УДК 796.01:159.9
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ
Т. И. Зернова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается анализ особенностей процесса социализации спортсменов-подростков путем сопоставления характеризующих его параметров с аналогичными параметрами подростков, включенных в другие формы ранней профессионализации. В качестве задачи исследования была определена попытка зафиксировать особенности влияния разных форм ранней профессионализации на социализацию подростков для решения практических задач психологического сопровождения подготовки спортсменов, которое обеспечит раскрытие их ресурсов.
В статье показано, что существует необходимость всестороннего изучения данной проблемы. Занятия спортом предъявляют высокие требования к мастерству спортсменов-подростков, но не рассматриваются как форма их профессионального совершенствования, а только как вариант досуга. Поэтому существует необходимость проанализировать особенности развития личности спортсменов-подростков и подростков, совершенствующихся в других формах ранней профессионализации: в балетном училище и хореографическом ансамбле.
Для достижения поставленной задачи исследования были использованы следующие методы психодиагностики: опросники «Самоотношение» (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), «Половозрастные особенности ответственности личности» (В. П. Прядеин), «Социально-психологическая адаптированность» (К. Рождерс, Р. Даймонд), «Социально-психологические связи» (Н. В. Кузьмина); методики «Стандартные прогрессивные матрицы» (Д. Равен), «Кто Я? - 20 суждений» (М. Кун, Т. Макпартлэнд), «Самооценка», «Уверенность в себе» и «Личностный дифференциал».
Проведенное исследование выявило, что спортсмены имеют преимущество в проявлении независимости и зрелости в отношениях с социальным окружением, вместе с тем у юных артистов балета и танцоров наблюдаются высокая степень социальной адаптации и формирование полноценной Я-концепции.
Исследования данного направления свидетельствуют о важности анализа развития личности и интеллекта подростков, находящихся с раннего возраста в разных формах профессионализации, и необходимости оптимально сочетать при подготовке спортсменов профессиональный и личностный компоненты развития.
Ключевые слова: социализация; ранняя профессионализация; развитие личности; интеллектуальное развитие; социальная адаптация; самосознание; ответственность; интернальность.
Современная социальная ситуация в России усложняет процесс становления личности подростков [1, с. 12; 7, с. 49; 8, с. 55]. В последнее время стал все больше наблюдаться кризис современной школы как института социализации подрастающего поколения и поэтому особенное внимание уделяется внешкольным дополнительным учреждениям, которые дают возможность это компенсировать. К учреждениям дополнительного образования относятся спортивные, хореографические и балетные школы.
В данных видах деятельности наблюдаются раннее вхождение, развитие и завершение карьеры юных спортсменов или артистов. Достичь здесь высоких результатов можно только при раннем их освоении. Достаточно жесткие требования, которые предъявляются к мастерству юных талантов, очень схожи с процессом овладения профессией. Подростки, которые с ранних лет уже включены в этот процесс, по сравнению со своими ровесниками, которые только начинают задумы-
ваться о своем будущем, в подростковом возрасте уже целенаправленно проходят этап профессионального совершенствования. Данный период накладывается на развитие интеллекта, общих способностей, на школьное образование и личностное развитие [2, с. 32; 5, с. 198]. Есть разные мнения о влиянии ранней профессионализации на развитие интеллекта, становление личности спортсменов-подростков. Дополнительное образование в сфере спорта и искусства, несомненно, оказывает позитивное влияние на развитие подростков: соревнования и выступления способствуют развитию волевых качеств, приносят радость успеха, удовольствие, здесь спортсмены-подростки очень многое приобретают для своего личностного роста и самосовершенствования. Поэтому раннее профессиональное совершенствование, с одной стороны, способствует ускорению процесса социализации талантливого поколения [4, с. 12]. Но, с другой стороны, высокая концентрация только на совершенствовании своего мастерства может неблагоприятно влиять на личностное становление спортсменов-подростков [6, с. 18; 9, с. 44; 10 с. 14].
В результате проведенного исследования установлено, что ранняя профессионализация видоизменяет особенности условий социально-психологической адаптации спортсменов-подростков и учащихся балетного училища и хореографического ансамбля по сравнению с их ровесниками, которые не специализируются в данных видах деятельности. Для определения влияния указанных факторов мы провели сравнительный анализ параметров социальной адаптации подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, балетом и хореографией.
Сравнительный анализ исследуемых параметров в группе девочек выявил неоднозначное влияние разных форм ранней профессионализации на социальную адаптацию подростков в зависимости от специфики избранного вида деятельности. В большей степени влияние оказывает включение девушек-спортсменок в занятия гандболом, для которых по сравнению с остальными группами девочек характерны достоверно более низкие значения по показателям: «эмоциональная комфортность» (53,42), «интернальность» (64,98) и «адаптированность» (59,03).
Можно сказать, что различные формы ранней профессионализации видоизменяют и нормативное развитие социальных отношений подростков с ближайшим окружением, которое наблюдается в усилении значимости сверстников. Для девочек из хореографического ансамбля и гандболисток более значимы сверстники, чем взрослые, тогда как для балерин и гимнасток, наоборот, более предпочтительны отношения с родными, особенно взрослыми, чем с ровесниками.
