carrying out games with teenagers: Adult games of children, publishing house "Vlados", Moscow.
9. Ovcharova, R.V. (1994), Social and pedagogical neglect at children's age, publishing house of Institute of development of the identity of Russian Academy of education, Moscow.
10. Rozhkov M.I. (2006), Social hardening as factor of prevention of the use of psychoactive agents, publishing house Yaroslavl state education university, Yaroslavl.
11. Rozhkov M.I. and Kovalchuk M.A. (2003), Drug addiction prevention at teenagers, publishing house "Vlados", Moscow.
12. Sukhorukov, D.V. and orokina L.A. (2014), "Means stirring up cognitive activity of school students and raising their intellectual Working capacity", Science and education, No. 2 (111), pp. 139-153.
Контактная информация: boykov.alik@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 08.04.2014.
УДК 378
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ГПС МЧС РОССИИ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Татьяна Викторовна Данилова, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию требований, предъявляемых к управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России. Авторы отмечают, что эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России зависит от целого комплекса способностей, определяющих их управленческую компетентность. К ним относятся: способности организовывать и возглавлять работу коллектива сотрудников ГПС МЧС России; способности к критическому мышлению, исследованию среды обитания при проведении противопожарных мероприятий; способности работать самостоятельно, принимать правильные решения и нести за них ответственность. Сюда же авторы относят: способности использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач в сфере пожарной безопасности; способности решать инженерно-технические задачи в сфере своей профессиональной деятельности; способности использовать методы технико-экономического анализа элементов и систем, обеспечивающих пожарную безопасность объектов. Кроме того, большое значение, для профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России имеют способности проводить экономическую оценку эффективности мероприятий по внедрению элементов систем пожарной безопасности; способности, формирующие готовность к лидерству при локализации и ликвидации пожаров разной категории сложности.
Ключевые слова: требования; управленческая компетентность; выпускники вузов ГПС МЧС России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p16-21
REQUIREMENTS IMPOSED TO ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE UNIVERSITY GRADUATES OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Polytechnical University, Tatyana Viktorovna Danilova, the competitor, St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of
Russia
Annotation
The article presents the results of researches on justification of requirements imposed to administrative competence of the university graduates of State Fire Service of Emercom of Russia. Authors note
that efficiency of the professional activity of the university graduates of State Fire Service of Emercom of Russia depends on the whole complex of the abilities defining their administrative competence. Of these: abilities to organize and head work of group of employees of State Fire Service of Emercom of Russia; abilities to critical thinking, habitat research when carrying out fire-prevention actions; abilities to work independently, to make the correct decisions and to bear responsibility for them. Here authors carry: abilities to use skills of work with information from various sources for the solution of professional tasks in the sphere of fire safety; abilities to solve technical problems in the sphere of the professional activity; abilities to use methods of the technical and economic analysis of elements and the systems ensuring fire safety of objects. Besides, great value, for professional activity of university graduates of State Fire Service of Emercom of Russia is given to abilities to carry out an economic assessment of efficiency of actions for introduction of elements of systems of fire safety; the abilities forming readiness for leadership at localization and elimination of fires of different category of complexity.
Keywords: requirements, administrative competence, university graduates of State Fire Service of Emercom of Russia.
Современная практика профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к их управленческой компетентности. [1, 2, 4, 5, 7, 10-13]. Вместе с тем, в настоящее время профессиональная подготовка курсантов в вузах ГПС МЧС России недостаточно ориентирована на формирование у них управленческой компетентности. Все вышесказанное требует пересмотра системы профессиональной подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России. Главной целью их подготовки в вузах ГПС МЧС России должно стать формирование личности, способной принимать правильные управленческие решения в сложных и экстремальных условиях профессиональной деятельности. Это требует решения целого ряда задач, связанных с формированием управленческой компетентности. [1, 5, 6]. К ним относятся:
- изучение основ организационного проектирования и управления организацией ГПС МЧС России, системы законов и принципов управления;
- приобретение умения разрабатывать планирующие документы по приведению подразделений ГПС МЧС России в различные степени готовности;
- приобретение умений реализовывать принципы управления в практической деятельности;
- приобретение умения принимать управленческие решения в области обеспечения пожарной безопасности;
- приобретение навыков реализации функций управления в практической деятельности;
- приобретение навыков принятия управленческих решений в области обеспечения пожарной безопасности.
