С.Р. ШЕРСТЮК, Т.Ю. ШКАРИНА, А.А. НАБОКОВА, О.В. ПАВЛОВА
Особенности реформы национальной системы аккредитации
Рассматриваются проблемы реформирования национальной системы аккредитации, цель которого - приведение действующего в России порядка аккредитации в соответствие международным стандартам. Обоснована необходимость оптимизации процедур аккредитации. Особое внимание обращается на правовую основу функционирования системы. Определен комплекс мер, направленных на совершенствование национальной системы аккредитации.
Ключевые слова: реформа, техническое регулирование, аккредитация, Росаккредитация, Таможенный союз, закон, соглашения, международные стандарты, оценка.
Features reform national ascreditation. S.R. SHERSTUK, T.Y. SHKA-RINA, A.A. NABOKOVA, O.V. PAVLOVA.
Article is devoted to the reform of the national accreditation system, which aims at forming system in Russia, according to international standards. The necessity of optimization procedures for accreditation. Particular attention is drawn to the legal basis of the system. By arguments defined set of measures aimed at improving the national accreditation system.
Key terms: reform, technical regulation, accreditation, Rosakkreditatsiya, the Customs Union, law, agreements, international standards, assessment.
В настоящее время в России идет процесс активного законотворчества в системе технического регулирования. Подготовлен проект закона «О стандартизации», в декабре 2013 г. принят закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», вносятся поправки в закон «О техническом регулировании».
Интенсивно проводится реформа национальной системы аккредитации как часть реформы технического регулирования. Преобразование национальной системы аккредитации преследует цель формирования в России системы, соответствующей международным стандартам и объединяющей добросовестных участников рынка. Важно
использовать в качестве основы для создания национальной системы аккредитации Российской Федерации подходы и принципы, реализованные в соглашениях Таможенного союза, а также международных стандартах ИСО/МЭК серии 17000 [1].
В рамках данного направления в июне 2013 г. Федеральная служба по аккредитации стала ассоциированным членом международной организации по сотрудничеству в области аккредитации лабораторий (ILAC), что позволило уже сейчас принимать активное участие в работе этой организации и двигаться дальше в получении полного членства и признания другими международными организациями. Также в сентябре 2013 г подписано соглашение о сотрудничестве между Рос-стандартом и Европейским комитетом по стандартизации (CEN). В соглашении учтены интересы российской промышленности при использовании европейских стандартов. В этом же году состоялась встреча руководства Росаккредитации с представителями Европейской организации по аккредитации, которая стала стартом реализации проекта «Сближения систем аккредитации России и Евросоюза».
Для расширения международных торгово-экономических связей региона и ускорения торгово-экономических отношений Дальнего Востока России со странами АТР между Дальневосточным федеральным университетом и Управлением Федеральной службы по аккредитации по Дальневосточному федеральному округу Министерства экономического развития заключено соглашение, основная цель которого заключается в эффективном экономическом развитии региона за счет собственного конкурентоспособного производства товаров и услуг, а также повышения качества и безопасности ввозимой продукции.
В связи с этим существует острая необходимость проведения реформы системы аккредитации, которая помогла бы решить серьезные проблемы в данной области:
• несоответствие системы аккредитации международным требованиям;
• отсутствие четких требований к аккредитуемым лицам, что обусловливало субъективный подход к аккредитации;
• большое количество на рынке оценки соответствия некомпетентных компаний, что не позволяет формироваться нормальным конкурентным условиям работы и мешает функционировать добросовестным организациям;
• работа эксперта одновременно в нескольких органах по сертификации (сертификаты подписываются одним экспертом в один день в нескольких городах России);
• отсутствие в испытательной лаборатории собственного оборудования, использование одного и того же оборудования по договору аренды множеством испытательных лабораторий;
• отсутствие прозрачных и понятных механизмов аккредитации;
• отсутствие логики в формировании стоимости работ по аккредитации;
• полулегальное участие экспертных организаций в системе аккредитации;
• разрозненность систем аккредитации, отсутствие единого реестра аккредитованных лиц;
• многократное прохождение аккредитации в разных системах в тех случаях, когда деятельность организации затрагивает нормы нескольких систем;
• отсутствие контроля деятельности аккредитованных организаций;
•отсутствие единой информационной базы по контрольным мероприятиям, единых процедур контроля, механизмов борьбы с нарушителями.
Для решения перечисленных проблем в сфере аккредитации были определены основные направления работы в рамках реформы, а именно:
1) совершенствование требований к аккредитуемым лицам;
2) оптимизация процедур аккредитации;
3) повышение эффективности контроля [2].
