УДК/ UDC: 377 в. В. Зикратов,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционноразвивающего и специального образования КГОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», г. Барнаул, Россия, [email protected];
Л. Н. Макарова,
воспитатель КГОУ НПО «Профессиональное училище № 16», г. Барнаул, Россия, [email protected]
Viktor Zikratov,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Chair of the Developing and Special Education of the Altay Regional Institute of Continuing Education, Barnaul, Russia, [email protected];
Larisa Makarova,
educator at the Professional School № 16, Barnaul, Russia, [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO DISABLED CHILDREN IN VOCATIONAL SCHOOLS
В статье представлена технология организации социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов в условиях профессионального училища, а также выделены проблемы, связанные с ее организацией.
The article presents the approach to social and pedagogical support to disabled children in vocational schools as well as some problems of its arrangement.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная интеграция.
Keywords: disabled children, social-psychological-pedagogical support, professional integration.
По наблюдениям ученых в области образования, психологии, дефектологии отмечается тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья. Около тысячи детей с ограниченными возможностями обучаются в 12 учреждениях начального профессионального образования, 35
средне-специальных учебных заведениях по 15 профессиям в Алтайском крае [5].
Качество человеческих ресурсов в обществе зависит не только от качества учебной подготовки, но и от накопленного личностью социального опыта, социальной компетентности. Социальную компетентность можно развивать, если расширить доступ социально-уязвимым группам населения к социальным благам и престижным каналам социализации, тем самым предотвращая их маргинализацию. Одной из важных проблем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Причины социального ущемления этой категории детей не ограничиваются рамками школы. В том же направлении работают и современные российские соци-
ологи, которые выявили преемственность и трансляцию посредством образовательной системы тех социально-классовых различий, которые существуют вне образования. Дети-инвалиды, являясь полноправными гражданами Российской Федерации, защищены в своих правах Конституцией, законами РФ и федеральными законами, а также правовыми актами субъектов РФ [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13]. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, они имеют определённый статус и права, среди которых право на образование как в общеобразовательной специализированной школе, так и в системе профессионального образования среди обычных детей [4]. Инклюзивное образование предполагает включение таких детей в образовательную и социальную жизнь. В последнее время данный вопрос становится более актуальным в системе профобразования.
Согласно терминологии инвалид - это лицо с ограниченными возможностями здоровья или «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» [14]. Современная специальная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребёнка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека [11].
В настоящее время отмечается слабая подготовленность педагогов к работе с данным контингентом детей. Основная цель
- создать условия для успешной социализации обучающихся, полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Другими словами
- создать максимально благоприятные условия для успешной социализации данной категории детей в современном обществе.
Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение профессиональной интеграции в деятельности педагогических работников ОУ с данной категорией детей;
- обеспечение доступности образования для всех, доступа к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьер-ной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Работа воспитателя направлена на организацию совместной деятельности детей с ограниченными возможностями и детей с обычными возможностями. При этом воспитателем могут использоваться различные способы включения: 1) принимать обучающихся с инвалидностью как любых других детей в группе; 2) включать их в одинаковые виды деятельности; 3) вовлекать обучающихся в групповое решение задач; 4) использовать и другие стратегии коллективного участия-игры, совместные проекты, совместные мероприятия и т. д.
Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяют роль воспитателя, который вовлекается в разнообразные интеракции с обучающимися, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступает в контакты с общественностью вне образовательного учреждения. Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социально- и психо-лого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей-специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать обеспечению доступности образования для данной категории детей.
Одним из вариантов комплексного со-
циально-психолого-педагогического со-
провождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального училища является профессиональная интеграция специалистов. Под профессиональной интеграцией нами понимается взаимодействие различных специалистов (педагога-психолога, социального педагога, воспитателя, мастера производственного обучения и т. д.) для разработки комплексной программы индивидуального социально-психолого-педаго-гического сопровождения, обучения ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Основу для этой интеграции создает приказ Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [10].
Через совместную работу педагога-пси-холога, воспитателя, социального педагога, тренера-преподавателя можно добиться успешной адаптации детей с особыми нуждами среди сверстников. Каждому специалисту отводится своё поле профессиональной деятельности, например: социальный педагог - ведение базы данных по этой категории детей, участие в разработке программ коррекционной работы, тесная работа с родителями (лицами их заменяющими); педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности подростков, координирует их дальнейшую деятельность, консультирует обучающихся по интересующим их вопросам, определяет факторы для дальнейшего развития личности, организует и проводит психокоррекционные занятия с детьми с ОВ и педагогическими работниками; воспитатель содействует созданию условий для полноценного проживания и обучения, способствует формированию и росту личностной мотивации обучающихся, создаёт благоприятную микросреду и моральнопсихологический климат для каждого обучающегося, разрабатывает совместно со специалистами и реализует программы индивидуального сопровождения детей с ОВ; тренер-преподаватель способствует выявлению индивидуальных способностей у обу-
чающихся с ОВ к различным видам спорта, дальнейшему развитию этих способностей для достижения определённого результата.
