ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА1
Н. А. ЛЕВИНА, М. Г. ДУБОВИЦКАЯ
Рассматривается актуальная проблема виктимного поведения в подростковом возрасте. Делаются обоснованные выводы о том, что несформированность компонентов личностного потенциала повышает вероятность виктимизации подростков. Предлагается программа психологической профилактики виктимного поведения подростков в условиях, содействующих развитию личностного потенциала.
Ключевые слова: подростковый возраст, виктимное поведение, личностный потенциал, виктимологическая профилактика, психологическая профилактика.
В настоящее время проблема виктимного поведения становится все более актуальной и привлекает внимание как ученых, так и представителей различных социальных профессий [1-3; 5; 1013]. Проблема виктимизации населения носит глобальный характер. В последнем констатируется увеличение числа лиц разных возрастов с вик-тимным поведением, что делает необходимым изучение данного феномена. 1
Термин «виктимология» в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. victim -жертва и греч. logos - учение). В 1947-1948 г. виктимология начала свое становление, основой этого явились исследования Г. Гентинга и Б. Мендельсона [2]. Данная научная отрасль возникла в результате изучения жертв преступлений и изначально развивалась в рамках криминологии. Несмотря на то, что изначально виктимность в достаточной степени описана в криминальной вик-тимологии, в настоящее время остро стоит проблема смещения акцентов изучения данного явления в плоскость общей и возрастной психологии.
Виктимность или виктимогенность - это приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые способствуют его превращению в жертву [10].
Виктимное поведение - провоцирующее, неосторожное, неправильное, аморальное поведение, реализующееся в совокупности социально одобряемых и неодобряемых условий [5].
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке ГБОУ ВПО МГППУ в рамках Конкурса стипендии имени М. М. Коченова
В становлении человека жертвой в той или иной ситуации большое значение имеют его собственное поведение, приобретенный жизненный опыт, неблагоприятные условия семейного воспитания. Исследователями выявлены определенные личностные качества, которые повышают вероятность возникновения виктимного поведения и указывают на несформированность личностного потенциала: низкая или завышенная самооценка, подчиняемость, доверчивость, легкомыслие, невнимательность.
По мнению Д. А. Леонтьева, личностный потенциал - это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций при внешнем давлении и в изменяющихся условиях [9].
Некоторые исследователи (Е. Ф. Зеер,
В. И. Носков, А. М. Павлова, Т. П. Скрипкина) склонны рассматривать личностный потенциал как структуру, компоненты которой образуют два взаимодействующих фактора: реальные возможности индивида, устремления и общая направленность личности [7].
Основательную разработку проблема личностного потенциала получила в работах В. Н. Ко-сырева. В ходе своих исследований В. Н. Косырев дополнил двухкомпонентную структуру, введя в нее еще один фактор - стремление человека к расширению своих потенций, который проявляет-
ся в желании испытать себя и обрести новые возможности за счет наиболее полного использования имеющихся у индивида задатков и превращения их в способности [7].
Значимым фактором возникновения виктимизации личности является подростковый кризис. По мнению О. О. Андронниковой, пик виктимно-сти приходится на период 15-16 лет в силу многоплановости задач данного возраста. В этот период активно формируется личность, создается нравственное лицо индивидуума [13]. В связи с этим особое внимание в наших исследованиях уделяется изучению психологических особенностей подростков, склонных к виктимному поведению [6; 8; 14].
Анализ литературы показал, что в настоящее время существуют лишь единичные работы, посвященные виктимному поведению подростков (О. О. Андронникова, О. Д. Глинко, К. М. Голо-бородько, М. С. Голубь, М. П. Долговых,
С. Б. Калинина, О. А. Клачкова, И. Ф. Муханова, А. В. Мосюндзь, М. А. Одинцова, Н. М. Сажина). При этом проблема виктимного поведения в подростковом возрасте становится все более актуальной, а поиск способов преодоления виктимности становится просто неизбежным.
