УДК 159.9
СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ОТ СМЫСЛОВОГО К ЦЕННОСТНОМУ СОЗНАНИЮ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
© 2018
Туран Наталья Константиновна, психолог, соискатель
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области (654041, Россия, Новокузнецк, ул. Сеченова, 28а, email: [email protected])
Аннотация. Детская инвалидность представляет собой одну из актуальных проблем, затрагивающих все сферы социальной жизни - от практического здравоохранения до системы образования и рынка труда: поскольку первичный соматический дефект накладывает отпечаток на все сферы развития и жизнедеятельности личности лица с ограниченными возможностями здоровья: биологический дефект обуславливает последующие трудности при интеграции в общество, ограничивает социализацию, накладывает отпечаток на формирование когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы, задает своеобразность Я-Концепции и ее компонентов на всех этапах развития жизненного мира личности, но, особенно, в детстве. Одним из значимых качеств Я-Концепции является гендерная идентичность, являющийся одним из конструктов, выделяющихся при переходе от смыслового к ценностному сознанию - в период младшего подросткового возраста. Именно данному аспекту личности ребенка-инвалида и особенностям его развития в условиях стойкого соматического дизонтогенеза посвящена данная работа. В работе представлены результаты изучения особенностей образов поло-ролевой идентификации и специфичность становления гендерной идентичности на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию детей-инвалидов младшего подросткового возраста, имеющих стойкие умеренные нарушения соматического здоровья. Данная статья представляет собой один из значимых аспектов диссертационного исследования на тему «Особенности становления смыслового и ценностного сознания у детей инвалидов с разным уровнем нарушений функций организма».
Ключевые слова: инвалидность, ребенок-инвалид, постнеклассическая психология, антропосоционоэтиская концепция, теория психологических систем.
TO ISSUE OF GENDER IDENTITY FORMATION OF CHILDREN WITH SOMATIC DISEASE
© 2018
Turan Natalia Konstantinovna, Psychologist, Ph.D candidate
Main Bureau of Medico-Social Expertise for the Kemerovo Region (654041, Russia, Novokuznetsk, Sechenov Street, 28a, email: [email protected])
Abstract. Children's disability is one of the most important problems cross-senctional all spheres of social life - from practical health care to the education system and the labor market: because of the primary somatic defect has an influence on all spheres of development and life activity of the person with disabilities. A biological defect causes subsequent difficulties in integrating into society, limits socialization, imposes an imprint on the formation of cognitive, emotional-volitional, motivational spheres, specifies the peculiarity of the I-Concept and its components at all stages of development of the individual's life-world, but especially in childhood. One of the significant qualities of the I-Concept is gender identity, which is one of the constructs that stand out from the semantic to the value consciousness - during the younger adolescence. It is this aspect of the personality of the disabled child and the peculiarities of his development in the conditions of persistent somatic dysontogenesis that this work is devoted to. The paper presents the results of studying the features of the images of sex-role identification and the specificity of the gender identity formation at the stage of transition from the semantic to the value consciousness of disabled children of younger adolescence who have persistent moderate disorders of somatic health. This article is one of the significant aspects of the dissertation research on The peculiarities of the formation of the semantic and value consciousness in children with disabilities with different levels of violations of the body's functions.
Keywords: disability, a biopsychosocial model of the disease, an ontogenetic paradigm, the theory of psychological systems, post-nonclassical psychology.
Инвалидность представляет собой сложный социальный феномен. Неуклонный прирост количества людей, имеющих категорию «инвалид» актуализирует глубокое всестороннее изучение данной социальной проблемы: число инвалидов среди здорового населения в нашей стране на 2017 год число составило около 15 миллионов человек, из них - около 600 000 детей инвалидов). Изучение психологических особенностей детей-инвалидов с соматическими заболеваниями приобретает все большую значимость, поскольку именно они формируют образ страны в будущем [1-3].
