Научная статья на тему 'ОТ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА УСТАВА ПОЛИЦЕЙСКОГО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ К ЕГО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ: ВЗГЛЯДЫ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ СЕНАТОРА А.А. МАКАРОВА (1906-1917 ГГ.) ЧАСТЬ 7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОЕДИНКОВ, НАСИЛИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПОЖАРОВ. МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ПОСТРАДАВШИМ, РЕГИСТРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СВОЕВРЕМЕННОГО РАСКРЫТИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

ОТ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА УСТАВА ПОЛИЦЕЙСКОГО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ К ЕГО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ: ВЗГЛЯДЫ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ СЕНАТОРА А.А. МАКАРОВА (1906-1917 ГГ.) ЧАСТЬ 7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОЕДИНКОВ, НАСИЛИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПОЖАРОВ. МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ПОСТРАДАВШИМ, РЕГИСТРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СВОЕВРЕМЕННОГО РАСКРЫТИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЕДИНКИ / НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ / ПОДКИНУТЫЕ МЛАДЕНЦЫ / СИРОТЫ / ПОЖАРЫ / НАВОДНЕНИЯ / ПОМОЩЬ ЖИТЕЛЕЙ БЛИЗЛЕЖАЩИХ ПОСЕЛЕНИЙ / ПОГРЕБЕНИЕ / ДОМОВАЯ КНИГА / FIGHTS / ACCIDENTS / ABANDONED BABIES / ORPHANS / FIRES / FLOODS / ASSISTANCE FROM RESIDENTS OF NEARBY SETTLEMENTS / BURIAL / HOME BOOK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шурухнов Н. Г.

Кратко обозначаются обязанности полиции по пресечению поединков гражданских лиц, отмечается специфика поединков в офицерской среде и особенности реализации полицейских мер, приводятся средства предупреждения несчастных случаев в общественных местах и на путях сообщения. Отмечается, что деятельность общей полиции на путях, принадлежащих Министерству путей сообщения, осуществлялась при отсутствии органов надзора названного ведомства или при замене чинов железнодорожной полиции. Раскрываются меры по оказанию полицией помощи пострадавшим от преступных деяний, несчастных случаев, заболевших в общественных местах, доставлению их в лечебные учреждения. Формируя позицию в проекте устава, устроители надеялись, что городские общественные управления создадут специальные экипажи для подачи скорой помощи, уже имевшиеся в некоторых лечебных заведениях крупных городских поселений. Указывается, что принятие полицейскими чинами различных усилий по разрешению ситуаций, связанных с несчастными случаями, сочеталось с проведением дознания и выдачей копии протокола пострадавшим, по их просьбе. В статье показывается борьба полиции с безнадзорностью: передача подброшенных младенцев, сирот, заблудших детей благонадежным гражданам, в воспитательные дома, благотворительные учреждения городских, земских установлений; доставление в общественные больницы. Как направление деятельности полиции показываются меры по предупреждению возникновения пожаров, роль полиции в руководстве их тушением, обеспечении охраны личного имущества, показывается работа полиции при наводнениях, крушениях на море, катастрофах на железных дорогах. Самостоятельно представлены наблюдение за регистрацией проживающих в жилых помещениях, повседневный контроль над санитарным порядком в домах, подъездах, на улицах, площадях.контроль над санитарным порядком в домах, подъездах, на улицах, площадях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шурухнов Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE CONCEPT OF THE DRAFT POLICE CHARTER OF THE RUSSIAN EMPIRE TO ITS STRUCTURE AND CONTENT: VIEWS OF MEMBERS OF THE COMMISSION OF SENATOR A.A. MAKAROV (1906-1917) PART 7. PREVENTION AND SUPPRESSION BY THE POLICE OF THE RUSSIAN EMPIRE OF FIGHTS, VIOLENCE, ACCIDENTS, FIRES. MEASURES TO ASSIST VICTIMS, REGISTRATION OF THE POPULATION FOR THE PURPOSE OF TIMELY DETECTION OF OFFENSES

The responsibilities of the police to suppress fights between civilians are briefly outlined, the specifics of fights among officers and the peculiarities of the implementation of police measures are noted, and means of preventing accidents in public places and on communications routes are provided. It is noted that the activities of the general police on the tracks belonging to the Ministry of Railways were carried out in the absence of supervisory authorities of the said department or when railway police officials were replaced. Measures are revealed to provide police assistance to victims of criminal acts, accidents, people who become ill in public places, and to transport them to medical institutions. When forming a position in the draft charter, the organizers hoped that city public administrations would create special ambulance crews, which already existed in some medical institutions in large urban settlements. It is indicated that the adoption by police officials of various efforts to resolve situations related to accidents was combined with conducting an inquiry and issuing a copy of the report to the victims, at their request. The article shows the struggle of the police against neglect: the transfer of abandoned babies, orphans, lost children to trustworthy citizens, to educational homes, charitable institutions of city and zemstvo institutions; transport to public hospitals. As an area of police activity, measures to prevent fires are shown, the role of the police in managing their extinguishing, ensuring the protection of personal property, and the work of the police during floods, shipwrecks, and railway accidents. Monitoring the registration of residents in residential premises, daily control over sanitary order in houses, entrances, streets, and squares are independently presented.

