1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
5.1.1.
Теоретико-исторические правовые науки
(юридические науки)
Theoretical and Historical Legal Sciences
(Продолжение - начало в № 6, 7, 8 2023 г.)
УДК 2;35;340;340.5; 340.13; 340.15;342; 343 ГРНТИ 03.23; 10.09; 10.15; 10.17; 10.17.21 EDN: MTEMOT
DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-2-014-020
От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова (1906-1917 гг.) Часть 5. Обязанности полиции Российской империи по поддержанию благоустройства и порядка в местах общего пользования (улицы, площади, бульвары, набережные, мосты, каналы, шоссейные и водные пути)
©Шурухнов Николай Григорьевич
Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Тула, Россия
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва, Россия [email protected]
Аннотация: Рассматривается комплекс обязанностей, возлагаемых на полицию нормами четвертого отделения проекта Устава Полицейского. Указанные обязанности связаны, с одной стороны, с контролированием благоустройства улиц, площадей, бульваров, набережных, пристаней, а также других составляющих инфраструктуры жизнедеятельности населения, с другой - обеспечением личной безопасности населения, поддержанием общественного порядка в местах массового скопления граждан. Предупреждением необоснованного шума, пения, криков, буйства, любых самовольных поступков, направленных на насилие и причинение беспокойства на улицах, площадях либо в иных общественных местах или хотя бы вне этих мест, но с нарушением общественного порядка и спокойствия. Выделяются меры, принимаемые полиций по отношению к непосредственным участникам движения и собственникам транспортных средств. Отдельно обозначается такое направление деятельности полиции, как обеспечение здорового образа жизни граждан: предупреждение пьянства; изъятие душевнобольных, лиц, находящихся в нетрезвом состоянии в местах общественного пользования; пресечение употребления непристойных слов и выражений, попыток издевательства над домашними животными. Отдельно автор выделяет сугубо полицейские средства наведения должного порядка в общественных местах, в том числе рассечение неподчиняющейся толпы, привлечение войск. Приводятся обязанности полиции Российской империи по предупреждению нищенства, праздношатания, меры, предпринимаемые в целях профилактики этих правонарушений, а также пресечения неправомерного поведения цыган (обустройство шатров, палаток, ведение кочевого образа жизни).
Ключевые слова: полиция; благоустройство; общественный порядок; городские общественные управления; полицейское начальство; шоссейные дороги; водные пути; правила движения; нищенство; праздношатание.
DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-2-014-020
From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and Content: Views of Members of the Commission of Senator A.A. Makarov (1906-1917). Part 5. Responsibilities of the Police of the Russian Empire to Maintain Improvement and Order in Public Places (Streets, Squares, Boulevards, Embankments, Bridges, Canals, Highways and Waterways)
©Nikolay G. Shurukhnov
Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia), Tula, Russia
Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia
Abstract: The complex of responsibilities assigned to the police by the norms of the fourth section of the draft Police Charter is considered. These responsibilities are related, on the one hand, to monitoring the improvement of streets, squares, boulevards, embankments, piers, as well as other components of the infrastructure of the population, and, on the other hand, to ensuring the personal safety of the population and maintaining public order in crowded places. Prevention of unreasonable noise, singing, shouting, rioting, any unauthorized acts aimed at violence and causing disturbance on the streets, squares or other public places, or at least outside these places, but in violation of public order and tranquility. The measures taken by the police in relation to direct traffic participants and vehicle owners are highlighted. Separately, such areas of police activity are designated as ensuring a healthy lifestyle for citizens: preventing drunkenness; confiscation of mentally ill persons and persons who are intoxicated in public places; suppression of the use of obscene words and expressions, attempts to abuse domestic animals. Separately, the author highlights purely police means of establishing proper order in public places, including dispersing unruly crowds and attracting troops. The responsibilities of the police of the Russian Empire to prevent beggary, loitering, measures taken to prevent these offenses, as well as to suppress the unlawful behavior of gypsies (arrangement of tents, tents, leading a nomadic lifestyle) are given.
Keywords: police; landscaping; public order; city public departments; police authorities; highways; waterways; traffic rules; begging; loitering.