В связи с этим целью нашего исследования явилось выявление особенностей подростков, склонных к виктимному поведению и разработка программы психологической профилактики вик-тимности подростков в условиях, содействующих развитию личностного потенциала.
Г ипотезы исследования:
- виктимные личности - это неоднотипные категории лиц, которым может быть свойственна как агрессивность, конфликтность, надменность, демонстративность, наглость, дерзость, так и скромность, уравновешенность, спокойность и даже нерешительность, неуверенность, тревожность, боязливость;
- несформированность компонентов личностного потенциала (жизнестойкости, саморегуляции, смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций, качеств самоактуализирую-щейся личности, мотивации) повышает вероятность возникновения виктимного поведения у подростков;
- реализация программы профилактики виктимного поведения подростков будет более эффективна, если профилактические мероприятия будут осуществляться с учетом выраженности у них определенных типов виктимного поведения.
В качестве испытуемых выступили учащиеся школ и техникума г. Тамбова. В общей сложности
в исследовании приняли участие 165 подростков в возрасте 15-17 лет.
Методы и методики исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- психодиагностические методы: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой, «14-ти факторный опросник Р. Б. Кеттелла» (14 PF), «Самоактуали-зационный тест» (САТ), «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, перевод и адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказова), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. М. Моросанова, Р. Р. Сагиев), «Тест-опросник для измерения мотивации достижения» А. Мехрабиана (модификация М. Ш. Ма-гомед-Эминова), «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, опросник «Личностный рост» (Д. В. Григорьева, П. В. Степанова, И. В. Кулешовой) для учащихся 9-11-х классов (опросник используется для оценки текущего состояния ценностных отношений подростка к миру, к другим людям, к самому себе);
- методы математической статистики: корреляционный анализ (критерий Пирсона), кластерный анализ (методом Варда), сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первоначальным этапом исследования явилась диагностика склонности к виктимному поведению учащихся школ г. Тамбова. Анализ средних значений показателей мальчиков по шкалам методики позволил выявить, что эти значения входят в диапазон нормы. В группе девочек наблюдается та же тенденция, при этом средние значения показателей по шкале «Реализованная виктимность» находятся в диапазоне ниже среднего. Это говорит о том, что испытуемые нечасто попадают в критические ситуации, либо у них уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует. Скорее всего, ощущая внутренний уровень напряжения, испытуемые стремятся вообще избегать ситуации конфликта.
Интерпретируя общегрупповые значения показателей в обеих группах подростков, заметим, что в целом школьники, принявшие участие в исследовании, не характеризуются как склонные к виктимному поведению.
Однако в ходе анализа показателей отдельно по шкалам были выявлены испытуемые, склонные к разным типам виктимного поведения. Это указывает на необходимость обращения внимания на индивидуальные показатели испытуемых, по-
скольку именно такой подход будет эффективным, позволит определить учащихся «группы риска» и оказать им необходимую психологопедагогическую помощь в целях профилактики и коррекции виктимного поведения.
На втором этапе исследования в результате применения методики О. О. Андронниковой испытуемые были разделены на две группы: первую группу составили испытуемые, склонные к виктим-ному поведению (48,6 %); вторую - несклонные к виктимному поведению (51,4 %). Было выявлено,
что у подростков, склонных к виктимному поведению, не реализована виктимность, но присутствует внутренняя готовность к виктимному способу поведения (шкала «Реализованная виктимность»).
На третьем этапе полученные статистические данные были подвергнуты корреляционному анализу по критерию Пирсона. Корреляционный анализ позволил выявить значимые взаимосвязи между измеряемыми переменными (г < 0,01 и г < 0,05), на основе которых была построена корреляционная плеяда (рис. 1).