Полученные результаты показали, что углубленное совершенствование в искусстве и спорте не препятствует интеллектуальному развитию подростков. Показатели коэффициента интеллекта во всех исследуемых
группах находятся в пределах среднего уровня интеллекта, что соответствует норме для данного возраста.
Ранняя профессионализация оказывает неоднозначное влияние и на развитие Я-концепции подростков, занимающихся спортом, хореографией и балетом. Для спортсменов-подростков характерно сужение Я-концепции, в отличие от школьников и подростков из хореографического ансамбля и балетного училища, деятельность которых предполагает направленность на представление и демонстрацию себя [3, с. 17].
С целью выявления особенностей влияния разных форм ранней профессионализации на интеллектуальное развитие и становление личности исследуемых подростков был проведен корреляционный анализ, в результате которого установлено, что спортсменам, школьницам и подросткам из хореографического ансамбля свойственна эмансипация от взрослых, что является показателем их взросления. Спортсменки, школьники и подростки из балетного училища больше зависят от взрослых и нуждаются в их поддержке, защите и помощи.
Для футболистов характерна автономность в отношениях со значимыми другими людьми из ближайшего социального окружения, что свидетельствует о возможности спортсменов развиваться в нормальном русле: значимость сверстников и взрослых у них находится в обратной взаимосвязи с показателями социальной адаптации.
Полученные нами данные свидетельствуют о необходимости создания благоприятных условий для обеспечения личностного и интеллектуального развития спортсменов, у которых наблюдаются трудности в адаптации, установлении благоприятных взаимоотношений с ближайшим социальным окружением и тенденция к сужению Я-концепции. Поэтому следующей целью нашего исследования является создание благоприятных условий для развития спортсменов как субъектов деятельности путём проведения социально-психологического тренинга «Развитие самосознания» и «Уверенность в себе». Основная цель программы тренинга: стимулирование развития Я-концепции, формирование адекватной самооценки у спортсменок и повышение уверенности в себе. На этом этапе в исследовании приняли участие девочки подросткового возраста, занимающиеся гандболом.
В результате психодиагностики спортсменок до проведения социально-психологического тренинга наблюдалась тенденция к снижению уровня самопрезентации гандболисток и в целом к сужению у них Я-концепции. Были выявлены неадекватно завышенный уровень самооценки и самоотношения, средний уровень ответственности и общей оценки себя. Можно сказать, что у спортсменок наблюдалось неадекватное представление о себе и своих возможностях. После проведения социально-психологического тренинга нами было установлено, что достоверно увеличились значения показателей уровня самопрезентации спортсменок и уверенности в себе. Определенные
74
№3 I 2016
изменения наблюдались в показателе «самооценка» - наметилась тенденция к снижению его, и остальных категорий, значения которых приблизились к адекватному уровню. Достоверно увеличился фактор общей оценки себя.
После проведения социально-психологического тренинга достоверные различия зафиксированы по следующим шкалам самоотношения: самоуважение, глобальное самоотношение, самоуверенность и ожидаемое положительное отношение. Все значения находятся в пределах допустимого адекватного уровня самоотношения. По остальным шкалам наметилась тенденция к снижению значений исследуемых параметров, которые остались в пределах завышенного уровня. До границ среднестатистической нормы уменьшились значения шкалы «самообвинение» и увеличились значения шкалы «самопонимание», что указывает на положительное изменение уровня самоотношения у спортсменок.
При сравнительном анализе показателей ответственности нами выявлено незначительное увеличение конструктивных компонентов, что свидетельствует о появлении у спортсменок положительных эмоций и добросовестности при выполнении коллективных дел, а также об их способности брать ответственность на себя, о самостоятельности и самокритичности. После проведения тренинга заметно снизились деструктивные компоненты ответственности. Достоверные изменения обнаружены по компоненту «эмоциональность астеническая» (19,6). Снижение этого компонента свидетельствует об уменьшении отрицательных эмоций при выполнении ответственных дел, в ходе их реализации и в случае неуспеха.
До проведения социально-психологического тренинга достоверные различия между конструктивными и деструктивными составляющими ответственности были обнаружены по когнитивному, регуляторному мотивационному компонентам. Кроме того, после проведения социально-психологического тренинга достоверные различия были выявлены между всеми деструктивными и конструктивными составляющими, что свидетельствует о том, что ответственность спортсменок повысилась в силу увеличения конструктивных и особенно снижения деструктивных компонентов ответственности.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в результате проведения нами социально-психологического тренинга в самоотношении и самооценке спортсменок произошли сдвиги в сторону реалистичности, кроме того, значительно выше у спортсменок стали показатели уровня самопрезентации и общей оценки себя. В целом, в процессе исследования наблюдался рост субъектной позиции личности спортсменок в силу уменьшения деструктивных компонентов ответственности и повышения уровня уверенности в своих силах. Проведенный социально-психологический тренинг задал позитивный импульс, но кардинальных изменений не наблюдалось, поэтому
необходимо систематически проводить работу, направленную на обеспечение стабильных изменений в процессе социализации и становления личности спортсменов-подростков.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. -
1998. - Т. 19. - № 5. - С. 11-15.
2. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г. Б. Горская. - Краснодар, 2008. - 220 с.
3. Зернова Т. И. Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. И. Зернова. - Краснодар, 2004. - 23 с.
4. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 4. - С. 11-15.
5. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры / Н. Б. Стамбулова. - СПб. : Издательство «Центр карьеры», 1999. - 368 с.
6. Хайрутдинова Н. У. Социально-психологические проблемы спортивного совершенствования учащихся ДЮСШ: автореф. дис. ... канд. пед наук / Н. У. Хайрутдинова. - М., 2002. - 25 с.
7. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - № 3. -2010. - С. 47-56.
8. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. -
1999. - № 6. - С. 54-58.
9. Brettschneider W. D. Adolescent involvement in top level sport: developmental tunnel or benefit for life / W. D. Brettschneider // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. - Thessaloniki, 2004. - V. 1. - P. 44-45.
10. Wylleman P. R. F. The career development of elite athletes: a life-span perspective / P. R. F. Wylleman // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. - Thessaloniki, 2004. - V. 1. - P. 14-15.
FEATURES OF SOCIALIZATION PROCESS OF TEENAGE ATHLETES
Т. Zernova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161; e-mail: [email protected]
The article reveals feature analysis of socialization process of teenage athletes by comparison of its characterizing parameters with the same teens' parameters, included in other forms of early professionalisation. As the study objective was determined an attempt to fix effect features of various forms of an early professionalization on the teens' socialization to solve practical problems of psychological support of athletes' preparation, which will provide disclosure of their resources.
The article shows, that the need for a comprehensive study of this problem exists. Sports, on the one hand, impose high requirements to teenage athletes' skills, but it is not considered as a form of their professional development, but only as an leisure option. Therefore there is a need to analyze the features of teens' and teenage athletes' personality development, progressing in other forms of early professionalization: in the ballet school and choreographic ensemble.
To achieve the study objective the following psycho-diagnosis methods were used: questionnaires "the Self" (V.V. Stolin, S.R. Panteleev), "Age and sex characteristics of the individual responsibility" (V.P. Pryadein), "Social and psychological adaptation" (K. Rogers, R. Diamond), "Social-psychological connections" (N.V. Kuzmina); technique "Standard Progressive Matrices" (D. Raven), "Who am I? - 20 judgments "(M. Kuhn, T. McPartland),"Self-esteem", "Confidence" and "Personal differential".
The study revealed, that athletes have an advantage in the manifestation of independence and maturity in the relation with the social environment, however, young ballet dancers and dancers show high degree of social adaptation and the formation of high-grade self-concept.
Researches of this area show analysis importance of teens' personality and intelligence development, which are found from early age in different forms of professionalization, and the need to combine optimally professional and personal development components in the athletes' preparation.
Keywords: socialization; early professionalization; personal development; intellectual development; social adaptation; self-awareness; responsibility; internality.
References:
1. Weiser G. A. The meaning of life and the «double crisis» in people's life. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological magazine], 1998, no 5, pp. 11-15. (in Russian).
2. Gorskaia G. B. Psikhologicheskoe obespechenie mnogolet-nei podgotovki sportsmenov [Psychological maintenance of long-term sportsmen preparation]. Krasnodar, 2008, 220 p. (in Russian).
3. Zernova T. I. The influence of various forms in early professionalisation in personal and intellectual development of young people. Extanded abstract of candidate's thesis, Krasnodar, 2004, 23 p. (in Russian).
4. Lubysheva L. I. The social role of sport in society and socialization development. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2001, no 4, pp. 11-15. (in Russian).
5. Stambulova N. B. Psikhologiia sportivnoikar'ery [Psychology of sports career], Saint-Petersburg, Career Center, 1999, 368 p. (in Russian).
6. Khairutdinova N. U. Socio-psychological problems of sports perfection Youth students. Extanded abstract of candidate's thesis, Moscow, 2002, 25 p. (in Russian).
7. Feldstein D. I. Psycho-pedagogical problems of building a new school in the conditions of significant changes in the child's situation and its development. Voprosy psik-hologii [Questions of psychology], no 3, 2010, pp. 47-56. (in Russian).
8. Yartsev D. V. Features of socialization of modern teen. [Questions of psychology], 1999, no 6, pp. 54-58. (in Russian).
9. Brettschneider W. D. Adolescent involvement in top level sport: developmental tunnel or benefit for life. 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. V. 1, Thessaloniki, 2004, pp. 44-45.
10. Wylleman P. R. F. The career development of elite athletes: a life-span perspective. 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings, V. 1, Thessaloniki, 2004, pp. 14-15.
76
№3 l 2016