Инвалидность - это, с одной стороны, специфическое состояния организма индивида, ограничивающее его способность к жизнедеятельности в целом, а также реализацию специфических умений и навыков, что отличает искомое состояния от длительного хронического заболевания, но с другой - еще и особенный психосоциальный феномен: вследствие тяжести протекания длительного хронического заболевания нарушается способность к взаимодействию на разных социальных уровнях, возникает состояние дезадаптации. В частности, детская инвалидность - это не только проблема стойких расстройств организма в виде соматических и/ или интеллектуальных нарушений, но и также вторичные нарушения, связанные с процессами становления и социализации личности [1; 2].
В процессе социализации на этапе выхода в макросо-циальную среду подвергаются стигматизации и маргина-
лизации, что подчеркивает их зависимость от мнений и настроений, бытующих в обществе, а также подчеркивает отчужденность детей и подростков с ограниченными возможностями от их здоровых сверстников. Особенно обостряется понимание отличности себя от здоровых сверстников в подростковый период и на данном этапе возрастает значимость такого компонента личности, как идентичность, в том числе, поло-ролевая [4].
Проблема конструкта идентичность приобретает особое значение в пубертатный период (перехода от детства к взрослости), поскольку этот личностный конструкт несет полноту представлений о себе, значимых людях, реалистичность и гибкость понимания себя и других, способность к эмпатии и, в конечном счете, определяет постоянство не только Я-концепции и состояние ценностных ориентаций, но стабильность жизненного мира личности [5; 6].
Феномен личностной идентичности начинает формироваться в период раннего детства и непрерывно развивается в контексте всей психосоциальной жизни личности, чему способствует не только рефентные группы субъекта, но культурно-исторические представления, бытующие на актуальном этапе развития общества.
Проблема идентичность рассматривается в социо-гуманитарных науках на всем протяжении их развития. В философии личностная идентификация представляет собой проблему отношения индивида к самому себе. В философии исторически сложились следующие крите-
Туран Наталья Константиновна СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ...
рия идентичность: телесный, постулирующии мысль о том, что существование личности заканчивается с потерей телесности, поскольку личность - лишь физическое воплощение, единственно необходимое и достаточное для существования личности. Психологический критерий не требует постоянства физической оболочки, но затрагивает непрерывность ноосферы, подразумевая непрерывность гармоничного существования индивида в течение жизни, а также непрерывность картины жизненного времени личности и представлений о себе, своем, прошлом, настоящем, будущем, ценностях, творческой созидательности, гендерной идентичностью. В философии сознания данный процесс трактуется через нейрофизиологические процессы на уровне ВНД. [7; 8].
Вопрос идентичность личности - один из наиболее остро стоящих в психологии на протяжении развития науки. В зарубежной психологии первые идеи об идентичности сложись в концепции У. Джемса: представления об идентичности как личностном феномене включали психофизические задатки, интеллектуально-нравственные особенности, формирующиеся под влиянием группы. Э. Эрикссон выделял групповую и психосоциальную идентичность органический и индивидуальный аспекты данного феномена, включая в него психофизиологические задатки, индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов психики, тождественность, целостность личности и осуществляемые ею социальные роли. С его точки зрения идентичность является показателем личностной зрелости, складывающаяся по итогам прохождения каждого из восьми кризисных этапов, накладывающих отпечаток на всю жизнь [9-11].
В отечественной психологии значимы теоретические представления В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева. Данные теоретические представления заложили базис для выхода в постнеклассическом периоде развития психологии в над субъектную позицию, что позволило создать целостное представление о жизненном мире личности.