Примечание: положительная корреляционная связь (г < 0,05) -отрицательная корреляционная связь (г < 0,01 и г < 0,05) -
Рис. 1. Взаимосвязь показателей компонентов личностного потенциала с типами виктимного поведения
Переменная «Некритичный тип» виктимного поведения имеет отрицательную связь с переменными: «Жизнестойкость» (г = -0,424), «Уровень принятия риска» (г = -0,377), «Степень эмоциональной устойчивости» (г = -0,381), «Уровень вовлеченности» (г = -0,406), «Уровень контроля» (г = -0,365), «Степень самоконтроля» (г = -0,364), «Познавательные потребности» (САТ) (г = -0,391), «Самоуважение» (САТ) (г = -0,361), «Склонность к чувству вины» (г = -0,360), «Ценностные ориентации» (САТ) (г = -0,365) и положительную связь с переменной «Реализованная виктимность» (г = 0,576) (рис. 3). Неспособность совладать с внутренним напряжением в стрессовых ситуациях, чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни, собственная беспомощность, боязнь предпринимать действия в отсутствии надежных гарантий на успех, чувствительность, несформиро-
ванность ценностных ориентаций, эмоциональная неустойчивость, доверчивость, низкий уровень волевого контроля, отсутствие стремления к приобретению знаний об окружающем мире и неспособность ценить свои достоинства - все это может привести подростка к труднообратимому процессу виктимизации «Некритичного типа» (демонстрация неосмотрительности, неумение правильно оценивать жизненные ситуации).
Переменная «Агрессивный тип» виктимного поведения имеет отрицательную связь с переменными: «Степень самоконтроля» (г = -0,484), «Мотивация достижения» (г = -0,452), «Программирование» (г = -0,405), «Оценивание результатов» (г = -0,377); положительную связь с переменными: «Контактность» (г = 0,503), «Степень внутреннего напряжения» (г = 0,389). Некритичность к своим действиям, низкий уровень волевого контроля,
импульсивность, возбудимость и беспокойность, нетерпеливость и неспособность продумывать последовательность своих действий, снижение мотивации достижения успеха - все это может повысить вероятность возникновения жертвенного поведения «Агрессивного типа», под которым понимается склонность попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.).
Выявлено, что переменная «Пассивный тип» имеет отрицательную связь с переменными: «Ценностные ориентации» (г = -0,443), «Отношение подростка к семье» (г = -0,377) «Самостоятельность» (г= -0,435), и положительную связь с переменной «Реализованная виктимность» (г = 0,470). Несформированность общечеловеческих ценностей, зависимость от мнений и оценок окружающих, гиперопека либо гипоопека - все это повышает вероятность возникновения вик-тимного поведения «Пассивного типа». Лица, для которых характерным является данный тип вик-тимного поведения, не могут оказывать сопротивления агрессору по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния, трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Именно совокупность данных показателей может повысить вероятность реализации виктимности подростков.
Переменная «Инициативный тип» отрицательно коррелирует с переменными: «Контактность» (г = -0,669), «Степень внутреннего напряжения» (г= - 0,367). Неспособность быстро устанавливать глубокие и тесные эмоциональнонасыщенные контакты с людьми, низкий порог фрустрации - все это может привести подростков к труднообратимому процессу виктимизации «Инициативного типа» (демонстрация положительного поведения в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в результате должностного положения, ожидания окружающих).
Выявлено, что переменная «Активный тип» имеет отрицательную связь с переменными: «Ценностные ориентации» (г = -0,365), «Степень самоконтроля» (г = -0,440); положительную связь со шкалой «Контактность» (г = 0,376). Несфор-мированность общечеловеческих ценностей, низкий волевой контроль, неприспособленность к жизни - все это может стать причиной жертвенного поведения подростка, связанного с активным поведением, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением.
На следующем этапе с целью выявления особенностей компонентов личностного потенциала подростков, «склонных» и «несклонных» к виктимному поведению, нами была осуществлена статистическая обработка данных с использованием сравнительного анализа по критерию Манна-Уитни, в результате которого получены статистически значимые различия по ряду шкал (рис. 2).
