Научная статья на тему 'Теоретические основания педагогического аспекта проблемы виктимности личности'

Теоретические основания педагогического аспекта проблемы виктимности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарафанова Л. В.

Sarafanova L.V. theoretical grounds of the pedagogical aspect of the problem of personal victimization. The urgency of the research of pedagogical aspect of the problem of personal victimization is substantiated in the article. It is presented the notion of personal victimization, victim behavior and given characteristic of a victim person in retrospection. There are revealed the factors of victimization in adolescence. There are also considered some approaches to developing pedagogic technologies of prevention and correction of the victim behavior of teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания педагогического аспекта проблемы виктимности личности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Л.В. Сарафанова

Sarafanova L.V. Theoretical grounds of the pedagogical aspect of the problem of personal victimization. The urgency of the research of pedagogical aspect of the problem of personal victimization is substantiated in the article. It is presented the notion of personal victimization, victim behavior and given characteristic of a victim person in retrospection. There are revealed the factors of victimization in adolescence. There are also considered some approaches to developing pedagogic technologies of prevention and correction of the victim behavior of teenagers.

Рост преступлений в отношении детей в современной России диктует необходимость более пристально рассматривать педагогический аспект проблемы виктимного поведения личности. Исследования Е.В. Броняки-ной, А.В. Мудрика, В.А. Ситарова и др. показывают, что виктимность является приобретенным набором качеств личности-жертвы, проявляющимся при определенных условиях в виде виктимного поведения, которое способствует совершению в отношении нее противоправных действий [1, 3, 5]. Педагогический аспект проблемы должен быть направлен на разработку системы профилактики виктимного поведения школьников. Однако сегодня виктимная личность и особенности ее поведения менее всего исследуется и корректируется в рамках педагогической науки и практики. Тем временем виктимизация неуклонно растет вследствие социальноэкономических процессов.

Проблема виктимности поведения личности обращала на себя внимание с глубокой древности и до середины ХХ в. преимущественно в зарубежной науке [2]. Исследуя истоки виктимности личности, Л.В. Франк отмечает, что еще в древние времена было замечено, что судьба человека в определенной мере зависит от него самого, что подтверждается в народном фольклоре: «Человек -кузнец своего счастья», «Удалому и удача в руки», «Короткий меч в руках храбреца становится длинным» и др. Из истории известны люди, которые всегда оказывались сильнее обстоятельств. В то же время существуют и другие категории людей: те, кому хронически не везет, у кого всегда что-то не ладится, с ними всегда происходят случаи и ситуации, где они страдают, что-то теряют, остаются неудовлетворенными, обиженными, что характерно для сегодняшней социальной ситуации в России. По этому поводу

Демокрит замечал, что при помощи правильного воспитания можно окружить стеной безопасности людей и их имущество. Ответ на вопрос, как это сделать, может дать педагогика на основе изучения наработок из различных отраслей науки [7].

Исследователи разных стран и различных направлений научной мысли (от криминологов, социологов и юристов до психологов, психотерапевтов и психиатров) в своих публикациях показали, что виктимность -это достаточно сложное явление, причем не только субъективного, но в значительной мере и объективного свойства (Г. Клейнфел-лер, Г. фон Гентиг и др.). В 1920 г. вышла в свет новелла немецкого писателя Ф. Верфе-ля «Не убийца, а жертва виновата». Автор использовал термин виктимность, в который вкладывался двоякий смысл: им обозначалось и определенное явление, и образ действия определенного лица, провоцирующие преступность. Под виктимностью личности предложено понимать совокупность свойств человека, которые повышают вероятность того, что он может оказаться жертвой преступления.

Одним из первых в России к проблеме виктимности личности обратился Л.В. Франк. В своих работах автор [7] проанализировал основные понятия, детально разобрал правовые основания виктимологических исследований и наметил перспективы развития отечественной виктимологии. По мысли Л.В. Франка, поведение человека может быть не только преступным, но и виктимным: неосмотрительным, рискованным, легкомысленным, распущенным, провокационным, т.е. опасным для самого себя. Исследования показали, что виктим-ность личности поддается изменению как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Процесс приобретения или увеличения виктимности получил название виктимизации, а процесс противоположной направленности

(устранения или уменьшения виктимности) -девиктимизации. Свойство виктимности уменьшаться в результате определенных воздействий было положено в основу теории вик-тимологической профилактики преступлений. Педагогический ракурс исследования проблемы заключается в разработке теории и практики предупреждения возникновения виктимно-сти и девиктимизации личности.

