Turan Natalia Konstantinovna PECULIARITIES OF THE LIFE .
psychological science
УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0096
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО МИРА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНВАЛИДОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ
© 2019
Туран Наталья Константиновна, психолог, соискатель
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области (654041, Россия, Новокузнецк, ул.Сеченова, 28а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Неуклонный рост инвалидов среди детского и взрослого населения, влияние его на социально-экономическую структуры обуславливают пристальное внимание к данной проблеме. Данная работа посвящена анализу личностных особенностей несовершеннолетних инвалидов младшего и старшего пубертатного возраста, имеющих нарушения структуры соматического здоровья. Исследование опирается на постнекласическую методология, в частности - антропосоционоэтическую концепцию, антропологическую психологию и теорию психологических систем. В статье анализируется конгруэнтность структуры жизненного мира несовершеннолетних инвалидов. Анализ личностных компонентов детей-инвалидов с позиций антропосоционоэтичской парадигмы позволяет наиболее полно раскрыть значимость нарушений физического здоровья в формировании многомерного жизненного мира, что наиболее значимо для реализации индивидуальных программ социальной, культурной, психолого-педагогической реабилитации (абилитации) несовершеннолетних инвалидов для повышения их социальной, экономической и трудовой реализации их в последующем. Данная работа отражает основные итоги диссертационного исследования на тему «Особенности становления смыслового и ценностного сознания у детей инвалидов с разным уровнем нарушений функций организма».
Ключевые слова: инвалидность, ребенок-инвалид, постнеклассическая психология, антропосоционоэтиская концепция, теория психологических систем
PECULIARITIES OF THE LIFE WORLD OF ADOLSCENTS WITH DISABILITIES AT THE STAGES OF FORMING VALUE CONSCIOUSNESS
© 2019
Turan Natalia Konstantinovna, Psychologist, Ph.D candidate
Main Bureau of Medico-Social Expertise for the Kemerovo Region (654041, Russia, Novokuznetsk, Sechenov Str., 28a, e-mail: [email protected])
Abstract. The steady growth of the disabled among children and adults has an impact on the social and economic structure and also it determines the close attention to this problem. This work is devoted to the analysis of the personal characteristics of adolscents with disabilities of younger and older pubertal age, with violations of the structure of somatic health. The study is based on post-non-classical methodology, in particular, on the anthroposocioetic concept and theory of psychological systems. The article analyzes the congruence of structure of the life world of adolscents with disabilities. Analysis of the personality components of children with disabilities from the standpoint of the anthroposocial and ethical paradigm makes it possible to most fully disclose the significance of physical health disorders in shaping the multidimensional life world, which is most significant for the implementation of individual programs of social, cultural, psychological and pedagogical rehabilitation (habilitation) of adolscents with disabilities to increase their social and economic and labor implementation of them in the future. This article represents one of the significant aspects of the dissertation research on The peculiarities of the formation of the semantic and value consciousness in children with disabilities with different levels of violations of the body's functions.
Keywords: disability, a biopsychosocial model of the disease, an ontogenetic paradigm, the theory of psychological systems, post-nonclassical psychology.
Проблема инвалидности, как взрослой, так и детской, остро стоит как на российском, так и на мировом уровне. На январь 2019 года число взрослых инвалидов в России составило 11 304 101 чел., детей - 674 292 чел. Указанная проблема является значимой не только для экономического развития страны, но также она затрагивает значимые медицинские, социальные, психологические и ноэтические аспекты: социальная адаптация, психолого-педагогическая реабилитация, реализация инклюзивных образовательных программ и реализации программ по возвращению к трудовой деятельности (для взрослых). Кроме того, нельзя не учитывать аспект адаптации «здоровых» людей к людям с ограниченными возможностями (ценностные аспекты оценки дефектов, отношения к ним и толерантного отношения) [1-4].
Современная психология на постнеклассическом этапе развития опирается на биопсихосоционэтическую парадигму, рассматривающую иерархическую динамическую структуру личности, включающую биологический, психологический и социальный компонент, которые объединяет ноэтический уровень реагирования на внешнюю реальность [5-7].
