Научная статья на тему 'Принципы актуализации основных образовательных программ с учетом требований ФГОС 3++'

Принципы актуализации основных образовательных программ с учетом требований ФГОС 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТИПЫ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ / ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / APPROXIMATE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONAL STANDARD / TYPES OF TASKS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPULSORY PROFESSIONAL COMPETENCIES / INDICATORS OF ACHIEVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

В настоящее время создана система независимой оценки квалификаций через профессиональные стандарты. По каждому профессиональному стандарту в ближайшем будущем необходимо будет пройти оценку квалификации на соответствие занимаемой должности. Прохождение профессионального экзамена на положительную оценку зависит от качества полученного образования. Ниже рассмотрены требования к процессу образования и результатам обучения, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования ФГОС ВО 3++. Одним из которых является требование к результатам освоения основных образовательных программ. В свою очередь, основная образовательная программа должна быть разработана с учетом соответствующей примерной основой образовательной программы (ПООП). На данный момент разработан только проект ПООП. В проекте указаны индикаторы достижения всех компетенций, впервые обозначены профессиональные компетенции обязательные. В зависимости от типов задач профессиональной деятельности в проекте ПООП представлен перечень основных задач профессиональной деятельности. Типы задач и профессиональные компетенции взаимосвязаны между собой. Основанием для них являются профессиональные стандарты ПС 16.114, ПС 10.003, ПС 16.126, ПС 16.032. При актуализации образовательной организацией основной образовательной программы по направлению подготовки 08.03.01 Строительство следует руководствоваться обозначенными в статье принципами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ACTUALIZATION OF MAJOR EDUCATIONAL PROGRAMS TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF THE FSES 3++

Currently, a system of independent assessment of qualifications through professional standards has been created. For each professional standard, in the near future it will be necessary to pass a qualification assessment for compliance with the position held. Passing a professional exam for a positive assessment depends on the quality of the education received. Below are the requirements for the process of education and learning outcomes identified in the federal state educational standard of higher education (FSES 3 ++). One of which is the requirement for the results of mastering basic educational programs. In turn, the main educational program should be developed taking into account the appropriate approximate basis of the educational program (ABEP). At the moment, only the draft ABEP has been developed. Indicators of achievement of all competencies are indicated in the project, mandatory professional competencies are first designated. Depending on the types of tasks of professional activity in the draft ABEP, a list of the main tasks of professional activity is presented. Task types and professional competencies are interrelated. The basis for them are professional standards PS 16.114, PS 10.003, PS 16.126, PS 16.032. When updating the educational organization of the main educational program in the direction of preparation 08.03.01 Construction should be guided by the principles outlined in the article.

Текст научной работы на тему «Принципы актуализации основных образовательных программ с учетом требований ФГОС 3++»

Odarich Irina Nikolaevna PRINCIPLES OF ACTUALIZATION .

pedagogical sciences

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0039

ПРИНЦИПЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС 3++

© 2019

Одарич Ирина Николаевна, преподаватель

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)

Аннотация. В настоящее время создана система независимой оценки квалификаций через профессиональные стандарты. По каждому профессиональному стандарту в ближайшем будущем необходимо будет пройти оценку квалификации на соответствие занимаемой должности. Прохождение профессионального экзамена на положительную оценку зависит от качества полученного образования. Ниже рассмотрены требования к процессу образования и результатам обучения, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования ФГОС ВО 3++. Одним из которых является требование к результатам освоения основных образовательных программ. В свою очередь, основная образовательная программа должна быть разработана с учетом соответствующей примерной основой образовательной программы (ПООП). На данный момент разработан только проект ПООП. В проекте указаны индикаторы достижения всех компетенций, впервые обозначены профессиональные компетенции обязательные. В зависимости от типов задач профессиональной деятельности в проекте ПООП представлен перечень основных задач профессиональной деятельности. Типы задач и профессиональные компетенции взаимосвязаны между собой. Основанием для них являются профессиональные стандарты ПС 16.114, ПС 10.003, ПС 16.126, ПС 16.032. При актуализации образовательной организацией основной образовательной программы по направлению подготовки 08.03.01 Строительство следует руководствоваться обозначенными в статье принципами.

Ключевые слова: примерная основная образовательная программа, профессиональный стандарт, типы задач профессиональной деятельности, профессиональные компетенции обязательные, индикаторы достижения профессиональных компетенций.

