УДК 371-044.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ФАКТОРОВ ВИКТИМИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
©Людмила Владимировна САРАФАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: pimno_tgu@mail.ru © Ольга Васильевна БЕСКРОВНАЯ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: pimno_tgu@mail.ru
В статье представлены ведущие факторы виктимизации современных подростков. Выделены факторы объективные и субъективные, позитивного и негативного свойства. Обозначена их взаимосвязь и зависимость. В качестве ведущего педагогического условия нейтрализации факторов виктимизации подростков обозначена виктимологическая подготовка педагога, вооруженного знаниями по проблеме, умениями организовывать виктимолого ориентированную жизнедеятельность подростков, обеспечивая их максимальную активность и безопасность с учетом их возрастных особенностей.
Ключевые слова: фактор; виктимизация; подросток; педагог; жизнедеятельность; нейтрализация; профилактика; технология; педагогическое условие.
Современные реалии в России таковы, что подростковая преступность стала отрицательно влиять на морально-психологическое состояние граждан и общества. Растут показатели уличной преступности, подростки шантажируют учителей и родителей, откровенно их терроризируют, а иногда и жестоко расправляются. Подростковые группировки во дворах, подьездах и на улице пугают окружающих, ведут к потере чувства уверенности в личной безопасности и сохранности имущества. Уровень воспитанности подростков вызывает серьезное беспокойство в связи с ростом их виктимности.
Подросток живет и развивается в условиях общества, воспринимая на себя разноплановые факторы воздействия. Современная ситуация в России, означенная как кризисная на длительный период, изобилует факторами виктимизации подростков. Назрела настоятельная необходимость в активизации педагогической помощи подросткам. Однако педагог, подвергаясь тем же факторам виктимизации, теоретически не подготовлен к оказанию профилактической помощи подросткам, направленной на нейтрализацию влияния факторов виктимизации. Восполнить этот недостаток следует введением спецкурса «Профилактика возникновения виктимности у подростков» в программу повышения квалификации педа-
гогов. Содержание спецкурса раскрывает теоретические основания для анализа факторов виктимизации подростков, которые представлены в разной степени разработанности в области философии, социологии, психологии, правоведения, криминологии и крайне скромно в педагогике, при том, что их нейтрализация возможна именно в педагогическом пространстве.
Исследователи виктимологических проблем выделяют множество виктимогенных факторов: криминализация обшества, рост преступности, кризис, тормозящие реформы общества и экономики, СМИ, Интернет, семья, расслоение населения по признаку материального благосостояния, возраст, пол, растущая власть денег, фактическое упразднение процесса воспитания в школе, безработица и обнищание одних, успешность и обогащение других на основе несправедливости, алкоголизация, наркотизация, детская бездомность, бродяжничество и мн. др. [1, с. 47; 2; 3; 4, с. 4].
Педагогическая наука и практика не в состоянии устранить виктимогенные факторы. Однако минимизировать их воздействие через организованную профилактику вик-тимности подростков возможно в случае направления усилий на формирование у подростков внутреннего барьера в виде субъективного фактора - виктимологической устойчи-
вости с присущим сплавом качеств личности подростка, в педагогически целесообразном процессе воспитания в условиях организованной жизнедеятельности подростков.
Педагогу следует различать объективные и субъективные факторы положительного и отрицательного воздействия. Социологи,
психологи и педагоги учитывают отрицательные, как деструктивные, а положительные - как конструктивные факторы развития личности. Последние изучаются с целью выявления возможностей нейтрализации первых. Следует констатировать, что современный социум изобилует негативными факторами виктимизации и объективно создает условия, в которых в тех или иных ситуациях может быть уязвим любой неподготовленный, виктимологически неустойчивый подросток, предрасположенный тем самым к жертвенному поведению [5; 6; 7, с. 135]. Объем и содержание факторов возникновения виктимности подростков подверженны постоянному изменению в зависимости от частых внутриличностных изменений и внешней среды, которые с неизбежностью сказываются на поведении человека: замедляют или ускоряют его реакции.
