ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В.А. МАСЛЕННИКОВА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Изложены результаты исследования влияния ранней спортивной специализации юных спортсменов на формирование и развитие их ценностных и смысложизненных ориентации.
Современные условия развития и самоактуализации личности - это условия «хайтэк» (в переводе с анг лийского High-tech - высокая технология). В конце прошлого столетия многими отечественными и зарубежными исследователями отмечалось, чем более высоких технологических высот достигает культура, тем более удлиняется период человеческого детства. Инфантилизация молодежи является проблемным вопросом для течения новых научных изысканий. Решением данной проблемы может стать изучение сферы ранней профессионализации личности. Спорт, как институт социализации личности спортсмена и критерий его ранней профессионализации, накладывает отпечаток на нормативный ход и протекание личностного развития [ 1 ]. Ранняя профессионализация в спорте - это включение юными спортсменами в целенаправленное совершенствование в том возрасте, когда большинство их сверстников делают только первые шаги в формировании профессиональных предпочтений. При этом приобретение профессионального совершенствования по времени совпадает с процессом формирования личности [2]. Поэтому целью настоящего исследования является изучение влияния ранней профессионализации в спорте на формирование ценностных и смысложизненных ориентаций личности юного спортсмена.
Для изучения ценностно-смысловых ориентаций был использован комплекс методик: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой [6]; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева [4], «Стремление к самоактуализации» по А. Маслоу [3], «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана [5], «Анке-
та о смысле жизни» В.Э. Чудновского [7], «Восприятие успеха» (POSQ) Г. Роберте [8]. В диагностическом исследовании приняли участие болэе двухсот подростков обоего пола в возрасте от 13 до 17 лет, из которых 97 человек - спортсмены различных видов спорта и квалификации и 116 человек - учащиеся школ (контрольная выборка).
Результаты исследования по методике Е.Б. -Фанталовой определили общую приоритетную группу ценностей, которую посчитали важной для себя как подростки спортсмены, так и подростки, не занимающиеся спортом. В нее вошли цгн-ности: любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь и здоровье. Определены были также некоторые различия в приоритете ценностей между группами подростков. Спортсмены посчитали, что важной цгнностью является уверенность в себе, тогда как контрольная группа выделила для себя материальнообеспеченную жизнь. Исследование позволило также выявить наличие «внутренних конфликтов» в подростковых группах, выражающееся в значительном преобладании значимости ценностных понятий над их доступностью [3 ]. У группы спортсменов выявлен конфликт по показателю «счастливая семейная жизнь», а у подростков, не занимающихся спортом - «счастливая семейная жизнь» и «материально-обеспеченная жизнь», что свидетельствует о повышенном уровне дискомфорта и неудовлетворенностью этими конкретными жизненными сферами у групп.
При определении корреляционных взаимосвязей между показателями значимости ценности и ее доступности в обеих группах подростков было выявлено, что значимость какой-либо ценности может предопределять доступность той же или
160 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14
©В.А. Масленникова, 2008
других ценностей. Также были выявлены различия связей между показателями значимости ценности и ее доступности, которые указали на то, что спортсменам свойственно иное содержание системы ценностных ориентаций, чем их ровесникам, не занимающихся спортом. Так, значимость материально-обеспеченной жизни для спортсменов не имеет корреляционных зависимостей с доступностью каких-либо других ценностных понятий, а подростки, не занимающиеся спортом, отмечают, что с ростом значимости «материально-обеспеченной жизни» возрастает в значимости доступность здоровья и свободы, при этом становятся недоступными ценности «красота природы и искусства», «уверенность в себе» и «творчество». С ростом значимости здоровья у спортсменов, недоступной оказывается «свобода», тогда как у подростков, не занимающихся спортом, с ростом значимости здоровья возрастает в доступности «интересная работа». Увеличение значимости свободы у спортсменов, оцениваются как более доступные любовь и уверенность в себе, но менее доступными оказываются интересная работа, познание и счастливая семейная жизнь. У подростков, не занимающихся спортом, при увеличении значимости свободы в оценках возрастает доступность ценности «красота природы и искусства» и занижается доступность «уверенности в себе». При увеличении значимости «счастливой семейной жизни» спортсменами отмечается снижение доступности «уверенности в себе», а подростками, не занимающимися спортом, - снижение доступности «материально-обеспеченной жизни» и «творчества».