For citation: Shurukhnov N.G. From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and Content: Views of Members of the Commission of Senator A.A. Makarov (1906-1917). Part 5. Responsibilities of the Police of the Russian Empire to Maintain Improvement and Order in Public Places (Streets, Squares, Boulevards, Embankments, Bridges, Canals, Highways and Waterways) // Gaps in Russian Legislation. 2024. Vol. 17. №2. Pp. 014-020. (in Russ.). DOI: 10.33693/2072-31642024-17-2-014-020. EDN: MTEMOT
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ вания (ст. 92-107 ПУП). А статьи (108-112) отделения
V были посвящены предупреждению нищенства и
Правовые нормы IV отделения третьей главы проек- празДНошатания, противоправного поведения цыган, та Устава Полицейского (ПУП) [1] носили комплексный Казалось значительная часть обязанностей,
характер. Они содержали установки по поддержанию не связанных с осуществлением мероприятий, огра-благоустроиства, обеспечению общественного поряд- х н от беСпорядков, обеспечивающих
ка и личнои безопасности в местах общего пользо- благочинив/ должный общественный порядок в Рос-
Том 17 №2 2024
Пробелы е российском законодательстве 15
сийской империи, имеет косвенное отношение к деятельности полиции. Укажем, что члены комиссии сенатора A.A. Макарова, готовившие проект Устава, об этом не только говорили, но и предлагали конкретные меры по «избавлению» полиции от несвойственных направлений деятельности [2, с.115-127; 3, с. 13-21]. На первый взгляд кажется, что обозначенной компетенцией должны наделяться городские и земские общественные учреждения. Ведь они по своему назначению, приближенности к населению, местным условиям, обстоятельствам, возникающим в результате воздействия климата в различные времена года (летние разливы рек после длительных дождей, снежные заносы в зимний период), должны быть ответственны за благоустройство, комфортную среду пребывания граждан. Это было на законодательном уровне, однако, как показывала повседневная действительность, недостаточно. Исходя из чего, проект Устава ориентировал на полицейские меры, которые, как кажется, были более эффективными.
Разработчики проекта Устава проанализировали соответствующие положения Устава о предупреждении и пресечении преступлений (УППП) [4] и сделали вывод о том, что по своей форме они являются устаревшими, а по существу - неполными. «Названный Уставъ даетъ въ семъ отношенш вообще лишъ весьма общ1я неясныя указашя и не содержитъ въ себЬ нормъ им-перативнаго характера, коими устанавливались бы обязанности полицш по поддержашю благоустройства и порядка. Между тЪмъ включеше такого рода поста-новленш в проект Устава Полицейскаго представляется настоятельно необходимымъ» [1, с. 101]. Таким образом, позиция членов комиссии сенатора A.A. Макарова конкретно ими была выражена, нам же нужно представить ее содержательно.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
При формулировании обязанностей полиции устроители проекта Устава ориентировались на нормы других законодательных актов, в том числе и непрофильных (не относящихся к пресечению преступлений, охране общественного порядка). В данном случае имеем в виду Устав строительный [5, с. 208-242]. Статьей 181 этого нормативного правового акта на полицию возлагалось наблюдение за устройством, содержанием в исправности различных объектов инфраструктуры, относящихся к ведению городских общественных управлений. К ним относились: улицы, площади, мостовые, набережные, пристани, бечевники1, тротуары, общественные сады, бульвары, водопроводы, сточные трубы, каналы, пруды, канавы, мосты, гати2, переправы3. Приведенная норма содержала оговорку с указанием, что данные обязанности являются предметом городских общественных управлений на основании Городо-
1 Бечевник - сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми (конная баржа) судов на канате.
2 Гать - гаченое или загаченное место, гаченая дорога в болотистой местности; насыпь, плотина, дорога через болото или загаченный участок затопленной суши, настил через трясину.
3 Статья 181 Устава строительного содержала примечание 4 оригинального характера (и для того, и для настоящего времени):
«Министру внутренних дел предоставляется издавать правила об устройстве канав для осушения улиц, мостов, тротуаров и мостиков
по улицам через поперечные канавки».
вого Положения [6, с. 273-332].
