психологические Туран Наталья Константиновна
науки ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ...
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНООСТЯМИ С РАЗНЫМИ УРОВНЕМ СОМАТИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА
© 2017
Туран Наталья Константиновна, психолог, соискатель
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области (654041, Россия, Новокузнецк, ул.Сеченова, 28а, email: [email protected])
Аннотация. Дизонтогенез, проявляющийся в виде нарушений соматического здоровья, накладывает значительный отпечаток на формирование личности на разных уровнях организации: биологический уровень затронут первичным соматическим дефектом, на уровне социального взаимодействия происходит стигматизация особенного ребенка - общество стремится оградить себя от подобного взаимодействия, также на становление личности ребенка-инвалида неизбежно накладывает отпечаток гиперопека, которой он подвергается со стороны семьи и близкого окружения, из чего складывается специфический паттерн восприятия социума по принципу «мир для меня». При этом, со стороны государства реализуются программы поддержки детей с ограниченными возможностями и их семей по формированию доступной среды для детей с особенностями развития и реализации равных возможностей для обучения. В данной работе представлены результаты изучения особенностей самооценки подростков-инвалидов в условиях соматического дизонтогенеза, отражена динамика становления означенного феномена в разные возрастные периоды и их генденрная спецификация с позиций онтогенетической концепции и теории психологических систем.
Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, ребенок с ограниченными возможностями, инвалидность, дизонтогенез, смысловое сознание, ценностное сознание, биопсихосоциальная модель болезни, онтогенетическая парадигма, теория психологических систем Клочко, постнеклассическая психология.
PECULIARITIES OF SELF-ASSESSMENT OF ADOLESCENTS WITH DISABIITIY ON DIFFERENT LEVEL OF SOMATIC DYSONTOGENESIS
© 2017
Turan Natalia Konstantinovna, Psychologist, Ph.D candidate
Main Bureau of Medico-Social Expertise for the Kemerovo Region (654041, Russia, Novokuznetsk, Sechenov Str., 28a, email: [email protected])
Abstract. Dysontogenesis deep wound level of somatic health imposes a significant imprint on the formation of personality at different levels of the organization. The biological level is affected by the primary somatic defect; at the level of social interaction stigmatization of a special child occurs - society strives to protect itself from such interaction, and the formation of the personality of the disabled child inevitably imposes the imprint of a overprotection. Because of such child is exposed by the family and close environment, from which a specific pattern of perception is formed the principle of "peace for me." At the same time, the state implements programs to support children with disabilities and their families in creating an accessible environment for children with developmental peculiarities and implementing equal opportunities for education. In this paper, the results of studying the characteristics of self-evaluation of disabled adolescents in the conditions of somatic dysontogenesis are presented, the dynamics of the formation of this phenomenon in different age periods and their gender specification from the positions of the ontogenetic concept and the theory of psychological systems are reflected.
Keywords: A child with disabilities, disability, dysontogenesis, a sense consciousness, a value consciousness, a biopsy -chosocial model of the disease, an ontogenetic paradigm, the theory of psychological systems of Klochko, post-nonclassical psychology.
Одним из важнейших аспектов становления смыслового и ценностного сознания является самооценка - феномен, в котором заключены представления индивида о себе, собственных способностях, достоинствах и недостатках, позволяющий оценивать себя в сравнении с другими людьми. Данный механизм тесно взаимосвязан с Я-Концепцией и образом Я [1].
Изучению феномена самооценки и уровня притязаний посвящен значительный пласт исследований классического периода развития психологического знания Б.Г. Ананьева, Р. Бернса, Л.И. Божович, У. Джемса, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столина, А.Г. Спиркина и др. Современные исследования самооценки и уровня притязаний сфокусированы на особенностях динамике данных показателей в разные возрастные периоды, а также разработке и апробации новых процедур их измерения.
Изучение особенностей самооценки и уровня притязаний личности позволяют получить информацию об особенностях Я-Концепции, мотивационной сферы, направленности личности [2,3].
