УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ В УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ ГПС МЧС РОССИИ
Ольга Александровна Горбачева, соискатель, Орловский государственный университет
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности подготовки студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России. К числу основных из них автор относит: повышение уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава учебных центров ГПС МЧС России, улучшение процесса тактико-специальной подготовки студенческих спасательных отрядов, повышение уровня знаний у членов студенческих спасательных отрядов об конструктивных особенностях противопожарных систем учебных объектов и помещений вузов, постоянный поиск путей повышения мотивации членов студенческих спасательных отрядов, к действиям в чрезвычайных ситуациях, соблюдение последовательности этапов подготовки студенческих спасательных отрядов, подбор наиболее эффективных средств подготовки студенческих спасательных отрядов для действий в чрезвычайных ситуациях, совершенствование методов формирования профессиональных навыков у членов студенческих спасательных отрядов, улучшение пожарно-профилактической работы со стороны сотрудников пожарного надзора в образовательных учреждениях России.
В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий для подготовки студенческих спасательных отрядов.
Ключевые слова: педагогические условия; подготовка; студенческие спасательные отряды, учебные центры ГПС МЧС России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p40-43
PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF STUDENTS RESCUE GROUPS IN EDUCATIONAL CENTERS OF STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF
RUSSIA
Olga Aleksandrovna Gorbacheva, the competitor, Oryol State University
Annotation
The article presents the results of researches on substantiation of the pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of students rescue groups in educational centers of State fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia. To number of the cores the author puts: increase of level of psychology-pedagogical readiness of teaching stuff of educational centers of State fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia, improvement of process of tactical-special preparation of students rescue groups, increase of level of knowledge among the members of students rescue groups on design features of fire-prevention systems of educational objects and premises of higher schools, constant search of ways of increase of motivation among the members of students rescue groups to actions in emergency situations, observance of sequence of stages of preparation of students rescue groups, selection of the most effective means of preparation of students rescue groups for actions in emergency situations, improvement of fire-preventive work from the side of employees of fire supervision in educational institutions of Russia.
In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions for preparation of students rescue groups has been proved.
Keywords: pedagogical conditions, preparation, student's saving groups, educational centers of State fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia.
Профессиональная деятельность студенческих спасательных отрядов связана с локализацией и ликвидацией больших пожаров, стихийных бедствий и спасением людей в аварийных образовательных учреждениях. Эта деятельность осуществляется совместно с подразделениями ГПС МЧС России. Большие пожары характеризуются:
- быстрым распространением огня;
- быстрым повышением температуры в помещениях, где возник пожар;
- высокой температурой воздуха и большой задымленностью, что ограничивает пути передвижения по объекту и создает трудности подхода к месту пожара;
- сложными условиями эвакуации людей из помещений;
- ограниченными возможностями применения средств пожаротушения в связи с завалами проходов, задымлением помещений, наличием в них электрооборудования и электросетей, находящихся под напряжением;
- большим нагревом разных конструкций и в связи с этим опасностью распространения пожара в смежные помещения.
Процесс тушения пожара состоит из двух периодов: локализации и ликвидации. Пожар считается локализованным, если распространение огня приостановлено, а скорость горения снижена, и ликвидированным, когда горение совершенно прекращено [13].
Проведенные нами исследования свидетельствуют о недостаточном уровне профессиональной подготовленности студенческих спасательных отрядов. Недостаточная профессиональная подготовленность студенческих спасательных отрядов вызвана не только несовершенством организации процесса профессиональной подготовки, но и слабой изученностью особенностей их деятельности по противопожарной защите объектов.
Для решения этой задачи необходимо создание методической основы профессиональной подготовки студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России, включающей три опорных принципа:
- организация учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки должна быть неразрывно связана с особенностями их профессиональной деятельности;
- каждый вид профессионального обучения должен объединять свою функцию с функцией познавательной деятельности членов студенческих спасательных отрядов;
- все средства профессионального обучения должны быть опорой в организации учебно-познавательной деятельности с учетом особенностей их профессиональной деятельности, развития творческих способностей, повышения эффективности поискового характера этой деятельности.
Проведенные исследования показали, что эффективность процесса профессиональной подготовки студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России зависит от многих факторов и, прежде всего, от субъективных свойств личности, связанных с мотивацией, отношением к профессиональной деятельности, характером и условиями профессиональной подготовки, особенностями профессиональной деятельности по противопожарной защите объектов.
Остановимся подробнее на особенностях профессиональной деятельности по противопожарной защите объектов.