Системная антропологическая психология делает предметом своего рассмотрения феномены психической реальности в системном контексте жизнеосуществления - следовательно, восходит к представлению о личности как открытой системе (как для интроспективного анализа, так и для взаимодействия с другими системами). При этом, в контексте жизнеосуществления, с точки зрения
данного подхода, опирающегося на теорию психологических систем, характерно понимание реальности в структуре многомерного мира, где реальность создается личностью самостоятельно — реальностью становится то, что является значимым для личности.
Многомерный жизненный мир, с позиций данной методологии, имеет уровнево-иерархическое строение, где каждый новый уровень формируется, базируясь на новообразованиях, сложившихся на предыдущих этапах, интегрируя их.
Уровень предметного сознания - пяти мерного мира - (с рождения до трех лет) формируется понятийный аппарат, овладение понятиями и границ между субъектом и внешним предметным миром. Упрочить границы внешнего мира и сформировать его восприятие как реальности помогают смыслы, усвоение которых идет посредством родителей и значимых близких как агентов социализации. Через усвоение смыслов и их значений начинает интериоризировать реальность [8-13].
На уровне смыслового - шестимерного - сознания (с трехлетнего до начала младшего подросткового возраста) характеризуется появлением и организацией временного континуума, проявлением самостоятельности в выражении желаний, формируются способности к самонаблюдению, анализу и оценке собственного и чужого поведения, появление ценностной рефлексии [8-16].
На этапе перехода от смыслового к ценностному уровню (младший подростковый возраст) индивид стремится к самореализации, самостоятельности, яснее
психологические науки
Туран Наталья Константиновна ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ...
становится восприятие индивидуального времени, улучшаются способности к рефлексивному и ценностному анализу.
Уровень семимерного, ценностного, сознания (начинает формироваться в старшем подростковом возрасте) и включает в себя дифференцированный интегрированный образ Я, сформированный на основе понимания собственной гендерной роли; системе ценностных ориента-ций и локации контроля, сформированной Я-концепции [8-16].
Цель исследования - изучение особенностей конгруэнтности структуры ценностного сознания детей-инвалидов на разных этапах его формирования.
Методы исследования. В выборочную совокупность вошли лица младшего и старшего подросткового возраста обоих полов, имеющие категорию «ребенок-инвалид» вследствие соматического заболевания в количестве 172 человек). В качестве методов исследования были использованы анализ первичных статистик, корреляционный анализ, анализ достоверности различий по критерию хи квадрат Пирсона. В исследовании были применены следующие методики: «Остров» О.Васильевой (анализ особенностей гендерной идентичности), методика диагностики самооценки Дембо-Рубенштейн, методика незаконченных предложений В.Д. Лубовского, карты экспертной оценки (диагностика отношения к себе, социальной реальности, культуре и природе; поведения и взаимодействия со сверстниками в течение учебного года), авторская методика незаконченных предложений, методика диагностика ценностных ориентаций ОТеЦ, методика определения локуса контроля УСК.
Результаты. Статистический анализ взаимосвязи образа Я, основанного на гендерной идентичности, со структурой ценностных ориентаций и реальным поведением, с внутренней картиной болезни и выздоровления у детей инвалидов с разным уровнем нарушений соматических функций организма на этапах перехода от шестимерного к семимерному этапу развития сознания производился с использованием корреляционного анализа по критерию Пирсона (р>0,05).
