отраслей;
- компетентностный подход, позволяющий определить структурные элементы компетентности инженеров-менеджеров, компоненты педагогической системы, обеспечивающие качество организации образовательного процесса;
- функциональный подход, определяющий специфику деятельности менеджера с точки зрения её многофункциональности и позволяющий сформировать основу структуры управленческой составляющей в процессе подготовки инженера-менеджера для наукоёмкого производства;
- проблемно-проектный подход в системе подготовки направлен на формирование и приобретение профессиональных знаний в сфере наукоёмкого производства, практических знаний и проектных умений в процессе овладения профессиональной компетентностью, что обеспечивает наибольшую эффективность инженерного и управленческого труда.
Концептуальные идеи, методологический базис будут основой педагогического проектирования системы подготовки инженеров-менеджеров для наукоемкого производства, что позволит выявлять, исследовать закономерности, принципы и условия формирования профессиональной компетентности, совершенствовать всю систему профессионального
образования при подготовке инженеров-менеджеров
для наукоемкого производства.
Литература
1. Г.Н. Ахметзянова. Компетентностная модель работника автомобильного профиля в системе непрерывного образования // Перспективы науки, 17, 12-15 (2011).
2. Э.Ф. Зеер. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука, 3, 90-102 (2000).
3. Д.А. Мустафина, Г.А. Рахманкулова, Н.Н. Короткова. Модель конкурентоспособности будущего инженера-программиста // Педагогические науки, 8, 16-21 (2010).
4. Л.С. Петрова. Компетентностная модель специалиста-теплоэнергетика // Мир транспорта, 35, 2, 164-171 (2011)
5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1) // Консультант Плюс.
6. Б.И. Селезнев, И.С. Телина Модель организации подготовки специалистов в области высоких технологий //
Университетское управление: практика и анализ, 5-б, S9-94 (2003).
7. Р.В. Сюров. Подготовка инженеров-менеджеров но специальности "Управление качеством" // Качество. Инновации. Образование, 2, 9-10 (2007).
S. И.И. Фролова, Г.Н. Ахметзянова, Н.Ш. Валеева Современные тенденции, детерминирующие формирование педагогической системы подготовки инженера-менеджера для наукоёмкого производства // Вестник Казанского технологического университета, 10, 343-34S (2013).
9. О.Ю. Хацринова. Подготовка конкурентоспособных специалистов-инженеров в условиях лабораторных практикумов по технологии композиционных материалов // Вестник Казанского технологического университета, 12, 35S-363 (2010).
10. В.Д. Шадриков. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, S, 2б-31 ( 2004)
11. http://eduscan.net/standart/220500 - ГОС ВПО но специальности "Управление качеством".
© И. И. Фролова - к.с.н., доц., зав. каф. промышленного менеджмента НЧФ ИЭУП (г. Казань), [email protected]; Г. Н. Ахметзянова - д.п.н., проф. каф. «Сервис транспортных систем» Набережночелнинского института КФУ, [email protected]; И. И. Поникаров - д.т.н., проф. каф. машин и аппаратов химических производств КНИТУ.