Odarich Irina Nikolaevna FORMATION OF UNIVERSAL ..
pedagogical sciences
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ, ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СТРОИТЕЛЬСТВО
© 2018
Одарич Ирина Николаевна, преподаватель
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)
Аннотация. В настоящее время стремительно разрабатывают и утверждают профессиональные стандарты. В соответствии с Федеральным законом, принятым Государственной ДУмой Российской Федерации, произвели актуализацию федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции и профессиональные компетенции. В статье показана взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов от 2015 и 2017 года согласно требованиям освоения учебной программы. Например, общекультурные компетенции преобразованы в универсальные с разработанными категориями. Название общепрофессиональных компетенций осталось тем же, при значительных внутренних различиях. Актуализированные общепрофессиональные компетенции федерального государственного образовательного стандарта от 2017 года в отличие от 2015 года направлены на профессиональную деятельность с обозначенными категориями или областями знаний. Профессиональные компетенции вынесены из федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Они должны быть сформулированы на основе соответствующих профессиональной деятельности профессиональных стандартов, при этом могут быть определены примерной основной образовательной программой как обязательные и (или) рекомендуемые профессиональные компетенции. При формировании у выпускника всех запланированных компетенций необходимо в программе обучения обозначить индикаторы достижения компетенций.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, профессиональная деятельность.
FORMATION OF UNIVERSAL, GENERAL PROFESSIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES IN BACHELORATE STUDENTS ON THE DIRECTION OF PREPARATION CONSTRUCTION
© 2018
Odarich Irina Nikolaevna, teacher
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)
Abstract. Currently, professional standards are rapidly developing and approving. In accordance with the Federal Law adopted by the State Duma of the Russian Federation, the federal state educational standard of higher education was updated in the direction of training 08.03.01 Construction. As a result of mastering the bachelor's program, the graduate should have universal competencies, general professional competences and professional competences. The article shows the interrelation of federal state educational standards from 2015 and 2017 according to the requirements of mastering the curriculum. For example, general cultural competences are transformed into universal competences with developed categories. The name of general professional competencies remained the same, with significant internal differences. The updated general professional competencies of the federal state educational standard of 2017, unlike in 2015, are aimed at professional activities with designated categories or fields of knowledge. Professional competences are taken from the federal state educational standard of higher education. They should be formulated on the basis of the relevant professional activities of professional standards, while they can be defined by an exemplary core educational program as mandatory and (or) recommended professional competencies. When forming a graduate of all planned competencies, it is necessary to designate indicators of achievement of competencies in the training program.
Keywords: federal state educational standard of higher education, universal competence, general professional competence, professional competence, professional activity.
Государственной Думой Российской Федерации дрового потенциала в строительной области на прямую
24 апреля 2015 года принят Федеральный закон «О зависит от системы образования - реализации основ-
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской ных образовательных программ высшего образования.
Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об Реформы системы образования связаны с необходимо-
образовании в Российской Федерации»» (вступил в силу стью быть универсальным и адаптивным выпускником,
1 июля 2016 года), которым было внесено в том чис- то есть быть готовым решать разносторонние професси-
ле следующее изменение: «Формирование требований ональные задачи согласно требованиям работодателя. федеральных государственных образовательных стан- В соответствии с ФГОС ВО от 2017 года в резуль-
дартов профессионального образования к результатам тате освоения программы бакалавриата у выпускника
освоения основных образовательных программ про- должны быть сформированы универсальные компетен-
фессионального образования в части профессиональной ции (УК), общепрофессиональные компетенции (ОПК) и
компетенции осуществляется на основе соответству- профессиональные компетенции (ПК). По сравнению с
ющих профессиональных стандартов (при наличии)» ФгОС ВО 3+ (от 2015 года), в ФГОС ВО 3++ (от 2017
[1]. В статье 4 п.2 данного ФЗ сказано, что актуализиро- года) общекультурные компетенции преобразованы в
вать ФГОС необходимо в течение 1 года со дня вступле- универсальные с разработанными следующими катего-
ния его в силу, то есть до 1 июля 2017 года. В связи с чем риями: «системное и критическое мышление, разработ-
утвержден приказом Министерства образования и науки ка и реализация проектов, командная работа и лидер-
РФ от 31 мая 2017 года N 481 федеральный государ- ство, коммуникация, межкультурное взаимодействие,
ственный образовательный стандарт высшего образова- самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровье
ния - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 сбережение), безопасность жизнедеятельности» [2]. В
Строительство (зарегистрирован в Минюсте России 23 таблице 1 показана преемственность компетенций, так,
июня 2017 года N 47139) [2]. например, УК-4 и УК-8 преобразованы по сравнению
Строительство, как отрасль, создает комфортную и с остальными универсальными компетенциями с ми-
безопасную среду жизнедеятельности, а развитие ка- нимальным отличием от ОК-5 и ОК-9. В свою очередь
педагогические науки
Одарич Ирина Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ...
