Научная статья на тему 'От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова и их значение для формирования правовых актов, совершенствования полиции Российской Федерации. Часть 1. Сущность полицейских обязанностей, главная цель и пределы деятельности полиции Российской империи по проекту Устава Полицейского'

От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова и их значение для формирования правовых актов, совершенствования полиции Российской Федерации. Часть 1. Сущность полицейских обязанностей, главная цель и пределы деятельности полиции Российской империи по проекту Устава Полицейского Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Межведомственная Комиссии по преобразованию полиции в Российской Империи / полиция / проект Устава Полицейского / П.А. Столыпин / А.А. Макаров / Interdepartmental Commission for the Transformation of the Police in the Russian Empire / police / draft Police Charter / P.A. Stolypin / A.A. Makarov

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шурухнов Николай Григорьевич, Шурухнова Диана Николаевна

В статье кратко представлены нормы общих положений проекта Устава Полицейского, раскрыты цель и основные направления деятельности полиции Российской империи, средства и способы обеспечения прав и свобод граждан, процедурные вопросы работы служащих полиции, в частности, составление основных документов, обеспечивающих достоверность изложенных сведений. Даны соотношения норм Устава с нормами действовавших в то время законодательных актов, а также с отдельными статьями Федерального закона «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шурухнов Николай Григорьевич, Шурухнова Диана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and Content: Views of Members of the Commission of Senator A.A. Makarov and Their Importance for the Formation of Legal Acts, Improvement of the Police of the Russian Federation. Part 1. The essence of police duties, the main goal and limits of the activities of the police of the Russian Empire under the project of Police Charter

The article briefly presents the norms of the general provisions of the draft Police Charter, reveals the purpose and main directions of the activities of the police of the Russian Empire, means and methods of ensuring the rights and freedoms of citizens, procedural issues of the work of police officers, in particular, the preparation of basic documents that ensure the reliability of the information presented. The relationship between the norms of the Charter and the norms of the legislative acts in force at that time, as well as with individual articles of the Federal Law “On Police” is given.

Текст научной работы на тему «От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова и их значение для формирования правовых актов, совершенствования полиции Российской Федерации. Часть 1. Сущность полицейских обязанностей, главная цель и пределы деятельности полиции Российской империи по проекту Устава Полицейского»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.1.)

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

УДК 3.08; 34.07; 34.08;342; 343; 35; 93/94 ГРНТИ 10.09 EDN: WLSSUU

От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова и их значение для формирования правовых актов, совершенствования полиции Российской Федерации

Под таким общим названием планируется опубликовать несколько статей, в которых, по замыслу редакции и авторов, будет:

- раскрыто содержание и сущность проекта Устава Полицейского (ПУП);

- показаны особенности предполагаемой деятельности полиции Российской империи, того сложного для государства периода;

- обозначены ее направления в борьбе с преступностью при условии неукоснительного соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан России;

- проведено сравнительно-правовое исследование с нормами других нормативных правовых актов, уже действовавших на рассматриваемое время и определявших правовой статус полиции в отдельных ситуациях;

- продемонстрированы соотношения норм проекта Устава Полицейского с некоторыми нормами Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»;

- сделан намек должностным лицам России, наделенным правом законодательной инициативы на внесение изменений в названный ФЗ, направленных на совершенствование организации, интенсификации деятельности современной полиции, повышение финансового довольствия ее служащих, совершенствование материально-технического и кадрового обеспечение, укрепление престижа службы.

Часть 1. Сущность полицейских обязанностей, главная цель и пределы деятельности полиции Российской империи по проектуУстава Полицейского

©Шурухнов Николай Григорьевич1,2,а ©Шурухнова Диана Николаевна 3'b

' Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Тула, Россия

2 НИИ ФСИН России, г. Москва, Россия

3 Российский Экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия а [email protected]

ь [email protected]

Аннотация: В статье кратко представлены нормы общих положений проекта Устава Полицейского, раскрыты цель и основные направления деятельности полиции Российской империи, средства и способы обеспечения прав и свобод граждан, процедурные вопросы работы служащих полиции, в частности, составление основных документов, обеспечивающих достоверность изложенных сведений. Даны соотношения норм Устава с нормами действовавших в то время законодательных актов, а также с отдельными статьями Федерального закона «О полиции».

Ключевые слова: Межведомственная Комиссии по преобразованию полиции в Российской Империи; полиция; проект Устава Полицейского; П.А. Столыпин; А.А. Макаров.

