Библиографический список
1. Даль В. Толк, словарь живого великорусе, яз. -СПб.: Диамант, 1996. - Т. 3. - С.24.
2. Иванов Д.В. К вопросу о социально-правовом поведении детей и подростков в трудах М.М. Рубинштейна и М.Ф. Беляева. Д.В. Иванов //Лиценциат. - 1996. -№ 0. - С.40-41.
3. Малая Советская энциклопедия. Глав. ред. Б.А. Введенский. 3-е изд. [М.], «Большая Советская энциклопедия», 1959. Т. 6. Миллеры - Первомайка. - С. 1246.
4. Молодежь: будущее России. - М.: ИМ. - 1995.
- С,226.
5. Патриотизм. II Больш. энцикл. словарь /Под ред. A.M. Прохорова. - М.: Изд. «Больш. Росс. Энциклопедия»,
- СПб: «Норинт», 1997. - С. 885.
6. Патриотизм. II Пед. Словарь. - М.: АПН. СССР, 1960. - Т. 2 - С. 86.
7. Патриотизм. II Словарь русского языка. С.И. Ожегов. - М.: 1953. - С.447.
8. Права и свободы человека и гражданина II Конституция РФ: комментарии. - М.: Юрид. Литература, 1994. - Статья 59. - С.298.
9. Соловьев В. Патриотизм. II Энцикл. Словарь. -СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1898. - Т. XXIII. - С. 36-38.
10. Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985. - 1600 с.
11. Устьянов В.Н. Политическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996.
12. Человек: Философско-энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2000. - 516 с.
Статья принята к публикации 25.10.06
М.В. Трофимова
Особенности самоактуализации подростков и юношей, воспитывающихся в семьях с традициями экстремального туризма ___
Наше исследование посвящено изучению особенностей самоактуализации личности подростков и юношей, воспитывающихся в семьях с традициями экстремального туризма. Выбор предмета исследования был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, общественно-экономические преобразования в нашей стране диктуют важность воспитания личности, ориентированной на самоакгуализацию и личностный рост, а семья в этом процессе имеет высокую значимость (А. Адлер, А.Б.Орлов, К. Роджерс, В. Сатир, A.C. Спиваковская и др.). Во-вторых, экстремальная тематика в современном обществе набирает все большую актуальность в связи с ростом числа чрезвычайных экстремальных ситуаций, жестким стрессовым темпом жизни современного человека и возрастающей популярностью экстремальных видов отдыха. В-третьих, в зарубежных и отечественных источниках (В.В. Аршавский, К.Обуховский, В. Ротенберг, A.M. Столяренко, В.Франкл и др.) имеются данные о положительном влиянии экстремальных ситуаций на личность и ее психологическую зрелость. И, в-четвертых, как показал проведенный нами анализ научной литературы, в отечественной психологии и педагогике существует дефицит работ по изучению условий процесса самоактуализации личности в семье и практически отсутствуют работы, посвященные влиянию характера и качества проведения семейного досуга на развитие и самосовершенствование личности детей.
В нашем исследовании участвовали подростки и юноши возрастной категории от 13 до 20 лет в количестве 89 человек из Братска, Иркутска, Санкт-Петер-бурга. Из них 43 человека (1 группа) - из семей, где увлечения родителей связаны с экстремальными видами спорта (альпинизм, водный сплав, парусный спорт, туризм и др.) и дети с детства включены в традиционный для семьи вид досуга; 46 человек (2 группа) - воспитываются в семьях без устойчивых традиций в проведении совместного досуга.
Основной методикой исследования являлся тест «САМОМ» Э. Шострома (валидизация А. В. Лазукина), с помощью которого измерялись показатели самоактуализации личности испытуемых. В качестве дополнительных методик использовались: опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткинда; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К.Роджерса и Р. Даймонда; тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанный и адаптированный Д.А. Леонтьевым на основе теста РИ Дж. Крамбо и Л. Махолика. С помощью статистической обработки данных были выявлены достоверные различия по характеристикам самоактуализации в исследуемых группах по критерию Стьюдента.