Статья 2 этого же правового документа к компетенции городских общественных управлений относила составление обязательных для исполнения местными жителями постановлений. Положение о земских учреждениях [7, с. 1-272] в предмет ведения этих учреждений также включало содержание в исправности состоящих в ведении земских дорог, дорожных сооружений и бечевников, а также меры по улучшению местных путей сообщения. С этой целью земским собраниям предоставлялось право составлять для этого обязательные постановления (ст. 2). А статья 741 Общего Учреждения губернского (ОУГ) возлагала на уездные полицейские управления наблюдение за содержанием в исправности почтовых и других путей сообщения. При этом обязывала их иметь «попечение и надзор» за тем, чтобы дороги, мосты и переправы через реки и другие воды, а также бечевники, состоящие в ведении земства, были ежегодно надлежащим образом отремонтированы. Члены комиссии сенатора A.A. Макарова при формировании обязанностей полиции исходили из того, что надлежащее устройство и исправное содержание перечисленной инфраструктуры «...составляет первое и необходимое условие общественного благоустройства» [1, с. 103].
На полицию возлагались обязанности по наблюдению за постановкой и содержанием в общественных местах и на путях сообщения общего пользования «предостерегательных» знаков. Следует сказать, что такой подход вто время был определенной новацией. Хотя отдельные установки по данному поводу содержали некоторые нормативные правовые акты Российской империи. К примеру, ст. 32 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (УоННМС) [8, с. 203234], предусматривала наказание4 за истребление, порчу, снос или перемещение «предостерегательных» знаков. ОУГ (ст. 743) возлагало на полицию наблюдение, чтобы зимние дороги через большие реки, озера, степи и обширные поля были «означаемы» вехами из жердей или древесных ветвей.
Содержание приведенных законодательных актов закрепляло за полицейскими чинами обеспечение точного исполнения правил и в отношении надлежащего и своевременного освещения площадей, улиц, рек, мостов, шоссейных дорог, иных сухопутных сообщений и водных путей общего пользования (п. 3 ст. 92 ПУП). Подчеркнем, что речь шла о коммуникациях общего пользования. В отношении дорог, находящихся в ведении Министерства путей сообщения, полиция ограничивалась оказанием содействия чинам этого министерства5.
Традиционная проблема для России - дороги, их содержание, в рассматриваемый период времени, относилось к числу повинностей, отправляемых населением в натуре. Регламентация осуществлялась комплексом различных нормативных правовых актов. В частности, в Уставе о земских повинностях вторая глава (ст. 289-295), регламентировавшая обязанности населения по содержанию в исправности дорог, именовалась «О повинности дорожной» [9, с. 172-173]. Одно-
4 За перемещение, снос, порчу «предостерегательных» знаков предусматривался арест не свыше трех месяцев или денежное взыскание не свыше трехсот рублей.
5Об этом говорилось в примечании к ст. 92 ПУП.
временно с этим ст. 772 Свода учреждений и уставов путей сообщения [10] указывала, что, по общему правилу, исправление дорог производится населением в свободное от полевых работ «...осенью по уборкЬ хлЬба, а весной послЬ посЬва яроваго, но прежде ct>-нокоса...». В чрезвычайных случаях «... не терпящих отлагательства, дабы не подвергнуть проЬзжающихъ опасностямъ пути и даже вовсе не прекратить сооб-щенш, предоставляется мЬстным начальствамъ, для исправлешя такихъ важныхъ поврежденш, наряжать людей и во время полевых работъ, но всякий раз с до-несениемъ о томъ Министерству Внутреннихъ ДЪлъ» [1, с. 105]. Статья 93 ПУП к такому местному начальству относила начальника местной полиции.