Для цитирования: Шурухнов Н.Г., Шурухнова Д.Н. От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора A.A. Макарова и их значение для формирования правовых актов, совершенствования полиции Российской Федерации. Часть 1. Сущность полицейских обязанностей, главная цель и пределы деятельности полиции Российской империи по проекту Устава Полицейского//Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №6. С. 013-020. EDN: WLSSUU

From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and Content: Views ofMembers ofthe Commission ofSenator A.A. Makarov and Their Importance for the Formation ofLegalActs, Improvement of the Police of the Russian Federation

Under this general title it is planned to publish several articles in which, according to the editors and authors, there will be:

- the content and essence ofthe draft Police Charter (PUP) is revealed;

- shows the features ofthe alleged activities ofthe police ofthe Russian Empire, that difficult period for the state;

- its directions in the fight against crime are outlined, subject to strict observance ofthe rights, freedoms and legitimate interests of Russian citizens;

- a comparative legal study was carried out with the norms of other regulatory legal acts that were already in force at the time under review and determined the legal status ofthe police in certain situations;

-the correlation between the norms ofthe draft Police Charter and some norms ofthe Federal Law of 02/07/2011 No. 3-FZ "On the Police" is demonstrated;

- a hint was made to Russian officials who have the right of legislative initiative to introduce changes to the said Federal Law, aimed at improving the organization, intensifying the activities of the modern police, increasing the financial compensation of its employees, improving logistics and personnel support, strengthening the prestige ofthe service.

Part 1. The essence ofpolice duties, the main goal and limits of the activities of the police of the Russian Empire under the project of Police Charter

©Shurukhnov Nikolay Grigorievich 1'2'a ©Shurukhnova Diana Nikolaevna 3'b

1 Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry ofJustice Russia), Tula, Russia

2 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia

3 Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia a [email protected]

b [email protected]

Abstract: The article briefly presents the norms ofthe general provisions ofthe draft Police Charter, reveals the purpose and main directions ofthe activities ofthe police ofthe Russian Empire, means and methods of ensuring the rights and freedoms of citizens, procedural issues ofthe work of police officers, in particular, the preparation of basic documents that ensure the reliability ofthe information presented. The relationship between the norms ofthe Charter and the norms ofthe legislative acts inforce at that time, as well as with individual articles ofthe Federal Law "On Police" is given.

Keywords: Interdepartmental Commission for the Transformation ofthe Police in the Russian Empire; police; draft Police Charter; P.A. Stolypin; A.A. Makarov.

ВВЕДЕНИЕ петентных государственных лиц, проработавших в Комиссии более 10 лет, и проделавших колоссальную по

В конце 1906 г., на основании решения Председателя объему и значению работу. Если бы предложения Ко-

Совета Министров, Петра Аркадьевича Столыпина [1; миссии были законодательно и организационно приня-

2, с. 52-57; 3, с. 270-275], была образова на Межведом- ты, а полиция реформирована, то, по нашему мнению, ственная Комиссия (далее - Комиссия). В ее обязанно- это позволило бы не только снизить уровень террориз-

сти вменена выработка нормативных правовых актов ма, сохранить множество человеческих жизней, но и

по преобразованию полиции в Империи, пересмотр изменитьходроссийскойистории.

действующих на то время законоположений, устанав- Обстоятельность Комиссии связана не только с авто-

ливающих виды, условия службы, порядок деятельно- ритетом, жизненным и профессиональным опытом ее

сти чинов полиции, материально-техническое (включая членов, но и стем, что они работали как настоящие пра-

оружие, боеприпасы), фи нансовое обеспечение. Воз- воведы-исследователи, ориентированные на интенси-

главил Комиссию Товарищ Министра внутренних дел фикацию деятельности важнейшего государственного (Государственный секретарь), сенатор A.A. Макаров. В органа - полиции Империи. Это проявлялось в:

состав Комиссии входило 19 высокопоставленных, ком- - систематизации существующих законоположений,

относящихся к установлению компетенции полиции, размещенных как в Своде Законов, так и Своде Военных и Военно-Морских постановлений, других подзаконных актах;

- изучении материалов, наработанных Особым совещанием, образованным 13 февраля 1905 г. под руководством члена Государственного совета графа А.П. Игнатьева1, по пересмотру исключительных законоположений, определяющих охрану государственного порядка. Для деятельности Комиссии особый интерес представлял «Проект учреждения государственной стражи в России»2;

- знакомстве с деятельностью полиции в некоторых государствах Западной Европы (с этой целью в 1908 г. за рубеж был командирован член Комиссии М.И. Тру-севич)3;

- рассмотрении (на своих заседаниях) действовавшего Устава о предупреждении и пресечении преступлений (УППП) [4, с. 97-147]4 и связанных с ним законоположений, регламентирующих порядок деятельности чинов полиции, условий полицейской службы. Устав был принят в 1832 г., а вступил в силу с 1 января 1835 г., нормативно закрепив предупреждение преступлений как категорию;

- образовании двух подкомиссий:

1) для выработки основных положений преобразования полиции (председатель М.И.Трусевич);

2) для окончательного редактирования как основных положений, так и объяснительных записок, замечаний, предложений (председатель В.Э. Фриш);

- рассмотрении собственных предложений на совещаниях, с присутствием начальников некоторых губерний, представивших свои заключения по главным вопросам полицейской реформы;

- обсуждении поступивших предложений (на нескольких заседаниях Комиссии) и передаче проекта (вместе с замечаниями по новым финансовым расходам) Мини-стерствуфинансов и Государственному Контролю.