PRINCIPLES OF ACTUALIZATION OF MAJOR EDUCATIONAL PROGRAMS TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF THE FSES 3++

© 2019

Odarich Irina Nikolaevna, teacher

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)

Abstract. Currently, a system of independent assessment of qualifications through professional standards has been created. For each professional standard, in the near future it will be necessary to pass a qualification assessment for compliance with the position held. Passing a professional exam for a positive assessment depends on the quality of the education received. Below are the requirements for the process of education and learning outcomes identified in the federal state educational standard of higher education (FSES 3 ++). One of which is the requirement for the results of mastering basic educational programs. In turn, the main educational program should be developed taking into account the appropriate approximate basis of the educational program (ABEP). At the moment, only the draft ABEP has been developed. Indicators of achievement of all competencies are indicated in the project, mandatory professional competencies are first designated. Depending on the types of tasks of professional activity in the draft ABEP, a list of the main tasks of professional activity is presented. Task types and professional competencies are interrelated. The basis for them are professional standards PS 16.114, PS 10.003, PS 16.126, PS 16.032. When updating the educational organization of the main educational program in the direction of preparation 08.03.01 Construction should be guided by the principles outlined in the article.

Keywords: approximate basic educational program, professional standard, types of tasks of professional activity, compulsory professional competencies, indicators of achievement of professional competencies.

В настоящее время создана система независимой оценки квалификаций (НОК) через профессиональные стандарты путем организации отраслевых советов по профессиональным квалификациям (СПК). Отраслевой совет по профессиональным квалификациям в области строительства учрежден на базе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Одной из важнейших задач, возложенных на СПК, является создание и обеспечение функционирующей системы НОК благодаря наделению полномочиями Центров оценки квалификаций (ЦОК). На протяжении длительного времени СПК наделил соответствующим статусом единицы организаций, однако, их количество постепенно увеличивается. Становится понятно, что в ближайшем будущем пройти оценку квалификации на соответствие занимаемой должности можно (а затем и «нужно») будет по каждому утвержденному профессиональному стандарту.

Как известно, каждый профессиональный стандарт описывает вид и цель профессиональной деятельности, включает ряд обобщенных трудовых функций, характеризующие профессию определенными трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями, полученными благодаря обучению по основным образовательным программам и дополненными практическим опытом работы. Следовательно, положительная оценка квалификации соискателя на определенную должность напрямую зависит от имеющихся у него необходимых

умений и знаний, а также способности выполнять соответствующие трудовые действия. Таким образом, прохождение профессионального экзамена в ЦОК на положительную оценку с целью подтверждения возможности занимать определенную должность зависит от качества полученного образования.

В условиях утверждения и последующей реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с целью компетентностной подготовки студентов к процессу образования и результатам обучения обозначены требования:

- к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- к результатам освоения основных образовательных программ.

При введении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (ФГОС ВО 3++) от 2017 года [1] понимание «качества» подготовки студентов полностью зависит от сформи-

педагогические науки

Одарич Ирина Николаевна ПРИНЦИПЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ...

рованности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, полученных при освоении основной образовательной программы. Структуру основной образовательной программы самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательная организация, с учетом соответствующей примерной основой образовательной программы (ПООП).

ПООП по направлению подготовки 08.03.01 Строительство разрабатывает федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненной группе специальности и направления подготовки (УГСН) «Техника и технологии строительства» (уровень высшего образования -бакалавриат). На 1 марта 2019 года разработан проект ПООП [2] высшего образования при направленности (профиле) образовательной программы, соответствующей сфере промышленного и гражданского строительства. Согласно направленности (профилю) ПГС в разработанном проекте из шести областей профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, представленных во ФГОС ВО 3++, рассмотрены две - 10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн и 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство [3].

Строительство как область профессиональной деятельности включает новое строительство, ремонт, реконструкцию, возведение зданий и сооружений на строительной площадке, а также строительство временных объектов. Таким образом, объектами профессиональной деятельности (или области знания) являются здания, сооружения промышленного и гражданского назначения. В зависимости от типов задач профессиональной деятельности в проекте ПООП представлен перечень основных задач профессиональной деятельности:

- проектный ^ выполнение и организационно-техническое сопровождение проектных работ; выполнение обоснования проектных решений;

- экспертно-аналитический ^ критический анализ и оценка технических, технологических и иных решений;

- изыскательский ^ проведение и организационно-техническое сопровождение изысканий (обследований, испытаний);

- организационно-управленческий ^ организация и планирование производства (реализации проектов);

- технологический ^ организация и обеспечение качества результатов технологических процессов.

