УДК 796.07
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Алексей Анатольевич Грачев, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
г. Алексеевка
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию и разработке технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России, а также психолого-педагогических условий для ее практической реализации. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: технология, готовность к профессиональной деятельности, сотрудники ГПС МЧС России.
TECHNOLOGY OF READINESS FORMATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
AMONG THE EMPLOYEES OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Alexey Anatolevich Grachev, the competitor,
Alekseevka branch of the Belgorod State University
Annotation
The article presents the results of author’s researches on the substantiation and working out the technology of readiness formation for professional activity among the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, and also psychology-pedagogical conditions for its practical realization. High efficiency of the developed technology has been experimentally confirmed.
Keywords: technology, readiness for professional work, employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Изучение состояния дел в России свидетельствует о том, что за последние годы произошли крупнейшие трагедии, возникшие в результате пожаров. Все это требует поддержания на высоком уровне готовности к эффективной профессиональной деятельности пожарных расчетов, частей и подразделений ГПС МЧС России.
Опыт боевого применения частей и подразделений ГПС МЧС России свидетельствует, что выполнение задач по ликвидации пожара в значительной степени определяется работой пожарных расчётов и во многом зависит от личностных качеств, профессиональной и психологической подготовленности, готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, слаженности и сплочённости сотрудников ГПС МЧС России [1-8].
Установлено, что недостаточная профессиональная готовность сотрудников ГПС МЧС России приводит к срыву выполнения ими служебной задачи, сводит на нет их профессиональные знания, умения и навыки. Успех деятельности сотрудников ГПС МЧС России в условиях воздействия неблагоприятных факторов при выполнении служебных задач во многом зависит от их готовности к такой деятельности [9-10].
Анализ практики работы сотрудников ГПС МЧС по ликвидации пожаров свидетельствует, что согласованность усилий, хорошее взаимодействие номеров пожарного расчёта во многом определяют эффективность профессиональной деятельности. Однако в зависимости от типа решения групповой задачи могут возникать негативные эмоциональные реакции у членов пожарного расчёта, что отрицательно сказывается на результатах совместных действий.
Исследование содержания и структуры готовности сотрудников ГПС МЧС, пожарного расчёта, позволило выявить наиболее важные факторы, детерминирующие их состояние готовности к деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, детерминирующие состояние готовности сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности
Повышение эффективности деятельности пожарного расчёта достигается за счёт проведения следующего комплекса мероприятий:
- организации профессионально-психологического отбора сотрудников ГПС
МЧС;
- совершенствования системы усвоения знаний, навыков и умений профессиональной деятельности, системы формирования готовности к деятельности, их специальной психологической подготовки;
- комплектования психологически совместимых пожарных расчётов.
Структура готовности сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности по ликвидации пожаров, представлена на рисунке 2.
Цели профессиональной деятельности
Структура готовности специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности
Физический компонент готовности
уровень профессиональной работос пос обнос ти, здоровья, развития физических качеств и прикладных навыков
Мотивационный компонент готовности
чувство долга, ответственность за выполнение задачи и др.
Ориентационный компонент готовности
знания и представления об особенностях и условиях деятельности сотрудников ГПС МЧС при ликвидации пожара и спасении людей
Операционный Волевой компонент Оценочный компонент
компонент готовности готовности готовности
владение способами и приёмами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей и др.
самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам и
др.
Рис. 2. Структура готовности сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности по ликвидации пожаров
Проведенные нами исследования показали, что главный путь повышения коллективной готовности пожарного расчёта к профессиональной деятельности должен быть направлен на совершенствование процесса формирования индивидуальной готовности каждого сотрудника ГПС МЧС России к высокоэффективной деятельности при тушении пожаров. При этом система профессиональной подготовки пожарных расчетов должна быть ориентирована на формирование умений коллективных совместных действий при ликвидации пожаров.
