Белкин Андрей Вячеславович
ПРОБЛЕМА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ САМАРСКОГО (КУЙБЫШЕВСКОГО) НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В 1958-1974 ГГ.
В статье проанализирована проблема переподготовки и повышения квалификации кадров Самарского (Куйбышевского) научно-промышленного ракетно-космического комплекса в период его формирования (1958-1974 гг.), в научный оборот введены ранее не опубликованные данные о численности рабочих на заводах ракетно-космической отрасли региона, статистика повышения квалификации и переподготовки кадров. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/12-2/6.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 27-31. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
По нашему мнению, факты оскорбления императора в российской деревне рассмотренного периода не являются показателем антимонархических настроений крестьян. Но в то же время свидетельствуют о падении авторитета личности императора в глазах сельских жителей. Брань в адрес царя не имела никакой политической подоплеки, а была обусловлена конкретной ситуацией общественного конфликта или бытовой ссорой. В ходе следствия по таким делам состав преступления не был обнаружен. Если крестьян за пьяные речи «без умысла» все же наказывали, то в большей мере с воспитательной целью. К ненормативной лексике и неприличным жестам, которые сопровождали ругательства, хулители царя прибегали с целью эмоционального воздействия на слушателей. Аргументами для дискредитации монарха служили обвинения в действиях, традиционно воспринимаемых сельскими жителями как порочные. Личность императора все чаще становилась объектом ругани крестьян, а действия монарха вызывали у сельских обывателей подозрение в злом умысле. Все это выступало верным признаком кризиса самодержавной власти.
Список литературы
1. Безгин В. Б. «Царь-Батюшка» и «Народ-Богоносец» (крестьянский монархизм конца XIX - начала XX вв.) // Труды кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета: сборник научных трудов. СПб.: Нестор, 2004. Вып. 2. С. 24-28.
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102 (МВД. Департамент полиции. Особый отдел). Оп. 1906.
3. ГАРФ. Ф. 124 (Министерство юстиции). Оп. 18.
4. ГАРФ. Ф. 124. Оп. 21.
5. ГАРФ. Ф. 124. Оп. 24.
6. ГАРФ. Ф. 124. Оп. 25.
7. Государственный архив Тамбовской области. Ф. 4 (Канцелярия губернатора). Оп. 1.
8. Колоницкий Б. И. «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 664 с.
9. Отдел рукописей Российской научной библиотеки. Ф. 587 (Кони А. Ф).
WHAT FOR AND HOW PEASANTS SCOLDED THE TSAR (BY THE MATERIALS OF INVESTIGATORY CASES OF THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)
Bezgin Vladimir Borisovich, Doctor in History, Professor Tambov State Technical University vladyka62@mail. ru
The article analyzes peasants' perception of monarch's power and countrymen's attitude to Nicholas II's personality by the materials of investigatory cases of contempt of His Majesty the Emperor. The author identifies motives of peasants' abusive comments about the tsar and clarifies circumstances, under which such bad language was used. Having analyzed the documents the researcher concludes that there was no criminal intent in peasants' words but they indicated decline of the Emperor's prestige and loss of confidence to the authorities on the whole.
Key words and phrases: peasants; Emperor; abuse; crime; defamation of power; investigatory cases.
УДК 93/94
Исторические науки и археология
В статье проанализирована проблема переподготовки и повышения квалификации кадров Самарского (Куйбышевского) научно-промышленного ракетно-космического комплекса в период его формирования (1958-1974 гг.), в научный оборот введены ранее не опубликованные данные о численности рабочих на заводах ракетно-космической отрасли региона, статистика повышения квалификации и переподготовки кадров.
Ключевые слова и фразы: научно-промышленный ракетно-космический комплекс; Куйбышевская область; кадровый состав; переподготовка и повышение квалификации; подготовка кадров.
Белкин Андрей Вячеславович
Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования avbelkin82@rambler. т
ПРОБЛЕМА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ САМАРСКОГО (КУЙБЫШЕВСКОГО) НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В 1958-1974 ГГ.