Первые исследования в области криминальной виктимологии показали, что изучение виктимности - путь к успеху в анализе механизма преступления [8]. Под виктимно-стыо в криминальной области виктимологии понимается совокупность качеств личности, которые обусловливают или могут обусловить неправильное, неоптимальное поведение потерпевшего в криминогенной обстановке, неготовность его к оптимальному поведению. Исследования велись в надежде выявления радикального способа защиты от преступности, что сделало виктимность объектом пристального изучения ученых. По данным криминальной виктимологии, в большинстве случаев, устранив виктимность, практически наверняка удалось бы избежать преступления или тяжких последствий преступного деяния. Однако механизмы диагностики и тем более «устранения» виктимности в науке четко не прописаны.

В современной России вследствие интенсивных социальных процессов наблюдается массовая виктимизация населения, особенно детей. Факторами развития данного процесса являются неустроенность семьи, затянувшаяся реформа школы, СМИ, высвечивающие контрасты уровня жизни, которые повергают в растерянность и детей и взрослых. Растет количество безработных, снижается уровень жизни - появляется огромное количество неуверенных, чрезмерно доверчивых в поисках выгоды, пассивных людей, затрудняющихся в адекватной оценке ситуации и достойного ее решения. Взрослые становятся виктимными, дети, воспитываясь в их среде, других форм поведения не знают. Виктимность как неблагоприятная совокупность качества личности формируется в процессе воспитания, а точнее - в результате его отсутствия в современном обществе, школе и семье [4].

Педагогическое исследование виктим-ной личности ребенка как потенциальной

жертвы неблагоприятных условий заключается в разработке системы профилактических мер с целью научить школьника ориентироваться в неожиданных, сложных системах отношений и ситуациях, неблагоприятных условиях социализации, в результате которых он поневоле может оказаться жертвой, потерпевшей стороной. Организация педагогического сопровождения виктимного ребенка заключается в разработке системы выявления виктимных детей, формировании умений распознавать и критически оценивать обстоятельства и проблемы, находить правильный путь их решения через формирование умения прогнозировать и адекватно ориентироваться в сложившихся ситуациях на основе доброжелательности к окружающим, самооценки, понимания смысла жизни, своего назначения в ней.

Для большинства потерпевших детей то обстоятельство, что они стали жертвой преступления, не является случайным. Оно подготовлено наличием виктимности как индивидуального свойства личности, которое организует их поведение. В исследованиях по проблеме есть точка зрения, что виктимное поведение личности детерминировано наличием определенных предрасположенностей -«виктимальный потенциал», который в определенной ситуации переходит в «виктималь-ный детерминизм» [6]. Автор считает, что индивидуальная виктимность - это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человеку способности стать жертвой преступления.

Организация педагогического сопровождения виктимного ребенка заключается в разработке системы выявления виктимных детей, формировании умений распознавать и критически оценивать обстоятельства и проблемы, находить правильный путь их решения через формирование умения прогнозировать и адекватно ориентироваться в сложившихся ситуациях на основе доброжелательности к окружающим, самооценки, понимания смысла жизни, своего назначения в ней.

Наблюдения показывают, что виктимные школьники имеют трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностность чувств, привычку жить по указке, проявление грубого нарушения дисциплины

(вызывающее поведение, безответственное отношение к себе и окружающим, необдуманность поступков, малая занятость, что может привести к воровству, бродяжничеству и пр.). Виктимные школьники являются потенциальными участниками асоциальных группировок и объединений, что представляет серьезное препятствие для позитивного развития общества. Виктимные школьники медленнее реагируют на обращения и воздействие взрослых, менее гибки к положительному и более к негативному влиянию окружающей среды, малокритичны, часто рискованны, самонадеянны, очень трудно усваивают положительный опыт поведения и действий, так как, как правило, они его в своей жизни не имели. Виктимного школьника отличает неумение управлять собой.