Анализ данных исследования показал более выраженное стремление к самоактуализации у подростков и юношей из семей с традициями экстремального туриз-
ма, Так, высокая степень достоверности различий на уровне р <0,05 выявлена по таким показателям теста «САМОМ», как общий уровень самоактуализации, ориентация во времени, ценности самоактуализации, взгляд на внутреннюю природу человека, стремление к творчеству, автономность, самопонимание, аутосимпатия. Данные показатели отражают как интраперсональные, так и интерперсональные характеристики самоактуализации личности, сформулированные С.Л. Братченко как проявления личностного роста на уровне внутреннего (итра-персональные) и внешнего (интерперсональные) мира [1]. Эти характеристики означают направленность личности на метаценности (добро, истина, красота, справедливость, совершенство), метапотребности (личностный рост, познание внутреннего и внешнего мира), метапе-реживания (высшие проявления творчества, познания, радости бытия), метапроцессы (самоактуализация, самосозидание) [3].
Достаточно высокие показатели по шкалам «взгляд на природу человека» и «ценности самоактуализации» у подростков и юношей из семей с традициями экстремального туризма свидетельствуют о существовании у личности испытуемых гуманистической направленности мировоззрения, которая, согласно концепции А.Маслоу, выражается в безусловном признании позитивной природы человека и направленности на преобладание бытийных ценностей над «дифицитарными» [2].
Уверенность в себе, способность к саморефлексии и степень свободы от психологических защит в нашем исследовании измерялись по шкалам «автономность», «самопонимание», «аутосимпатия». По данным нашего исследования, у подростков и юношей 1 группы средние значения по этим шкалам достоверно выше, чем у их сверстников из 2 группы (автономность (р < 0,01; 1=3,17); самопонимание (р <0,05; 2,33); аутосимпатия (р <0,05 1=2,28)) т.е. можно сказать, что эти интраперсональные характеристики личности у подростков и юношей в семьях с традициями экстремального туризма развиваются в сторону повышения способности личности ценить свои достоинства и положительные качества, уважения себя на основе самопознания и саморефлексии.
Уровень коммуникативной компетентности и эмпа-тии, являющийся показателями интерперсональных характеристик самоактуализации личности, в данной методике измерялся с помощью шкал «контактность» и «гибкость в общении». Наличие достоверных различий на уровне р <0,05 у подростков и юношей 1 и 2 групп по этим шкалам говорит о том, что стиль общения подростков из семей с традициями экстремального туризма в большей степени ориентирован на гуманистические идеи диалогичности, конгруэнтности, эмпатии, описанные К. Роджерсом [4].
Особо отмечается нами высокий уровень развития у подростков и юношей из семей с традициями экстремального туризма по показателю «стремление к творче-
ству» (1= 5,71; р <0,001). Эта интерперсональная характеристика личности, по мнению А. Маслоу, имеет решающую, глубокую связь с психическим здоровьем и является «двигателем» личностного роста и самоактуализации личности [2].
Анализ достоверности различий показателей двух групп по методике «УСК» выявил наличие высокой степени различий по общему показателю интернальности (1=4,04, р <0,001), интернальности в области достижений (1=2,96; р <0,01); интернальности в области неудач (1 = 3,78; р <0,001) и интернальности в области здоровья (1=2,65; р <0,05). Таким образом, подростков и юношей из семей с традициями экстремального туризма отличают такие качества, как ответственность, осознанность, субъективный контроль по отношению к своим действиям и жизненным ситуациям.
Анализ смысложизненных ориентаций сравниваемых групп показал, что личность подростков и юношей, воспитывающихся в семьях с традициями экстремального туризма, позитивно воспринимающих настоящее и прошлое, в большей степени ориентирована на цели в будущем, опирается на убеждение в управляемости жизни и веру в собственные силы. Сравнивая соотношение прошлого, настоящего и будущего в смысложизненных ориентациях испытуемых, мы установили, что у подростков и юношей рассматриваемых групп существуют различия в соотношении временных локусов: несмотря на то, что те и другие демонстрируют ориентацию на цели в будущем, они имеют существенные различия в оценке своего настоящего и прошлого. Подростки из семей с традициями экстремального туризма в большей степени, чем их сверстники из 2 группы, воспринимают свою жизнь интересной, эмоционально насыщенной, наполненной смыслом (достоверные различия по шкале «процесс жизни» 1=3,33; р <0,01), при этом положительно оценивая свое прошлое - в отличие от подростков 2 группы, не считающих пройденный отрезок времени продуктивным (достоверные различия по шкале «результат жизни» (1=3,27; р <0,01)).
