ство страны или субъекта Российской Федерации имеет серьезные намерения использовать собранную информацию для принятия политических и управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на профессиональное образование. Учебные заведения, добившиеся наилучших результатов, должны иметь право на дополни-
Библиографический список
тельное бюджетное финансирование. В этой связи следует отметить, что, во-первых, оценке должны подвергаться наиболее важные результаты деятельности, во-вторых, показатели оценки должны быть тесно увязаны с инструментарием государственного статистического наблюдения за деятельностью учебных заведений, и в-третьих, они должны исключать субъективизм экспертов.
1. Смирнов, И. П. Экономическая функция профессионального образования [Текст] / И. П. Смирнов. — М. : Агентство «Социальный проект», 2009. — 320 с.
2. Гаськов, В. М. Управление системой профессионального образования [Текст] / В. М. Гась-ков. — М. : ИРПО, 2010. — 284 с.
3. Тодосийчук, А. В. Организационно-экономический механизм формирования и реализации инновационной политики в вузе [Текст] / А. В. Тодосийчук, В. А. Попков. — М. : ИУО РАО, 2010. — 176 с.
4. Манушин, А. Теория и практика оценки результатов деятельности учреждений профессионального образования [Текст] / А. Манушин, Л. А. Яновская, Т. Г. Коршикова ; под ред. А. В. Тодосийчука. — М. : НИИРПО, 2009. — 105 с.
УДК 377 Л. А. Боровинская, директор
Профессионального училища № 107, Челябинская обл., с. Уйское, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА № 107 С. УЙСКОЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье обобщен опыт работы Профессионального училища № 107 с. Уйское Челябинской области по организации непрерывного профессионального образования при подготовке кадров для села с учетом новых социально-экономических условий функционирования системы НПО-СПО.
Ключевые слова: непрерывное образование, кластер, компетентность, квалификация.
Исторически Россия всегда была сильна своим сельским хозяйством. Многие современные политики связывают возрождение экономического потенциала России с интенсивным развитием сельскохозяйственного производства. Сегодня сельскохозяйственные предприятия испытывают недостаток молодых кадров. Создалась парадоксальная ситуация, когда в российской провинции сельская безработица соседствует с дефицитом специалистов массовых сельских профессий, то есть тех, кто может работать на высокопроизводительной технике, на комбайнах, где компьютеризированы техно-
логические процессы, где действует прогрессивная система ГЛОНАСС. Во время высоких технологий сельский труженик остался в стороне. Работодатели пошли по пути интенсификации сельскохозяйственного производства, внедрения современных технологий и новых систем машин (Dgen-dir и т. п.), позволяющих увеличить норму выработки на механизатора до 1000 га вместо существующих 50 га. В результате этого производительность труда вырастает в 20 раз. Более высокими становятся требования к квалификации и образованию рабочего. Рядовой механизатор не сможет с помощью краткос-
рочных курсов освоить технику и технологию современных комплексов. Проблема заключается в том, что у рабочих наблюдается недостаток образования, а у специалистов среднего звена отсутствует опыт работы даже на машинах категории «С, Б». Выход из сложившейся ситуации представляется в осознании необходимости готовить высококвалифицированных рабочих через систему непрерывного обучения не ниже среднего специального, способных к самообразованию и ускоренной специализации.
Решение этой задачи осложняется из-за устаревшей материально-технической базы и отсутствия комплексного методического обеспечения многих учебных заведений. Рассмотрим локальный пример. Территориально производственное партнерство с СХП «Уйское» и СХП «Филимоновское» позволяет училищу № 107 частично решать эту проблему через организацию практик на современных машинах. Кластерная политика позволила бы в полной мере учитывать и удовлетворять новые и постоянно меняющиеся запросы работодателей. Так, подготовленный рабочий в агрохолдинге по узкой специальности при самом большом желании не сможет работать по другим направлениям, так как базовых знаний в области растениеводства и механизации у него нет. Во всех организациях востребованы люди с фундаментальной, «сквозной», единой аграрной профессией, по-настоящему квалифицированные рабочие.
