педагогические науки
Одарич Ирина Николаевна СТРУКТУРИРОВАНИЕ ...
УДК 378
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3++ И ПСОСП
© 2017
Одарич Ирина Николаевна, преподаватель
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)
Аннотация. В связи с развитием науки и техники, экономики и технологий, социальной сферы и культуры, рынку труда необходимы выпускники высшего образования строительного профиля уровня бакалавриата, готовые выполнять трудовые функции соответствующих профессиональных стандартов (ПС). Актуализированный федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Строительство от 2017 года (ФГОС 3++) описывает области и (или) сферы профессиональной деятельности в соответствии с реестром профессиональных стандартов, механизм определения перечня ПС, требования к результатам освоения программы бакалавриата путем формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при решении профессиональных задач. Профессиональные компетенции вынесены из ФГОС 3++ и должны быть указаны в примерной основной образовательной программе, либо дополнительно определены самостоятельно образовательной организацией. Для самостоятельного определения программы бакалавриата Организации следует учитывать требования, предъявляемым к выпускникам на рынке труда работодателями отрасли. Например, для саморегулируемых организаций в локальной сфере строительства наиболее востребованными профессиями являются мастер строительных и монтажных работ, производитель работ и старший производитель работ, начальник строительства, описанные в профессиональном стандарте «Организатор строительного производства» (ПСОСП). Согласно ПСОСП в статье показана рабочая программа по формированию профессиональных компетенций студентов бакалавриата строительного профиля на примере дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции». Представлена зависимость формирования профессиональных компетенций от решения типов задач профессиональной деятельности, с указанием индикаторов достижения компетенций.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, актуализированный федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, профессиональный стандарт «Организатор строительного производства», основная профессиональная образовательная программа.
STRUCTURING OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AT PREPARATION OF STUDENTS OF THE BUILDING PROFILE BACHELAL UNDER CONDITIONS OF REALIZATION OF FSES 3++ AND PSOCP
© 2017
Odarich Irina Nikolaevna, teacher
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14,e-mail: odarich28@gmail.com)
Abstract. In connection with the development of science and technology, economics and technology, social sphere and culture, the labor market needs graduates of higher education of the construction profile of the bachelor's level, ready to fulfill the labor functions of the corresponding professional standards (PS). The updated federal state educational standard of higher education in the area of preparation Construction from 2017 (FSES 3++) describes the areas and (or) spheres of professional activity in accordance with the register of professional standards, the mechanism for determining the list of PS, the requirements for the results of mastering the bachelor program through the formation of universal, general professional and professional competences solving professional problems. Professional competences are taken from FSES 3++ and should be indicated in the approximate basic educational program, or additionally defined independently by the educational organization. For the independent determination of the Bachelor's program of the Organization, it is necessary to take into account the requirements imposed on graduates in the labor market by employers of the industry. For example, for self-regulating organizations in the local construction sector, the most demanded professions are the master of construction and erection works, the producer of works and the senior construction worker, the construction manager described in the professional standard " Organizer of construction production" (PSOCP). According to the PSOCP, the article shows the working program on the formation of professional competencies of undergraduate students in the building profile using the example of the discipline "Reinforced concrete and stone structures." The dependence of the formation of professional competences on the solution of types of tasks of professional activity, indicating indicators of achievement of competences is presented.
Keywords: professional competence, updated federal state educational standard of higher education, professional standard "Organizer of construction production", the main professional educational program.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 сентября 2015 года №987 [1] создано федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей/направлений (УГСН) подготовки 08.00.00 Техника и технологии строительства, относящейся к области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
В компетенцию ФУМО входит в том числе разработка проектов ФГОС (изменений в ФГОС), а также разработка и утверждение примерных основных образовательных программ (ПООП). В федеральном государственном образовательном стандарте указаны обязательные требования к структуре основных образовательных программ, их объему, условиям реализации и результатам освоения.
