психологические науки
Туран Наталья Константиновна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ...
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
© 2018
Туран Наталья Константиновна, психолог, соискатель
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области (654041, Россия, Новокузнецк, ул.Сеченова, 28а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Одна из наиболее остро стоящих социальных проблем государства - рост инвалидности среди детского населения, влекущий за собой такие возможные последствия, как новый виток демографического кризиса, сокращение рынка труда и т.д. При этом, индивид с соматическим дифицитарным развитием, как правило, имеет специфические особенности на уровне личностного развития и социального взаимодействия. На этапе пубертатного возраста, как в условиях соматической нормы, так и при стойких ограничениях жизнедеятельности, возрастает субъективная значимость самопознания, самоопределения, поиск идеалов, развитие волевой сферы, происходит активное становление ценностной сферы, чему и посвящена данная работа. В данной статье отражены основные теоретико-методологические представления о ценностных ориентациях и локусе контроля на разных этапах исторического развития психологии как науки, а также итоги исследования особенностей становления ценностных ори-ентаций и локуса контроля подростков на этапе формирования ценностного сознания в условиях ограниченных возможностей здоровья. Данная статья представляет собой один из значимых аспектов диссертационного исследования на тему «Особенности становления смыслового и ценностного сознания у детей инвалидов с разным уровнем нарушений функций организма».
Ключевые слова: инвалидность, ребенок-инвалид, постнеклассическая психология, антропосоционоэтиская концепция, теория психологических систем
PECULIARITIES OF THE FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS AND THE CONTROLLING LOCATION AT THE STAGE OF VALUE CONSCIOUSNESS IN CHILDREN WITH DISABILITIES WITH SOMATIC DISTURBANCES
© 2018
Turan Natalia Konstantinovna, Psychologist, Ph.D candidate
Main Bureau of Medico-Social Expertise for the Kemerovo Region (654041, Russia, Novokuznetsk, Sechenov Str., 28a, e-mail: [email protected])
Abstract. One of the most actual social problems of the state is the growth of disability among the child population, which entails such possible consequences as a new round of demographic crisis, a reduction in the labor market, etc. In this case, an individual with somatic dysfunctional development, as a rule, has specific features at the level of personal development and social interaction. At the stage of pubertal age, both in terms of somatic norms and with persistent life limitations, the subjective importance of self-knowledge, self-determination, the search for ideals, the development of the willed sphere, the active development of the value sphere is growing, which is the subject of this work. This article represents the basic theoretical and methodological concepts of value orientations and a locus of control at different stages in the historical development of psychology as a science and the main results of the study of the peculiarities of the formation of value orientations and the locus of control of adolescents at the stage of formation of value consciousness in disability. This article represents one of the significant aspects of the dissertation research on The peculiarities of the formation of the semantic and value consciousness in children with disabilities with different levels of violations of the body's functions.
Keywords: disability, a biopsychosocial model of the disease, an ontogenetic paradigm, the theory of psychological systems, post-nonclassical psychology.
Статистические данные свидетельствуют, что количество лиц с ограниченными возможностями как среди взрослого, так и среди детского населения Российской Федерации неуклонно растет: с 2011 по 2018 гг. число детей с ограниченными возможностями возросло с 541 до 651 тыс.человек, общая доля инвалидов среди взрослого населения на текущий год составляет 12,1 млн. человек [1].
Неуклонный рост числе детей-инвалидов требует создания специфической образовательной и социальной среды, создающей благоприятные условия по интеграции детей с разными нарушениями здоровья в социум, обратно же, и та часть социального мира, попадающая в границы соматической нормы, должна быть готова к принятию и взаимодействию с людьми и, в частности, детьми «не-нормы». Именно такие современные методологические направления, как теория психологических систем и системная антропологическая психология, благодаря своему фокусу на особенностях формирования жизненного мира личности, системного восприятия личности в контексте, в том числе, выстраивания взаимоотношения личности с социальным миром и их взаимное проникновение, позволяет наиболее полно изучить социально-психологический феномен инвалидности [2].