В трудах отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др.) под самооценкой понимают один из стержневых компонентов формирования самосознания индивида, являющийся одним из показателей индивидуального развития [1].
Рассмотримте значимые особенности самооценки, которые выделены учеными (Акопов, Белобрыкина, Первин).
Во-первых, становлении самооценки одним из наи-
более значимых факторов становится конгруэнтность идеального и реального образов Я. Согласованность этих образов является значимым компонентом психологического здоровья. Кроме того, чем выше степень конгруэнтности «Я-реального» и «Я-идеального», тем выше самооценка индивида и наоборот - чем больше расхождение между данными Я-образами, тем ниже самооценка личности.
Еще одним значимым аспектом развития самооценки является особенности сформированноости «Я-зеркального», т.е. особенности того, как индивида оценивает его референтная группа, ведь личность склонна оценивать себя так, как ее оценивают значимое окружение
И, наконец, значимую роль в организации самооценки играет специфика формирования идентификации, поскольку индивид стремится максимально успешно ассимилироваться в актуальной для него социально-экономической среде и культурно-этнической общности.
Поскольку самооценка является динамической структурой, она может меняться в зависимости от жизненных обстоятельств индивида. Самооценка представляет собой суждения и представления индивида о собственной самоценности, значимости, которые складываются в установки, свойственные конкретному индивиду. В позитивной самооценке выражается самоуважение, самопринятие, самоценность. В ситуации низкой самооценки индивид склонен к самоуничижению, обесцениванию собственных достижений, представлениях о собственной неполноценности [4-8].
Итак, самооценка представляет собой значимое лич-
353
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
Туран Наталья Константиновна psychological
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ... science
ностное образование, детерминирующее состояние комфорта, степень принятия индивидом себя, удовлетворенность собственной жизнью.
Рассмотрим особенности самооценки детей с огроа-ниченными возможностями здоровья.
На формирование самооценки лиц с ОВЗ оказывает влияние комплекс факторов, включающий особенности семейной ситуации и воспитания, а также особенности школьного обучения. Л.С. Выготский подчеркивает, что тяжесть дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны. Дети-инвалиды, как правило, чувствуют себя отличными от сверстников в силу ограничений, наложенных соматическим дефектом. Самооценка ребенка-инвалида характеризуется двойственностью: с одной стороны, понимание ограниченности жизнедеятельности вследствие основного соматического заболевания, с другой - нежелание признавать себя инвалидом. При этом, отпечаток накладывает состояние постоянной психотравмирующей ситуации, являющейся следствием хронического заболевания и позицией инвалида в социуме. Также на самооценку инвалида оказывает гиперопека со стороны ближайшего окружения, что формирует позицию крайней зависимости от окружения и, следовательно, изолированности от сверстников, трудности в социальной адаптации, когда любая просоциальная активность происходит под влиянием значимых взрослых [9-17].
Для диагностики особенностей самооценки и уровня притязаний младших подростков с ограниченными возможностями здоровья использовалась методика диагностики самооценки Дембо-Рубенштейн в модификации А.М.Прихожан. Испытуемым предлагалось отметить на вертикальных линиях уровень развития у себя следующих качеств: здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, умения и навыки, внешность и уверенность в себе [18].
Результаты анализа полученных данных. В исследовании приняли участие 88 подростков-инвалидов с соматическими нарушениями в разных нозологических категориях, как то: врожденный порок сердца, идиопа-тическая полинейропатия, кардиопатия, тромбоцитопе-ния, сахарный диабет, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз; врожденные аномалии развития позвоночника, несвязанные со сколиозом, ДЦП с преобладанием стато-динамических нарушений без дефекта психических функций, болезнь Пертеса, ювенильный ревматоидный артрит), заболеваниями желудочно-кишечного тракта (синдром короткой кишки, болезнь Крона, атрезия ануса, посттравматический стеноз гортани и рубцовые изменения пищевода), аномалии развития мочеполовой системы, ХОБЛ, ВПР, анофтальм.
