УДК 159.9
Е. В. Самаль
Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности
В статье представлены результаты исследования психологической структуры профессиональной самоактуализации. Доказано, что психологическая структура профессиональной самоактуализации представлена тремя компонентами: ценностно-смысловым, мотивационно-потребностным и функционально-регулятивным. Базовым является функционально-регулятивный компонент.
Ключевые слова: самоактуализация, профессиональная деятельность, профессиональная самоактуализация, структура профессиональной самоактуализации.
Е. V. Samal
A Psychological Structure of the Personality's Professional Self-Actualization
In this article research results of the psychological structure of professional self-actualization are presented. It is proved that the psychological structure of professional self-actualization is presented by three components: valuable and semantic, motivational and requirement, and functional and regulatory. The functional and regulatory component is basic.
Keywords: self-actualization, professional activity, professional self-actualization, a structure of professional self-actualization.
Введение
Самоактуализация как процесс самораскрытия и саморазвития личности, ее роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизни находит свое воплощение на всех этапах жизнедеятельности человека и во всех ее сферах. Вместе с тем нельзя отрицать общеизвестный факт, что специфика жизненной ситуации может накладывать свой отпечаток на процесс самоактуализации. Поэтому наряду с общими могут существовать и специфические (особенные и индивидуальные) формы её проявления. Сказанное в полной мере отражается на направленности современных исследований по проблеме самоактуализации. Активно исследуется специфика самоактуализации в семейной (Л.А. Коростылева, Ю.О. Юшина), учебной, учебно-профессиональной (Е.В. Булгакова, В.А. Гавриленко, Г.Ю. Любимова, Ю.Л. Ольвин-ская, И.В. Садилов, Е.В. Самаль, Н.В. Сенченко, Л.В. Цурикова, Е.Ф. Ященко) и профессиональной (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коро-стылева, Н.А. Стафурина) сферах, рассматриваются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский, А.А. Реан). Однако анализ научных работ показывает, что недостаточно проводится исследований по изучению профессиональной самоактуализации, нет четкого представления о ее структуре и содержании основных компонентов этой структуры. Кроме того, нуж-
© Самаль Е. В., 2013
даются в исследовании функциональные, генетические и индивидуально-типологические особенности самоактуализации, т.е. ее основные функции в ходе профессионализации и ее психологическое содержание, обусловленное этапом профессионализации и видом профессиональной деятельности. В рамках данной статьи мы исследуем и проанализируем психологическую структуру профессиональной самоактуализации.
Анализ литературы
Направленность современных исследований профессиональной самоактуализации базируется на системогенетическом подходе к становлению личности профессионала (В. Д. Шадриков); субъ-ектно-деятельностном подходе, определяющем личность как субъект, способный к совершенствованию себя и окружающего мира, и выделяющем движущие детерминанты саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); комплексном и акмеологическом подходах, рассматривающих особенности становления и проявления индивидуальности личности и достижения ею «акме», личностной зрелости (Б.Г. Ананьев); гуманистическом и экзистенциальном подходах, рассматривающих тенденцию к самоактуализации как стимулирующую личность к постижению собственной самости и реализации своих потенциальных возможностей и талантов (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй,
Д. Бьюдженталь, Л. Бинсвангер); интегративном и синергетическом подходах, рассматривающих личность и ее развитие с точки зрения самоорганизации, целостности, аутентичности и духовного роста (В.В. Козлов, В.И. Красноперов, В. А. Янчук); концепции профессионального становления и развития личности (Ю.П. Поварён-ков).
Лежащие в основе деятельностного, системного, акмеологического и интегративного подходов принципы развития, целостности, потенциальности и позитивности указывают на непрерывность процесса становления целостности личности, превращения ее из объекта социальных воздействий в субъекта индивидуального и общественного развития на протяжении всего жизненного пути человека. Самоактуализация при этом понимается как процесс, обеспечивающий человеку достижение вершин жизни, личностной и профессиональной зрелости.
