психологические науки
Туран Наталья Константиновна ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ...
УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0095
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТОЙКИХ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С СОМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
© 2019
Туран Наталья Константиновна, психолог, соискатель
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области (654041, Россия, Новокузнецк, ул.Сеченова, 28а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Вопрос увеличения числа инвалидов среди всех групп населения - один из наиболее актуальных, пронизывающих все сферы общественной жизни. Инвалидность - сложный биопсихосоциальный феномен, пронизывающий всю структуру личности и затрагивающий все аспекты жизни индивида: дифицитарное развитие нарушает нормальное развитие на биологическом уровне, которое вследствие особенностей образа жизни, накладывает отпечаток на становление личности в целом, ведет к специфическому социальному взаимодействию на микро- и макроуровнях. Работа отражает как развитие теоретико-методологических представлений об особенностях реагирования на ситуацию болезни (внутренняя картина/модель болезни) в разные исторические периоды развития психологической науки, так и основные итоги исследования особенностей восприятия лицами младшего и старшего подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья стойких нарушений соматических функций физического здоровья на этапе формирования ценностного сознания, такие как: восприятие болезни и инвалидности, мотивация на реабилитацию, комплекс вины за расстройство. Данная статья представляет собой один из значимых аспектов диссертационного исследования на тему «Особенности становления смыслового и ценностного сознания у детей инвалидов с разным уровнем нарушений функций организма».
Ключевые слова: инвалидность, ребенок-инвалид, постнеклассическая психология, антропосоционоэтиская концепция, теория психологических систем
PECULIARITIES OF PERSISTENT VIOLATIONS OF FUNCTIONS AT THE STAGE OF VALUE CONSCIOUSNESS IN CHILDREN WITH DISABILITIES WITH SOMATIC DISTURBANCES
© 2019
Turan Natalia Konstantinovna, Psychologist, Ph.D candidate
Main Bureau of Medico-Social Expertise for the Kemerovo Region (654041, Russia, Novokuznetsk, Sechenov Str., 28a, e-mail: [email protected])
Abstract. The issue of increasing the number of people with disabilities among all population groups is one of the most urgent, penetrating all spheres of public life. Disability is a complex biopsychosocial phenomenon that permeates the entire structure of the personality and affects all aspects of the individual's life: dysfunctional development disrupts normal development at the biological level, which, due to lifestyle characteristics, affects the formation of the personality as a whole, leads to a specific social interaction at micro- and macrolevels. The work represents both the development of theoretical and methodological notions about the characteristics of the response to the disease situation (internal picture / model of the disease) in different historical periods of the development of psychological science, and the main results of the study of the peculiarities of perception by persons of younger and older adolescents with limited health capabilities of persistent disorders of somatic functions physical health at the stage of formation of value consciousness, such as: perception of disease and disability, motivation for rehabilitation, a guilt complex for the disorder. This article represents one of the significant aspects of the dissertation research on The peculiarities of the formation of the semantic and value consciousness in children with disabilities with different levels of violations of the body's functions.
Keywords: disability, a biopsychosocial model of the disease, an ontogenetic paradigm, the theory of psychological systems, post-nonclassical psychology.
Вследствие роста числа людей с ограниченными возможностями изменяется не только рынок труда, но в целом структура социальной помощи населению, оказания медицинских и образовательных услуг: изменяется инфраструктура, создается удобная среда, образовательные учреждения осуществляют инклюзивные образовательные услуги.
Наличие физиологического дефекта сказывается на всех сферах личности: страдает самооценка, нарушаются процессы когнитивной сферы, происходят нарушения эмоционально-волевых качеств. Особенно значимы нарушения функций на этапе детского возраста, когда личность формируется.
Особенности того, как личность воспринимает заболевание, концентрируется в феномене внутренней модели болезни.
Исследование роли личности в патогенезе и исходе расстройства актуализирует изучение внутренней картины болезни на разных этапах возрастного развития и в условиях течения разных заболеваний, что в дальнейшем оказывает содействие в лечении реабилитации, как медицинской, так и психологической.
Рассмотрим развитие представлений о субъективном восприятии заболевания на разных этапах становления психологии как науки.