В исследовании приняли участие 88 подростков с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения соматического здоровья: 41 юноша и 47 девушек в возрасте от 10 до 17 лет. Кроме того, необходимо отметить, что 60,2% несовершеннолетних инвалидов проживают в неполных семьях (лишь в одной из этих семей отсутствует мать), у остальных 39,8% испытуемых семьи полные.
Анализ полученных данных показал, что в данной выборке преобладает низкий уровень притязаний (32% испытуемых), на среднем уровне в данной совокупности испытуемых проявляются средний (адекватный) и высокий уровень притязаний (24% и 18% соответственно), наименее выражен завышенный уровень притязаний -он выявлен у 14% респондентов. При этом, относительно характера самооценки детей-инвалидов получены следующие данные: приобщающими являются низкий (33% инвалидов) и средний (адекватный) (33% респондентов) уровни самооценки, средний уровень распределения признака в выборки отмечается у высокого уровня самооценки (25% опрошенных), завышенная самооценка встречается у 9% испытуемых. Описанные данные 354
наглядно представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Частотный анализ данных по уровню притязаний и самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья
Фактор Уровень выраженности Абсолютная частота, чел. Относительная частота,%
Уровень притязании Низкий (менее 60 о ) 32 36,4
Ср еднин (ад екватаьш) (60-7 5о.) 24 273
Высокий (7 5-895.) 18 20,5
3 а выш енный (90-100 6.) 14 15,9
Итого 88 100
Уровень самооценки Низкий (менее 60 6.) 29 33
Ср едний (ад екватный) (60-7 55.) 29 33
Высокий (7 5-895.) 22 25
3 а выш енный (90-100 6.) 8 9
Итого 88 100
Полученные результаты (приведенные в таблице 1) свидетельствуют о том, что среди респондентов преобладают подростки-инвалиды с низким уровнем самооценки и уровня притязаний, что выражается в снижении потребности в самовыражении, заниженном представлении о собственных возможностях и способностях, стремлении к выбору наиболее легких заданий, общей пассивной жизненной позиции, преобладании мотивации избегания. Средний уровень распределения в выборке подростков с ОВЗ выявлены у адекватного и высокого уровня самооценки и притязаний (см. таблицу 1), что свидетельствует о способности адекватно оценить состояние своего здоровья и способностей, принять себя и исходя из имеющихся ресурсов поставить перед собой цели и способы их реализации. Однако, респонденты склонны несколько преувеличивать актуальные возможности, ставя перед собой не всегда реалистичные цели, что, в целом, характерно, для подросткового возраста. Однако, в исследовании получены данные о том, что у 15% респондентов выявлен завышенный уровень самооценки и у 9% обнаружен завышенный уровень притязаний, что свидетельствует о неспособности адекватно оценить имеющиеся физиологические ресурсы, переоценке собственных возможностей, постановке перед собой нереалистичных целей.
Анализ уровня притязаний по фактору пола показал, что у 36,36% девушек и юношей с ограниченными возможностями преобладает низкий уровень притязаний и самооценки: эти подростки склонны недооценивать как состояние своего здоровья, так и свои способности в целом, избегают ставить перед собой сложно достижимые цели, стремятся идти по пути наименьшего сопротивления, чтоб допускать как можно меньше ошибок. Средний уровень самооценки и притязаний наблюдается у 27,38% юношей и девушек с ОВЗ - они адекватно оценивают собственные психофизиологические и интеллектуальные возможности и сообразно имеющимся данным способны поставить реальные цели и реализоваться соответственно своим возможностям. Высокий (20,45% юношей и девушек инвалидов) и завышенный (15,9% юношей и девушек, имеющих инвалидность) уровни самооценки и притязаний отмечаются у юношей и девушек подросткового возраста, которые не способны оценить свои организменные возможности и интеллектуальные ресурсы - они ставят перед собой слишком высокий, трудно достижимые цели, не имея адекватных ресурсов для их достижения.