Результатом работы Комиссии стало множество различных документов, представленных парламентариям, руководителям министерств и ведомств, органам

'Игнатьев Алексей Павлович (1842-1906 гг.) - киевский и иркутский генерал-губернатор, генерал от кавалерии (граф с 1877 г.). В 1905 г. назначен председателем Особого совещания для пересмотра правовых основ охраны государственного порядка и Особого совещания по делам веротерпимости. Они были образованы 10 февраля и 17 апреля 1905 г. в исполнение указа 12 декабря 1904 г. В Твери 9 декабря 1906 г. в перерыве губернского собрания около 17 часов

A.П. Игнатьев был застрелен эсером С. Н. Ильинским.

23аписка была составлена членом указанного Особого совещания

B.Э. Фришем. Фриш Эдуард Васильевич (1833-1907 гг.) - действительный тайный советник, председатель Государственного совета в 1906-1907 гг. Товарищ министра юстиции - в 1876-1883 гг. С 1879 г. - член Совета по тюремным делам. В 1881 г. возглавил редакционную комиссию комитета для выработки проекта нового Уголовного уложения. В 1883-1893 гг. главноуправляющий кодификационным отделом при Государственном совете. Участвовал в работе существовавших в 1905-1906 гг. Особых совещаний. С 20 мая 1906 г. - председатель Государственного совета.

3 Трусевич Максимилиан Иванович (1863-1937 гг.) - директор Департамента полиции, сенатор. С июня 1906 г. был директором Департамента полиции, успешно боролся с революционным терроризмом. 1 июля 1906 г. М.И. Трусевич рассылает подчиненным секретные циркуляры о необходимости оперативно пресекать и по-давлятьлюбые призывы к новым восстаниям.

"Устав о предупреждении и пресечении преступлений разрабатывался Комиссией под руководством Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839 гг.), основоположника юридической науки и классического юридического образования в России.

общественного самоуправления, должностным лицам. Сошлемся лишь на два документа, которые в первую очередь являются предметом нашего изучения. Это: «Краткая объяснительная записка къ заключешю Меж-дувЬдомственной Комиссии, подъ предсЬдательствомъ сенатора А.А. Макарова, по преобразована полицш въ Имперш» [5] и «Проектъ Устава Полицейскаго съ постатейными объяснешями. 4-е Приложеше к законопроекту о преобразованш полицш въ Империи» [б].

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Обстоятельно исследуя вопросы деятельности полиции, зная, как и какие меры она принимала по подавлению вооруженных мятежей 1905-1907 гг., члены Комиссии, наряду с комплексом различных недостатков, главнейшим считали отсутствие Устава. «Общаго для руководства дЬятельностью чиновъ полицш за-конодательнаго сборника, ... кодекса, быть можетъ, особенно необходимого въ переживаемое нашимъ от-ечествомъ переходное время» [5, с. 102]. Устав им виделся как панацея от всех «полицейских бед». Концепция строилась на том, что преобразования полиции должны коснуться не только организации, устройства ее отдельных органов, но и правового статуса, закрепленного на законодательном уровне. Такие вопросы, как: кто может быть полицейским; какие органы войдут в состав полиции; как она будет организована; кому подчинена; каково будет ее положение среди других органов управления и суда, по мнению членов Комиссии, должны быть отделены от вопросов о порядке действий полиции, о производстве ею дел, направленных на обеспечение должной безопасности и благочиния в стране.

Как представляется, такой концептуальный подход удалось выдержать в проекте Устава (ред. 1913 г.). Заметим, что члены Комиссии на первое место ставили уже не благочиние, а безопасность государства и ее граждан. Подписанный 8 апреля 1782 г. Екатериной II основной полицейский акт, регламентировавший компетенцию полицейских органов, их систему, основные направления деятельности, так и назывался «Устав благочиния, или полицейский». В тот период времени вектор деятельности полиции был направлен на решение вопросов, относящихся именно к благочинию, добронравию [7]. Глава III же проекта Устава Полицейского (ПУП) «Постановлешя, ограждающ1я общественный порядокъ и личную безопасность» была самой объемной по количеству «Отделений» (IX), статей (39-149) и страниц (49-157). Структурно проект Устава включал X глав, 14 отделений, 2 приложения.

Глава первая. Положен1я общ1я, ст. 1-22 (для сравнения укажем, что действующий Федеральный закон «О полиции» [8] содержит в одноименной главе 4 статьи: назначение полиции; основные направления деятельности полиции;правовая основа деятельности полиции;организация полиции).