Итак, первые представления о ВКБ начали формироваться на этапе классического периода развития пси-
хологического знания: понятие «внутренняя картина болезни» было введено в научный обиход Р.А.Лурия в 1930=х гг. и развивалось, в основном, отечественными учеными, которую он представлял в виде диады «внешнее-внутреннее восприятие расстройства», где обобщались объективные данные оо болезни и субъективное преломление, а также исследовалась картина течения, динамики, прогноза, исхода расстройства, психический изменения их сопровождающие.Все это реализуется на уровне когниций, поведения и эмоций [1-2].
В неклассический и постнеклассический этапы становления психологии сложились различные методологические подходы и основания для классификации специфических особенностей феномена ВКБ (А.Б. Смулевич, А.Е. Личко и др.), основываясь, как на патогенезе (саморегуляция, житейский смысл), так и на типах реакций на заболевание (от анозгностического до гармоничного типа), также немаловажной современной концепцией является семиотическая модель болезни, где означающее - схема тела, означаемое - организмен-ные ощущения, знаком выступает симтоматика болезни, вместе они порождают разные уровни мифологической системы (Р.Барт, А.Ш. Тхостова) [3-5].
Р. М. Войтенко выделил стереотипы (поведенческие, эмоциональные, когнитивные), независящие от этиологии расстройства, позволяющие выстроить адаптивные/ дезадаптивные типы реагирования на ситуацию болез-
Turan Natalia Konstantinovna PECULIARITIES OF PERSISTENT .
psychological science
ни. Кроме того, им были выделены основные стадии реагирования на состояние болезни: премедицинский этап, первичная фрустрация, активная адаптация, вторичная фрустрация, капитуляция, активная адаптация, формирование компенсаторных механизмов, через которые проходит личность для выработки состояния компенсации. Именно данная модель является наиболее актуальной при проведении психологической экспертизы в контексте оказания услуг медико-социальной экспертизы, поскольку учитывает не только психологические, но и аспекты социальной и культурной адаптации [6].
Учеными также проанализированы возрастные особенности реагирования на состояние болезни. Если на этапах раннего детства характерны мифологические представления о болезни, то к дошкольному и младшему школьному возрасту восприятие дезонтогенеза становится все более реалистичным, в подростковом возрасте основной акцент заболевания сводится к акценту на влиянии болезни на внешнюю привлекательность. В зрелом возрасте акцент идет на влияние болезни на профессиональную реализацию [7].
Одними из наиболее молодых областей постнеклас-сической психологии являются теория психологических систем и системная антропологическая психология, развиваемая сибирскими учеными, интегрирующая биопсихосоциальные компоненты в контекст системы жизненного мира человека и изучающая взаимное влияние биологических задатков, личностных структур и социального контекста в единое пространство жизненного мира индивида.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей восприятия нарушений здоровья подростками с ограниченными возможностями в контексте формирования жизненного мира.
Ранее автором статьи поднимались вопросы организации внутренней модели болезни подростков с заболеваниями эндокринной системы (в частности, сахарным диабетом) и опорно-двигательного аппарата, а также общие аспекты роли ВМБ в контексте формирования реабилитационного потенциала ребенка-инвалида [8-10].
Методы исследования. Выборка исследования состояла из 138 несовершеннолетних инвалидов младшего и старшего подросткового возраста. В качестве методического инструментария была разработана методика, соответствующая целями исследования и состоящая из 33 вопросов открытого типа, где испытуемым предлагалось продолжить утверждение. Кроме того, были использованы избранные шкалы опросника по методу незаконченных предложений В.Д. Лубовского. Обработка данных производилась при помощи контент анализа.
Результаты. Итак, рассмотрим особенности отношения к ситуации хронических нарушений здоровья подростками, имеющими категорию «Ребенок-инвалид». Посредством проецирования на абстрактного больного было выявлено и проанализировано отношение к заболеванию испытуемых (таблица 1).
