сравнения, сопоставления и противопоставления анализировали содержание, формы и методы междисциплинарного знания, выявляли связи между материалом, целями и средствами его изучения, а также личными возможностями познавательной деятельности.
Задачи ориентировочного этапа:
1. Активизировать интерес студентов к междисциплинарному материалу блока и осознание студентами возможностей его изучения, а также влияние на качество профессиональной подготовки.
2. Сформировать целостное представление о межпредметных задачах, систематизировать и интегрировать знания об основных объектах будущей учебной деятельности на основе задачного подхода.
3. Ознакомить студентов со способами решения междисциплинарных задач.
Второй этап (реализационный) связан с проектированием, прогнозированием и самореализацией учебной деятельности студентов на основе задачного подхода и междисциплинарной программы изучения материала общепрофессиональных дисциплин.
Задачи реализационного этапа:
1. Активизировать осознание студентами личностной значимости учебной деятельности на основе задач-ного подхода и междисциплинарной программы.
2. Систематизировать собственный учебный опыт студентов и понимание междисциплинарных знаний, выработать у них личную позицию, стиль учебной работы и поведения на основе задачного подхода.
3. Развить у студентов следующие умения:
- проектировать и реализовать учебную деятельность на основе задачного подхода и междисциплинарной программы;
- решать междисциплинарные задачи различных типов и уровня сложности.
В данном случае учебную деятельность на основе за-дачного подхода предвосхищает ориентировочный этап как ступень основения значимой информации, что способствует ее алгоритмизации: постановка цели, ярко проявляется глубина знаний, конструктивность мышления, творческий подход к делу, к привычным фактам, явлениям, отношение к междисциплинарным знаниям, стремление к самосовершенствованию, понимание и склонность к новому, прогрессивному, служит средством диагностики активности студентов.
Третий этап (оценочный) связан с рефлексией преподавателем и саморефлексией студентами качества и эф-
фективности проявлений учебных достижений на основе задачного подхода, а также сформированность позиции студентов, которая предусматривает выбор, рефлексию, опыт практического применения междисциплинарных задачных знаний и умений на основе собственных индивидуальных особенностей.
Задачи оценочного этапа:
1. Активизировать интерес студентов к междисциплинарным задачам.
2. Сформировать у студентов потребность в учебной деятельности ориентироваться на самих себя, свой опыт, имеющиеся межпредметные знания и умения;
3. Развить следующие умения студентов:
- наблюдать, анализировать, контролировать, рефлексировать учебную деятельность на основе за-дачного подхода;
- владеть навыками комплексной оценки эффективности междисциплинарной программы.
Ситуации оценки учебной деятельности преподавателем являются необходимым условием для формирования адекватной самооценки и включают в себя оценивание себя и других студентами. Ситуации оценки ставят студентов перед необходимостью обращаться к основаниям собственных действий, являются средством развития самопознания — диалога с собой, с другим, умение вставать на позицию другого человека, чтобы лучше понять себя.
Следствием реализации данных этапов технологии, по нашему мнению, является совершенствование таких показателей эффективности профессиональной подготовки будущих инженеров: знания и умения, самостоятельность, творческий потенциал, эмоциональное отношение.
Таким образом, результатом разработанной нами технологии повышения эффективности профессиональной подготовки будущих инженеров на основе задачного подхода в системе высшего образования является высококвалифицированный специалист инженерного профиля, который как субъект социокультурного развития обладает высоким уровнем развития показателей эффективности профессиональной подготовки будущих инженеров (знаний и умений, самостоятельности, творческого потенциала, эмоционального отношения); широким диапазоном профессионального мышления; развитием исследовательского, творческого потенциала; потребностью в саморазвитии. По нашему мнению, предложенная технология способствуют формированию соответствующего уровня подготовки выпускника вуза, способного решать широкий спектр задач в процессе трудовой деятельности.
Библиографический список
1. Басов, М.Я. Избранные психологические труды. — М., 1975.