Примерная основная образовательная программа
(ПООП) основана на ФГОС, рекомендует объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, обозначает планируемые результаты освоения образовательной программы и примерные условия образовательной деятельности.
В свою очередь, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) формируется образовательной организацией на основе ФГОС ВО с учетом ПООП и описывает конкретные параметры: направленность (профиль), объем, содержание, планируемые результаты обучения и организационно-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленность и целостность образовательного процесса.
В связи с развитием науки и техники, экономики и технологий, социальной сферы и культуры, рынку труда необходимы выпускники основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), готовые выполнять
Odarich Irina Nikolaevna STRUCTURING OF PROFESSIONAL .
pedagogical sciences
трудовые функции соответствующих профессиональных стандартов (ПС).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.20l7 N 481 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (зарегистрированный в Минюсте России 23.06.2017 N 47139) [2], в соответствии с которым и требуется обновление программы бакалавриата строительного профиля.
Актуализированный ФГОС ВО от 2017 года федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) и Министерством образования и науки РФ на основе ФГОС от 2015 года, описывает области и (или) сферы профессиональной деятельности в соответствии с реестром профессиональных стандартов, механизм определения перечня ПС, требования к результатам освоения программы бакалавриата путем формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при решении профессиональных задач одного или нескольких типов: «изыскательский, проектный, технологический, организационно-управленческий, сервисно-эксплуатационный, экспертно-аналити-ческий» [2].
Универсальные компетенции (УК) характеризуют уровень образования (бакалавриат, магистратуру, спе-циалитет) и являются общими для всех направлений подготовки и специальностей одного уровня. При формулировании компетенций введено понятие «категория компетенции» под которой понимается сфера трудовых действий или область знаний выпускника. Принцип формирования общепрофессиональных компетенций (ОПК) аналогичен УК, для которых также были разработаны категории. Профессиональные компетенции вынесены из ФГОС ВО 2017 года и должны быть указаны в примерной основной образовательной программе (ПООП), либо дополнительно определены самостоятельно образовательной Организацией.
Необходимость вынесений ПК вызвана тем, что ПС -это документы с меньшим сроком действия, чем ФГОС ВО. Каждый ПС подлежит актуализации раз в 3 года, актуализировать же ФГОС при постоянных изменениях профессиональных стандартов достаточно сложно, поэтому перечень ПС, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу баклавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство указан в приложении к ФГОС ВО.
Данное решение является рациональным, поскольку актуализированный ФГОС ВО зарегистрирован в Минюсте РФ 23.06.2017 года с устаревшим утвержденным от 21 ноября 2014 года N 930н ПС «Организатор строительного производства» (ПСОСП), обновленный же ПСОСП утвержден 26.06.2017 года N 516н и зарегистрирован в Минюсте РФ 18.07.2017 года под N 47442 [3].
В мае 2017 года на заседании Координационного Совета учебно-методического объединения (УМО) по области образования «Инженерное дело, техника и технологии» был утвержден макет примерной основной образовательной программы (ПООП), поэтому перед ФУМО стоит задача по формированию ПООП. Однако, на конец 2017 года ПООП для направления подготовки 08.03.01 Строительство находится в стадии разработки.
При этом процесс образования не стоит на месте, и поскольку прием на обучение согласно ФГОС 2015 года прекращается 31 декабря 2018 года, образовательные организации должны разработать основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) в увязке с профессиональными стандартами (ПС) в течение одного года.
В результате разработки комплекта документа ОПОП строительного профиля образовательной организацией будут определены:
- цель и результаты освоения программы с учетом ее направленности (как итог - разработка компетентност-ной модели выпускника);
- образовательная технология системного уровня, с установленными требованиями к уровням формирования компетенций, их последовательности освоения, а также общий набор дисциплин/модулей;
- система оценки и обеспечения качества обучения, построенное в том числе на логичности всей учебной программы, функционировании обратной связи.
Для самостоятельного определения программы бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство Организации следует учитывать требования, предъявляемым к выпускникам на рынке труда работодателями отрасли.