В кризисный период нередко искажение позитивного смысла фактора, когда объективный фактор, направленный во благо человека, оказывает деструктивное воздействие. Например: объективно позитивно конструктивно развитие компьютерных технологий, однако субъективно наносит моральный, материальный и физический ущерб. Кто-то становится жертвой игр, компьтерного мошенничества, для многих ощутим вред здоровью. Так, рассматривая виктимогенность средств массовой коммуникации, Г.Н. Гор-шенков отмечает, что виктимогенность есть способность органа массовой информации, источника (технического средства) или самого акта массовой информации оказывать вредоносное воздействие, причинять нравственные, физические страдания, повышающие или первично формирующие антропологическую или социальную виктимность [8, с. 156]. Восприятие влияния фактора СМИ зависит от степени виктимности или уровня сформи-рованности виктимологической устойчивости подростков. Внутренне подготовленная виктимологически устойчивая личность подростка критически, избирательно, ответст-
венно относится к воздействующему фактору на основе личных субъективных качеств, т. е. внутренних факторов противостояния виктимизации.
Постоянное ускоренное возрастание количества пострадавших и потерпевших подростков говорит об активизации объективных факторов, конструктивно направленных, но играющих субъективно отрицательную роль, оказывающих деструктивное влияние на личность, обращая ее в виктима по причине ее виктимологической неустойчивости.
Факторы виктимизации подростков тесно взаимосвязаны и представляют собой индивидуальную последовательную цепь, где каждый последующий фактор вытекает из предыдущего или комплекса других. Следует отметить, что объективные факторы в своей совокупности порождают формирование субъективных факторов виктимизации личности. Личность воспринимает влияние объективных факторов сквозь призму субъективных. То есть объективные факторы конструктивного свойства достигнут цели в том случае, если личность готова их воспринять субъективно, на адекватном индивидуальном уровне развития и воспитанности. Виктим-ность личности является препятствием действию объективных позитивных факторов. Виктимологическая устойчивость обеспечивает регулирование степени их влияния и противостояния негативным деструктивным факторам.
Обострение криминальной ситуации в обществе является одним из факторов усиления виктимизации подростков. Подросток оценивает происходящее вокруг, содержание СМИ, фильмов, интернет-сайтов и делает свой выбор в сторону заманчивой своей экстремальностью противоправной деятельности. Подростки видят в жизни и с экрана, что родители заняты или отчаялись, положение в обществе достигается на неправовой основе, директор школы и учитель бездушные люди и пр. Происходит переоценка ценностей: отношения в семьях и в школе подвергаются сомнениям подростка, они утрачивают доверие и устраняются в моральном плане, а чаще физически, пополняя ряды организованных бандформирований, бездомных и бродяг. Подростки встречаются с организованностью и профессионализмом преступного мира, с одной стороны, грубостью и жесто-
костью в повседневной жизни - с другой, что приводит к дальнейшему росту их виктимизации.
Насилие в среде подростков довольно быстро приобрело характер обыденного явления. Изучение проблемы показывает, что степень виктимизированности подростков гораздо выше, чем это демонстрируется. О большинстве фактов виктимного поведения подростков и его последствиях неизвестно (латентная виктимность), т. к. в силу разных причин (стыд, страх и пр.) подростки о них умалчивают [9, с. 27].
Средства массовой информации являются мощным фактором виктимизации подростков. В рамках криминальных новостей и дискуссионных программ непрестанно освещаются сложные жизненные ситуации, в которых подростки пострадали или сыграли далеко не безобидную роль, повели себя вик-тимно. В противоправные действия подростков вовлекают взрослые виктимные личности. Издевательство, шантаж, кражи, воровство, вымогательство и прочее все чаще совершаются с участием или при пособничестве подростков [10, 11]. Так, в фильме В. Гай-Германики «Школа» освещается агрессивность и беспощадность виктимных подростков, насильственные способы разрешения межличностных конфликтов, бессилие учителей и родителей, безвыходное положение отдельных подростков. Подростки наблюдают, организовывают или участвуют в аналогичных ситуациях, снимают на камеру, выкладывают в Интернет, не задумываясь о том, что такие же как они и становятся пострадавшими.
Многие исследователи виктимологиче-ских проблем подростков считают, что все существующие факторы влияют на подростков потому, что главным фактором столь интенсивной виктимизации подростков является сам подростковый возраст. Будучи социально ненаправленным, потенциально вик-тимный подросток, сначала ситуативно, а при условии удовлетворения своих потребностей проявляется виктимно на индивидуально неустойчивом уровне [12]. По своей неосторожности и неосмотрительности подросток выдает секреты своей семьи, домов и квартир, где он бывает, которые преступник использует как наводку. Виктимные подростки выполняют такую работу сознательно за
небольшие деньги, совершенно не думая о пострадавших на фоне ощущения собственной значимости. Так, исследуя психологические факторы возникновения виктимности подростков, О.О. Андронникова выделяет подростковый возраст, психологическое содержание которого обусловливает актуализацию виктимного поведения на уровне индивидуального опыта, переживания или наблюдения фактов насилия в жизни, кино, на ТВ, формирующий комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка). Подростки теряют ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания тормозят или способствуют виктимизации [13].