Научно-промышленный ракетно-космический комплекс в Самарской (Куйбышевской) области в период своего формирования в 1958-1974 гг. накопил значительный опыт в решении проблем становления кадрового состава, который актуален и в настоящее время. В 1958 г. перед авиационными предприятиями Куйбышевской области была поставлена задача серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Это потребовало от сотрудников предприятий в короткие сроки освоить принципиально отличающиеся
от авиационных технологии производства: автоматизированной аргонно-дуговой сварки, обработки деталей с помощью ультразвука, работу с жаропрочными видами сталей, электронные цифровые вычислительные машины, работу на станках с программным управлением.
В советской литературе, посвященной трудовым ресурсам Куйбышевской области, вопросы формирования кадрового состава ракетно-космической отрасли в регионе в изучаемый период не выделяются. Проблемами трудовых ресурсов с позиций марксизма в это время занимались в основном экономисты. Так, в работе Г. Р. Хасаева рассматриваются в целом вопросы формирования, использования и планирования трудовых ресурсов промышленности и сельского хозяйства в Куйбышевской области 1960-1970-х гг. [12].
В современной отечественной историографии специальные работы по теме также отсутствуют. Однако в статьях Н. Ф. Банниковой и П. С. Лебединского по истории проектных и конструкторских организаций в Куйбышевской области в 1950-1960-е гг. затрагиваются вопросы количества сотрудников и их образовательного уровня [1; 2].
В период с 1958 до 1974 гг. в процессе формирования научно-промышленного ракетно-космического комплекса в Куйбышевской области решались задачи конструирования, организации опытного и серийного производства следующих видов ракетно-космической техники: 1) боевых крылатых ракет; 2) ракет-носителей «Восток», «Восход», «Молния», «Союз» и их модификаций для орбитальных полетов; 3) универсальной мощной военной ракеты УР-200; 4) ракеты-носителя тяжелого класса Н-1 для полета к Венере, Марсу, Луне; 5) спутников военного, научного и народнохозяйственного назначения и др.
В решение перечисленных задач было вовлечено значительное число промышленных предприятий в Куйбышевской области. Так, в период 1962-1974 гг. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 1022-439 от 24 сентября 1962 г. 17 заводов и проектных организаций Министерства общего машиностроения, авиационной промышленности и Средне-Волжского совнархоза, расположенных в Куйбышевской области, участвовали в работе по созданию и освоению изделий комплекса «11А52» (Н-1) [9, д. 2, л. 93]. Этот заказ Министерства обороны и Академии наук СССР был крупнейшим из реализованных в регионе и потребовал выполнения большого объема работы, в том числе и в решении кадровых проблем.
Становление кадрового состава изучаемого научно-промышленного ракетно-космического комплекса в 1958-1974 гг. происходило в условиях:
- стремительного развития науки, техники и передовых технологий;
- «гонки вооружений», то есть борьбы за военно-техническое лидерство между СССР и США;
- реформы системы образования, которая должна была существенно увеличить число обучаемых квалифицированных кадров для промышленных предприятий и резко повысить качество их подготовки.
В данной статье проанализирована проблема переподготовки и повышения квалификации рабочих; мастеров, технологов, инженеров (ИТР) и научных сотрудников; руководящих работников промышленных предприятий и научных организаций, входивших в комплекс.
На первом этапе его формирования (1958-1962 гг.) эта проблема была основной, однако не потеряла своей актуальности и в дальнейшем. Объясняется это постоянной модернизацией производства, освоением новых заказов, внедрением технологий и материалов. Например, на заводе «Прогресс» за 1958 г. необходимо было обучить всех инженерно-технических работников, руководящий состав и часть рабочих, занятых на освоении серийного выпуска Р-7. А это 2 802 человека ИТР и более 8 тысяч из 16 187 рабочих на предприятии [7, д. 1, л. 7]. Такая же ситуация была и на заводе им. М. В. Фрунзе, где всего было 2 955 ИТР и около 7 тысяч рабочих, занятых в новом производстве [Там же, д. 11, л. 6].
Переподготовка и повышение квалификации рабочих, ИТР, научных сотрудников и руководящих работников проходили по семи направлениям: 1) овладение вторыми и третьими специальностями; 2) обучение рабочих в школах передовых методов труда; 3) повышение уровня общего образования рабочих в школах рабочей молодежи; 4) повышение разрядов рабочих посредством прохождения обучения на производственно-технических курсах и освоение новых технологий производства на курсах целевого назначения; 5) повышение квалификации ИТР и научных сотрудников; 6) работа всех сотрудников с технической информацией по новому производству (лекции, стенды, просмотр кинофильмов, экскурсии и т.п.); 7) повышение квалификации руководящих работников.