Текст научной работы на тему «ОТ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА УСТАВА ПОЛИЦЕЙСКОГО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ К ЕГО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ: ВЗГЛЯДЫ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ СЕНАТОРА А.А. МАКАРОВА (1906-1917 ГГ.) ЧАСТЬ 7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОЕДИНКОВ, НАСИЛИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПОЖАРОВ. МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ПОСТРАДАВШИМ, РЕГИСТРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СВОЕВРЕМЕННОГО РАСКРЫТИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

5.1.1.

Теоретико-исторические правовые науки

(юридические науки)

Theoretical and Historical Legal Sciences

УДК 2;35; 340; 340.5; 340.13; 340,15; 342; 343 ГРНТИ 03.23; 10.09; 10.15; 10.17; 10.17.21 EDN: HPIKRW

DOI: 10.33693/2072-3164-2024-199-206

От концепции проекта устава полицейского Российской империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова (1906-1917 гг.) Часть 7. Предупреждение и пресечение полицией Российской империи

поединков, насилий, несчастных случаев, пожаров. Меры содействия пострадавшим, регистрация населения в целях своевременного раскрытия правонарушений

© Шурухнов Николай Григорьевич

Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Тула, Россия

Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва, Россия [email protected]

Аннотация: Кратко обозначаются обязанности полиции по пресечению поединков гражданских лиц, отмечается специфика поединков в офицерской среде и особенности реализации полицейских мер, приводятся средства предупреждения несчастных случаев в общественных местах и на путях сообщения. Отмечается, что деятельность общей полиции на путях, принадлежащих Министерству путей сообщения, осуществлялась при отсутствии органов надзора названного ведомства или при замене чинов железнодорожной полиции. Раскрываются меры по оказанию полицией помощи пострадавшим от преступных деяний, несчастных случаев, заболевших в общественных местах, доставлению их в лечебные учреждения. Формируя позицию в проекте устава, устроители надеялись, что городские общественные управления создадут специальные экипажи для подачи скорой помощи, уже имевшиеся в некоторых лечебных заведениях крупных городских поселений. Указывается, что принятие полицейскими чинами различных усилий по разрешению ситуаций, связанных с несчастными случаями, сочеталось с проведением дознания и выдачей копии протокола пострадавшим, по их просьбе. В статье показывается борьба полиции с безнадзорностью: передача подброшенных младенцев, сирот, заблудших детей благонадежным гражданам, в воспитательные дома, благотворительные учреждения

ISSN 2072-3164 (print) Том17№4 2024 Пробелывроссийскомзаконодательстве 199

ISSN 2310-7049 (online)

городских, земских установлений; доставление в общественные больницы. Как направление деятельности полиции показываются меры по предупреждению возникновения пожаров, роль полиции в руководстве их тушением, обеспечении охраны личного имущества, показывается работа полиции при наводнениях, крушениях на море, катастрофах на железных дорогах. Самостоятельно представлены наблюдение за регистрацией проживающих в жилых помещениях, повседневный контроль над санитарным порядком в домах, подъездах, на улицах, площадях.контроль над санитарным порядком в домах, подъездах, на улицах, площадях.

Ключевые слова: поединки; несчастные случаи; подкинутые младенцы; сироты; пожары; наводнения; помощь жителей близлежащих поселений; погребение; домовая книга

Для цитирования: Шурухнов Н. Г. От концепции проекта устава полицейского Российской империи к его структуре и содержанию: взгляды членов комиссии сенатора А.А. Макарова (1906-1917 гг.) Часть 7. Предупреждение и пресечение полицией Российской империи поединков, насилий, несчастных случаев, пожаров. Меры содействия пострадавшим, регистрация населения в целях своевременного раскрытия правонарушений //Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №4. С. 199-206. й01:10.33693/2072-3164-2024-17-4-199-206. ЕОЫ: HPIKRW

DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-4-199-206

From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and Content: Views of Members of the Commission of Senator A.A. Makarov (1906-1917) Part 7. Prevention and Suppression by the Police of the Russian Empire of Fights, Violence, Accidents, Fires. Measures to Assist Victims, Registration of the Population for the Purpose of Timely Detection of Offenses

© Nikolay G. Shurukhnov

Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia), Tula, Russia

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia

[email protected]

Abstract: The responsibilities of the police to suppress fights between civilians are briefly outlined, the specifics of fights among officers and the peculiarities of the implementation of police measures are noted, and means of preventing accidents in public places and on communications routes are provided. It is noted that the activities of the general police on the tracks belonging to the Ministry of Railways were carried out in the absence of supervisory authorities of the said department or when railway police officials were replaced. Measures are revealed to provide police assistance to victims of criminal acts, accidents, people who become ill in public places, and to transport them to medical institutions. When forming a position in the draft charter, the organizers hoped that city public administrations would create special ambulance crews, which already existed in some medical institutions in large urban settlements. It is indicated that the adoption by police officials of various efforts to resolve situations related to accidents was combined with conducting an inquiry and issuing a copy of the report to the victims, at their request. The article shows the struggle of the police against neglect: the transfer of abandoned babies, orphans, lost children to trustworthy citizens, to educational homes, charitable institutions of city and zemstvo institutions; transport to public hospitals. As an area of police activity, measures to prevent fires are shown, the role of the police in managing their extinguishing, ensuring the protection of personal property, and the work of the police during floods, shipwrecks, and railway accidents. Monitoring the registration of residents in residential premises, daily control over sanitary order in houses, entrances, streets, and squares are independently presented.

Keywords: fights; accidents; abandoned babies; orphans; fires; floods; assistance from residents of nearby settlements; burial; home Book.