Анализ полученных данных показал по фактору возраста показал, что у 11,36% инвалидов младшего подросткового возраста преобладает средний уровень притязаний и средний или заниженный уровень самооценки, т.е. испытуемые, с одной стороны, стремятся проявить себя в ситуации школьного обучения, стремятся развиваться в сфере своих хобби и увлечений (свыше 90% испытуемых активно реализуют себя во вне учебное время), но, в тоже время, не стремятся к полноценной реализации, опасаясь что потерпят фиаско. С другой стороны, эти данные могут стать свидетельством деятельности защитных механизмов психики и попытки избежать ответственности за собственную жизни. При
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
психологические науки
Туран Наталья Константиновна
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ...
этом, 11,36% участников исследования данного возрастного сегмента имеют адекватный уровень самооценки и уровня притязаний, стремятся к максимальной самореализации, несмотря на особенности ограничений жизнедеятельности.
У 7,95% детей-инвалидов младшего подросткового возраста выявлены завышенные самооценка и уровень притязаний: они стремятся создать о себе максимально благоприятное впечатление, стремятся компенсировать те особенности здоровья, в которых испытывают ограничения, однако не всегда склонны рационально соизмерять собственные возможности с актуальным потенциалом, что ведет к усилению дисгармоничности - приложенные усилия не оправдываются, цели остаются нереализованными, тогда как действия защит по типу компенсации и желание доказать свою состоятельность в сравнении со здоровыми сверстниками возрастают. Около 6,82% испытуемых обладают завышенными уровнем притязаний и самооценкой - они склонны считать, что заболевание настолько слабо влияет на их жизнь, что они могут не только полноценно реализовать себя, но даже быть более успешными, чем их здоровые сверстники. Нельзя не отметить, что такую точку зрения поддерживают родители означенной категории испытуемых.
У 21,6% юношей и девушек с ограниченными возможностями старшего подросткового возраста преобладают адекватная самооценка и уровень притязаний, что свидетельствует об активной жизненной позиции и развитии внутренней модели болезни по типу формирования компенсаторных механизмов. Кроме того, выявлено, что у 21,6% испытуемых обоего пола преобладают неадекватно заниженные самооценка и уровень притязаний, что свидетельствует об эмоциональном отношении к заболеванию и доминировании модели болезни по типу капитуляции - испытуемые настолько фиксированы на психотравмирующей ситуации хронического заболевания, что совершенно не видят каких-либо перспектив дальнейшей жизни и избегают проявлять себя в сфере хобби и учебной деятельности. Кроме того, важно отметить, что у 17% испытуемых старшего подросткового возраста выявлены высокий уровень самооценки и притязаний - они полагают, что имеющийся соматический дефект не оказывает серьезного влияния на их жизненный путь, они стремятся к самореализации и воплощении собственных планов, но не всегда способны объективно оценить собственные возможности. Неадекватно завышенный уровень притязаний и самооценки у 2,3% инвалидов старшего пубертатного возраста, при котором испытуемые не способны адекватно оценить имеющийся уровень психофизиологических ресурсов и личностных возможностей, что ведет к постановке заведомо недостижимых целей и усугублению фрустрации.
Обсуждение результатов. Подводя итог анализу полученных данных, можно заключить, что примерно у 33% испытуемых пубертатного возраста выявлен адекватный уровень самооценки, что свидетельствует об активном становлении смыслового сознания и переходе к ценностному сознанию, качественном усложнении жизненного мира. Однако, у 34% преобладают завышенные уровни притязаний и самооценки, что характеризует активность механизмов психологической компенсации соматического дефекта. У лиц старшего подросткового возраста (43,2%) преобладает адекватная самооценка и уровень притязаний, что свидетельствует о достаточной адаптации к ситуации хронического заболевания и достижении благоприятного уровня реабилитационного потенциала. При этом, у 19,3% испытуемых инвалидов старшего подросткового возраста выявлены неадекватные самооценка и уровень притязаний, что свидетельствует о состоянии эмоциональной фиксации на ситуации болезни, стремлении компенсировать собственное заболевание в случае неадекватно завышенных само-
оценки и уровня притязаний, и преобладании состояния вторичной выгоды от ситуации болезни и избегания
У подростков-инвалидов с неадекватными самооценкой и уровнем притязаний присутствует состояние субкомпенсации по основному заболеванию и неблагоприятный реабилитационный потенциал.