Например, для саморегулируемых организаций (СРО) в области профессиональной деятельности -Строительство и ЖКХ, в локальной сфере строительства наиболее востребованными профессиями являются мастер строительных и монтажных работ, производитель работ и старший производитель работ, начальник строительства, описанные в ПС «Организатор строительного производства» [3], в результате профессиональной деятельности которых будет решена основная цель функциональной карты вида профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1 - Определение необходимых типов задач профессиональной деятельности, к которым должны готовиться выпускники строительного профиля
Наиме- Код и наи-
нование вида менование
професси- професси- Основная цель Типы задач
ональной онального вида ПД ПД
деятельности стандарта
(ПД) (ПС)
Область профессиональной деятельности - 16 Строительство и
жилищно-коммунальное хозяйство
Локальная сфера профессиональной деятельности —_
Строительство
Обеспечение
соответствия
результатов изыска-
выполняемых тельский,
видов строи- проектный,
тельных работ техноло-
16.025 требованиям гический,
Организация «Органи- технических организаци-
строительно- затор стро- регламентов, онно-управ-
го производ- ительного сводов правил и ленческий,
ства производ- национальных сервисно-
ства» стандартов в эксплуата-
области строи- ционный,
тельства, а так- экспертно-
же требованиям аналитиче-
проектной и ский
технологической
документации
Таким образом, для получения выпускником квалификации, соответствующей современному уровню развития науки, техники и технологий образовательной организации необходимо разработать содержание программы бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство с направленностью на профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» (таблица - 2).
Рассмотрим проектирование содержания программы по формированию профессиональных компетенций студентов бакалавриата строительного профиля на примере дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции».
Поскольку в качестве результатов обучения по данной дисциплине запланировано формирование ПК, то необходимо выявить зависимость их формирования от решения типов задач профессиональной деятельности, рассмотренных в таблице 1 (таблица - 3).
педагогические Одарич Ирина Николаевна
науки СТРУКТУРИРОВАНИЕ ...
Таблица 2 - Перечень обобщенных трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника программ бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство
Код и наименование профессионального стандарта Обобщенные трудовые функции Коды трудовых функций
код наименование уровень квали-фика-ции
16.025 Организатор строительного производства А Организация производства однотипных строительных работ 5 А/01.5 А/06.5
В Организация производства строительных работ на объекте капитального строительства 6 В/01.6 В/07.6
С Организация строительного производства на участке строительства (объектах капитального строительства) 7 С/01.7 С/08.7
Таблица 3 - Определение перечней задач профессиональной деятельности и профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции»
Код и наименование профессиональных компетенций
Наименование вида ПД Код ПС Задачи ПД ОПК согласно ФГОС 2017 г. ПК согласно ФГОС 2015 г.