В АПК существует реальная многоуклад-ность: крупные агрохолдинги, сельскохозяйственные предприятия, семейные фермы. Из всех укладов фермерский развивается наиболее динамично. В итоге «за 10 лет темпы роста производства в фермерском секторе в 4,3 раза выше, чем в среднем по АПК» [1; 2]. Фермеры мотивированы на развитие производства, собственного хозяйства. И в этом состоит глубинная связь крестьянских интересов и национальных интересов России. Фермерство — это высокая личная и общественная культура. Фермериза-ция представляет собой длительный, эволюционный процесс, когда из поколения в поколение передаются нравственные традиции, умение обращаться с землей и техникой.
В нашем районе сложилась ситуация, когда предприятия АПК работают на современном оборудовании, используют новые современные технологии и нуждаются в высококвалифицированных специалистах и рабочих. Училище осуществляет подготовку для села по трем профессиям: «Хозяйка усадьбы», «Управляющий усадьбой», «Тракторист — машинист сельско-
хозяйственного производства». Мы обеспечиваем кадрами 35 населенных пунктов нашего района и пограничные села других районов. Уйский район располагается в центре области, равноудален от мегаполисов Челябинска и Магнитогорска (170 км), практически не имеет разведанных запасов полезных ископаемых, что обуславливает основной вид деятельности — производство сельскохозяйственной продукции. Из 16 тысяч работающих в районе около 10 тысяч заняты в личном подсобном хозяйстве, которое для многих является основным источником дохода. В районе имеется 1432 трактора, из которых 626 находятся в личном подсобном хозяйстве. Исходя из средней продолжительности работы в качестве механизатора — 20 лет, для простого воспроизводства числа трактористов необходимо ежегодно готовить 72-75 специалистов, в том числе для личного подсобного хозяйства — 25-30, без учета миграции механизаторов в город.
Важнейшей особенностью сельского хозяйства является широта охвата территории. Производство ведется на больших площадях, на многочисленных участках, часто удаленных друг от друга на десятки километров, что осложняет контроль, требует большого количества транспортных средств, а самое главное — на разных участках ввиду почвенных различий не может применяться одинаковая технология. В период сельскохозяйственных работ тракторист использует от 40 до 50 самоходных, прицепных и навесных машин и орудий. Это требует формирования у рабочих данной профессии более широкого набора общих и профессиональных компетенций. Разработчиками ФГОС последнего поколения начального профессионального образования по профессии 110800.02 «Тракторист — машинист сельскохозяйственного производства» это учтено при формировании структуры основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) НПО. В данной структуре предусмотрена преемственность с примерными программами подготовки трактористов-машинистов, заложены необходимые требования по изучению технологии механизированных работ в сельском хозяйстве, предусмотрено изучение комплекса сельскохозяйственных машин (в дополнение к программам подготовки трактористов-машинистов), но при этом времени на освоение основной профессиональной образовательной программы заложено недостаточно. Так, для освоения профессиональных модулей заложено всего 340 часов обязательных учебных занятий, тогда
как согласно примерным программам подготовки трактористов-машинистов категории «С, Е, Б» на изучение дисциплин «Устройство», «ТО и ремонт», «Технология уборки» необходимо 400 часов. Также обучающиеся по профессии «Тракторист — машинист сельскохозяйственного производства» должны изучить весь набор используемых сельскохозяйственных машин и освоить междисциплинарный курс «Технология механизированных работ в сельском хозяйстве». Кроме того, в отличие от автомобильного транспорта, где сложилась и прекрасно работает сеть автосервисов, в сельском хозяйстве отсутствует сеть сервисных предприятий. Поэтому механизатор вынужден сам ремонтировать и обслуживать используемую им технику. А это также требует более высокой квалификации работников. Так, например, по технологическим картам технического обслуживания весь перечень работ выполняется трактористом. Мастер-наладчик выполняет только работы 5-го и 6-го разрядов, поэтому тракторист-машинист должен быть слесарем 4-го разряда. Все это диктует необходимость увеличения срока освоения ОПОП по данной профессии с 10 месяцев до 1 года 10 месяцев. Сложная современная сельскохозяйственная техника требует от обучающегося владения набором профессиональных компетенций более высокого уровня.