Таблица 1 - Особенности отношения к абстрактному больному (МНП В.Д. Лубовского)
Типичные ответы Младшие подростки Старшие подростки
Хороший, надежный друг 10,90% 31,10%
Как все, тоже человек 14,10% 24,30%
Грустно, плохо, несчастный 14,10% 21,60%
При анализе возрастного аспекта полученных данных выявлено, что от младшего к старшему подростковому возрасту у инвалидов изменяется отношение к абстрактному больному: если в младшем подростковом возрасте больной воспринимается как объект заботы и источник трудностей, то в старшем - как друг, «такой
же как все».
Таблица 1 - Особенности отношения к абстрактному больному (МНП В.Д. Лубовского) (продолжение)
Типичные ответы Младшие подростки Старшие подростки
Требует внимания, заботы 12,50% 8,10%
Не здоров, инвалид 10,90% 6,80%
Я сам 9,40% 0,00%
Должен соблюдать правила лечения 7,80% 4,10%
Ограничен в возможностях 7,80% 0,00%
Обуза 4,70% 0,00%
Личность 3,10% 4,10%
Может, должен вылечиться 3,10% 0,00%
Раненная птица 1,60% 0,00%
К старшему подростковому возрасту исчезает отождествление себя с приведенным абстрактным больным, усиливается акцент на следовании реабилитационным мерам.
Обратимся к анализу тендерного аспекта отношения к абстрактному больному (таблица 2).
Таблица 2 - Особенности отношения к абстрактному больному в гендерном разрезе (МНП В.Д. Лубовского)
Типичные ответы Младшие подростки Старшие подростки
Мужской Женский Мужской Женский
Как все. тоже человек 15,60% 12.50% 19.40% 39.50%
Я сам 15,60% 3,10% 32.30% 14,00%
Не здоров, инвалид 6.30% 15.60% 29.00% 20,90%
Личность 0,00% 6,30% 9,70% 25.60%
Требует внимания. заботы 6,30% 18.80% 9.70% 4,70%
Грустно, плохо, несчастный 15,60% 12.50% 0,00% 0,00%
Должен соблюдать правила лечения 6,30% 9,40% 0,00% 14,00%
Огр аннч ей в возможно стях 12.50% 3,10% 0,00% 0,00%
Хороший, надежный друг 12.50% 9.40% 0,00% 0,00%
Обуза 6,30% 3,10% 9,70% 0,00%
Может, д олжен был ечигь ся 0,00% 6,30% 0,00% 0,00%
Раненная птица 3,10% 0,00% 0,00% 0,00%
Описанная выше тенденция восприятия абстрактного больного в качестве объекта помощи и заботы, друга, равного себе сильно развита у девочек, в то же время мальчики склонны в большей степени концентрироваться на болезни. Кроме того, к старшему подростковому возрасту исчезает ответ, характеризующий эмоциональное отношение к больному «грустно/плохо/несчастен» и ответ, характеризующий потребность в исцелении.
При помощи методики, разработанной автором под задачи исследования, были получены данные об отношении испытуемых к имеющемуся стойкому ограничению жизненных функций, инвалидности как социальном статусе, отношении родителей к дефициту здоровья ребенка, вине за наличие заболевания, а также мотивации на компенсацию нарушений. Обратимся как анализу возрастных особенностей указанных факторов (таблица 3).
Более 50% испытуемых в обеих возрастных группах при разговоре о болезни указывает формальные признаки - наличие болезни или симптомы. При этом младшие подростки более склонны выражать негатив к болезни, к своему состоянию, то время как старшие подростки более склонны думать о своей адаптации. К старшему пубертату доминирующим становится мнение о нейтральном и рациональном отношении родителей к расстройству. Если на этапе младшего подросткового возраста ответственность перекладывается на медперсонал (40%), тогда как в старшем подростковом возрасте доминируют ответы об ответственности больного, родителя или никого. Младшие подростки в большинстве
психологические науки
Туран Наталья Константиновна ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ...
не винят никого, либо себя, обстоятельства; тогда как к старшему подростковому возрасту снижается число подростков, которые никого не винят, и возрастает возложение вины за расстройство на себя или обстоятельства.