Первая статья проекта была предназначена в общих чертах представить существо полицейских обязанностей, пределы деятельности чинов полиции и обозначить главную цель. Она заключалась в наблюдении за исполнением законов и обязательных постановлений, принятии мер к обнаружению, устранению и преследованию лиц, совершивших запрещенные закона-

ми действия, направленные против государственного или общественного порядка, спокойствия населения, а равноличной и имущественной безопасности.

Во второй статье давались направления и процедуры деятельности полиции исходя из четырех ситуаций:

1) пресечения выявленных нарушений (ст. 1 ПУП) собственными силами и средствами (закрытие собраний, зрелищ (ст. 49, 52, 70 ПУП);

2) предъявления требований, об исполнении предписаний законов или обязательных постановлений (запрещать зажигать фейерверки в недозволенное время);

3) привлечения частных лиц, отказывающихся нести ответственность в установленном порядке;

4) сообщения компетентным лицам правительственных либо общественных учреждений, если правонарушения совершены их должностными лицами, а также информирование об этом собственного начальства.

Нормы анализируемой главы Устава прописывали процедуры деятельности полиции при нарушении гражданами закона: составление протокола обязательной формы, по возможности удостоверенного свидетелями, понятыми либо сведущими лицами (ст. 3 ПУП).

Полиции предоставлялось право требовать, чтобы все незаконно открытое или устроенное было закрыто до получения соответствующего разрешения. При этом рассматриваемая норма не давала перечня таких объектов, так как он был бы очень объемен - от открытия промышленных заведений, школ - до устройства отводных труб (ст. 5 ПУП). Говорилось о возможности полиции получать содействие местного населения в задержании преступников, арестантов, ликвидации чрезвычайных происшествий (наводнение, пожар, появление саранчи). В тех случаях, когда в определенной местности складывалась сложная оперативная обстановка (убийства, поджоги), чины полиции с разрешения губернатора могли требовать, чтобы в населенных пунктах, на дорогах устанавливались пикеты, разъезды из граждан. Акцентировалось внимание на доставке почты (как важнейшего «средства» вручения документов, перемещения грузов, писем), указывалось на необходимость ее оптимального сопровождении (ст. 8 ПУП).

В ситуациях, когда полицейских сил и средств для охраны порядка и безопасности недостаточно, гражданские власти могли вызывать войска на основании ст. 316 Общего Учреждения Губернского (закон) (ст. 10 ПУП). Представители Министерства внутренних дел и составители Устава выразили единое мнение, отказавшись от предоставления «высшему местному представителю административной власти» права введения чрезвычайного положения, влекущего за собой нарушение обычного уклада жизни местного населения (речь идет и об ограничении законных прав, свобод и интересов граждан). Такой подход, в определенной мере, стимулировал администрацию прилагать усилия к тому, чтобы чрезвычайные полномочия применялись как можно реже (в исключительных случаях). По высказанной позиции этого можно добиться лишь в том случае, когда обычные законы Империи предоставляют администрации возможность, не испрашивая особых полномочий, прекращать возникший беспорядок собственными решительными мерами. Жизнь пока-

зывала, что серьезные беспорядки часто возникали по самому ничтожному поводу, однако, имея стихийный характер, они быстро охватывали значительную территорию. В этих случаях своевременный вызов войск мог быстро локализовать беспорядки, прекратить их вовсе и избавить администрацию от необходимости испрашивать разрешения на введение в данной местности чрезвычайного положения.

Подчеркнем, что такой подход считался целесообразным, нашел единодушное одобрение всех членов Комиссии и даже служащие Министерства внутренних дел не внесли предложений по изменению представленного порядка. К тому же подобные положения были утверждены Высочайшей властью (7 февраля 1906 г.) и отвечали сложившимся устоям жизни общества.

Особо острым и дискуссионным оказался вопрос о применении оружия войсками, жандармами, полицейскими. «Сообразно съ симъ, проетированы ниже-слЬдующ1я новыя правила объ употребленш полицейскими чинами въдЬло оруж1я:» [6, с. 19].

«1. Каждый, действующий не в составе команд, полицейский или жандармский чин может, при отправлении своих служебных обязанностей, употребить в дело оружие:

1) для защиты самого себя от нападения;

2) для обороны других лиц от нападения, застигнутого полицейским или жандармским чином;

3) при задержании преступника, в случаях оказанного им сопротивления, или при невозможности настичь лицо, подлежащее задержанию, если оно совершает побег и не остановится после сделанного о том предупреждения, и

4) при преследовании арестанта, бежавшего из-под стражи.

2. В случаях призыва полицейских и жандармских команд для восстановления порядка, этим командам разрешается употреблять в дело оружие с соблюдением правил, в нижеследующих статьях изложенных.

3. Определение времени, когда должно приступить к действию оружием, зависит от распоряжающегося на месте беспорядков должностного лица, которое отдает приказание об этом не иначе, как исчерпав все зависящие от него средства к усмирению неповинующихся.

