1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.1.)
THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
(Продолжение - начало в № 6'2023 г.)
УДК 2;35;340;340.5; 340.13; 340,15;342; 343 ГРНТИ 03.23; 10.09;10.15; 10.17; 10.17,21 EDN: QZVTWT
Деятельность полиции Российской империи по обеспечению порядка и благочиния в храмах, молитвенных домах, во время духовных обрядов (по проекту Устава Полицейского)
©Шурухнов Николай Григорьевич
Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Тула, Россия
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России,
г. Москва, Россия
Аннотация: Рассматриваются обязанности полиции, предусмотренные второй главой проекта Устава Полицейского, разработанного комиссией сенатора A.A. Макарова (1906-1913 гг.). Они были направлены на обеспечение порядка и благочиния при проведении различных религиозных мероприятий, проводимых в храмах, молитвенных домах, а также территориях, прилегающих к ним. Показываются особенности такой деятельности при осуществлении крестных ходов, религиозных процессий, паломничеств, встреч и проводов святых икон и иных религиозных торжеств, а также наблюдений за колокольным звоном как средства оповещения верующих. Значительное место отводится сравнению с нормами Устава предупреждения и пресечения преступлений 1882 г., Уголовного Уложения 1903 г., итальянского закона 23 декабря 1888 г. об общественной безопасности, согласованного с уголовным уложением 1 января 1890 г, Федерального закона Российской Федерации «О полиции».
Ключевые слова: православная церковь; религия; христианский храм; молитвенный дом; богослужение; храмовые праздники; полиция; религиозные процессии; наблюдение.
\
Для цитирования: Шурухнов Н.Г. Деятельность полиции Российской империи по обеспечению порядка и благочиния в храмах, молитвенных домах, во время духовных обрядов (по проекту Устава Полицейско-го)//Пробелы вроссийскомзаконодательстве. 2023. Т. 16. №7. С. 013-017. ЕйЫ: ОТУТМТ
Activities of the Police of the Russian Empire to Ensure Order and Decorum in Churches, Houses of Worship, During Spiritual Rites (According to the Draft Police Charter)
©Shurukhnov Nikolay Grigorievich
Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry ofJustice Russia), Tula, Russia
Research Institute ofthe Federal Penitentiary Service ofRussia, Moscow, Russia
Abstract: The responsibilities ofthe police are considered as provided for in the second chapter ofthe draft Police Charter, developed by the commission of Senator A.A. Makarova (1906-1913). They were aimed at ensuring order and decorum during various religious events held in churches, houses of worship, as well as areas adjacent to them. The features of such activities during religious processions, religious processions, pilgrimages, meetings and seeing off holy icons and other religious celebrations, as well as observations of bell ringing as a means of notifying believers are shown. A significant place is given to comparison with the norms ofthe Charter for the Prevention and Suppression of Crimes of 1882, the Criminal Code of 1903, the Italian law of December 23,1888 on public safety, agreed with the criminal code of January 1,1890, the Federal Law ofthe Russian Federation "On the Police".
ISSN2072-3164(print) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 13
ISSN 2310-7049 (online)
Keywords: Orthodox Church; religion; Christian temple; house of worship; worship; temple festivals; police; religious processions; observation.
For citation: Shurukhnov N.G. Activities of the Police of the Russian Empire to Ensure Order and Decorum in Churches, Houses of Worship, During Spiritual Rites (According to the Draft Police Charter) // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №7. Pp. 013-017. (in Russ.). EDN: QZVTWT
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В главу II проекта Устава Полицейского (ПУП) разработчики включили 16 статей (23-38), в которых устанавливался порядок деятельности, правовой статус полиции в процессе обеспечения соответствующего религиозного порядка и благочиния. Заметим, что господствующее положение православной церкви, в рассматриваемый период времени, обеспечивалось основными государственными законами.
