Таблица 4
Анализ результатов диагностики функционального лидерства в малых группах
Статус Статус Статус
Наименование «лидера» «предпочитаемого» «аутсайдера»
Кол-во, чел Кол-во, в% Кол-во, чел Кол-во, в% Кол-во, чел Кол-во, в%
КФ ОГУ 1 7,2 4 28,8 9 64
ИЭиСС 3 20,1 8 53,1 4 26,8
В ИЭиСС количество студентов со статусом «аутсайдера» составляет 24%, 48% имеют статус «предпочитаемого», то есть эти студенты с развитой степенью включенности в совместную учебную деятельность, и З выпускника имеют статус «лидер», притом не один из них не совместил в себе универсального и функционального лидера.
ВЫВОДЫ
1. В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы активизации лидерского потенциала студентов факультета экономики, управления и права, Института экономики и социальных связей, а также Кумертауского филиала «Оренбургского государственного университета».
2. Сформированность лидерского потенциала студентов определяется как системно организованная деятельность студентов, в ходе которой происходит стимулирование и усиление проявления студентами ценностной рефлексии, творчества, самостоятельности и инициативы, важных с точки зрения развития их способностей к успешному осуществлению лидерства.
3. Разработанный комплекс диагностики позволил распознать и оценить качественные изменения в формировании лидерского потенциала студентов вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп I Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. И. Макуйлов. - М. : Издательство Института психотерапии, 2005. - 496 с.
2. Шапарь, В. Рабочая книга практического психолога I В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. - Москва : АСТ ; Харьков : Торсинг, 2007. - 672 с.
REFERENCES
1. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Makujlov, G.I. (2005), Socially diagnostics of development of the person and small groups, publishing house of Institute of Psychotherapy, Moscow, Russian Federation.
2. Shapar, V., Timchenko, A. and Shvydchenko V. (2007), Working book of the practical psychologist, publishing house AST, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: manenkva.julja@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.06.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ЦИКЛА
Валентина Николаевна Мирошникова, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, Алексеевка
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для повышения эффективности организации самостоятель-
8З
ной работы в вузах ГПС МЧС России с использованием индивидуальных заданий по дисциплинам математического цикла. К числу основных из них автор относит: поддержание устойчивой внутренней мотивации у студентов вузов ГПС МЧС России к самообразовательной деятельности; соответствие содержания самостоятельной работы требованиям учебных программ по дисциплинам математического цикла и индивидуальным возможностям обучающихся; разработка индивидуальных заданий по принципу постепенного наращивания их трудностей; готовность преподавателей вузов к взаимодействию со студентами и оказанию им помощи при выполнении индивидуальных заданий; разработка разнообразных индивидуальных заданий, раскрывающих содержание будущей профессиональной деятельности и имеющих элементы новизны; реализация и учет индивидуальных возможностей студентов вузов ГПС МЧС России к выполнению индивидуальных заданий; направленность индивидуальных заданий на развитие профессионально значимых качеств, необходимых сотруднику ГПС МЧС России; принятие мер по активизации деятельности студентов для получения новых математических знаний. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных психолого-педагогических условий для организации самостоятельной работы в вузах ГПС МЧС России с использованием индивидуальных заданий по дисциплинам математического цикла.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; подготовка; самостоятельная работа; вузы ГПС МЧС России; дисциплины математического цикла; индивидуальные задания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p83-87
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA WITH APPLICATION OF INDIVIDUAL TASKS ON DISCIPLINES OF THE MATHEMATICAL CYCLE Valentina Nikolaevna Miroshnikova, the competitor,
Alekseevsky branch of the Belgorod State University
Annotation
The article presents the results of researches on justification of the psychological-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of the organization of independent work in higher education institutions of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia with application of individual tasks on disciplines of the mathematical cycle. The author carries to number of main of them the following: maintenance of steady internal motivation among the students of higher education institutions of State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia to self-educational activity; compliance of the content of independent work to requirements of training programs on disciplines of the mathematical cycle and individual abilities of the trained; development of individual tasks by a principle of gradual accumulation of their difficulties; readiness of teachers of higher education institutions for interaction with students and rendering the help to them at performance of individual tasks; development of the various individual tasks, opening the content of future professional activity with novelty aspects; realization and accounting of individual abilities of the students of higher education institutions of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia to individual tasks performance; orientation of individual tasks for development of professionally significant qualities, necessary for the employee of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia; taking measures for activation of students' activity for receiving new mathematical knowledge. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed psychological-pedagogical conditions for organization of the independent work in higher education institutions of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia with application of individual tasks on disciplines of the mathematical cycle has been proved.
