1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
5.1.1.
Теоретико-исторические правовые науки
(юридические науки)
Theoretical and Historical Legal Sciences
(Продолжение. Начало в № 6, 7, 8 2023 г.)
УДК 2;35;340;340.5; 340.13; 340,15;342; 343 ГРНТИ 03.23; 10.09; 10.15; 10.17; 10.17.21 EDN: NVJFQD
От концепции проекта Устава Полицейского Российской Империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова (1906-1917 гг.) Часть 4. Обеспечение общественного порядка и личной безопасности при проведении увеселительных мероприятий, лотерей, тотализаторов, игры в карты
©Шурухнов Николай Григорьевич
Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Тула, Россия
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России,
г. Москва, Россия
Аннотация: Рассматриваются правовые нормы, составляющие третье отделение проекта Устава полицейского, который с 1906 г. разрабатывался членами комиссии под руководством сенатора А.А. Макарова. Основное внимание указанной главы было сосредоточено на деятельности полиции Российской империи по обеспечению общественного порядка, исключению причинения вреда жизни и здоровью граждан при проведении различных увеселительных и развлекательных мероприятий. К числу затратных по организации проведения относились театральные и цирковые представления, народные игры и гуляния, концерты, балы и маскарады, фейерверки, скачки и конские бега. Процедуры выдачи губернаторами, градоначальниками, начальниками местной полиции удостоверений на разрешение их осуществления. Опираясь на положения устава, других законодательных актов, в статье приводится перечень субъектов, которые не имели права получать удостоверения, обозначается комплекс прав и обязанностей чинов полиции по организационно-правовой подготовке, проведению, закрытию обозначенных мероприятий, составлению, в необходимых случаях, полицейских протоколов. Акцентируется внимание на соблюдении прав устроителей и граждан, уплативших деньги за приобретение билетов на развлечения. Обозначаются правовые меры запрещения азартных игр, изготовления, переделки, промывки карт с целью реализации, а равно продажа иностранных карт, карт с поддельными штемпелями, разорванными бандеролями. В тексте отведена роль полиции в устройстве и проведении лотерей, и в частности такой ее разновидности, каклотере-я-аллегри, в обеспечении общественного порядка при игре на тотализаторе во время конских бегов, скачек. Автор показывает, как разработчики проекта Устава, опираясь на существовавшие в то время нормы законодательства Российской империи, соблюдали принцип преемственности при формировании новых правовых норм, использовали зарубежный опыт.
Ключевые слова: общественные увеселения и зрелища; ходатайство; программа; выдача разрешений; билеты; права и обязанности полиции по предупреждению и пресечению беспорядков;устройство лотерей; тотализаторы; игра в карты.
From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and Content: Views of Members of the Commission of Senator A.A. Makarov (1906-1917). Part 4. Ensuring Public Order and Personal Safety During Entertainment Events, Lotteries, Sweepstakes, and Card Games
©Nikolay G. Shurukhnov
Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia), Tula, Russia
Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia
Abstract: The article examines the legal norms that make up the third section of the draft Police Charter, which since 1906 has been developed by members of the commission under the leadership of Senator A.A. Makarova. The main attention of this chapter was focused on the activities of the police of the Russian Empire to ensure public order and prevent harm to the life and health of citizens during various entertainment and entertainment events. Costly events to organize included theatrical and circus performances, folk games and festivities, concerts, balls and masquerades, fireworks, horse racing and horse racing. Procedures for the issuance by governors, mayors, and chiefs of local police of certificates authorizing their implementation. Based on the provisions of the charter and other legislative acts, the article provides a list of subjects who did not have the right to receive certificates, designates a set of rights and responsibilities of police officials for organizational and legal preparation, conduct, closure of designated events, drawing up, if necessary, police reports. Attention is focused on respecting the rights of organizers and citizens who paid money to purchase entertainment tickets. Legal measures are outlined to prohibit gambling, manufacturing, alteration, and washing of cards for the purpose of sale, as well as the sale of foreign cards, cards with counterfeit stamps, torn parcels. The text assigns the role of the police in the organization and conduct of lotteries, and in particular such a variety as the allegri lottery, in ensuring public order when playing on betting during horse racing. The author shows how the developers of the draft Charter, relying on the norms of legislation of the Russian Empire that existed at that time, observed the principle of continuity in the formation of new legal norms, and used foreign experience.
Keywords: public entertainment and spectacles; petition; program; issuance of permits; tickets; rights and responsibilities of the police to prevent and suppress riots; lottery device; sweepstakes; card game.