Статьи 94 и 95 проекта Устава возлагали на полицию обязанности по контролю над соблюдением правил движения, установленных законами или обязательными постановлениями, по сухопутным и водным путям двумя категориями граждан. К первой относились лица, непосредственно управляющие лошадьми, автомобилями, трамваями, велосипедами, судами, плотами, лодками и иными средствами передвижения. А равно капитаны пароходов, лоцманы, лодочники. Ко второй категории были отнесены владельцы средств передвижения. Так как они «...должны быть вообще ответственны не только за поручеше управлешя ли-цамъ пьянымъ или неспособнымъ къ этому дЬлу, но также и предоставлеше въ распоряжеше своихъ на-емныхъ служащихъ средствъ передвижешя, не удов-летворяющихъ установленным для сего правиламъ» [1, с. 106]. Исходя из этого, по мнению разработчиков устава, владельцы должны были нести фактическую ответственность за те нарушения, избежать которые помешала не обоснованно принятое ими решение (их воля). Следует сказать и о том, что ст. 123 УоННМС за неосмотрительную или непомерно скорую езду в городах и селениях, управление лошадьми лицу, неспособному или пьяному, предусматривала наказание: арест не свыше семи дней или денежное взыскание не свышедвадцати пяти рублей [8].
В целях предотвращения правонарушений и несчастных случаев полиции предоставлялось право «... дЬлать распоряжешя объ уменьшенш скорости Ьзды или хода и о времнной прюстановкЪ движешя въ определенном мЪстЪ улицы, рЬки, шоссейной дороги или иного сухопутного сообщешя либо водного пути, не состоящихъ въ вЪдЪнш Министерства Путей Сообщешя» (ст. 96 ПУП). В отношении путей, находящихся в ведении Министерства путей сообщений, примечание к ст. 96 ПУП делало оговорку, аналогичную примечанию к ст. 92 ПУП. Отмечалось, что полицейские меры применяется регулярно для предупреждения несчастных случаев при больших стечениях народа (праздники, парады, процессии), а также по пути следования Высочайших особ.
На полицию возлагалось пресечение следования неразрешенных шествий, процессий, сборищ и тому подобных скоплений народа, происходящих на улицах, площадях, в садах и иных общественных местах, препятствующих обычному движению или угрожающих общественному порядку (ст. 97 ПУП). Как бы в продолжение изложенных положений ст. 98 ПУП возлагала на полицию меры по пресечению вывешивания, но-
шения флагов, венков, значков, эмблем и тому подобных предметов без соответствующего разрешения. Как представляется, установки приведенных статей были продиктованы и революционно-террористическим настроением отдельных группировок и граждан Российской империи, практикой западных государств. Отметим, что ст. 107 проекта Устава с ориентиром на ст. 129 Устава о предупреждении и пресечении преступлений [4] предусматривала возможность украшения зданий (в торжественных случаях) только русскими флагами, состоящими из трех полос (белого, синего, красного цветов). Использование иностранных флагов допускалось лишь в отношении зданий, занимаемых посольствами, миссиями и консульствами иностранных держав, а также в случаях чествования приезжающих в Империю членов царствующих династий и почетных представителей иноземных государств, если будет признано необходимым, украсить дома флагами их государств.
Нормы Устава о предупреждении и пресечении преступлений ограничивали набатные тревоги. В соответствии со ст. 114 они допускались: во время пожара; наводнения; неприятельского нападения; разбоя и не иначе как с дозволения главного в том месте начальства. Авторы проекта Устава, ориентируясь на преемство законодательства, уже привычное восприятие его норм населением, допустили набатные тревоги только в чрезвычайных случаях: во время пожара, наводнения или тому подобного бедствия (ст. 99 ПУП). Нарушение этого запрета приравнивалось к распространению ложных слухов и влекло за собой более строгое наказание6 по сравнению с нарушением правил движения.
Исходя из того, что душевнобольные, появлявшиеся в общественных местах, могли не только нарушать общественный порядок, но и угрожать непосредственной опасностью окружающим, на полицию возлагалась обязанность по удалению таких лиц. Предполагалось, что удаление будет связано с установлением над ними надлежащего надзора и попечения, независимо от того, кем и как такой надзор и попечение осуществляются. Принятие перечисленных мер согласовывалось с проектом закона о неприкосновенности личности (разработанным Министерством внутренних дел), согласно которому полиция могла задерживать лиц, пребывание которых на свободе угрожает опасностью самим этим лицам, окружающим или сопряжено с незаконным посягательством на свободу других лиц, либо наносит вред общественной благопристойности (ст. 101 ПУП). Аналогичные меры полиция должна была принимать по отношению к лицам, находящимся в состоянии явного опьянения, с той лишь разницей, что такие граждане могли задерживаться до вытрезвления (ст. 102 ПУП). В 2022 г. в Российской Федерации каждое четвертое преступление (24,4 %), из числа расследованных, совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (253 075) [11, с. 11].