Профессиональная самоактуализация рассматривается нами как поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа Я, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определения для себя профессиональных перспектив, достижения их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и реализации своего потенциала в выбранной профессии. Самоактуализирующиеся люди в выбранной профессии стремятся сделать все возможное для своего совершенствования, чтобы достичь высшего уровня компетенции через реализацию себя, своих ценностей, интересов и способностей. Такой личности присущи саморазвитие, готовность к решению новых проблем, способность к пониманию других людей, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений, принятие себя и других, профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело
[7].
Исходя из того, что самоактуализация как процесс связана с определенной деятельностью (профессиональной, учебной, учебно-профессиональной) и является специфически организованной деятельностью во внутреннем плане, следовательно, как любая деятельность она имеет определенную структуру, отражающую, согласно теории А.Н. Леонтьева, триединство мотива, цели и условий или средств.
Ранее проведенное нами исследование показало, что структура самоактуализации в учебно-
профессиональной деятельности представляет собой триединство мотивационно-
потребностного, ценностно-смыслового и функционально-регулятивного компонентов. Мотива-ционно-потребностный компонент отражает мо-тивационную направленность на личностный и профессиональный рост и готовность к успешной профессиональной деятельности. Ценностно-смысловой компонент отражает четкие продуктивные смысложизненные ориентации, фиксированные установки на самоактуализацию и саморазвитие, сопряженность значимых личных и профессиональных ценностей и целей, стремление достигать и воплощать их в личностно и социально приемлемой форме. Студент постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Функционально-регулятивный компонент был рассмотрен нами как операциональная система, инструментарий, обеспечивающий и регулирующий самоактуализацион-ную деятельность и включающий позитивное самоотношение, постоянную рефлексию, самостоятельность, ответственность и творческую активность. Ценностно-смысловой компонент является базовым. Во-первых, студенческий возраст - это возраст определения основных жизненных приоритетов и смыслов. Во-вторых, стремящийся к самоактуализации человек должен с все возрастающей тщательностью планировать свои действия и осмысливать получаемые результаты. Теоретический анализ и рефлексивные акты, осуществляемые им в контексте процесса самосознания, приводят к корректировке представлений о себе, о мире и к изменениям в жизненном плане [7].
Учебно-профессиональная деятельность предшествует, предваряет стадию самостоятельной профессиональной деятельности. Самоактуализация личности в профессиональной деятельности имеет свои особенности, хотя в целом способствует осознанию и раскрытию определенных сторон Я, проявлению творческого потенциала. Если рассматривать самоактуализацию личности в профессиональной деятельности как внутреннюю активность и деятельность по осознанию и раскрытию собственного потенциала, то в этом процессе также требуется выделение определенных компонентов, отражающих структуру и основное содержание самоактуализации профессионала. С этой целью нами было проведено пилотажное исследование, результаты которого в дальнейшем послужат отправной точ-
кой для исследования специфики самоактуализации у представителей разных сфер профессиональной деятельности.
Методы сбора и обработки данных
Для выявления структуры профессиональной самоактуализации использовался психодиагностический метод: самоактуализационный тест (САТ) [3], тест-опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) [1], методика исследования самоотношения (МИС) [6], методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) [4], опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» [5]. Для математической обработки результатов исследования применялись методы количественно-качественного анализа данных: корреляционный, дисперсионный, структурный и факторный анализ. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета статистических программ «81ай8йса 6.0».
В исследовании приняли участие 240 человек, из них 120 работающих мужчин и 120 работающих женщин в возрасте от 20 до 47 лет. Согласно теории жизненного цикла Ш. Бюлер, возраст наших испытуемых соотносится с третьей фазой из пяти - фазой зрелости (от 25 до 40-45 лет), самым плодотворным периодом жизни, для которого характерна постановка четких целей, позволяющих добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни [Цит. по 8]. В теории профессионального пути Д. Сьюпера данному возрастному периоду соответствует этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет) как стремление занять прочное положение в выбранной сфере деятельности путем сохранения выбранного профессионального пути, роста в нем или его корректировки и смены [Цит. по 8]. Как мы видим, именно на данном возрастном этапе наиболее проявляется стремление утвердиться в
профессиональной сфере и максимально проявить себя, свои способности.