For citation: Shurukhnov N.G. From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and ContentViews of Members of the Commission of Senator A.A. Makarov (1906-1917). Part 4. Ensuring Public Order and Personal Safety During Entertainment Events, Lotteries, Sweepstakes, and Card Games // Gaps in Russian Legislation. 2024. Vol. 17. №1. Pp. 012019. (in Russ.). EDN: NVJFQD
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Третье отделение («Общественный увеселешя. Игральные карты. Лотереи. Тотализаторы») третьей главы проекта Устава полицейского (ПУП) по своему объему и количеству статей (ст. 60-91) можно отнести к числу наиболее объемных. Такой подход членов комиссии Российской империи (сенатора А.А. Макарова) оправдан, если иметь в виду характер мероприятий, их массовость, условия проведения, обусловливавшие объем работы органов обеспечения общественного порядка и личной безопасности. Для оптимизации этого требовались надлежащая нормативная правовая база, эффективная организация и профессиональная деятельность полиции. А также обстоятельная предварительная подготовка, умения и навыки полицейских работать и принимать решения в различных условиях, целенаправленно и эффективно использовать специальные силы и средства.
Отправные нормы третьего отделения 3-й главы ПУП коррелировались с положениями нормативных правовых актов Российской империи и, прежде всего, с Уставом о предупреждении и пресечении преступлений (УППП), обеспечивая преемственность в законодательстве. Так, ст. 135 УППП, применительно к предмету регулирования Уставом, гласила: «Запрещается безъ дозволешя полицш чинить в городЬ или внЪ его обще-народныя игры или забавы и театральныя представ-лешя [1, с. 109].
Следует сказать о том, что разработчики устава ориентировались не только на предшествующее национальное законодательство, но и на нормативную практику зарубежных стран. В частности, активно использовали содержание норм других государств, приводившихся в записке российского профессора В.Ф. Дерюжинского1 по изучению некоторых вопросов охранения в западно-европейских государствах порядка и спокойствия. С названной целью, как специалист в сфере полицейского права, В.Ф. Дерюжинский в 1905 г. был специально командирован за границу. По возвращении им была подготовлена записка, которая и использовалась не только членами комиссии сенатора А.А. Макарова [2; 3, с. 51-52]2, но и преподавателями полицейского права. Так, ориентиром дозволения увеселительных мероприятий служили ст. 37, 39 итальянского закона от 23 декабря 1888 г. «О сценическихъ преступлешях и общественныхъ увеселешяхъ». В них говорилось о запрете проведения (без соответствующего разрешения) в общественных и открытых местах представлений, фехтовальных упражнений, балов, иных зрелищ или увеселений. Аналогичным образом решался данный вопрос в Австрии, Франции [3, с. 68].
'Владимир Федорович Дерюжинский (1861-1920) - русский правовед и публицист, профессор полицейского права; сенатор, тайный советник.
2 В ст. 37 гл. I «О сценическихъ преступлешях и общественныхъ увеселешяхъ» итальянского закона от 23 декабря 1888 г. констатировалось: «Никто не въ правь давать общественныя представлешя, даже временныя, безъ предварительнаго на то разрешЪшя мЪст-ной власти, коей ввЪрено охранеше общественной безопасности; ни заниматься безъ такого-же разрЪшения общественнымъ уве-селешемъ, въ видЪ промысла, ни выставлять публично рЪдкости, людей, животныхъ, оптичесше кабинеты или иные любопытные предметы. РазрЪшеше дЪйствительно только для той общины, отъ которой оно получено».
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В статье 60 проекта Устава полицейского его разработчики сочли возможным дать перечень основных общественных увеселений и зрелищ3, конкретизировав их по сравнению с перечисленными в ст. 135-152 Устава о предупреждении и пресечении преступлений [1, с. 128-148]4. При решении вопроса о том, что можно считать общественным увеселением, члены комиссии А.А. Макарова использовали аналогию с публичными собраниями, определенными указом от 4 марта 1906 г. [4; 5]. Такой подход исключал явочный порядок участия граждан в мероприятиях. Исходя из их сущности, на полицию возлагалась обязанность наблюдения за тем, чтобы подобные мероприятия проходили не иначе как с разрешения начальника местной полиции, губернатора, градоначальника (по принадлежности)5.
Статья 60 ПУП имела примечание, которое исключало распространение положений третьего отделения ПУП на мероприятия, проводимые управлением императорских театров [6, с. 68]. Это было связано с тем, что дирекция императорских театров своей принадлежностью к Министерству императорского двора имела особый правовой статус и руководствовалась при этом специальными правилами.