Анализ рисунка показывает, что подросткам, склонным к виктимному поведению, характерны более высокие значения по шкалам: «Флегматичность - возбудимость», «Самоуверенность -склонность к чувству вины», «Степень внутреннего напряжения» на уровне (р < 0,05) и более низкие значения по шкалам: «Отношение подростка к своему телесному Я» (р < 0,05), «Отношение подростка к душевному Я» (р < 0,05), «Отношение подростка к своему духовному Я» (р < 0,01), «Подчиненность - доминирование» (р < 0,05), «Степень групповой зависимости» (р < 0,05). Это свидетельствует о том, что подросткам, склонным к виктимному поведению, более свойственно: возбудимость, нетерпеливость, требовательность, несдержанность, депрессивность, уступчивость, зависимость от других, неуверенность в себе, проявления «стадного чувства». Подросткам, несклонным к виктимному поведению, более свойственно: сдержанность, осторожность, неторопливость, приоритетность ценности здоровья, авторская позиция жизни, доминантность, самоуверенность, самостоятельность, независимость, склонность к удовлетворенности потребностей.
С целью выявления особенностей компонентов личностного потенциала подростков с разными типами и сочетанием типов виктимного поведения нами был осуществлен кластерный анализ (методом Варда) показателей испытуемых. По результатам анализа выборка «склонных» испытуемых была разделена на два кластера. Первый кластер составили подростки с выраженностью «Инициативного типа», второй - подростки с выраженностью «Некритично-пассивного типа». Испытуемые с «Агрессивным» и «Активным» типами виктимного поведения присутствуют в обоих кластерах.
С помощью сравнительного анализа по критерию Манна-Уитни были выявлены особенности компонентов личностного потенциала подростков, с выраженностью «Инициативного типа» и «Некритично-пассивного типа» (рис. 3).
Рис. 2. Особенности личностного потенциала подростков, «склонных» и «несклонных» к виктимному поведению
Рис. 3. Особенности компонентов личностного потенциала у подростков с выраженностью «Инициативного типа» и «Некритично-пассивного типа»
В группе подростков с выраженностью «Некритично-пассивного типа» преобладают низкие значения по шкалам: «Уровень вовлеченности» (р < 0,001), «Смысложизненные ориентации» (р < 0,001), «Цели» (р < 0,001), «Процесс» (р < 0,001), «Результат» (р < 0,001), «Локус контроля - Я» (р < 0,001), «Локус контроля - Жизнь» (р < 0,001), «Жизнестойкость» (р < 0,01), и высокие значения по шкалам: «Самоуверенность -склонность к чувству вины» (р < 0,01), «Степень групповой зависимости» (р < 0,01).
Это свидетельствует о том, что подросткам с выраженностью «Некритично-пассивного типа» более свойственно, по сравнению с группой подростков с выраженностью «Инициативного типа», чувство отвергнутости, отсутствие в жизни целей, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, свойственна им и убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо делать. Они
более склонны к чувству вины и менее подвержены зависимости от группы.
С целью выявления гендерных различий компонентов личностного потенциала подростков, склонных к виктимному поведению, была осуще-
ствлена статистическая обработка данных с использованием сравнительного анализа по критерию Манна-Уитни, в результате чего были получены статистически значимые различия по ряду шкал (рис. 4).
Рис. 4. Гендерные особенности подростков, склонных к виктимному поведению
В группе подростков более высокие значения характерны для девочек по шкалам: «Отношение подростка к миру» (р < 0,001), «Отношение подростка к культуре» (р < 0,01), «Отношение подростка к человеку как таковому» (р < 0,05), «Отношение подростка к человеку как Иному» (р < 0,05), «Программирование» (р < 0,05), «Реализм - сензитивность» (р < 0,01), «Неврастения -фактор Гамлета» (р < 0,01). По данным шкалам мальчики получили более низкие значения, кроме шкалы «Уровень принятия риска» (р < 0,05).