Особенную актуальность приобретает изучение ценностных ориентаций и локуса контроля в условиях стойких умеренных ограничений жизнедеятельности на этапе формирования семимерного пространства жизненного мира, поскольку в условиях хронического заболе-
вания (инвалидности) подросток сталкивается со стигматизацией, маргинализацией, что ведет к ограничению области социальных контактов, порождая своеобразную систему взаимоотношений с внешним миром по принципу «мир для меня», в которой общепринятые ценности могут размываться, подменяться.
Обратимся к анализу понимания феноменов ценностных ориентаций и локуса контроля, сложившихся в психологической науке.
Ценностями являются какие-либо идеальные представления о значимых социально-психологических явлениях, представляющие собой значимый компонент социального познания.
В зарубежной психологии существует представление о ценностях как значимом жизненном смысле (В. Франкл, Г. Олпорт): ценности позволяют найти индивиду смысл, концентрируя его в различных ситуациях жизнедеятельности, характерными для большинства индивидов, общественных групп.
В теории М. Рокича представлены ценности-цели и ценности-средства (терминальные и инструментальные), существенными признаками которых являются иерархическая организация, влияние на все социальные сферы, культурная обусловленность.
В теоретических постулатах Ш. Шварца и У. Бил-ски анализируется культурная обусловленность универсальных ценностей и типология личностных ценностных структур, где данный феномен выступает в качестве мотивационных принципов и критериев, играющих
Turan Natalia Konstantinovna psychological
PECULIARITIES OF THE FORMATION ... science
ключевую роль в целеполагании; авторы представляют мотивационные типы личности, основанные на следующих целях: саморегуляции, стимулировании, гедонизме, достижении, власти, безопасности, конформности, поддержании традиций, заботе, универсализме (толерантности к природной и социальной среде) [3-7].
В отечественной психологии значимый вклад в исследование данной сферы стали теория иерархической ценностных диспозиций В.В. Ядова, в работах А.И. Донцова описана система ценностей, включающую стержневые ценности, систему частных эталонов (ценностные ориентации), а также эталоны, реализуемые в сугубо однотипных случаях [3-7].
Ценности дифференцируются на социальные и личностные, конгруэнтность которых обуславливается влиянием внутренних (индивидуально-психологических) и внешних (социальных) переменных. Д.А. Леонтьевым были выделены основные типы соотношений данных видов ценностей по критерию совпадения, а именно:
1) При конформном типе совпадают ядерные и периферические структуры личностных и социальных ценностей.
2) При вариативном типе совпадают ядра, но могут различаться краевые структуры.
3) Незначительная конгруэнтность ядерной части и значительное несовпадение краевых структур характеризует маргинальный вид.
4)Категорическое разногласие ядерных и незначительная конгруэнтность периферических частей встречается при девиантном типе.
Ценностные ориентации представляют собой фиксированные установки, помогающие выразить взгляды индивида на мир и описывающие потребностно-мотива-ционную сферу личности.
Процесс социализации личности предполагает построение взаимоотношений с разными социальными группами и индивидами, имеющими собственные системы ценностей, под влиянием которых формируется собственная иерархия ценностей личности. При анализе ценностных ориентаций изучается такие аспекты, как их иерархическая организация, направленность и структура, которые позволяют сделать вывод о личностной зрелости субъекта [6].
Ценностные ориентации выполняют ряд функций: регулируют принятие решений, поведение субъекта, выбор жизненных целей.
С позиций таких отечественных методологических позиций, как теория психологических систем и антропологической психологии (В.Е. Клочко, Э.В Галажинский, О.И. Васильева, Т.Г. Бохан), уровень ценностного сознания включает такие феномены, как иерархизированные ценностные ориентации, локация контроля; основанные на образах поло-ролевой идентичности образ Я и образы самоопределения [8-10].
Ценностный уровень сознания характеризуется следующими компонентами: интегрированным образом Я, основывающимся на гендерной идентичности, образцами самоопределения, локусом контроля, иерархией ценностных ориентаций. Указанные компоненты в своей совокупности и онтогенетических особенностях создают индивидуальную картину жизненного мира [8-10].
Локус контроля представляет собой значимую личностную подструктуру, позволяющую выявить склонность личности приписывать ответственность за любые события, происходящие в жизни, собственным действиям (интернальный тип) или каким-либо внешним факторам (обстоятельствам, природе, религиозным божествам и т.п.) при экстернальном типе.