Виктимность как качество личности формируется в детстве, и ее предотвращение зависит от возможно раннего выявления предрасположенности ребенка стать потенциально или латентно жертвой неблагоприятных обстоятельств. Наиболее ярко вик-тимность поведения проявляется в подростковом возрасте, связанном с самым глубоким жизненным кризисом (Э. Эриксон и др.). Бурный физический рост и половое созревание заставляют подростка задуматься о себе в следующих направлениях: как я выгляжу в глазах других, что я собой представляю; каково мое профессиональное призвание. Подросток соотносит желаемое и действительное, сравнивая приобретенные умения, навыки, индивидуальные способности и прочее с требованиями общества. Чаще выявляется несоответствие, возникает кризис, выход из которого каждый подросток ищет самостоятельно. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. В этот период подросток подвержен многообразию влияний как позитивных, так и негативных. Негативные влияния часто привлекательны в силу стремления подростка к риску, самоутверждению, протестно-сти. Важно, чтобы в этот период рядом оказался опытный педагог, владеющий педагогическими технологиями коррекции виктимно-

сти и ее профилактики, направленными на формирование социального доверия подростка, стремления к позитивному, проявлению самостоятельности, инициативности и ответственности в процессе освоения умения поведения, свойственного целостной личности.

Разработка педагогических технологий профилактики и коррекции виктимного поведения подростков в настоящее время существенно затруднена по причине отсутствия общегосударственной системы мер сопровождения процесса становления личности подростка. Вместо приобщения к спорту, занятиям по интересам в творчестве и науке сегодня ведется активная пропаганда легких способов обогащения, приоритетов власти и силы в СМИ, в обществе процветает преступность, наркомания, игромания, алкоголизм, асоциальные группировки молодежи, что далеко не предотвращает виктимность поведения подростков. В поисках реализации стремления к деятельности и наличия свободного времени подростки легко приобщаются к перечисленным и другим негативным явлениям, быстро получают удовлетворение. Но даже в отсутствии общегосударственных возможна разработка региональных, контингентных и индивидуальных мер профилактики и коррекции виктимного поведения подростков.

Разрабатывая педагогические технологии профилактики и коррекции виктимного поведения, необходимо учитывать, что для подростка все еще значимы примеры поведения окружающих людей. В этом возрасте пример учителя часто является для ребенка основополагающим фактором обучения способам поведения, предполагающим соблюдение нравственных норм. Особенно важна для ребенка функция учителя как арбитра, поскольку именно его оценки и отношения задают направления успешности в деятельности, обусловливают поступки детей. Технологии будут действенными при условии однонаправленности позитивного воздействия педагога и родителей. К сожалению, в современном обществе утрачено продуктивное сотрудничество школы, семьи и общества.

Безусловно, реализация данного направления воспитания требует специальной подготовки педагогов к организации и целенаправленной деятельности, осуществляемой в воспитательной системе школы и учиты-

вающей специфику возрастных групп школьников. В рамках повышения квалификации педагогам необходим спецкурс, содержание которого поможет рассмотреть природу виктимного поведения, осмыслить его как виктимную деформацию личности. Педагогу необходимо дифференцировать содержание понятий виктимность и виктимное поведение; получить новую информацию по комплексу вопросов, непосредственно связанных с особенностями возникновения и проявления виктимного потенциала подростка через модели поведения; исследовать комплекс факторов психо-физиологического, индивидуально-психологического и социопсихологического генеза, способствующих возникновению виктимного поведения подростка; обозначить предметное взаимодействие с семьей виктимного школьника как системообразующий фактор виктимизации; разработать программу педагогического сопровождения и поддержки виктимных школьников и программу профилактики возникновения данного опасного для личности и общества явления для работы с различными возрастными группами и семьями школьников.