Позиция Министерства внутренних дел, состоящая в придании устройству общественных увеселений и зрелищ такой формы сотрудничества, как концессия, была поддержана членами комиссии сенатора А.А. Макарова. Она состояла в том, что компетентные должностные лица полиции обязывались по получении ходатайства от лиц, желающих организовать обозначенные мероприятия, выдать (при отсутствии каких-либо препятствий) удостоверение о разрешении. При этом вручение удостоверения являлось гарантией проведения ряда последовательных представлений или увеселений в течение определенного времени. Такой подход исключал напрасные затраты устроителей общественных увеселений или зрелищ по их предварительной подготовке, если они не имели полицейского разрешения. Основание выдачи удостоверения о разрешении выступало гарантией того, что проводимые мероприятия не посягают на уголовные законы, нормы нравственности (ст. 61 ПУП). Что касается планирования и проведения, то на них дополнительно распространялись нормы, содержащиеся в УППП, ст.7 отдела III указа от 4 марта 1906 г. [4], регламентировавшей публичные собрания.
Необходимо отразить еще одну составляющую общественной и личной безопасности (указанную в ст. 66 проекта Устава) - исключение несчастных случаев и пожаров во время проведения представлений и увеселений. Для этого чины полиции обязывались убедиться в прочности материала, надежности приспосабливаемых или возводимых сооружений (помосты, катальные горки, качели, карусели), исключающих
3 Ими считались: театральные, цирковые представления, народные игры, гулянья, концерты, балы, маскарады, фейерверки, скачки, бега, гонки.
"Раздел третий УППП именовался: «О предупреждении и пресечении беспорядков при публичных собраниях, увеселениях и забавах, а также о пресечении явного соблазна и разврата в поведении».
5 В отдельных случаях нормативные правовые акты в числе упол-
номоченных должностных лиц (мы их приведем позднее) называли генерал-губернатора.
причинение травм пользователям и зрителям. Принять своевременные меры по исключению из пользования те, которые «по удостовЪрешю свЪдущих лицъ, не удовлетворяют^ этимъ услов1ямъ». Исходя из того, что решение этого вопроса предполагало использование специальных знаний, возникала потребность приглашения соответствующих специалистов. К тому же эти вопросы не всегда могли решить техники-специалисты. В случае возникновения спорных вопросов полиции предоставлялось право приглашать сведущих ремесленников, которые долговременной практикой в соответствующем ремесле приобрели определенную опытность и необходимые знания [6, с. 75].
В проекте Устава предусматривались и частные правила, ограничивающие категорию физических лиц, могущих получать разрешения. В соответствии со ст. 62 ПУП ктаким субъектам были отнесены:
1) несовершеннолетние;
2) воспитанники низших и средних учебных заведений;
3) нижние воинские чины;
4) состоящие под опекой за расточительность;
5) признанные несостоятельными должниками;
6) душевнобольные.
Этот перечень расширялся ст. 78 ПУП, установившей запрет на выдачу разрешений гражданам, не уплатившим сборы, регламентированные нормативными правовыми актами. Полиции предоставлялось право (на основании распоряжения начальника местной полиции) изъять полученное разрешение на проведение массовых увеселений или зрелищ «...если лицо перестанет удовлетворять требовашям, при наличии коихъ разрЪшеше могло быть ему выдано» (ст. 63 ПУП).
Законами Российской империи был предусмотрен строгий спектр дней6, когда проведение любых увеселительных мероприятий было запрещено. В данном случае речь идет о ст. 145 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, дополненной положениями указа от 2 июня 1906 г. [1], предусмотревшими дни, когда вообще воспрещались всякие забавы и увеселения. Они были продублированы ст. 64 ПУП. Запрет на проведение рассматриваемых мероприятий распространялся и на отдельные места. К таковым относились здания, помещения, сооружения, не отвечающие строительным или противопожарным требованиям. Зарубежные нормативные акты предусматривали аналогичный порядок. Во Франции «...открытие театра могло последовать только после осмотра и приема его особой комиссией, образуемой из техников и должностных лиц под председательством префекта» [3; 6, с. 74].
В ситуациях, когда полиция усматривала препятствия к проведения общественных увеселений или зрелищ (по перечисленным основаниям), она ставила в известность устроителей (ст. 67 ПУП). Отрицательное решение могло приниматься в случаях, когда цель или предмет противоречили уголовным законам, обще-
6 Были указаны следующие дни: сочельник (рождественский) и день праздника Рождества Христова, накануне двунадесятых праздников и дня Усекновения Главы Иоанна Предтечи; первая, четвертая и страстная недели, а также в первый день (воскресенье) второй недели (недели Православия) и суббота третьей недели великого поста, Вербное Воскресенье, первый день святой Пасхи и дни Воздвижения Креста Господня и Усекновения Главы Иоанна Предтечи (ст. 64 ПУП).