Можно сказать, что на полицию возлагалась реализация обязанностей по обеспечению здорового об-
6 «За распространение ложных слухов, хотя не имеющих политической цели (ст. 28), но возбуждающих беспокойства в умах, а равно за напрасное причинение общей тревоги ударом в набат, или иным образом, виновные подвергаются: аресту не свыше пятнадцати дней, или денежному взысканию не свыше пятидесяти рублей» (ст. 37 УоННМС).
Том 17 №2 2024
Пробелы в российском законодательстве 17
раза жизни населения. Это выражалось в пресечении публичного распития крепких спиртных напитков в черте городских поселений, там, где это воспрещалось обязательными постановлениями и влекло наказание7, в том числе за участие в сборищах для указанной цели на улицах, площадях, во дворах, подворотных пространствах (ст. 103 ПУП). В 2018 г. в общественных местах Российской Федерации было совершено 702 232 преступления, в 2019, 2020, 2021, 2022 г. соответственно - 690 013, 620 759, 581 254, 590 562 [11, с. 11]. Несмотря на снижение «уличной» преступности МВД России беспокоит количество тяжких и особо тяжких преступлений, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, убийств и покушений на убийство, посягательств в сфере незаконного оборота наркотиков, по которым имеет место тенденция роста.
К мерам по здоровому образу жизни, за который была ответственна полиция Российской империи, относилось и исключение из лексикона употребления бранных и непотребных слов в общенародном месте, при благородных людях, женском поле, а также исключение крика, шума, драк, бесчинств. В статье 100 ПУП были прописаны более конкретные обязанности полиции по данному предмету. В ней говорилось, что полиция следит, чтобы никто не допускал шума, пения, крика, буйства, а также каких-либо самовольных поступков, соединенных с насилием и причинением беспокойства на улицах, площадях либо в иных общественных местах или хотя бы вне этих мест, но с нарушением общественного порядка и спокойствия.
Данные положения тесно связаны с нормами Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями [8]. В частности, ст. 38 карала за нарушение общественной тишины вообще, независимо от места, где оно произошло. Таким образом, это правило распространялось и на случаи совершения вне общественных мест, если только они сопровождались нарушением общественного порядка и спокойствия. Приведенное было согласовано с общими положениями проекта Устава (ст. 1), п. 2 ст. 238 УППП [12, с. 13-20], предусматривавшими обязанности полиции предотвращать и устранять всякого рода действия, могущие быть преддверием нарушений общественного порядка.
Специфической обязанностью полиции было предотвращение мучений домашних животных, совершаемых на улицах и площадях, а также в общественных местах. За совершение таких деяний ст. 431 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, предусматривались наказания.
Статьи 105 и 106 проекта Устава полицейского были посвящены сугубо полицейским обязанностям - пресечению беспорядков. Деятельность полиции в таких случаях складывалась из двух этапов. На первом собственно полицейские меры состояли в предложении собравшимся немедленно разойтись. На втором -если толпа отвергала предложения полиции, то принимались меры по рассеиванию сборища. Здесь мог использоваться уже существовавший собственный и зарубежный опыт, при котором пешей и конной стражей в случае образования толпы, не желающей немедленно разойтись, она разделялась на несколько частей
'Статьи 121, и 422 (по Прод. 1906 г.) Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, предусматривали ответственность за указанные противоправныедеяния.
для достижения ее рассеивания. На третьем этапе, при условии, если полицейских сил оказывалось недостаточно, то начальникам полиции в городах и уездах предоставлялось право требовать содействия войск. При этом нужно было руководствоваться ст. 316 (прим. по Прод. 1906 г.) Общего Учреждения губернского [13]. Заметим, что в случаях «...недостаточности полицей-скихъ средствъ для охранешя порядка и безопасности, гражданскими властями могуть быть вызываемы, для оказашя содЬйств1я, войска, на основании правилъ, въ означенной статьЪ указанныхъ» [1, с. 115]. В данном случае речь идет об обязанностях губернатора при «призыве войск». О них говорилось в примечании и приложении к ст. 316 ОУГ.