В работах Л.И. Божович конкретизирована мысль о том, что при взрослении ребенка у него складывается специфический личностный феномен направленности, содержащий интернальную позицию по отношению к внешнему микро- и макросоциальному окружению, а также являющийся своеобразной предиспозицией, затрагивающие все сферы жизненной активности [9]. В концепции В.Н. Месящева самость личности раскрывается посредством действенных актов, устремленности в будущее, а также «системы временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или ее отдельными сторонами». Однако, именно концепция личностных смыслов А.Н. Леонтьева постулируется важность объективной реальности (в том числе, учитывается деятельностный аспект) на становление внутренней реальности, личностных подструктур на направленность личности, что становится личностным смыслом [12]. Представления А.Н. Леонтьева в настоящее время являются одним из наиболее значимых теоретических представлений, послуживших развитию представлений о личности как открытой системе, и развиваемых в настоящее время в контексте антропосоционоэтической парадигмы.
В постнеклассической отечественной реализуются антропопсихический и системный подход к изучению личностных структур, позволяющий говорить о жизненном мире личности, не разделяя психическую реальность на внешнюю и внутреннюю, что позволяет создать более полную и целостную картинку индивидуальной реальности. Психологическая антропология концентрируется на ноэтических аспектах, самоактуализации, трансцедентности личности. В контексте ТПС и САП (в работах В.Е. Клочко, Т.Г. Бохан, О.И. Васильевой) выделены компоненты смыслового и ценностного сознания в условиях психосоматической нормы развития [5; 6; 13].
Итак, для смыслового уровня сознания характерны следующие особенности: посредством как собственной деятельности ребенка по изучению предметного мира, так и деятельности родителей как агентов культуры, формируются смыслы, которые преломляются и субъективируются в индивидуальном развитии. Как отмечает В.П. Зинченко, смыслы, уже существующие в культурном контексте, субъективизируются в индивидуальном опыте ребенка, таким образом происходит межпоколенная передача опыта, знаний, транслируются морально-нравственные идеалы, присущие обществу.
На этапе перехода от смыслового к ценностному уровню сознания особую значимость приобретают рефлексивные способности и надсубъектность, сверхзначимость самостоятельности, стремление к поиску пространства и возможности для самореализации, появление зачатков способности выстроить перспективу будущей жизни, дифферецирование Я-Концепции.
Ценностный уровень сознания характеризуется следующими компонентами: интегрированным образом Я, основывающимся на гендерной идентичности, образцами самоопределения, локусом контроля, иерархией ценностных ориентаций. Указанные компоненты в своей совокупности и онтогенетических особенностях создают индивидуальную картину жизненного мира [5; 6; 13-15].
Общие вопросы становления образов гендерной идентичности в период формирования многомерного мира условиях соматического дизонтогенеза были представлены на Сибирском Психологическом Форуме [16].
Целью исследования стало изучение особенностей поло-ролевой идентичности детей с ограниченными возможностями в условиях хронического соматического дизонтогенеза на этапе становления смыслового сознания и на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию.
Методы исследования. Для выявления идеалов, служащих идентификационными образцами, в которых отражаются ценностные предпочтения, применена методика «Остров» (О.И. Васильева), позволяющая при помощи ретроспекции и сравнительного анализа исследовать особенности трансформации идентичности на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию. Для изучения особенностей смыслового сознания используется ретроспекция: испытуемым предлагается вспомнить себя в возрасте 6-7 лет (сенситивный этап становления этого уровня сознания) и назвать сказочных персонажей, людей из окружения, которые их интересовали в тот период. Далее распределить их по категориям: герой сильный, способный защитить (маскулинный образ), «самый добрым, нежным, ласковым» (феминный образ). Потом необходимо выбрать героя, на которого испытуемый больше всего хотел быть похожим. Для изучения актуальных образов идентификации процедура повторяется относительно настоящего времени с теми же самыми вопросами. Последующий анализ данных проводился при помощи контент-анализа объединялись лексические единицы в смысловые категории, которые отражают определенные смыслы [13].
Важно отметить, что с участниками исследования проводилась также беседа, где они комментировали и поясняли, какие качества героев являются ценными для них, а какие качества героев им не нравятся.