При совершенствовании требований к аккредитуемым лицам необходимо обеспечить соответствие критериев международным стандартам и определить реальные компетенции для органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также детализировать конкретные требования.
Для оптимизации процедур аккредитации надо определить прозрачные и понятные административные процедуры и описать требования к лицам, осуществляющим аккредитацию. При этом качество оценки аккредитованных лиц нужно повышать, а административные процедуры целесообразно упрощать, например, отказаться от бумажных аттестатов.
По третьему направлению необходимо установить процедуры инспекционного и государственного контроля за органами по сертификации и испытательными лабораториями и ответственность за нарушения, но также требуется закрепление особенностей контроля за аккредитованными лицами и нахождение новых инструментов работы.
Постановление Правительства Российской Федерации № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» реализует вышеуказанные положения и разделы Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации. Оно направлено на приведение действующего порядка аккредитации в соответствие с требованиями международных стандартов и законодательства Российской Федерации о предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Документ детально регламентирует и устанавливает прозрачную процедуру аккредитации, переоформления аттестата аккредитации, при-
остановления, возобновления и прекращения действия аттестата аккредитации, вводит возможность электронного взаимодействия заявителя с Росаккредитацией при получении государственной услуги.
Особую важность имеет введение постановлением нового института аттестации экспертов по аккредитации, установление порядка их отбора и привлечения к работам по аккредитации. Теперь при определении состава экспертной группы, которая проводит оценку соответствия заявителя критериям аккредитации, акцент будет смещен в сторону приоритетности выбора конкретного эксперта, обладающего специальными знаниями и компетенциями.
Постановление вступило в силу по истечении четырех месяцев со дня его официального опубликования. Указанный период обусловлен необходимостью издания Минэкономразвития России и Росаккредитацией восьми приказов в его развитие. Наибольшую значимость из них представляет приказ об утверждении критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, которые должны быть установлены в полном соответствии с положениями международных стандартов.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации № 602 является промежуточным этапом оптимизации порядка аккредитации в сфере технического регулирования до вступления в силу федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» и всех необходимых подзаконных актов. После подготовки и внедрения законодательной и нормативной базы предстоит оценка принятых документов и практики работы по ним международным сообществом с целью получения международного признания российской национальной системы аккредитации [3].
Необходимо отметить и прямое применение стандартов ИСО, что является обязательным требованием для участия национального органа по аккредитации в международных соглашениях по взаимному признанию результатов аккредитации, таких как 1ЬЛС и ¡ЛБ и внедрение принципов надлежащей лабораторной практики (НЛП) соответствующим принципам НЛП Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [1, 2].
Реформа системы аккредитации является необходимой для всех участников рынка оценки соответствия и важным этапом реформы технического регулирования России.
Литература
1. Деятельность Совета по аккредитации в 2011 году: отчет. Режим доступа:\http://www.sovac.ru/sites/default/flles/otchet_ 80Уйа_р0_аккге-ditacii_za_2011_god.docx (дата обращения: 21.05.2014).
2. Доклад об итогах деятельности федеральной службы по аккредитации за 2012-2013 годы и задачах на 2014 год и среднесрочную перспективу. Режим доступа: http://fsa.gov.ru/index/getfile/ id/268/ (дата обращения: 21.05.2014).
3. Реформа системы аккредитации в Российской Федерации: итоги и перспективы // Контроль качества продукции. 2014. № 1. Режим доступа: http://fsa.gov.ru/news/press/show_id/650/ (дата обращения: 19.05.2014).
References
1. Deyatelnost Soveta po akkreditacii v 2011 godu [Activities of the Council on Accreditation in 2011]. Available at:http://www.sovac.ru/ sites/default/files/otchet_soveta_po_akkreditacii_za_2011_god.docx (accessed: 21.05.2014).
2. Doklad ob itogax deyatelnosti federalnoj sluzhby po akkreditacii za 2012-2013 gody i zadachax na 2014 god i srednesrochnuyu perspek-tivu [Report on the activities of the Federal Service for accreditation for 2012-2013 and plans for 2014 and the medium term]. Available at: http://fsa.gov.ru/index/getfile/id/268/ (accessed: 21.05.2014).
3. Reforma sistemy akkreditacii v Rossijskoj Federacii: itogi i perspek-tivy [Reform accreditation system in the Russian Federation: results and prospects]. Kontrol kachestvaprodukcii = Production quality control, 2014, no. 1, Reforma sistemy akkreditacii v Rossijskoj Federacii Available at: http://fsa.gov.ru/news/press/show_id/650/(acces-sed: 19.05.2014).
© Шерстюк C.P., Шкарина Т.Ю., Набокова A.A., Павлова O.B., 2014