УДК 37.04
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВИКТИМНОГО ПОДРОСТКА
© Людмила Владимировна САРАФАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий,
e-mail: pimno_tgu@mail.ru
В статье представлены признаки виктимного поведения. Рассмотрены психолого-педагогические особенности активного и пассивного виктимного подростка. Раскрыты некоторые подходы к разработке педагогической технологии профилактики виктимизации подростков в виде педагогического сопровождения их жизнедеятельности. Обозначены условия успешности ее реализации.
Ключевые слова: виктимное поведение; подросток; технологическое сопровождение; педагогические условия; методы и средства педагогического взаимодействия.
Кризисная ситуация в России привела к возникновению огромного количества непредвиденных ситуаций, катастроф, росту преступности. Личность оказалась неготовой в них ориентироваться, вынужденная самостоятельно, без опоры на какой-либо опыт, искать способы решения неожиданных проблем. Особенно уязвимыми в данном случае оказались дети.
Виктимность как специфический сплав личностных качеств взрослых и детей [1-3], тормозящих адаптацию, формируется сти-
хийно. В последнее десятилетие ярко обозначилась проблема виктимности поведения подростков в связи с естественной активизацией многообразия их деятельности и недостаточной обозначенностью области ее реализации [4; 5]. Об этом ярко свидетельствует статистика травматизма, преступности по отношению к ним и с их участием [6; 7], низкий уровень их воспитанности и общей культуры [8].
Несмотря на очевидность того, что факторы возникновения и развития виктимности
поведения личности находятся в системе воспитания, в российской психолого-педаго-гической науке теоретических и экспериментальных исследований по проблеме виктим-ного поведения личности крайне мало. Единичные работы посвящены изучению психологических особенностей детей и взрослых на криминологическом и судебно-психиатрическом материале [6-9]. При этом исследователи обращают внимание на проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления виктимного поведения подростков, уже ставших жертвой криминальной ситуации. На наш взгляд, подростки как группа риска являются потенциально виктимными в своем большинстве и нуждаются в педагогическом сопровождении.
В исследовании педагогического аспекта виктимности поведения школьников мы опираемся на материалы виктимологии как междисциплинарной области знаний, занимающейся изучением жертвы и всех связанных с ней теоретических и практических аспектов [1-3; 10]. Виктимность личности рассматривается как ее повышенная предрасположенность становиться жертвой различных отрицательных факторов: несчастных случаев, стихийных бедствий, катастроф, преступлений [11].
Индивидуальная виктимность реализуется в установках, свойствах, поведении личности. Виктимность поведения подростка рассматривается как умышленное или неосторожное создание или попадание в ситуацию, в которой личность становится потенциальной жертвой тех или иных обстоятельств, провоцирует противоправное действие против себя своими неадекватными действиями. Поскольку виктимность является внутренним стимулом виктимного поведения, то педагогическое сопровождение подростку необходимо для его профилактики.
Виктимность как неблагоприятная совокупность качеств личности формируется в процессе воспитания, а точнее - в результате его отсутствия в современном обществе, школе и семье. В целом педагогическое исследование личности ребенка как потенциальной жертвы неблагоприятных условий заключается в том, чтобы научить школьника ориентироваться в неожиданных, слож-
ных системах отношений и ситуаций, неблагоприятных условий социализации в результате которых он поневоле оказывается жертвой.
Организация педагогического сопровождения виктимного ребенка заключается в разработке системы выявления виктимных детей, технологии формирования умений распознавать и критически оценивать обстоятельства и проблемы, находить правильный путь их решения через формирование умения прогнозировать и адекватно ориентироваться в сложившихся ситуациях на основе доброжелательности к окружающим, самооценки, понимания смысла жизни, своего назначения в ней, желания помочь себе и окружающим избежать моральных, материальных и физических потерь.
Педагоги-практики замечают, что в последнее время резко возросло количество виктимных детей, испытывающих затруднения в адекватной ориентации в сложных изменяющихся обстоятельствах и часто попадающих в неприятные, а порой и трагические ситуации. Виктимные школьники медленнее реагируют на обращения и воздействие взрослых, менее гибки к положительному и более - к негативному влиянию окружающей среды, малокритичны, часто рискованны, самонадеянны, очень трудно усваивают положительный опыт поведения.
