УДК: 349
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ
Ю. В. Слепчук, А. В. Горелова Научный руководитель - Ю. Г. Малахова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Описываются причины проведения реформы системы аккредитации, а так же этапы формирования системы аккредитации в России.
Ключевые слова: аккредитация, национальный орган по аккредитации, реформа, национальная система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.
ACTUAL ISSUES OF REFORMING THE ACCREDITATION SYSTEM
Y. V. Slepchuk, A. V. Gorelova Scientific Supervisor - Y. G. Malahova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The reasons for the reform of the accreditation system, the stages of the accreditation system in Russia.
Keywords: аaccreditation, national accreditation body, reform, certification body, national accreditation system for certification bodies and testing laboratories.
В настоящее время аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий в РФ осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Федеральная служба по аккредитации является государственным органом исполнительной власти, выполняющей функцию Национального органа России по аккредитации и напрямую подчиняющейся Минэкономразвития России [1].
Функцией Национального органа по аккредитации является: создание единой национальной системы аккредитации; контроль деятельности аккредитованных организаций; проведение аккредитации организаций; выдача бланков сертификатов соответствия; надзор за испытательными лабораториями; ведение реестров сертификатов, деклараций, органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных лиц, экспертов, экспертных организаций [2].
Для получения аккредитации, органы по сертификации и испытательные лаборатории обращаются в Росаккредитацию. Помимо должностных лиц Росаккредитации к процессу аккредитации привлекаются независимые эксперты, прошедшие аттестацию в Росаккредитации и являющиеся специалистами в специальных областях знаний. По результатам прохождения процедуры аккредитации органам по сертификации и испытательным лабораториям выдаются аттестаты аккредитации. Аттестат аккредитации может быть приостановлен или отменен Росаккредита-цией в случае выявления нарушений в деятельности аккредитованной организации.
Говоря о том, почему возникла необходимость реформы, стоит указать на три основные группы проблем в старой системе аккредитации.
Первая группа проблем связана с отсутствием четких и конкретных требований к аккредитуемым лицам - органам по сертификации и испытательным лабораториям. Это означает, преж-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2
де всего, субъективный подход к аккредитации. При наличии размытых критериев, которые можно трактовать в любую сторону, решение об аккредитации носит субъективный характер и полностью зависит от принимающего решение лица. Объективность таких решений оценить очень сложно. Следствием отсутствия четких требований к организациям, вступающим на рынок оценки соответствия, был допуск некомпетентных компаний на этот рынок.
Вторая группа проблем связана с отсутствием прозрачных и понятных механизмов аккредитации в связи с тем, что аккредитацию проводили экспертные организации, подчиненные различным отраслевым ведомствам. Не существовало общего механизма аккредитации, не было никакой логики в формировании стоимости работ по аккредитации. Более того, сам статус этих экспертных организаций, которые фактически занимались всеми процедурами аккредитации, не был определен. Кроме того, еще ряд проблем был связан с разрозненностью систем аккредитации, а именно: не было единого реестра организаций, прошедших аккредитацию (единого реестра аккредитованных лиц), существовала проблема многократного прохождения аккредитации в разных системах в тех случаях, когда деятельность организации затрагивала нормы разных систем.
Наконец, третья группа проблем - отсутствие контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Не было единой информационной базы по контрольным мероприятиям, не было единых процедур контроля, не было механизмов борьбы с нарушителями. Недобросовестные организации работали на рынке оценки соответствия практически безнаказанно. Наличие большого количества некомпетентных органов по сертификации не позволяло формироваться нормальным конкурентным условиям работы и мешало функционировать тем организациям, которые были готовы работать честно.
Создание нового федерального органа исполнительной власти в 2011 году было связано с началом реформы системы аккредитации в стране. До 2011 года аккредитацией занимались - каждый в своей сфере - 8 министерств и ведомств. Государство пошло по пути централизации этой функции, ее передачи в «единые руки». Существование единого органа по сертификации - общемировая тенденция на сегодняшний день и подобным путем шли в свое время и европейские страны. Аккредитация - это механизм, который работает практически одинаково, поскольку к его функционированию предъявляются единые требования, установленные международными стандартами. И во всех развитых странах аккредитация отделена от каких-либо отраслевых интересов и обеспечивает независимую оценку компетентности организаций, функционирующих на рынке оценки соответствия [3].