Опираясь на идеи педагогической поддержки учащихся в образовательном процессе, мы выделили основные этапы ее реализации в условиях профессионального училища.
Первый этап - диагностико-анали-тический. Цель: получение комплексной информации о данной категории детей, обучающихся в данном ОУ. Основная задача воспитателя заключается изучение социально-бытовых условий обучающихся ОУ, проживающих в общежитии, выявление дисфункциональных семей; составление социального паспорта группы. Содержание деятельности направлено на выявление дисфункциональных семей, изучение жилищно-бытовых условий обучающихся, составление паспорта группы и т. д. Инструментарием являются личные дела обучающихся, медицинские карты, социальный паспорт группы и т. д. Ожидаемый результат: обобщенная информация по детям-инвалидам, обучающимся в ОУ, а также информация для разработки программы коррекционной работы (программы индивидуального социально-психологопедагогического сопровождения) ребенка.
Второй этап - деятельностно-практический. Цель: интеграция функциональных обязанностей специалистов группы поддержки в разработке и реализации программы коррекционной работы (программы индивидуального социально-психологопедагогического сопровождения) ребёнка. При этом интеграция функционала специалистов происходит не только в работе с обучающимися, но и при организации работы с семьей. Основной задачей воспитателя на этом этапе является оказание педагогической помощи и поддержки в реализации образовательной и воспитательной программы ребенка. Содержание деятельности направлено на организацию учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими пробелы в знаниях по предметам, и системы консультаций для них; проведение диагностических процедур как индивидуально, так и в группе; организацию взаимодействия с
семьей по вопросам воспитания, посещаемости и успеваемости детей. Инструментарий: журнал диагностики воспитательного процесса в группе, общежитии; дневник педагогических наблюдений, дневник индивидуального сопровождения. Ожидаемый результат: повышение успеваемости и посещаемости учебных занятий обучающимися; систематический контроль за детьми данной категории как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей; систематическая работа с семьей по развитию их педагогической компетентности, повышению воспитательного потенциала и воспитанию ответственного родительства.
Третий этап - рефлексивно-оценочный. На данном этапе дважды в год всеми участниками обсуждаются результаты реализации программы коррекционной работы (программы индивидуального со-циально-психолого-педагогического сопровождения) детей-инвалидов, определяются перспективы дальнейшего сопровождения семьи и ребенка, обосновывается необходимость углубленной социально-педагогической диагностики.
Данные примерные этапы позволяют организовать комплексное социально-педагогическое-сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей специалистами группы поддержки (классный руководитель, мастер п/о, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог), процессов их успешной интеграции в общество, ресоциализации ребенка и семьи через организацию социального воспитания, социального партнерства с семьей и т. д.
Анализ практики позволяет выделить ряд проблем, возникающих при организации социально-психолого-педагогического сопровождения детей данной группы:
- низкий уровень профессиональной подготовки педагогических кадров к работе с детьми-инвалидами (незнание психо-лого-педагогических особенностей данной категории детей, низкий уровень профессиональных взаимодействий в организации социально-педагогического сопровождения их в образовательном пространстве);
- отсутствие координации деятельности
со стороны администрации ОУ работы с детьми-инвалидами в связи с недостаточностью данного опыта;
- неготовность педагогических работников к гармонизации взаимоотношений и профилактики конфликтных ситуаций в подростковой среде (предупреждение негативного отношения сверстников к данной категории детей, своевременная подготовка подростков к совместному обучению и проживанию с детьми с особыми нуждами);
- дефицит информации медицинского плана, отсутствие документации по заболеваниям;
- установление тесных контактов с родителями (отказ от активных взаимодействий, закрытость со стороны родителей);
- установление контактов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети приходят «закрытыми», и необходимо время, чтобы они начали доверять специалистам, работающим с ними);
- смешанный состав, так как одни и те же дети являются и сиротами, и детьми с особыми нуждами (сложности психологического плана, установление контакта).
Сложность работы в детьми данной категории заключается в том, что требуется не только индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и хорошая психологическая подготовка педагога к работе с ними. Главное, в работе показать, что данная категория детей ничем не отличается от своих сверстников, что они могут проявить себя в определённом направлении и достичь результатов в общественной, культурной или в спортивной жизни.
Одним из средств профессиональной интеграции специалистов образовательного учреждения в процессе социально-пси-холого-педагогического сопровождения и реализации педагогической поддержки обучающихся является дневник индивидуального сопровождения (далее - дневник). Кратко охарактеризуем его.
Дневник является внутренним документом образовательного учреждения и предназначен только для служебного пользования. Дневник - это элемент информационного обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании обучаю-
щегося. Он служит для фиксации и предварительного анализа сведений, необходимых для организации целенаправленной и эффективной помощи воспитаннику в его учебной деятельности и социальной адаптации.