Наиболее значимые изыскания в данной области касались следующих аспектов: изучение временной перспективы (Плат и Эйзенман), особенности прокра-стинации и организации своего времени (Тайер и др.), ожидание успеха/неудачи в деятельности (Ломбардо, Фантасия); конструктивность поведения и локация кон-362
троля у людей с психичекими заболеваниями и влияние этих аспектов на процесс лечения (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) [11,12].
Целью данного исследования являлось изучение особенностей становления системы ценностных ориентаций и локуса контроля детей-инвалидов с соматическими нарушениями на этапе формирования ценностного сознания.
Методы исследования. Для выявления особенностей локуса контроля и ценностных ориентаций на этапе формирования ценностного сознания детей с ограниченными возможностями здоровья были использованы методика УСК и опросник терминальных ценностей ОТеЦ Для выявления структуры ценностных ориентаций подростков использовалась методика ОТеЦ (И.Г. Сенин). Данная методика выявляет:
1) Ценностную значимость отдельных сфер жизни (увлечения; общественная жизнь; семейная жизнь; образование; профессиональная жизнь)
2) Выраженность терминальных ценностей (собственный престиж; высокое материальное положение; креативность, активные социальные контакты; развитие себя; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственно индивидуальности)
Для выявления склонности к экстернальности/инте-ральности использовалась методика УСК Дж. Роттера. В рамках данной методики применялась шкала общей интернальности и субшкалы интрнальности в сферах жизни: здоровье/болезнь, межличностные отношения, производственные отношения, неудачи и достижения. [13,14]. В исследовании приняли участие 138 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 11 до 17 лет.
Результаты. Была проведена проверка соответствия данных нормальному распеределению. Характер распределения выявлялся с использованием критерия Колмогорова - Смирнова в программе IBM SPSS. Проверка показала нормальный характер распределения с вероятностью более 99% по всем шкалам методик.
Итак, исследование показало изменения значимости жизненных сфер у детей с инвалидностью. Наиболее выраженные изменения коснулись сферы семейной жизни - она утрачивает свою значимость. Также изменения затронули сферы общественной жизни и образования -значимость этих сфер снизилась, но менее значительно (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика значимости жизненных сфер инвалидов на этапе формирования ценностного сознания
Жизненная сфера Младшие подростки Старшие подростки
Среднее Стандартная ошибка среднего Среднее Стандартная ошибка среднего
Увлечения 1.93 .11 1.98 .08
Профессиональная жизнь 1,94 Д1 2,06 ,08
Общественная жизнь 2.02 .10 1.85 .08
Образование 2.15 .11 2.01 .09
Семейная жизнь 2,33 .11 2.00 .08
Результаты анализа динамики терминальных ценностей показывают, что в младшем подростковом возрасте наиболее значимыми являются такие ценности, как развитие себя, высокое материальное положение, достижения (2,06 - 2,09), что отражено в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика значимости терминальных ценностей инвалидов на этапе формирования ценностного сознания
Младшие подростки Старшие подростки
Терминальные ценности
Среднее Стандартная ошибка среднего Среднее Стандартная ошибка среднего
Сохранение собственно индивидуальн о сти 1,89 ДО 2,04 ,09
Духовное удовлетворение 1.94 .11 1,75 .08
Активные социальные контакты 1,98 до 1=76 ,06
Собственный престиж 2.02 .11 1.85 .08
Креативность 2.02 .09 1.81 =07
Достижения 2.06 .11 2.06 ,07
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
психологические науки
Туран Наталья Константиновна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ...
Таблица 2 - Динамика значимости терминальных ценностей инвалидов на этапе формирования ценностного сознания (продолжение)
Терминальные ценности Младшие подростки Старшие подростки
Среднее значение Стандартная ошибка среднего Среднее Стандартная ошибка среднего
Высокое материальное 2,01 ,11 1=71 ,07
Развитие себя 2.09 .11 1.96 ,07
Анализ ценностных ориентаций в гендерном разрезе показал достаточно незначительные различия в младшем подростковом возрасте и большую дифференциро-ванность в старшем подростковом возрасте (таблица 3).
