ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ГБ . Горская1
Цивилизационные изменения, происходящие в настоящее время, накладывают существенный отпечаток на личностное и профессиональное развитие современного человека. С одной стороны, они предъявляют к человеку как личности и профессионалу новые требования: способность адаптироваться к быстрым изменениям жизненного мира, пополнять собственные знания и умения, преодолевать повышенные нагрузки и стрессы и т.п.; с другой стороны, они обнаруживают недостаточность традиционных путей социализации и профессионального развития.
Как известно, по мере развития цивилизации происходит удлинение детства, в процессе которого новое поколение приобретает ресурсы включения в жизнь социума. Но общество заинтересовано в том, чтобы каждое новое поколение вливалось в жизнь социума в оптимальные сроки, что проявляется в появлении различных форм ранней профессионализации, которые являются, по сути дела, ответом на вызовы современной жизни.
Широко обсуждаемый в отечественной и зарубежной научной литературе феномен ранней профессионализации, несмотря на разнообразие трактовок, рассматривается как фактор интенсификации включения молодого поколения в созидательную деятельность общества за счет создания условий для полноценного раскрытия его личностного и интеллектуального потенциала.
В научной литературе термин «ранняя профессионализация» употребляется обычно в трех смыслах:
1 Горская Галина Борисовна - доктор психологических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Эл. почта: [email protected] Статья написана в рамках проекта РФФИ № 08-06-99014.
1) включение личности в профессиональное развитие в детском возрасте, т.е. во временные сроки, не являющиеся типичными для профессионального развития, что характерно для музыкантов, артистов балета, спортсменов;
2) профилирование обучения учащихся общеобразовательных школ с целью облегчения их профессионального самоопределения и подготовки к реализации профессионального выбора;
3) приближение содержания обучения студентов вузов к требованиям конкретного направления будущей профессиональной деятельности для облегчения и ускорения профессиональной адаптации молодых специалистов.
Какова бы ни была форма ранней профессионализации, она продиктована стремлением ускорить достижение ее субъектом зрелого профессионализма, обеспечивающего желаемый уровень профессиональных достижений. Вследствие этого часто не принимается во внимание влияние ранней профессионализации на личностное развитие, социально-психологическую адаптацию вовлеченных в нее детей и молодежи.
Чем раньше дети вовлекаются в раннюю профессионализацию, тем более значителен ее эффект, поскольку профессиональное становление накладывается в этом случае на личностное и интеллектуальное развитие, совпадает во времени с получением общего образования. Именно поэтому представляется важным теоретическое осмысление первой из перечисленных форм ранней профессионализации.
Среди многочисленных видов человеческой деятельности есть такие, в которых достижение высоких результатов возможно лишь при условии ранней профессионализации. Это балетное искусство, инструментальное и вокальное музыкальное исполнительство, спорт. Раннее включение в освоение определенной области знаний, которая потенциально является будущей сферой профессиональной деятельности, рассматривается и как предпосылка развития способностей интеллектуально одаренных детей. Профессиональное совершенствование при ранней профессионализации в перечисленных видах деятельности совпадает во времени с интеллектуальным, личностным развитием, получением образования, освоением системы социальных отношений, что может быть фактором изменения нормативных возрастных особенностей взросления будущих профессионалов [12, с. 151-153].
Хорошей моделью для исследования влияния ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие включенных в нее подростков и молодежи является спортивная деятельность.
Рассмотрим те психологические аспекты ранней профессионализации спортсменов, которые, судя по публикациям, представляются исследователям и практикам наиболее существенными. Один из них - специфика развития интеллектуальной сферы, психомоторики как совокупности общих двигатель-
ных способностей. Развитие этих психических функций имеет, по характеристике Б.Г. Ананьева [1, с. 379], двухфазный характер. Первая фаза - прогресс в развитии от рождения до зрелости, вторая - специализация в зрелости, происходящая преимущественно под влиянием профессиональной деятельности. Уровень достижений в развитии психических функций на первой фазе сказывается на успешности второй фазы. То, что они разведены во времени, способствует благоприятному и полноценному протеканию каждой.