Ответственным за ведение дневника является воспитатель (мастер п/о - производственного обучения). Он вносит в дневник первичную информацию, уточняет и дополняет её в дальнейшем. При необходимости обращается к специалистам и администрации. Отвечает за своевременность, точность и полноту вносимых сведений.
Контроль над ведением дневника осуществляет один из заместителей директора учебного заведения по УВР (учебно-воспитательной работе), а также он оказывает полное содействие воспитателю в сборе данных и контактах со специалистами.
Педагоги и мастер могут вносить информацию самостоятельно в разделы: «Запись педагогических наблюдений», «Сведения о работе с родителями».
Специалисты могут вносить информацию самостоятельно в разделы: «Запись педагогических наблюдений», «Сведения о работе с родителями» и «Рекомендации».
Основное содержание дневника представлено такими разделами, как:
• Сведения социального характера (данные о ребенке, его семье, жилищно-бытовых условиях и т. д.).
• Медицинские данные (общие данные о состоянии здоровья, данные заключения ПМПК).
• Психолого-педагогическая информация (результаты диагностики по годам обучения, данные об уровне развития высших психических функций и т. д.).
• Запись педагогических наблюдений. Информация вносится воспитателем или мастером п/о, который наблюдал или участвовал в описываемой ситуации. Записываются только значимые с педагогической точки зрения сведения, наблюдения. Обязательно отмечаются участия в мероприятиях, спортивных секциях, культурной жизни училища. Большее внимание отводится адаптации в коллективе сверстников).
• Рекомендации. Данный раздел мо-
жет заполняться воспитателем, мастером п/о после консультации со специалистом или после проведения психолого-педаго-гического консилиума, или специалистом, давшим рекомендацию. В содержании рекомендации указывается повод к её внесению (в результате тестирования, обследования, консультирования), уточняется причина.
• Сведения о работе с родителями (данные вносятся воспитателем, мастером п/о или тем, кто осуществлял контакт с родителями, в форме оценочного описания).
• Характеристика обучающегося в начале и в конце обучения пишется мастером п/о и воспитателем (с места жительства) ежегодно в произвольной форме. В содержании отражаются: состояние физического развития (соответствие возрастной форме); особенности поведения и общения (с ровесниками, взрослыми, родителями); усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой; интересы и увлечения.
• методические рекомендации по ведению дневника раскрывают содержание и способы фиксации разнообразной информации о воспитанниках, требующих организации социально-психолого-педагогиче-ского сопровождения.
1. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании».
2. Закон Алтайского края № 54-3С от 03.12.2004 «Об образовании в Алтайском крае».
3. Конвенция ООН от 24.01.2007 «О правах инвалидов».
4. О реализации детьми с ограниченными возможностями здоровья права на образование / Доклад Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, декабрь 2009.
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-1254 от 30.09.2009 «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов»
6. Постановление Правительства РФ № 965 от 13.08.1996 «О порядке признания граждан инвалидами».
7. Постановление Правительства РФ № 521 от 14.07. 2008. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении Начального профессионального образования».
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 379н от 04.08.2008 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида».
9. Приказ Управления Алтайского края по об-
разованию и делам молодёжи № 2875 от 17.09.2010 «Об утверждении Устава краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессионального училища № 16».
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н от 26.08.2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
11. Специальная педагогика / под ред.
Н. М.Назаровой. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 400 с.
12. Федеральный закон № 181- Ф3 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ».
13. Федеральный закон № 103-ФЗ от 20.07.2000 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
14. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. socpolitika.ru/.
УДК/ UDC: 378.02:372.8;159.9:37.015.3 Г. А. Петрова,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английской филологии Томского государственного университета;
В. Р. Барчугова,
старший преподаватель кафедры английской филологии Томского государственного университета, г. Томск, Россия, [email protected]
Galina Petrova,
PhD in Pedagogics, senior lecturer of the Chair of English Philology at Tomsk State University;
Valentina Barchugova,
senior lecturer of the Chair of English Philology at Tomsk State University, Tomsk, Russia, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FOREIGN COURSES IMPLEMENTATION IN THE INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Эффективное взаимодействие в информационном образовательном пространстве нуждается в определении и разработке педагогических условий. Для предметной области “иностранный язык" формы дистанционного образования должны реализовываться в соответствии с выявленными педагогическими условиями: содержательными, организационными, мотивационными.
Efficient interaction in the informational educational environment requires defining and developing pedagogical conditions. For subject field “foreign language" forms of distance education should be implemented in accordance with revealed pedagogical conditions: content, organizational and motivational.
Ключевые слова: иностранный язык, педагогические условия, компетентностный подход, дистанционное образование.
Keywords: foreign language, pedagogical conditions, competence approach, distance education.
Согласно концепции компетентностно-го подхода, одной из главных задач современного высшего профессионального образования является выявление и реализация в образовательном процессе педагогических условий формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза, которые