Результаты анализа особенностей структуры многомерного мира подростков с ограниченными возможностями на этапы смены шестимерного мира семимерным приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ интегрированности составляющих жизненного мира при смене смыслового уровня ценностным
Таблица 2 - Анализ интегрированности составляющих жизненного мира на уровне ценностного сознания
Категория Асимпт. Знач. Категория
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,519 Уровень притязания (м.Дембо-Рубенштейн)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,975 Авторитету сверстников (м Деыбо-Рубенпггейн) '
Образ гендерной идентичности; основанный на самотождественности ,730 Умения (м^Дембо-Рубенштейн)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,852 Внешно сть{мДеы6о-Ру6енппейн)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,817 Открыто стьзакрытосгь культуре (карты эксп.оценки)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,474 Открытость закрытость себе и своему опыту (карты эксп.оценки)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,750 Терминальная ценность «Развитие себя» (м.ОТеЦ)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,940 Отношение к школе (МНИ Лубовского)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,725 Отношение к инвалидности {авторская методика)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,622 Прошлое (авторскаяметодика)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,550 Отношение к себе (авторскаяметодика)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,592 Выздоровление (авторскаяметодика)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,504 Трудно стн (актор екая методика)
Категория Асимпт. Знач. Категория
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,461 Уровень притязания (м.Деыоо-Рубешптейи)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,581 Здоровье (м Дембо-Рубенштейн)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,949 Уменяи (мДембо-Рубенштейн)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,634 Уверенность (мДембо-Рубенштейн)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,455 Терминальная ценность «Высокое материальное положение» (м.ОТеЦ)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,600 Терминальная ценность «Креативность» (ы.ОТеЦ)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,676 Терминальная ценно сть «Активные социальные контакты» (м.ОТеЦ)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,559 Терминальная ценность «Развитие себя» (м.ОТеЦ)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,597 (м.ОТеЦ)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,842 Терминальная ценность «Духовное удовлетворение» (м.ОТеЦ)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,952 Интернальность здоровье/болезнь (ы.УСК!
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,434 Интернальность в производственных отношениях (м.УСК)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,793 Интернальность в неудаче (м.УСК)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,730 Общий уровень интернальности (ы.УСК)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,675 Цели на будущее (МНП Лубовского)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,609 Отношение к школе (МНП Лубовского)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,561 Способности (МНП Луб обского)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,449 Отношение к человечеству (МНП Лубовского)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,520 Отношение к оольноыу реоенку (МШ1 Лубоволго]
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,548 Отношение к болезни (авторская методика)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,775 Отношение к инвалидности (авторская методика)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,475 Прошлое (авторскаяметодика)
Образ гендерной идентичности, основанный на самотождественности ,777 Отношение к себе (авторская методика)
Опираясь на данные, приведенные в таблице 1, н6е-обходимо отметить, что существует значимая взаимосвязь образа Я, основанного на гендерной, как с компонентами шестимерного мира, так и с социальным взаимодействием и нарушениями здоровья.
Результаты анализа особенностей структуры многомерного мира подростков с ограниченными возможностями на этапы семимерного мира семимерным приведены в таблице 2.
Данные корреляционного анализа позволяют заключить наличие значимых взаимосвязей как внутри категорий жизненного мира на этапе формирования его семимерного уровня, так и с особенностями отношения к состоянию болезни.
Обсуждение.
Описанные данные позволяют заключить, что на уровне жизненного мира при переходе от шестимерного к семимерному сознанию существует взаимная детерминации образа Я с указанными компонентами самооценки, особенностями социального взаимодействия и общей открытости/закрытости системы индивида себе и социуму, описанными в таблице категориями ценностных ориентаций, категорией времени (прошлое) и описанными в таблице 1 компонентами отношения к болезни. Описанные данные позволяют заключить, что на данном этапе уровень жизненного мира не достаточно интегрирован за счет недостаточности жизненной перспективы за счет фокуса на прошлое. Кроме того, наибольшую значимость для инвалидов на данном этапе развития приобретают изучение собственной индивидуальности и интеграция в группу сверстников, но при этом они также начинают делать акцент на состоянии соматического здоровья. Малое количество взаимосвязей может свидетельствовать о недостаточной диффе-ренцированности личности на данном этапе.