Обучение рабочих вторым и третьим специальностям проводилось инженерно-техническим персоналом, а также высококвалифицированными рабочими непосредственно в цехах заводов индивидуальным и бригадным способом. В результате рабочие получали новые специальности и могли совмещать: электросварку и газосварку; работу на токарных, фрезерных и сверлильных станках; слесарную обработку, сборку и электросварку; слесарную работу и шлифовку и др. Это направление помогало частично решать проблему нехватки рабочих, которая была актуальна на протяжении всего изучаемого периода. Так, на заводе «Прогресс» даже в 1967 г. не хватало около 1000 человек производственных рабочих и только в первую смену ежедневно простаивало в среднем около 300 станков [10, д. 172, л. 39].
Школами передовых методов труда для рабочих руководили передовики, новаторы производства и бригадиры. В них обучалось, как правило, не менее 5 человек. По воспоминаниям Д. И. Козлова, для подготовки большого количества сварщиков Литвинов (В. Я. Литвинов - директор завода п/я 208 - «Прогресс») распорядился в 1958 г. сделать в одном из цехов 50 сварочных ячеек, посадил 50 рабочих. Несколько дней они обучались сварке, потом из них отбирали 20 лучших рабочих, которые направлялись на работу по новой специальности. Затем к обучению приступала новая группа рабочих [6, с. 146-147]. В результате таким способом был создан костяк сварщиков по изделию 8К71 (Р-7) в количестве 140 человек [7, д. 185, л. 99].
Важную роль в процессе повышении квалификации рабочих сыграли школы рабочей молодежи, в которых они получали восьмилетнее или среднее общее образование. Ситуация с общим уровнем образования была сложной даже на передовых предприятиях. Например, в 1961-1962 гг. только на основном производстве комплекса - заводе «Прогресс» число неграмотных составляло 184 человека. Для их обучения выделялись ответственные лица из числа ИТР, студентов вузов, техникумов и школ рабочей молодежи [10, д. 99, л. 203].
Предприятия активно помогали совнархозу в строительстве школ рабочей молодежи. В результате количество обучающихся 5-8 классов в них в Куйбышевской области с 1965 до 1970 гг. снизилось почти вдвое с 14,6 до 7,7 тыс. человек. Однако получение полного среднего образования было по-прежнему актуальной проблемой, и контингент учащихся 9-11 классов в 1965 г. составил 26,5 тыс. человек, а в 1970 - 23,8 тыс. [5, с. 244]. Минимум восьмилетнего образования требовался для зачисления рабочих на производственно-технические курсы, курсы целевого назначения. Соответствующий уровень образования требовался и для участия в движении по изобретательству и рационализации, которое не только повышало эффективность производства и качество выпускаемых изделий, но давало возможность получить денежные премии.
В группы повышения производственной квалификации на производственно-технических курсах направлялись, в первую очередь, рабочие, имеющие более длительный стаж работы по специальности, достигшие повышенных производственных показателей, проявившие творческую активность на производстве в области рационализации труда и изобретательства. Рабочие, успешно окончившие производственно-технические курсы и сдавшие квалификационные экзамены, пользовались преимуществом при повышении тарифного разряда и продвижении по работе.
Предприятия также предоставляли своим рабочим возможность самостоятельного обучения для повышения разряда. Например, на заводе им. М. В. Фрунзе в 1964 г. повышение технической квалификации осуществлялось на четырехмесячных производственно-технических курсах при отделе подготовки кадров и непосредственно в цехах. В результате обучения и самостоятельного повышения своих технических знаний, производственных навыков сдали экзамены и повышены в разрядах 1 592 человека, из них 546 человек по учебе, притом что курсы закончили 855 рабочих [13, д. 304, л. 3].
