Тарасова Е.Ю., Петрова Е.И. Аккредитация как основной элемент обеспечения качества объектов и услуг // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/386-00136. - ISSN 2413-4066
УДК 65.018
Тарасова Елена Юрьевна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Петрова Елена Ивановна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Аккредитация как основной элемент обеспечения качества объектов и услуг
Аннотация. Аккредитация - процедура объективного и квалифицированного подтверждения компетентности. Для обеспечения требований международных стандартов по аккредитации разработаны единые требования к аккредитуемым лицам. Критерии аккредитации реально подтверждают компетентность организации, ее готовность выполнять работы по оценке соответствия.
Ключевые слова: аккредитация в национальной системе аккредитации, критерии аккредитации, процедура аккредитации, ФГИС Росаккредитации
Деятельность по оценке соответствия продукции, услуг требованиям качества и безопасности является одним из главных механизмов, регулирующих рыночные отношения в сфере бизнеса и торговли. Она включает испытания, измерения, исследования и контроль, подтверждение соответствия, регистрацию и т.д. Основным элементом обеспечения качества и достоверности проводимых лабораторных испытаний является аккредитация -общепринятая процедура объективной и квалифицированной оценки (подтверждения) компетентности [1].
Широкое распространение различных форм оценки соответствия и значительное увеличение количества организаций, оказывающих услуги в данной сфере деятельности, вызвали необходимость установления уровня их компетентности и беспристрастности с помощью определенных критериев. Организации, прошедшие процедуру проверки соответствия этим критериям, получали возможность позиционировать себя в качестве компетентного и беспристрастного органа по оценке соответствия, деятельность которого проверена уполномоченным органом [2]. Аккредитация является важнейшим элементом современной системы технического регулирования.
Понятие «аккредитация» применительно к органам по оценке соответствия впервые было введено в Австро-Венгрии в начале прошлого века. Законодательно были установлены объекты аккредитации, предъявляемые к ним требования и порядок их подтверждения. В терминологию технических специалистов международного уровня понятие «аккредитация», используемое ранее в сфере дипломатических отношений, прочно вошло только в 80-е годы.
Слово «аккредитация» происходит от латинских слов credere и dare и имеет значение -давать уверенность.
Существует несколько интерпретаций термина «аккредитация» в области оценки соответствия, во-первых, аккредитация рассматривается как процедура, во-вторых, как результат проведенной процедуры, т.е. как официальное признание компетентности.
Для обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации -результатов оценки соответствия осуществляется аккредитация в национальной системе аккредитации.
Аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации (в Российской Федерации - Федеральная служба по аккредитации) соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации [3].
Российская система аккредитации представляет собой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации в области оценки соответствия в пределах их полномочий. Создание единой национальной системы аккредитации с единым аккредитующим органом обуславливается, в первую очередь, необходимостью признания результатов оценки соответствия на региональном и международном уровнях [4].
1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» № 412-ФЗ, который регламентирует функции и порядок взаимодействия участников национальной системы аккредитации, устанавливает единые требования к участникам рынка оценки соответствия, а также определяет четкие правила аккредитации [5].
Процедура аккредитации в целом не изменилась: заявителю нужно обеспечить соответствие организации критериям аккредитации, сформировать пакет документов, доказывающий это соответствие, и подать заявку в Федеральную службу по аккредитации. Для оценки соответствия заявителя критериям аккредитации назначается экспертная группа, осуществляются документарная и выездная экспертизы, по итогам которых принимается решение по государственной услуге [5, 6].
Для обеспечения требований международных стандартов по аккредитации были разработаны единые требования к аккредитуемым лицам. Критерии аккредитации должны реально подтверждать компетентность организации, ее готовность выполнять работы по оценке соответствия. В этом направлении Росаккредитацией были сделаны следующие шаги: вместо пяти критериев для органов по сертификации и шести - для испытательных лабораторий, которые существовали в ранее действующей системе ГОСТ Р, были введены 65 и 94 требования соответственно. Ключевое требование, которое введено для этих организаций - наличие руководства по качеству и его реальное исполнение [7].
Необходимость утверждения детально разработанных критериев аккредитации определяется их практическим применением. Чтобы оценить, соответствует или не соответствует заявитель установленным требованиям, нужно учесть все аспекты, начиная от используемого оборудования и заканчивая информацией на сайте. Все критерии имеют одинаковый вес, и несоответствие хотя бы одному из них является препятствием для аккредитации. Именно поэтому установление детальных требований и четкого списка документов, подтверждающих их соблюдение, является крайне важным.
Ранее критерии аккредитации были установлены только для органов по сертификации и испытательных лабораторий. Сейчас принят приказ Министерства экономического развития РФ «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям
аккредитации» [8], который содержит детальные требования для разных видов аккредитованных лиц. В сфере оценки соответствия появились два новых вида аккредитованных лиц: органы инспекции и провайдеры межлабораторных сличительных испытаний.
Основным новшеством в процедуре аккредитации явилось появление возможности корректирующих мероприятий. Закон позволяет приостановить государственную услугу после проведения как документарной, так и выездной экспертизы - для исправления недочетов в соответствии с замечаниями, полученными от экспертной группы.
Появилась возможность обжаловать отказ в аккредитации и подтверждении компетентности, решение о приостановлении или прекращении действия аккредитации. Для рассмотрения таких жалоб при Росаккредитации создана комиссия по апелляциям, в состав которой вошли независимые эксперты из числа специалистов в области технического регулирования, оценки соответствия и метрологии. В комиссии есть представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в области технического регулирования, члены Общественного совета при Росаккредитации, работники экспертных, научных и учебных организаций, общественных объединений. Председателем комиссии является представитель Министерства экономического развития.
