Научная статья на тему 'Процесс виктимизации подростков и педагогические возможности его предупреждения'

Процесс виктимизации подростков и педагогические возможности его предупреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2658
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТОК / ФАКТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / VICTIMIZATION / VICTIM PERSONALITY / TEENAGER / FACTOR / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Cарафанова Людмила Владимировна

В статье раскрывается сущность процесса виктимизации подростков в современном российском обществе. Показаны негативные объективные и субъективные факторы виктимизации и их взаимосвязь. Представлены основные компоненты виктимной личности подростка, как продукт виктимизации. Обоснована перспективность и практическая значимость педагогических исследований по проблеме профилактики виктимизации. Представлены некоторые основы разработки педагогической технологии, направленной на минимизацию воздействия факторов виктимизиции на подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF VICTIMIZATION OF TEENAGERS AND PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF ITS PREVENTION

The article reveals the essence of the process of victimization of teenagers in modern Russian society. The negative object and subject factors of victimization and their link are shown. The main components of victim teenagers as product of victimization are presented. The perspective and practical meaning of pedagogical researches on problem of victimization prevention is proved. Some work bases pedagogical technology directed on minimizing of factor's influence of victimization on teenagers are presented.

Текст научной работы на тему «Процесс виктимизации подростков и педагогические возможности его предупреждения»

УДК 371-044.3

ПРОЦЕСС ВИКТИМИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

© Людмила Владимировна САРАФАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий,

e-mail: pimno_tgu@mail.ru

В статье раскрывается сущность процесса виктимизации подростков в современном российском обществе. Показаны негативные объективные и субъективные факторы виктимизации и их взаимосвязь. Представлены основные компоненты виктимной личности подростка, как продукт виктимизации. Обоснована перспективность и практическая значимость педагогических исследований по проблеме профилактики виктимизации. Представлены некоторые основы разработки педагогической технологии, направленной на минимизацию воздействия факторов виктимизиции на подростков.

Ключевые слова: виктимизация; виктимная личность; подросток; фактор; педагогическая технология.

На основе национального воспитательного идеала определены основные задачи воспитания школьников. Примерная программа воспитания и социализации школьников, разработанная в рамках проекта Федерального образовательного стандарта общего образования, ориентирует на то, что первоочередному формированию подлежат качества личности, которые определяют действенную устойчивость к многочисленным негативным влияниям социума, обеспечивают успешность их минимизации и нейтрализации [1, 2]. Сегодня очевидно, что ослабление внимания к воспитанию привело к существенному росту случаев протипоправного поведения несовершеннолетних и против них. Общее снижение уровня воспитанности подрастающего поколения требует переосмысления проблемы воспитания подростков в плане формирования их виктимологиче-ской активности и стойкости в свете новой парадигмы образования и в изменившихся условиях социума. Организация педагогических усилий в данном направлении воспитания поможет предотвратить разрастающуюся виктимизацию подростков [3-11].

Процесс виктимизации подростков обусловлен объективно и, как следствие, субъективно. Социально-экономические и политические преобразования в демократической России при множестве положительных сторон привели к расслоению общества, что повлекло за собой моральную дезориентацию граждан. Ярко обозначившееся социальное и материальное неравенство породило возник-

новение огромного количества непредвиденных ситуаций, кризисов, катастроф, рост преступности во всех ее разновидностях. В условиях всеобщего стресса, огромных материальных трудностей и общего ужесточения нравов, насилие во всем многообразии его проявления приобрело характер обыденного явления и в жизни подростков. Виктимизация подростков ускоряется в силу их возрастных особенностей.

Термин “victimization” переводится как приобретение статуса жертвы потерпевшего в результате воздействий и влияний как внешних, так и внутренних. Виктимизация -процесс превращения человека в жертву стечения обстоятельств, сложившейся ситуации, преступления. Виктимизации подвержена та личность, которая внутренне не может противостоять этому процессу. Виктимизиро-ванность личности в разной степени есть конечный, совокупный результат такого процесса. Чаще используется термин виктимная личность - виктим (victim - лат. жертва) [12].

Подросток, неготовый ориентироваться в новых условиях, часто становится их жертвой. В условиях обнищания населения, роста безработицы, бездомности и иной обездоленности все большая часть подростков ищет выход из положения самостоятельно, часто на неправовой основе. Значительная часть населения, особенно дети, ощутили себя слабыми, беззащитными, уязвимыми, т. е. потенциально виктимными. В силу своих возрастных особенностей, связанных с интенсивностью развития познавательной актив-

ности, интересов, стремлением к разнообразным видам деятельности, подростки наиболее подвержены виктимизации. Этому способствует неорганизованность пространства деятельности, пропаганда насилия, быстрого обогащения и легкой жизни в СМИ, необъяснимые явления окружающей действительности и прочие факторы, обеспечивающие опасную среду [13-15].