For citation: Shurukhnov N.G. From the Concept of the Draft Police Charter of the Russian Empire to Its Structure and Content: Views of Members of the Commission of Senator A.A. Makarov (1906-1917) Part 7. Prevention and Suppression by the Police of the Russian Empire of Fights, Violence, Accidents, Fires. Measures to Assist Victims, Registration of the Population for the Purpose of Timely Detection of Offenses // Gaps in Russian Legislation. 2024. Vol. 17. №4. Pp. 199-206. (in Russ.). DOI: 10.33693/20723164-2024-17-4-199-206. EDN: HPIKR W

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как показывают отдельные приговоры, литературные источники, законодательные акты, поединки в Российской империи не были исключением. Данное явление находилось в поле зрения российских законодателей. О чем наглядно свидетельствует глава четвертая «О поединкахъ» (ст. 1497-1513) раздела десятого «О преступлешях противъ жизни, здрав1я, свободы и чести частныхъ лицъ» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных [1]. Статья 1497 обозначенного правового акта предусматривала инициатору вызова на поединок, не имевший вредных последствий (в том числе и не зависящих от него), арест от трех до семи суток. Если поединок заканчивался без «кровопролития», то вызвавший приговаривался к аресту от трех недель до трех месяцев. Изобличенный в этом противоправном деянии во второй раз —подвергался заключению в крепость на срок от двух до четырех месяцев. Статья 14991, не раскрывая содержания, предусматривала случаи освобождения от наказания или назначение ареста от одного до трех дней.

Поединкам и личным обидам была посвящена вторая глава (ст. 225-237) раздела четвертого «О предупреждении и пресечении преступлений против личной безопасности» Устава о предупреждении и пресечении преступлений (УоПиПП) [2]. В статье 227 этого документа говорилось: «Запрещается, в случае причинения обиды, вызывать кого словом, письмом или пересылкой на поединок и выходить на оный по вызову других». Приведенная норма имела примечание, в котором говорилось об особых правилах поединков в офицерской среде. Речь шла о порядке проведения дуэлей. Отдельные источники указывают, что с 1894 по 1904 г. русские офицеры провели 186дуэлей.

13 мая 1894 г. Управляющий Морским Министерством дополнил 148 статью Военно-Морского Дисциплинарного Устава (изд. 1889 г.) и 604 статью Военно-Морского Судебного Устава. В соответствии с правилами2, размещенными в приложении к ст. 148, о всяком оскорблении, унижении офицера офицером, командиры и начальники докладывали Совету посредников. Члены этого органа принимали «...меры к примирению в том случае, если признают примирение согласным с достоинством офицера и с установившимися на флоте понятиями о чести; в противном случае постановляет, что поединок является единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести офицера» [3].

Дополнения ст. 604 Военно-Морского Судебного Устава касались изъятий из судебной процедуры: следственное производство о поединке между офицерами, заключение военно-морского прокурорского надзора, постановление Совета посредников, представлялись Управляющему Морским Министерством для того, чтобы Главный начальник флота и морского ведомства

1 «Когда вызов на поединок учинен вследствие нанесенного вызывающему тяжкого личного оскорбления, или же вследствие оскорбления отца его, матери или другого родственника в восходящей линии, или жены, или невесты, или родной сестры, или дочери, невестки, своячини или вверенных опеке его лиц, и вызов не имел последствий, то сделавший его или освобождается от всякого наказания, или же приговаривается только к аресту на время от одного до трех дней» (ст. 1499 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных).

2 Имеются в виду «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде».

доложил Государю Императору.

По инициативе Военного Министра подобные дополнения были внесены в ст. 130 Дисциплинарного и ст. 553 Военно-судебного устава [4]. 12 мая 1897 г. было принято решение о дополнении ст. 1243 Устава уголовного судопроизводства примечанием, определяющим порядок направления следственных дел о поединках в офицерской среде с участием гражданских лиц [5].

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Министерство внутренних дел Российской империи, учитывая, что поединки преследуются по уголовному закону как деяния, посягающие на жизнь и здоровье граждан, в целях их пресечения, сочло необходимым возложить на полицию особую обязанность не допускать их вообще. И попытаться сделать это через посредство формируемого комиссией сенатора А.А. Макарова проекта Устава Полицейского (ПУП). Прописав такую обязанность, разработчики устава не определили способы достижения поставленной цели. Была дана общая установка: принять все зависящие от полиции меры, чтобы поединок не состоялся (ст. 127 ПУП). Имелись в виду ситуации, когда участники поединка уже прибыли на место его проведения. Не имевшей законодательных средств воздействия полиции приходилось реализовывать для этого различные тактические приемы, привлекать граждан, идти на различные хитрости, которые позволили хотя бы перенести поединок на другое время, в другое место. Пресечение действий лиц, назначивших поединок на определенное время, было эффективным в тех случаях, когда чины полиции заранее располагали информацией об этом. К примеру, имели возможность обратиться к авторитетным людям, могущим оказать воздействие на участников поединка.

Предупредительная деятельность полиции не распространялась на поединки, где сторонами были оба или один из числа офицеров. На такие поединки, как мы уже отмечали во вступительной части статьи, распространялись особые правила «изложенныя въ Сво-дахъ Военныхъ и Военно-Морскихъ Постановлен^, по принадлежности» (ст. 128 ПУП). Однако на полиции оставалась обязанность, убедившись, что поединок не относится к преступному деянию, принять меры, чтобы не пострадали посторонние лица, случайно оказавшиеся в пределахтерритории, на которой он проводится.