В исследовании образов идентичности приняли участие 64 младших подростка-инвалида с разными соматическими нарушениями (стойкими хроническими нарушениями эндокринной, сердечно-сосудистой, кровообращения, сенсорной систем, опорно-двигательного аппарата): 32 мальчика и столько же девочек в возрасте 10(11)-13 лет. В неполных семьях воспитываются 56,2 % респондентов, тогда как в полных - 43,8 %
Результаты. В результате контент-анализа выделились следующие смысловые категории образов младших школьнико в возрасте 6-7 лет идентификации: су-
пер-герои, принцессы, герои советских и россииских мультфильмов, герои сказок, герои советских фильмов для детеИ, спортсмены, современные киногерои, семья, представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Положительные образы идентификации младших подростков на этапе становления смыслового сознания
Образ положительной идентификации е it роллом
Супер герои принцесс ы Дисней герои СОБЛ росслул ьт герои сказо к герои совет, ф ильмев Спорте мены COBpjC иногер он семья Итого
Частота абсолютна я. % 18,7% 26,6% 25,0% 62% 7,8% 1,5% 1,5% 12,5 % 100,0 %
мальчики 15,6% 3,1 % 9,4% 6Д% 4,7% 1,5% 1,5% 7,8% 50,0%
Девочки 3,1 % 23,4% 14,6% 0,0% 3,1% 0,0% 0,0% 4,7% 50,0%
Анализируя выделенные категории положительных идентификационных образов можно выделить наиболее значимые положительные смысложизненные коннотации, которыми наделены эти образы: доброта, красота, смелость, находчивость, целеустремленность, готовность помочь и защитить слабого, безоценочное принятие, терпение, толерантность, позитивный взгляд на жизнь.
Выявлено, что у 7,8 % мальчиков-инвалидов присутствуют феминные образы гендерной идентификации, у 17,2 % девочек с ограниченными возможностями - маскулинные, что свидетельствует о некотором смещении в понимании гендерных ролей у некоторой части детей-инвалидов в возрасте 6-7 лет. Мы предполагали, что данный факт может быть связан с типом семьи (полная/неполная) в которой воспитывается ребенок. При проведении корреляционного анализа по критерию хи-квадрат для определения наличия взаимосвязи между типом состава семьи положительными образами гендер-ной идентичности на этапе становления смыслового сознания искомая связь выявлена (г=0,178 на уровне значимости 0,005).
Полученные результаты в отношении отрицательных образов идентификации младших школьников -инвалидов, представлено в таблице 2, свидетельствуют, что преобладают отрицательные персонажи классических сказок и современных мультипликационных фильмов, каждый пятый респондент не выделил образов отрицательной идентификации, далее встречаются антигерои кинофильмов и одноклассники, ровесники, супергерои и их противники.
Таблица 2 - Отрицательные образы идентификации младших подростков на этапе становления смыслового сознания
Образ отрицательной идентификации Итого
герои сказок герои COBpit ульт. Кино герои Однок ласснн ки нет образа Ровес НИКИ супергеро и {антиподы главного героя) суперг ер он
Частота абсолютна^ % 203% 40,6% 9,4% 4,7% 203 % 1,4% 1,4% 1,4% 100,0%
Мальчики 9,4% 12,5% 9,4% 1,4% 12,5% 1,4% 1,4% 1,4% 50,0%
Девочки 10,9% 28,1 % 0,0% 3,1 % 7,8% 0,0% 0,0 % 0,0 % 50,0%
мальчиков инвалидов выбирают персонажей противоположные их полу - у них выявлена инверсия в образа отрицательной гендерной идентичности. В данном контексте девочками не приемлются типично мужчинам грубость, жесткость, стремление к власти; мальчиками также отрицаются качества, приписываемые, в основном феминным персонажам, поскольку в качестве отрицательных персонажей, несущих негативные смыслы, выступают в средствах культуры (сказках, мифах, кинопродукции) чаще женщины.