Тип задач профессиональной деятельности - изыскательский
а в ст дс о зв £ о про го ог н ельн О Применение знаний о физико-механических характеристик бетона, арматуры, железобетона, каменных материалов, раствора и каменной кладки ОПК-3, Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства ПК-1, Знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест
оите стро ия £ рг О Проведение информационного поиска по виду и свойствам инновационных материалов и технологий в сфере строительства ОПК-5, Способен участвовать в инженерных изысканиях, необходимых для строительства и реконструкции объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства ПК-4, Способность участвовать в проектировании и изыскании объектов профессиональной деятельности
Тип задач профессиональной деятельности - проектный
а в ст дс о зв оиз про го ог н ь ел Применение методов расчета изгибаемых, сжатых и растянутых железобетонных и каменных конструкций в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов ОПК-6, Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жи-лищно-коммунально-го хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов ПК-2, Владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированного проектирования
ите о р ст рг О ю Применение и разработка рабочих чертежей изгибаемых, сжатых и растянутых железобетонных и каменных конструкций со спецификациями в соответствии с нормативными документами ОПК-4, Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства ПК-3, Способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проек-тно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам
Тип задач профессиональной деятельности - технологический
Й § я из
Разработка принципов компоновки сборных, монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкций, применяя известные и новые технологии в области строительства
ОПК-8, Способен осуществлять и контролировать технологические процессы строительного производства и строительной индустрии с учетом требований производственной и экологической безопасности, применяя известные и новые технологии в области строительства и строительной индустрии
ПК-8, Владение технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, эксплуатации, обслуживания зданий, сооружений, инженерных систем, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и
Тип задач профессиональной деятельности - организационно-управленческий
и
анализ вариантов конструктивных схем гражданских и промышленных зданий, прогнозирование последствий их применения, нахождение компромиссных решений при социальном взаимодействии
Разработка вариантов НДС железобетонных элементов при действии статических и динамических нагрузок в процессе эффективного производства строительных работ
ОПК-9, Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и/или строительной индустрии
ОПК-10, Способен осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт объектов строительства и/или жилищно-коммунального хозяйства, проводить технический надзор и экспертизу объектов строительства
ПК-5, Знание требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов
ПК-6, Способен осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию зданий, сооружений объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивать надежность, безопасность и эффективность их работы
Тип задач профессиональной деятельности - сервисно-эксплуатационный
Формулирование и обеспечение технического обслуживания строительных конструкций и элементов зданий при обнаружении признаков деструкции, их устранение с применением инновационных технологий
Формулирование и обеспечение запланированных эксплуатационных характеристик железобетонных изделий, деталей и конструкций, либо частей здания для обеспечения надежности и безопасности их функционирования
РПК-1, Способен применять методы осуществления инновационных идей с целью качественного выполнения технологических процессов организации строительного производства
РПК-2, Способен использовать методы оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных конструкций, зданий и сооружений с целью организации и планирования технической эксплуатации зданий
ПК-16, Знание правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию и эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, правил приемки образцов продукции, выпускаемой предприятием
ПК-20, Способен осуществлять организацию и планирование технической эксплуатации зданий и сооружений, объектов жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения надежности, экономичности и безопасности их функционирования
Тип задач профессиональной деятельности - экспертно-аналитический
Проведение анализа с целью оптимизации производства сборного, сборно-монолитного и монолитного железобетона, эффективность создания предварительно напряженного железобетона
Применяя методы расчета экономичных железобетонных и каменных конструкций на прочность, тре-щиностойкость и перемещения, проводить анализ необходимости использования альтернативных технологий для оптимизации процессов обеспечения системы менеджмента качества в строительстве
РПК-3, Способен проводить анализ технической и экономической эффективности работы производственного подразделения, разрабатывать меры по ее повышению, применяя известные и новые технологии строительства с целью стратегического инновационного развития
ОПК-7, Способен использовать и совершенствовать применяемые системы менеджмента качества в производственном подразделении с применением различных методов измерения, контроля и диагностики
ПК-13, Знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности
ПК-22, Способность к разработке мероприятий повышения инвестиционной привлекательности объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Odarich Irina Nikolaevna pedagogical
STRUCTURING OF PROFESSIONAL ... sciences
В связи с отсутствием ПООП, и, следовательно, отсутствием сформулированных ФУМО профессиональных компетенций, в таблице 3 в качестве профессиональных компетенций предложены созвучные общепрофессиональные компетенции ФГОС ВО от 2017 года и профессиональные компетенции ФГОС ВО от 2015 года.
В описании задач сервисно-эксплуатационного и экс-пертно-аналитического типов профессиональной деятельности указаны самостоятельно разработанные на основе обобщенных трудовых функций ПС «Организатор строительного производства» РПК - рекомендуемые профессиональные компетенции.
Для формирования компетентного выпускника строительного профиля в соответствии с каждым типом задач [2] описаны задачи профессиональной деятельности, решение которых направлено на достижение студентом бакалавриата профессиональных компетенций. Каждому коду и наименованию профессиональных компетенций должен соответствовать код трудовой функции ПСОСП.