Раннее включение юных спортсменов в целенаправленное совершенствование мастерства в избранном виде спорта приводит к совмещению во времени первой фазы развития психических функций, т.е. развития общих способностей, и второй - специализации функций в связи с включением в освоение определенного вида деятельности. Такое совмещение может ухудшить условия для развития общих способностей, что сокращает потенциал личностного и профессионального роста спортсменов. Сокращение базы общих способностей может стать фактором, ограничивающим рост технического мастерства спортсменов, а их полноценное развитие создает дополнительные резервы роста. [16, с. 25].
Сокращение возможностей развития общих способностей при ранней специализации обучения специфично не только для спорта. Оно прослеживается, например, у учащихся хореографических училищ, которые, как и спортсмены, включаются в профессиональное совершенствование в детском возрасте. Преимущественное развитие у будущих артистов балета пластических средств выразительности сопровождается прогрессивным снижением вербальной экспрессивной активности как компонента общих способностей [14, с. 184]. Поэтому нельзя считать случайным беспокойство, высказываемое ведущими психологами по поводу широкого распространения в массовой школе профильного обучения, следствием которого может стать ухудшение условий развития общих способностей, рассматриваемых как потенциал саморазвития.
Включение в углубленное спортивное совершенствование, связанное с большими затратами времени, может создавать неблагоприятные условия для развития полноценной Я-концепции [20]. Одним из последствий ранней профессионализации оказывается сужение Я-концепции до представления о себе только как о спортсмене. Вследствие этого спорт воспринимается спортсменами как единственная сфера приложения собственных сил, реализации себя как личности, что делает особенно болезненным завершение спортивной карьеры, воспринимаемое спортсменами как собственная психологическая смерть. Другой формой неблагоприятного развития Я-концепции у спортсменов, которую выделил С.Р. Хейман [20], является возникновение негативной личностной идентичности, обусловленное затруднениями в учебе или в общении со сверстниками.
В большинстве случаев одаренные спортсмены совершенствуют свое мастерство в специализированных школах-интернатах, специализированных центрах подготовки, для которых характерны относительная автономность, замкнутость среды общения, подчиненность всей жизни решению основной задачи - совершенствованию спортивного мастерства. Так как в специализированные центры приглашают наиболее одаренных юных спортсменов, между ними неизбежно возникает более или менее острая конкуренция, порождающая довольно тягостные эмоциональные переживания. Аналогичная ситуация свойственна и специализированным учебным заведениям, в которых обучаются дети, одаренные, например, в области математики и физики [11, с. 33-42]. Узкая профилированность специализированных школ способствует моноструктурированности взаимоотношений учащихся, связанной с выделением монокритерия межличностного оценивания и самооценки, - успешности в том виде деятельности, в котором специализируются дети. В этом случае возрастает количество детей, имеющих неблагоприятный социальный статус, ведущий к снижению самооценки.
Процесс формирования Я-концепции включает осознание подростками и юношами своей принадлежности к определенному полу, освоение социальной роли представителя того или иного пола. Для юных спортсменов специфику в этот процесс вносит то, что спорт традиционно воспринимается как преимущественно мужской вид деятельности. Занятия спортом позволяют мальчикам развивать и демонстрировать свойства личности и образцы поведения, соответствующие стереотипу мужественности. Участие в занятиях спортом девочек в меньшей степени поощряется, а в некоторых случаях вызывает по-лоролевой конфликт, связанный с интересом к виду спорта, рассматриваемому как не очень подходящий для девочек, с одной стороны, и опасением утратить женственность - с другой. Исследование девочек-подростков, занимающихся легкоатлетическим бегом, показало, что они, стремясь соответствовать стереотипу женственности, сознательно стараются не опережать своих ровесников-мальчиков, хотя вследствие более раннего полового созревания имеют возможности для этого [19, с. 247-274].