Выявлены следующие смысловые категории положительных образов идентификации младших подростков в их настоящем времени (Таблица 3): герои сказок, члены семьи, киногерои, спортсмены, медийные персоны, ведущие интернет-дневников, актеры, литературные персонажи, не выделяют образ идентификации 3,1 % респондентов.
Таблица 3 - Образцы положительной идентификации младших подростков с ОВЗ на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию
Образцы по.. гай идентификации б на стоящем
нет ТВ-
м„,„ Кино Блог Актер темен Певц на в оораза для подра ведущн Итого
книг еры ы ы ы семьи жания прогр
Частота 32,8 % 4,7 % 15,6 % 4,7 % 3,1% 63% 4,7 % 203 % 3,1 % 1,5% 100,0 %
я,%
мальчики 12,5 4.7 % 10,9 1,5% 0,0 % 63% 0,0 % 14.1 0,0% 0.0 % 50,0
% % % %
девочки 20,4 % 0,0 % 4,7 % 3,1% 3,1% 0,0% 4,7 % 9,4 % 3,1 % 1,5% 50,0 %
Проанализировав представленные культурно-исторические образы отрицательной идентификации, можно заключить, что на данном этапе смыслообразующими отрицательными коннотациями здесь выступают стремление к захвату мира, жажда власти, агрессивность, жесткость. Отсутствие образа идентификации, возможно, обусловлено защитными процессами вытеснения и рационализации, позволяющими создать социально одобряемое впечатление, снизить тревогу, возможно, связанную с актуальными негативными переживаниями.
Кроме того, замечено, что 18,7 % девочек и 20,3 %
Анализ смыслов, которые несут положительные образы, позволяет заключить, что преобладающими положительными ценностно-смысловыми коннотациями у младших подростков на данном этапе возрастного развития выступают, как внешняя привлекательность, так и такие качества характера, как добросердечие, способность защитить слабого, терпимость, душевность, творческая активность, но также и способность стать успешным, финансово независимым и известным. Также, отмечается инверсия образов гендерной идентичности инвалидов младшего подросткового возраста: 17,9 % лиц мужского пола идентифицируются с фемиными персонами, четверть респондентов женского пола выбирают доминирующие образы идентификации, которые наделяют типичными маскулинными коннотациями. При анализе данных по статистическому критерию хи-квадрат выявлены значимые связи между типом гендерной идентификации и составом семьи инвалидов младшего подросткового возраста (г=0,525 на уровне значимости 0,005.), что может порождать гипотезу о связи типа семьи с формированием гендерной идентичности у детей-инвалидов.
При анализе образов отрицательной идентификации у младших подростков-инвалидов преобладают ориентации на сказочных персонажей (злые ведьмы, антиподы супергероев, антигерои книг), у одной трети респондентов отрицательные образы не идентифицируются, участники исследования обуславливают это благоприятными взаимоотношениями со значимыми людьми и тем, что не акцентируют внимание на отрицательных персонажах произведений, далее выделена категория педагоги и антигерои кинофильмов, деятели эстрады, селебритис, герои книг, одноклассники, члены семьи, представлено в таблице 4.
Выделенные образы несут смысл таких ценностей, как несоответствие общепринятым нормам поведения, агрессивность, сверх популярность, жадность, стремление обогатиться за счет слабых, лицемерие, алчность, злость. Отмечается инверсия образов отрицательной гендерной идентификации на данном этапе становления жизненного мира у равного количества мальчиков (10,9 %) и девочек (10,9 %) с ограниченными возможностями (в каждой гендерной группе). Данный факт может быть обусловлен культурным контекстом, в котором
Туран Наталья Константиновна СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ...
девочки отрицают типично присущие маскулинности ценностные смыслы, мальчики же, наоборот, отрицают типичные феминные черты.