ственной нравственности посягали на спокойствие, а выбранное место и время не обеспечивали личную безопасность людей. Приведенные основания отказа к выдаче разрешения позволяли, с одной стороны, обеспечить интересы устроителей, дать им возможность для принесения жалоб на действия администрации, противоречащие правовым установкам. С другой - нацеливать должностных лиц, выдавших разрешения, действовать законно, с определенной прямолинейностью и обоснованностью. Оградить от напрасных упреков в произволе и необоснованности своих решений, осознавая возможность строгого надзора за собой со стороны вышестоящих инстанций.
Как уже отмечалось, положение об устройстве общественных увеселений и зрелищ носило концессионный порядок, предусматривающий право властей требовать от устроителей ходатайство с комплексом сведений. Их изучение позволяло судить о том, допустимо ли проведение обозначенных мероприятий. Губернаторам, градоначальникам, начальникам местной полиции предоставлялось право отказывать устроителям в проведении различныхувеселений, если:
в ходатайстве отсутствовали указания на место и время проведения мероприятия; имя, отчество, фамилия и адресжительства устроителей (1);
нет программы с указанием исполнителей предполагаемых номеров, представлений (2);
не предоставлено для ознакомления содержание драматического или литературного произведения, планируемого к прочтению (3);
отсутствует указание цены зрительского места (при проведении платных мероприятий) (4).
Приведенные запреты соответствовали не только действовавшему законодательству, но и дополняли обязанности полиции и устроителей, обеспечивали охрану прав и законных интересов граждан, изъявивших желание присутствовать на устраиваемых мероприятиях (1). Следует сказать об особом статусе ходатайства. Оно должно было содержать не только комплекс сведений7, ноив качестве приложения иметь программу, подлежащую утверждению. Если возникала необходимость внести изменения в содержание программы, то это осуществлялось исключительно с ведома лица, выдавшего разрешение8.
Заметим, что программа служила, как бы преддверием подготовки ходатайства, в ней указывались место и время начала и окончания мероприятия, а также входная плата. Все это подлежало утверждению уполномоченными должностными лицами. При существенном изменении программы полиция, еще до начала проведения мероприятия, должна была предложить устроителям возвратить взысканную за вход плату тем из уплативших посетителей, которые желают это сделать. В случае отказа полиция обязывалась составлять протокол, содержащий точные обстоятельства, в том числе факт информирования посетителей о их праве обратиться в суд с целью возмещения понесенных убытков. Такой порядок, по мнению разработчиков проекта Устава, с одной стороны, облегчал
7 На указание биографических и других данных ориентировал указ от 4 марта 1906 г. в отношении публичных собраний.
8 В случаях, не терпящих отлагательства, корректировка программы могла проводиться с разрешения должностного лица, назначен-
ного для присутствия на увеселении или зрелище.
положение посетителей в статусе гражданских истцов, так как при доказывании понесенных убытков они могли сослаться на протокол, составленный полицией. С другой стороны, он служил профилактической мерой, препятствующей недобросовестным устроителям увеселений к безнаказанному обогащению, вводя в обман посетителей (ст. 69 ПУП). Аналогичный порядок устанавливался ст. 74 ПУП на случаи, когда зрелища отменялись.
Что касается прочтения драматического или литературного произведения (3), планируемого к представлению, то при концессионном порядке устройства зрелищ и представлений, когда они посягают на уголовные законы, общественную нравственность, угрожают спокойствию и безопасности, органы власти являются ответственными за их разрешение. При этом разработчики проекта Устава ориентировались на законодательство Италии, Франции [3]. Простановка цены (4) зрелищного места в ходатайстве для получения разрешения на проведение увеселений и зрелищ предусматривала две цели: не только иметь представление о круге лиц, которым будет доступно проводимое мероприятие, но и соответствие положениям Устава о цензуре и печати (ст. 91) [7, с. 74]. Примечание этой статьи содержало положение о том, чтобы «...на сценахъ народныхътеатровъ или театровъ посЬщаемыхъ вслЬдств1е низкой платы за мЬста, преимущественно простолюдинами, могут быть исполняемы только тЪ изъ разрЬшенныхъ драматическою цензурою пьесъ, кои будутъ для сего одобрены Глав-нымъ Управлешемъ по дЪламъ печати, по особымЬ ходатайствамъ содержателей театровъ или авторовъ и переводчиковъ» [7, с. 79].
УППП (раздел третий, ст. 128-148) предусматривал правомочия полиции по предупреждению и пресечении беспорядков при публичных собраниях, увеселениях и забавах, а также исключению явного соблазна и разврата в поведении9. Специально выделялось благочиние при общенародных забавах, увеселениях и театральных представлениях (ст. 135-152 УППП). В этих целях должностным чинам полиции предоставлялось право беспрепятственно входить во все помещения, где ведется подготовка, происходят увеселения, а также иметь специальные зрительские места (не более трех). Расположение таких мест заранее определялось губернатором, градоначальником или начальником местной полиции. В целях обеспечения общественного порядка, исключения различных эксцессов между гражданами полиция обязывалась вести бдение за тем, чтобы торговлю съестными припасами, напитками производили лица, имеющие законные разрешения при соблюдении установленных правил. При нарушении проведения увеселительных мероприятий полицейские имели право запретить их проведение.