Таблица 3 - Возрастной аспект отношения к болезни и инвалидности
Шкала Типичные ответы Младшие подростки Старшие подростки
Болезнь Симптомы заболевания 39,10% 25,70%
Активная адаптация 12,50% 29,70%
Наличие болезни 15,60% 28,40%
Наказание родителям 3,10% 16,20%
Не м огу быть как вс е 9,40% 0,00%
Резко негативное 6,30% 0,00%
Страх, что не восстановится функция 4,70% 0,00%
Ничего не тревожит, не интересует 4,70% 0,00%
Особенности внешности при бслезнн 4,70% 0,00%
Инвалидность Нейтральное 39,10% 33,80%
Негативное 18,80% 23,00%
Рациональное 20,30% 20,30%
Помощь от государства 17,20% 23,00%
Не является ограничением 4,70% 0,00%
Восприятие болезни родителями Нейтрально 18,80% 44,60%
Рациональное 26,60% 28,40%
Тяжелое заболевание неизлечимое 18,80% 1.40%
Негативно 14,10% 13,50%
Резко эмоционально 14,10% 12,20%
Беспокоятся 7,80% 0,00%
Вина за болезнь Никто 45,30% 24,30%
Виноваты обстоятельства (прошлое., генетика, судьба) 23,40% 25,70%
Виноват сам 15,60% 25,70%
Организм, особенности его функционирования 6,30% 13,50%
Родственник 9,40% 10,90%
Выздоровление От медработника 43,80% 28,40%
Зависит от больного 15,60% 21,60%
Родители 7.80% 21,60%
Ни от кого не зависит 12,50% 20,30%
Невозможно 17,20% 0,00%
От возраста 3,10% 8,10%
Обратимся к гендерному анализу отношения испытуемых к имеющемуся стойкому ограничению жизненных функций, инвалидности как социальном статусе, отношению родителей к дефициту здоровья ребенка, вине за наличие заболевания, а также мотивации на компенсацию нарушений (таблица 4).
Таблица 4 - Гендерный аспект отношения к болезни и инвалидности
Шкала Типичные ответы Младшие подростки Старшие подростки
Мужской пол Женский пол Мужской пол Женский пол
Болезнь Симптомы заболевания 43,80% 34,40% 29,00% 23,30%
Наличие болезни 18,80% 12,50% 25,80% 30,20%
Наказание родителям 3,10% 3,10% 22,60% 11,60%
Активная адаптация 9,40% 15,60% 22,60% 34,90%
Не могу быть как все 12,50% 6,30% 0,00% 0,00%
Особенности внешности 0.00% 9.40% 0,00% 0,00%
Резко негативное 6,30% 6,30% 0,00% 0,00%
здоровье 3.10% 6,30% 0,00% 0,00%
Инвалидность Нейтральное 37,50% 40.60% 16,10% 46,50%
Негативное 28,10% 9,40% 38,70% 11,60%
Рациональное 15,60% 25,00% 35,50% 9,30%
Помощь от государства 12,50% 21,90% 9.70% 32,60%
Не является ограничением 6,30% 3,10% 0,00% 0,00%
Восприятие болезни р одит елями Нейтрально 12,50% 25,00% 45,20% 44,20%
Рацио нал ьно е 21,90% 31,30% 29,00% 27,90%
Тяжелое заболевание, неизлечимое 21,90% 15,60% 3,20% 0,00%
Резко эмоционально 18,80% 9,40% 12,90% 11,60%
Негативно 12,50% 15,60% 9,70% 16,30%
Беспокоятся 12,50% 3,10% 0,00% 0,00%
Вина за болезнь Никто 43,80% 46,90% 22,60% 27,90%
Виноват сам 21,90% 9.40% 22,60% 27,90%
Виноваты обстоятельства (прошлое, генетика, судьба) 25,00% 21,90% 22,60% 27,90%
физиология 0.00% 12,50% 22,60% 7,00%
Родственник 9.40% 9.40% 9.70% 9,30%
Выздоровление От медицинский работников 53,10% 34,40% 25,80% 30,20%
Ни от кого не зависит 9,40% 15,60% 6,50% 30,20%
Родители 6,30% 9,40% 29,00% 16,30%
Зависит больного 9.40% 21,90% 22,60% 20,90%
Невозможно 15,60% 18,80% 0,00% 0,00%
От возраста 6,30% 0,00% 16,10% 2,30%
Изучение гендерного аспекта показало, что девочки при этом боле склонны думать об активной адаптации, в то время как мальчики - о своей болезни как наказании родителям. Отношение к инвалидности у мальчиков