4. К действию оружием можно приступить только после троекратного громогласного предварения неповинующихся о том, что начнется действие оружием, в следующих случаях:

1) для рассеяния неповинующейся толпы;

2) против толпы, препятствующей движению команды, и

3) против толпы или арестантов, совершающих какие-либо враждебные против команды действия.

5. Команды могут употреблять в дело оружие, без всякого предупреждения:

1) против толпы или арестантов, нападающих на команду;

2) против производящих в присутствии команды насилие над личностью, насильственное разрушение имущества (разгром), зажигательство или убийство, и

3) против препятствующих или оказывающих сопротивление к задержанию лиц, подлежащих аресту.

6. Для предупреждения неповинующейся толпы ни стрельба вверх, ни стрельба холостыми патронами не

допускаются» [6, с. 19-20]5.

Статья 11 ПУП содержала процедуры действий полиции в случаях получения сведений о готовящемся преступном деянии. Приступая к проверке таких сведений, она обязывалась безотлагательно принимать соответствующие меры к предотвращению противоправного деяния. Следует сказать о том, что в рассматриваемый период времени комплекс аналогичных прав и обязанностей полиции был установлен Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. (УУС) [9] и даже в значительной степени конкретизирован. В частности, указывалось, что «о всяком происшествии, заключающем в себе признаки преступления или проступка, полиция немедленно и никак не позже суток по получении о том сведения сообщает судебному следователю и прокурору или еготоварищу» (ст. 250УУС). Втех случаях «когда ни судебного следователя, ни прокурора или его товарища нет на месте, то полиция, сообщая им о происшествии, заключающем в себе признаки преступного деяния, вместе с тем производит надлежащее о нем дознание» (ст. 252 УУС).

Конкретизация процедурных вопросов, относящихся к обозначенному направлению деятельности полиции, содержалась в ст. 253 УУС. В ней отражено правило действия полиции применительно к трем ситуациям, когда: а) признаки преступления или проступка не достоверны; б) информация относится к категории слухов (народной молвы); в) сведения получены из сомнительного источника, то «... прежде сообщения о том по принадлежности, она должна удостовериться через дознание: действительно ли происшествие то случилось и точно ли в нем заключаются признаки преступления или проступка» (ст. 253 УУС). Проводя сравнительно-правовое исследование, скажем о том, что частично содержание приведенной нормы имелось в ст. 109 УПК РСФСР и присутствует в ст. 144 действующего УПК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 12 проекта Устава Полицейского определяла порядок работы полиции при уже совершившихся преступлениях. Он включал прием заявлений должностных лиц, жалоб потерпевших, объяснений очевидцев преступления. А также осуществление судебного преследования виновных, руководствуясь при этом правилами, установленными судопроизводственными законами и Уставом. В статье 254 УУС говорилось: «При производстве дознания полиция все нужные ей сведения собирает посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах». «Произведенное дознание полиция передает судебному следователю, которому впоследствии сообщает и все дополнительные сведения, собранные о том прокурору или его товарищу» (ст. 255 УУС). Справедливости ради скажем о том, что в ст. 12 ПУП содержалось больше конкретных, процедурных правил, направленных на раскрытие совершенного преступления, чем в п. 1 ч. 1 ст. 12 (обязанности полиции) Федерального закона «О полиции».

По положениям статьи 13 проекта Устава мнения чле-

5 К правилам имелось пояснение следующего содержания: «Вместе с тем, приняв во внимание, что правила 7 февраля 1906 г. действуют на всем пространстве Империи, представляется необходимым распространить действие вновь начертанных ею правил об употреблении полицией в дело оружия на все местности Империи, взамен действующих ныне временных правил 1879 г., содержащихся в приложении к статье 688 (прим.) Общего Учреждения Губернского».

нов Комиссии сенатора A.A. Макарова разделились. Это было связано с тем, что в них предусматривалась обязанность полиции сообщать правительственным, общественным установлениям, учебным заведениям о совершении преступного деяния соответствующими служащими или учащимися. Первое мнение (против соответствующего сообщения) было сформировано на основании того, что виновный может понести наказание дважды:

1) по судебному приговору или постановлению полиции;

2) по распоряжению своего начальства. Второе мнение основывалось на необходимости информирования начальства о проступках, которые совершаются их подчиненными.

Сторонники такого подхода считали, что осведомленность необходима для пользы дела, побуждая служащих, учащихся более строго относиться к своему образу жизни и поведению во внеслужебное время. Что касается ответственности дважды, то «...возможность такого возражешя не должна удерживать отъ принят1я проектируемаго правила: начальство будетъ, безъ сомнЪшя различать серьезные, съ точки зрЪшя об-щественнаго положешя виновнаго, проступки своихъ подчиненныхъ отъ сравнительно безразличныхъ и не будетъ придавать послЬднимъ какого либо значешя» [6, с. 24]. При этом считалось, что полиция будет доводить до сведения указанного начальства лишь такие проступки служащих, учащихся, которые преследуются в публичном порядке, а не порядке частного обвинения. Ориентируясь на большинство, в ст. 13 ПУП были прописаны приведенные положения.