Статья 129 проекта Устава ПолицейскогоЗ конкретизировала ст. 11 и 16 данного документа, указывая на предотвращение преступных деяний и несчастных случаев на путях сообщения и в иных общественных местах. По мнению разработчиков проекта устава, такая конкретизация была обусловлена тем, что в ст. 11, 16 раскрывались общие обязанности полиции на случаи получения сведений о готовящемся преступном деянии, с целью принятия безотлагательных мер по его предотвращению (ст.11). Статья 16 безадресно возлагала на полицейских чинов обязанности по оказанию помощи пострадавшим от преступных деяний и несчастных случаев. Статья же 129 ПУП делала акцент на предупреждении полицией несчастных случаев, причем не только в местах общедоступных, како-

3 Она открывала VIII Отделение «Ограждение от насилия и несчастных случаев»

выми являются площади, улицы, сады, но и на путях сообщения. При этом чины общей полиции в отношении происшествий на путях сообщения, находящихся в ведении Министерства путей сообщения, исполняли указанные обязанности лишь в случаях отсутствия органов надзора названного ведомства либо при замене чинов железнодорожной полиции.

В целях исключения несчастных случаев в окрестностях стрельбищ, когда проводятся учебные занятия войск, полиция обязывалась принимать надлежащие меры по предупреждению несчастных случаев. Введенная в 1909 г. в Устав о предупреждении и пресечении преступлений ст. 2182 [2] содержала ограничения для лиц, не принадлежащих к военнослужащим. Им запрещалось во время стрельб находиться в пределах стрельбищного участка, проходить или проезжать по нему, прогонять или пасти в его пределах скот [6, с. 138-139]. Считалось, что соблюдение перечисленных правил должно было оградить местное население от несчастных случаев, поэтому такая обязанность полиции прописывалась в ст. 130 ПУП.

Прежде чем дать характеристику следующей группы обязанностей полиции, обратимся к законодательным актам, через посредство которых они были определены. Речь пойдет о ст. 54, 58, 59, 232, 241 Устава врачебного (УВ) [7]. В ст. 54 говорилось, что каждый не оставивший практики врач или повивальная бабка должны по приглашениям являться к больным и «давать им помощь». Ст. 232 говорила, что «обязанности и ответственность, возложенная на служащих медицинских чинов и разъясненная в статье 54 и примеча-нии4 к ней, а также в статье 585 и 596 возлагается и на вольнопрактикующих врачей». Статья 241 УВ распространяла обязанности врачей на повивальных бабок, не оставивших своей практики.

Невыполнение этих профессиональных, гуманитарных обязанностей медицинскими работниками влекло, в случаях их виновности, соответствующее уголовное наказание. Так, статьей 497 Уголовного уложения [8] предусматривались различные наказания за виновное неисполнение правил об оказании помощи больному. За неоказание помощи больному при условии, если было известно о его опасном положении7. Важность неукоснительной реализации врачебных обязательств, как нам представляется, состояла и в том,

4 В примечании к ст. 54 Устава врачебного содержалось правило, согласно которому «Операторъ... не должен совершать операции без советов и присутствия других врачей, а особливо при важных случаях».

5 Обязывала врачей, выписывающих рецепты, при злоупотреблении фармацевтов «доносить подлежащему начальству».

6 Статья 59 УВ, в определенной мере была посвящена профессионализму врачей. В ней была расписана ситуация, когда врачи по незнанию своего искусства делают явные ошибки, то им воспрещалась врачебная практика до тех пор, пока они не выдержат нового испытания и не получатсвидетельства.

7 Статья 497 Уголовного уложения: «Виновный в неисполнении правил, установленных законом или обязательным постановлением обоказании помощи больному или находящемуся в бессознательном состоянии, наказывается: арестом на срок не свыше одного месяца или денежною пенею не свыше ста рублей.

Если же сей проступок учинен без уважительной причины, практикующим врачом, фельдшером, повивальной бабкой или больничною прислугою, коим было известно опасное положение больного или родильницы, то виновный наказывается: арестом на срок не свыше трех месяцев».

что за их неисполнение уголовную ответственность предусматривало и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (УоНУиИ) [9]. Причем в нем на конкретизированную ответственность указывали две статьи (872 и 1522), делая акцент на практикующих медицинских специалистах8, неоднократности совершения проступка, его умышленном характере.

Исходя из важности приведенных жизненных и правовых положений, членами комиссии А.А. Макарова, готовившими проект Устава Полицейского, совместно с представителями Министерства внутреннихдел, было принято решение включить это в качестве правового статуса полицейских (ст. 131,132 ПУП). Исходя из него, полицейские не только должны были незамедлительно приглашать врача, фельдшера, повивальную бабку, но и принимать меры по отправке пострадавших в лечебные учреждения. Для скорейшего доставления в приемный покой, больницу или иное учреждение «удобное для подачи врачебной помощи» полиция могла безвозмездно использовать общественные средства передвижения: экипаж извозчика, лодку, вагон. «...было принято во внимание, что чины полиции будут бессильны приходить в действительности на помощь потерпевшим и больным, если в законе не будет определенно сказано, что для перевозки потерпевших и заболевших в общественных местах полиции предоставляется безвозмездно пользоваться средствами передвижения» [6, с. 140].