ОК-6 разделена на две универсальные компетенции УК-3, УК-5. В категорию самоорганизации и саморазвития объединены УК-6 и УК-7 аналогичные соответственно ОК-7 и ОК-8. Универсальные компетенции УК-1 и УК-2 разработаны с максимальным отличием от бывших общекультурных компетенций, хотя системное и критическое мышление базируется в том числе на философских знаниях и на способности анализировать этапы и закономерности исторического развития общества, дополнительно выпускник должен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации. Для разработки и реализация проектов (УК-2) необходимы основы экономических и правовых знаний при умении ставить цели, определять задачи и выбирать оптимальные пути их решения.
Таблица 1 - Актуализированные требования к результатам освоения программы бакалавриата
Общекультурные компетенции ФГОС ВО от 2015 года Универсальные компетенции ФГОС ВО от 2017 года
Наименование Код Код Наименование Категория
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции ОК-1 УК-1 Способен осуществлять поиск, кри- Системное тический анализ и и критиче- синтез информации, ское мыш- применять системный ление подход для решения ление поставленных задач
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции ОК-2
Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-3 УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и Разработка выбирать оптимальные и реализа- способы их решения, ция происходя из действую- ектов щих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-4
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия ОК-5 УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на Коммуни-государственном языке кация Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
Способность работать в коллективе, толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ОК-6 УК-3 Способен осуществлять социальное Командная взаимодействие и реа- работа и лизовывать свою роль лидерство в команде
УК-5 Способен воспринимать межкультурное Межкуль-разнообразие общества турное в социально-истори- -взаимо-дей- ческом, этическом и ствие философском контекстах
Способность к самоорганизации и самообразованию ОК-7 УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реали-зовывать траекторию саморазвития на основе Самоорга-принципов образования низация и в течение всей жизни самораз-
Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности ОК-8 УК-7 витие (в том Способен поддер- числе здо-живать должный ровье сбере-уровень физической жение) подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций ОК-9 УК-8 Способен создавать и поддерживать без- б опасные условия - опасность жизнедеятельности, в жизне-дея- том числе при возник- тельности новении чрезвычайных ситуаций
универсальным компетенциям в актуализированном ФГОС разработаны категории (группы) общепрофессиональных компетенций, а именно «теоретическая фундаментальная подготовка, информационная культура, теоретическая профессиональная подготовка, работа с документацией, изыскания, проектирование и расчетное обоснование, управление качеством, производственно-технологическая работа, организация и управление производством, техническая эксплуатация» [2].
Таблица 2 - Взаимосвязь общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО
Общепрофессиональные компетенции ФГОС ВО от 2015 года
Наименование
Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования
Способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат
Владение основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей
Владение эффективными правилами, методами и средствами сбора, обмена, хранения и обработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
Способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
Код
Общепрофессиональные компетенции ФГОС ВО от 2017 года
Код
Наименование
Способен решать задачи профессионал -ной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
Способен вести обработку, анализ и представление информации в профессиональной деятельности с использованием информационных и компьютерных технологий
Категория
Теоретическая фундаментальная подготовка
Информационная культура
В федеральном государственном образовательном стандарте от 2017 года обозначены также, как и во ФГОС от 2015 года общепрофессиональные компетенции (ОПК) при значительных внутренних различиях. Между тем на основании имеющихся общепрофессиональных компетенций сформулированы ОПК-1 и ОПК-2 нового ФГОС ВО (таблица 2). При этом аналогично
Однако, как видно из таблицы 2, актуализированные общепрофессиональные компетенции федерального государственного образовательного стандарта от 2017 года в отличие от 2015 года направлены на профессиональную деятельность. Остальные же общепрофессиональные компетенции (от ОПК-3 до ОПК-10) ФГОС ВО от 2017 года можно сравнить с профессиональными компетенциями ФГОС ВО от 2015 года. В таблице 3 для примера рассмотрены ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-10.