Представляемая глава ПУП синхронно шла за второй главой Уголовного Уложения (УУ) [1], которая именовалась: «О нарушении ограждающих веру постановлений». В статье 23 Устава говорилось: «Полиция наблюдает, чтобы никто не проповедовал православия иноверным в общественных местах без ведома и благословения епархиального Архиерея» [2, с. 38]. Следует сказать, что обозначенная деятельность полиции состояла и в том, чтобы не допустить ситуации, при которой лица других «исповЪданш и вЪроученш» открыто склоняли православных к отходу от православия. Статья 90 УУ предусматривала заключение в крепость на срок не свыше одного года или содержание под арестом за произнесение или чтение, публично, проповеди, речи или сочинения, за их распространение или публичное выставление произведения или изображения, возбуждающих к переходу православных в иное вероисповедание или учение, или секту, если сии деяния учинены с целью совращения православных» [1, с. 249].
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
По результатам сравнительно исследования делаем вывод о том, что истоки ст. 23 ПУП находятся в ст. 71 Устава о предупреждении и пресечении преступлений (УППП). В ней говорилось: «Никто безъ вЬдома и благословешя Епарх1альнаго Арх1ерея проповЬдывать иновЬрнымъ православ1е да не дерзаетъ» [3, с. 105]. Таким образом, речь шла о том, чтобы не допустить до проповеди лиц, не компетентных в православии (шарлатанов), а разрешать только таким, которые действительно основательно знают истоки православной веры, «...и, что главнЬе всего, истинно понимаютъ эти начала» [2, с. 38].
Статьи 24 и 25 ПУП перечисляли следующие обстоятельства, с которыми связывали прибытие полиции для обеспечения порядка в религиозных заведениях:
а) имеется предварительная просьба духовных лиц (ст. 24 ПУП);
б) в храме или молитвенном доме совершено преступление или имел место несчастный случай;
в) совершающее богослужение духовное лицо или им уполномоченное передает призыв к прибытию чинов полиции (ст. 25 ПУП).
В приведенных нормах была выражена единая позиция представителей Министерства внутренних дел и
членов Комиссии сенатора A.A. Макарова. Она сводилась к тому, что охранение мира и тишины в храмах и молитвенных домах во время богослужения или бого-моления должно лежать на совершающих службу духовных лицах. А вмешательство полиции в эту область можетлишь оскорблять религиозные чувства молящихся. Однако было признано, что с полиции не снимаются обязанности принимать соответствующие меры в перечисленных выше случаях, к тому же явка служащих полиции в храм или молитвенный дом не противоречила проекту закона о неприкосновенности личности [4].
Полиция обязывалась обеспечивать порядком и благочиние не только в храмах и молитвенных домах, но и в общественных местах, расположенных близь христианских храмов, во время совершающегося там богослужения. При этом важнейшей задачей было исключение всего того, что могло оскорбить чувства верующих. С этой целью в проект Устава было включено две статьи - 26 и 27. Разработчики проекта документа ориентировались на две статьи Устава о предупреждении и пресечении преступлений -13 и 14. Содержание первой из них было следующим: «Полиц1я наблюда-етъ, чтобы близъ церквей, особливо во время службы, не было на улицахъ крику, драки и вообще никакого безчинства» [3, с. 99]. Эта статья имела примечание, в котором устанавливался запрет на устройство внутри церковных оград и на кладбищах шалашей для реализации продуктов питания и различных напитков.
Внимательно изучая ст. 13 и ее примечание, члены Комиссии усмотрели в них некоторые изъяны. Они были связаны с тем, что речь шла о запрете только устройства в обозначенных местах шалашей для торговли, но не самой торговли, что связано с оскорблением религиозного чувства. К тому же запрет должен распространяться на все христианские храмы, а не только на православные. В результате была предложена следующая редакция статьи 26 проекта Устава Полицейского: «Полиция наблюдает, чтобы, во время богослужения, близь христианских храмов не были нарушены тишина и порядок, и чтобы внутри церковных оград и на кладбищах не производилось продажи съестных припасов и напитков» [2, с. 40].