Современный сельскохозяйственный рабочий — это профессионал, владеющий проектировочными умениями для моделирования любой ситуации, которая может произойти с ним как в профессиональной, так и в личной деятельности. Таким образом, конкурентоспособный специалист — это личность, обладающая гибким мышлением, готовая к постоянному профессиональному росту, способная проектировать свою деятельность и в знакомых, и в нестандартных условиях. Поэтому нами было принято решение о развитии инновационной деятельности и в плане формирования проектировочных умений обучающихся в процессе учебной деятельности. Наша инициатива была поддержана Министерством образования и науки Челябинской области, и 26 декабря 2011 г. был издан приказ № 01-2155 об открытии областной экспериментальной площадки на базе ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 107» по теме «Формирование проектировочных умений обучающихся в процессе учебной деятельности».
На проведенных Комитетом Государственной думы 9 ноября 2010 г. парламентских слушаниях на тему «Образование и повышение
квалификации в аграрной сфере: проблемы, тенденции, перспективы» их участники отметили следующее: «... Повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса невозможно без развития ресурсного потенциала. Одной из важнейших составляющих ресурсного потенциала агропромышленного комплекса является кадровый потенциал». Правительству РФ было рекомендовано: «.продолжить работу по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственному производству в части совершенствования системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства и улучшения кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса страны; содействовать созданию условий по внедрению инновационных технологий в агропромышленный комплекс на базе существующих образовательных учреждений и сельхозпредприятий.». Рекомендации были даны и образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а именно: «Принять дополнительные меры, направленные на повышение качества подготовки выпускников и на создание системы непрерывного профессионального образования.» [3]. Таким образом, обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами, проведение научных исследований по приоритетным направлениям сельскохозяйственного производства и существенное обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы аграрных учреждений профессионального образования является приоритетной задачей как Правительства Российской Федерации, так и самих образовательных учреждений.
Проведенный анализ психолого-педагогических источников и многолетний опыт работы в сфере образования позволяет сформулировать существующие противоречия между новыми тенденциями развития общества — ростом значимости человека в различных сферах общественной жизни, в производстве, экономике, превращением системы образования в базис общественного развития, вхождением человека в техническую эпоху, стремлением к охвату системой образования все более длительного отрезка жизни человека — и отсутствием теоретически обоснованной и практически разработанной модели подготовки квалифицированных специалистов современного высокотехнологичного аграрного производства, которая была бы построена на принципах системного подхода, ориентированного на постоянное развитие потребностей общества. В связи с этим возникла
идея разработки и внедрения в педагогическую практику модели непрерывной профессиональной подготовки специалистов аграрного профиля в системе НПО-СПО через дополнительные образовательные услуги. Идея непрерывного профессионального образования заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни.
По оценкам экспертов, в начале XX в. обновление знаний происходило каждые 20-30 лет, и общество в лице одного поколения не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня знания обновляются ежегодно на 15 %, т. е. каждые шесть лет. Саммит Европейского совета, проходивший в Лиссабоне в марте 2000 г., отметил, что особенностью европейского общества является его ориентированность на знания и что успешный переход к экономике и обществу, базирующихся на знаниях, должен сопровождаться переходом к концепции обучения в течение всей жизни [4]. Концепция непрерывного профессионального развития нашла отражение в документах ООН, организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО и Совета Европы. Центральная идея документов — создание последовательных стратегий для обеспечения образовательных и обучающих возможностей для всех людей на протяжении всей жизни. Рекомендация № 195 Международной организации труда (МОТ) 2004 г. [5] ввела в международную практику следующие важные понятия. «Непрерывное обучение» — учебная деятельность, предпринимаемая в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации. «Компетентность» — знания, навыки и производственный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях. «Квалификация» — официальное выражение теоретических и профессиональных навыков работы, которые признаются на международном, национальном и отраслевом уровне. «Потенциал к трудоустройству» — уровень универсальных компетентности и квалификации, которые усиливают потенциал человека в использовании предоставляемых образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и на различных рабочих местах, а также для преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда.