Анализ практики показывает, что у некоторых у выпускников вузов ГПС МЧС России отмечается отсутствие желания качественно решать профессиональные задачи из-за недостаточного уровня развития управленческой компетентности. [1].
Актуальность исследования обусловлена также и ростом требований к уровню подготовленности курсантов непосредственно в вузе. Специфика профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России заключается в целевом характере обучения специалистов для осуществления особой профессиональной деятельности, связанной с риском для жизни и спасением людей. Они должны уметь:
- анализировать проблемы, процессы и явления в области управления;
- приобретать новые знания в области менеджмента, в том числе с использованием современных образовательных и информационных технологий;
- использовать знания управления для понимания процессов, происходящих в сфере пожарной безопасности;
- понимать значимость управленческих закономерностей для активной профессиональной деятельности при ликвидации пожаров и спасении людей;
- использовать полученные знания для решения возникающих фундаментальных и практических задач, для самостоятельного приобретения знаний в области пожарной безопасности.
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс вузов ГПС МЧС России создает условия для подготовки специалистов новой формации, владеющих современными способами ликвидации пожаров, спасения людей и обладающих высоким уровнем управленческой компетентности. [1-5]. Вместе с тем следует отметить, что вопросы формирования управленческой компетентности у выпускников вузов ГПС МЧС России недостаточно изучены. До настоящего времени не выявлены показатели управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России, которые в наибольшей степени влияют на эффективность их профессиональной деятельности. Именно эти показатели во многом характеризуют качество обучения и определяют круг способностей, необходимых выпускникам вузов ГПС МЧС России для эффективной профессиональной деятельности.
Таким образом, отдельные способности, включенные в систему профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России, выступают гарантом ее эффективности. Степень влияния этих способностей на эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России и определяет требования к уровню их развития.
С целью выявления требований, предъявляемых к развитию управленческой компетентности у курсантов вузов ГПС МЧС России, был проведен корреляционный анализ влияния отдельных способностей на эффективность профессиональной деятельности. Результаты этого исследования представлены в таблице.
Таблица
Анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности, с основными показателями управленческой компетентности выпускников вузов ГПС
МЧС России
Ранг Показатели управленческой компетентности Эффективность профессиональной деятельности
1 Способность организовывать и возглавлять работу коллектива сотрудников ГПС МЧС России +0,71
2 Способность к критическому мышлению, исследованию среды обитания при проведении противопожарных мероприятий +0,67
3 Способность работать самостоятельно, принимать правильные решения и нести за них ответственность +0,58
4 Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач в сфере пожарной безопасности +0,44
5 Способность решать инженерно-технические задачи в сфере своей профессиональной деятельности +0,39
6 Способности использовать методы технико-экономического анализа элементов и систем, обеспечивающих пожарную безопасность объектов +0,34
7 Способности проводить экономическую оценку эффективности мероприятий по внедрению элементов систем пожарной безопасности +0,32
8 Способности, формирующие готовность к лидерству при локализации и ликвидации пожаров разной категории сложности +0,29
В ходе проведенного исследования было установлено, что эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России зависит от целого комплекса способностей, определяющих их управленческую компетентность. К ним относятся: способности организовывать и возглавлять работу коллектива сотрудников ГПС МЧС России; способности к критическому мышлению, исследованию среды обитания при проведении противопожарных мероприятий; способности работать самостоятельно, принимать правильные решения и нести за них ответственность. Сюда же респонденты относят: способности использовать навыки работы с информацией из различных источ-
ников для решения профессиональных задач в сфере пожарной безопасности; способности решать инженерно-технические задачи в сфере своей профессиональной деятельности; способности использовать методы технико-экономического анализа элементов и систем, обеспечивающих пожарную безопасность объектов. Кроме того, большое значение, для профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России имеют способности проводить экономическую оценку эффективности мероприятий по внедрению элементов систем пожарной безопасности; способности, формирующие готовность к лидерству при локализации и ликвидации пожаров разной категории сложности.
Исследования показали, что в процессе профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России управленческая компетентность проявляется в двух направлениях действий.
Первое характеризуется действиями, направленными на анализ, оценку ситуации и принятие соответствующего решения по ликвидации пожара.