Статья 14 УППП и ее примечание были также объединены и представлены в новой редакции проекта Устава Полицейского. Изменения относились к точному установлению времени и конкретизации предметов торговли на территории городов и селений в праздничные дни1. Исходя из того, что в городе может быть несколько храмов, богослужение в них могло заканчиваться в разное время, но литургия позднее 12 часов, как правило, не заканчивалась. Поэтому было
'Статья 25 Устава о предупреждении и пресечении преступлений «Праздничные дни, въ кои присутственные мЪста свободны отъ за-ня™..., а училища отъ учешя, суть, кромЪ воскресныхъ дней, слЪду-ющие...» давала обширный перечень праздничных дней.
14 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №7 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
предложено оперировать словосочетанием «до 12 часов дня», так как это придавало характер «постановления», охраняющего чувства лиц всех исповеданий. И установить еще одно обстоятельство, относящееся к торговле, разрешить таковую до 12 часов лишь теми предметами, которые обозначены законами и специальными постановлениями, ибо их конкретизация выходит за пределы задач проекта Устава Полицейского.
В результате содержание ст. 27 ПУП было дано в следующей редакции: «Полиция наблюдает, чтобы в городах и селениях в воскресные и торжественные или табельные дни, в двунадесятые2, а в селениях и в храмовые праздники, до двенадцати часов дня не было на улицах музыки, пения песен, не начинались театральные и всякие иные общественные увеселения, не открывались выставки, благотворительные базары и т. п. и чтобы торговля в это время производилась лишь предметами, дозволенными законом или обязательным постановлением» [2, с. 40].
Особые требования по обеспечению общественного порядка возлагались на полицию во время проведения духовных обрядов (ст. 28 ПУП). Они были связаны сдвумя основными обстоятельствами:
1) местами, где проходили такие торжества, были площади, улицы, дороги, на которых обеспечение общественного порядка исключительная компетенция полиции, а не храмы, молитвенные дома, где ответ-ственностьложилась бы и на духовныхлиц;
2) порядок в этих местах мог не столько нарушаться лицами, непосредственно принимающими участие в торжествах, сколько посторонними. Смеем предположить, что такую категорию правонарушителей, проявляющих неуважение к совершаемому религиозному обряду, полиция должна была бы знать и принимать соответствующие упреждающие меры.
Статье 28 проекта Устава Полицейского были созвучны две статьи (15 и 16) УППП. В них более подробно прописывались полицейские предупредительные мероприятия: чистые улицы; перекрытие поперечной езды; выставление стражи; уведомление граждан; исключение устройства подмостков для просмотра, торговли, увеселений; закрытие питейныхдомов.
Преимущество ст. 27 и 28 проекта Устава по сравнению со ст. 15 и 16 УППП состояло в том, что в них отсутствовала инструктивность. Полиции предоставлялось право самой решать организационные вопросы обеспечения порядка во время проведения религиозных торжеств. Как представляется, таким образом подчеркивалась значимость полиции как государственного органа.
Статья 28 ПУП указывала не только на необходимость наблюдения за порядком во время крестных ходов, паломничеств, встреч и проводов святых икон, проводимых вне храмов, но и акцентировала внимание на недопущение «...проявлешя какого-либо неува-жешя къ указаннымъ релипознымъ торжествамъ» [2, с. 42]. Данную установку можно трактовать двояко: как относящуюся к посторонним гражданам, так и к самим полицейским служащим.
2 Главные праздники церковного года - двунадесятые (имеют такое название потому, что их всего двенадцать), к ним относятся: Рождество Христово; Крещение Господне, или Богоявление; Сретение; Благовещение; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; Праздник Святой Троицы; Преображение Господне; Успение Богородицы; Рождество Богородицы; Воздвижение Креста Господня; Введение во храм Богородицы.
Современный российский законодатель, раскрывая содержание принципа беспристрастности деятельности полиции, вч.З ст. 7 Федерального закона «О полиции» делает это с акцентом на поведение служащего. Он должен «...проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» [5]. Справедливости ради скажем о том, что он сам должен быть к этому подготовлен, обладать знаниями религии3.