Выдающийся чешский педагог Я. А. Ко-менский в XVII в. теоретически обосновал систему непрерывного образования, положив
в основу возрастающую периодизацию. Но в полной мере становление и развитие идей непрерывного образования относится к середине XX в. Начало исследований по этой проблеме в отечественнойнауке связано сразработками, проводимыми педагогами и психологами Б. Г. Ананьевым, С. Я. Батышевым, А. П. Беляевой, К. Я. Вазиной, А. А. Вербицким, А. М. Верзилиным, С. Г. Вершловским, В. С. Ледневым, А. Я. Най-ном, А. М. Новиковым, Е. В. Ткаченко и др. В новых социально-экономических условиях при активизации процессов регионализации и интеграции образовательных учреждений профессионального образования необходима разработка эффективной современной сети НПО-СПО, а также разработка и апробация организационно-экономической модели образовательного учреждения, реализующего образовательные программы различных уровней, приведение образовательных услуг в соответствие с возрастающими требованиями к организации образовательного процесса, к качеству реализуемой образовательной услуги, к сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда с учетом складывающихся демографических тенденций, к повышению доступности качественного образования для различных категорий населения.
Профессиональное училище № 107 с 2008 г. работает в режиме эксперимента по созданию и реализации модели непрерывной профессиональной подготовки специалистов аграрного профиля в системе НПО-СПО через дополнительные образовательные услуги. Эксперимент осуществляется на основании программы исследования, нормативно-правовой базы в тесном сотрудничестве с Уральской государственной академией ветеринарной медицины, а именно с ее структурным подразделением — Троицким аграрным техникумом (ТАТ УГАВМ), и с Челябинским институтом развития профессионального образования (ЧИРПО). Исследования, проведенные в ПУ № 107 по теме эксперимента, выявили существенные характеристики данной идеи: доступность во времени и пространстве; понимание личностью себя и окружающей среды; значение социальной роли человека в процессе трудовой и общественной деятельности; переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Для того чтобы уверенно «войти» в эксперимент, необходимо было определить готовность педагогических работников к экспериментальной деятельности. Проведенный анализ анкетирования по-
казал, что: 1) педагогов увлекает поиск путей совершенствования образовательного процесса (90 %); 2) по их мнению, сотрудничество с Троицким техникумом поднимет престиж училища (80 %); 3) коллектив видит максимальную самореализацию через применение инновационной педагогической деятельности (95 %). Целью эксперимента является теоретическая разработка, создание и экспериментальная проверка модели непрерывной профессиональной подготовки специалистов аграрного профиля в системе НПО-СПО через дополнительные образовательные услуги. Реализация этой модели позволяет создать единое образовательное пространство, в котором личность найдет высший смысл пребывания в образовательной системе, сможет осуществить максимальное развитие способностей и сформировать основы культурного поведения в жизни.
Объектом исследования является социально-педагогическая система дополнительных образовательных услуг для подготовки специалистов аграрного профиля на основе интеграции образовательных программ в системе НПО-СПО; предметом исследования — процесс непрерывного профессионального образования через дополнительные образовательные услуги. В основу исследования положена гипотеза, основанная на том, что в результате реализации модели непрерывной подготовки через дополнительные образовательные услуги формируется потребность в дальнейшем профессиональном образовании по профилю специальности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) разработка модели непрерывной профессиональной подготовки обучающихся, обладающих ключевыми компетенциями для саморазвития и самосовершенствования в профессиональной деятельности;
2) выявление социально-педагогических условий, необходимых для создания единого образовательного пространства в системе НПО-СПО;
3) обоснование комплекса дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих преемственность между ступенями начального и среднего профессионального образования.
Созданная нами модель представляет собой систему взаимосвязанных компонентов непрерывной профессиональной подготовки специалистов аграрного профиля в системе НПО-СПО через дополнительные образовательные услуги и включает целевой блок, блок образовательных технологий, блок ресурсов, блок мониторинга, блок управления, блок результата.