2. Балл, Г.А. Теория учебных задач. — М.: Педагогика. 1990.
3. Машбиц, Е.И. Психологический аспект учебной задачи // Сов. Педагогика. — 1973. — №2. Статья поступила в редакцию 25.06.08.
УДК 376.2
И.Ю. Пентишкина, аспирант Челябинского ИРПО, г. Челябинск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ-СИРОТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В профессиональных училищах за последние 5-7 лет значительно увеличилось количество детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается необходимость создания специальных условий для профессиональной подготовки данной категории учащихся, анализируется опыт работы по созданию условий, а также результаты эксперимента, проведенного на базе профессионального училища №59 г. Челябинска.
Ключевые слова: дети-сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья,
профессиональная подготовка, эксперимент.
Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья населения страны, в общем, и детей в частности. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2008 года общая численность инвалидов в РФ составляет более 13 млн. человек, что составляет более 10% трудоспособного населения. А в Стенограмме парламентских слушаний на тему: «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)» (24.06.06) сказано, что к 2015 году в России количество инвалидов может достичь 12-17 процентов нашего населения.
Понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья» включает в себя не только инвалидов, но всех людей, которые нуждаются при получении образования в создании специальных условий.
Детей-инвалидов в России примерно 650 тысяч человек. Это те, кто прошел соответствующую медико-социальную экспертизу и получил, что называется, справку о том, что он ребенок-инвалид. Но понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» шире, чем понятие «дети-инвалиды». Среди детей с ограниченными возможностями здоровья примерно 90 процентов всех детей — это дети с задержкой психического развития, со слабой умственной отсталостью и так далее. То есть те, кому обычно инвалидность не дают. К тому же достаточное число детей с ограниченными возможностями здоровья имеют статус «сирота» или «оставшийся без попечения родителей», что в свою очередь накладывает свой отпечаток на развитие такого ребенка. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей [1].
У детей, лишившихся опеки родителей, наблюдаются более низкие интеллектуальные способности, недостаток социальных навыков, проблемы адаптации. Для них характерны проблемы в поведении, учебе, наблюдаются эмоциональная незрелость, слабый самоконтроль по сравнению с детьми, живущими в семье [2].
Крайне слабое психологическое и социально-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детском доме, в результате чего при поступлении в детский дом дети подолгу и с трудом усваивают режим пребывания в нем; у них слабые навыки отношений дружбы, сотрудничества; недостаточно развиты этические чувства взаимопомощи и заботы; много побегов из детского дома. Таким образом, последствия отставания педагогических технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное и психологическое обеспечение проявляется в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимися в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации: по способности к приобретению профессии и трудоустройству; по способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции. Значительная часть выпускников детского дома остается на низших «этажах» развития общества, пополняет ряды преступников, наркоманов, алкоголиков и тех родителей, которые, в свою очередь, отказываются от воспитания уже собственных детей [3].
Люди, не имеющие образования в силу ограниченных возможностей здоровья, или их нежелания получить достойное образование, как это часто наблюдается у детей-сирот, выпадают из социальных, экономичес-
ких, политических процессов. Когда люди не имеют возможность получать образование, они чувствуют себя ущербными и выталкиваются на обочину жизни, в том числе попадают в криминальную среду общества.
Для молодежи до 18 лет занятость на производстве связана не только с решением экономических проблем, но и возможностью чувствовать себя полноценным членом трудового коллектива дает им уверенность в собственном будущем.
Система образования является той средой, с помощью которой создаются и передаются образовательные ценности и поддерживаются внутренние связи в обществе. Она призвана выполнить важную роль в становлении и развитии таких отношений в обществе и государстве, которые нацелены на социальное партнерство и социальную гарантию, обеспечивающую лицам из числа детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, основанных на общепринятых принципах и нормах международного права.