Курсы целевого назначения выполняли функцию овладения рабочими новыми навыками по оборудованию, изделиям, материалам, технологическим процессам, средствам механизации и автоматизации производственных процессов, а также вопросам экономики производства, качества выпускаемой продукции, научной организации труда, техники безопасности и правилам технической эксплуатации оборудования с повышенной опасностью. Теоретические занятия проводились учебными группами постоянного состава, комплектуемыми, как правило, из рабочих одинаковых или родственных специальностей, одинакового уровня квалификации. Производственное обучение, где это предусмотрено учебной программой, проводилось индивидуально, в учебных бригадах (группах) или же на рабочих местах обучающихся под руководством инструктора. Это направление повышения квалификации предполагало обучение в основном рабочей молодежи, но в период освоения производства ракетной техники ею были охвачены также и рабочие старших возрастов. Связано это было не только с началом выпуска новой продукции, но и с переходом на рубеже 1960-х гг. на семичасовой рабочий день. Ежегодно на каждом из крупнейших предприятий ракетно-космического комплекса на курсах целевого назначения обучалось порядка двух тысяч человек [17, д. 117, л. 31].
Одной из составляющих работы по повышению квалификации на курсах целевого назначения в начале 1960-х гг. было изучение экономики производства, которой стали уделять большое внимание после июльского пленума ЦК КПСС 1960 г. Постановлением Куйбышевского СНХ для всех сотрудников на предприятиях было введено как обязательное изучение основ экономики с тем, чтобы каждый работающий овладел минимумом экономических знаний. Так, на заводе п/я 208 («Прогресс») только в 1960 г. к занятиям приступили 432 кружка экономической учебы с охватом 62% работников предприятия [14, д. 129, л. 48-49]. Делалось это в целях повышения эффективности производства, экономии сырья и трудового времени. Среди рабочих, однако, эта кампания не дала желаемых результатов и в дальнейшем сохранилась только для руководящих работников, особенно с переходом в середине 1960-х на сдельную систему оплаты труда.
Курсы целевого назначения также играли значительную роль в повышении квалификации инженерно-технических работников и научных сотрудников. В начале формирования научно-промышленного ракетно-космического комплекса в Куйбышевской области не было специалистов по ракетной технике, и молодые инженеры-конструкторы завода «Прогресс» с 1958 г. регулярно направлялись на стажировку в головное ОКБ-1 в подмосковные Подлипки. Там они на практике изучали производство на опытном заводе по выпуску ракетной техники - НИИ-88, конструкторскую документацию в ОКБ-1, сдавали экзамены и защищали квалификационные работы [3, с. 34].
Научные сотрудники куйбышевских филиалов Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ), Научного института автоматизации технологии (НИАТ) также с 1958 г. обучались на курсах повышения квалификации в Москве, Ленинграде, Киеве, в том числе и во всесоюзных заочных институтах. Особое внимание уделялось повышению квалификации молодых специалистов и практиков (специалистов, не имевших высшего образования), что, безусловно, благотворно влияло на рост уровня профессиональных знаний и квалификационных навыков [11, д. 62, л. 10].
В Куйбышевской области в начале 1960-х гг. могли повысить квалификацию технологи, конструкторы по инструменту и оснастке заводов в постоянно действующей школе инструментальщиков под руководством профессора А. Н. Резникова, которая была организована в 1961 г. на базе отраслевой научно-производственной инструментальной лаборатории Куйбышевского политехнического института. Школой была проведена большая работа по внедрению в производство алмазного инструмента [15, д. 74, л. 12].
Для мастеров на заводах организовывались специальные школы. В совнархозе эта работа началась с 1965 г. в целях коренного улучшения подготовки резервов на выдвижение [17, д. 2, л. 20-39]. Однако на предприятиях ракетно-космической промышленности в Куйбышевской области эта работа велась с некоторым опережением. На заводе им. М. В. Фрунзе при отделе подготовки кадров уже в 1963 г. функционировала двухгодичная школа мастеров, насчитывавшая 30 слушателей, и с сентября 1964 г. были открыты подготовительные курсы для трехгодичной школы мастеров, на которых обучалось 150 человек [13, д. 304, л. 4].
Таким образом, системной работы по организации повышения квалификации ИТР со стороны руководства Куйбышевской области в период формирования научно-промышленного ракетно-космического комплекса в регионе не проводилось, повышение квалификации ИТР велось на предприятиях.
В работу с технической информацией по новому производству в той или иной степени были вовлечены все сотрудники заводов, научно-исследовательских и конструкторских организаций научно-промышленного ракетно-космического комплекса. Она проводилась, как правило, непосредственно на предприятиях с привлечением преподавателей техникумов и вузов области.