Целевой блок включает в себя цели деятельности образовательного учреждения, социальный заказ общества, требования работодателей, образовательные цели личности, а также государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования. В блоке управления описана организационно-управленческая структура двух образовательных учреждений — ПУ № 107 и ТАТ УГАВМ. Ресурсный блок включает описание кадрового ресурса (руководители образовательных учреждений, входящих в состав интегрированного образовательного учреждения, руководители структурных подразделений, преподаватели, кураторы учебных групп, психологи, научные работники, студенты и обучающиеся и т. д.); описание нормативного ресурса (федеральные, областные, отраслевые нормативные акты локального характера); описание материально-технического ресурса (материально-техническая база образовательных учреждений и др.); описание научно-методического ресурса (образовательные технологии, диагностический аппарат и др.); описание социального ресурса (развитие социального партнерства в осуществлении образовательной деятельности: учебный процесс, воспитательный процесс, организация практического обучения, повышение квалификации педагогических коллективов, реализация научной, научно-методической, научно-исследовательской деятельности).
Блок содержания и результатов модели непрерывной профессиональной подготовки содержит описание профессий, получаемых выпускниками ПУ № 107 и ТАТ УГАВМ, а также отражает связь между этими профессиями и траекторию профессионального развития выпускников этих двух образовательных учреждений. Блок мониторинга включает системы контроля знаний (контрольные работы, контрольные срезы, тесты, зачеты, экзамены); привлечение работодателей к оценке уровня подготовки специалистов (анкетирование, опросы); мониторинг состояния системы подготовки специалистов.
Подводя итоги разработки модели непрерывного профессионального образования, необходимо отметить следующее. Предлагаемая нами модель фиксирует ряд общих и существенных характеристик для эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования в условиях непрерывного образовательного пространства. Данная модель построена на единстве и взаимосвязи составляющих ее компонентов: целей, содержания, форм и методов взаимодействия преподавателей
и обучающихся, описания этапов, полученного результата. Реализация модели имеет своей целью формирование у обучающихся мотивов, знаний, умений, необходимых для осуществления познавательной деятельности.
В основу реализации модели непрерывной профессиональной подготовки специалистов аграрного профиля в системе НПО-СПО через дополнительные образовательные услуги положены следующие принципы:
- преемственность — согласование образовательных программ, учебных планов;
- интенсивность — сокращение времени на подготовку специалиста;
- принцип социального партнерства.
Предлагаемая нами модель непрерывного
профессионального образования позволяет достигнуть следующих результатов:
- организовать единое образовательное пространство, не нарушая ведомственной принадлежности образовательных учреждений, сохраняя их унитарность и возможность функционировать самостоятельно на рынке образовательных услуг;
- максимально эффективно формировать связи социального партнерства, ориентируясь в том числе и на потребности работодателей;
- обеспечить социальную защищенность обучающихся, предлагая им различные варианты траекторий профессионального образования.
Реализация модели непрерывного профессионального образования имеет конкретные результаты:
1) произошли изменения в системе управления: а) создан координационный совет экспериментальной деятельности, в котором четко выделены функции его участников — представителей учебных заведений, работодателей, других социальных партнеров; б) создана служба содействия трудоустройству выпускников; в) введены дополнительные функции действующих структурных подразделений; г) изменены локальные нормативные акты, вводящие в действие различные компоненты модели; д) осуществляется планирование совместной деятельности педагогических коллективов и коллективов обучающихся образовательных учреждений;
2) произошли изменения в системе подготовки кадров;
3) в условиях интеграции на теоретическом уровне разработана и апробирована система непрерывного профессионального образования, которая позволяет реализовать образовательные программы от школы до вуза;
4) разработаны и внедрены в практику образовательные траектории, которые позволят изменить уровень профессионального образования на более высокий, изменить профиль деятельности (например, с технического на экономический), совершенствовать имеющийся уровень образования (через систему дополнительных образовательных услуг);
5) пересмотрены требования к результатам освоения образовательных программ (перечни общих и профессиональных компетенций);
6) определены подходы, разработан алгоритм формирования содержания непрерывного профессионального образования;
7) разработана дополнительная профессиональная образовательная программа по профессии «Тракторист — машинист сельскохозяйственного производства», которая обеспечивает возможность перехода обучающихся в системе начального профессионального образования на уровень среднего профессионального образования по специальности «Механизация сельского хозяйства», формирование содержания которой осуществлялось на основе преемственности содержания начального и среднего профессионального образования.