Важность строгого соблюдения прав личности при задержании полицией лица, заподозренного в совершении преступного деяния, подчеркивалась ст. 14 ПУП. В ней указывалось на необходимость соблюдения закона о неприкосновенности личности6 и правил судопроизводства. Статья 257 УУС приводила случаи принятия мер «...к пресечению подозреваемому способов уклоняться от следствия (когда):

1) ...подозреваемый застигнут при совершении преступного деяния или тотчас после его совершения;

2) ...потерпевшие от преступления или очевидцы укажут прямо на подозреваемоелицо;

3) ...на подозреваемом или в его жилище найдены будутявные следы преступления;

4) ...вещи, служащие доказательством преступного деяния, принадлежат подозреваемому или оказались при нем;

5) ...он сделал покушение на побег или пойман во время или после побега;

6) ...подозреваемый не имеет постоянного жительства или оседлости».

Федеральный закон «О полиции» посвятил задержанию различных категорий граждан при совершении ими противоправных деяний и обеспечению их прав, свобод и законных интересов отдельную, объемную и обстоятельную статью. В этом отношении ст. 14 названного закона одновременно предусматривает различные правовые ситуации и дает их решения. К

6Члены Комиссии сенатора A.A. Макарова имели в виду и проект закона «О неприкосновенности личности». 8 мая 1906 г. См.: Законодательные предложения Партии народной свободы, 1905-190 гг. - СПБ., 1907. С. 64-69; Государственная дума. Созыв 4-й. Сессия 1-я. Приложения к стенографическим отчетам. - СПб., 1913. - Т. 1. № 14.

примеру, предусматривает право задержанного пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания, что отсутствовала в проекте Устава.

Дополнительно скажем и о том, что ст. 91 УПК РФ предусматривает перечень заимствованных оснований (их четыре) для задержания лица по подозрению в совершении преступления. Основания, приведенные в ст. 257 УУС, содержались, в иной интерпретации, и в прежних уголовно-процессуальных кодексах РСФСР, а равно и в УПК союзных республик, существовавших до развала СССР.

Статья 15 ПУП имела предписания, как поступать полиции в тех случаях, когда обращенное к ней поручение о производстве дознания или о сообщении каких-либо сведений не основано на точном требовании закона. Другими словами, речь идет о варианте поведения при поступлении поручений, которые не входят в круг ее прямых обязанностей, не составляют регламент деятельности [10, с. 353-360]. Во всех таких случаях служащий полиции должен оставить полученное им поручение без исполнения, но незамедлительно уведомить об этом то учреждение или лицо, от которого оно поступило. Вместе с этим проект Устава возлагал на чинов полиции (уездных полицейских управлений, становых приставов)7 обязанности по оказанию помощи пострадавшим от преступного деяния или несчастного случая (ст. 16 ПУП). Более того, ст. 22 анализируемого документа предписывала служащим полиции не оставлять отправления своих должностей и службы и в праздничные дни, обеспечивая таким образом постоянное общее спокойствие и безопасность граждан.

В статьях 17, 18 проекта Устава Полицейского содержалось право полиции привлекать к уголовной ответственности граждан, которые не исполняют ее требования и распоряжения, основанные на предписаниях Полицейского «кодекса» и ст. 29 Устава о Наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями. За игнорирование требований и распоряжений полиции, нарушение обязательных постановлений на виновных (подлежащих преследованию по ст. 29 Устава о Наказаниях) могли налагаться взыскания. Процедура наложения взысканий регулировалась правилами8 о порядке наложения взысканий за маловажные поступки, являвшимися приложением 1-м к ст. 18 ПУП9.

По Общему Учреждению Губернскому каждый чин

7 В соответствии со ст. 780 Общих Учреждений Губернских дом станового пристава доступен каждому во всякое время как прибежище на случай опасности и нужды.

8Устав о Наказаниях, гл. Ill и X.