Очевидно, что опасность и преступность неизбежны в разной степени интенсивности, но поведение личности в их условиях может быть различным: от адекватного до непредсказуемого. С первых минут появления на свет и до последних дней человек постоянно пребывает в «зоне риска» [5]. «От рождения до смерти нам всем постоянно и неизменно что-то грозит. Опасности эти столь различны, что их подчас и сравнивать друг с другом невозможно: от самых малых угроз нашему здоровью, легко одолеваемых с помощью зонта или теплой одежды до катаклизмов, уносящих жизни десятков тысяч людей и уничтожающих целые города» [5]. Авторы напоминают о различных болезнях, всевозможных катастрофах, огромную опасность физического, имущественного и морального урона, которые несут за собой необдуманные действия, неосторожное общение, особенно с незнакомыми людьми, дорожно-транспортные ситуации и т. п. Поскольку в социуме есть прецедент опасности жизнедеятельности, существует преступность во всем многообразии ее проявлений, то необходимо развитие системы психоло-педагогического сопровождения личности с целью профилактики виктимизации и минимизации рисков. Необходимо научить подростка противостоять виктимизации в столь сложных всегда, а особенно сегодня, жизненных ситуациях.

По мнению Л.В. Франка, суть виктимо-логических исследований, касающихся несовершеннолетних, состоит в следующем:

- выявление отклонения несовершеннолетних от социальных, правовых, морально-этических норм с учетом фактора, способного порождать, ускорять или замедлять, нейтрализовать преступные действия в отношении несовершеннолетних;

- учет контингента несовершеннолетних, которые «превращаются» в потерпевших без какого-либо содействия со своей стороны. Вопрос в том, чем преступления

вызваны, что могло бы остановить их? [3, 4]. Исследователи единодушны в ответе на него: вызвана ситуация участием виктимной личности, ее исключение из события затрудняет ее зарождение и развитие.

В рамках ювенальной виктимологии как межотраслевой области знаний приводится удручающая статистика виктимных несовершеннолетних, уже потерпевших от преступлений. Исследователями проблем вик-тимной личности установлено немаловажное значение влияния поведения несовершеннолетнего потерпевшего на рост преступности [3-10]. Исследуется виктимное поведение несовершеннолетних, спровоцировавших, облегчивших или скрывших совершаемых против них и с их участием преступления [16, 17]. Доказывается, что явление фактической виктимности личности нуждается в психолого-медико-социальной и правовой реабилитации и педагогической профилактике [18, 19]. Однако процесс виктимизации подростков остается мало изученным и практически не контролируемым.

Виктимизация подростков обусловлена рядом объективных факторов. Сегодняшнее состояние России оценивается как кризисное. Кризисным периодам свойственно обострение социальных отношений. Современные философские, социологические и правовые исследования подчеркивают, что кризис в обществе порождает кризис криминализации и виктимизации населения, подрывает личностное чувство безопасности, нарушает принятые нормы отношений между людьми на законно-правовых и нравственных основах. Исследователи проблемы отмечают [20], что именно виктимизация приводит к росту криминализации, что «стоит предотвратить появление жертвы, как явление криминализации потеряет свою социальную опасность». Этим объясняется настоятельная необходимость профилактики виктимизации общества, каждой отдельной личности на различных этапах ее развития.

Для педагогического исследования проблемы профилактики процесса виктимизации чрезвычайно важны разноаспектные наработки по проблеме. Ученые отмечают, что виктимологические знания концентрируются в рамках наук о человеке в аспекте «викти-мология», который представляет собой относительно новое научное направление, бук-

вально означающее «учение о жертве» (от лат. victima - жертва и греч. logos - учение, наука). Спектр виктимологических проблем настолько широк, что требует для своего решения применения данных различных наук о человеке, притом, что ни одна из существующих наук, отдельно взятая, самостоятельно не может их решить [3].

В современном научном представлении область виктимологии расширена и распространена на исследование жертв как социальных, техногенных, экономических, так и природных процессов и разнообразных стечений обстоятельств. Жертв становится больше, исследуются их особенности в контексте конкретных ситуаций, однако вопрос о том, как человек стал жертвой остается открытым. Если он не решен в социологическом, криминологическом, криминалистическом и других направлениях виктимологиче-ских исследований, то правомерно адресовать его педагогам и психологам.