На этапе формирования семимерного мира отмечается большее количество значимых взаимосвязей образа Я, основанного на гендерной идентичности с компонентами ценностного сознания: расширяются категории самооценки, ценностных ориентаций, появляется категория локации контроля, социальной коммуникации, в хронотопе появляется не только категория «прошлое», но и цели на будущее - задается анализ временной перспективы; появляется анализ картины заболевания: отношение к абстрактному больному, собственному заболеванию, инвалидности как социальной категории и ограничению жизнедеятельности. Следовательно, можно предположить, что на этапе ценностного сознания жизненный мир инвалидов становится более интегрированным, но также присутствует уплощенность и узкая направленность восприятия себя, имеются дефициты в
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28)
375
Turan Natalia Konstantinovna
PECULIARITIES OF THE LIFE .
psychological science
отношении компонентов локации контроля, временной перспективы, отношению к болезни и лечебным мероприятиям.
Выводы.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1) отмечается тесная взаимосвязь компонентов многомерного мира с гендерной идентичностью.
2) компоненты жизненного мира на этапе перехода к семимерному миру отражают достаточно целостном образе Я ребенка с ОВЗ инвалида, но недостаточную диф-ференцированность.
3) На этапе формирования семимерного мира личностные компоненты более дифференцированы, но менее интегрированы.
4) На обоих уровнях существует стойкая взаимосвязь компонентов личностных структур с компонентами восприятия заболевания, что позволяет утверждать, что внутренняя модель болезни занимает значимое место в структуре жизненного мира инвалида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс] / Аналитика ФГИС ФРИ. — Режим доступа: https://sfri.ru
2. Бабенко, Е.Ю. Научные подходы к изучению социальных аспектов инвалидности // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2013. №3
3. Евдокимова, Е.Ю. Реабилитационные мероприятия как традиционный механизм социализации личности ребенка-инвалида в учреждениях социального обслуживания // Сибирский педагогический журнал. 2009. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reabilitatsion-nye-meropriyatiya-kak-traditsionnyy-mehanizm-sotsializatsii-lichnosti-re-benka-invalida-v-uchrezhdeniyah-sotsialnogo
4. Качесов, В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП [Текст] /В.А. Качесов. - СПБ.: Элби-СПб, 2005. -111 с.
5. Залевский, Г.В. Целостно-ценностная парадигма и биопсихо-соционоэтическая модель природы человека и его здоровья в контексте позитивной антропологической психологии // Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 100—107
6. Залевский, Г.В., Залевский, В.Г., Кузьмина, Ю.В. Антропологическая модель психологии: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // СПЖ. 2009. №33. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека КиберЛенинка. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZantropologicheskaya-psihologi-ya-biopsihosotsionoeticheskaya-model-razvitiya-lichnosti-i-ee-zdorovya
7. Бохан, Т.Г. Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принципов постнеклассической науки / Т. Г. Бохан //Вестник ТГУ. — 2008. — Вып. 314. -С. 165—169.
8. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблема становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) [Текст] / В.Е. Клочко.- Томск: ТГУ, 2005. — 174с.
9. Клочко, В.Е. Психологические основания системной педагогической антропологии. [Текст] / В.Е. Клочко // Психология обучения. -2011. - № 11. - С. 16-30.
10. Клочко, В.Е. Многомерное психологическое мышление: антропологические проекции [Текст] / В.Е. Клочко // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 4-23.
11. Клочко, В.Е. Онтология смысла и смыслообразование (размышления в связи с 80-летием со дня рождения O.K. Тихомирова. [Текст] / В.Е. Клочко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2013. -№ 2. - С. 106-120.
12. Клочко, В.Е. Проблема сознания в психологии: постнеклассиче-ский ракурс [Текст] /В.Е. Клочко //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. -2013. -№ 4.-С . 20-35.
13. Клочко, В.Е. От слова к мысли: становление сознания в онтогенезе и этапы когнитивного развития [Текст] / В.Е. Клочко // Мир психологии. -2014. - № 2. - С.134-147.
14. Васильева, О.И. Исследования процесса становления ценностного сознания в условиях развивающей образовательной среды [Текст] / О.И. Васильева //Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №306.
15. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 280 с.
16. Бохан Т.Г., Филоненко А.Л. Особенности жизненного мира социальных сирот на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию //Вестник ТГУ. — 2012. — № 363
Статья поступила в редакцию 25.05.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019