Отделение V Устава полицейского члены комиссии сенатора A.A. Макарова посвятили предупреждению нищенства и праздношатания. Статья 108 ПУП специально предусматривала меры, направленные на пресечение прошения милостыни в общественных местах. При формулировании содержания приведенной статьи мнения членов комиссии разделились на большинство и меньшинство. В определенной мере это было связано с тем, что ст. 159 УППП запрещала нищенствовать или бродить в городах, посадах, селениях, на ярмарках, больших и торговых дорогах для «испрашивания» подаяний. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, предусматривал наказание за квалифицированное нищенство: прошение милостыни по лени и привычке к праздности, с дерзостью и грубостью, с реализацией обмана (ст. 19, 50). В определенной мере поэтому меньшинство членов комиссии предлагало делать ссылку только на уголовно наказуемые виды нищенства. По их мнению, противоположный подход шел бы «...въ разрЬз со всЬмъ исторически сложившимся укладом русской жизни и на дЪлЪ явилось бы мертвою буквою» [1, с. 117]. Кроме этого, ими приводились аргументы, характеризующие социальные средства Российской империи: работные дома; дома трудолюбия; дома призрения для престарелых и убогих; убежища. Большинство же членов комиссии, готовивших проект Устава, считало, что нищенство является «...такимъ видомъ соц1ального зла, который недопустимъ въ благоустроенномъ госу-дарствЬ и требуетъ пресЪчешя въ самомъ корнЬ» [1, с. 117]. Заметим, что позиция Министерства внутренних дел согласовывалась с подходом большинства членов комиссии и поэтому данная точка зрения нашла закрепление в ст. 108 ПУП.
В статье 109 ПУП прописывался некий механизм действий полиции по борьбе с нищенством. Он состоял в том, что нищих, не могущих по состоянию здоровья и сил своим трудом получать пропитание, столичные полицейские препровождали в распоряжение городского общественного управления, а в прочих местностях - в распоряжение губернских и областных Попечительских о тюрьмах комитетов [14, с. 465-480; 15, с. 65-69] либо уездных их отделений. Полиция должна была пресекать праздношатание лиц, не имеющих определенных средств к жизни и оседлости и уклоняющихся от поиска для себя работы (ст. 110 ПУП).
Полиция была обязана отслеживать образ жизни цыган. С тем, чтобы они не кочевали как в местах их приписки, так в пределах империи, а также не располагались где бы то ни было табором, не устраивали себе
временные помещения в виде шатров или палаток. Цыган, изобличенных в неисполнении приведенного положения, предлагалось по распоряжению полиции высылать в места их водворения с запретом отлучаться два года. Устроенные ими временные помещения и материалы, из которых они изготовлены, по распоряжению полиции, уничтожались (ст. 111 ПУП).
Исходя из того, что ст. 18 УоНМС предусматривала наказание за хождение без надлежащего «дозволения» для сбора денежных средств на церкви, монастыри и другие богоугодные заведения и ориентируясь на практику, когда недобросовестные люди таким способом прикрывают профессиональное нищенство, приискание путем вымогательства средств для преступных целей, было предложено в ст. 112 ПУП предусмотреть обязанность полиции наблюдать, «...чтобы никто не производил каких-либо сборов без надлежащего на то разрешения».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Члены комиссии сенатора A.A. Макарова, как уже отмечалось, при подготовке проекта Устава Полицейского ориентировались на принцип преемственности законодательства. В частности, при противодействии толпы полиции были заимствованы положения УППП и нормы закона от 1 марта 1906 г. о собраниях [16], на основании которых в проектУстава были включены новые составляющие. Они предусматривали три этапа пресечения беспорядков народа, собравшегося в шумное и беспорядочное «скопище». Первый - формулирование призывов, предложений, рекомендаций разойтись по домам; второй - разделение (рассечение) толпы на несколько частей с использованием пеших
ЛИТЕРАТУРА
1. Проектъ Устава Полицейскаго съ постатейными объяснешями. 4-е Приложеше к законопроекту о преобразованш полицш въ Империи. - С.-Петербург, Типограф1я Министерства Внутреннихъ Делъ, 1913.-268 с.