То есть эмоционально-волевые качества личности, при поддержке нравственным содержанием, определяют степень виктимизации подростка, что подтверждает правомерность наделения виктимологической устойчивости функцией субъективного фактора позитивного или негативного свойства. Регулирование осуществляется средствами субъективных качеств в их синтезе, а точнее -уровнем сформированности виктимологиче-ской устойчивости. Все множество факторов виктимизации подростков воспринимается каждым подростком сквозь призму возрастных особенностей на индивидуальном уровне. Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков является педагогическим условием успешности нейтрализации факторов их виктимизации.
Кризис воспитательной системы является существенным фактором виктимизации подростков. Специфика современного состояния воспитания подростков может быть охарактеризована отсутствием его педагогически целесообразной организации. У подростков появилась масса свободного времени, которое породило привычку к лени, праздности, безделью, скуке. Подросток стремится к расширению сферы общения и деятельности. Объективно существует торможение организованного процесса воспитания подростков в 1990-е гг. в виде полного, а сегодня - частичного забвения в педагогическом понимании. Важно заметить, что будучи объективным, данный фактор компенсировал свое содержание за счет воспитательного воздействия макро- и микросоциума, СМИиК, ТВ,
ДВД. И сопровождается деформацией личности всех возрастных групп, искажением понимания общечеловеческих ценностей, гарантов завтрашнего дня. Комплекс данных деформаций уводит каждую личность в своем направлении. По принципу открытой архитектуры, неорганизованное свободное
временное пространство наполняется тем, чему нет внутреннего сопротивления. Функцию воспитания приняло на себя окружение, среда, СМИ, из которых подросток в силу возрастных особенностей и отсутствия требуемого уровня воспитанности в плане вик-тимологической устойчивости выбирает негатив.
Исследование показало, что у виктимно-го подростка нет сопротивления негативным факторам, т. к. уровень сформированности мировоззоренческих, нравственных и волевых качеств личности стабильно низкий, что объясняется дефицитом воспитания в школе, занятостью семьи, деформацией педагогической системы в целом и окружением в жизни негативными социальными факторами. Государством, школой и семьей подросткам предоставлена свобода выбора в организации своей жизнедеятельности, нисколько не заботясь о том, что они не подготовлены к нему морально. На выбор предоставлены игровые клубы, широкий ассортимент табачной и алкогольной продукции, наркотики в шаговой доступности. Предоставленная свобода породила вседозволенность, распущенность, безнаказанность и пр. Изменяющиеся условия и суровые объективные и субъективные факторы во взаимосвязи оказали пагубное влияние - молодежь в своем большинстве социально пассивна, значительная ее часть является носителем негативно направленной активности, легко криминализируется ввиду низкой материальной обеспеченности, алкоголизации, безнравственности и безволия. Наличие неориентированной свободы подростков, недостатки воспитания приводят их в компании взрослых и подростков, которые обещают им перспективы ближайшего изменения их жизни в более интересном, а главное, материально обеспеченном направлении. За этим подростки не замечают преступных умыслов взрослых, сексуальную озабоченность или нетрадиционную ориентация, их цинизм и аморальность.
Педагогически организованное, ориентированное на личностное развитие пространство жизнедеятельности подростков утрачено легко, восстанавливается с трудом. В больших городах сегодня появляются спортивные комплексы, бассейны, однако посещение их затруднено материальным положением большинства семей. Уже заметны детские площадки, возрождаются, но влачат жалкое существование подростковые клубы, дома творчества молодежи, станции юных техников и натуралистов. Молодежные движения заметны лишь в рамках деятельности политических партий в периоды выборных кампаний. Ослаблено внимание к объединениям по интересам, спортивно-оздоровительному, туристическому, тимуровскому и другим видам молодежных движений. Организация социально одобряемой деятельности подростков и обеспечение их активности является педагогическим условием успешной нейтрализации факторов их виктимизации.