Разрешая данную проблему, разработчики устава ориентировались на два положения: 1) сохранение здоровья и жизни граждан как важнейших ценностей; 2) использование аналогии в законодательстве. Второе связано с тем, что ст. 307 УоПиПП [2] предоставляла полиции право (в случае крайней надобности) безвозмездно использовать извозчиков для отвоза с места пожара вещей и пожитков. При формировании этих положений у разработчиков устава и представителей Министерства внутренних дел имелась единая точка зрения в том, чтобы не конкретизировались перевозочные средства, считая, что ими могут быть любые, предназначенные для общественного пользования. Формируя свою позицию, они надеялись, что городские общественные управления создадут специальные экипажи для подачи скорой помощи, уже имевшиеся в некоторых лечебных заведениях крупных городских поселений.

Ряд обязанностей полиции, связанных с разрешением ситуаций по поводу несчастных случаев, состоял в проведении дознания и выдачи копии протокола по просьбе пострадавших (ст. 133 ПУП). Производство

8 Статья 872 УоНУиИ: «Не оставившие практики врач, оператор, акушер, фельдшер, повивальная бабка и т. п., которые по приглашению больных, не явятся для падания им помощи, без особых законных к тому препятствий, подвергаются за сие: в первый раз денежному взысканию не свыше десяти рублей; во второй, не свыше пятидесяти; а в третий, не свыше ста рублей;

если кто-либо из них состоит на службе, тот сверх постановленных денежных взысканий, может за такую неоднократно отзываемую неисправность и неуважение страждущему человечеству, быть отрешен отдолжности.

Статья 1522 УоНУиИ предусматривала «сверх сего» арест на время от семи дней до трех месяцев, если перечисленные в ст. 872 субъекты знали об опасности больного, родильницы или новорожденного младенца.

дознания в ситуациях, связанных с несчастными случаями, преследовало две цели. Первая состояла в том, что данные о времени, месте, особых условиях, причинах происшествия имели значение для публичного свойства - принятия мер, направленных на предупреждение возможностей повторения подобных происшествий. Вторая отражала интересы частных лиц, так как каждый потерпевший от несчастного случая, в соответствии со ст. 574, 683, 684 Свода законов гражданских [10], наделялся правом требовать компенсации за понесенные им вред и убытки. Такое право пострадавших корреспондировалось с виной конкретных лиц, их действиями или бездействием. При этом исходили из того, что протоколы дознания являются документами, наиболее верно отражающими обстоятельства произошедшего. Эти обязанности было принято распространить не только на места общественного пользования, но и на расположения фабрик, заводов, других промышленных, торговых и ремесленных заведений, если на ихтерриториях происходили происшествия.

Проект устава как руководство к деятельности полиции возлагал на нее и первичное попечение о подкинутых младенцах, сиротах, заблудших детях (ст. 134 ПУП). Исходя из того, что существовавшие на рассматриваемый период времени законодательные акты -УоПиПП, Устав общественного призрения - четких установок не имели, разработчики проектируемого документа предусмотрели несколько вариантов деятельности полиции. Первый состоял в передаче перечисленных детей благонадежным гражданам, проявившим желание принять их в семью. Второй - передавать в воспитательные дома, благотворительные учреждения городских, земских установлений. Третий вариант был рассчитан на отсутствие двух предыдущих возможностей. В «...случае отсутствия лиц (семей), желающих добровольно принять указанных детей на воспитание, или при неимении в местности, где обнаружены такие дети, воспитательного учреждения, будут иметь возможность требовать от общественных больниц принятия помянутых детей и оказания им, в случае надобности, медицинской помощи» [6, с. 144].

Наблюдение за правилами предосторожности против пожаров и наводнений было общей обязанностью полиции, однако, несмотря на это, было принято решение, исходя из существенного значения этих бед для народа и государства, ввести в проект устава «специальное указание на эту обязанность полиции» в статье 135.

Обязанности по предупреждению пожаров, которые были бичом Российской империи, базировались на отдельных нормах Устава о предупреждении и пресечении преступлений (ст. 300) [2], Устава торгового (ст. 504) [11], Правилах об отдельном корпусе пограничной стражи (ст. 279) [12]. Эти обязанности (ст. 136 ПУП) включали принятие мер по предупреждению разведения огня (костров), осуществления пусков фейерверков во дворах, на улицах, площадях без соответствующего разрешения. При этом предметом пресечении полиции являлось любое неосторожное обращение с огнем. Абсолютный запрет был установлен на устройство в пределах пятидесяти верст от законно оборудованного иных маяков. А также разжигания на берегу рек Российской империи костров во временных пределах от вскрытия льда до замерзания вод. Пограничной

страже вменялось в обязанности пресекать подобные правонарушения, задерживать виновных для последующей передачи местной полиции.

В целях исключения несчастных случаев при хранении, оптовой и розничной продаже осветительных минеральных масел, нефти, продуктов ее перегонки, примечанием 3 к ст. 258 Устава о промышленности [13] разрешалось устройство и содержание специальных складов, по представлениям городских управ, местным губернатором или градоначальником. Приведенным примечанием к ст. 258 Устава о промышленности розничная продажа осветительных материалов в городах осуществлялась с разрешения городской управы или заменяющего ее учреждения, по согласованию с местной властью, а в селениях - с разрешения уездного полицейского начальства. Требования к помещениям, где временно хранились и продавались осветительные масла, нефть и продукты ее перегонки, были изложены в совместных правилах Министерства торговли и промышленности, согласованных с Министерством внутренних дел. Полиции вменялось в обязанность следить за исполнением этих правил, предупреждая несчастные случаи, которые могли происходить в процессе манипуляций с этими пожароопасными жидкостями. Следует сказать и о том, что лица, осуществляющие розничную продажу взрывоопасных жидкостей, были обязаны получить соответствующее разрешение (ст. 137 ПУП).