Аналогичный правовой порядок, установленный законодательными актами, распространялся и на проведение различных выставок, передвижных музеев, базаров, публичных чтений, докладов или сообщений с прениями (ст. 42-51 ПУП) [8, с. 13-20].
9 «О благочинии при общенародных забавах, увеселениях и театральных представлениях». Глава третьего раздела Устава предупреждения и пресечения преступлений (ст. 135-152).первая, третьего раздела Устава предупреждения и пресечения преступлений (ст. 135-152).
В обязанности полиции входило пресечение проведения мероприятий (уличных певцов, музыкантов, шарманщиков, фокусников), осуществляемых в виде промысла на улицах, площадях без особого разрешения губернатора, градоначальника, начальника местной полиции. Включение данного положения в обязанность полиции диктовалось сложной общественной обстановкой в государстве. Расчет был не только, чтобы не допустить в населенные центры под видом музыкантов, шарманщиков, фокусников лиц, промышляющих преступной деятельностью, но и граждан, способных причинить вред государственной безопасности (террористов, лиц, призывающих к смене государственного строя).
Начиная с 1782 г., в Российской империи существовал запрет на азартные игры (карты, кости). Запреты содержались в ст. 68 Устава благочиния [9], ст. 990 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных [10, с. 101], ст. 200 УППП [1]. За указанные противоправные деяния предусматривались различные виды наказаний10 в зависимости от рецидива. Исходя из этих правовых положений, полиция должна была следить за местами, где могли собираться игроки в карты, кости, орлянку (результат которых основан только на одном случае), устанавливать игорные дома, выявлять собственников, которые сдают помещения внаем. Законодательство того периода времени [1; 11] не давало единого перечня азартных игр, причиной, как представляется, было их значительное количество, тенденция постоянного увеличения, унификации в регионах. Поэтому правоведы и специалисты нашли оптимальный путь (для того периода) - возложить обязанность на Министерство внутренних дел, губернаторов и градоначальников по подготовке списка игр для опубликования в местных ведомостях для широкого информирования населения.
В рассматриваемый период времени были распространены изготовление игральных карт, их переделка, промывка, чистка, сбыт. Все это являлось уголовно наказуемым [9; 10], поэтому в круг обязанностей полиции предполагалось ввести выявление этих противоправных деяний11. К подобным правонарушениям относился и сбыт иностранных игральных карт, карт с поддельными штемпелями, разорванными бандеролями и обертками. В случае обнаружения указанных деяний полиция должна была, независимо от привлечения виновных к законной ответственности, немедленно уведомлять Управление по продаже карт.
К особому виду азартных игр законодательство Российской империи [1; 11] относило устройство лотерей - желание выиграть значительную сумму путем риска незначительной суммой, «...будучи въ большинствЬ случаевъ доступною по цЪнЪ билетовъ и для лицъ не вполнЬ обезпеченныхъ, лотереи, ... вырываютъ у этой части населешя много сбереженш, которыя могли бы быть использованы гораздо рацюнальнЪе» [6, с. 93]. На общественную опасность этой категории азартных
10Уставом благочиния или полицейским за азартные игры в первый раз предусматривалось денежное взыскание не свыше трех тысяч рублей; во второй раз - «сверхъ тогожъ» денежного взыскания, арест от трех недель до трех месяцев; в третий раз - «сверхъ денежного взыскания» заключение в тюрьме от четырех до восьми месяцев.
11 Изготовление картявлялось исключительной прерогативой карточной фабрики ведомства учреждений Императрицы Марии.
игр, связанных с причинением материального ущерба гражданам, указывает факт размещения в четвертой главе Устава о предупреждении и пресечении преступлений 12 статей (ст. 265-276). В них приводятся правила проведения лотерей, направления пресечения противоправных деяний, связанных с их осуществлением. Полиция обязывалась не допускать устройства лотереи, разыгрывания в ней каких-либо предметов без получения особого разрешения от генерал-губернатора, губернатора или градоначальника. Полицейские чины должны были пресекать [12, с. 210]12 продажу билетов, частных промессов13, иностранных лотерейных займов на неразрешенные лотереи. При проведении лотерей должны были исключаться розыгрыш вещей; выигрывание премий на определенные суммы; продажа иностранных лотерейных займов, предметов христианского почитания (крестов, икон), недвижимостей, спиртных напитков, лотерей вне пределов губернии, в которых состоит учреждение, получившее на это разрешение14 (ст. 84 ПУП). Полиция должна была устанавливать, в пользу какого учреждения и на какую, сумму разыгрывается лотерея; сколько будет выигрышей и во сколько они оценены; сколько выпущено билетов; где, в каком порядке и в продолжение какого времени будут выдаваться выигрышные вещи (срок их получения не мог быть менее шести месяцев со дня выигрыша, в течение которых выигрышная таблица должна быть выставлена для всеобщего обозрения) (ст. 86 ПУП).