Ориентация спортивной деятельности на превосходство над другими, столкновение юных спортсменов с острой конкуренцией смещает границы приемлемого для достижения собственных целей в направлении снижения строгости критериев честной спортивной борьбы. На это указывают данные отечественных и зарубежных исследований, свидетельствующие о готовности достаточно большого числа юных спортсменов нарушить правила честной борьбы, о наличии у многих из них реального опыта таких нарушений [17, с. 28]. Соревновательная суть спорта способствует формированию у спортсменов эгоизма, противопоставления групповых и индивидуальных ценностей [15, с. 152]. Поощряемые в спорте агрессивность и жесткость оказываются неприем-
лемыми и порождают межличностные конфликты, если они переносятся на взаимоотношения с близкими людьми вне спорта [20].
Как известно, в подростковом и юношеском возрасте особую значимость приобретает мотивация аффиляции. Включение в спортивную деятельность стимулирует мотивацию достижения, которая подавляет или ослабляет аффи-лятивные тенденции. Исследования, проведенные в подростковых спортивных командах, указывают на то, что соотношение мотивов достижения и аффиля-ции заметно определяется возрастными особенностями юных спортсменов. Повышенная значимость для них взаимоотношений со сверстниками, чувства принадлежности к группе сверстников накладывает отпечаток на отношение к соперничеству: дружеские отношения делают подростков плохими спарринг-партнерами. Желание сохранить дружбу может оказаться сильнее стремления к первенству, к превосходству над соперником [10]. Однако реализация мотива достижения может сопровождаться и фрустрацией мотива аффиляции, вызывающей у спортсменов подросткового возраста психологические травмы [18, с. 99-116].
Еще один мотивационный конфликт связан с возрастной динамикой понимания сути успеха и его причин. До наступления подросткового возраста дети связывают успех с величиной собственных усилий, своего старания и не ориентируются в той же степени, что подростки и взрослые, на социальные критерии успеха [9, с. 16-22]. В спорте таким критерием является преимущество над другими, показанное во время соревнований. Следствием расхождения между соревновательной сутью спорта, ориентацией взрослых на социальные критерии успеха, с одной стороны, и отсутствием ориентации на них у юных спортсменов, не достигших подросткового возраста, - с другой, нарушение взаимопонимания между юными спортсменами и их наставниками, появление негативного отношения к соревнованиям из-за психологического давления взрослых.
К числу наиболее обсуждаемых аспектов проблемы ранней профессионализации юных спортсменов относится влияние на их становление интенсивных физических нагрузок и эмоциональных стрессов, прежде всего соревновательного стресса [3, с. 23]. Относительно влияния на юных спортсменов физических нагрузок и эмоциональных стрессов высказывают различные мнения. С одной стороны, подчеркивается их позитивная роль как средства подготовки к жизненным трудностям. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть юных спортсменов избегает соревнований, рассматривает их как наименее приятный компонент занятий спортом [20, с. 23; 21].
Фактором, увеличивающим эмоциональные нагрузки детей, оказывается перфекционизм взрослых, повышающий вероятность развития тревоги и депрессии, переживания фрустрации вследствие несоответствия достижений чрезмерно высоким стандартам успеха [5, с. 23-32].
Данные исследований указывают на то, что юные спортсмены, спортивная карьера которых началась наиболее рано, раньше и завершают ее, во многих случаях не реализовав до конца свои возможности. Основными причинами раннего завершения спортивной карьеры являются: психологическая усталость, очень высокая интенсивность нагрузок, потеря интереса к самосовершенствованию, отклонения в состоянии здоровья [3].
