Odarich Irina Nikolaevna, Korostelev Aleksandr Alekseevich PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY ...
pedagogical sciences
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
© 2018
Одарич Ирина Николаевна, преподаватель
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: odarich28@gmail.com) Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: kaa1612@yandex.ru)
Аннотация. В связи с подписанием Национального плана развития профессиональных стандартов, к 2018 году установлен реестр областей профессиональной деятельности, включающий разработанные и утвержденные профессиональные стандарты. В рамках действия которых, в мае 2017 года был актуализирован федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. Образовательная организация высшего образования самостоятельно определяет, разрабатывает и утверждает программу бакалавриата, с учетом примерной основной образовательной программы по необходимому направлению подготовки. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы при решении профессиональных задач выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в тех областях, на которые направлена программа обучения. Следовательно, теперь абитуриентам необходимо не только сдавать экзамены, но и анализировать программы подготовки бакалавриата образовательных организаций. Ведь в итоге выпускник одного учреждения будет готов, например, решать лишь один тип профессиональных задач одной области профессиональной деятельности, а выпускник аналогичного профиля другого учреждения сможет выбрать профессию, например, из четырех-шести областей профессиональной деятельности. Так, подготовив выпускников к достаточно востребованным и распространенным должностям или специальностям, бакалавры по результатам пройденного профессионального экзамена в центре оценки квалификаций, либо подтвердят заявленный уровень квалификации полученными знаниями, умениями и трудовыми действиями, либо профессиональный экзамен не сдадут. Тем самым, станет понятно реализация программы бакалавриата какой именно образовательной организации наиболее успешна.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, области и (или) сферы профессиональной деятельности, тип задач профессиональной деятельности, профессиональные стандарты.
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE BUILDING PROFILE BACHELDS IN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS
© 2018
Odarich Irina Nikolaevna, teacher
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: odarich28@gmail.com) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Gorkogo street, 65/67, e-mail: kaa1612@yandex.ru)
Abstract. In connection with the signing of the National Plan for the Development of Professional Standards, by 2018 a register of areas of professional activity has been established, including developed and approved professional standards. Within the framework of which, in May 2017, the federal state educational standard of higher education was updated - the bachelor's degree in training 08.03.01 Construction. The educational organization of higher education independently determines, develops and approves the bachelor's program, taking into account the approximate basic educational program for the necessary direction of preparation. As a result of mastering the basic professional educational program in solving professional problems, graduates can carry out professional activities in the areas for which the training program is directed. Consequently, now applicants need not only take exams, but also analyze the training programs for undergraduate educational organizations. After all, in the end, a graduate of one institution will be ready, for example, to solve only one type of professional tasks in one area of professional activity, and a graduate of a similar profile of another institution will be able to choose a profession, for example, from four to six areas of professional activity. Thus, by preparing graduates for sufficiently popular and widespread positions or specialties, bachelors on the results of a passed professional exam in the qualification assessment center will either confirm the declared level of qualifications with the knowledge, skills and labor received, or pass a professional exam. Thus, it becomes clear the implementation of the bachelor's program of which educational organization is most successful.
Keywords: federal state educational standard of higher education, oblast and (or) sphere of professional activity, type of tasks of professional activity, professional standards.
В связи с подписанием в мае 2012 года Национального плана развития профессиональных стандартов [1] президентом РФ В.В. Путиным, к 2018 году установлен реестр областей профессиональной деятельности, включающий разработанные работодателями и профессиональным сообществом и утвержденные Министерством труда и социальной защиты профессиональные стандарты. В свою очередь, Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в рамках внедренных профессиональных стандартов.
Образовательная организация высшего образования при реализации основных профессиональных образова-
тельных программ высшего образования согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденному от 12.03.2015 N 201 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте России 07.04.2015 N 36767) [2]:
вправе осуществлять обучение лиц с их согласия в соответствии со стандартом [2], зачисленных до 30 декабря 2017 года;
должна прекратить прием на обучение в соответствии со стандартом [2] 31 декабря 2018 года.
Поскольку 30 декабря 2017 года вступил в силу
педагогические науки
Одарич Ирина Николаевна, Коростелев Александр Алексеевич ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2017 N 481, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (зарегистрированный в Минюсте России 23.06.2017 N 47139) [3].
В соответствии с ФГОС ВО от 2017 года образовательная организация высшего образования самостоятельно определяет, разрабатывает и утверждает программу бакалавриата, в том числе и содержание высшего образования, с учетом примерной основной образовательной программы (ПООП) по необходимому направлению подготовки. Студенты, завершившие обучение по программе бакалавриата Строительство, могут осуществлять профессиональную деятельность согласно перечню, указанному на рисунке 1.