К профессиональной деятельности по противопожарной защите объектов относятся работы, выполняемые при оказании помощи аварийным объектам, а также по спасению людей. Эти работы проводятся с целью спасения пострадавших и ликвидации последствий пожаров и стихийных бедствий.
Основными видами работ по противопожарной защите объектов являются:
- оказание первичной медицинской помощи пострадавшим;
- тушение пожаров;
- оказание помощи аварийным объектам, терпящим бедствие из-за пожара.
Характерными особенностями всех видов спасательных работ являются:
- внезапность возникновения потребности в них;
- необходимость быстрого их выполнения, поскольку всякое промедление может существенно ухудшить положение аварийного объекта и состояние нуждающихся в спасении людей;
- необходимость проведения их в разнообразных, сложных условиях.
Все это требует постоянной готовности студенческих спасательных отрядов и технических средств, минимального времени на подготовку к спасательным работам, высокого уровня специальной подготовленности студенческих спасательных отрядов.
В процессе дальнейшего исследования обосновывались педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса профессиональной подготовки студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России. С этой целью был проведен опрос 118 сотрудников ГПС МЧС России, проводящих занятия с членами студенческих спасательных отрядов. Результаты опроса представлены в таблице.
Таблица
Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России (п=118)
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в %
1 Повышение уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава учебных центров ГПС МЧС России 20,8
2 Улучшение процесса тактико-специальной подготовки студенческих спасательных отрядов 18,3
3 Повышение уровня знаний у членов студенческих спасательных отрядов об конструктивных особенностях противопожарных систем учебных объектов и помещений вузов 15,7
4 Постоянный поиск путей повышения мотивации членов студенческих спасательных отрядов, к действиям в чрезвычайных ситуациях 13,2
5 Соблюдение последовательности этапов подготовки студенческих спасательных отрядов 11,8
6 Подбор наиболее эффективных средств подготовки студенческих спасательных отрядов для действий в чрезвычайных ситуациях 9,3
7 Совершенствование методов формирования профессиональных навыков у членов студенческих спасательных отрядов 6,7
8 Улучшение пожарно-профилактической работы со стороны сотрудников пожарного надзора в образовательных учреждениях России 4,2
Исследования показали, что эффективность процесса профессиональной подготовки студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России, главным образом, определяется повышением уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава учебных центров, улучшением тактико-специальной подготовки, повышением уровня знаний об конструктивных особенностях противопожарных систем учебных объектов и помещений вузов.
Проверка эффективности, установленных педагогических условий, осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Для его проведения были привлечены два студенческих спасательных отряда Орловского государственного университета по 23 человека каждый. Сравнение основных показателей проводилось в течение 2010-2011 учебного года.
Организация педагогического эксперимента включала изучение исходного и конечного уровней профессиональной подготовленности испытуемых; проведение профессиональной подготовки в годичном цикле обучения в учебном центре ГПС МЧС России Орловской области, а также результаты эффективности профессиональных действий членов студенческих спасательных отрядов при тушении пожаров на технических учениях.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности применения в профессиональной подготовке студенческих спасательных отрядов, выявленных педагогических условий. Средний балл в конце эксперимента по профессиональной подготовке в экспериментальной группе (ЭГ) составил 4,27±0,11, а в контрольной группе (КГ) - 3,95±0,18. Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ наблюдались при отработке упражнений оказания помощи пострадавшим.
ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реализации разработанных педагогических условий в практике профессиональной подготовки студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Северин, Н.Н. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / Н.Н. Северин, А.В. Кондыков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 143-146.
3. Ткачев, В.И. Технология применения физических упражнений в составе пожарного расчета / В.И. Ткачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2006. - Вып. 22. - С. 85-89.
REFERENCES
1. Aldoshina, E.A. (2010), "Pedagogical technology of application of training complexes during the course of vocational training for members of voluntary fire teams at agricultural objects, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 Vol. 60, pp. 3-6.
2. Severin, N.N. and Kondykov, A.V. (2011), "Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 Vol. 82, pp. 143-146.
3. Tkachev, V.I. (2006), "The technology of physical exercise as part of fire brigade", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 22, pp. 85-89.
Контактная информация: ol8591@mail.ru
УДК 796.8
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШИХ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ
Георгий Николаевич Грец, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Ирина Антоновна Грец, кандидат педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные со сравнительной характеристикой мировых рекордов мужчин и женщин в тяжелой атлетике. Установлено, что уровень диморф-