Результаты исследования
Для выявления структуры самоактуализации профессионала был проведен корреляционный анализ показателей, полученных в результате диагностики испытуемых по пяти вышеуказанным методикам (50 первичных переменных). Корреляционный анализ осуществлялся по методу Пирсона. Полученные корреляционные связи послужили основой для анализа корреляционных плеяд, проведения структурного и факторного анализа. В итоге ранжирования по методу Л.К. Выханду [2] было проанализировано 50 значимых корреляционных связей с уровнем значимости во всех случаях р<0,001. Это позволило нам просчитать индекс когерентности структуры самоактуализации (ИКС=40), индекс дивергентности структуры (ИДС=10) и общий индекс - индекс организованности структуры (И0С=ИКС+ИДС=30). Анализ структурных индексов показывает, что структура самоактуализации профессионала достаточно интегрирована. Полученные результаты были проверены факторным анализом. Мы исходили из того, что факторы, идентифицированные посредством факторного анализа, содержание этих выделенных факторов и их иерархию мы можем рассматривать как определенный способ самоактуализации, свойственный профессионалу.
Результаты факторного анализа, представленные в таблице, наглядно демонстрируют, что все самоактуализационные параметры разбиваются на шесть факторов. Эти факторы были названы нами по лидирующему параметру в факторе (величина факторного коэффициента данного параметра) - «Внутренняя опора», «Мотивационная направленность», «Самоотношение», «Локус контроля», «Осмысленность жизни», «Общежитейские потребности».
Результаты факторного анализа структуры самоактуализации профессионала
Идентифицированные факторы Показатели
Факторный вес Вклад в дисперсию выборки Суммарный вклад в дисперсию выборки
«Внутренняя опора» 10,80 22,07% 22,07%
«Мотивационная направленность» 5,10 10,2% 32,27%
«Самоотношение» 4,03 8,10% 40,37%
«Локус контроля» 3,88 7,80% 48,17%
«Осмысленность жизни» 3,25 6,63% 54,80%
«Общежитейские потребности» 2,99 6,20% 61,0%
Анализ самоактуализационных параметров, входящих в выделенные факторы, и величин их факторного коэффициента показал, что фактор «Внутренняя опора» является доминирующим в структуре самоактуализации профессионала (факторный вес 10,80). Данный фактор представлен следующими параметрами: «Поддержка» (0,88) и «Самопринятие» (0,72). Это наиболее значимые компоненты данного фактора (р>0,7). Содержание данного фактора указывает на то, что независимость ценностей и поведения субъекта от воздействия извне - внутренняя поддержка - и принятие себя и своих способностей, в том числе и профессиональных, позволяет жить собственными убеждениями, установками и принципами, свободно осуществлять свой жизненный и профессиональный выбор, иными словами, становиться «изнутри направляемой» личностью.
Второй по величине фактор «Мотивационная направленность» отражает направленность личности на удовлетворение бытийных или дефици-тарных потребностей, т.е. потребностей в росте и развитии или в удовлетворении основных базовых потребностей. Мотивы жизнеобеспечения, комфорта и социального статуса соответствуют потребностям «дефицита». Мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности составляют в своей основе ряд самоактуализации или потребности «роста». Из этих групп мотивов складываются наиболее обобщенные мотивационные образования: тенденция поддержания жизнедеятельности и социального существования личности, или потребительская тенденция, и личностно развивающая, или производительная, тенденция. Фактор «Мотивационная направленность» (факторный вес 5,10) включает 4 параметра: «Рабочая направленность» (0,91), «Социальная полезность» (0,81), «Творческая активность» (0,80), «Общая активность» (0,72). Содержание основных компонент данного фактора указывает на то, что для профессионала важным является ориентация на потребности роста и развития, стремление быть социально полезным, активным как в процессе профессиональной деятельности, так и вне ее. Значимым является и творческое самовыражение, как в профессии, так и в жизни.
