Научная статья на тему 'Технология социально-профессионального сопровождения в период первичного трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников интернатных учреждений в условиях профессионального училища'

Технология социально-профессионального сопровождения в период первичного трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников интернатных учреждений в условиях профессионального училища Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
998
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / POST-BOARDING MAINTENANCE OF CHILDREN WITH DISABILITIES / ORPHANED CHILDREN / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зикратов Виктор Викторович, Макарова Лариса Николаевна

Авторы статьи акцентируют внимание на перечне проблем, связанных с организацией постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в условиях профессионального училища. Раскрывается содержание технологии социально-профессионального сопровождения в период первичного трудоустройства детей с ОВЗ и воспитанников интернатных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зикратов Виктор Викторович, Макарова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Social and Professional Maintenance during Primary Job Placement among Disabled Children and Graduates of Residential Care Facilities in a Professional School

The authors of the article emphasize problems connected with the organization of post-boarding maintenance of orphaned children, children left without parental care, children with disabilities in conditions of a professional school. The content of technology of social and professional maintenance during primary job placement of disabled children and graduates of residential care facilities is revealed.

Текст научной работы на тему «Технология социально-профессионального сопровождения в период первичного трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников интернатных учреждений в условиях профессионального училища»

УДК / UDC 377 В.В. Зикратов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

коррекционно-развивающего и специального образования КБГОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», г. Барнаул, Россия, [email protected] Л. Н. Макарова, воспитатель КБГОУ НПО «Профессиональное училище № 16», г. Барнаул, Россия, [email protected]

Viktor Zikratov, PhD in Pedagogics, associate professor of the Chair of the Developing and Special Education at the Altay Institute of Skills Improvement for Educators, Barnaul, Russia, [email protected] Larisa Makarova, educator at the professional school № 16, Barnaul, Russia, [email protected]

технология социально-профессионального сопровождения в

ПЕРИОД ПЕРВИЧНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

возможностями здоровья и воспитанников интернатных

УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИщА

technology of social and professional maintenance during primary job placement among disabled children and graduates of residential care facilities in a professional school

Авторы статьи акцентируют внимание на перечне проблем, связанных с организацией по-стинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в условиях профессионального училища. Раскрывается содержание технологии социально-профессионального сопровождения в период первичного трудоустройства детей с ОВЗ и воспитанников интернатных учреждений.

The authors of the article emphasize problems connected with the organization of post-boarding maintenance of orphaned children, children left without parental care, children with disabilities in conditions of a professional school. The content of technology of social and professional maintenance during primary job placement of disabled children and graduates of residential care facilities is revealed.

Ключевые слова, постинтернатное сопровождение детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация.

Key words, post-boarding maintenance of children with disabilities, orphaned children, children left without parental care; socialization.

В Послании Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 Президент РФ Д. А. Медведев отметил, «Наконец, нам нужны программы со-

циальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей - их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе» [1]. А уже в Послании от 22.12.2011 Д. А. Медведев резюмирует: «Кроме того, во всех регионах необходимо завершить разработку программ социальной адаптации выпускников детских домов. В ряде территорий, напоминаю, это поручение еще не выполнено» [2].

Согласно материалам коллегии, в крае проживает порядка 456,2 тыс. детей, из них 41 тыс. отнесены к категории детей с особыми образовательными потребностями. Вместе с тем отмечается, что «в системе начального, среднего и высшего профессионального образования ведется планомерная работа по созданию условий по обеспечению доступности получения профессионального лицами из числа детей-ин-валидов и детей с ОВЗ, постоянно расширяется перечень профессий». Среди проблем, связанных с получением образования детьми-инвали-дами, которые требуют решения, обозначены:

- совершенствование нормативной базы правовой базы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- недостаточно квалифицированных педагогических кадров, знающих специфику работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

- совершенствование системы допрофесси-онального и дополнительного образования де-тей-инвалидов и детей с ОВЗ [3].