Таблица 3 - Гендерный анализ ценностных ориента-ций инвалидов на этапе формирования ценностного сознания
Ценностные ориентации Младшие подростки Старшие подростки
Мужской Женский Мужско Женский
Духовное удовлетворение 1.84 1,94 1,77 1.77
Сохранение собственно индивидуальности 1,87 1.84 2,23 1.98
Активные социальные контакты 1.87 2 1.84 1.72
Креативность 1.88 2.09 1.65 1.93
Собственный престиж 1.97 1,97 1.94 1,81
Общественная жизнь 1.97 2,00 1,77 1.91
Увлечения 2,00 1=91 1.94 1.98
Высокое материальное положение 2,03 1,97 1.9 1.6
Достижения 2,03 1,97 1,97 2,21
Профессиональная жизнь 2,09 1,97 2,13 1.91
Развитие себя 2.13 1.94 2.06 1.95
Образование 2,25 2,16 2 1,91
Семейная жизнь 2,31 2,41 1.87 1.98
Обратимся к результатам изучения локуса контроля инвалидов старшего подросткового возрасте. В виду особенностей развития многомерного мира, у инвалидов младшего подросткового возраста методика не проводилась. Особенности локус-контроля у старших подростков отражён в таблице 4.
Таблица 4- Особенности локуса контроля старших подростков
Локус контроля Мужской пол Женский пол
Среднее значение Стандартная ошибка среднего Среднее значение Стандартная ошибка среднего
Интерн альн о сть здоровье/болезнь 1,39 =09 1=51 =08
Интренально сть в до стижениях 1=45 =09 1,70 ,07
Общий уровень интернальности 1,52 ,09 1,60 :08
Интернальность в про из. отношениях 1,55 ,09 1,56 :08
Интернальность в неудаче 1,55 .09 1.42 .08
Интернальность в межличностных отношениях 1,65 =09 1=37 ,07
В целом, показатели локус-контроля близки к среднему уровню (1,5). У девочек интернальность повышена и составляет 1,60. У мальчиков - находится на среднем уровне (1,52) Исследование показало у мальчиков преобладание экстернальности в здоровье (1,39), и интер-нальности межличностных отношений (1,65). У девочек отмечается экстернальность в межличностных отношениях и неудаче (1,37 и 1,42 соответственно), и экстер-нальность в достижениях.
Обсуждение. Исследование особенностей формирования ценностных ориентаций и локуса контроля в условиях стойких нарушений здоровья показал, что в старшем подростковом возрасте значимость терминальных ценностей в целом снижается. В особенности это касается таких ценностей, как высокое материальное положение, креативность, духовное удовлетворение, активные социальные контакты, собственный престиж, развитие себя. Можно говорить о в большой вероятности наступления ценностного кризиса у старших подростков с инвалидностью. На прежнем уровне остаётся ценность достижений, а также повышается уровень ценности сохранения индивидуальности - иными словами, от развития подросток переключается на самосохранение.
Гендерный аспект анализа ценностных ориентаций
выявил, что на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию дифференциация незначительна, тогда как на этапе формирования ценностного сознания она более четкая: девушки-инвалиды концентрируются на достижениях, творческой активности, социальной жизни, тогда как юноши с ОВЗ - на сохранении собственной индивидуальности и реализации в профессии.
Интерпретируя результаты исследования ценност-но-ориентационной сферы инвалидов подросткового возраста, можно заключить, что происходит усложнение ценностной сферы: от принятия базовых ценностей на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию до снижения значимости терминальных ценностей на этапе формирования ценностного сознания. С одной стороны, это свидетельствует об усложнении рефлексивных способностей инвалидов (они выбирают наиболее важные жизненные сферы и терминальные ценности), с другой - о нарастании внутренней напряженности и близости к ситуации кризиса, о котором свидетельствует общее снижение значимости терминальных и возрастание потребности в самосохранении. При этом, наиболее девушки стремятся к самоутверждению в социальной сфере (потребность в достижении, аффилиации, творчестве), тогда как юноши стремятся к реализации в будущей профессиональной деятельности и сохранению индивидуальных особенностей. Учитывая доминантность указанных значимых ценностно-ориен-тационных сфер, именно данные аспекты могут быть наиболее подвержены состоянию кризиса.