Третий по величине фактор «Самоотношение» (факторный вес 4,03) включает в себя два параметра - «Самообвинение» (-0,76) и «Внут-риличностный конфликт» (-0,71). Значения по данным параметрам указывают на то, что личность, самоактуализирующаяся в профессии, не
склонна обвинять себя и переживать внутрилич-ностные конфликты, ее отношение к себе позитивное.
Четвертый по величине фактор «Локус контроля» (факторный вес 3,88) включает 4 параметра: «Интернальность общая» (0,84), «Интер-нальность в семейных отношениях» (0,81), «Интернальность в области достижений» (0,77), «Интернальность в области неудач» (0,73). Данный фактор, как мы видим, объединяет в себе показатели интернальности в различных жизненных сферах, что говорит о том, что у работающих людей растет уверенность в том, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, они могут управлять ими и нести ответственность за успехи и неудачи вообще и в профессиональной жизни в частности.
Пятый по величине фактор «Осмысленность жизни» (факторный вес 3,25) включает 6 параметров: «Осмысленность жизни» (0,91), «Цель в жизни» (0,871), «Локус контроля Я» (0,83), «Результативность жизни» (0,82), «Процесс жизни» (0,80), «Локус контроля Жизнь» (0,79). Чем осмысленнее жизнь у человека, тем больше он сам себя за это уважает, более уверен в себе и плодотворности собственной жизни, убежден в том, что ему дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь в соответствии со своими целями, ценностями и смыслами.
Самый малочисленный фактор «Общежитейские потребности» (факторный вес 2,99) включает в себя три параметра - «Общежитейская направленность (0,90), «Потребность в комфорте» (0,79), «Общение» (0,74). Как мы видим, у работающих людей тенденция поддержания жизнедеятельности и социального существования выражается в стремлении удовлетворить потребности в общении и комфорте. Это может быть объяснено тем, что работающие люди стремятся не только обеспечивать себя материально, но и испытывать комфорт от общения с коллегами, близкими, знакомыми, друзьями.
Далее результаты, полученные в ходе исследования, были подвергнуты дисперсионному анализу по методу General Linear Model с целью установить влияние пола на стремление к самоактуализации. Анализ полученных данных по фактору «принадлежность к определенному полу» показал, что принадлежность к определенному полу влияет на самоуверенность, креативность, локус контроля, осмысленность жизни, потребность в активности, обуславливает пере-
живание фрустрации по астеническому типу. Полученные результаты позволяют утверждать, что мужчины самоувереннее, целеустремленнее, испытывают потребность в достойном жизнеобеспечении, поэтому активны, ориентированы на профессиональную деятельность, неудачи и препятствия в жизни воспринимают более оптимистично, беря на себя ответственность за разрешение жизненных трудностей. Женщины креативнее, постоянно задумываются о смысле жизни, испытывают потребность в комфорте, общении, стремятся соотнести профессиональную самоактуализацию с заботой о семье, болезненно переживают жизненные неудачи, часто обвиняя в них других людей.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показало, что структура самоактуализации профессионала достаточно интегрирована, в ней четко выделяется три компонента. Идентифицированные компоненты отражают выявленные ранее компоненты структуры учебно-профессиональной самоактуализации личности. Так, сочетание факторов «Мотивационная направленность» и «Общежитейские потребности» составляет мотивационно-потребностный компонент структуры профессиональной самоактуализации. Функционально-регулятивный компонент структуры самоактуализации как выраженное самоотношение, рефлексия, самостоятельность и ответственность представлен факторами «Внутренняя опора», «Самоотношение» и «Ло-кус контроля». Ценностно-смысловой компонент, отражающий четкие продуктивные смыс-ложизненные ориентации, значимые личные и профессиональные ценности и цели, стремление достигать и воплощать их в личностно и социально приемлемой форме, представлен фактором «Осмысленность жизни». Однако, в отличие от структуры учебно-профессиональной самоактуализации, базовым компонентом структуры профессиональной самоактуализации является функционально-регулятивный. Это позволяет утверждать, что для данной категории испытуемых внутреннее руководство собой и своими устремлениями и достижениями, принятие себя такими, какие есть, вера в себя и в свои возможности, составляют основу самоактуализационной тенденции, а также отражают психологическое содержание самоактуализации личности на данном этапе жизненного и профессионального развития. Кроме того, было установлено, что мужчины по сравнению с женщинами более активны,
ориентированы на профессиональную деятельность, женщины более креативны, ориентированы на поиск ценностей и смыслов в жизни.