До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления виктимного поведения у подростков в педагогическом ракурсе. Недостаточное внимание к структурированию изучаемого феномена объясняет то, что практически нет диагностических методик, позволяющих выявлять потенциальную виктим-ность подростка. Также отсутствует разработанная система профилактических мероприятий, направленных на минимизацию виктимизации подростков.

К психолого-педагогическому направлению исследования виктимологических проблем назрело множество вопросов: какие внутренние - субъективные факторы обеспечивают столь быстрое развитие процесса виктимизации детей, какими особенностями отличается виктимная личность ребенка, как минимизировать влияние факторов виктимизации педагогическими средствами, как выявить потенциально виктимную личность, какие условия необходимо создать для формирования виктимологической активности и устойчивости детей младшего и подросткового возраста.

В исследовании педагогического аспекта виктимности поведения школьников целесообразно опираться на материалы виктимоло-

гии, как междисциплинарной области знаний, рассматривая их в педагогическом ракурсе. Нами приняты синтезные определения понятий, определяющих исследуемый феномен. Виктимность личности подростка есть ее повышенная предрасположенность становиться жертвой влияния различных отрицательных факторов и стечений обстоятельств: несчастных случаев, стихийных бедствий, катастроф, преступлений. При этом участники и ситуация образуют единую динамическую систему, в которой жертва, не подготовленная к адекватному восприятию и решению ситуации, не готова предотвратить негатив или по крайней мере помочь себе, а лучше и окружающим минимизировать риск, избежать утраты здоровья, имущества, чести и достоинства и пр. Виктимное поведение подростка - неосмотрительное, неосторожное, необдуманное содействие развитию различных отрицательных факторов и стечений обстоятельств: несчастных случаев, стихийных бедствий, катастроф, преступлений.

По классическому положению, для того чтобы воспитывать личность, надо как можно больше о ней знать [21]. Исследователи криминологического аспекта виктимололгии выясняют значение и роль жертвы в случившемся [22]. Они подчеркивают необходимость подробной информации о ней, как личности, ее окружении и отношениях, рассмотренных в рамках физиологии, медицины, социологии, психологии, педагогики и других наук. Совершенно справедливо обоснование данной необходимости: разрыв

взаимосвязи разноаспектной информации ведет к упрощению роли виктимной личности в сложении, развитии и исходе сложной жизненной ситуации.

Основоположники виктимологии отмечают, что без внимания осталась огромная группа виктимов латентных, ситуативных, импульсивных, агрессивных, потенциальных - из числа алкоголизированных, наркотизированных и криминализированных через семью и окружение подростков. Педагога интересуют характерологические особенности личности потенциального виктима, с тем чтобы нейтрализовать негативное их влияние на сложение, развитие и исход неординарных ситуаций, предотвратить моральные, материальные и физические потери и утраты перечисленными выше группами виктимов. Зада-

ча педагога направить усилия на формирование виктимологической активности и стойкости подростков.

В этом случае подлежат изучению социальные установки, стереотипы поведения, уровень воспитанности, особенно мировоззрения, нравственности и культуры личности, которые, проявляясь в действиях и поступках, играют далеко не безобидные роли в возникновении конкретной неординарной, возможно рискованной или даже криминальной ситуации. Сегодняшний педагог нуждается в разработке диагностических методик выявления потенциальной виктимности личности, создании условий и виктимолого-профилактических технологий, технологий формирования виктимологической активности и стойкости в младшем и подростковом возрасте, что обеспечит устойчивость подростков к негативным влияниям социума.

В качестве причин усиления виктимизации подростков исследователи выделяют ряд объективных факторов, отмечая, что субъективные факторы, касающиеся характерологических особенностей виктимной личности, не менее значимы (образование, семья, ближайшее окружение, области интересов и условий формирования характерологических особенностей личности, уровень ее воспитанности и пр.). С эим нельзя не согласиться: субъективные факторы - т. е. наличие определенного сплава личностных качеств, своим уровнем сформированности обеспечивающих степень виктимизированности подростков средствами объективных факторов. То есть объективные факторы проходят через фильтр субъективных. Если субъективные слабы, то объективные в кризисных условиях достигнут ожидаемого результата - виктимизация личности подростка. Педагог должен стремиться сздать условия для препятствия виктимизации, направленные на формирование виктимологической активности и стойкости.