При обозначенных в ФГОС ВО от 2017 года универсальных и общепрофессиональных компетенциях, профессиональные компетенции (ПК) должны быть сформулированы на основе соответствующих профессиональной деятельности профессиональных стандартов (ПС), при этом они могут быть определены ПООП как обязательные ПК и (или) рекомендуемые (ПК). Организация при разработке программы бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство при наличии должна включить все обязательные ПК, вправе при наличии включить одну или несколько рекомендуемых ПК, а также может включить самостоятельно определенные одну или несколько ПК.
При самостоятельном формулировании ПК на основе выбранной одной или нескольких функциональных карт вида профессиональной деятельности из реестра
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)
277
Odarich Irina Nikolaevna FORMATION OF UNIVERSAL ..
pedagogical sciences
Организация может выделить полностью или частично соответственно одну или несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ). В результате, установленные программой бакалавриата, компетенции в совокупности должны обеспечить выпускнику строительного профиля способность осуществлять согласно ПС не менее чем в одной области профессиональную деятельность, и решать задачи не менее чем одного типа профессиональной деятельности, указанные во ФГОС ВО. При формировании у выпускника всех запланированных компетенций необходимо в программе обучения обозначить индикаторы достижения компетенций, согласно ПООП для УК, ОПК и при наличии обязательных ПК, и самостоятельно для рекомендуемых и самостоятельно установленных ПК. Также Организация должна в соответствии с рассмотренными индикаторами достижения компетенций самостоятельно спланировать результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам.
Таблица 3 - Взаимосвязь профессиональных и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО
ся выпускники основных профессиональных образовательных программ. Например, наиболее распространенными профессиями для саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, реконструкции и капитального ремонта являются в том числе профессии мастера, прораба и начальника участка, представленные в профессиональном стандарте «Организатор строительного производства» (ПСОСП) [3]. Описанные в ПСОСП трудовые действия, необходимые знания и умения формируются при изучении в совокупности целого ряда дисциплин, например, «Основы организации и управления в строительстве», «Организация и планирование в строительстве», «Основания и фундаменты», «Железобетонные и каменные конструкции», «Металлические конструкции».
Таким образом, для реализации учебного процесса разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) бакалавриата строительного профиля необходимо с учетом соотнесения федерального государственного образовательного стандарта высшего образования с самостоятельно выбранными (один или несколько) профессиональными стандартами, с целью осуществления выпускником вида профессиональной деятельности (ПС) благодаря формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ФГОС ВО от 2017 года) с учетом решения профессиональных задач одного или нескольких типов: «изыскательский, проектный, технологический, организационно-управленческий, сервисно-эксплуатационный, экспертно-аналитический» [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122 ФЗ // Режим доступа: http:// base.garant. ru/71001244/.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 481 // Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/10448.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Организатор строительного производства» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.06.2017 N 516н (ред. от 12.09.2017) // Режим доступа: http://base. garant.ru/71724634/.
Статья поступила в редакцию 17.12.2017
Статья принята к публикации 28.03.2018
Профессиональные компетенции ФГОС ВО от 2015 года Общепрофессиональные компетенции ФГОС ВО от 2017 года
Наименование Код Код Наименование Категория
Знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест ПК-1 ОПК-3 Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства Теоретическая профессиональная подготовка
Способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам ПК-3 ОПК-4 Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства Работа с документацией
Способность участвовать в проектировании и изыскании объектов профессиональной деятельности ПК-4 ОПК-5 Способен участвовать в инженерных изысканиях, необходимых для строительства и реконструкции объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства Изыскания
Владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированного проектирования ПК-2 ОПК-6 Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов Проектирование. Расчетное обоснование
Способен осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию зданий, сооружений объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивать надежность, безопасность и эффективность их работы ПК-6 ОПК-10 Способен осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт объектов строительства и/или жилищно-коммунального хозяйства, проводить технический надзор и экспертизу объектов строительства Техническая эксплуатация
Основаниями для выделения образовательной организацией видов профессиональной деятельности является анализ рынка труда, обобщение зарубежного опыта, консультации работодателей отрасли, которой требуют-