В процессе нейтрализации факторов виктимизации подростков важную роль играет подготовленный педагог, умеющий организовать виктимолого ориентированную, социально одобряемую деятельность подростков с учетом их возрастных особенностей. Нами выявлено, что современный педагог борется с последствиями виктимного поведения подростков, не занимаясь его целенаправленной профилактикой. Педагог должен быть вооружен технологией организации виктимолого ориентированной жизнедеятельности подростков. Деятельность подготовленного педагога является ведущим фактором нейтрализации воздействия объективных негативных факторов виктимизации подростков и непременным условием формирования виктимологической устойчивости подростков.
В своей работе педагогу следует учитывать то, что подросток в силу физиологических особенностей часто испытывает нервное перенапряжение, которое требует разрядки [14, с. 44; 15]. Каждый, в отсутствии педагогически целесообразной организации и множества соблазнов ищет ее самостоятельно. Поиск часто приводит в компанию ищущих развлечений подростков. Многим подросткам свойственна боязнь не справиться с многочисленными все возрастающими обязанностями и делами, отмечается повы-
шенная тревожность, психические расстройства, состояния дезадаптации, ощущения враждебности мира, своей неуместности, страх перед взрослением, неумение осуществить этот переход благополучно самостоятельно. Поиск часто приводит в компанию ищущих развлечений подростков.
Педагогу следует направить усилия на организацию педагогически целесообразной виктимолого ориентированной жизнедеятельности подростков с учетом особенностей возраста. Педагогу следует учитывать подростковое стремление к неизведанному, приключениям, риску, самовыражению, самореализации и самоутверждению. Можно предположить, что подростки охотно откликнутся на предложения участвовать в формах взаимодействия, приближенных к взрослым. Практика показывает, что большинство подростков в силу возрастных психологических особенностей охотно включаются в социальную жизнь, ощущают потребность становиться активными участниками различных видов деятельности, но зачастую, не готовые противостоять негативным явлениям социума и вне профессиональной поддержки, они теряются, разочаровываются, становятся подверженными проявлениям виктимности со стороны окружения и вик-тимогенных факторов.
Со стороны педагога необходима продуманность организационного, содержательного и процессуального компонентов жизнедеятельности подростков. Успех зависит от уровня владения педагогом технологией организации социально одобряемой виктимолого ориентированной жизнедеятельности подростков. Технология организации жизнедеятельности подростков должна быть заманчивой своей простотой в сочетании с полезностью. При умелой реализации опытным педагогом, технология организции виктимолого ориентированной жизнедеятельности подростков вооружит их знаниями, умениями разбираться в ситуации и навыками безопасной жизнедеятельности.
Содержательный компонент технологии направлен на подбор материалов в целях организации последующего обсуждения. Особого внимания требует тема «Развитие информационных технологий». Данный феномен является безусловно положительным фактором. Но с позиций нашего исследова-
ния мы рассматриваем его как приобретающий негативное влияние при нецелевом использовании его ресурсов. Пространство Интернета изобилует сайтами, откровенно негативно воздействующими на подростков. Сами подростки, как активные пользователи, выкладывают отчеты о своих «подвигах». Отмечаются процессы самоорганизации и самозащиты части подростков через Интернет на неправовой, в т. ч. криминальной основе. Подростки организовывают и участвуют в шантаже, вымогательстве, воровстве, кражах, унижении личностного достоинства, доведении до отчаяния, выступают в роли наводчиков, наблюдателей, соучастников через Интернет. Значительно увеличилось число фактов расправы самих подростков с интернет-обидчиками лично, используя знакомых, близких людей, или даже на основе платных услуг различного характера.
Деятельность педагога должна быть направлена на реализацию обучающей, воспитывающей, развивающей, предупредительной, здоровьесберегающей и охранительной функций, которые в совокупности обеспечат профилактику виктимности подростков. Следует учить подростков корректному использованию пространства Интернет. Сегодня компьютер в понимании подростков, скорее всего на основе негативного примера взрослого окружения, более всего - игровое пространство. В основном подростка привлекают игры «стрелялки», где ярко выражена задача убить, что означает победить, выиграть, заработать много баллов и пр. Подростки подражают «героям». Игра настолько захватывает, что подросток теряет связь с реальностью. Погружаясь в иллюзорный мир, подросток начинает жить по его нормам и требованиям. Сложно объяснимо, но факт, что современные подростки, выполняя задание, полученное в компьтерной игре, совершали преступление в реальной жизни.