Проектом ПООП не охвачен единственный тип задач профессиональной деятельности выпускников, из шести обозначенных во ФГОС ВО 3++, - сервисно-эксплуатационный. Поскольку во ФГОС ВО 3++ представлена формулировка, что выпускники могут готовиться к решению задач, видимо проект ПООП не коррелирует сервисно-эксплуатационный тип задач с областями профессиональной деятельности - 10 и 16.

Для решения задач профессиональной деятельности выпускник бакалавриата должен освоить компетенции, обозначенные во ФГОС ВО 3++ универсальные и общепрофессиональные, и разработанные в проекте ПООП - обязательные профессиональные. Для каждой компетенции в проекте ПООП обозначены код и наименование индикатора ее достижения, например, для общепрофессиональной компетенции - ОПК-1. Способен находить, формулировать и решать актуальные проблемы прикладной математики, фундаментальной информатики и информационных технологий - показано 11 индикаторов ее достижения от ОПК-1.1 до ОПК-1.11.

Согласно ФГОС ВО 3++ образовательная организация должна включить в программу бакалавриата все обязательные профессиональные компетенции (ПКО) с индикаторами их достижения, установленными ПООП. На данный момент в проекте ПООП в зависимости от типа задач профессиональной деятельности представлено восемь ПКО. Взаимосвязь типов задач и видов профессиональной деятельности показана в таблице 1.

Таким образом, сформированные обязательные профессиональные компетенции ПКО.1 - ПКО.8 бакалавра по направлению подготовки 08.03.01 Строительство согласно проекту ПООП позволят выпускнику реализовать себя всего лишь по четырем видам профессиональной деятельности, соответствующим профессиональным стандартам ПС 16.114, ПС 10.003, ПС 16.126, ПС 16.032 [4-6]. Из таблицы 1 видно, что отсутствуют профессиональные стандарты по ПКО-4, ПКО-5, ПКО-8, тогда закономерно возникают вопросы: в чем состоит заинтересованность студентов осваивать данные компетенции? к чему приведет результат их освоения?

Таблица 1 - Взаимосвязь типов задач и видов профессиональной деятельности

Тип задач Код и наименование профессиональной Основание {ПС, анализ опыта)

про фе с сиональной компетенции

деятельности

Экспертно- ПКО-1. Способность проводить оценку 16.114 Организатор проектного

сфере промышленного и гражданского производства в строительстве

строительства

Изы с кательс кий ПКО-2 Способность организовывать и 10.003 Специалист в области

проводнтьраоотыпо ооследованию инженерно-технического

строительных конструкции здании и проектирования для

сооружении промышленного и гражданского градостроительной деятельности

Изы с кат е льс кий ПКО-2 Способность организовывать и проводить работы по обследованию

строительных конструкции здании и 16.126 Специалисте области

сооружении промышленного и гражданского проектирования металлических конструкций зд аний и

Проектный ПКО-3. Способность выполнять работы по сооружении промышленного и

архитектурное строительному проектированию гражданского назначения

зданиии сооружении промышленного и

гражданского назначения

Проектный 11КО-4. Способность проводить расчетное обоснованней конструир ование стр оительных конструкций здании н сооружений промышленного и гражданского назначения

Проектный ПКО-5. Способность выполнять работы по организационно-технологическому проектированию зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения

Технологический 11Ки-б Способность организовывать

производство строительно-монтажных раоотв сфере промышленного и гражданского 16.032 Специалист в области

строительства пр оизбо д ст ве нно -т ехнич е ского

Организацнонно- 11КО-/. Способность осуществлять нтехнологнческого

управленческий организационно-техническое {технологическое) ооеспечения строительного

сопровождение и планирование строительно-монтажных работ в сфере промышленного и производства

гражданского назначения

Проектный ПКО-5 Способность проводить технико-экономическую оценку зданий {сооружений)

Получается, что формирование образовательной организацией основной образовательной программы, а следовательно, и формирование комплекта к освоению студентами профессиональных компетенций внутри ее, логично привести к их полному соответствию профессиональным стандартам. Для выбора профессиональных стандартов, на которые направлено обучение студентов, необходимо Организации ответить на вопросы:

- в какой организации (подразделении) будет работать бакалавр, какой тип задач будет решать?