Федеральная служба по аккредитации создавалась «с нуля». Очевидно, что перестроить всю систему отношений в этой сфере быстро было невозможно, поэтому проведение реформы было разбито на несколько этапов:
Этап 1. Организационный этап, создание Службы аккредитации, объединение разрозненных частей системы.
Этап 2. Формирование переходной модели системы на уровне подзаконных актов.
Этап 3. Внедрение переходной модели, ее «тестирование» и формирование итоговой модели, закрепленной федеральным законом.
Этап 4. Внедрение итоговой модели и получение международного признания.
Первый этап (1 ноября 2011г. - 1 июля 2012 г.) был связан с созданием Федеральной службы по аккредитации, решением первоочередных организационных вопросов. При создании Службы было объединено более 20 систем аккредитации, и их работоспособность требовалось поддерживать с первого момента. Поэтому изначально стояла задача создания коллектива, организации, которая могла бы быстро решать сложные задачи. Основной проблемой являлось не только наличие разных систем, но и отсутствие прозрачного и четкого регулирования того, как происходит аккредитация в этих системах.
На втором этапе реформирования была поставлена задача сформировать так называемую переходную модель системы аккредитации. Решить все задачи по созданию единой системы аккредитации сразу было невозможно, требовалась разработка и принятие Федерального закона. В то же время какие-то вопросы можно было урегулировать и через разработку и принятие подзаконных правовых актов - постановлений Правительства, приказов министерств и ведомств.
Именно эти документы были подготовлены на первом этапе и реализованы на втором этапе (с первого июля 2012 по 31 декабря 2012 года) реформы. Они позволили создать основу новой системы аккредитации: новые требования к аккредитованным лицам, новые процедуры аккредитации, новые инструменты контроля. Еще одной задачей второго этапа было информационное объединение всех существовавших систем аккредитации, в первую очередь - создание единого реестра аккредитованных лиц.
Третий этап реформирования системы аккредитации завершился 1 июля 2014 года. Задача третьего этапа - внедрить переходную модель и подготовить к вступлению в силу ту модель, которая будет соответствовать международным стандартам и которая является конечной целью реформы. Ключевым мероприятием для третьего периода являлось принятие Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и всех подзаконных актов, которые потребуются. Все эти документы были приняты и вступили в силу 1 июня 2014 года, проект Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» был принят Государственной Думой 18 сентября 2013 года в первом чтении [4].
В настоящее время осуществляется подготовка нормативной базы с целью получения международного признания российской национальной системы аккредитации. Это четвертый этап реформы. Финал этого этапа был запланирован на конец 2016 года, но еще не завершен. Работа по реформированию системы аккредитации в дальнейшем будет продолжена, как в рамках двусторонних отношений с отдельными членами Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА), так и с ЕА в целом [5].
Библиографические ссылки
1. Росаккредита-
ция. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rospromtest.ru/content.php?id=51 (дата обращения 25.03.2017).
2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.be5.biz/ekonomika/mkms/73.htm (дата обращения 25.03.2017).
3. Владимир Салматов. Создать прозрачный и добросовестный рынок оценки подтверждения соответствия // Журнал стандарты и качество. 2015. 2015. №10. 19с.
4. Реформа системы аккредитации в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL http://fsa.gov.ru/news/chief/show_id/883 (дата обращения 25.03.2017).
5. Об итогах и перспективах работы по сближению систем аккредитации России и Евро-
союза. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rgtr.ru/press/point_of_view/20151221/raboty_po_sblizhen iyu_sistem_akkreditatsii_rossii_i_evrosoyuza/ (дата обращения 25.03.2017).
© Слепчук Ю. В., Горелова А. В., 2017