Отметим, что «в 2010 году число выпускников специальных (коррекционных] учреждений для детей с нарушением интеллекта, поступивших в учреждения начального профессионального образования, составило 96,1 %, что на 14,6 % больше, чем в 2009 году; число детей детей-инвалидов (выпускников специальных (коррекционных] учреждений для детей с физическими недостатками], поступивших в вузы и ссузы, составило 48,5 %, примерно соответствует показателю прошлого года». «Профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся, в 2010 году получили 799 человек из числа детей, имеющих особые образовательные потребности. 1553 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучались в 2010 году в учреждениях НПО» [7].

Основной целью процеса постинтернатной адаптации, согласно Семья Г. В., Худенко Е. Д. и др., является «формирование самостоятельной зрелой личности, т. е. личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы: развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер подростка, составляющих основу его индивидуальности»[4]. Потребность в оказании социально-психологической помощи специалистами, решающими проблемы постинтернат-ной адаптации, обуславливается наличием ряда проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться. Самыми актуальными являются:

• проблемы социализации подростка в контексте его жизненной перспективы;

• система работы с родителями замещающих семей, технология мониторинга патроната и наставничества; оптимизация процесса социальной адаптации внутри интернатного учреждения и вне его;

• трудоустройство и другие аспекты социальной защищенности выпускников системы НПО и СПО (детей-сирот, детей с ОВЗ];

• понимание специалистами ОУ сути по-стинтернатной адаптации и технологий постин-тернатного сопровождения [4].

Анализ профессионального опыта работы воспитателя с учащимися данной категории позволяет выделить следующие трудности:

• недостаточный уровень развития мотивационно-ценностных устремлений у данной категории детей, навыков и умений представлять возможные варианты будущего, т. е. слабо сформированная временная трансперспектива

(а у воспитанников интернатных учреждений -это узость и бедность, ситуативность мотивов; ориентация на настоящее и суженная перспектива будущего];

• высокий уровень травмированности подростков, вызванный нарушением деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы как следствие воспитания ребенка в условиях депривации;

• низкий уровень профессиональной готовности специалистов группы сопровождения к проектированию реабилитационного пространства ОУ;

• низкая социально-педагогическая компетентность родителей (лиц их заменяющих] и низкая мотивация к их приобретению для дальнейшего сопровождения детей данной категории;

• нечеткая координация деятельности специалистов группы сопровождения в решении данной проблемы.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений. По мнению А. В. Мудрика, сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Рассматривая эти два сущностных процесса, отметим, что приспособление напрямую связано с процессом встречной активности субъекта и социальной среды, результатом которых является согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Обособление предполагает автономизацию человека в обществе (ценностная, эмоциональная, поведенческая автономизация], в результате чего он становится индивидуальностью. Другими словами, социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления человека в условиях общества [5].

Основные трудности социализации, возникающие у детей с ОВЗ, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

• отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей (либо это негативный опыт];

• ограниченных социальных контактов;

• утрата базового доверия к миру, проявляющаяся в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

• трудности процесса саморегуляции локус-контроля (постепенная замена внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль].

Все это создает предпосылки для ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни или делает их первыми жертвами различного рода преступлений (группа маргиналов по виктимности]. Кроме того, данная категория детей обладает особенностями, которые осложняют их самостоятельную жизнь:

• отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения;

• трудности в общении, что мешает строить отношения как со сверстниками, так и с взрослыми;

• несформированность потребности и способности трудиться;

• иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношение к собственности;

• отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;

• недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;

• отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит;

• качество здоровья (ослабленное здоровье, наличие основных, дополнительных и фоновых диагнозов и т. д.].