Необходимо отметить разнообразие форм работы с технической информацией. Так, на заводе им. М. В. Фрунзе ее план в 1960 г. включал совещания, семинары, конференции по обмену опытом, межзаводские и заводские школы, выезды по обмену опытом, экскурсии на родственные заводы, изучение передового опыта на рабочих местах, распространение опыта бригад коммунистического труда, просмотр телевизионных программ, кинофильмов, лекции в цехах и отделах. Среди тем лекций следует выделить: «Ультразвук и его применение в промышленности», «Космические полеты будущего», «Ракетное оружие», «Металлы будущего» и т.д. Экономический эффект от внедрения в производство мероприятий, по различным источникам информации, в 1960 г. только на этом предприятии составил 250 тысяч рублей [Там же, д. 206, л. 2-10].
Практически на каждом предприятии комплекса действовали технические библиотеки. При необходимости сотрудники могли ознакомиться не только с новинками отечественной, но и зарубежной научной литературы по ракетно-космической технике. Так, подписка технической библиотеки Куйбышевского филиала НИАТ на издания научно-технических издательств составляла: на 1961 г. - 165 отечественных и 58 зарубежных; на 1962 г. - 173 отечественных и 57 зарубежных наименований [8, д. 32, л. 32].
С достижениями ученых вузов Куйбышевской области работники предприятий ракетно-космической промышленности области могли ознакомиться на постоянно действующих семинарах при Доме научно-технической пропаганды. В 1958 г. семинар по повышению надежности и долговечности машин и конструкций возглавлял профессор Куйбышевского авиационного института (КуАИ) А. М. Сойфер. Другой семинар - «Органические и неорганические соединения» вел кандидат химических наук М. С. Вигдергауз [15, д. 121, л. 52-53]. В решении Первой научно-технической конференции работников заводских лабораторий Куйбышевского экономического района по методам физико-химического анализа (декабрь 1958 г.) постоянно действующие семинары получили высокую оценку как эффективное средство повышения технической и деловой квалификации [4, с. 156].
Важное место в становлении кадрового состава научно-промышленного ракетно-космического комплекса занимало повышение квалификации руководящих работников.
С конца 1950-х гг. требования к соответствию уровня знаний руководителей занимаемой должности на предприятиях комплекса значительно возросли. На заводе «Прогресс» квалификационные испытания на знание технологических процессов и документации проходили все руководители за исключением директора В. Я. Литвинова. Для их проведения привлекались московские специалисты из ОКБ-1 и НИИ-88. Д. И. Козлов, принимавший зачеты в составе московской комиссии, вспоминает яркий эпизод, характеризующий ситуацию с повышением квалификации руководства завода: «Случилось так, что я поставил "неуд" главному сварщику завода. На следующий день Литвинов уволил его с этой должности» [6, с. 146-147].
В Куйбышевском совнархозе также понимали необходимость соответствия уровня знаний руководящих работников предприятий новым задачам высокотехнологичного производства. В 1965 г. был утвержден план приема их в группы повышения квалификации при вузах, который включал теоретическое обучение, практические занятия, подготовку к защите квалификационных работ. Занятия проводились два раза в месяц по 6 академических часов в день с отрывом от работы в дни учебы. Учебные планы, программы, разрабатываемые вузами, согласовывались с руководством управлений и предприятий. В учебных планах предусматривалось освещение вопросов новой техники и технологии, экономики и организации производства, изучение передового опыта, с посещением передовых предприятий. Подбор профессорско-преподавательского состава, обеспечение учебно-материальной базы, комплектование групп, контроль над учебным процессом и посещаемостью лежали на руководстве учебных заведений. Расчет с вузами, техникумами и учебными комбинатами за обучение производился через предприятия, за счет отчислений от себестоимости продукции на подготовку кадров [17, д. 2, л. 20-39].
В результате проведенных мероприятий по повышению квалификации работников ракетно-космической отрасли в Куйбышевской области на рубеже 1950-1960-х гг. удалось достичь необходимого уровня надежности выпускаемых ракет. С окончанием строительства стартовой станции в районе Плесецка (объект «Ангара») ракета Р-7 (8К71) куйбышевского серийного производства менее чем через 11 месяцев после первого удачного пуска, 20 января 1960 г., сразу была принята на вооружение. Первые две ступени знаменитой ракеты 8К72 с космическим кораблем «Восток» Ю. А. Гагарина были также изготовлены на куйбышевских предприятиях.