Исследование системы формирования готовности сотрудников ГПС МЧС пожарного расчёта к профессиональной деятельности показывает, что:
- система профессиональной подготовки направлена на повышение уровня подготовленности, что не в полной мере обеспечивает эффективную деятельность в экстремальных ситуациях при ликвидации пожаров;
- начальники испытывают некоторые трудности по слаживанию и сплочению пожарных расчётов, формированию у них устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности;
- состояние готовности к профессиональной деятельности не определяется опытом работы в составе пожарного расчёта;
- существующая практика профессиональной подготовки сотрудника ГПС МЧС, ориентирована главным образом на развитие операционного и ориентационного компонента (повышение функциональной подготовленности).
Для преодоления выше перечисленных трудностей в системе профессиональной подготовки пожарных расчетов, нами была разработана технология формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России, которая представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Технология формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России
В ходе дальнейшего исследования обосновывались психолого-педагогические условия, необходимые для формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России. Для этого проводился опрос опытных специалистов пожарной безопасности и преподавателей вузов ГПС МЧС России, имеющих стаж работы более 15 лет. Всего в опросе приняли участие 127 человек. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
На заключительном этапе исследования экспериментально проверялась эффективность разработанной технологии формирования готовности к профессиональной дея-
тельности у сотрудников ГПС МЧС России.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что эффективное формирование готовности сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности в напряжённых ситуациях возможно при учёте взаимосвязи наиболее важных свойств личности.
Таблица 1
Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования готовности к
профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России (п=127)
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Определение психологической структуры личности обучаемых 19,3
2 Моделирование элементов профессиональной деятельности на занятиях, требующих принятия правильных решений в сложных ситуациях 18,1
3 Нацеленность процесса профессиональной подготовки на решение профессиональных задач в условиях, требующих проявления эмоциональноволевой устойчивости 15,7
4 Развитие необходимых индивидуально-психологических свойств в структуре личности, которые наиболее полно соответствуют условиям профессиональной деятельности при ликвидации пожаров 14,2
5 Создание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от сложившейся ситуации 10,8
6 Использование методических приёмов, подавляющих неуверенность у сотрудников ГПС МЧС России 9,3
7 Создание обстановки на занятиях, требующей проявления интенсивной мыслительной деятельности в заданных интервалах времени 6,9
8 Оценка и учёт индивидуальных психологических возможностей сотрудников ГПС МЧС России 5,7
При рассмотрении влияния структурной организации свойств на проявление способностей сотрудников ГПС МЧС России можно сделать следующие выводы:
- установлено, что роль отдельных личностных свойств в освоении элементов профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС неодинакова;
- максимальное влияние оказывают характеристики, имеющие наибольшее число взаимосвязей с профессиональной деятельностью;
- характеристики, занимающие центральное положение в структуре способностей, которые определяют перспективы профессионального роста, могут быть скрыты другими, более ярко выраженными профессиональными качествами.
Исследование показало, что формирование готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России - это образование тех необходимых мотивов, установок, опыта, придание его психическим процессам и свойствам таких особенностей, которые обеспечивают возможность эффективно действовать в экстремальных ситуациях. При этом особенно важно сформировать эмоционально устойчивую, целостную личность.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России. Так испытуемые экспериментальной группы показали достоверное преимущество (р<0,05) по сравнению с контрольной группой в показателях готовности к профессиональной деятельности. По окончании педагогического эксперимента только 12,7% испытуемых контрольной группы имели высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, а в экспериментальной группе - это число составило 37,2%. И, наоборот, количество лиц с относительно низким уровнем готовно-
сти в контрольной группе было 28,5%, а в экспериментальной - 9,3% (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ готовности к профессиональной деятельности испытуемых экспериментальной и контрольной групп по окончании ______________________педагогического эксперимента (в %)_____________________
Уровни готовности к служебной деятельности Испытуемые Р
КГ (п=45) ЭГ (п=43)
«Высокий» 12,7 37,2 <0,05
«Выше среднего» 20,3 33,2 <0,05
«Средний» 38,5 20,3 <0,05
«Низкий» 28,5 9,3 <0,05
Вывод: Разработанная педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России позволяет более качественно решать задачи их профессиональной подготовки для действий в экстремальных условиях по локализации и ликвидации пожаров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскин, Ю.Г. Проблемы управления качеством профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы в условиях модернизации российского пожарно-технического образования / Ю.Г. Баскин, Р. А. Степанов, П.В. Канисев // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2011. - № 1 (17). - С. 35-39.