С позиций социальной педагогики ребенок, воспитывающийся в семье, к моменту получения профессионального образования имеет примерный стандарт социализации, характеризующий юношество:

- завершение «эры восхождения к социальной зрелости» и преобладание процессов интеграции в социум, обращенность в будущее;

- личностное и профессиональное самоопределение;

- автономия от взрослых, самоопределение и становление личности как единицы социума (целостный образ «Я», установки, отношение личности к самой себе];

- смена критериев оценки себя и окружающих через накопление знаний о себе;

- усвоение социально одобряемых норм, ценностей, определение своего места в социуме в соответствии с собственной системой ценностей;

- профессиональное самоопределение как часть жизненного самоопределения (интерес, уверенность в себе, развитие автономности, мотивация самосовершенствования];

- становление жизненного самоопределения;

- общение (сначала позиционирование в отношениях со сверстниками, противополож-

ным полом, затем - система ценностей и качества личности]; изменение качества общения с взрослыми;

- ведущий вид деятельности: учебно-

профессиональная деятельность, далее - трудовая.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает:

- стремление к самосовершенствованию и самореализации;

- установление взаимозависимых отношений при внутренней независимости;

- личностная автономность и умение принимать решения, нести за них ответственность;

- целеустремленность, опора на личный социальный опыт;

- личностная вариативность и умение находить адекватные способы разрешения ситуаций.

Итогом социализации является оформление системы ценностей как основы собственного поведения; сформированность практических навыков и соответствующих установок (профессиональных, семейных и т. д.]; успешная интеграция в общество и занятие в нем определенной позиции и ниши.

Воспитанники интернатных учреждений, в отличие от ребенка, воспитывающегося в семье, имеют следующие особенности социализации:

- сохранение инфантилизации во взаимоотношениях в диаде «воспитанник - воспитатель» и, как следствие, отсутствие стремления к установлению автономности, расширению зоны его ответственности и самостоятельности;

- низкая активность и неуверенность в своих ценностных установках;

- отсутствие моделей полоролевого поведения (формирование половой идентичности, половой роли];

- отсутствие перспективы (отсутствие содержательной наполненности плана, его сиюминутность]. Следствие: трудности в профессиональном самоопределении;

- отсутствие стремления к расширению контактов с социумом;

- низкий уровень готовности к самостоятельной жизни [4].

Индивидуальная программа ребенка-инва-лида, разрабатываемая органами бюро МСЭ, содержит раздел «Мероприятия психолого-пе-дагогической реабилитации», включающий в себя рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда, получения профессионального образования, с указанием рекомендованной профессии или специальности. В качестве прогнозируемого результата рас-

сматривается восстановление (компенсация] функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотиваций к обучению, к труду (снятие рентной установки]; реализация возможности получения полного общего образования, профессионального образования; получение профессии (специальности]; достижение профессионально-производственной адаптации; закрепление инвалида на рабочем месте [8].

Для молодых людей одной из главных проблем является трудоустройство, особенно для данной категории детей. Дети с ОВЗ попадают при трудоустройстве, как правило, на низкооплачиваемую работу, где отсутствуют перспективы развития и роста. Часто это сопровождается нежеланием самого выпускника трудиться, отсутствием трудовой мотивации, присутствием иждивенческого отношения к жизни. На трудовую мотивацию такого ребенка оказывают влияние такие факторы, как:

• искажение развития, связанные с нарушением привязанности;

• установка неудачника, связана с низкой самооценкой;

• наличие страхов связанных с социальными отношениями (это основное препятствие к успешной адаптации в трудовом коллективе];

• низкая социальная компетентность как результат длительного нахождения в условиях оторванных от реальной жизни (детский дом];

• инфантильная позиция (неумение планировать дальнейшую жизнь, отсутствие адаптационных навыков] [4].

Одним из подходов к разрешению создавшихся проблем может быть организация работы специалистов группы сопровождения по созданию трудовой мотивации, установке дальнесрочных целей и т. д. с каждым выпускником данной категории индивидуально; изменение подхода работодателей к этой категории детей при приПме на работу и др. Отметим ряд особенностей адаптационного периода:

- процесс адаптации у воспитанников может длиться от нескольких месяцев до 1,5 лет;

- переход от одного этапа к другому сопровождается «адаптационными кризисами»;

- неотъемлемой частью каждого этапа является психофизиологическая адаптация.