эмоциональное (негативизм) и рациональное, у девочек рациональное. При этом, к старшему подростковому возрасту лица обоего пола считают инвалидность ограничением. К старшему пубертату увеличивается число мальчиков, полагающих, что у родителей рациональное мнение о болезни, тогда как у девочек это число на прежнем уровне; у девочек растет тенденция мнения об эмоциональном отношении родителей к их болезни. А мальчики младшего подросткового возраста чаще возлагают ответственность за заболевание на себя, обстоятельства, тогда как девочки - на внешние обстоятельства и организм, значительная часть испытуемых никого не винит. К старшему подростковому возрасту снижается количество инвалидов, у которых нет виновного в заболевании; у девочек и юношей доминируют возлагание вины на себя и обстоятельства. На этапе младшего подросткового возраста выздоровление, по мнению мальчиков, зависит от медперсонала или невозможно, доминирующими ответами девочек становятся также медперсонал, сам больной, невозможность выздоровления. К старшему подростковому возрасту возрастает количество мальчиков, полагающих, что за излечение ответствен возраст, родители, медработники и больной; для девочек характерно возлагать ответственность медперсонал (или не возлагать не на кого), больного, родителей.
Обсуждение. Изучение особенностей отношения к состоянию хронических нарушений здоровья, больному, наличию категории «Инвалид», мотивации к состоянию компенсации, вины за состояние дизонтогенеза, а также восприятия отношения родителей к заболеванию ребенка показало, что состояние заболевание занимает значимое положение в картине жизненного мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию отношение к разным аспектам болезни, к абстрактному больному ребенку сводится к эмоциональным оценкам и описанию чувств, восприятии ребенка как объекта заботы, но, в тоже, время обузы. На данном этапе смыслы заболевания касаются эмоциональной сферы и чувств, представлений об опеке и помощи и тяжести их осуществления этих действий. Кроме того, значительный упор в отношении к болезни в младшем подростковом делается именно на субъективном восприятии расстройства, жалобах на состояние здоровья, самом факте болезни и адаптации к ней. К состоянию болезни дети относятся нейтрально, негативно или рационально, многие акцентируют внимание на помощи от государства в лечении. Кроме того, для младших подростков также характерно выражение мнений о разных эмоциональных аспектах родительского отношения к расстройству у них. При этом, чуть более 40% инвалидов никого не обвиняют в заболевании, тогда как другие младшие подростки ищут причины расстройства в родственных связях, внешних факторах (судьбе, экологии и т.п). Мотивация на компенсацию также не достаточно интернальна: в основном ребята полагаются на действия врачей, специалистов по реабилитации, родителей или считают, что выздоровление не зависит от чьих-либо усилий.
На этапе формирования ценностного сознания изменяется картина восприятия болезни: помимо симптомов, наличия болезни, у инвалидов старшего подросткового возраста усиливается акцентирование на состоянии адаптации, тяготении болезнью (восприятии себя как обузы). При этом, статус инвалида воспринимается, в основном, нейтрально и объективно говорится о том, что он является помощью. Большинство старших подростков полагает, что родители относятся к болезни ребенка объективно, но, однако, более четверти испытуемых отмечает эмоциональное отношение родителей к нарушенным функциям. К старшему подростковому возрасту снижается количество инвалидов, полагающих, что в этиологии и патогенезе расстройства никто не виновен: увеличивается упор на своей вине за бо-
Turan Natalia Konstantinovna PECULIARITIES OF PERSISTENT .
psychological science
лезнь, организменной дисфункции. Относительно мотивации на реабилитацию и выздоровление она также преимущественно внешняя: ответственность за выздоровление возлагается по-прежнему на представителей медицинской сферы, родителей, в значительно меньшей степени - на себя.