Как показали результаты исследования социально-психологической адаптации испытуемых, подростки и юноши в семьях с традициями экстремального туризма характеризуются большей социально-психологической адаптивностью (1=2,79; р <0,01), высоким уровнем самоприятия (1=3,66; р <0,001), в большей степени ориентированы на принятие других (1=3,23; р <0,01), имеют выраженную интернальность (1=3,88; р <0,001).
Таким образом, мы установили, что подростки и юноши в семьях с традициями экстремального туризма проявляют следующие интраперсональные характеристики самоактуализации личности:
-более выраженное гуманистическое мировоззрение;
- большее осознание своих чувств;
- творческую направленность;
-способность к свободному ответственному выбо-
ру;
- выраженную интернальность;
-более выраженную способность к положительному осмыслению настоящего и прошлого;
- стремление к саморазвитию.
На уровне интерперсональных характеристик самоактуализации личности подростки и юноши в семьях с традициями экстремального туризма демонстрируют следующие характеристики: принятие других; автономность; конгруэнтность; социально-психологическую адап-тированность.
Так как выявленные характеристики являются определяющими показателями самоактуализации личности [2],[4],[5], следовательно, мы можем утверждать, что воспитание ребенка в семье с традициями экстремального туризма способствует становлению самоактуализирующейся личности ребенка в большей степени, чем в семье без выраженных традиций в проведении досуга.
Библиографический список
1. братченко С.А, Экзистенциальная психология
глубинного общения. - М.: Смысл, 2001. - 197 с.
2. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер с англ Е. Рачковой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.
3. Подлиняев O.A. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода: Дис. ... док. пед. наук. - Хабаровск, 1999, - 387 с.
4. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ Пер. с англ. М. Злотник - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.
5. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. Пер с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.
Статья принята к публикации 15.11.06
Е.С. Дутошлива
Подготовка младших школьников к деловому сотрудни чеотву (педагогические условия реализации)_
Эффективность протекания делового сотрудничества зависит от тех обстоятельств, которые обеспечивают его существование и дальнейшее развитие. Анализ реально протекающего делового сотрудничества и собственной опытно-экспериментальной работы позволил нам выявить педагогические условия реализации подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству.
Поиск условий осуществлялся нами по трем направлениям: социально-педагогическому, организационно-педагогическому и психолого-педагогическому. Рассмотрим последовательно каждое выделенное направление.
Социально-педагогическое направление, предусматривает конкретные, четко сформулированные требования, исходящие из существующей общественной ситуации.
В соответствии с потребностями общества в современной школе на первый план выходит задача развития личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими, что позволяет достигать взаимопонимания с самыми разными людьми. Поэтому одной из задач школы, на наш взгляд, должна стать подготовка учащихся к деловому сотрудничеству.
Проведенная исследовательская работа показала, что в последние годы в школах все больше внимания уделяется организации такой формы взаимодействия
учащихся и учителя, как учебное сотрудничество, что позволяет учащимся приобретать навыки коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи, однако анализ Уставов ряда школ города Иркутска показал, что они не содержат требований ни к учебному сотрудничеству, ни тем более к деловому. В связи с этим мы сочли возможным сформулировать требования к младшему школьнику с точки зрения его подготовки к деловому сотрудничеству.
Младший школьник на доступном ему уровне может:
• иметь общую направленность на деловое сотрудничество в виде установок, ценностных отношений и личностных смыслов к данной стратегии взаимодействия и его участникам, а также быть мотивированным на использование делового сотрудничества в своей деятельности;
• иметь представление о деловом сотрудничестве, его особенностях и закономерностях протекания, а также владеть методами организации делового сотрудничества в любом виде деятельности;
• знать основные этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку;
• владеть обобщенными умениями делового сотрудничества: умением взаимодействовать, уметь излагать свои мысли четко, ясно, доступно, логично и аргументи-