Научно-технические и социальные процессы, происходящие в обществе, вносят существенные коррективы в области человеческой деятельности. Решающее значение они оказывают и на систему профессиональной подготовки кадров для экономики страны. Современные социально-экономические условия, предполагающие наличие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют к специалисту высокие требования. В связи с этим для учащегося учреждения профессионального образования важно не только правильно выбрать будущую сферу профессиональной деятельности и профессию, но и получить необходимый для рынка труда объем профессиональных знаний и навыков.
Полноценное образование лиц из числа детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, которые учитывают специфику развития данной категории учащихся.
Особую роль в разрешении данной проблемы играют учреждения начального профессионального образования (НПО). Значительное число выпускников школ неспособны адаптироваться к новым условиям жизни и труда. Учреждения НПО являются важным звеном системы образования: имея общедоступный и бесплатный характер, они дают молодёжи, для которой закрыта перспектива продолжения образования в средней школе, шанс получить его вместе с профессией; препятствуют снижению уровня образованности юношества, усилению его оттока в криминогенную среду.
Объективной реальностью социальной ситуации системы начального профессионального образования Челябинской области характеризуется увеличением числа учащихся, требующих особого педагогического внимания и специального педагогического воздействия. С 2000 года в учреждениях НПО Челябинской области приказом Министерства образования и науки Челябинской области формируются специализированные группы учащихся, в которые принимаются подростки с диагнозом «олигофрения в легкой и средней степени дебильности без нарушения двигательных функций», в том числе из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 2000 году в 6 учреждениях НПО получали профессию 108 подростков данной категории, то в 2006 году их количество увеличилось до 540 человек в 19 учреждениях НПО (прим. 25% от общего количества учреждений НПО Челябинской области). Данная категория учащихся приобретает профессии строительного, швейного и обувного профиля, а также растениеводства.
Структура и содержание образовательного процесса данной категории подростков имеют специфические особенности, связанные с их познавательной и практической деятельностью, развитием эмоционально-волевой сферы.
Практика деятельности учреждений начального профессионального образования, работающих с данной категорией учащихся, свидетельствует о том, что необходимые педагогические условия процесса профессионального обучения для детей-сирот с ограниченными возможностями развития, за редким исключением, отсутствуют, что существенно затрудняет либо делает невозможным их профессиональное образование и адаптацию в социуме.
В Челябинске попытались решить данную проблему через организацию экспериментальной работы. В 2002 году на основании приказа №01-448 от 24 июня 2002 года ГУОиН Челябинской области открыта Областная экспериментальная площадка по теме «Разработка и создание условий для организации образовательного процесса учащихся из числа детей — сирот, имеющих отклонения в умственном и психическом развитии, в условиях государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище №59 (ГОУ НПО ПУ №59)».
Данная экспериментальная работа предполагала деятельность педагогического коллектива ГОУ НПО ПУ №59, направленную на выявление, теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение комплекса условий для эффективной общеобразовательной и профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в умственном и психическом развитии с целью их профессиональной адаптации.
Профессиональная адаптация в нашем исследовании представляет собой единый реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического вхождения индивида в профессию, в трудовую деятельность, приспособления к условиям труда, быта, досуговой деятельности, внутриколлективистских отношений, нахождение своего места в профессиональной деятельности и реализации профессиональных интересов и потребностей [4].
В ходе эксперимента была сформулирована проблема исследования, которая легла в основу эксперимента, проводимого на базе ПУ-59: каковы педагогические условия, позволяющие организовать образовательным процесс учащихся с ограниченны1ми возможностями здоровья в условиях учреждения НПО. Необходимость решения данной проблемы обусловило выбор темы исследования «Разработка и создание условий для организации образовательного процесса из числа детей-си-рот, имеющих отклонения в умственном и психичес-комразвитии, в условиях ПУ-59».