В обеих возрастных группах для девочек характерно более эмоциональное отношение к состоянию болезни, тогда как мальчики расставляют акценты на аспектах адаптации. У девочек также усиливается самобичевание, тогда как мальчики склонны искать причины расстройства в нарушениях функций организма. В гендер-ном аспекте мотивация к компенсации присутствует, но ответственность за нее возлагается как в младшем, так и в старшем подростковом возрасте возлагается на специалистов медицинской сферы, родителей у лиц обоего пола, у девочек резко возрастает мнение о том, что выздоровление и реабилитация не подвластны кому-либо.
Качественный анализ полученных данных позволяет выдвинуть предположении о состоянии высокой внутренней тревоги и состоянии хронического стресса у подростков с ограниченными возможностями, фиксации на травматическом состоянии хронического заболевания, ведущими к затруднению формирования адаптивного поведению и мотивации к компенсации заболевания, недостаточности произвольного контроля в отношении реабилитационных мероприятий, а также о нарастании внутренней напряженности в отношении состояния болезни и его особенностей по мере взросления, что с большой долей вероятности может привести к состоянию эмоционально кризиса и снижению реабилитационного потенциала личности ребенка-инвалида. Указанные данные требуют дальнейшей разработки и задают перспективу исследования.
Полученные данные призваны не только в качестве расширения теоретической базы представлений о жизненном мире детей с ограниченными возможностями, но также для формирования практических рекомендаций по проведению всех видов реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Выводы. Проведя качественный и количественный анализ полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1) К старшему подростковому возрасту соматический дефект занимает все большую часть в картине жизненного мира ребенка-инвалида.
2) Возрастает внутренняя напряженность: осознание дефекта и трудностей адаптации, изменений в образе жизни семьи ведет к восприятию себя как наказания.
3) Мальчики относятся к заболеванию более стениче-ски, девочки - эмоциональнее.
4) У инвалидов обеих возрастных групп и полов доминирует внешняя мотивация на компенсацию и смещение ответственности за состояние на других людей (врачей, родителей) и обстоятельства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Громыко Е.В., Соколова Э.А.Исторический аспект внутренней картины болезни (обзор литературы) // Проблемы здоровья и экологии. 2012. №1 (31). URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-vnutrenney-kartiny-bolezni-obzor-literatury (дата обращения: 19.03.2018).
2. Тюльпин Ю.Г, Медицинская психология: Учебная литература для студентов медицинских вузов. - Москва «Медицна» 2004
3. Барт Р. Мифологии /пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. — М.: Изд-во Академический проект. — 351 с. — ISBN 5-8242-0048-3; 4-е изд., 2017.
4. Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях [Текст] / Е.Т.Соколова. — M.: SvR-Аргус, 1995. — 359 с.
5. Титова, Н. М. Клиническая психология. Конспект лекций [Текст]/Н. М. Титова. — М.: Приор-издат, 2006. — 112 с.
6. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. М. В. Коробова, В. Г. Помникова. — Изд. 3-е, перераб. и до-полн. — СПб.: Гиппократ, 2010.
7. Спринц А.М, Михайлова Н.Ф, Шатова Е.П. - Медицинская психология: Учебник для средних медицинских учебных заведений. -Санкт-Петеобург «СпецЛит» 2005
8. Туран Н.К. Внутренняя модель болезни как компонент психо-
логического реабилитационного потенциала личности ребенка с ОВЗ [Текст] // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (30 октября 2017 года), Том II — Кемерово: ЗапСибНЦ, 2017 — 548с.
9. Туран Н.К. Анализ внутренней модели болезни подростков-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар, издательский дом «Новация», 2017. — п, 64 с.
10. Туран Н.К. Анализ внутренней модели болезни подростков-инвалидов с сахарным диабетом 1 типа [Текст] // VIIIВсероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых: сборник статей по направлениям «юриспруденция» и «психология» (Новокузнецк, 2 апреля 2018 г.) /М-во образования и науки РФ, Новокузнец. ин-т (ф-л) Кемеров. гос. ун-та. — Казань : Бук, 2018. — 172 с.
Статья поступила в редакцию 08.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019