Для защиты прав и интересов заявителей в конце 2013 г. создан Общественный совет при Росаккредитации, который законом официально введен в состав участников национальной системы аккредитации. Это орган, состоящий из представителей общественных объединений и бизнес-ассоциаций, а также ведущих специалистов в области технического регулирования, оценки соответствия и метрологии, которые доводят до сведения руководства Росаккредитации предложения профессионального сообщества по различным направлениям деятельности.
Одним из новшеств является также введение бессрочного аттестата аккредитации. Ключевым фактором, подтверждающим наличие аккредитации, теперь является запись в реестре аккредитованных лиц, который находится в открытом доступе на сайте Росаккредитации.
В целях совершенствования взаимодействия заявителей с национальным органом по аккредитации большое значение придается информационному обеспечению всех процессов. Введена в эксплуатацию Федеральная государственная информационная система Росаккредитации (ФГИС Росаккредитации), которая позволяет заявителям, экспертам и экспертным организациям взаимодействовать с Федеральной службой по аккредитации в режиме онлайн на всех этапах оказания госуслуг [5].
Пользователями ФГИС Росаккредитации, общее количество которых составит порядка 30 тысяч, станут все участники Единой национальной системы аккредитации - органы власти, эксперты по аккредитации, технические эксперты, заявители и аккредитованные лица. В рамках ФГИС Росаккредитации для каждого аккредитованного лица будут созданы личные кабинеты, куда будут интегрированы все ресурсы, с которыми приходится работать (реестры, система справочников и классификаторов и т.д.). Это существенно облегчит текущую рабочую деятельность, связанную с оформлением сертификатов, протоколов испытаний и регистрацией деклараций, а также качественно повысит взаимодействие с Росаккредитацией, в том числе с помощью внедрения автоматической системы СМС-рассылки о статусе предоставления услуги.
Сквозная интеграция всех существующих систем позволит вести фиксацию, мониторинг всех совершаемых в рамках системы аккредитации действий, существенно сэкономит время работникам Росаккредитации и заявителям. В конечном итоге внедрение ФГИС Росаккредитации сделает работу всех заинтересованных сторон более открытой и прозрачной [9].
Контрольная деятельность Росаккредитации строится преимущественно на системе анализа рисков и профилактике рынка. Созданный в рамках контрольного управления аналитический отдел собирает информацию из источников, которыми располагает
Росаккредитация, прежде всего, реестров аккредитованных лиц, зарегистрированных сертификатов и деклараций о соответствии. Далее проводится системный анализ собранных данных и выявляются так называемые зоны риска, по которым необходимо проводить проверочные мероприятия и в короткие сроки выявлять и пресекать деятельность сомнительных организаций.
С мая 2014 г. Росаккредитация наделена правом проводить административные расследования. Эта процедура отличается от мероприятий по контролю и позволяет оперативно реагировать на нарушения, обнаруженные аналитическим подразделением [10].
Таким образом, аккредитация организаций, базирующаяся на принципах и процедурах, согласованных на международном уровне, представляет собой наиболее важный этап формирования атмосферы взаимного доверия.
Наличие аккредитации говорит о том, что аккредитованная организация достигла соответствующего уровня развития. У нее есть надежные механизмы, чтобы постоянно улучшать качество работ и услуг, которые она предоставляет.
Ссылки на источники:
1. Рахманов М.Л. Анализ развития законодательной и нормативной базы аккредитации в Российской Федерации / М.Л. Рахманов // Стандарты и качество. - 2003. - №9. - С. 10-11.
2. Техническое регулирование: учебник / Под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 678 с.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [Электронный ресурс]. - [М, 2012]. - Режим доступа : http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/189/
4. Саламатов В. Участие экспертного сообщества в реформе системы аккредитации / В. Саламатов // Стандарты и качество. - 2014. - №9. - С. 38-42.
5. Якутова М.А. Новое в процедуре аккредитации / М.А. Якутова // Стандарты и качество. - 2014. - №7. - С. 38-42.
6. Литвак А.Г. Закон об аккредитации: «работа над ошибками» / А.Г. Литвак // Стандарты и качество. - 2014. - №1. - С. 73-74.
7. Реформа системы аккредитации в Российской Федерации: итоги и перспективы : по материалам доклада руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В. Шипова на конференции «Реформа системы аккредитации в Российской Федерации: реализация новых принципов работы в Сибирском федеральном округе» (Красноярск, 19.09.2013 г.) // Контроль качества продукции. - 2014. - №1. - С. 38-44.
8. Приказ Министерства экономического развития РФ «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» №326 от 30 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. - М., 2014. - Режим доступа : http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/192/
9. Федеральная служба по аккредитации [Электронный ресурс]. - [М, 2012]. - Режим доступа : http://fsa.gov.ru
10. Новые инструменты борьбы ФСА: интервью И.В. Лебедева о контрольной деятельности Росаккредитации // Росконтроль, 02.03.2015, https://roscontrol.com/experts/article/novie-instrumenti-bor-bi-fsa/
Elena Tarasova
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
FSBEIHE OmskSAU, Omsk
Elena Petrova
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
Accreditation as a Major Element in Ensuring the Quality of Facilities and Services
Abstract. Accreditation is a procedure of objective and qualified competence confirmation. To meet the requirements of international accreditation standards some uniform requirements for accredited persons has been developed. Accreditation criteria actually confirm competence of the organization and its willingness to carry out the work of conformity assessment.
Keywords: accreditation in the national system of accreditation, accreditation criteria, accreditation procedure, FGIS Rosakkreditatsiya