В статье 29 ПУП мы увидели важное положение, связанное с тем, что названные нами религиозные торжества в городах могли допускаться при условии уведомления полиции о времени и месте проведения за трое суток. Данное условие проведения религиозных торжеств, безусловно, верно. Так как, для обеспечения порядка и благочиния, необходимо заблаговременно осуществить комплекс различных организационных мероприятий (привлечение определенной численности служащих полиции; временное приостановление въезда в определенный район, на дорогу, улицу), отдельные из которых затрагивают права граждан.
Следует сказать, что в итальянском законе 23 декабря 1888 г. об общественной безопасности, согласованном с уголовным уложением 1 января 1890 г., в отделении первом располагалась глава II «О религиозных церемониях вне храмов и о церковных и гражданских процессиях». В статье 7 этой главы говорилось: «Те, кто устраивает религиозные церемонии или другие оказа-тельства веры вне мест, для сей цели предназначенных, или церковные или гражданские процессии на общественных путях сообщения, обязаны дать об этом знать, по крайней мере, за три дня вперед, местным властям, охраняющим общественную безопасность» [6, с. 43-44]. За нарушение этого правила предусматривалась «пеня» в размере не свыше ста лир.
Статья 30 ПУП возлагала на местную полицию обязанность незамедлительно информировать Губернатора или Градоначальника о случаях распространения в данной местности, где планируется проведение религиозных торжеств (ст. 28 ПУП), эпидемических болезней либо реальных намерений граждан посягать на общественный порядок. В случае серьезной опасности для здоровья населения (при большом скоплении народа), возникновения беспорядков, указанные должностные лица могли своевременно, если признавали нужным, запретить проведение указанных торжеств. Статья 8 названного итальянского закона предоставляла право местной власти, охраняющей общественную безопасность «... воспретить, въ видахъ общественнаго здрав1я и порядка...» проведение процессий и других видов «оказательства», о чем должна сообщить устроителям за двадцать четыре часа [6, с. 44]. Нарушение запрета каралось в соответствии суголовным уложением.
Следует сказать и о том, что проектом устава полиции предоставлялось право не допускать устройства религиозных торжеств общинами и сектами, не признанными в установленном порядке (ст. 33 ПУП).
На современную полицию возложена обязанность
3 Религиоведение — академическая область научных исследова-
ний, посвященная исследованию религиозных убеждений, поведения и институтов.
155М2072-3164(рпМ) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 15
ЮМ 2310-7049 (опПпе)
принимать меры, направленные на «...предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан» (п. 15 ст. 12 ФЗ «О полиции»), Как показывает практика, в силу специфики, нередко профилактика экстремизма носит формальный характер. Острой проблемой остается некорректное отношение к верующим (обратим внимание на актуальность обозначенного и в местах лишения свободы).
Статьи 31 и 32 проекта Устава Полицейского регламентировали деятельность полиции в обеспечении общественного порядка и спокойствия при похоронных процессиях. На устроителях лежала обязанность своевременно информировать полицию о времени, количестве участвующих и пути следования процессии. В случае возникновения реальных опасений (в том числе и не связанных с нарушениями общественного порядка): ремонт моста, дороги, неисправность водной переправы, полиции предоставлялось право изменить маршрут, с уведомлением организаторов церемонии. Полиция обязывалась отслеживать, чтобы в похоронной процессии не было исполнения песен, которые не предусмотрены соответствующим исповеданием. А также отсутствовали посторонние эмблемы, знамена или изображения, кроме тех, которые имеют государственное значение, а на венках не было надписей преступного или оскорбительного характера.
Уголовное Уложение предусматривало наказание в виде заключения в тюрьму за «самовольно присвоивши себЬ санъ священнослужителя Хриспанскаго вЪроисповедашя, виновный въ учиненш священодЬй-ств1я, которое можетъ быть совершено только свя-щеннослужителемъ сего вЪроисповЪдашя» [1, ст. 97]. Полиция должна следить, чтобы никто не появлялся в общественных местах в церковном обличии или монашеском одеянии. Исключение составляли «священно- и церковнослужители и духовные лица, признанные законом исповеданий, а также те, кто допущен в законном порядке вероучений, духовные лица, право ношения означенных одеяний которым предоставлено особыми уставами» [2, с. 46].