Рисунок 1 - Области и (или) сферы профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство
Также выпускники программы бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство могут осуществлять профессиональную деятельность в областях и (или) сферах, не указанных на Рисунке 1, при условии соответствия их образования требованиям к уровню квалификации работника, обозначенному в профессиональном стандарте необходимого вида профессиональной деятельности. Каждый профессиональный стандарт, являясь функциональной картой вида профессиональной деятельности, описывает обобщенные трудовые функции в зависимости от наименования вида профессиональной деятельности. Если суммировать количество утвержденных профессиональных стандартов по 6 областям профессиональной деятельности (Рисунок - 1), то получится порядка 150-160 видов профессиональной деятельности, часть которых предназначена для выпускников среднего профессионального образования, и немалое количество обобщенных трудовых функций для выпускников высшего образования, в том числе с указанием требований к полученной ступени образования и обучения.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования от 2015 года [2] выпускники, освоившие программу бакалавриата, должны были быть готовы осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК); производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ);
экспериментально-исследовательская (ЭИ);_
монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [4];
предпринимательская (ПД).
Каждый вид профессиональной деятельности в свою очередь включал разное количество профессиональных компетенций, при этом суммарно их получалось двадцать две.
При внедрении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования от 2017 года [3] выпускники бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство «могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
- изыскательский;
- проектный;
- технологический;
- организационно-управленческий;
сервисно-эксплуатационный;
- экспертно-аналитический» [3].
В данном стандарте типы задач профессиональной деятельности подробно не рассмотрены, поскольку образовательная организация должна самостоятельно установить программу бакалавриата на основе профессиональных стандартов (из приложения к ФГОС ВО или реестра) с соответствующими видами профессиональной деятельности. При этом ориентировать содержание образования согласно ФГОС ВО 2017 года (вступившего в силу 30 декабря 2017года) необходимо на:
- область либо области профессиональной деятельности;
- сферу либо сферы профессиональной деятельности;
- типы задачи и задачи профессиональной деятельности;
- объекты профессиональной деятельности при необходимости;
- область либо области знаний также при необходимости.
Согласно ФГОС нового поколения при ориентации содержания образования на соответствующий вид профессиональной деятельности выпускника строительного профиля, Организация вправе выделить одну или несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ) профессионального стандарта, при этом выделить ОТФ можно полностью либо частично. При выборе ориентироваться необходимо на установленный профессиональным стандартом уровень квалификации для данной обобщенной трудовой функций (ОТФ) и требованиями раздела «Требования к образованию и обучению». При этом программа бакалавриата должна обеспечивать возможность выпускнику осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области и сфере профессиональной деятельности, и решать задачи не менее чем одного типа профессиональной деятельности.
Таким образом, первоначально для формирования содержания образования программы бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство Организации скорее всего требуется установить для обеспечения какого вида деятельности (профессионального стандарта) необходимо подготовить выпускника с целью последующего осуществления им профессиональной деятельности, то есть непосредственно рассмотреть указанные во ФГОС ВО 2017 года шесть областей профессиональной деятельности, начиная с 01 - Образование и наука, профстандарты которой в приложении к федеральному государственному образовательному стандарту не указаны. Однако в приложении указаны шесть профессиональных стандартов, относящиеся к 40 коду в реестре - Сквозные виды профессиональной деятельности и промышленности, и становится понятно, что для формирования содержания образования необходимо изучить и проанализировать всю утвержденную базу профессиональных стандартов. Далее образовательная организация из всего перечня профессиональных стандартов должна самостоятельно выбрать код и наимено-
Odarich Irina Nikolaevna, Korostelev Aleksandr Alekseevich PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY ...
pedagogical sciences
вание профессионального стандарта (одного либо нескольких) для реализации программы бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
На данном этапе возможны следующие пути развития системы образования в нашей стране. Во-первых, например, высшие учебные заведения могут самостоятельно выбрать для реализации порядка 30-50-70% профессиональных стандартов (процент может оказаться любым) из утвержденных, тем самым, не реализовав какую-либо часть профессиональных стандартов, а, следовательно, оставив профессиональное сообщество и работодателей без возможных потенциальных «Специалистов по производству изделий из наностуктурированных изоляционных материалов», «Специалистов в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений», либо «Инженеров-проектировщиков по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии».