Изучение локации контроля выявило, что у юношей он близок к среднему, тогда как у девушек более выражена интернальность. При этом, при анализе половой дифференциации данного признака выявлено, что у юношей экстернальность выражается в отношении к ситуации здоровья/болезни, у девушек - в отношении социальных контактов, успехов/неудач и достижений; интернальность касается таких сфер как межличностные отношения (у юношей) и здоровье (у девушек)
Полученные данные позволяют выдвинуть предположение о том, что у юношей с ограниченными возможностями здоровья более попустительское, нежели у девушек, отношение к состоянию хронического заболевания, возможно, труднее формируется реалистичная внутренняя картина болезни, сложнее вырабатываются компенсаторные механизмы совладания с состоянием хронического стресса. При этом, юношам за счет интер-нальности в отношении межличностной коммуникации, возможно, немного проще выстраивать взаимоотношения со сверстниками, чем девушкам-инвалидам, имеющим внешний локус в данном вопросе. Следовательно, можно предположить, что девушкам-инвалидам проще адаптироваться к хроническому заболеванию, но сложнее с имеющимися нарушениями интегрироваться в общество - для них именно этот этап является наиболее кризисным, тогда как для юношей - сам факт физической неполноценности. Данный аспект требует более детальной проработки и задает перспективу исследования.
Полученные данные важны не только с точки зрения расширения теоретического базиса представлений об особенностях становления жизненного мира детей с ограниченными возможностями в условиях соматических нарушений, но могут быть использованы психологами и социальными работниками учреждений, занимающихся образовательной, реабилитационной, социальной работой с несовершеннолетними инвалидами как для определения дальнейшего образовательного маршрута, так и по формированию самоконтроля и адекватного отношения к состоянию хронического заболевания.
Выводы. Исходя из количественного и качественного анализа полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1) Выявлено усложнение ценностно-ориентацион-ной сферы, с одной стороны, и значительный акцент на преобладании потребности в сохранении собственной
Turan Natalia Konstantinovna
PECULIARITIES OF THE FORMATION .
psychological science
индивидуальности, т.е. переход от усвоения ценностей, принятых обществом, к интроспекции, самосохранению.
2) Выявлен снижение значимости терминальных ценностей к старшему подростковому возрасту, который в сочетании с потребностью в самосохранению может вызвать кризисное состояние.
3) Тендерные различия в младшем подростковом возрасте (этап перехода от смыслового к ценностному сознанию) незначительны, тогда как на этапе формирования ценностного сознания в старшем подростковом возрасте гендерная дифференциация более четкая.
4) У мальчиков-инвалидов старшего подросткового возраста локус-контроля ближе к среднему уровню, у девочек с ОВЗ - выше общий показатель интернально-сти.
5) Мальчики-инвалиды экстернальны в отношении здоровья, девочки же - в отношении к неудачам, достижениям и отношениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Минтруда и соцзащиты/ Электронный ресурс // Внешняя ссылка: http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/250
2. Лысенко К. Ю., Трифонова А. Д. Исследование динамики детской инвалидности в России за 2000-2015 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 359-362. — URL https://moluch.ru/archive/118/32747/
3. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. для вузов. М.: Трикста, 2006. С. 122.
4. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М.: Мысль, 1976.
5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2006.
6. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen
7. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1997.
8. Васильева О.И. «Исследования процесса становления ценностного сознания в условиях развивающей образовательной среды» «Психология и педагогика»
9. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. 1996. № 2. С. 23-27.
10. Шувалов А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья /А.В. Шувалов //Вопросы психологии. - 2011. - № 5.
11. Майерс, Д. Дж. Социальная психология [Текст]/Дэвид Майерс ; [пер. с англ. З. Замчук]. - 8-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2015. - 800 с. : ил., табл. - (Мастера психологии)
12. Пономарева Л. Г. Копинг-стратегии и локус контроля у психически больных //Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 95-97.
13. Грецов А.Г., Азбель А.А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов СПб.: Питер, 2012
14. Тихомиров А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования/А. В. Тихомиров// Персонал-profi Екатеринбург, 2001.
Статья поступила в редакцию 25.09.2018
Статья принята к публикации 27.12.2018
364
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)