Как видно, и правила, и обязанности полиции были направлены на предотвращение пожаров, которые, являясь стихийным бедствием разрушительного характера, всегда многосторонне угрожающие общественной безопасности. А, исходя из того, что ее обеспечение возлагается на полицию, «...то на нее же, - по мнению устроителей проекта устава, - должно быть возложено объединение и руководство во время пожара действиями лиц, занятых тушением огня и принятием мер к недопущению распространения последнего» [6, с. 147]. Заметим, что это одно из направлений деятельности полиции. Второе было связано с охраной имущества от расхищений и напрасной порчи (ст. 138 ПУП). Это направление деятельности полицейских чинов вытекало из ст. 1 общих положений проекта, обязывающей предотвращать действия, посягающие на имущественную безопасность частных лиц. В целях исключения этого, ст. 307 УоПиПП предоставляла полиции право, в случае крайней необходимости, использовать в городах извозчиков, которые обязаны отвозить вещи в указанные места без всякой платы.

Для придания полицейской деятельности единона-чального характера, неукоснительного выполнения ее распоряжений, ст. 139 ПУП было предусмотрено право полиции удалять с места пожара лиц, не подчиняющихся ее требованиям, пользоваться находящимися поблизости пожарными инструментами, водой из квартир, колодцев, прудов (водоемов), кому бы они ни принадлежали (ст. 140 ПУП). С целью прекращения пожара в лесу, поле, степи или торфяном болоте полиция обязывалась принимать меры по организации прокладывания просек, перекапывания грунта, рытья канав. При этом наделялась правом требовать содействия со стороны окрестных жителей (ст. 141 ПУП). Такие развернутые обязанности полиции и окрестных жителей

содержались в ст. 177-181,291,427-431,612-622 Устава лесного [14]. На полицию возлагалось (ст. 142 ПУП) исследование причин возникновения пожара (случайно, по неосторожности, поджог). Немедленное выяснение причин позволяло установить признаки тяжкого преступления, что относилось к полицейским обязанностям, имеющим важное жизненное значение.

При ликвидации наводнения полиция имела право безвозмездно пользоваться судами, лодками, плотами, баграми, спасательными средствами, кому бы таковые ни принадлежали (ст. 143 ПУП). Как и при пожарах, полиция должна была принимать меры к охране имущества.

При крушении морских или речных судов полиция, в первую очередь, принимала меры по спасению людей и грузов. С этой целью могла прибегать к помощи жителей близлежащих поселений (ст. 144 ПУП). Было признано целесообразным и последовательным оставить за полицией обязанности по производствудозна-ния, предусмотренного ст. 488, 531 Устава торгового [11]. Такое дознание было связано с удовлетворением убытков от повреждения купеческих судов казенными или казенных купеческими. А также по «...удовлетворению наградами лиц, принимавших участие в спасении и охранении товаров с потерпевших крушение или гибель кораблей, если хозяин сихтоваров, или шкипер, или корабельщик в течение 4 недель со дня спасения товаров не представит доказательства о надлежащем удовлетворении наградою этихлиц» [6, с. 152].

Статья 145 проекта Устава Полицейского, готовящегося комиссией сенатора A.A. Макарова, была посвящена полицейским мерам в случае аварии с железнодорожным поездом во время его следования или снежного заноса. Они соответствовали ст. 157 Общего устава российских железных дорог [15] с некоторыми особенностямиЭ. В обстановке, когда ликвидировать такую внештатную ситуацию не представляется возможным, «...то в случае заявления о том управления дороги полиции, последней предоставляется для исправления пути и перевозки пострадавших от несчастного случая людей призывать рабочих мужского пола из ближайших окрестных селений, с необходимым числом подвод и рабочих инструментов» [6, с. 152]. Исключение упоминания о железнодорожной жандармской полиции, как представляется, связано с объединением самостоятельно действующих видов полиции: распоряжения по исправлению пути, призыву рабочих, перевозке пострадавших могут даваться чинами общей, жандармской или сельской полиции, а не только железнодорожной.

Статьей 146 проекта Устава на полицию возлагается осмотр (исследование случаев насильственной и нечаянной смерти) мертвых тел, найденных на улицах, дорогах, полях (п. 11 ст. 681 Общ. учр. Губ.) [16]. При этом законодательство уполномочивало полицию предупреждать погребение без надлежащего разрешения и выдать таковое, с соблюдением правил, изложенных в ст. 713-715 Устава врачебного [17].

Статьи 147-149 проекта устава были посвящены: 1) организации проживания граждан, 2) санитарному по-

9 В статье 157 Общего Устава Российских железных дорог говорилось о жандармской железнодорожной полиции, текст был в следующей редакции: «...в случае заявления о том управления дороги жандармской железнодорожной полиции, сей последней по согласованию с общей полицией, предоставляется для исправления пути и...».

рядку в домах, подъездах, на улицах, площадях.