Результаты следующих методик помогли определить, что средние оценки показателей осмысленности жизни и стремления к самоактуализации у подростков-спортсменов несколько ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Спортсмены в большей степени ориентированы на процесс жизни или на ее эмоциональную насыщенность (1=2,04 при а<0,05). Важным элементом в системе осмысленности жизни спортсмена является «локу с контроля - жизнь» или управляемость жизни. Спортсмены лучше своих сверстников ориентируются во времени и у них более развит взгляд на природу человека, особенно у девочек (1=2,94 при а<0,01). У спортсменов более развита гибкость в общении и контактность, как способность к установлению прочных и доб-
рожелательных отношений с окружающими. Школьники-мальчики превосходят спортсменов по показателям потребности в познании (1—3,96 при а<0,001). У девочек-подростков наблюдается иная ситуация. Потребность в познании у девочек - спортсменок выше, чем у школьниц (1=3,89 при а<0,001). Также контрольная группа превосходит группу спортсменов по показателям: стремление к творчеству (у девочек 1=2,73 при а<0,01), автономность (1=2,69; 2,73 при а<0,01), спонтанность у девочек (1=4,71 при а<0,001), самопонимание (1=2,25 при а<0,05) и аутосимпатия, как естественная основа психического здоровья и цельности личности (1=2,06 при а<0,05). Анализ мотивационной структуры личности показал, что общежитейская направленность личности школьников несколько выше, чем у спортсменов, особенно у девочек контрольной выборки (1=3,19 при а<0,01). При этом рабочая направленность личности выражена одинаково в обеих подростковых группах. Также было выявлено, что у маль-чиков-подростков направленность мотивационной структуры личности соответствует в большей степени общежитейской направленности, а у девочек - рабочей. Был определен единственный критерий у спортсменов, входящий в их мотив ационную структуру личности и превосходящий по степени выраженности критерии школьников - это социальная полезность, т.е. выраженное условие быть нужным, принести пользу окружающим. По остальным показателям спортсмены имеют более низкие значения, чем у контрольной выборки, а именно по показателям: жизнеобеспечение, комфорт (1=3,60; 3,42 при а<0,001), социальный статус (1=2,18 при а<0,05 - у мальчиков; 1=3,34 при а<0,01 - у девочек), общение (у девочек 1=2,79 при а<0,01) и творческая активность. В исследовании также было выявлено, что у спортсменов-мальчиков восприятие успеха связано в большей степени с ориентацией на решение конкретных задач, а у школьников-мальчиков связь определяется их эгоориентацией. Средние показатели у девочек-подростков выявили противоположный результат. В большей степени девочки обоих групп ориентированы на себя и получение личного успеха, хотя эгоориентация у девочек контрольной группы выше, чем у спортсменок (1=2,15 при а<0,01).
Анализ результатов «Анкеты о смысле жизни» показал, что группа подростков-спортсменов склонна к более обобщенному и насыщенному
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 1 61
Здоровьесбережение и физическое воспитание
восприятию и пониманию своего будущего. Так, например, на вопрос «Что такое смысл жизни?» спортсмены ответили, что смысл жизни заключается в «достижении цели и успеха», что «это время, за которое нужно все успеть сделать», что это «прожить честно, не делать зла», это «не испытывать стыда за жизнь», это «упорство, испытания, любовь, творчество, образование», «это будущая счастливая семья и дети». Подростки контрольной выборки ответили на этот вопрос следующим образом: «жизнь прожить хорошо и в удовольствие», «моральный рост, развитие», «образование, работа, продолжение рода, семья», «высокое финансовое положение» и «любовь». На вопрос: «Можете ли Вы сформулировать смысл своей жизни?» спортсменами было отмечено, что смысл их жизни на данный момент времени заключается в получении образования, в том, чтобы быть заметными, нужными, полезными, счастливыми, любимыми, в достижении высоких результатов в спорте, в проведении отпуска с семьей и в тренировках. Школьники сформулировали смысл своей жизни следующим образом: «добиться желаемого успеха, цели, признания», «завести семью и воспитать хороших детей», «получить образование, найти работу», «жить в удовольствие», «всего добиться самостоятельно», «прожить достойную жизнь».
Итоги исследования позволяют сделать выводы, что по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом, подростки-спортсмены с ранним включением в сферу спортивной специализации имеют отличительные особенности, складывающиеся под влиянием спорта. Эти отличия указывают на то, что спортсменам свойственно более ответственно относиться к себе, своему настоящему и будущему, к взаимоотношениям с окружающим миром. Свои приоритеты и ценностные ориентиры расставляют с опорой на опыт и нормы, закладываемые социальным институтом и социумом в целом. Дви-
жущими силами спортсменов в большей степени являются не эгоориентиры, а стремление к достижению целей, стремление быть востребованным в обществе. Все выше перечисленное помогает современным подросткам-спортсме-нам идти в ногу со временем и самим выстраивать перспективу собственной жизни.
Библиографический список
1. Горская Г.Б. Влияние ранней профессионализации на нормативное протекание психического развития (http:// www.psyinfo.ru/ru/ conference/ tezisi/gorskaya.php).
2. Зернова Т.И. Влияние разных форм ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие подростков // Актуальные вопросы физической культуры и спорта Куб-ГАФК. - Краснодар, 2001. - Т. 4. - С. 36-42.
3. Качин а Н. Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. -1998.-№1.-С. 65-75.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Психодиагностическая серия. Выпуск2.-М.: Смысл, 1992,-16 с.
5. Мичъман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике: Психодиагностика мотивации и саморегуляции. -М., 1990.-С. 23А3.
6. Фантачова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: Издательский дом БАХРАХ - М., 2001. - 208 с.
7. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - С. 623628.
8. Roberts G. С. (1998). Achievement Goals in Sport: The Development and Validation of the Perception of Success Questionnaire // Journal of Sport Sciences. - 19, p. 337-347.
162 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14