Прослушивание колокольного звона как средства призыва молящихся относилось к еще одному направлению деятельности полиции. Полицейские должны были знать, что к его осуществлению допускались лишь признанные законом вероисповедания, а из допущенных в законном порядке вероучений только те, которым это право предоставлено особыми уставами. Действия считались неправомерными, если они совершались при богослужениях таких исповеданий, которые законом не признаны или коим не предоставлено подобных способов призыва молящихся (ст. 35 ПУП).
Составители проекта Устава Полицейского, ориентируясь на ситуации, складывающиеся в окружающей жизни, пришли к выводу о необходимости возложить на полицию обязанности отслеживать, чтобы лица, не облеченные духовным саном и не имеющие вообще права совершать священнодействия и молитвословия по нужде отдельных лиц (требы)4, общественные богослужения или богомоления, не допускались к тако-
"Требами являются следующие основные таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение (соборование), венчание). Церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, сада).
вым. Все перечисленные действия правомочны были совершать лица, признанные в соответствующих санах и званиях правительственной властью. В противном случае это могло служить причиной различных беспорядков (ст. 36 ПУП).
Ориентируясь ст. 45 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями [7], предусматривавшей ответственность5 за публичное выставление или распространение явно соблазнительных изделий и изображений, представители Министерства внутренних дел и члены Комиссии сенатора A.A. Макарова, возложили на полицию обязанность по пресечению публичного распространения, реализации,выставления икон и других священных изображений, написанных в заведомо соблазнительном виде. Таким образом, наряду с мерами, обеспечивающими порядок проведения богослужения и религиозных церемоний, полиция осуществляла бы наблюдение и за религиозными предметами, конкретно относя их к числу перечисленных в ст. 45 Устава о наказаниях, с последующим изъятием (у собственников, продавцов) и передачей местным духовным властям (ст. 37 ПУП).
Заключала вторую главу проекта Устава Полицейского ст. 38. В ней говорилось: «Полиция наблюдает, чтобы последователи «изуверных учений» не принимали к себе в семейство, под каким бы то ни было видом, чужих детей». Надлежащий надзор за соблюдением этого правила связан с правовыми и фактическими основаниями. Правовое основание данного подхода установлено двумя важными законодательными актами: ст. 61 УППП, которая имела аналогичное ст. 38 ПУП содержание, и ст. 96 Уголовного уложения. Она устанавливала наказание виновному «въ принадлежности къ изувЬрному учешю, соединенному съ посягатель-ствомъ на жизнь свою или другихъ, или съ явно безнравственными дЪйств1ями...» в виде ссылки на поселение в местности, определенные для этой категории осужденных6. Фактическим основанием, послужившим вменить полиции указанную обязанность, было причинение вреда жизни или здоровью граждан, забота о демографии, сохранении численности населения, предупреждение вступления населения в секту.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Внимательно вчитываясь в положения главы второй проекта Устава Полицейского, делаем следующие выводы.
1. Специфические обязанности полиции, направленные на обеспечение религиозного порядка и благочиния во время проведения различных религиозных мероприятий, требовали от полицейских служащих принятия не только не совсем традиционных сил, средств и методов обеспечения порядка, но и дополнительных знаний духовного уклада различных вероисповеданий. Без этого не виделось возможности принятия целенаправленных, уважительных, обоснованных, законных мер, которые к тому же не унижали бы достоинство верующих.
2. В определенном объеме обеспечение порядка
5 Арест не свыше семи дней или денежное взыскание не свыше двадцати пяти рублей.
6Заметим, что законодатель усилил эту норму и 14 марта 1906 г. внес в нее следующее дополнение: «Сему же наказашю подлежитъ виновный въ оскопленш самого себя по заблуждешю фанатизма».
16 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №7 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
при проведении религиозных мероприятий (мы мягко об этом говорим) возлагается и на современную полицию. Следует сказать, что нестандартность этой деятельности для правоохранителей Российской Федерации очевидна: объясняется это потоком правовой и нелегальной миграции в Россию. В 2022 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 40 154 преступления [8, с. 11]. К тому же они принадлежат к различным религиозным ветвям. Име-
ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовное Уложеше (Статьи, введенныя в дей-CTBie). Издание 1909 г. // Сводъ Законовъ Россш-ской Имперш. Т. XV. - С. 235-262.