Анализ рисунка показывает, что девочкам, склонным к виктимному поведению, более свойственны культурные формы поведения, чуждо хамство и негативное отношение к «украшению» речи нецензурными оборотами. Они чаще проявляют внимательность, тактичность по отношению к другим людям, уступчивость, толерантность, последовательность в своих действиях. Способны к сочувствию, состраданию, прощению других. Девочки, склонные к виктимному поведению, с одной стороны - нетерпеливы, слабы, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других, с другой - сдержанны, не забывают несправедливости, интеллектуально развиты, думают над своими ошибками.
Мальчикам, склонным к виктимному поведению, более свойственна убежденность в том, что все то, что с ними случается, способствует развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного и идея того, что в современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию. Лицам мужского пола более характерна практичность, самодовольность, независимость, жестокость, демонстрация гуманности, непреклонность, трудность в понимании другого. Предпочитают групповые действия и признают культурные формы поведения, но отнюдь не всегда руководствуются ими в повседневной жизни.
Таким образом, статистическая обработка данных позволила подтвердить предположение о том, что несформированность компонентов личностного потенциала повышает вероятность возникновения виктимного поведения у подростков.
На основе эмпирических данных, полученных в ходе исследования, нами была разработана программа психологической профилактики виктим-ного поведения подростков в условиях, содействующих развитию личностного потенциала.
Виктимологическая профилактика - это система взаимосвязанных, организационно обес-
печенных государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления [4].
Виктимологическую профилактику подразделяют на первичную и вторичную. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения провоцирующего поведения. Вторичная профилактика применяется в работе с подростками, которые стали жертвами.
Данная программа разработана для первичной профилактики подростков, но также ее можно использовать для вторичной профилактики.
Целью разработанной нами программы является психологическая профилактика виктимного поведения подростков в условиях, содействующих развитию личностного потенциала.
Задачи программы профилактики:
1) диагностировать у подростков склонность к разным типам виктимного поведения, определение более выраженного типа виктимного поведения (при этом необходимо учитывать показатели подростков по шкале «Реализованная виктим-ность»);
2) предоставить подросткам, родителям, учителям знания о виктимологии, особенностях виктимного поведения и причинах его возникновения, раскрыть сущность ролевой, личностной виктимности, рентной установки, сущность безопасного поведения, а также проанализировать связь виктимного поведения с личностным потенциалом;
3) на основе эмпирических данных разработать программы для профилактики и предупреждения виктимизации подростков, склонных к различным типам виктимного поведения в условиях, содействующих развитию личностного потенциала.
Программа первичной профилактики состоит из трех блоков: диагностического, просветительского, практического.
Первый предполагает диагностику виктимно-сти подростков по «Методике исследования склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой. Целью второго блока является просветительская работа с подростками, родителями, учителями по проблеме виктимного поведения. Целью третьего блока является снижение факторов риска попадания подростков в неблагоприятные жизненные ситуации в условиях, способствующих развитию личностного потенциала.
Практическую работу с подростками целесообразно выстраивать на основе преобладания у каждого из них склонности к определенному типу
виктимного поведения. В зависимости от этого будут различаться цели профилактических мероприятий с подростками. Программа психологической профилактики подходит как для индивидуальных занятий, так и групповых.
Целью программы для подростков, склонных к агрессивному типу виктимного поведения, является предупреждение провоцирующего поведения, проявляющегося в форме агрессии или нападения, повышение мотивации, волевого контроля, саморегуляции и обучение способам преодоления внутреннего напряжения за счет стойкого совла-дания со стрессом.
Целью программы для подростков, склонных к активному типу виктимного поведения, является предупреждение жертвенного поведения, связанного с активным поведением подростка, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением, а также повышение волевого контроля и формирование ценностных ориентаций.