Проблема регистрации обитателей конкретных домов, во все времена, связана с обеспечением общественного порядка, предупреждением и раскрытием правонарушений. Поэтому губернаторам или градоначальникам предоставлялось право устанавливать в городских поселениях домовые книги для записи в них всех проживающих в доме лиц. Это позволяло полиции располагать сведениями о лицах, проживающих в пределах города, в целях проведения розыскных мероприятий для предотвращения преступлений. Полиция контролировала исправное ведение книг, своевременное объявление о лицах, прибывших в дом на жительство и выбывших из него, с отметкой адреса выбытия. Книги эти в любое время предоставлялись полиции для просмотра.

Полицейские чины следили за чистотой в домах, обеспечением их охраны, за исправным исполнением службы дворников, швейцаров и ночных сторожей относительно освещения дворов, лестниц, подъездов и номеров на домах, а также о закрытии дверей и ворот в строго установленное время.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Члены комиссии сенатора А.А. Макарова, разрабатывавшие проект Устава Полицейского, определяя обязанности полицейских чинов по пресечению противоправных деяний, предупреждению несчастных случаев, оказанию помощи пострадавшим, охране имущества, ориентировались и на необходимость взаимодействия как с гражданскими установлениями, так и с военными, а также с представителями других видов полиции. Что, несомненно, должно было положительно сказываться на эффективности принимаемых мер, охране общественного порядка, предотвращении наступления вредных последствий.

Проект прикладного правового акта, каковым был полицейский устав, отражал преемственность законодательной практики. Опирался на положения существовавших на тот период времени законов Российской империи, учитывал положительный опыт Западной Европы, к примеру, при руководстве тушением пожаров, привлечением для содействия жителей близлежащих улиц и домов.

Оценивая нормативные установки, являющиеся содержанием трех отделений проекта Устава Полицейского, представленных в данной статье, следует высказать собственную точку зрения о том, что разработчикам не удалось исключить отдельные направления деятельности полиции, не свойственные ей. Хотя они предпринимали несколько попыток, чтобы обеспечить целенаправленность работы этого органа государственной власти. Сокращенно представим обязанности полиции, которые планировалось возложить на нее нормами анализированных в статье «отделений» проекта Устава: пресечение противоправных деяний, несчастных случаев в общественных местах; предупреждение безнадзорности; борьба с пожарами и наводнениями; спасение людей и имущества при речных и морских крушениях, на железных дорогах. А также учет движения проживающих граждан; обеспечение санитарного состояния в жилых домах и в общественных местах. Заметим, что не только перечисленное, но и многое другое на протяжении более века входило (да и входит) в компетенцию полиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уложеше о наказашяхъ уголовныхъ и исправитель-ныхъ // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Т. XV. Издаше 1885 г.-С. 1-202.

2. Сводъ уставовъ о предупрежден^ и пресЪченш пре-ступленш. Издание 1890 г. // Сводъ Законовъ Россш-ской Имперш. Т. XIV. - С. 97-147.

3. О дополнении 148 статьи Военно-Морского Дисциплинарного Устава, изд. 1889 года, и 604 статьи Военно-Морского Судебного устава (кн. XVIII Свода Морс. Пост.) : № 10618 : высочайшее повеление, объявленное Управляющим Морским министерством // Полное собрание законов Российской империи : 3-е : [1881-1913]. - Санкт-Петербург: Гос. тип., 1898. - Т. 14 :1894 : от № 10233-11208. - С. 258-259.

4. О дополнении статьи 130 Дисциплинарного Устава 1888 года приложением Правил о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде, и статьи 553 Военно-Судного устава особым примечанием : № 10619 : высочайшее повеление, объявленное Военным министерством // Полное собрание законов Российской империи : 3-е : [1881-1913]. - Санкт-Петербург: Гос. тип.,1898. -Т.14: 1894 : от № 10233-11208. - С. 259-260.

5. О дополнении статьи 1243 Устава уголовного судопроизводства примечанием, определяющим порядок направления следственных дел о поединках в офицерской среде приложением Правил о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде при участии гражданского ведомства : № 14096 : высочайше утвержденное мнение Государственного Совета // Полное собрание законов Российской империи : 3-е : [1881-1913]. - Санкт-Петербург: Гос. тип., 1900. -Т.17 : 1897 : от № 13611-14860 и Дополнения. - С. 282-283.

6. Проектъ Устава Полицейскаго съ постатейными объяснешями. 4-е Приложеше к законопроекту о преобразованш полицш въ Империи. - С.-Петербург, Типограф1я Министерства Внутреннихъ Делъ, 1913.-268 с.

7. Уставъ врачебный. Издание 1905 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Томы XIII - XVI. -С.-ПЕТЕРБУРЪ. Русское Книжное Товарищество «ДЪятель». -С. 176-353.

8. Уголовное уложение. 22 марта 1903 г. С мотивами, извлеченными из объяснительной записки редакционной комиссии, представления Мин. Юстиции в Государственный Совета и журналов - особого совещания, особого присутствия департаментов и общего собрания Государственного Совета. Издание Н.С. Таганцева. - С.-ПЕТЕРБУРГ, 1904 // Кон-сультантПлюс (дата обращения: 19.11.2023).

9. Уложеше о наказашяхъ уголовныхъ и исправи-тельныхъ // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. -Т. XV. Издаше 1885 г. - С. 1-202.

10. Сводъ Законъ Гражданскихъ. Изданше 1900 года // Сводъ Законовъ Россшской Имперш.-Т. Х.-С. 1-208.

11. Уставъ торговый. Издаше 1903 года //Сводъ Законовъ Россшской Имперш. -Т. XI, часть вторая. - С. 965-1035.