Таким образом, проблемы становления кадрового состава в период формирования Самарского (Куйбышевского) научно-промышленного ракетно-космического комплекса решались, в первую очередь, путем повышения квалификации рабочих (переподготовка, обучение вторым профессиям, курсы целевого назначения,
производственно-технические курсы на предприятиях), ИТР (командирование на московские предприятия, курсы целевого назначения при техникумах и вузах Куйбышева и других городов), руководителей (аттестация на знание документации, кратковременное обучение при вузах в специальных группах повышения квалификации).
Созданная система повышения квалификации и переподготовки кадров стала основой для дальнейшего совершенствования разнообразной продукции комплекса, а также оказала существенное влияние на формирование элиты рабочих и научно-технической интеллигенции в регионе.
Список литературы
1. Банникова Н. Ф. Из истории становления Куйбышевского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института авиационных материалов (1959-1965 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. Т. 8. № 3. С. 815-823.
2. Банникова Н. Ф., Лебединский П. С. Становление и развитие отраслевых научно-исследовательских организаций Куйбышевской области (конец 50-х - начало 60-х гг.) // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва. 2006. № 3. С. 72-78.
3. Кириллин А. Н., Ахметов Р. Н., Тюлевин С. В., Ткаченко С. И. и др. Самарские ступени «семерки». Самара: Издательский дом «Агни», 2011. 256 с.
4. Материалы научно-технической конференции работников заводских лабораторий Куйбышевского экономического района. Центральное бюро технической информации. Куйбышев, 1960. 159 c.
5. Народное хозяйство Куйбышевской области за 1966-1970 гг.: стат. сб. Куйбышев, 1972. 271 с.
6. Полетаева В. В. Начало звездных дорог. Самара: Сам. отд. Литфонда, 2011. 215 с.
7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 29. Оп. 2.
8. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 136.
9. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 142.
10. СОГАСПИ. Ф. 4131. Оп. 6.
11. Самарский филиал Российского государственного архива научно-технической документации. Ф. Р-65. Оп. 3-6.
12. Хасаев Г. Р. Трудовые ресурсы Куйбышевской области: формирование, использование, планирование. Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. 215 c.
13. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-2453. Оп. 4.
14. ЦГАСО. Ф. Р-3562. Оп. 4.
15. ЦГАСО. Ф. Р-4266. Оп. 1.
16. ЦГАСО. Ф. Р-4270. Оп. 51.
17. ЦГАСО. Ф. Р-4270. Оп. 126.
PROBLEM OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PERSONNEL OF SAMARA (KUIBYSHEV) SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL SPACE ROCKET COMPLEX IN 1958-1974
Belkin Andrei Vyacheslavovich
Samara Institute for Advanced Training and Retraining of Education Workers avbelkin82@rambler. ru
The article analyzes the problem of retraining and advanced training of personnel of Samara (Kuibyshev) Scientific and Industrial Space Rocket Complex in the period of its formation (1958-1974), and introduces previously unpublished data on the number of workers at the space and rocket industry factories in the region and statistics of the personnel advanced training and retraining into scientific circulation.
Key words and phrases: Scientific and Industrial Space Rocket Complex; Kuibyshev region; personnel structure; retraining and advanced training; personnel training.
УДК 74.01/09 Искусствоведение
Статья посвящена установлению основных характеристик открыток конца XX - начала XXI в., их роли в современной культуре и тенденций развития их художественной формы. Выявлено несоответствие существующих определений понятия «открытка» и современной продукции. Авторами предложено собственное определение термина.
Ключевые слова и фразы: открытки; почтовые карточки; социокультурная роль; определение; трансформация.
Белько Татьяна Васильевна Агафонова Ангелина Викторовна
Поволжский государственный университет сервиса belko@tolgas.ru; agafonova.angelina@gmail.com
ОТКРЫТКА В КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI В.: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Открытка всегда занимала особое место в коммуникационном процессе. Ее появление было не только значимым событием в развитии почтовой связи, но и важным шагом в эволюции межличностных отношений.