2. Казанина Л.Ю., Шурухнов Н.Г. Обязанности, не свойственные деятельности полиции Российской империи: попытка их минимизации по проекту межведомственной Комиссии «По преобразован^ полицш въ Имперш» (1906-1911) //Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Тула, 27 января 2023 года). Тула: Тульский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2023. - С. 115-127.
3. Лобачева Л.П., Шурухнов Н.Г. Основные направления реформирования полиции Российской империи: краткое реферирование предложений Комиссии A.A. Макарова // Пробелы в российском законодательстве. Том / Vol. 16. № 3. 2023. - С. 1321. EDN: ABURYK.
4. Сводъ уставовъ о предупрежден^ и пресЪченш преступленш Издание 1890 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XIV. - С. 97-147.
5. Уставъ строительный. Издаше 1990 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Том XII. Часть 1-я. -С.208-242.
6. Городовое положеше. Издание 1892 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Том II. - С. 273-332.
сил и конных средств; третий этап предусматривал привлечение войск для нейтрализации толпы, отвергшей призыв разойтись и прекратить нарушение общественного порядка.
2. Нормы отделения IV проекта Устава базировались на общих его положениях (ст. 1), обязывающих полицию предотвращать и устранять всякого рода действия, направленные на нарушение общественного порядка даже в тех случаях, когда они совершены вне общественных мест, но сопровождались нарушением общественного порядка и спокойствия.
3. Как представляется, нормы, заложенные в IV отделении III главы проекта Устава Полицейского, должны были быть более целенаправленными, разделяя благоустройство (предмет деятельности городских и земских общественных учреждений) и обеспечение личной безопасности и поддержание общественного порядка (деятельность полиции по поддержанию общественного благочиния).
4. К обязанностям полиции Российской империи по поддержанию благоустройства и порядка в местах общего пользования на улицах, площадях, бульварах, набережных, мостах, каналах, на шоссейных и водных путях были присоединены меры обеспечения здорового образа жизни населения. Разработчиками анализируемого документа выделяются такие направления, как борьба с пьянством (изъятие граждан, находящихся в нетрезвом состоянии из общественных мест, пресечение распития спиртных напитков в неположенных местах), предупреждение использования в лексике непотребных слов и фразеологических выражений, исключение причинения мучений домашним животным в общественных местах.
REFERENCES
1. Draft Police Charter with article-by-article explanations. 4th Appendix to the bill on the transformation of the police in the Empire. - St. Petersburg, Printing house of the Ministry of Internal Affairs, 1913. - 268 p.
2. Kazanina L.Yu., Shurukhnov N.G. Responsibilities not inherent in the activities of the police of the Russian Empire: an attempt to minimize them according to the project of the interdepartmental Commission "On the transformation of the police in the Empire" (19061911) // Current problems of combating crimes and other offenses in the Russian Federation: materials of the All-Russian Federation, scientific-practical conf. (Tula, January 27, 2023). Tula: Tula Institute (branch) of VGUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia), 2023. - P. 115-127.
3. Lobacheva L.P., Shurukhnov N.G. The main directions of reforming the police of the Russian Empire: a brief summary of the proposals of the Commission A.A. Makarova // Gaps in Russian legislation. Volume/Vol. 16. No. 3. 2023. - P. 13-21. EDN: ABURYK.
4. Code of statutes on the prevention and suppression of crimes, Edition 1890 // Code of Laws of the Russian Empire.T. XIV.-pp. 97-147.
5. Construction regulations. 1990 edition // Code of Laws of the Russian Empire. Volume XII. Part 1. -P.208-242.
6. City situation. Edition of 1892 // Code of Laws of the Russian Empire. Volume II. - pp. 273-332.
Tom 17 №2 2024
Пробелы в российском законодательстве 19
7. Положеше о земских учреждешях // Сводъ Зако-новъ Россшской Имперш. Том XII. - С. 1-272.
8. Уставъ о Наказашяхъ, налагаемыхъ Мировыми Судьями. Издаше 1885 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. T. XV. - С. 203-234.
9. Сводъ Уставовъ о Повинностяхъ. Книга вторая. Уставъ о Земскихъ Повинностяхъ. Издание 1899 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. T. IV. -С. 129-367.