В деятельность полиции включалось выяснение процесса, места проведения лотерей-аллегри15, пресечение ее проведения на территориях, где организованы народные (общественные) гулянья, собрания, детские праздники, а также там, где посетителями являются граждане, относящиеся к рабочему населению. Министру внутренних дел предоставлялось право в виде исключения разрешать лотерею-аллегри на общественных гуляньях, на которых независимо от платы за лотерейные билеты назначается особая плата в размере не менее одного рубля (ст. 275 УППП). При этом, чтобы плата составляла менее одного рубля вне зависимости от стоимости лотерейных билетов, не было одновременного разыгрывания нескольких различных лотерей. Специально указывалось, что при использовании нескольких колес распределение между ними лотерейных билетов должно производиться после предварительного смешивания их в одном из колес. При проведении обозначенных мероприятий полиция пресекала попытки продажи билетов малолетним и лицам, находящимся в нетрезвом состоянии.
Предполагалось, что чины полиции будут ответственны за представление отчета генерал-губернатору, губернатору или градоначальнику о разыгрывании лотереи, денежной выручке с приложением письмен-
12 Статья 47 Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями за устройство без разрешения лотерей, предусматривала денежное взыскание не свыше двадцати процентов со всей суммы, полученной, за проданные билеты или промессы, а если сумма эта неизвестна, то денежному взысканию не свыше двухсот рублей.
13 Промесса: 1) именная облигация; 2) документ, обеспечивающий получение выигрыша, который может пасть на известный номер билета выигрышного займа.
14Это не применялось к учреждениям, деятельность которых распространялась на всю Империю или на несколько губерний.
15 Лотерея-аллегри - лотерея, результат которой становится из-
вестным сразу после приобретения билета.
ного удостоверения о поступлении чистой выручки в то благотворительное учреждение, в пользу которого разыгрывалась лотерея [13]. Губернатор или местное начальство препровождают пожертвованную сумму в государственный банк с объяснением, от кого и на какой предметона поступила [14, с. 119].
Кратко скажем о том, что при проведении скачек и бегов полицейские контролировали, чтобы при игре на тотализаторе соблюдались правила, специально прописанные для скаковых ипподромов и беговых обществ (ст. 90 ПУП). Если имело место нарушение этих правил, то губернатору и градоначальнику предоставлялось право закрыть тотализатор и запретить игру на нем. Как отмечают современники, в конце восьмидесятых годов XIX века в России игра на тотализаторе стала приобретать широкое распространение. При ее проведении имели место случаи не только нарушения общественного порядка, но и нередко крупные беспорядки, сопровождавшиеся насилием и разгромом имущества. Для исключения этого, 15 января 1911 г. Совет министров уполномочил Управляющего государственным коннозаводством, по согласованию с Министром внутренних дел, утвердить и ввести в действие «Общие правила о тотализаторах на ипподромах скаковых и беговых обществ»16. Они были приложением к документу который именовался: «Устав обществ поощрения рысистого коннозаводства. Правила рысистых испытаний». § 17 указанных правил предоставлял право должностным лицам закрывать тотализаторы, если игра на них влекла нарушение общественного порядка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. В силу своей природы увеселительные и развлекательные мероприятия затрагивали права широкого круга людей. Это должностные лица полиции, принимающие решение о разрешении их проведения, обеспечивающие благочиние и безопасность, непосредственные устроители, зрители, которые приобрели билеты для просмотра и прослушивания представляющего для них интерес мероприятия, к тому же и те, что могли случайно оказаться в месте сосредоточения значительного количества людей. Поэтому разработчики проекта Устава полицейского (комиссия под руководством сенатора А.А. Макарова) уделили этим составляющим значительное внимание - 29 статей. Ими было предусмотрено правовое регулирование вопросов, относящихся к обеспечению правопорядка при проведении таких специфических массовых мероприятий, охранению прав и интересов граждан, которые планировали стать зрителями.
2. Изучая нормы, регулирующие проведение театральных представлений, народных гуляний, устройство лотерей, бегов, скачек на ипподромах, пользование тотализаторами, делаем вывод о том, что на полицию того времени предлагалось возложить двуединую задачу - разрешение их проведения, обеспечение общественного порядка и личной безопасности граждан при их подготовке и проведении. Следует указать и еще на одно не менее важное направление деятельности полиции - создание предпосылок граж-
16Устав и правила были утверждены в 1911 г. Управляющим Государственным коннозаводством генерал-лейтенантом А.И. Здано-вичем.