- кем будет работать выпускник программы бакалавриата, какую должность он будет занимать?

- какие трудовые действия выпускник программы бакалавриата будет выполнять? какие ему необходимы для этого знания и умения? изучение каких дисциплин и в каком объеме обеспечат требуемые параметры? Следовательно, результатом ответа на данные вопросы является необходимость актуализации учебно-методических комплексов дисциплин, направленных на освоение профессиональных компетенций с целью выполнения трудовых действий реализуемых образовательной организацией профессиональных стандартов.

Перечень возможных наименований должностей (профессий) по обозначенным проектом ПООП профессиональным стандартам показан в Таблице 2, требования к опыту практической работы представлены исходя из условия получения соискателем профильного образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

Анализируя сведенные в таблицу 2 данные, выходит, что выпускник бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство без опыта практической работы сможет на свой выбор занять должность:

1. Инженер-конструктор II категории (инженер-проектировщик II категории, специалист (в отделе, мастер-

Odarich Irina Nikolaevna PRINCIPLES OF ACTUALIZATION .

pedagogical sciences

ской)) в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности;

2. Инженер в области проектирования металлических конструкций зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения;

3. Инженер в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства.

Таблица 2 - Классификация возможных занимаемых должностей по профессиональным стандартам (ПС)

ПС км трудовой практическои раооты

16 L14 [Организатор проектного пр ОИ2ВО детва E строительстве i loitornhhk главного инженера проекта Высшее оЬразоБавме(ВО) - бакалавриат Не менее трех лет в области пр о ектнр ования объектов капитален от о строительства

Б ГлаЕныи инженер прожга (спепшлист ПО пртдтттгзятттгтг ттрп =ТПф Г|~---ТЛГЧ': ВО - спецналнтат, магистратура Не менее десяти лет в области стр оительства

10.003 Специалист б 0 0 ласти ннж=н= р но - пр о ектир оезния для градостроительной деятельности А Инженер -конструктор II катаг орин Инженер -про екшр овшкк II катя орин Специалист (в отделе, маст^скои) ВО — оакалаврнат. ©езпрадъявлгннятрэооЕанннк опьлу практической раооты

Б Инженер-конструктор I категории Инженер -проекшр оешнкГ катаг орин В 5душны ко нструкт ор Ведущий специалист (во т деле, мастерской) ВО — бакалавриат. Не менее трех лет в о оластиинженерно -

1 лавнынинженер прожга Главный конструктор пр оекга Главный специалист (в отделе, мастерской) Завед^шнй конструктор жим от да." ом BD— специалитет. магистратура. Не менее пггн лет в области инжеврвп -технического пр оектир ования

пр оектир о ванн ¡г м еталлнческнх и сооружении пр о мышление го н гражданского нашач ения Инженер Инженер пр о ектир свища ПТ категории Инженер по пр о ектнр оедтпдо металлическая конструкции Ш категории Не менее одного годав области пр о ектир о вания стр 01гг2лытых металлических конструкций для

Б Инженер-про ектнр овтпнк II категории Инженер по проектированию металлических конструкции II категории ВО — бакалавриат. Не менее трех лет инженером о о ласти проектирования металлических

Инженер-проекшр овтпик 1 катет орни Инженер по пр оптированию металлических конструкции I категории пр о ектир о ьанш металлических

D Главный инженер прожга (специалист ПО прг дтггг^дтттггг ттрп зт.-щр п" тгтгт РуководительпроаЕгнои груггпыпо подг отовке раздела пр оектной д о кум енхацыи на металлические конструкции ВО- специалитет. магистратура, Не менее пяти лет в области конструкций в том числе не менее трех лет инженер ом-проектировщиком I катаг орин Не менее десяти лет работав области пр о ектнр ования металлических конструкций в том числе не менее двух лет ведушнм ннжешро м (руководителем пр оектной группы) - для г лавного инжен ер а пр о жта (специалиста п о о р гализашш пр оектнр ования)