Таблица 4 - Образцы отрицательной идентификации младших подростков с ОВЗ на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию
Образцы отрицательной идентификации в настоящем
герои сказок , м'ф геро и книг Певц ы медий ные личное тн педаго га одно класс НИКИ член ы семьи нет образ а Ы1НО геро И Итого
Частота абсолютная 37,5 % 1,5 % 4,7% 1,5% 9,4% 1,5% 3,1% 31:2 % 9,4 % 100,0 11
мальчики 17,4% 1,5 % 3,1% 1,5% 0,0% 1,5% 0,0% 15,6 % 9,4 % 50,0%
Девочки 20,4 % 0,0 % 1,5% 0,0% 9,4% 0,0% 3,1% 15,6 % 0,0 % 50,0%
При анализе данных по критерию хи-квадрат обнаруживается значимая взаимосвязь между типом гендерной идентификации и составом семьи инвалидов младшего подросткового возраста, что представлено в (г=0,529 на уровне значимости 0,005.), что усиливает выше выдвинутое предположение о связи типа семьи и, вероятно, типа семейного воспитания с формированием гендерной идентичности.
Обсуждение. При исследовании особенностей становления идентичности детей-инвалидов младшего подросткового возраста выявлено доминирование образов положительной и отрицательной идентификации, сформированные посредством средств культуры и масс-медиа: данный факт сохраняется как на этапе становления смыслового уровня сознания, так и при переходе от смыслового к ценностному уровню сознания.
При этом, выявлено усложнение образов положительной идентичности: если на этапе смыслового сознания преобладают образцы идентификации, связанные с мифологичными, выдуманными образами (персонажи сказок, мультипликационных и детских кинофильмов), то на этапе перехода от смыслового к ценностному уровню сознания актуальными образами идентичности начинают выступать не только персонажи сказочные, архитипичные образы, но также родственники, персоны масс-медиа (певцы, телеведущие, блогеры, спортсмены), то есть многомерный расширяется, в него встраиваются реальные люди.
Относительно образов отрицательной идентичности выявлено, что на этапе смыслового сознания также доминируют образы культуры (в основном, сказочные герои), эти образы сохраняются так же на этапе перехода от смыслового к ценностному уровню сознания, но этапе перехода к ценностному сознанию выделены также образы одноклассников, педагогов, членов семьи.
Выделены значимые позитивные смысловые категории жизненного мира младших подростков-инвалидов, в качестве которых выступают добро, смелость, красота, трудолюбие, на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию означенные смыслы дополняются такими ценностями, как доверие, способность защитить слабого, творческое самовыражение, терпимость. Негативными категориями жизненного мира являются - на этапе смыслового сознания жадность, злость, агрессия; к которым приобщаются смыслы жадность, борьба за власть, глупость при переходе от смыслового к ценностному сознанию.
Кроме того, нельзя не отметить, что у 30% младших подростков с ограниченными возможностями отсутствуют образы отрицательной идентификации на этапе развития смыслового уровня и при переходе от смыслового к ценностному сознанию, а также отсутствуют образы положительной идентичности у 3 % младших подростков-инвалидов на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию. Данный факт свидетельствует о том, что возрастает напряженность защитных механизмов психики (отрицания, вытеснения, рационализации), направленных на борьбу со стрессом и его купирование,
что обусловлено значительной нехваткой психофизиологических ресурсов вследствие стойких ограничений жизнедеятельности по основному заболеванию. При этом, напряженность указанных защитных механизмов выше у мальчиков-инвалидов.
Наблюдается инверсия в образах положительной и отрицательной гендерной идентификации на этапе становления смыслового сознания и в переходный период от смыслового к ценностному сознанию. При изучении образов поло-ролевой идентичности в период перехода от смыслового к ценностному сознанию выявлена инверсия гендерной идентичности в положительных и отрицательных образах, положительно коррелирующая с особенности условий воспитаний (неполные семьи) детей-инвалидов.