Современный педагог встречаеся с различными типами виктимного поведения подростков. Наблюдения показывают, что активно и пассивно виктимные школьники имеют трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, отличаются поверхностностью чувств, грубыми нарушениями дисциплины. Активные виктимы отличаются вызывающим провоцирующим поведением, безответственным отношением к себе и окружающим, необдуманностью поступков. Малая занятость подростков приводит их к хулиганству, мошенничеству, вымогательству, воровству, бродяжничеству и пр. Активные виктимы инициируют травлю и издевательство над более слабыми или не поддающимися их влиянию детьми. Постепенно своими настойчивыми действиями и изощренными способами активные виктимы оказывают разноуровневое влияние на окружающих. Одних они подчиняют, других -принуждают и пр. Пассивный виктим, как
результат этого влияния выглядит запуганным, обиженным, растерянным. Он - исполнитель, наблюдатель, доносчик и пр., часто против своей воли. Поведение активного и пассивного виктима неадекватно. Виктимные подростки часто являются потенциальными членами асоциальных группировок и объединений, что представляет серьезную угрозу обществу.
Педагогу следует анализировать большое количество разнообразных, взаимосвязанных между собой факторов, влияющих на виктимизацию детей. Особую значимость имеют: индивидуальный фактор (действует на уровне психобиологических предпосылок поведения, затрудняющих социальную адаптацию ребенка); психолого-педагогический фактор (проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания); социально-психологический фактор (раскрывает неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебном коллективе); личностный фактор (прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, а также саморегулировании своего поведения); социальный фактор (определяется социальными и социально-экономическими условиями общества).
Виктимность корректируется педагогическими условиями, которые должны повлиять в одних случаях предупредительно-профилактически, в других - коррекционно. Учитывая особенности виктимности подростков, мы выделяем совокупность взаимодействующих педагогических условий. К ним относятся: система требований, предъявляемых к ребенку на определенном этапе развития, организация отношений с учителями, родителями и сверстниками, обеспечение виктимологическими знаниями и организация социально одобряемой деятельности, вооружение способами анализа, критического отношения, безопасного для себя и окружающих поведения на мировоззренческом и нравственном уровне [12].
Педагогу надлежит использовать как традиционные, так и инновационные методы обучения, воспитания и исследования в их необходимом синтезе. Для младшего школь-
ника и подростка значимы примеры поведения окружающих людей. В этом возрасте пример учителя часто является для ребенка основополагающим фактором обучения способам поведения, предполагающим соблюдение нравственных норм. Особенно важна для ребенка функция учителя как арбитра, поскольку именно его оценки и отношения задают направления успешности в деятельности, обусловливая поступки детей. Метод примера будет более успешным в случае, если воздействие учителя, родителей и общества будет однонаправлено и позитивно. К сожалению, в современном обществе с трудом восстанавливается легко утраченное в 1990-е гг. продуктивное сотрудничество школы, семьи и общества.
Педагогу необходимо в полной мере контролировать процесс принятия подростками важных решений и, что особенно важно, постановки целей. Отсутствие педагогического сопровождения приводит к снижению мотивации деятельности детей и стрессу. Накопление стрессовых ситуаций у школьника со временем затрудняет способность противостоять трудностям и облегчает его виктимизацию.
Процесс коррекции виктимного поведения очень сложный и длительный, требующий особых знаний, владения специфическими приемами и методами работы, умения проводить разного вида реабилитационные программы, строить работу совместно со многими специалистами. Задача педагогов -выявлять детей, имеющих предрасположенность к виктимности и оказывать им педагогическую помощь средствами реализации профилактической программы как общего, так и индивидуального характера.
На наш взгляд, одной из действенных программ является «Педагогика поддержки», определяемая как метод работы с детьми, склонными к виктимности, и направленная на то, чтобы не допускать или педагогически грамотно исправлять виктимность в как можно более раннем возрасте.
Беседы с учителями показали, что далеко не все четко представляют сущность вик-тимности личности и пути предотвращения предпосылок формирования виктимного поведения подростков, особенности взаимодействия с ними, их родителями и окружением.
Безусловно, реализация программы требует специальной подготовки педагогов.