данам (составление протоколов) для охранения их законного интереса. Перебрасывая мысленный мостик к современному законодательству, можно предположить, что при проведении массовых мероприятий современный законодатель, кроме полицейской, в значительной мере выстроил и компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
3. Определенное место в анализированных нормах проекта Устава полицейского было отведено предупреждению проведения общественных представлений без предварительного разрешения, в виде про-
ЛИТЕРАТУРА
1. Сводъ уставовъ о предупрежден^ и пресЪченш преступленш Издание 1890 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XIV. - С. 97-147.
2. Записка профессора В. Ф. Дерюжинского, командированного за границу для изучения некоторых вопросов по охранению в западно-европейских государствах порядка и спокойствия. -1905. - 38 с.
3. Справка по нЬкоторымъ вопросамъ, касающимся постановки полицейской службы въ иностран-ныхъ государствахъ. Приложеше 7-е къ законопроекту о преобразованш полицш въ Имперш. С.-ПЕТЕРБУРГ. Типограф1я Министерства Внутрен-нихъ ДЬлъ. - 1913. - 106 с.
4. Именной высочайший указъ. Правительствующему Сенату. 4-го марта 1906 г. О временныхъ пра-вилахъ о собрашяхъ. Въ отношевш публичныхъ собранш постановить слЬдующ1я правша // Общш Уставъ Императорских Россшскихъ Университе-товъ 1884 г. Т. X I. ч. I. изд. 1895 года и по прод. 1906,1908 и 1909 гг. Съ приложешемь узаконенш, на которыя вь Уставъ дЬлаются ссылки. - САРА-ТОВЪ : Типограф1я Союза Печатнаго ДЬла, 1913.
5. Приложеше къ статьЪ 115-1. (По Прод. 1906 г.). Временныя правила о собрашяхъ. 1906. Март. 4, собр. узак., 309. - URL: http://www.russky.com/ history/library/vol,14/vol.l4.3.htm (дата обращения: 11.11.2023).
6. Проектъ Устава Полицейскаго съ постатейными объяснешями. 4-е Приложеше к законопроекту о преобразованш полицш въ Империи. - С.-Петербург, Типограф1я Министерства Внутреннихъ Делъ, 1913.-268 с.
7. Уставъ о цензурЬ и печати. Издание 1890 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XIV. - С. 65-96.
8. Шурухнов Н.Г. Часть 1. Сущность полицейских обязанностей, главная цель и пределы деятельности полиции Российской империи по проекту Устава Полицейского // Пробелы в российском законодательстве. - Т. 16. - № 6. - 2023. - С. 13-20. EDN: WLSSUU.
9. Устав Благочиния или Полицейский, 8 апреля 1782 г. // ПСЗ. Собр. 1-е. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830.-Т. 21, № 15379.
10. Уложеше о наказашяхъ уголовныхъ и исправитель-ныхъ // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XV. Издаше 1885 г.-С. 1-202.
11. Уголовное уложение. 22 марта 1903 г. С мотивами, извлеченными из объяснительной записки редак-
мысла. Атакже пресечению азартных игр, при которых выигрыш основан на одном только случае, организации деятельности игорных домов, изготовления, промывки или чистки карт с целью их продажи, продажи иностранных карт, карт с поддельными штемпелями, разорванными бандеролями. Не оставили разработчики устава и без правового регулирования проведение различных видов лотерей. Как представляется, все задуманное положительно сказалось бы на защите жизни, здоровья, законных интересов граждан, морально-психологическом климате российского общества того периода.
REFERENCES
1. Code of statutes on the prevention and suppression of crimes. Edition 1890 // Code of Laws of the Russian Empire.T. XIV.-pp. 97-147.
2. A note by Professor V.F. Deryuzhinsky, sent abroad to study some issues of maintaining order and tranquility in Western European countries. - 1905. - 38 p.
3. Information on some issues relating to the organization of police services in foreign countries. Appendix 7 to the bill on the transformation of the police in the Empire. ST. PETERSBURG. Printing house ofthe Ministry of Internal Affairs. - 1913. - 106 p.
4. Personalized highest decree. Governing Senate. March 4, 1906 On temporary rules on meetings. In relation to public meetings, establish the following rules // General Charter of the Imperial Russian Universities of 1884, Vol. X I. Part I. ed. 1895 and onwards. 1906, 1908 and 1909 With the application of laws to which references are made in the Charter. - SARATOV: Printing house of the Union of Printing Business, 1913.