2. Баскин, Ю. Г. Методика применения виртуального учебно-методического комплекса в учебном процессе вуза ГПС МЧС России / Ю.Г. Баскин, В.В. Клюй // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 6-10.
3. Брагин, В.В. Технология правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр / В.В. Брагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 23-27.
4. Васильев, С. Г. Информационное психологическое обеспечение формирования профессионально важных психологических качеств обучающихся в вузах ГПС МЧС России / С.Г. Васильев, Е.В. Табанова, А.В. Шленков // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2010. - № 2 (7). - С. 29-37.
5. Зверев, В.Л. Психическая готовность выпускников Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы к исполнению служебнопрофессиональных обязанностей / В.Л. Зверев, А.Б. Дмитриева // Психол.-пед. проблемы безопасности человека и общества. - 2010. - № 4 (9). - С. 23-28.
6. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях / И.В. Лаухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
7. Николаева, О.М. Методика развития профессиональной устойчивости у сотрудников ГПС МЧС России к эффективному выполнению задач при ликвидации пожаров высокой категории сложности / О.М. Николаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 87-91.
8. Ткачев, В.И. Технология применения физических упражнений в составе пожарного расчета / В.И. Ткачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2006. - Вып. 22. - С. 85-89.
9. Шленков, А.В. Соответствие личностных особенностей выпускников вузов Государственной противопожарной службы МЧС России профессиограммам основных должностей пожарной охраны / А. В. Шленков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (49). - С. 101-105.
10. Шленков, А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки
сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук I Шленков А.В. ; СПб ун-т гос. противопожарной службы МЧС России. - СПб., 2010. - 43 с.
Контактная информация: grachev_a@mail.ru
УДК 378
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Марина Александровна Давыдова, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье представлены структура и содержание инновационной технологии обучающего тестирования, а также разработаны примерные программы и практические рекомендации по организации и проведению учебно-тренировочных занятий на основе технологии обучающего тестирования для студентов вузов физической культуры, специализирующихся в спортивнооздоровительном туризме.
Ключевые слова: технология обучающего тестирования, спортивно-оздоровительный туризм.
STRUCTURE AND CONTENT OF THE TRAINING TESTS INNOVATION TECHNOLOGY FOR THE STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Marina Aleksandrovna Davydova, the post-graduate student,
Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism
Annotation
The article presents the structure and content of the training tests innovation technology as well as the newly developed exemplary programs and practical recommendation for organization and conducting the instructional classes based on the training tests technology for the students of physical culture educational institutions, specializing in sporting tourism.
Keywords: training tests technology, sporting tourism.
Анализ актуальных проблем построения учебного процесса у будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму показал необходимость разработки инновационной технологии обучающего тестирования, обеспечивающей актуализацию потребности студентов в постоянном профессиональном самосовершенствовании в современных условиях перехода на стандарты третьего поколения [1,4].
Педагогическая технология обучающего тестирования разработана нами на основе интеграции наиболее прогрессивных подходов к обучению и включает следующие основные блоки: а) информационно-познавательный, б) операционно-деятельностный, в) критериально-оценочный, г) информационно-поисковый, д) внеурочно-практический, е) материально-технического обеспечения, ж) глоссарий, з) литература, и) тренинги (рис. 1).
На основе данных, полученных в результате комплексных исследований [2,3] и анализа требований Государственного образовательного стандарта к выпускнику вуза физической культуры [1] нами были разработаны примерные программы и практические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий на основе технологии обучающего тестирования. В процессе построения алгоритма действий, в качестве примера, были выделены наиболее актуальные темы, входящие в общетуристскую и специальную