12. Правила об отдельном корпусе пограничной стражи. Издание 1910 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. -Т. VI. -С. 142-188.

13. Уставъ о Промышленности. (Изд. 1893 г.) // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. - Т. XI. Книга пер-вая.-С. 1191-1321.

REFERENCES

1. Code of Criminal and Correctional Punishments // Code of Laws of the Russian Empire. T. XV. Edition 1885 - pp. 1-202.

2. Code of statutes on the prevention and suppression of crimes. Edition 1890 // Code of Laws of the Russian Empire. T. XIV. - pp. 97-147.

3. On the addition to Article 148 of the Naval Disciplinary Charter, ed. 1889, and 604 articles of the Naval Judicial Charter (Book XVIII Code of Mors. Post.): No. 10618: the highest command announced by the Administrator of the Naval Ministry // Complete collection of laws of the Russian Empire: 3rd: [18811913]. -St. Petersburg: State, typ., 1898. -T. 14:1894: from No. 10233-11208. - pp. 258-259.

4. On the addition of Article 130 of the Disciplinary Charter of 1888 by the appendix of the Rules for the investigation of quarrels that occur among officers, and Article 553 of the Military Judicial Charter with a special note: No. 10619: the highest order announced by the Ministry of War// Complete collection of laws of the Russian Empire: 3rd: [1881-1913]. - St. Petersburg: State, type., 1898.-T. 14:1894: from No. 10233-11208. - pp. 259-260.

5. On the addition of Article 1243 of the Charter of Criminal Procedure with a note defining the procedure for sending investigative cases about fights among officers with the appendix of the Rules on the trial of quarrels that occur among officers with the participation of civilians departments: No. 14096: the highest approved opinion of the State Council // Complete collection of laws of the Russian Empire: 3rd: [18811913]. - St. Petersburg: State, typ., 1900. - T.17: 1897: from No. 13611-14860 and Additions. - pp. 282-283.

6. Draft Police Charterwith article-by-article explanations. 4th Appendix to the bill on the transformation of the police in the Empire. - St. Petersburg, Printing house ofthe Ministry of Internal Affairs, 1913.-268 p.

7. Medical regulations. Edition of 1905 // Code of Laws of the Russian Empire. Volumes XIII - XVI. - ST. PETERSBURG. Russian Book Partnership "Doer". - P. 176-353.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Criminal code. March 22,1903 With motives extracted from the explanatory note ofthe editorial commission, the presentation of the Min. Justice in the State Council and journals - a special meeting, a special presence of departments and a general meeting of the State Council. Edition by N.S. Tagantseva. - St. PETERSBURG, 1904 // ConsultantPlus (date of access: 11/19/2023).

9. Code of Criminal and Correctional Punishments // Code of Laws of the Russian Empire. - T. XV. Edition 1885 - pp. 1-202.

10. Code of Civil Law. Edition of 1900 // Code of Laws ofthe Russian Empire.-T.H.-P. 1-208.

11. Trade charter. Edition of 1903 // Code of Laws ofthe Russian Empire.-T. XI, part two. - P. 965-1035.

12. Rules on a separate border guard corps. Edition 1910 // Code of Laws of the Russian Empire. - T. VI. - pp. 142-188.

13. Charter on Industry. (Ed. 1893) // Code of Laws of the Russian Empire. - T. XI. Book one. - pp. 11911321.

14. УставъЛЪсной. Издание 1905 года//СводъЗаконовъ Россшской Имперш.-Т. VIII. Часть 1-я. - С. 1-122.

15. Общш Уставъ Россшских желЪзныхъ дорогъ. Издание 1906 года // Сводъ Законовъ Россшской Им-nepin. -Томъ XII. Часть 1-я. - С. 142-178.

16. Свод общих губернских учреждений // Свод законов Российской империи. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1857-1868. - Т. 2, ч. 1. -1857. - С. 1-209.

17. Уставъ Врачебный. Издание 1905 года. Книга первая // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. - Том XIII. — С. 176-353.

14. Charter of Lesnaya. Edition of 1905 // Code of Laws ofthe Russian Empire. -T. VIII. Part 1. - P. 1-122.

15. General Charter of Russian Railways. Edition of 1906 // Code of Laws of the Russian Empire. - Volume XII. Part 1. - pp. 142-178.

16. Code of general provincial institutions // Code of laws of the Russian Empire. - St. Petersburg: Type. 2nd Department of Own. E.I.V. office, 1857-1868. - T. 2, part 1. - 1857. - P. 1-209.

17. Medical Charter. Edition 1905. Book one // Code of Laws ofthe Russian Empire. -Volume XIII. - P. 176-353.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,09%

Статья поступила в редакцию 07.06.2024, принята к публикации 28.06.2024 The article was received on 07.06.2024, accepted for publication 28.06.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шурухнов Николай Григорьевич, д-р юрид. наук, профессор, ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; г. Москва, Россия; профессор кафедры уголовного права и процесса; Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); г. Тула, Россия. SPIN-код: 4706-0211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected], Индекс Хирша 20

ABOUTTHE AUTHOR

Nikolay G. Shurukhnov, Dr.Sci.(Law), professor, leading scientist employee; Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Moscow, Russia; Professor of the Department of Criminal Law and Criminal process; Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice Russia); Tula, Russia. SPIN-code: 47060211, Author ID: 546675. E-mail: [email protected], Hirsch Index 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.