5. Appendix to Article 115-1. (According to Prod. 1906). Temporary rules on meetings. 1906. March. 4, collection Uzak., 309. - URL: http://www.russky.com/ history/library/vol,14/vol.l4.3.htm (access date: 11/11/2023).
6. Draft Police Charter with article-by-article explanations. 4th Appendix to the bill on the transformation of the police in the Empire. - St. Petersburg, Printing house ofthe Ministry of Internal Affairs, 1913. - 268 p.
7. Charter on censorship and press. Edition 1890 // Code of Laws of the Russian Empire. Т. XIV. - P. 65-96.
8. Shurukhnov N.G. Part 1. The essence of police duties, the main goal and limits ofthe activities ofthe police of the Russian Empire according to the draft Police Charter // Gaps in Russian legislation. - T. 16. - No. 6. - 2023. - P. 13-20. EDN: WLSSUU.
9. Charter of Deanery or Police, April 8, 1782 // PSZ. Collection 1st. - St. Petersburg. : Type. 2nd Department of Own. E.I.V. office, 1830. - T. 21, No. 15379.
10. Code of Criminal and Correctional Punishments // Code of Laws of the Russian Empire. Т. XV. Edition 1885 - pp. 1-202.
11. Criminal Code. March 22, 1903 With motives extracted from the explanatory note of the editorial
ционной комиссии, представления Мин. Юстиции в Государственный Совета и журналов - особого совещания, особого присутствия департаментов и общего собрания Государственного Совета. Издание Н.С. Таганцева. - С.-ПЕТЕРБУРГ, 1904 // КонсультантПлюс : официальный сайт. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 19.11.2023).
12. Уставъ о Наказашяхъ, налагаемых Мировыми Судьями. Издаше 1885 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XV. - С. 203-234.
13. 28702. Декабря 24. Высочайше утвержденное по-ложеше СовЬта Министровъ «О предоставленш Генералъ-Губернаторамъ, Губернаторамъ, На-чальникамъ областей и Градоначальникамъ права самостоятельно разрЬшать лотереи» // Полное собрате законовъ Россшской Имперш. Собрате TpeTie. Том XXVI. 1906. Отделете I. От № 2713728753 и Дополнения. - С.-Петербург, 1909.
14. Уставъ о общественномъ призренш. Издание 1892 года. Книга вторая. Учреждетя и уставы заведенш общественнаго призрЪтя, на особыхъ основатяхъ управляемыхъ. РаздЬл первый «О заведетях общественнаго призрЪтя, комитетахъ, обществахъ и кассахъ благотворительных^ особо завЬдыва-емыхъ Министерством Внутрентхъ ДЪл. Глава треля. О благотворительных обществах и кассахъ //Сводъ законов Россшской Имперш. Книга пятая. Томы XIII-XIV. - С.-Петербург: Русское книжное товарищество «ДЬятель».
СВЕДЕНИЯ ОБАВТОРЕ
Шурухнов Николай Григорьевич, д-р юрид. наук, профессор, ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; г. Москва, Россия; профессор кафедры уголовного права и процесса; Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); г. Тула, Россия. SPIN-код: 4706-0211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected]
commission, the presentation of the Min. Justice in the State Council and journals - a special meeting, a special presence of departments and a general meeting of the State Council. Edition by N.S. Tagantseva. -St. PETERSBURG, 1904 // ConsultantPlus: official website. URL: http://www.consultant.ru (access date: 11/19/2023).
12. Charter on Punishments imposed by Justices of the Peace. Edition of 1885 // Code of Laws ofthe Russian Empire.T. XV.-pp. 203-234.
13. 28702. December 24. The highest approved regulation of the Council of Ministers "On granting Governors General, Governors, Regional Heads and City Governors the right to independently authorize lotteries" // Complete collection of laws of the Russian Empire. Third meeting. Volume XXVI. 1906. Section I. From No. 27137-28753 and Additions. - St. Petersburg, 1909.
14. Charter on public charity. Edition 1892. Book two. Institutions and statutes of public care institutions, managed on special grounds. Section one "On public charity institutions, committees, societies and charity funds, especially managed by the Ministry of Internal Affairs. Chapter three. On charitable societies and cash registers // Code of Laws ofthe Russian Empire. Book five. Volumes XIII-XIV. - St. Petersburg: Russian book association "Doer".
80,83%
ABOUTTHEAUTHOR
Nikolay G. Shurukhnov, Dr.Sci.(Law), professor, leading scientist employee; Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Moscow, Russia; Professor of the Department of Criminal Law and Criminal process; Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia); Tula, Russia. SPIN-code: 47060211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected]
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста -
Статья поступила в редакцию 27.12.2023, принята к публикации 24.01.2024 The article was received on 27.12.2023, accepted for publication 24.01.2024