Последнее время характеризуется появлением и развитием нового вида преступных посягательств против собственности с использованием средств компьютерной техники и информационных обрабатывающих технологий. Под компьютерным мошенничеством понимается завладение чужим имуществом путем обмана, злоупотребления доверием, присвоения, растраты, а также причинение имущественного ущерба путем обмана
или злоупотребления доверием с использованием возможностей компьютерной техники [16, с. 8; 17, с. 18]. Подростки используют чужие адреса электронной почты для совершения мелких коммерческих преступлений и другое. Известны случаи взлома подростками кодов личных счетов и даже банков. Совершая неправовые действия с помощью компьютера против других, виктимные подростки легко попадаются на них сами. Компьютерное вымогательство в виде игры и прочего начинается с малой суммы, которой подросток наверняка располагает, завлекает обещанием вернуть стократно и заканчивается тем, что подросток оставляет семью без средств существования.
Обсуждению с подростками подлежат фильмы, открыто пропагандирующие агрессию, насилие, незаконные способы обогащения с подробной их технологией. Сквозь деформированную субъектность подросток воспринимает их содержание, упуская из вида, что противоправные действия наказуемы.
Положительно, что на ЦТ появилось большое количество дискуссионных программ, высвечивающих сложное положение сегодняшнего подростка в криминальном социуме. Имея целью предостеречь, программы часто выдают рецепт виктимного поведения неподготовленному подростку. Педагогу следует умело использовать материалы популярных телевизионных передач, таких например, как «Человек и закон», «Пусть говорят», «Говорим и показываем» и др. Авторы содержания программ рассматривают конфликтные ситуации, которые возникают как спонтанно, так и с длительной предисторией. В большинстве случаев конфликт зреет постепенно, с множеством ошибок его участников. Авторами и ведущими акцентируется внимание на том, что в течение всего периода сохраняются возможности предотвращения конфликта, его скорейшего и безболезненного разрешения не только путем нахождения правомерных средств, своевременной коррекции поведения его учстни-ков, но и путем высокопрофессионального вмешательства педагога.
Таким образом, повышение квалификации педагога в направлении формирования
виктимологической устойчивости подростков является ведущим педагогическим условием нейтрализации факторов виктимизации.
1. Лунеев В.В. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Государство и право. 1998. № 5.
2. Франк Л.В. Виктимология и виктимность (Об одном новом направлении в практике борьбы с преступностью). Душанбе, 1972.
3. Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975.
4. Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. М., 1999.
5. Белл Д. Преступление как американский образ жизни // Социология преступности. М., 1966. С. 265-266.
6. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982.
7. Преступность и культура / под ред. А.И. Долговой. М., 1999.
8. Горшенков Г.Н. Криминология массовых коммуникаций. Н. Новгород, 2003.
9. Черных Н.С. Виктимологическая практика и культура общества // Преступность и культура / под ред. А.И. Долговой. М., 1999.
10. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990.
11. Карпенко А.С. Логический фатализм // Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992. С. 178-186.
12. Бачинин В.А. Кафка: метафизическая викти-мология повседневности. М., 2002.
13. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. 2005.
14. Волкова Т.Г. Психологическая виктимизация личности. Барнаул, 2004.
15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Москва; Воронеж, 1996.
16. Ляпунов Ю. Ответственность за компьютерные преступления // Законность. 1997. № 1.
17. Вехов В. Б. Компьютерные преступления: способы совершения, методики расследования. М., 1996.
Поступила в редакцию 20.03.2012 г.
UDC 371-044.3
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FACTOR ELIMINATION OF TEENAGERS VICTIMIZATION
Lyudmila Vladimirovna SARAFANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: pimno_tgu@mail.ru
Olga Vasilyevna BESKROVNAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: pimno_tgu@mail.ru
The article presents the leading factors of modern teenagers’ victimization. The objective and subjective factors of positive and negative property are indicated. Their interlink and dependency is shown. As a leading pedagogical condition of neutralization of victimization factors of teenagers the victim preparedness of teacher armed with problem knowledge, organizing skills of victim-oriented activity of teenagers providing their maximum activity and security considering their age differencies.
Key words: factor; victimization; teenager; pedagogue; life activity; neutralization; preventive work; technology; pedagogical condition.