В ретроспективном анализе взаимосвязи образов поло-ролевой идентификации и состава семьи не выявлено значимых связей, тогда как при анализе актуальных гендерных образов наличествует оная взаимосвязь. Следовательно, возрастает значимость условий воспитания именно на этапе перехода от смыслового к ценностному уровню сознания. Этот факт требует дальнейшей проработки и является перспективной задачей для дальнейших исследований.
Полученные в результате исследования данные будут значимы как при создании индивидуальных рекомендаций в условиях консультативной работы психологов медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ), при создании индивидуальных программ абилитации или реабилитации инвалидов (ИПРА) в службе МСЭ, так и при составлении и реализации социально-психологического компонента реабилитации (абилитации) на уровне учебных заведений. При этом, в процессе психологической реабилитации необходимо учитывать выявленные данные о значимости семейной ситуации для подростков с ограниченными возможностями, проживающих в неполных семьях, а также на ресурсной работе по оптимизации деятельности защитных механизмов психики (особенно, это касается мальчиков-инвалидов) и формированию психофизической стрессоустойчивости.
Выводы. Подводя итог изучению образов гендерной идентичности на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию, можно сделать следующие выводы:
1. Выявлено усложнение пространства жизненного мира детей-инвалидов младшего подросткового возраста. Это выражается в постепенном отдалении от образов сказочных персонажей в пользу ориентации на реальных людей (представителей как культуры масс-медиа, так и референтных групп), что позволяет на бессознательном уровне включать более сложные ценностно-смысловые структуры.
2. Наблюдается инверсия в образах положительной и отрицательной гендерной идентификации на этапе становления смыслового сознания и в переходный период от смыслового к ценностному сознанию - данный факт требует дальнейшей разработки.
3. Выявлено возрастание значимости условий семейного воспитания для инвалидов младшего подросткового возраста, проживающих в неполных семьях, на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию. Данный факт также требует дальнейшей разработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ВОЗ доклад об инвалидности / Электронный ресурс // Внешняя ссылка: http://www.who.int/disabilities/ world_report/2011/report/ru/.
2. Минтруда и соцзащиты/ Электронный ресурс // Внешняя ссылка: http://www.rosmintrud.ru/sociai/invalid-defence/250.
3. Федеральная служба госстатистики / Электронный ресурс // Внешняя ссылка: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/
4. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю.
Левченко. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. - 210 с.
5. Бохан Т.Г., Филоненко А.Л., Костюк К.Б. «Образы гендерной идентичности у подростков, лишенных родительского попечения» Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371. С. 156-160.
6. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. 1996. № 2. С. 23-27.
7. Бауман З. Индивидуализированное общество. / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева; Центр исслед. постиндустр. о-ва, журн. «Свободная мысль». — М.: Логос, 2002.
8. Нурманбетова Д. Н. Архитектоника человеческой идентичности // Вопросы философии. - 2016. - № 5.
9. Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. - М: Издательство Национального института бизнеса, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-8309-0356-1
10. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Идентичность // Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. - М.: МНПП «ЭСИ», 1994. - С. 58-59.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. - 352 с.
12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
13. Васильева О.И. «Исследования процесса становления ценностного сознания в условиях развивающей образовательной среды» «Психология и педагогика», 19 ноября 2007 г.
14. Шувалов А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. С. 3-16.
15. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. С. 1-10.
16. Туран Н.К. «Особенности формирования образов поло-ролевой идентификации подростков с ограниченными возможностями с разным уровнем соматических нарушений» // КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ: МАТЕРИАЛЫ VII СИБИРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА / под ред.О.М. Краснорядцевой. - Томск: Томский государственный университет, 2017. - Часть 2. Здоровье человека на пути к постинформационному обществу. - С. 146-152.
Статья поступила в редакцию 18.03.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018