С учетом цели вида профессиональной деятельности и требований к трудовым функциям профессионального стандарта, ПООП должна содержать индикаторы достижения компетенций.
В процессе разработки рабочей программы дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» на основе трудовых функций сформулированы индикаторы достижения компетенций в виде мини-компетенций, с целью использования их для последующей проверки качества подготовки выпускников (таблица - 4).
Таблица 4 - Определение индикаторов достижения профессиональных компетенций
Код и наименование профессиональной компетенции Код ПС Код ТФ Индикаторы достижения компетенции
ОПК согласно ФГОС 2017 г. ПК согласно ФГОС 2015 г.
ОПК-3, Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу ПК-1, Знание нормативной базы А/01.5 Знать нормативную базу в области физико-механических характеристик бетона, арматуры, железобетона и каменной кладки для производства однотипных строительных работ
в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест 16.025 В/01.6 Знать нормативную базу в области физико-механических характеристик бетона, арматуры, железобетона и каменной кладки и способен выполнить контроль проектной документации по объекту капитального строительства
строительства, строительной индустрии и жилищ-но-комму-нального хозяйства С/01.7 Знать нормативную базу в области физико-механических характеристик бетона, арматуры, железобетона и каменной кладки и способен выполнить планирование и контроль осуществления подготовки и оборудования участка строительства
ОПК-5, Способен участвовать в ин- ПК-4, Способность участвовать в проектировании и изыскании объектов профессиональной деятельности А/02.5 Знать виды и свойства бетона, арматуры, железобетона и каменной кладки, изделий и конструкций из железобетона и кирпича, методы их расчета, и способен выполнить изыскания и определить потребности в материально-технических ресурсах для обеспечения производства однотипных работ
женерных изысканиях, необходимых для строительства и реконструкции объектов строительства и 16.025 В/02.6 Знать виды и свойства бетона, арматуры, железобетона и каменной кладки, изделий и конструкций из железобетона и кирпича, методы их расчета, и способен выполнить изыскания и определить потребности в материально-технических ресурсах на объекте капитального строительства
жилищно-коммунального хозяйства С/02.7 Знать виды и свойства бетона, арматуры, железобетона и каменной кладки, изделий и конструкций из железобетона и кирпича, методы их расчета, и способен выполнить изыскания и определить потребности в материально-технических ресурсах участка строительства
ОПК-6, Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автомати-зированно-го проектирования и вычислительных программных комплексов
ПК-2, Владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программ-но-вычис-лительных комплексов и систем автоматизированного проектирования
Знать методы расчета и уметь осуществлять расчет экономического эффекта от оптимизации использования изгибаемых, сжатых и растянутых железобетонных и каменных конструкций, с учетом их трещиностой-кости при производстве однотипных строительных работ
Знать методы расчета и уметь осуществлять расчет экономического эффекта от оптимизации использования изгибаемых, сжатых и растянутых железобетонных и каменных конструкций, с учетом их трещино-стойкости на объекте капитального строительства
Знать методы выявления резервов повышения эффективности и уметь осуществлять анализ эффективности использования производственных ресурсов, в том числе изгибаемых, сжатых и растянутых железобетонных и каменных конструкций, с учетом их трещиностойкости, способен выполнить планирование и контроль мероприятий по внедрению новых технологий строительного производства на участке строительства
ОПК-4, Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищ-но-комму-нального хозяйства
ПК-3,
Способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений,
Уметь осуществлять технико-экономический анализ и способен выполнять оптимизацию использования изгибаемых, сжатых и растянутых железобетонных и каменных конструкций при производстве однотипных строительных работ в соответствии с действующими нормативными документами
тывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам
Уметь осуществлять и способен выполнять технико-экономический анализ результатов оптимизации использования изгибаемых, сжатых и растянутых железобетонных и каменных конструкций при строительстве объекта капитального строительства в соответствии с действующими нормативными документами
Уметь осуществлять технико-экономический анализ и способен выполнять оценку результатов работ и мероприятий, направленных на повышение эффективности при использования изгибаемых, сжатых и растянутых железобетонных и каменных конструкций на участке строительства в соответствии с действующими нормативными документами
ОПК-8, Способен осуществлять и контролировать технологические процессы строительного производства и строительной индустрии с учетом требований производственной и экологической безопасности, применяя известные и новые технологии в области строительства и строительной индустрии
ПК-8, Владение технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, эксплуатации, обслуживания зданий, сооружений, инженерных систем, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования
Знать технологию производства сборных, монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкций, уметь определять соответствие технологии и результатов строительства, способен выполнять контроль соблюдения технологии производства однотипных строительных работ
Знать основные технологии производства сборных, монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкций, уметь определять соответствие технологий и результатов строительства, способен выполнять контроль соблюдения технологий производства строительных работ
Знать известные и новые технологии производства сборных, монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкций, способен выполнять координацию процессов производства строительных работ на участке строительства
педагогические науки
Одарич Ирина Николаевна
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ...