Целью программы для подростков, склонных к инициативному типу виктимного поведения, является формирование адекватной оценки восприятия ситуаций конфликта, уменьшение сверхактивности, возбудимости, а также развитие навыков общения у подростков.
Целью программы для подростков, склонных к пассивному типу виктимного поведения, является формирование уверенного поведения, авторской позиции жизни, самостоятельности, ценностных ориентаций, в первую очередь, семейных ценностей.
Целью программы для подростков, склонных к некритичному типу виктимного поведения, является формирование у них умения правильно оценивать жизненные ситуации, повышение уровня эмоциональной устойчивости, волевого контроля, мотивации и нравственных устоев.
Оценку результативности психологической работы с подростками, склонными к виктимному поведению, необходимо производить путем сопоставления исходных показателей диагностики виктимности с показателями, измеренными после проведения профилактической работы.
Таким образом, эмпирически установлено, что несформированность компонентов личностного потенциала повышает вероятность возникновения виктимного поведения подростков. В ходе психологической работы с подростками необходимо учитывать выраженность у каждого из них склонности к определенному типу виктимного поведения. Реализация предложенной нами программы психологической профилактики будет способство-
вать развитию личностного потенциала подростков и предупреждению их виктимизации.
Литература
1. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис. ... канд. психол. Наук. Новосибирск, 2005.
2. Бумаженко Н. И. Виктимология: учеб.-метод. пособие. Витебск, 2010.
3. Глинко О. Д. Виктимность подростков. Причины, особенности проявления. Особенности психологического консультирования по телефону жертв наси-лия.URL: http://psyjoumals.ru
4. Голобородько Е. Н., Кондрашова Э. В., Хахина И. Г. Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних // Статьи по психологии. URL: http:// www.psyhodic.ru
5. Долговых М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: дис. ... канд. психол. наук. Тольятти, 2009.
6. Дубовицкая М. Г. Общечеловеческие ценности в структуре личностного потенциала подростков, склонных к виктимному поведению // Актуальные проблемы психологии глазами студента: мат-лы VIII Всерос. студенческой науч. конф. 5 дек. 2012 г. / отв. ред. М. В. Хватова. Тамбов, 2012. С. 27-32.
7. Косырев В. Н. О соотношении понятий «личностное здоровье» и «личностный потенциал» // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы VIII Междунар. конф. (заоч.). 5 июня 2009 г. Тамбов, 2009.
8. Левина Н. А., Фатейчева М. Г. Личностный потенциал подростков, склонных к виктимному поведению // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы XI Междунар. конф. (заоч.). 29 апреля 2012 г. Тамбов, 2012. С. 216-223.
9. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им.
М. В. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002. Вып. 1. С. 56-65.
10. Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. М., 2006.
11. Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология. СПб., 2000.
12. Рыбальская В. Я. О виктимологическом направлении профилактики преступности несовершеннолетних // Виктимология и профилактика правонарушений: сб. науч. тр. Иркутск, 1979. С. 68-69.
13. Сажина Н. М., Голубь М. С. Предупреждение педагогических рисков виктимизации подростка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 Педагогика и психология. 2012. № 1 URL: http://cyberleninka. т
14. Фатейчева М. Г. Взаимосвязь компонентов жизнестойкости и типов виктимного поведения у подростков // Вестник Тамбовского университета. Исследовательские проекты студентов. Приложение к журналу. Тамбов, 2012. С. 103-106.
* * *
PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF VICTIM OF BEHAVIOUR OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS PROMOTING DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL
N. A. Levina, M. G. Dubovitskaya
The actual problem of victim behavior at teenage age is considered. Valid conclusions that non formation of components of personal potential increases probability of victimization of teenagers are drawn. The program of psychological prevention of victim behavior of teenagers in the conditions promoting development of personal potential is offered.
Key words: teenage age, victim behavior, personal potential, victimological prevention, psychological prevention.