Раннее включение в профессиональное по сути совершенствование затрудняет формирование у них реалистичного представления о месте спорта в их жизни. Поглощенность юных спортсменов совершенствованием спортивного мастерства отодвигает на второй план проблему профессионального самоопределения вне спорта [2, с. 20]. С этим связано возникновение у спортсменов кризисных ситуаций в период завершения спортивной карьеры [21]. Специалисты, изучавшие жизненный путь и профессиональное становление талантливых высококвалифицированных спортсменов, не считают негативные последствия ранней профессионализации спортсменов неизбежными, а проблемы гармонизации профессионального и личностного развития спортсменов неразрешимыми. Вместе с тем игнорирование негативных явлений, связанных с ранней профессионализацией спортсменов, осложнений развития спортивной карьеры одаренных спортсменов сказывается на благополучии их жизненного пути после прекращения занятий спортом. Этим объясняется усиливающийся интерес к исследованию многолетней спортивной карьеры одаренных спортсменов.
Анализу позитивных и негативных сторон ранней профессионализации был посвящен цикл исследований, проведенных под руководством автора.
Как показали результаты исследований, позитивной стороной влияния занятий спортом на личностное развитие является наблюдаемое у спортсменов по мере продолжения занятий спортом возрастание интернальности, принятия других, а также снижение показателя доминирования. Следовательно, спорт дает спортсменам возможность испытать успех, достигнутый собственными усилиями, побуждает к выстраиванию конструктивных отношений с окружающими, без которых невозможно приобретение мастерства. Приобретаемый опыт взаимоотношений в процессе спортивной деятельности способствует формированию у юных спортсменов готовности принимать партнеров по совместной деятельности такими, каковы они есть. Достигаемые реальные успехи снижают потребность в самоутверждении через социальное доминирование. Рост интернальности и позитивного самоотношения, отмечаемый у спортсменов по мере повышения мастерства и появления реальных достижений, способствует снижению показателей доминирования и агрессивности.
Юных спортсменов подросткового возраста отличает от их сверстников, не занимающихся спортом, большая реалистичность самооценки, меньшая боязнь неудач, более низкая тревожность, что связано с приобретаемым в спорте
опытом успехов и неудач. Однако с возрастом у спортсменов отмечается рост расхождения уровня притязаний и самооценки, что является фактором риска неустойчивости к соревновательному стрессу.
К негативным аспектам влияния занятий спортом относится изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми Другими. Его индикаторами являются ослабление тенденции к усилению значимости сверстников как партнеров по общению при одновременном усилении ориентации на семью, а также выраженная потребность спортсменов в помощи и защите, которая не обнаруживается в такой степени у их сверстников, не занимающихся спортом. Причиной изменения нормативного направления развития взаимоотношений с социальным окружением служит свойственное спорту соперничество, усиливающее эмоциональную напряженность и вызывающее потребность в психологической поддержке, главным источником которой является семья. Еще одно негативное проявление занятий спортом - отмечаемая у спортсменов узость Я-концепции, индикатором которой является достоверно более низкое число признаков самоописания, которые дают спортсмены по методике «Кто Я?», по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом. [6; 8, с. 72-77].
Влияние занятий спортом на социально-психологическую адаптацию имеет выраженные гендерные аспекты [4, с. 24]. Спортсмены всех исследованных возрастных групп имеют более высокие показатели социально-психологической адаптации, чем их сверстники, не занимающиеся спортом. У спортсменок обнаруживается разнонаправленность влияния занятий спортом на показатели социально-психологической адаптации. Спортсменки имеют более высокие по сравнению со сверстницами, не занимающимися спортом, показатели ин-тернальности и принятия Других, но уступают им по показателям адаптиро-ванности, принятия себя, эмоционального комфорта. Снижение показателей социально-психологической адаптации у спортсменок зависит от степени соответствия вида спорта гендерным стереотипам. Это снижение более заметно у гандболисток, чем у девочек, занимающихся художественной гимнастикой [4; 6 с. 57-71; 7, с. 48-49].