Либо, во-вторых образовательные организации конечно могут случайным образом совместно охватить 99-100% утвержденных профессиональных стандартов, тогда возникает вопрос - каким образом привлечь абитуриентов для поступления в определенный ВУЗ? Если данная Организация реализует программу подготовки бакалавриата в рамках действующего одного-двух-трех профстандартов. Следовательно, образовательной организации необходимо составлять программы подготовки бакалавриата охватывая максимальное количество видов профессиональной деятельности. Даже проанализировав утвержденный перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство и реализовав совместными усилиями Организаций абсолютное большинство видов профессиональной деятельности, каждая Организация в отдельности может выстроить систему обучения на определенные профессиональные стандарты различные выбранным профстандартам любых других Организаций. В этом случае возникает вопрос - что делать студентам, которым в силу жизненных обстоятельств, необходимо перевестись из одного ВУЗа в другой, если программа подготовки, например, по профессиональному стандарту «Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления», разработана и реализована единственным образом?
В-третьих, например, скорее всего достаточно трудно будет найти две-три Организации с полностью равнозначными основными профессиональными образовательными программами (ОПОП) высшего образования, разработанными для формирования точь-в-точь одинаковых профстандартов с равным комплектом обобщенных трудовых функций. Когда большинство Организаций в определенной степени параллельно реализуют подготовку студентов к выполнению практически одних и тех же видов профессиональной деятельности, также при возможном переводе студента из одной образовательной организации в другую может возникнуть ряд вопросов. В случае, если первоначально студент обучался в Организации с направленностью на большее количество профессиональных стандартов, при переводе будущий выпускник сократит для себя количество возможных будущих вакансий для трудоустройства. В противном же случае, когда студент переводится из Организации с программой обучения направленной на подготовку к выполнению меньшего количества видов профессиональной деятельности, либо обобщенных трудовых функций, становится неясно как закрывать академическую разницу? Необходимо будет закрывать дисциплину полностью или частично по модулям?
Профессиональный стандарт, например, «Специалист по неразрушающему контролю» одна Организация может предусмотреть лишь в части одной рабочей программы по дисциплине «Обследование и испытание зданий и сооружений», другая возможно, например, включит
дополнительно в дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции», «Металлические конструкции». Как в таком случае вычленить из всей прослушанной первоначально до перевода программы обучения необходимые пробелы при сравнении с программой, разработанной для формирования большего количества видов профессиональной деятельности?
При этом, как известно, в строительной области наиболее распространенной профессией является организатор строительного производства, в зависимости от уровня квалификации, это либо мастер, прораб, либо начальник участка. Организацию строительного производства описывает профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» [5]. Образовательная организация при реализации бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, подготавливая студентов к востребованным у работодателей должностям, согласно «Организатору строительного производства», должна научить в том числе осуществлять планировку и разметку участка производства строительных работ; производить документальный, визуальный и инструментальный контроль качества поставляемых материально-технических ресурсов; осуществлять документальное сопровождение производства строительных работ; разрабатывать и планировать мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Для соответствия всем трудовым функциям данной функциональной карты вида профессиональной деятельности необходимо изучать не одну отдельную дисциплину, а целый комплекс профессиональных дисциплин.
Таким образом, выпускники бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в рамках профессионального стандарта «Организатор строительного производства» согласно ФГОС ВО 2017 года должны быть готовы к решению не одного типа задач, а целой системы типов задач профессиональной деятельности. Но даже при имеющихся различиях в программах обучения Организаций, подготовив выпускников к достаточно востребованным и распространенным должностям или специальностям, бакалавры по результатам пройденного профессионального экзамена в центре оценки квалификаций, либо подтвердят заявленный уровень квалификации полученными знаниями, умениями и трудовыми действиями, либо профессиональный экзамен не сдадут. Тем самым, станет понятно реализация программы бакалавриата какой именно образовательной организации наиболее успешна. При этом поскольку качество подготовки выпускников напрямую зависит от профессиональной ответственности и горизонтов планирования квалифицированных кадров университетов, отношения между высшим учебным заведением и научно-педагогическими работниками легко выстроятся на основе «эффективного контракта» в зависимости от успешной сдачи или провала профессионального экзамена выпускниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О мерах реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс]: указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 597 // Режим доступа: https:// минобрнауки.рф/документы/4716.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201 // Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/5524.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 481 // Режим доступа:
педагогические науки
Одарич Ирина Николаевна, Коростелев Александр Алексеевич ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
Ы1р5://минобрнауки.рф/документы/10448.
4. Одарич И.Н. Технология обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 95-101.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Организатор строительного производства» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.06.2017 N 516н (ред. от 12.09.2017) // Режим доступа: http://base. garant.ru/71724634/.
Статья поступила в редакцию 11.12.2017
Статья принята к публикации 28.03.2018