Keywords: psychological-pedagogical conditions; preparation; independent work; higher education institutions of State fire service Ministry of Emergency Situations of Russia; disciplines of a mathematical cycle; individual tasks.
Изменения, происходящие в современном обществе, привели к новому взгляду на парадигму профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в вузах, требу-
ющую ее модернизации. В материалах по модернизации образования отмечается необходимость формирования у студентов вузов навыков самостоятельно добывать новые знания. В связи с изменяющейся парадигмой профессионального образования и усилением акцента на самообразовательной деятельности, неотъемлемой составляющей профессионализма будущих сотрудников ГПС МЧС России становится умение самостоятельно добывать новые знания. Формирование самообразовательной компетентности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России - задача, имеющая свою актуальность в современных условиях, несмотря на то, что самой проблеме самообразования во все времена уделялось достаточное внимание. Многовековой практический опыт профессиональной подготовки специалистов показывает, что знания, добытые в процессе самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения. Таким образом, организация самостоятельной работы на современном этапе развития высшей школы приобретает особое значение. Целью самостоятельной работы является оказание помощи студентам в приобретении глубоких и прочных знаний. Кроме того, хорошо организованная самостоятельная работа позволяет формировать у них умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также умело применять их на практике.
Большое внимание уделяется повышению эффективности самостоятельной работы и в вузах ГПС МЧС России. Многие ученые отмечают, что хорошо организованная самостоятельная работа способствует подготовке высококвалифицированных компетентных, способных к профессиональному росту сотрудников государственной противопожарной службы [1-5].
Методика организации самостоятельной работы студентов в вузах ГПС МЧС России зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, ее объема, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов [2,3]. Значительное место в профессиональной подготовке студентов вузов ГПС МЧС России занимают дисциплины математического цикла. Твердые знания по этим дисциплинам позволяют выпускникам эффективно решать профессиональные задачи по расчету необходимых сил и средств пожаротушения на аварийных объектах, расчету линейной скорости распространения огня в разных помещениях, скорости горения различных материалов и т. д. Самостоятельная работа по дисциплинам математического цикла имеет свою специфику. Практика показывает, что наиболее целесообразной формой организации самостоятельной работы по дисциплинам математического цикла является применение индивидуальных заданий. Выполнение индивидуальных заданий направлено на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к изучаемому материалу, стимулируют активность студентов. В ходе выполнения индивидуальных заданий у них формируются умения применять математические знания для решения профессиональных задач.
В руководящих документах Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) отмечается необходимость поиска новых технологий, направленных на совершенствование организации самостоятельной работы в вузах ГПС МЧС России. Это позволит повысить уровень профессиональной подготовленности выпускников вузов ГПС МЧС России и, как следствие, положительно скажется на повышении эффективности деятельности государственной противопожарной службы страны в целом.
Проведенный анализ литературы по данной проблематике свидетельствует о недостаточной научной разработке вопросов, посвящённых организации самостоятельной работы в вузах ГПС МЧС России, с использованием индивидуальных заданий. До сих пор остаются нерешенными вопросы, связанные с обоснованием психологопедагогических условий, необходимых для повышения эффективности самостоятельной работы в вузах ГПС МЧС России, с использованием индивидуальных заданий по дисци-
плинам математического цикла.
С целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности самостоятельной работы в вузах ГПС МЧС России, с использованием индивидуальных заданий по дисциплинам математического цикла был проведен опрос опытных преподавателей вузов, имеющих стаж педагогической деятельности 15 и более лет. Всего в опросе приняло участие 72 респондента. Результаты этого исследования представлены в таблице.