Спортсмены разного пола различаются по особенностям взаимоотношений с ближайшим социальным окружением. В возрасте 12-13 лет у девочек-спортсменок обнаруживается усиление значимости сверстников как партнеров по общению, в то время как мальчики выделяют как значимых членов социального окружения родителей и других членов семьи. Более выраженная ориентация на семью у спортсменов мужского пола, которая устойчиво прослеживается во всех исследованных возрастных группах, может быть следствием давления на них гендерного стереотипа, включающего ожидание от мужчин высоких достижений [8, с. 72-77; 13, с. 22].
У спортсменов разного пола обнаруживаются различия когнитивной и аффективной регуляции социально-психологической адаптации. У спортсменов с возрастом возрастает значимость когнитивной регуляции. У спортсменок такой тенденции не обнаруживается. По-видимому, конкуренция, эмоциональная напряженность, характерные для спорта, усиливают свойственную женщинам склонность к эмоциональному, а не рациональному восприятию значимых жизненных ситуаций [13, с. 22].
Установленная в ходе исследования разнонаправленность влияния спорта и других видов профессиональной деятельности, требующих ранней профессионализации, на личностное развитие детей и молодежи убеждают в необходимости научного осмысления путей подлинно гуманистического построения образовательной среды для их личностной и профессиональной самореализации.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
2. Багина В.А. Психолого-педагогические условия активации юных спортсменов в профессиональном самоопределении: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.
3. Барынина И.И. Социальные, биологические и психолого-педагогические последствия ранней спортивной специализации пловцов высокой квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990.
4. Бондаренко Н.А. Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006.
5. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм -фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 5.
6. Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.И. Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека как субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар: КубГУ, 2000. Вып. 5.
7. Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.И., Пархоменко Е.А. Психологические проблемы подготовки спортсменов разного пола // Physical education and sport. Quarterly. Vol. 46. Sixth International Scientific Congress Modern Olympic Sport and Sport for All. Warsaw: Scientific Publishers PWN, 2002.
8. Горская Г.Б., Пархоменко Е.А. Социальная адаптация юных спортсменов: проблемы, условия успешности // II Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм», 15-18 июня 2002 г. Юношеский спорт 21 века. М.: Советский спорт, 2002.
9. Дашкевич О.В. Психологический анализ предметной неадекватности эмоционального компонента спортивной деятельности // Психология личности и деятельности спортсмена М.: Союзспортобеспечение, 1978.
10. Коломейцев М.Ю. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1994.
11. Кондратьев М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально специализированных интернатах // Вопросы психологии. 1995. № 6.
12. Лях В. Психологические проблемы юношеского спорта в странах Западной Европы // Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм». М.: Советский спорт, 1998.
13. Пархоменко Е.А. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2002.
14. Пономарева И.М. Особенности психического развития учащихся хореографического училища: Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 1992.
15. Рогалева Л.Н., Малкин В.Р. Установки тренера и особенности личностного развития юных спортсменов // IX Международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех». Киев: Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, 2005.
16. Сахновский К.С. Подготовка спортивного резерва. Киев: Здоровья, 1990.
17. Хайрутдинова Н.У. Социально-психологические проблемы спортивного совершенствования учащихся ДЮСШ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991.
18. Carrier C. The adolescent-champion paradox // Movement and Sport. Psychological foundations and effects. Abstracts. Cologne. 1991.
19. Harris D.W. Female athlete // Sport psychology (Eds. J.R. May, M.J. Asken). N. Y.: PMA Publishing Corp, 1987.
20. Heyman S.R. Counselling and psychotherapy with athletes: special consideration. // Sport psychology (Eds. J.R. May, M.J. Asken). N. Y.: PMA Publishing Corp, 1987.
21. Loland S. Fairness in sport - critical comments on Olympic competitions // Paper presented at the 2004 Pre-Olympic Congress «Sport Sciences through the Ages». Thessaloniki. 2004.