Таким образом, профессия «Тракторист — машинист сельскохозяйственного производства» является первой ступенью стандарта СПО. Учитывая сезонность сельскохозяйственных работ, обучить качественно рабочим профессиям сельскохозяйственного профиля в городских техникумах, колледжах невозможно. Для этого требуется более тесное взаимодействие с сельскохозяйственными товаропроизводителями, чтобы организовать практическое обучение на современных машинах, оборудовании. Управление сельского хозяйства Уйского муниципального района — это главный заказчик и координатор образовательных услуг. Управлением заявлен текущий и перспективный прогноз потребности в квалифицированных кадрах специалистов и рабочих на период 2011-2015 гг. Главными социальными партнерами являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства.
Таким образом, требования времени диктуют изменения содержания образования и интеграцию с учреждениями более высокого уровня. Изменение содержания основано на предлагаемых Федеральным государственными образовательным стандартом общих и профессиональных компетенциях, а также
профессионально-функциональных требованиях, выдвигаемых работодателями. При участии работодателей реализуются краткосрочные программы профессиональной подготовки; определяются перспективы подготовки и повышения квалификации рабочих; введены специальности, востребованные на рынке труда: «Делопроизводитель», «Бухгалтер», «Тракторист категории "Д"», «Управляющий сельской усадьбы»; заключены договоры о целевой подготовке специалистов; пересмотрены договоры об организации производственной практики, о совместном использовании производственного и учебного оборудования; разработано и апробировано новое научно-методическое обеспечение реализации дополнительного профессионального образования; апробируются информационно-коммуникационные технологии; используются новые технологии контроля качества подготовки специалистов (решение нестандартных ситуаций, междисциплинарное тестирование).
Реализация модели позволила получить новое качество кадрового потенциала. Произошло повышение квалификации педагогических кадров по ключевым направлениям эксперимента по формированию модели интегрированного образовательного учреждения через методические семинары и совещания, целевые курсы в ЧИРПО, мастер-классы практикующих работников и др., привлечение работников предприятий к контролю знаний обучающихся. Удовлетворяются социальные потребности населения в профессиональном образовании в части сокращения сроков освоения образовательных программ СПО на базе НПО; получения двух-трех рабочих профессий без увеличения сроков обучения; возможности изменения профиля подготовки для освоения программ СПО; в части социальной защищенности (передвижение в образовательном пространстве учреждения с учетом способностей обучающихся, финансовых возможностей и др.). Появилось больше возможностей для трудоустройства выпускников после получения образования за счет расширения их профессиональных компетенций.
Для нашего исследования научный интерес представляет такая составляющая модели непрерывной профессиональной подготовки специалистов аграрного профиля, как компетентность. Так как меняется технология в сельскохозяйственном производстве, необходим рабочий широкой специализации, а не операционист, над которым стоят несколько специалистов. Умение ставить задачи, находить решение, развиваться в соответствии с динамикой меняю-
щихся производственных процессов — вот задачи выпускника НПО-СПО. И только интеграция НПО и СПО сможет подготовить компетентного профессионала, который будет уважать себя и иметь достойный уровень жизни.
Применяемая сегодня в городе методика переучивания инженера на рабочие профессии для нас неприемлема, поскольку выпускники, получившие высшее образование, в село не возвращаются в связи с депрессивностью отрасли. На базе Профессионального училища № 107 в ноябре 2011 г. прошло заседание Экспертного совета Министерства образования и науки Челябинской области, на котором были представлены промежуточные результаты деятельности экспериментальной площадки ПУ-107. В проекте решения заседания Экспертного совета было дано положительное заключение по ведению экспериментальной деятельности в училище. Качественное изменение системы и содержания начального и среднего профессионального образования, интеграция уровней профессионального образования при подготовке специалистов агропромышленного сектора позволяет выпускать квалифицированные рабочие кадры специалистов среднего звена и создавать оптимальные условия для профессионального образования и развития личности.