А также была выдвинута гипотеза, согласно которой образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном училище будет организован более качественно, если будет реализован комплекс педагогических условий, включающий в себя:
• создание специальной учебно-программной документации, адаптированной для данной категории учащихся для их профессиональной подготовки;
• реализация психологического сопровождения образовательного процесса
• реализация системы непрерывного повышения квалификации работников учреждений НПО, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся, имеющих отклонения в развитии
• создание системы социального партнерства учреждения начального профессионального образования и учреждений других ведомств и мини-
стерств, а также производственных предприятий, работающих с данной категорией учащихся.
Для осуществления экспериментальной работы на подготовительном этапе была разработана программа эксперимента, в которой определили практическую значимость инициативы, основные идеи, цели и задачи, провели анализ нормативно-правовой базы, учебно-программной документации, уровня готовности инженерно-педагогических работников к работе с учащимися из числа детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
На основе данного анализа на втором этапе эксперимента началась разработка пакетов учебно-программной документации, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся с отклонениями в развитии.
Прежде всего, были внесены изменения в примерный (типовой) учебный план для подготовки в профессиональных училищах квалифицированных рабочих из числа подростков с отклонениями в умственном и психическом развитии (письмо Челябинского института развития профессионального образования (Челябинский ИРПО) от 24 марта 1998 года). На его основе разработан Учебный план для обучения учащихся из числа детей-сирот, имеющих ограниченные возможности здоровья. В связи с особенностями психического развития данной категории учащихся рабочий план составлен так, что на общеобразовательную подготовку отведено 10% учебного времени из времени на профессиональную подготовку, 13,5% отводится на теоретические предметы, в оставшееся время учащиеся приобретают навыки своей профессиональной деятельности.
Одним из координальных изменений в учебном плане стало введение блока факультативных занятий, в который включены психокоррекционные занятия и предмет «Социально-бытовая ориентировка», целью которых является повышение уровня социальной адаптивности учащихся из числа детей-сирот, имеющих ограниченные возможности здоровья. Разработанные примерные программы дают учащимся с ограниченными возможностями здоровья возможность адаптироваться к современным условиям жизни, к самостоятельной профессиональной и общественной деятельности вне стен образовательного учреждения. Занятия проводятся в форме лекций, бесед, дискуссий, тестирования, ролевых и деловых игр, упражнений, моделирования и анализа ситуации, применяются элементы арт-терапии.
Параллельно с этим стали разрабатываться интегрированные учебные программы по предметам общеобразовательного и профессионального цикла с включением блока коррекционных минут, блок психолого-педагоги-ческого сопровождения, организован медико-психологопедагогический консилиум для выработки коллективнообоснованных рекомендаций по индивидуальной работе с учащимися. Для анализа эффективности уровня профессиональной подготовки учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья в практику работы ПУ-59 г. Челябинска введена система оценки профессионально важных качеств личности учащихся. Данная методика разработана Э.Ф. Зеером и направлена на оценку определенных ключевых квалификаций, которые полностью соответствуют психологическим особенностям ремесленной деятельности.
Профессионально важные качества включают в себя следующие компоненты: знания, умения и навыки по учебным предметам; учебно-профессиональную мотивацию; обобщенные учебно-профессиональные действия; интегративные учебно-профессиональные действия; экст-рафункциональные учебно-профессиональные действия.
Существует ранговый ряд из 8 профессионально важных качеств, определенных как приоритетные в под-
готовке учащихся учреждений начального профессионального образования, а также уточнено их содержание и значение: предприимчивость и сверхнормативная профессиональная активность; организованность; социально-профессиональная мобильность; коммуникативность и способность к кооперации; креативность; эстетическая чувствительность; ручная умелость; специальная компетентность.
Выделенные профессионально важные качества полностью соответствуют психологическим особенностям ремесленной деятельности. Каждая из них имеет признаки, по которым собственно и происходит оценка профессионально важных качеств личности.