Второе характеризуется действиями, направленными на реализацию принятого решения.
Таким образом, требования, предъявляемые к управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России, представляют собой симбиоз способностей и действий, которые детерминируют эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России.
ВЫВОД. Проведенные исследования позволили выявить требования, предъявляемые к управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России, которые способствуют оптимизации образовательного процесса в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
4. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.
5. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 36-39.
6. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
7. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А.В. Кондыков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 143-146.
8. Переверзева, И.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы / И.В. Переверзева, Л.А. Рыжкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 8 (66). - С. 70-74.
9. Переходко, Ф.Г. Развитие профессиональных личностных качеств у будущих офицеров ВВ МВД в процессе физической и боевой подготовки / Ф.Г. Переходко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 76-78.
10. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
11. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента, вуза нефтегазовой отрасли / Н. В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
12. Тыщенко, Е.Г. Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами ускоренного передвижения и легкой атлетики / Е.Г. Тыщенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 177-181.
13. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
3. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
4. Bolotin, A.E. and Tokareva A.V., Pauls A.A. (2013), "Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.
5. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2014), "Requirements imposed to development of communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 36 -39.
6. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
7. Kondykov, A.V. and Severin, N.N. (2011), "Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 143-146.
8. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), "Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No. 8, pp. 70-74.
9. Perehodko F.G. (2007), "Professional development of personal qualities in future officers MIA in the process of physical and combat training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No. 8, pp. 76-78.
10. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
11. Titushina N.V. (2008), "Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
12. Tyshchenko E.G. (2014), "Technique of increase of level of social stability of cadets of the public fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia at the initial stage of training by means of the accelerated movement and track and field athletics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 177-181.
13. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), "Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 29.04.2014.
УДК 707.122
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕХНИКИ ФИНИШИРОВАНИЯ В ГРЕБЛЕ НА
КАНОЭ
Денис Александрович Брюханов, кандидат педагогических наук, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые особенности техники выполнения финишного подседа в гребле на каноэ. Данный технический элемент в последние годы стал играть немалую роль в итоговом результате соревнований по гребле на каноэ. Этому способствуют стабильно высокая конкуренция на международном уровне, расширение спринтерской программы соревнований, эволюция инвентаря. На основе анализа действий гребцов в условиях соревнований рассчитаны различные количественные характеристики изучаемого технического элемента. Среди которых: длина проката лодки, внутрицикловая скорость в различных фазах финишного гребка.
Ключевые слова: гребля, каноэ, байдарка, тренировка, техника гребли.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p21-24
ANALYSIS OF THE FEATURES OF FINISHING TECHNICS IN CANOEING
Denis Aleksandrovich Bruchanov, the candidate of pedagogical sciences, teacher, The Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The article describes some of the features of implementation of the undergrowth finishing technics in canoeing. This technical element has come to play a significant role for the result of the competition in canoeing in recent years. This is facilitated by a stable high level of competition at the international level, the expansion of the sprint competition program, the evolution of the inventory. Based on the analysis of the rowers in the competition conditions the various quantitative characteristics of the studied technical element have been calculated. These include the length of rental boats, intracyclic speed in different phases of the finishing stroke.
Keywords: rowing, canoeing, kayaking, training, rowing technique.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема успешного выступления гребцов на всероссийских и международных соревнованиях приводит к необходимости поиска рациональной системы тренировки и, в частности, технической подготовки. Литературные источники единогласны с том, что техническое мастерство в гребном спорте является фактором, определяющим возможности повышения результативности двигательных действий спортсменов и степени реализации их двигательных качеств. Одним из существенных технических элементов в гребле на каноэ является так называемый финишный подсед. Новые стандарты инвентаря, новые материалы, используемые в производстве лодок для гребли на байдарках и каноэ, сделали этот компонент технической подготовленности спортсмена весьма значимым для итогового результата. Также этому способствовало и введение в 2012 г в программу олимпийских игр соревнований по гребле на байдарках и каноэ на дистанции 200 метров. Все чаще можно наблюдать, когда исход гонки решается на финише именно благодаря умелому использованию исследуемого нами технического элемента. Несмотря на возросшую роль финишного подседа в соревнованиях по гребле на каноэ, в научно-методической литературе данному вопросу должного внимания не уделяется.