16.03.1. Специалисте пр оизво дственно-технического и обеспеченна строительного Инженер Ведущий инженер ВО- бакалавриат, работы не предъявляются

Начал ъннк пр о н зв одс те енн о- ВО - епецналнтат. магистратура Не менее двух пет в сфер е стр оигельства

Одним из основных показателей, определяющих степень экономического развития региона и реального уровня жизни людей, были и остаются объемы возведения жилья. Поэтому сегодня строительство является одним из приоритетных и основополагающих направлений в развитии российской экономики. В связи с чем необходимо насыщение рынка труда высококвалифицированными специалистами в области строительства, для чего требуется усиление взаимодействия образовательных учреждений и строительного бизнес-сообщества. Существующий разрыв между теорией («обучением») и практикой («профессиональной деятельностью») позволяет ликвидировать актуализированный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3++), отражающий взаимосвязь с отвечающими требованиям и уровню применяемых технологий профессиональными стандартами. Разработанные профессиональные стандарты являются важнейшим элементом обеспечения безопасности и качества строительства путем совершенствования системы подготовки кадров.

Поскольку показателем обучения является конкурентоспособность выпускника на рынке труда, образовательная организация должна предоставить соответствующую структуру основной образовательной программы. В системе компетентностного подхода качество образования студентов бакалавриата по направлению подготовки Строительство обеспечивается формированием необходимых компетенций, из которых каждая обязательная профессиональная компетенция должна быть направлена на определенный профессиональный стандарт. Выбор перечня реализуемых профессиональ-

ных стандартов для образовательной организации достаточно сложен, однако, многообразие представленных абитуриенту видов будущей профессиональной деятельности повышает рентабельность направления подготовки. Так, на данный момент, в соответствии с проектом ПООП выпускник бакалавриата направленности (профиля) Промышленное и гражданское строительство сможет осуществлять профессиональную деятельность на должности инженера в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности или в области проектирования металлических конструкций зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения; либо на должности инженера в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства. Результатом четырехлетнего обучения первой ступени высшего образования будет выбор выпускника одной из всего лишь трех реализуемых наименований профессий, не учитывая еще потребности рынка труда.

Так как наличие профессиональных стандартов в определенной степени упрощает выбор будущей профессии, при формировании основной образовательной программы образовательной организации необходимо руководствоваться следующими принципами:

- гарантировать соблюдение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основных образовательных программ;

- в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ обеспечить сформированность всех компетенций согласно индикаторам их достижения;

- для обозначения необходимых профессиональных компетенций провести углубленный анализ всех разработанных профессиональных стандартов;

- выявить взаимосвязь профессиональных стандартов с перечнем реализуемых в рамках программы дисциплин и практик;

- актуализировать содержание дисциплин и практик с целью охвата большего количества профессиональных стандартов;

- соотнести указанные в профессиональных стандартах требования к необходимым знаниям и умениям, выполнению трудовых действий выпускником с индикаторами достижения профессиональных компетенций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становится понятно, что для абитуриента представленное возможное многообразие наименований выбора будущей профессии у одной основной образовательной программы повысит уровень привлекательности определенного направления (профиля) подготовки. Исходя из этих условий необходимо проводить актуализацию ООП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 481 // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LA Ж_218855/е9ЬЬ/380с37/е8аа795 72с05Ь2352/9ес 343/57с/.

2. Проект примерной основной образовательной программы [Электронный ресурс] / Чередниченко Н.Д, Щеголев Д.Л., Панин А.Н. и др. — Москва, 2019 // Режим доступа: http://mgsu.ru/universityabout/ UMO-ASV/fgos-poop/poop/.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Организатор проектного производства в строительстве» : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. №183н // Режим доступа: http://nopriz.ru/ upload/iblock/f0e/prikaz-mintruda-rossii-ot-15.02.2017-n-183n.pdf.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности» : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. №1167н // Режим доступа: http://nopriz.ru/upload/iblock/9d7/prikaz-mintruda-rossii-ot-28_12_2015-n-1167n-ob-utverzhdenii.pdf.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области проектирования металлических конструкций зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения» : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2017 г. №269н //Режим доступа: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professio-

педагогические науки

Одарич Ирина Николаевна ПРИНЦИПЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ...

nalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELE-MENT_ID=66231.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства» : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. №943н // Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=51805.

Статья поступила в редакцию 12.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.