9 В правилах говорилось: «По делам о неисполнении законных требований и распоряжений полиции, основанных на предписаниях

Полицейского Устава (Уст. о Наказ., ст. 29), о нарушении обязательных постановлений (Общ. Учр. Губ., ст. 421, прим. 3, по Прод. 1908 г.; Пол. Зем. Учр., ст. 108; Пол. Упр. Зем. Хоз., ст. 35 п. 17; Гор. Пол., ст. 108, прил. I к ст. 1, прим.З: ст. 99), а также о преступных деяниях против общественных благочиния, порядка, спокойствия и личной безопасности (Уст. Наказ., ст. 37-391, 39s-43, 45, 451, 46, 471, 472, 48s, 487, 48s, 5110, 51", 117,118,1182-129, по Своду и по Прод. 1906 и 1909 г.г.), в случаях, если учиненный проступок влечет наказание не свыше ареста и, по маловажности своей, не требует применения взыскания, превышающего денежное взыскание в размере пятидесяти рублей, становой или участковый пристав или иной соответствующий либо высший чин полиции может наложить на изобличенное в проступке лицо денежное взыскание в указанных выше пределах, с заменою, при неуплате таковой, арестом на срок не свыше двух недель. Высший размер налагаемого в карательном постановлении взыскания во всяком случае не может превышать высшей меры наказания, определенного законом за учинение вменяемого в вину проступка».

полиции должен действовать в пределах определенного для него района или участка, за исключением:

а) исполнения полицейских обязанностей, если конкретный полицейский стал очевидцем совершения преступления;

б) преследования преступника или арестанта, а также в случае неотложной надобности в продолжении розыска и задержания лица, подлежащего аресту;

в) руководства принятием мер против народных бедствий (ст. 19 ПУП);

г) выполнения соответствующего поручения Губернатора, Градоначальника или начальника местной полиции, где он проходит службу (ст. 20 ПУП).

Преследование и арест преступника на чужой территории - это не единственное действие, которое таким образом могло бы осуществляться полицией. В практике было немало ситуаций, при которых требовалось неотложно произвести следственные действия. Например, было бы не последовательным лишить полицейского права произвести обыск похищенного имущества в тех случаях, когда, по достоверным данным, это имущество временно (на короткое время) укрыто в доме, не входящем в территорию подведомственного ему участка. Промедление в таких случаях могло бы отрицательно сказаться на производстве последующего дознания по совершенному преступному деянию.

Проект Устава Полицейского предусматривал и взаимную заменимость полицейских. Все обязанности чинов полиции дворцовой, железнодорожной и т. п., при отсутствии соответствующих и в случаях неотложной в том надобности, должны были исполняться чинами общей полиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя нормы общих положений проекта Устава Полицейского, можно сделать вывод о том, что борьба с преступностью (наблюдение за законами уголовными) в широком понимании этого словосочетания имеет в виду противодействие всему, что нарушает общественный порядок и посягает на личную и имущественную безопасность. Это и было бы, по мнению членов Комиссии сенатора А.А. Макарова, составителей Устава, основной целью деятельности полиции Российской империи. Такая концепция отражала стратегические идеи тогдашнего Министра внутренних дел П.А. Столыпина по преобразованию Российской империи, ее полиции, которые были отражены в последующих главах (о которых будет идти речь в нашем продолжении), разработанного Комиссией сенатора А.А. Макарова проекта Устава Полицейского.

Во всех обозначенных сферах полиция должна была осуществлять «свое наблюдение» для того, чтобы преступные деяния, указанные в законах и не допустимые правовыми актами проступки не совершались, а осуществленные отдельными гражданами влекли за собой неотвратимое, предусмотренное законом наказание.

Общие положения проекта Устава включили процедурные вопросы, обеспечивающие законность деятельности полицейских чинов. Как то: обязательность письменной фиксации нарушений закона или обязательного постановления, в протоколе, имеющем строго определенные атрибуты, отвечающие определенным условиям документа, могущего служить от-

правным при установлении правомерности требования полицейского и последствиях его неисполнения. Разработчики полицейского «кодекса» посчитали желательным включить в него правило об удостоверении излагаемых в протоколе обстоятельств подписями свидетелей, экспертов или понятых, дабы придать ему большую достоверность.

Наделяя полицейских правом «употребления в

ЛИТЕРАТУРА

1. Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы : в 2 т. / Фонд изучения наследия П.А. Столыпина; Федеральная архивная служба России; Российский гос. исторический архив; под общ. ред. П.А. Пожигайло. - М.: РОССПЭН, 2003. Т. 1. - 767 с.

2. Казанина Л.Ю., Шурухнов Н.Г. Столыпин Петр Аркадьевич и базовые компоненты его программы модернизации России: построение правового государства и гражданского общества // Социально-политические науки. - Т.12. - 2022. - № 3. - С. 52-57.

3. Казанина Л.Ю., Шурухнов Н.Г. Реформирование социальной сферы и развитие личности как составляющие программных положений столыпинской концепции модернизации России // Пробелы в российском законодательстве. -Т. 15. - 2022. -№ 4. - С. 270-275.

4. Сводъ уставовъ о предупрежден^ и пресЪченш преступленш Издание 1890 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XIV. - С. 97-147.

5. Краткая объяснительная записка къ заключешю МеждувЬдомственной Комиссии, подъ предсЬда-тельствомъ Сенатора A.A. Макарова, по преобразована полицш въ Имперш. - С.-Петербургъ, Государственная Типографу 1911. - 133 с.