ОПК-9,
Способен
органи-
зовывать
работу и ПК-5, Знание
управлять требований
коллек- охраны тру-
тивом да, безопас-
производ- ности жизне-
ственного деятельности
подразде- и защиты
ления ор- окружающей
ганизаций, среды при
осущест- выполнении
вляющих строительно-
деятель- монтажных,
ность в ремонтных
области работ и
строи- работ по
тельства, реконструк-
жилищно- ции стро-
комму- ительных
нального объектов
хозяйства
и/или стро-
ительной
индустрии
ОПК-10, Способен осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт объектов строительства и/или жилищно-коммунального хозяйства, проводить технический надзор и экспертизу объектов строительства
РПК-1, Способен применять методы осуществления инновационных идей с целью качественного выполнения технологических процессов организации строительного производства
РПК-2, Способен использовать методы оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных конструкций, зданий и сооружений с целью организации и планирования технической эксплуатации зданий
ПК-6, Способен осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию зданий, сооружений объектов жи-лищно-ком-мунального хозяйства, обеспечивать надежность, безопасность и эффективность их работы
ПК-16, Знание правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию и эксплуатацию конструкций, инженерных систем и
ния строительных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, правил приемки
продукции, выпускаемой предприятием
ПК-20, Способен осуществлять организацию и планирование технической эксплуатации зданий и сооружений, объектов жи-лищно-ком-мунального хозяйства с целью обеспечения надежности, экономичности и безопасности их функционирования
Способен подготовить результаты выполненных строительных работ при использовании железобетонных и каменных конструкций в ходе строительства многоэтажных гражданских и промышленных зданий к сдаче заказчику
Уметь разрабатывать и способен выполнять подготовку исполнительно-технической документации по законченным этапам работ к сдаче заказчику при использовании железобетонных и каменных конструкций в ходе строительства многоэтажных гражданских и промышленных зданий вплоть до подписания акта приемки объекта
Уметь определять требуемое количество, профессиональный и квалификационный состав работников, способен выполнять их расстановку при строительстве многоэтажных гражданских и промышленных зданий, зная требования трудового законодательства РФ
Уметь осуществлять оценку результативности и качества выполнения работниками отдельных работ производственных зданий, учитывая стадии НДС железобетонных элементов под нагрузкой в процессе производства однотипных строительных работ, и способен выполнять расстановку работников по рабочим местам с целью эффективности их работы
Уметь осуществлять оценку результативности и качества выполнения производства работ производственных зданий, учитывая возможные напряженно-деформированные состояния конструкций, и способен выполнять расстановку работников на объекте капитального строительства по рабочим местам с целью эффективности их работы
Уметь оценивать результативность и качество выполнения отдельных участков производства работ производственных зданий, учитывая возможные напряженно-деформированные состояния конструкций, и способен выполнять расстановку работников на участке строительства
Знать методы и средства инструментального контроля качества устройства железобетонных конструкций и способен выполнять текущий контроль качества результатов производства однотипных строительных работ
Знать методы и средства устранения дефектов результатов строительных работ с применением инновационных технологий устройства и производства железобетонных конструкций, материалов и комплектующих, и способен выполнять контроль соответствия положений железобетонных элементов, конструкций и частей объекта капитального строительства
Знать методы устранения причин появления дефектов строительных работ с применением инновационных технологий устройства и производства железобетонных конструкций, и способен выполнять планирование и контроль осуществления работ и мероприятий строительного контроля
Способен выполнять разработку, планирование и контроль предупреждения и устранения причин возникновения отклонений результатов выполненных однотипных строительных работ с использованием железобетонных конструкций.