Для того чтобы оценить уровень сформированности профессионально важных качеств личности, необходима шкала оценки. Анализ литературы показал, что в отечественной и зарубежной профессиональной педагогике традиционно используется четырехуровневая шкала, позволяющая оценить уровень сформированности профессионально важных качеств.
Выделяют следующие уровни сформированности:
Б (2) — репродуктивный (неудовлетворительный уровень сформированности профессионально важных качеств);
С (3) — рефлексивный уровень (удовлетворительный);
В (4) — эвристический (хороший);
А (5) — креативный (отличный).
К работе по оценке профессионально важных качеств личности учащихся привлекаются следующие специалисты: преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения, психолог училища. Научно-методическое обеспечение осуществляет заместитель директора по научно-методической и экспериментальной работе, т.е. оценка профессионально важных качеств личности проводится коллегиально.
При определении профессионально важных качеств личности учащихся-сирот, имеющих ограниченные возможности здоровья, используются следующие методы: наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности.
По результатам данного мониторинга выстраивается профиль личности учащегося, который наглядно показывает недостающие или преобладающие профессионально важные качества учащегося. После этого, возможно, проводить дальнейшую коррекцию наименее развитых качеств личности профессионала.
Такой подход в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствует лучшей адаптации данной категории детей в социуме.
Делая анализ профессионально важных качеств, был сделан вывод, что в силу особенностей развития учащих-ся-сирот с умственной отсталостью легче формируются ручные умения и коммуникативность, сложнее креативность (рис. 1).
Вместе с тем, для того чтобы коллектив был готов к работе в режиме эксперимента, разработана программа подготовки педагогического коллектива к работе в инновационных условиях. По данным эмпирического исследования результатов деятельности областной экспериментальной площадки, которое проводил Челябинский институт развития профессионального образования в 2007 г. в учреждениях НПО Челябинской области, работающих с учащимися-сиротами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в ПУ-59 100% инженерно-педагогических работников, задействованных в организации образовательного процесса для данной категории учащихся, прошли специализированную подготовку. В сравнении с другими образовательными учреждениями, работающими по данному направлению, в среднем только 36,7% инженерно-педагогических работников получили специаль-
ные знания. В процессе эмпирического исследования также рассматривалось использование в образовательном процессе учреждений НПО специальной учебно-программной документации, разработанной на базе экспериментальной площадки. 100% опрошенных инженерно-педагогических работников ПУ-59 используют данную документацию в процессе профессионального образования учащихся из числа детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. При этом отмечаются следующие положительные черты данных документов: при использовании специально разработанной учебно-программной документации структурируется деятельность педагогов при организации образовательного процесса данной категории учащихся, степень усвоения учащимися учебного материала и возрастает работоспособность учащихся во время занятий. Тогда как педагоги учреждений НПО Челябинской области, не использующие специальную учебно-программную документацию, испытывают значительные трудности не только при организации уроков с данной категорией учащихся, при подборе оптимального по сложности материала, но и при проведении различных внеклассных мероприятий.
За время проведения эксперимента специальную подготовку для работы с учащимися-сиротами, имеющими ограниченные возможности здоровья, прошли 33,3% руководителей ПУ-59 и 55,6% инженерно-педагогических работника данного учебного заведения, что, несомненно, положительно сказывается на всем образовательном процессе.
Учащиеся из числа детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, при организации специальных условий образовательного процесса значительно продвигаются в общем развитии, у них формируются навыки учебной и профессиональной деятельности, что доказывается следующими показателями, полученными в результате эксперимента.
В период с 1998 по 2007 годы количество отчисленных учащихся уменьшилось с 12,8% до 3% (рис. 2).
Следующим результатом деятельности в рамках эксперимента является рост абсолютной и качественной успеваемости (Рис. 3).