Безусловно, осуществление контроля данного направления возлагается на социально-психолого-педагогическую службу ОУ (далее

- СППС] и совет наставников предприятия (если таковой имеется].

Семья Г. В., Худенко Е. Д. и другие, описывают технологию социально-профессионального со-

провождения в период первичного трудоустройства, включающую в себя 4 этапа:

- Организационная адаптация (содержание: оценка уровня подготовленности воспитанника к трудовой деятельности в конкретной организации, получение им информации об организации, знакомство с коллективом, соотнесение собственных возможностей и ценностей с требованиями и ценностями организации. Исполнители: СППС учреждения и шефы-наставники организации].

- Дриентационная адаптация (содержание: практическое знакомство с обязанностями и предъявляемыми требованиями; определение своего места в коллективе. Исполнители: администрация и шефы-наставники организации, СППС учреждения].

- Действенная адаптация (содержание: освоение выпускником нового статуса, его включение в систему межличностных отношений, делегирование полномочий в различных сферах, оценка эффективности труда и системы коммуникаций. Исполнители: администрация и шефы-наставники организации, СППС учреждения].

- Профессиональная (трудовая] адаптация (содержание: активное освоение профессии, ее тонкостей, наличие эффективной межличностной коммуникации, стабильность в работе. Исполнители: администрация и шефы-наставники организации, СППС учреждения] [4].

Другим вариантом временного трудоустройства (в т. ч. и первичного] является взаимодействие СППС ОУ с органами службы занятости населения, в основе которого Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые [9]. Данную государственная услуга предоставляется, как видно из названия регламента, безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

С целью содействия социализации детей после выпуска их из интернатных учреждений при-

няты законы Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», от 28.12.2009 № 115-ЗС «О па-тронатном сопровождении в Алтайском крае», постановление Администрации Алтайского края от 02.09.2010 № 387 «Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных] школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуется ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011 -2013 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 № 551, начала реализовываться ведомственная целевая программа «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных] школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы» [10].

1. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2010/12/01 (дата обращения: 03.12.2011].

2. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2011].

3. Решение коллегии управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 29.10.2010 № 5/1 «Об обеспечении доступности образования для детей-инвалидов в Алтайском крае».

4. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии по-стинтернатной адаптации подростков. - М., 2009. - 196 с.

5. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина, Н. П. Иванова; под общ. ред. Н.П. Ивановой. - М.: ГосНИИ семьи и детства, 2006. - 96 с.

6. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: ИЦ «Академия», 2004. -304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Система образования в Алтайском крае в 2010 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://protown.ru (дата обращения: 25.12.2011].

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. порядка их разработки и реализации».

9. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2007 № 449 « Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trud22.ru (дата обращения: 25.12.2011].

10. Постановление Администрации Алтайского края от 24.06.2011 С 350 «Об утверждении краевой программы «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных] школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы».

УДК / UDC 3??

В. В. Окружнов, директор ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово, Кемеровская область, Россия, [email protected]

Vadim Okruzhnov, principal of Vocational College № 5 of Belovo, Kemerovo region, Russia, [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАющИхСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИЯМ С ВЕРОЯТНОСТЬю РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫх ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ПОСЛЕДУющЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

some aspects of healthy lifestyle forming among vocational students for professions with probable professional disease development in future work

В данной статье описываются нагрузки на организм обучающихся, обусловленные разнообразными объективными факторами, а также возможности формирования здорового образа жизни обучающихся профессионального образования по профессиям с вероятностью развития профессиональных заболеваний при последующем трудоустройстве.

The paper gives an overview of burdens on the students caused by objective factors and opportunities to maintain healthy lifestyle among vocational students for professions with probable professional disease development in future work.

Ключевые слова: профессиональное образование, здоровый образ жизни, профессиональные заболевания.

Keywords: professional education, healthy lifestyle, professional disease.

Социально-экономические преобразования в современном российском обществе сопровождаются мощными нагрузками на человеческий организм, создаваемыми как негативными, так и позитивными факторами. Практически все слои населения испытывают стресс, но особен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.