В рамках повышения квалификации педагогам необходим спецкурс, содержание которого поможет рассмотреть природу вик-тимного поведения, осмыслить его как вик-тимную деформацию личности. Педагогу необходимо дифференцировать содержание понятий виктимность и виктимное поведение; получать новую информацию по комплексу вопросов, непосредственно связанных с особенностями возникновения и проявления виктимного потенциала подростка через модели поведения; исследовать комплекс факторов психо-физиологического, индивидуально-психологического и социо-психоло-гического генеза, способствующих возникновению виктимного поведения подростка; обозначить предметное взаимодействие с семьей виктимного школьника как системообразующим фактором виктимизации; разработать программу педагогического сопровождения и поддержки виктимных школьников и программу профилактики возникновения данного опасного для личности и общества явления для работы с различными возрастными группами и семьями школьников.
Работа педагога с виктимной личностью носит коллективный характер. Особое значение имеет ее индивидуально направленный аспект, т. к. каждая личность проявляется виктимно, но по разному типу поведенческих характеристик. Часто виктимный подросток ведет себя агрессивно, что связано с сознательным пренебрежением им норм и правил. Встречается виктимное проявление школьников на сознательно-инициативном уровне: когда они совершают запрещенные действия по разным причинам (назло, чтоб заметили, в отместку и т. п.). Виктимные школьники не умеют критически оценить ситуацию и роль своего поведения в ней и его последствия. Выделение и других типов виктимных школьников имеет в основе один критерий -отклоняющееся поведение, проявляющееся в виктимогенной ситуации. Педагогам следует направить усилия на предупреждение неосторожности, неоправданной рискованности, развязности и других проявлений поведения как способствующих созданию виктимоген-ной ситуации.
Социальные реалии таковы, что викти-могенные ситуации возникают и создаются в
жизни школьников постоянно [3; 11]. Сегодняшний школьник развивается в сложных социальных условиях. Многие претерпевают запреты и угрозы со стороны тех, кто объективно более силен (взрослые, старшие дети, лидирующие сверстники). При этом запреты и угрозы носят агрессивный характер, делая ребенка вечно виноватым, а в конечном счете - изгоем. Также требования со стороны «сильных» влекут слом воли ребенка, запрет быть самим собой, угрозы его здоровью и жизни ребенка. Любая угроза, реальная или мнимая, требует от педагога деятельности по защите. И если при реальной угрозе педагог выбирает тактику защиты, то при мнимой -тактику помощи. Ведь страх очень опасен для нормального развития, он блокирует активность и силы ребенка. Дети, живущие с чувством страха, могут быть пассивными и робкими, но нередко они неоправданно агрессивны и защищаются даже тогда, когда им ничего не угрожает. Их поведение вне педагогического сопровождения становится виктимным.
Педагогу необходимо разработать систему превентивных мероприятий, направленных на формирование адаптивных способов взаимодействия со средой, уменьшающих риск виктимизации личности. Педагогам следует владеть технологиями обучения решению проблем с помощью совокупности поведенческих актов - поведенческих алгоритмов. Однако конкретные ситуации различаются между собой по целому ряду признаков, отличаются друг от друга и лица, формирующие такие ситуации, поэтому готовых рецептов достойного выхода быть не может. При этом анализ аналогичных случаев позволит школьнику выбрать решение, адекватное ситуации и ее участникам в условиях педагогического сопровождения.
В первую очередь внимание педагогов должно быть сосредоточено на формировании определенных социальных установок школьников, которые реализуются посредством общения, внимания, понимания, т. е. педагогической поддержки. Общая задача педагогической поддержки - помочь ребенку найти правильный путь в жизни, поставить социально значимые цели, мотивировать активную деятельность, применяя тактики «помощи», «взаимодействия», «содействия» и «защиты».
С помощью перечисленных тактик возможно обеспечить ребенка пространством, где нет угрозы его достоинству и где он открыто и всецело может взаимодействовать с педагогом. Задача педагога - помочь подростку разблокировать собственную активность, преодолеть страх перед неудачами, повысить самооценку и веру в себя. Педагог создает условия, в которых подросток сам ищет пути решения жизненных проблем и ситуаций, обеспечивает возможность выбирать и становиться объектом достойного выбора. При этом педагог не вмешивается в процесс, а лишь корректирует его с помощью логических задач, помогает подростку увидеть диапазон своих возможностей и раскрыть свой потенциал, преодолевая страх перед неизвестным.