Выводы:
1) Результаты исследования свидетельствуют об усложнении жизненного мира детей с ограниченными возможностями: особенности самооценки и восприятия себя сквозь призму соматического дефекта свидетельствуют об усложнении процессов рефлексии, адаптации к актуальной культурной среде и понимание своего места и возможностей для реализации, усложняется пространство жизненного мира ребенка-инвалида.
2) Усложнение процессов рефлексии и пространства жизненного мира, формирование регулирующей функции ценностных ориентаций свидетельствует об активном формировании ценностного сознания.
3) Завышенная самооценка в совокупности с завышенным уровнем притязаний и стремлением у изменению собственной индивидуальности свидетельствует о преобладании компенсаторных защитных механизмов и стремлению к изменению образа тела.
4) Важно отметить, что у старших подростков с ОВЗ преобладают адекватные самооценка и уровень притязаний, тогда как у инвалидов младшей подростковой возрастной группы преобладают адекватная и заниженная самооценка и уровень притязаний. Это свидетельствует о том, что старшие подростки лучше адаптированы к ситуации хронического заболевания и лучше понимают те способы реализации, которые возможны в ситуации их соматического дефекта.
5) Нельзя не отметить, что особенности семейной ситуации (многие подростки воспитываются в неполных семьях в условиях низкого материального дохода) влияет на доминировании ценностных ориентаций, связанных с достижением высокого материального положения и достижении карьерных высот и максимальной реализации доступных образовательных возможностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»)
2. Бернс Р.Я. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности[Текст] /Р.Я. Бернс.-Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. - 656 с.
3. Гордиенко Е.В. Возрастная и педагогическая психология[Текст]: учебное пособие/Е.В. Гордиенко; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т.-Красноярск: КГПУ, 2003.-с. 230.
4. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа Самара. Изд. СНЦ РАИ -СамИКП, 2002, 206с.
5. Белобыркина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников. -Вопросы психологии. - 2001. -№4 - с.31-39.
6. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования/ пер. с англ. жамкочьян М.С. под ред. Магуна B.C. - М: Аспект - Пресс, 2000. - 607с.
7. Психология / Под. общ. ред . Дружинина В.Н. -СПб.: Питер, 2000.-672с.
8. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии. Психологический журнал. - 2001. -№1 - с. 102-114.
9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
10. Выготский Л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла//Предисловие к книге А. Гезелла «Педогогия раннего детства». М.: Госучпедиздат, 1932. С. 11.Янданова Т. И. Социально-психологические аспекты отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2013. №5. С.46-51
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
355
Туран Наталья Константиновна ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ..
psychological science
11. Морозова В. А., Шарапова У. Н., Билан Н. В. Опыт работы педиатрического бюро по социально-педагогической реабилитации детей с инвалидностью // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. №4. С.10-15 URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/opyt-raboty-pediatricheskogo-byuro-po-sotsialno-pedagogiches-koy-reabilitatsii-detey-s-invalidnostyu
12. Смирнова И.А. Наш особенный ребенок: Книга для родителей ребенка с ДЦП: Советы по кормлению, обучению навыкам самообслуживания, развитию движений, психики, речи детей с ДЦП. - М.: Медицина, 2006. - 268 с.
13. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: Аркти, 2004. - 288 с.
14. Славина Л. С. Трудные дети. - М.: МПСИ, 2006. - 496 с
15. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. - М.: Аркти, 2005. - 286 с.
16. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. - М.: Академия, 2005. - 224 с.
17. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Вла-дос, 2003. - 340 с.
18. Бурлачук Л. Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов.2-еизд. — СПб.: Питер, 2008. — 384 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
Статья поступила в редакцию 30.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
356
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)