2. Проектъ Устава Полицейскаго съ постатейными объяснешями. 4-е Приложеше к законопроекту о преобразованш полицш въ Империи. - С.-Петербург, Типограф1я Министерства Внутреннихъ Делъ, 1913.-268 с.
3. Сводъ уставовъ о предупрежден^ и пресЪченш преступленш. Издание 1890 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XIV. - С. 97-147.
4. Проект закона «О неприкосновенности личности». 8 мая 1906 г. // Законодательные предложения Партии народной свободы, 1905-190 гг. - СПБ., 1907. С. 64-69.
5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (в поел, ред.) // КонсультантПлюс : официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.08.2023).
6. Справка по нЬкоторымъ вопросамъ, касающимся постановки полицейской службы въ иностранныхъ государствахъ. Приложение 7-е къ законопроекту о преобразованш полицш въ Имперш. - ^Петербург. Типограф1я Министерства Внутреннихъ ДЪлъ, 1913,- 106 с.
7. Уставъ о Наказашяхъ, налагаемых Мировыми Судьями. Издаше 1885 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XV. - С. 203-234.
8. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2022 года и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор. - М., 2023. - 102 с.
ют место случаи, когда это связано с экстремистскими устремлениями.
3. Отметим, что целенаправленная деятельность полицейских и других правоохранителей требует соответствующей подготовки, переподготовки, повышения квалификации, организуемой специализированными образовательными организациями, с подготовкой соответствующих рекомендаций, рассчитанных на различные ситуации.
REFERENCES
1. Criminal Code (Articles put into effect). Edition 1909 // Code of Laws of the Russian Empire. Т. XV. - pp. 235-262.
2. Draft Police Charter with article-by-article explanations. 4th Appendix to the bill on the transformation of the police in the Empire. - St. Petersburg, Printing house ofthe Ministry of Internal Affairs, 1913. - 268 p.
3. Code of statutes on the prevention and suppression of crimes. Edition 1890 // Code of Laws ofthe Russian Empire.T. XIV.-pp. 97-147.
4. Draft law "On Personal Privacy". May 8, 1906 // Legislative proposals of the People's Freedom Party, 1905-190. - St. Petersburg, 1907. pp. 64-69.
5. On the police: Federal Law of 02/07/2011 No. 3-FZ (as amended) // ConsultantPlus: official website. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 08/30/2023).
6. Information on some issues relating to the organization of police service in foreign countries. Appendix 7 to the bill on the transformation of the police in the Empire. -St._Petersburg. Printing house ofthe Ministry of Internal Affairs, 1913. - 106 p.
7. Charter on Punishments imposed by Justices of the Peace. Edition of 1885 // Code of Laws ofthe Russian Empire.T. XV.-pp. 203-234.
8. Comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation based on the results of 2022 and expected trends in its development: analytical review. - M., 2023. - 102 p.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 74,72%
Статья поступила в редакцию 30.10.2023, принята к публикации 20.11.2023 The article was received on 30.10.2023, accepted for publication 20.11.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шурухнов Николай Григорьевич, д-р юрид. наук, профессор, ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; г. Москва, Россия; профессор кафедры уголовного права и процесса; Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); г. Тула, Россия. ORCID: 0000-0003-1132-760Х, SPIN-код: 47060211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected]
ABOUTTHEAUTHOR
Shurukhnov Nikolay Grigorievich, Dr.Sci.(Law), professor, leading scientist employee; Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Moscow, Russia; Professor of the Department of Criminal Law and Criminal process; Tula Institute (branch) ofthe All-Russian State University ofJustice (RPA Ministry ofJustice Russia); Tula, Russia. ORCID: 0000-0003-1132-760X, SPIN-code: 4706-0211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected]
ISSN2072-3164(print) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 17
ISSN 2310-7049 (online)