6. Проектъ Устава Полицейскаго съ постатейными объяснешями. 4-е Приложеше к законопроекту о преобразованш полицш въ Империи. - С.-Петербург, Типограф1я Министерства Внутреннихъ Делъ, 1913.-268 с.

7. Устав Благочиния или Полицейский, 8 апреля 1782 г. // ПСЗ. Собр. 1-е. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830.-Т. 21, № 15379.

8. О полиции : Федеральный закон от 07.02. 2011 № 3 (в ред. от 04. 08. 2023) // КонсультантПлюс: официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.08 2023).

9. Устав уголовного судопроизводства. 20 ноября 1864 г. // КонсультантПлюс: официальный сайт. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.08 2023).

10. Шурухнов В.А., Шурухнов Н.Г. Специализация полиции Российской империи по проекту межведомственной Комиссии «По преобразована полицш въ Имперш» (1906-1911) // Право и правопорядок в фокусе научных исследований: сб. науч. трудов. Вып. 4. - Хабаровск: Изд-во ДВПУПС, 2023. - С. 353-360.

дело оружия» как исключительного средства защиты граждан, имущества, правопорядка, общества и государства, члены Комиссии предлагали особые правила, послужившие примечанием к ст. 688 Общего Учреждения Губернского, чтобы при его применении соблюдалась осторожность, строго рассчитанная на конкретные обстоятельства, исключая нанесение вреда посторонним лицам.

REFERENCES

1. Stolypin PA. Reform program. Documents and materials: in 2 volumes / Foundation for the Study of the Heritage of P.A. Stolypin; Federal Archival Service of Russia; Russian state historical archive; under general ed. P.A. Pozhigailo. - M.: ROSSPEN, 2003. T. 1.-767 p.

2. Kazanina L.Yu., Shurukhnov N.G. Stolypin Petr Arkadyevich and the basic components of his program for the modernization of Russia: building a legal state and civil society // Socio-political sciences. - T.12. -2022. - No. 3. - P. 52-57.

3. Kazanina L.Yu., Shurukhnov N.G. Reforming the social sphere and personal development as components of the program provisions of the Stolypin concept of modernization of Russia // Gaps in Russian legislation. -T. 15. - 2022. - No. 4. - P. 270-275.

4. Code of statutes on the prevention and suppression of crimes, Edition 1890 // Code of Laws of the Russian Empire.T. XIV. -P. 97-147.

5. Brief explanatory note to the conclusion of the Interdepartmental Commission, chaired by Senator A.A. Makarov, on the transformation of the police in the Empire. - St. Petersburg, State Printing House, 1911.-133 p.

6. Draft Police Charter with article-by-article explanations. 4th Appendix to the bill on the transformation of the police in the Empire. - St. Petersburg, Printing house of the Ministry of Internal Affairs, 1913. - 268 p.

7. Charter of the Deanery or Police, April 8, 1782 // PSZ. Collection 1st. - St. Petersburg. : Type. 2nd Department of Own. E.I.V. office, 1830. - Vol. 21, No. 15379.

8. On the police: Federal Law of 02/07. 2011 No. 3 (as amended on 08/04/2023) // ConsultantPlus: official website. - URL: http://www.consultant.ru (date of access: 08/20/2023).

9. Charter of criminal proceedings. November 20, 1864 // ConsultantPlus: official website. - URL: http:// www.consultant.ru (date ofaccess: 08/20/2023).

10. Shurukhnov V.A., Shurukhnov N.G. Specialization of the police of the Russian Empire according to the project of the interdepartmental Commission "On the transformation of the police in the Empire" (1906-1911) // Law and order in the focus of scientific research: collection, scientific works. Vol. 4. - Khabarovsk: Publishing house DVPUPS, 2023. - P. 353-360.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 71,07%

Статья поступила в редакцию 20.08.2023, принята к публикации 14.09.2023 The article was received on 20.08.2023, accepted for publication 14.09.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шурухнов Николай Григорьевич, д-р юрид. наук, профессор, ведущий научный сотрудник; ФКУ НИИ ФСИН России; г. Москва, Россия; профессор кафедры уголовного права и процесса; Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); г. Тула, Россия. ORCID: 0000-0003-1132-760Х. E-mail: [email protected]

Шурухнова Диана Николаевна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин; Российский Экономический университет имени Г.В. Плеханова; г.Москва, Россия. E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHORS

Shurukhnov Nikolay Grigorievich, Dr.Sci.(Law), professor, leading scientist employee; Federal Public Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Moscow, Russia; Professor of the Department of Criminal Law and Criminal process; Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia); Tula, Russia. ORCID: 0000-0003-1132-760X. E-mail: [email protected] Shurukhnova Diana Nikolaevna, Cand.Sci.(Law), Associate Professor, associate professor of the Department state legal and criminal law disciplines; Russian Economic University named after G.V. Plekhanov; Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.