Педагогическое сопровождение основывается на том, что учитель помогает ребенку переживать, совместно проживать негативный этап в его жизни. Но при этом следует постоянно давать понять, что ученик способен к самообразованию и позитивной самореализации. Педагог должен актуализировать внутренние источники развития ребенка. Это искренность, естественность в выражении своих чувств, умение быть самим собой по отношению к окружающим. Теплая забота, восприятие ребенка таким, какой он есть, уважение к ребенку как к личности, умение взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, контакт с миром чувственного опыта ребенка в сочетании с системой педагогических требований, общения и социально одобряемой деятельности будут препятствовать виктимизации подростков.
Овладев основами педагогической вик-тимологии, педагог сможет вовремя обнаружить и помочь разрешить сложную ситуацию, тем самым избавив подростка от шага к потенциальной виктимности. Предупредительные методики более эффективны, т. к. они учат избегать или предотвращать опасность. Педагог ведет школьника от знаний к действию, т. е. к поступку на основе викти-мологической активности и стойкости. Подросток должен чувствовать поддержку педагога, доверять ему и обращаться за помощью. Сегодняшняя дистанция между учителем и учеником не позволяет видеть в учителе защитника. Успех технологий формирования виктимологической активности возмо-
жен в случае искренних и доброжелательных отношений в системе учитель-ученик.
Сегодняшний педагог нуждается в разработке диагностических методик выявления потенциальной виктимности личности, создании условий и виктимолого-профилакти-ческих технологий, технологий формирования виктимологической активности и стойкости в младшем и подростковом возрасте, что обеспечит устойчивость подростков к негативным влияниям социума.
Одному педагогу решение такой сложной проблемы не под силу. К сожалению, в современном обществе организованное профилактическое содействие школе со стороны полноценной семьи, общественных организаций, правоохранительных органов, СМИ недостаточно. Государственная поддержка в организации досуговой, спортивной и других видов деятельности школьников в широкой доступности лишь в перспективе. Усилия педагогов в профилактике виктимного поведения школьников будут наиболее успешными при поддержке комплексом социальных, экономических, политических, идеологических, государственно-правовых, нравственных, культурологических, педагогических, организационных, технических средств и методов воздействия по программе, объединяющей усилия всех социальных институтов в целях предотвращения дальнейшей виктимизации граждан России завтрашнего дня.
1. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.
2. Бронякина Е.В. Не власть (исследование десятилетней практики адвоката в контексте социальной педагогики и виктимологии). Воронеж, 2004.
3. Полубинский В.А. Криминальная виктимология. Что это такое? М., 1977.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж, 1995.
5. МудрикА.В. Виктимология. М., 1992.
6. Галушко Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2003.
7. Андронникова О.О. Социокультурные особенности виктимизации подростков: сборник научных трудов НГПУ-2002. Новосибирск, 2002.
8. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нрав-
ственности // Опыт разработки концепции воспитания: в 2 т. Ростов н/Д, 1993. Т. 1.
9. Будякова Т.П. Виктимологическая профилактика преступлений, посягающих на личные неимущественные права. Елец, 2008.
10. Туляков В. А. Общая характеристика виктимо-логической политики в современных условиях. Одесса, 2000.
11. Кабанов П.А. Криминологическая типология жертв политических преступлений в отечественной криминальной политической викти-мологии // Адвокатская практика. 2007. № 6.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1988.
Поступила в редакцию 23.01.2012 г.
UDC 37.04
PEDAGOGICAL ACCOMPANYING OF VICTIM TEENAGER
Lyudmila Vladimirovna SARAFANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: pimno_tgu@mail.ru
The article presents the signs of victim behavior. The psychological and pedagogical features of active and passive of victim teenager are considered. Some ways to development of pedagogical technology of preventive measures of teenagers’ victimization as pedagogical accompanying of their life are revealed. The conditions of its realization success are shown.
Key words: victim behavior; teenager; technological accompanying; pedagogical conditions; methods and means of pedagogical interaction.