10. Сводъ учрежденш и уставовъ путей сообщешя. Издание 1857 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. T. XII. Часть 1-я. Издание 1857 г. - С. 1-141.
11. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2022 года и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор. - М., 2023. - 102 с.
12. Шурухнов Н.Г., Шурухнова Д.Н. Часть 1. Сущность полицейских обязанностей, главная цель и пределы деятельности полиции Российской империи по проекту Устава Полицейского // Пробелы в российском законодательстве. Том 16. - № 6. - 2023. -С. 13-20. EDN: WLSSUU.
13. Свод общих губернских учреждений // Свод законов Российской империи. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1857-1868. - Т. 2, ч. 1. -1857. - С. 1-209.
14. Шурухнов Н.Г. Инструкция Смотрителю Губернского тюремного замка 1831 г.: основное содержание, сущность, актуальность // Человек: преступление и наказание. 2019. Т.27 (1-4). №4. - С. 465-480.
15. Шурухнов Н.Г. Общество Попечительное о тюрьмах: цели, структура, правовые и организационные направления деятельности (анализ Устава) // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 5. С.65-69. EDN: ZRHWPD.
16. Приложеше къ статьЪ 115-1. (По Прод. 1906 г.). Временныя правила о собрашяхъ. 1906. Март. 4, собр. узак., 309. - URL: http://www.russky.com/ history/library/vol,14/vol.l4.3.htm (дата обращения: 20.12.2023).
7. Regulations on zemstvo institutions // Code of Laws ofthe Russian Empire. Volume XII. - P. 1-272.
8. Charter on Punishments imposed by Justices of the Peace. Edition of 1885 // Code of Laws ofthe Russian Empire.T. XV.-pp. 203-234.
9. Code of Statutes on Duties. Book two. Charter on Zemsky Duties. Edition of 1899 // Code of Laws ofthe Russian Empire. T. IV. - pp. 129-367.
10. Code of institutions and regulations of communications. Edition 1857 // Code of Laws ofthe Russian Empire. T. XII. Part 1. Edition 1857-pp. 1-141.
11. Comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation based on the results of 2022 and expected trends in its development: analytical review. - M., 2023. - 102 p.
12. Shurukhnov N.G., Shurukhnova D.N. Part 1. The essence of police duties, the main goal and limits of the activities of the police of the Russian Empire according to the draft Police Charter // Gaps in Russian legislation. Volume 16. - No. 6. - 2023. - P. 13-20. EDN: WLSSUU.
13. Code of general provincial institutions // Code of laws of the Russian Empire. - St. Petersburg: Type. 2nd Department of Own. E.I.V. office, 1857-1868. - T. 2, part 1. - 1857. - P. 1-209.
14. Shurukhnov N.G. Instructions to the Warden of the Provincial Prison Castle in 1831: main content, essence, relevance // Man: crime and punishment. 2019. T.27 (1-4). No. 4. - pp. 465-480.
15. Shurukhnov N.G. Guardianship Society for Prisons: goals, structure, legal and organizational directions of activity (analysis of the Charter) // Gaps in Russian legislation. 2019. No. 5. P.65-69. EDN: ZRHWPD.
16. Appendix to Article 115-1. (According to Prod. 1906). Temporary rules on meetings. 1906. March. 4, collection Uzak., 309. - URL: http://www.russky.com/ history/library/vol,14/vol.l4.3.htm (access date: 12/20/2023).
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 72,83%
Статья поступила в редакцию 20.02.2024, принята к публикации 12.03.2024 The article was received on 20.02.2024, accepted for publication 12.03.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шурухнов Николай Григорьевич, д-р юрид. наук, профессор, ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; г. Москва, Россия; профессор кафедры уголовного права и процесса; Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); г. Тула, Россия. SPIN-код: 4706-0211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected], Индекс Хирша 20.
ABOUTTHE AUTHOR
Nikolay G. Shurukhnov, Dr.Sci.(Law), professor, leading scientist employee; Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Moscow, Russia; Professor of the Department of Criminal Law and Criminal process; Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia); Tula, Russia. SPIN-code: 47060211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected], Hirsch Index 20.