Работа педагога с виктимной личностью как правило индивидуальна, так как каждая личность проявляется виктимно, но по разному типу поведенческих характеристик. Часто виктимный подросток проявляется агрессивно, что связано с сознательным пренебрежением норм и правил. Встречается виктимное проявление школьников на сознательно-инициативном уровне - понимая, что нельзя, но совершается действие по разным причинам (назло, чтоб заметили, в отместку и т.п.); вик-тимные школьники, неумеющие критически оценить ситуацию и роль своего поведения в ней. Выделенные и другие типы виктимных школьников имеют в основе один ведущий параметр - отклоняющееся поведение, проявляющееся в виктимогенной ситуации. Педагогам следует направить усилия на предупреждение неосторожности, неоправданной рискованности, развязности и других проявлений, способствующих созданию виктимогенной ситуации, а в некоторых случаях - преступления.

Социальные реалии таковы, что викти-могенные ситуации возникают и создаются в жизни школьников постоянно. Педагогу необходимо разработать систему превентив-

ных мероприятий, направленных на формирование адаптивных способов взаимодействия со средой, уменьшающих риск виктимизации личности. Педагогам следует владеть технологиям обучения решению проблем с помощью совокупности поведенческих актов - поведенческих алгоритмов. Однако конкретные ситуации различаются между собой по целому ряду признаков, отличаются друг от друга и лица, формирующие такие ситуации, поэтому готовых рецептов достойного выхода быть не может. При этом анализ аналогичных ситуаций позволит школьнику выбрать оптимальное решение, адекватное ситуации и ее участникам.

В первую очередь внимание педагогов должно быть сосредоточено на формировании определенных социальных установок школьников, которые реализуются посредством общения, внимания, понимания, т.е. педагогической поддержки. Педагогика поддержки -это деятельность педагога, которая существенно не отличается от привычных методов обучения и воспитания, но необходимо дополняет их. Общая задача педагогической поддержки - помочь ребенку найти правильный путь в жизни, поставить социально значимые цели, мотивировать активную деятельность, применяя тактики «помощи», «взаимодействия», «содействия», «защиты» и др.

Педагогическая помощь основывается на том, что учитель помогает ребенку переживать, совместно проживать негативный этап в его жизни. Но при этом постоянно давать понять, что ученик способен к самообразованию и самореализации. Педагог должен знать пути реализации внутренних источников роста ребенка. Это искренность, естественность в выражении своих чувств, умение быть самим собой по отношению к детям. Теплая забота, восприятие ребенка таким, какой он есть, уважение к ребенку как к личности, умение взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, контакт с миром чувственного опыта ребенка. Подросток должен чувствовать поддержку педагога, доверять ему и обращаться за помощью. Сегодняшняя дистанция между учителем и учеником не позволяет видеть в учителе защитника. В случае искренних и доброжелательных отношений учитель-ученик может работать система педагогической «адвокатуры»,

т.е. школьник обращается к педагогу, зная, что он защитит его от негативных обстоятельств, смягчит их, избавит от страхов, сомнений, переживаний и т.п.

Одному педагогу решение такой сложной проблемы не под силу. К сожалению, в современном обществе организованное профилактическое содействие школе со стороны правоохранительных органов, полноценной семьи, общественных организаций, СМИ, государственная поддержка в организации досуговой, спортивной и других видов деятельности школьников в перспективе. Усилия педагогов, школьников и родителей в профилактике виктимного поведения школьников будут наиболее успешными при поддержке комплексом социальных, экономических, политических, идеологических, государственно-правовых, нравственных, культурологических, педагогических, организационных, технических средств и методов воздействия по программе, объединяющей усилия всех социальных институтов в целях предотвращения дальнейшей виктимизации граждан России завтрашнего дня.

1. Алауханов Э. Криминология. Алматы, 2008.

2. Бачинин В.А. Кафка: метафизическая викти-мология повседневности. М., 2002.

3. Бронякина Е.В. Не власть (исследование десятилетней практики адвоката в контексте социальной педагогики и виктимологии). Воронеж, 2004.

4. Галушко Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: автореф. дис. ... канд. юрид, наук. М., 2003.

5. МудрикА.В. Виктимология. М., 1992.

6. Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975.

7. Франк Л.В. Виктимология и виктимность (Об одном новом направлении в теории и практике борьбы с преступностью). Душанбе, 1972.

S. Mendelson B. Une nouvell branche de la suence biopsicho - sodiale - victimoloqie. - «Revue Internationale de Criminoloqie et de la Police teh-nique». 1956. № 2. P. 95-99.

Поступила в редакцию 11.12.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.