Одним из путей решения задачи повышения качества образования и является создание системы непрерывного образования. Преемственность в нашем эксперименте играет главную роль, совершенно несравнимую с формальной профориентацией. Практика последних лет показывает, что обучающиеся НПО — это будущие студенты СПО, которые продолжают обучение после армии по заочной форме и работают по специальности, очень часто приглашаются на должности специалистов среднего звена. Предложенная система обучения позволяет не только выпускать высококвалифицированные кадры, но и вернуть их в село.
Итак, целью подготовки выпускников ПУ-107 и ТАТ УГАВМ является качественное изменение непрерывной профессиональной подготовки специалистов для АПК, соответствующее социальному заказу общества, стандарту общего образования, ГОС НПО и СПО, которое обеспечивает успешную социализацию выпускников, вхождение их в профессию, а также подготовку конкурентоспособной личности, востребованной на современном рынке труда, получившей качественное среднее профессиональное образование через дополнительные образовательные услуги.
Библиографический список
1. Плотников, В. Фермерство в России состоялось. Однако... [Текст] / В. Плотников // Сельский механизатор. — 2011.— № 5. — С. 3-5.
2. Крестьяне спрашивают. В. Путин отвечает [Текст] // Сельский механизатор. — 2011. — № 4. — С. 5-19.
3. Образование и повышение квалификации в аграрной сфере : Проблемы, тенденции, перспективы : парламентские слушания 9 нояб. 2010 г. / Комитет Государственной думы [ Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124052054055. Мт1.
4. Многоуровневая непрерывная система подготовки кадров для аграрного сектора производства в академическом комплексе Уральской государственной академии ветеринарной медицины [Текст] / В. Н. Лазаренко, А. И. Кузнецов и др. ; под ред. В. Н. Лазаренко. — Троицк, 2006. — 132 с.
5. О развитии людских ресурсов : Образование, подготовка кадров и непрерывное обучение [Электронный ресурс] // Инструктивно-методические материалы и рекомендации МОТ. Рекомендация МОТ № 195 (Женева, 2004). — Режим доступа : http://www.conventions.ru/view_ base.php?id=626.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2011. — 208 с.
7. Беляева, А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого профессионального образования [Текст] / А. П. Беляева. — СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 2002.
8. Вазина, К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства : Концепция, опыт [Текст] / К. Я. Вазина. — Челябинск, 2007. — 242 с.
9. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых : Современные модели обучения : ст. 3 [Текст] / А. А. Вербицкий // Новые знания. — 2002. — № 4.
10. Вершловский, С. Г. От образования взрослых к непрерывному образованию : Взрослый как субъект образования [Текст] / С. Г. Вершловский // Педагогика. — 2003. — № 8.
11. Непрерывное образование как социальный фактор [Текст] / науч. ред. : Н. А. Лобанов, В.Н.Скворцова. — М. : Наука, 2006.
12. Смирнов, И. П. Экономическая функция профессионального образования / И. П. Смирнов. — М. : Социальный проект, 2007. — 320 с.
13. Ткаченко, Е. В. Профориентация и проблемы занятости молодежи / Е. В. Ткаченко. — Омск, 2004.
14. Российская Федерация. Законы. Об образовании : Федер. закон № 3266-1 [принят Гос. Думой 10.07.1992 г. ; с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ] // КонсультантПлюс.
УДК 377.111.3
Л. В. Котовская, первый проректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), доц., канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье раскрываются особенности управления качеством профессиональной подготовки обучающихся в рамках образовательно-производственного кластера. Кроме этого, анализируется уже имеющийся в Челябинской области опыт независимой оценки профессиональных компетенций выпускников учреждений начального, среднего профессионального образования и определяются перспективы решения этой актуальной проблемы.
Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования, кластер, образовательно-производственный кластер, социальное партнерство, сертификация, управление, инновационная экономика.