И одним из главных показателей результативности данного эксперимента мы считаем показатель трудоустройства учащихся-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Если в 19980199 году данная категория учащихся в основном ставились на учет в Федеральную государственную службу занятости населения (62,5%), а по своей профессии устраивалось только 12,5% выпускников данной категории, то в 2006-2007 учебном году на учете в службе занятости состоит только 2% учащихся, а 58% трудоустроено по приобретенной профессии (Рис. 4).
Следует отметить, что в результате эксперимента, который был проведен на базе профессионального училища №59 под научным сопровождением Челябинского ИРПО (ректор — Клюев Ф.Н.) произошли достаточно серьезные изменения в образовательном процессе учащихся из числа детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья:
• Развитие профессионально значимых качеств уча-щихся-сирот, ограниченные возможности здоровья.
• Развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, работающих в рамках эксперимента.
• Разработаны и успешно применяются учебно-методические комплексы для профессиональной подготовки учащихся-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
• Разработан и эффективно применяется блок пси-холого-педагогического сопровождения образовательного процесса учащихся из числа детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
4
■ 1 ніг
[4 П.! Г
^.45
3,5' J.S-"
1 jsy 1-
о^
1,13
ї.ііій ШЭЛ7Л
■ЗТГ7-------^ЕГ
31
Г I
Г и* в
I
Г Г
//////// у /// у >/
Рис. 1. Результаты развития ПВК личности учащихся 2 курса ПУг: 59 на начало и окончание обучения (выпуск 2007 года)
Л
іа
1C
14
12
1«
А
6
4
2
0
t > ■ ■■ ■
I I
“Г I тт С 1 і тП
!№ I уш Б
ыш
isei 1 wi пво ■ мсі - шх- шш»н.шитивлі»
ЇМ» лип MtH 1Ы11 ;п:?.
1»? mt wi im iw ік-1 иі-иог iwf т> toojjw* !»■ »к wo$ tm :w si?
■ Абситл'л ртиінчл:іь
■ Кіч ігаг-г -«ан ^гліімшеіь
Результаты данной экспериментальной работы были представлены и получили положительную оценку на ученом совете Челябинского ИРПО в 2004, 2007 годах, на Всероссийской научно-практической конференции «Организация и содержание начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» на базе Шадринс-кого государственного педагогического института (2004 г.), Международной конференции «Теоретические и методологические аспекты современного этапа развития образовательно-реабилитационных программ непрерывного образования инвалидов» на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана (2007 г.).
Итогом работы в рамках эксперимента проведена региональная межведомственная конференция по проблеме «Создание единого образовательного пространства для учащихся, имеющих отклонения в умственном и психическом развитии» на базе ПУ-59 (апрель 2008 г.).
Таким образом, вышеназванные педагогические условия нашли свое отражение в рамках экспериментальной работы и полностью реализованы.
М С ■ ifit 7 j4 г-эс.
Z|* *
■ Г fptj-riL'IjMhri'i їй 1|1-гг>2р*1Ьглйш ПЭ rwi
■ Гр-рЩіїфДОі-й ■» ііл-зіп
■ 'КгІГрІаГй I JE^in* Ш,ІІМІ
Лш Г-+.П ■ №ЗЙІ
П Чійіша rJ .1+тЬгги
Г» ль£:пл
Рис. 4. Трудоустройство учащихся ПУ-59
Рис. 3. Итоги успеваемости в спецгруппах ПУ-59
Библиографический список
1. Мухина, B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1992.
2. Гудонис, В.П., Самашонок, К.Л. Особенности адаптации детей и подростков, оставшихся без опеки родителей // Дефектология. 2007. №4.
3. Нелидов, А.Л., Щелина, Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №2.
4. Выпускник на рынке труда: Социологический анализ проблем профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников УНПО Челябинской области / Авт. проекта В.В. Садырин; Авт. колл.: Г.А. Герцог, Л.В. Котовская, Ю.Н. Круглов; ГУ ОиН Челяб. обл., ЧелИРПО. — Челябинск, 2004.
Статья поступила в редакцию 1.07.08.