Библиографический список
1. Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е.Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 3. - С. 152-162.
2. Выханду, Л. К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем [Текст] / Л. К. Выханду // Применение математических методов в биологии. -Л. , 1964. - Т. 3. - С. 19-22.
3. Гозман, Л. Я. Самоактуализационный тест [Текст] / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. - М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 44 с.
4. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл,
1992. - 16 с.
5. Мильман, В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности [Текст] / В. Э. Мильман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - С. 21-43.
6. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения [Текст] / С. Р. Пантелеев. - М. : Смысл,
1993. - 32 с.
7. Самаль, Е. В. Общая и профессиональная самоактуализация личности студента в процессе обучения в вузе [Текст] / Е. В. Самаль. - Мн. : РИВШ, 2010. -167 с.
8. Человек и его профессия [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. - Мн. : Соврем. слово, 2006. - 360 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bazhin, Ye. F. Metod issledovaniya urovnya sub"yektivnogo kontrolya [Tekst] / Ye.F. Bazhin, Ye. A. Golynkina, A. M. Etkind // Psikhologicheskiy zhurnal. -1984. - T. 5. - № 3. - S. 152-162.
2. Vykhandu, L. K. Ob issledovanii mnogo-priznakovykh biologicheskikh sistem [Tekst] / L. K. Vykhandu // Primeneniye matematicheskikh metodov v biologii. - L. , 1964. - T. 3. - S. 19-22.
3. Gozman, L. YA. Samoaktualizatsionnyy test [Tekst] / L. YA. Gozman, M. V. Kroz, M. V. Latinskaya.
- M. : Rossiyskoye pedagogicheskoye agentstvo, 1995. -44 s.
4. Leont'yev, D. A. Test smyslozhiznennykh oriyen-tatsii (SZHO) [Tekst] / D. A. Leont'yev. - M. : Smysl, 1992. - 16 s.
5. Mil'man, V. E. Metod izucheniya motivatsionnoy sfery lichnosti [Tekst] / V. E. Mil'man // Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samo-regulyatsii. - M. : Izd-vo MGU, 1990. - S. 21-43.
6. Panteleyev, S. R. Metodika issledovaniya samoot-nosheniya [Tekst] / S. R. Panteleyev. - M. : Smysl, 1993.
- 32 s.
7. 8ашаТ, Уе. V. ОЬБИсИауа 1 рт^еББЮпаГпауа Ба-тоакШаИ7а151уа ИСЬПОБЙ studenta V ргйБеББе оЬисИетуа V vuze [Tekst] / Уе. V. 8атаТ. - Мп. : RIVSH, 2010. - 167 б.
8. СИе^ек 1 yego professiya [Tekst] : исИеЬ. роБо-Ыуе dlya studentov vyssh. исИеЬ. zavedeniy [Tekst] / А.
М. КикИагсИик, V. V. ЬуакИ, А. В. Shirokova. - Мп. : Sovrem. slovo, 2006. - 360 б.