Таблица
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности самостоятельной работы в вузах ГПС МЧС России, с использованием индивидуальных заданий по дисциплинам математического цикла
(п=72)
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в%)
1 Поддержание устойчивой внутренней мотивации у студентов вузов ГПС МЧС России к самообразовательной деятельности 19,4
2 Соответствие содержания самостоятельной работы требованиям учебных программ по дисциплинам математического цикла и индивидуальным возможностям обучающихся 18,3
3 Разработка индивидуальных заданий по принципу постепенного наращивания их трудностей 17,7
4 Готовность преподавателей вузов к взаимодействию со студентами и оказанию им помощи при выполнении индивидуальных заданий 14,1
5 Разработка разнообразных индивидуальных заданий, раскрывающих содержание будущей профессиональной деятельности и имеющих элементы новизны 10,9
6 Реализация и учет индивидуальных возможностей студентов вузов ГПС МЧС России к выполнению индивидуальных заданий 7,3
7 Направленность индивидуальных заданий на развитие профессионально значимых качеств, необходимых сотруднику ГПС МЧС России 6,7
8 Принятие мер по активизации деятельности студентов для получения новых математических знаний 5,6
С целью проверки эффективности выявленных психолого-педагогических условий проводился педагогический эксперимент. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии организации самостоятельной работы в вузах ГПС МЧС России с использованием индивидуальных заданий по дисциплинам математического цикла.
Динамика изменения уровня саморазвития студентов в сфере профессиональной деятельности экспериментальной группы (ЭГ) была достоверно выше, чем в контрольной группе (КГ). Так в конце педагогического эксперимента уровень саморазвития по 5балльной шкале в ЭГ составил 4,08 балла, а в КГ - 3,57 балла, при р<0,05.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реализации разработанных психолого-педагогических условий в практике формирования навыков самостоятельного поиска и получения новых знаний у студентов вузов ГПС МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Илюшина, Т.Е. Структурно-функциональная модель развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России / Т.Е. Илюшина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 79-85.
2. Кузнецова, И.М. Технология педагогического руководства самообразованием
студентов технического вуза I И.М. Кузнецова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 64-68.
3. Москвин, H3. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России I H^. Москвин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 118-124.
4. Северин, H.H. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России I H.H. Северин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 131-134.
5. Северин, H.H. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России I H.H. Северин, Т.В. Масаева II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 137-142.
REFERENCES
1. Ilyushina, T.E. (2011), "Structurally functional model of development of communicative abilities among the employees of the State Fire Service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 7985.
2. Kuznetsova, I.M. (2009), "Technology of the pedagogical management of selfeducation of students of technical college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 47, No. 1, pp. 64-68.
3. Moskvin, N.V. (2011), "Technology of the pedagogical management of selfeducation of employees of state fire service Ministry of Emergency Situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 118-124.
4. Severin, N.N. (2012), "Pedagogical conditions necessary for formation of professionalism at employees of state fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 131-134.
5. Severin, N.N. and Masaeva, T.V. (2011), "Model of professionally communicative preparation of leaders of the State fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 137-142.
Контактная информация: sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.06.2012.
УДК 796.42
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА 400 М НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ МОРФОБИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СПОРТСМЕНОВ
Виталий Валерьевич Пресняков, аспирант,
Смоленский государственный университет (СмолГУ),
Владимир Петрович Губа, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы,
Смоленский гуманитарный университет (СГУ)
Аннотация
Установлено, что в беге на 400 м существуют различные типологические профили спринтеров (силовой, скоростной, скоростно-силовой), которые отличаются друг от друга не только морфологическими характеристиками, но и уровнем развития специальных физических способностей. В статье представлены результаты экспериментальной оценки методики подготовки квалифицированных бегунов на 400 м с учетом индивидуальных морфобиомеханических параметров спортсменов, основанной на оптимизации объемов скоростно-силовой нагрузки за счет их перераспределения в годичном тренировочном цикле для спортсменов скоростно-силового профиля. Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что путем эффективного подбора тре-