Влияние объективных и субъективных факторов обращает каждую личность в вик-тимную в разной степени, что определяется уровнем сформированности индивидуальной виктимологической активности и стойкости. Индивидуальная виктимологическая активность, как компонент субъектной деятельности, и виктимологическая стойкость, как сплав нравственности и воли личности, ак-

туализируясь в определенных условиях, проявляется специфическим комплексом личностных качеств, облегчающих, способствующих или даже провоцирующих совершение преступлений против них или с их участием. Наиболее значимы в структуре виктима его мировоззренческие позиции по отношению к обществу, труду, окружающим и себе самому, нравственные - чувство справедливости, чувство собственного достоинства, волевые -организованность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость и др. Признаком виктимизированности является искажение или отсутствие в структуре личности перечисленных свойств.

Виктимный подросток заметен. С помощью применения древнейшего метода исследования - наблюдения в группе подростков, классе, объединении по интересам можно увидеть активного и пассивного виктима. Ярко выделяются своим вызывающим развязным поведением провокаторы, инициаторы, зачинщики, подстрекатели и прочие -активные виктимы. Заметны и подчиняющиеся им пассивные виктимы - негласно согласные, поддерживающие, исполнители их воли. Обе группы подростков виктимизиро-ваны, они потенциально виктимны и отличаются недостаточным уровнем виктимоло-гической стойкости на фоне низкого уровня сформированности активности, мировоззрения и общей культуры.

Виктимность поведения выражается набором качеств личности-жертвы, сформированных вследствие воздействия различных негативных факторов, чаще синтеза объективных и субъективных, присвоенных сквозь призму субъектности. Коррекция - более сложный, но возможный процесс. На наш взгляд, педагогическая профилактика должна включать систему предупреждающих и коррекционных мер в рамках профилактических технологий. Основой технологии профилактики виктимизации подростков является организация жизнедеятельности подростков в условиях, нейтрализующих воздействие негативных факторов. Современному подростку не хватает виктимологических знаний и способов их реализации, положительной мотивации, умений и навыков виктимологиче-ски активного и стойкого поведения на устойчивом уровне.

Неуклонный рост преступлений подростков и в отношении подростков в современной России диктует необходимость теоретического обоснования и слаженного взаимодействия общих и специальных мер викти-молого-педагогического плана в процессе организации жизнедеятельности подростков.

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников II Педагогика. 2009. № 5. С. 7-27.

3. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.

4. Франк Л. В. Об изучении виктимности на психологическом уровне II Вопросы судебной психологии. М., 1971.

5. Полубинский В. А. Виктимологические аспекты в профилактике преступлений. М., 198Q.

6. Полубинский В.А. Жизнь наша - дело рисковое. М., 1996.

7. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2QQ2.

8. Ривман Д.В. О содержании понятия «виктим-ность» II Вопросы теории и практики борьбы с преступностью. Л., 1974.

9. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. СПб., 2QQQ.

10. Рыбальская В.Я. Виктимологические проблемы преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. Иркутск, 1984.

11. Рыбальская В.Я. О виктимологическом анализе преступности несовершеннолетних II Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. Иркутск, 1982.

12. Большой психологический словарь I сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 200З.

13. Божович Л. И. Проблемы формирования личности I под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж, 1995.

14. МудрикА.В. Виктимология. М., 1992.

15. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2QQQ.

16. Галушко Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 200З.

17. Кулакова А.А., Невский Н.Н. Виктимология и ее основополагающие аспекты. Владимир, 2007.

18. Андронникова О.О. Психофизиологические факторы возникновения виктимности поведения подростков: автореф. дис. . канд. пед. наук. 2005.

19. Будякова Т. П. Виктимологическая профилактика преступлений, посягающих на личные неимущественные права. Елец, 2QQ8.

20. Кабанов П.А. Криминологическая типология жертв политических преступлений в отечественной криминальной политической викти-мологии II Адвокатская практика. 2007. № 6.

21. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов нУД, 1999.

22. Туляков В.А. Общая характеристика виктимо-логической политики в современных условиях. Одесса, 2QQQ.

Поступила в редакцию 11.01.2012 г.

UDC 371-044.3

PROCESS OF VICTIMIZATION OF TEENAGERS AND PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF ITS PREVENTION

Lyudmila Vladimirovna SARAFANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: pim-no_tgu@mail.ru

The article reveals the essence of the process of victimization of teenagers in modern Russian society. The negative object and subject factors of victimization and their link are shown. The main components of victim teenagers as product of victimization are presented. The perspective and practical meaning of pedagogical researches on problem of victimization prevention is proved. Some work bases pedagogical technology directed on minimizing of factor’s influence of victimization on teenagers are presented.

Key words: victimization; victim personality; teenager; factor; pedagogical technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.