Способен выполнять разработку, планирование и контроль предупреждения и устранения причин возникновения отклонений результатов выполненных работ, а также приемочный контроль законченных этапов устройства железобетонных элементов, конструкций, либо частей здания на объекте капитального строительства
Способен выполнять разработку, планирование и контроль предупреждения и устранения причин возникновения отклонений результатов выполненных работ, и способен выполнять приемку законченных этапов устройства железобетонных элементов, конструкций, либо частей здания на участке строительства
РПК-3, Способен проводить анализ технической и экономической эффективно-сти работы производственного подразделения, разрабатывать меры по ее повышению, применяя известные и новые технологии строительства с целью стратегического инновационного развития
ОПК-7, Способен использовать и совершенствовать применяемые системы менеджмента качества в производственном подразделении с применением различных методов измерения, контроля и диагностики
ПК-13, Знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности
ПК-22, Способность к разработке мероприятий повышения инвестиционной привлекательно-сти объектов строительства и жи-лищно-ком-мунального хозяйства
Способен выполнять оценку эффективности производственно-хозяйственной деятельности на участке однотипных строительных работ, учитывая возможные способы создания предварительного напряжения в бетоне
Уметь разрабатывать и планировать мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности с учетом значений предварительных напряжений в бетоне и арматуре
Уметь анализировать и обобщать опыт производства сборного, сборно-монолитного и монолитного железобетона, создания предварительно напряженного железобетона с целью оптимизации строительного производства на участке строительства на основании требований и рекомендаций системы менеджмента качества
Уметь осуществлять сравнительный анализ соответствия данных операционного контроля компоновки железобетонных конструкций и способен выявить причины отклонений результатов производства однотипных строительных работ
Уметь осуществлять сравнительный анализ соответствия данных текущего контроля качества компоновки железобетонных конструкций, способен выявить причины отклонений результатов производства строительных работ, с последующим внедрением и совершенствованием системы менеджмента качества на объекте капитального строительства
Уметь устанавливать причины отклонений результатов компоновки железобетонных конструкций, осуществлять документальное сопровождение мероприятий приемочного контроля законченных этапов строительства с последующим внедрением и совершенствованием системы менеджмента качества на участке строительства
Таким образом, увязывание федерального государственного образовательного стандарта высшего образования с профессиональными стандартами является достаточно сложным процессом, поскольку система профессиональных стандартов находится в глубоком развитии, многие ПС еще не разработаны, либо требуют проработки. Однако уже в настоящий момент объединениям работодателей строительной отрасли в профессиональной деятельности требуются квалифицированные выпускники, способные решать поставленные задачи. В таких условиях подготовка квалифицированных кадров является еще более сложной задачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О создании федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 8 сентября 2015 г. N 987 // Режим доступа: Ь^://минобрнауки.рф/документы/6218.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2017 г. № 481 // Режим доступа: Ь^://минобрнауки.рф/документы/10448.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Организатор строительного производства» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.06.2017 N 516н (ред. от 12.09.2017) // Режим доступа: http://base. garant.ru/71724634/.
Статья поступила в редакцию 21.09.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017