УДК 378
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО
© 2017
Одарич Ирина Николаевна, аспирант
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: odarich28@gmail.com) Аннотация. Подготовка квалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов строительной отрасли, является актуальной задачей системы высшего образования, обусловленное внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта в градостроительной области, направленных на формирование профессиональных компетентностей у бакалавров строительного профиля, способствующих продуктивности профессиональной деятельности выпускников. Согласно профессиональному стандарту выпускники строительного профиля должны выполнять трудовые функции соответствующей квалификации. Уровни квалификации описывают характер знаний и умений, полномочия и ответственность соискателя. В статье рассматриваются вопросы формирования трудовых функций и профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности у будущих бакалавров по направлению подготовки Строительство. Формирование обобщенных трудовых функций студентов направления подготовки Строительство представлено согласно профессиональному стандарту «Организатор строительного производства». Взаимосвязь формирования трудовых функций и профессиональных компетенций в образовательном процессе студентов строительного профиля показана в рамках дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции». Каждый модуль дисциплины направлен на формирование компонент определенных профессиональных компетенций и трудовых функций. Полноценное формирование вида профессиональной деятельности и обобщенной трудовой функции должно происходить за счет всего учебного плана обучения студентов.
Ключевые слова: виды профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт «Организатор строительного производства», обобщенные трудовые функции, уровни квалификации.
RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND LABOR FUNCTIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF BACHELORRITIS DIRECTIONS OF PREPARATION 08.03.01 CONSTRUCTION
© 2017
Odarich Irina Nikolaevna, a graduate student
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: odarich28@gmail.com) Abstract. Training of qualified, competent and competitive construction industry professionals, is an urgent task of the higher education system, due to the introduction of the Federal state educational standards of higher education and professional standards in the field of urban planning, aimed at the formation of professional competence in undergraduate building profile, contributing to the productivity of professional activity of graduates. According to the professional standard of the graduates of building structure must perform labor functions appropriate qualifications. Levels of qualification describe the nature of knowledge and skills, authority and responsibility of the applicant. This article discusses the development of labor functions and professional competencies for professional activities at the future bachelors in preparation of construction. Formation of generalized labor functions of students in the direction of preparation Construction is presented in accordance with the professional standard "Organizer of construction". The relationship between the formation of labor functions and professional competencies in the educational process of students of the building profile is shown in the framework of the discipline "Reinforced concrete and stone structures." Each module of the discipline is aimed at forming a component of certain professional competencies and labor functions. A full-scale formation of the type of professional activity and the generalized labor function should take place at the expense of the entire curriculum of students' education.
Keywords: professional activities, professional competence, professional standard "Organizer of construction", generalized labor functions, skill levels.
В настоящее время профессиональная подготовка строителей - начальная точка отсчета на пути к решению вопросов внедрения новых строительных технологий, качества выполняемых работ, увеличения производительности и безопасности в строительстве, снижения сроков ведения строительства и его затрат. Однако дефицит квалифицированных специалистов в строительной индустрии приводит к отказу от использования новых эффективных технологий при производстве работ, и, как следствие, увеличивается доля ручного труда на строительных площадках, что приводит к снижению производительности и эффективности труда, а также увеличивает сроки и стоимость возводимых объектов. В результате отрасль строительства и эксплуатации зданий и сооружений остро нуждается в профессионально компетентных работниках.
Подготовка компетентных и конкурентоспособных студентов строительного профиля (уровень бакалавриата) является актуальной задачей системы высшего образования [1], обусловленной внедрением федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в соответствии с которым, выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующи-
ми виду (видам) профессиональной деятельности:
- изыскательская и проектно-конструкторская деятельность (ИиПК),
- производственно-технологическая и производственно-управленческая деятельность (ПТиПУ),
- экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИ),
- монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность (МНиСЭ),
- предпринимательская деятельность (ПД) [1].
Таким образом, каждый вид профессиональной деятельности включает несколько профессиональных компетенций, например, изыскательской и проектно-кон-структорской деятельности (ИиПК) соответствуют:
- знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест (ПК-1);
- владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных проектирования (ПК-2);
- способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-кон-структорские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-3).
В научной, психолого-педагогической литературе, в исследованиях и практике уже широко используются термины «деятельность», «компетенция» и «компетентность» [2-11].
Но все авторы, так или иначе, сходятся в том, что основными целями компетентностного подхода в образовании должно считаться приобретение обучающимися готовности к самостоятельной деятельности и личной ответственности, в сочетании с высоким уровнем знаний и мотивацией.
Однако, с 1 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающий в том числе: «...формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)».
Согласно Трудовому кодексу РФ, профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт определяет:
1. Требования к образованию и опыту работы работника (соискателя);
2. Трудовые действия, которые обязан уметь совершать работник (соискатель);
3. Необходимые умения работника (соискателя);
4. Необходимые знания работника (соискателя) [12].
Для утверждения и применения профессиональных
стандартов разработаны уровни квалификации. Уровни квалификации содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».
Утвержденный и зарегистрированный в Минюсте России 19.12.2014 №35272 профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» [13] включает организацию строительного производства на участке производства работ (объекте капитального строительства), управление работниками возглавляемого участка; обеспечение соответствия результатов выполняемых видов строительных работ требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов в области строительства, а также требованиям проектной и технологической документации.
Согласно основной цели вида профессиональной деятельности профессионального стандарта «Организатор строительного производства» [13], работник (соискатель) должен соответствовать следующим обобщенным трудовым функциям (ОТФ):
• Организация производства однотипных строительных работ (А) - 4 уровень квалификации;
• Организация производства строительных работ на объекте капитального строительства (В) - 5 уровень квалификации;
• Организация строительного производства на участке строительства (объектах капитального строительства) (С) - 6 уровень квалификации.
Данные обобщенные трудовые функции (ОТФ) включают в себя по несколько трудовых функций, например, функциональная карта вида профессиональной
деятельности описывает следующие трудовые функции, входящие в ОТФ «Организация производства строительных работ на объекте капитального строительства» (В):
• Подготовка к производству строительных работ на объекте капитального строительства (В/01.5);
• Материально-техническое обеспечение производства строительных работ на объекте капитального строительства (В/02.5);
• Оперативное управление строительными работами на объекте капитального строительства (В/03.5);
• Контроль качества производства строительных работ на объекте капитального строительства (В/04.5);
• Подготовка результатов строительных работ к сдаче заказчику (В/05.5);
• Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности при строительстве объекта капитального строительства (В/06.5);
• Обеспечение соблюдения на строительстве объекта капитального строительства правил и норм по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды (В/07.5);
• Руководство работниками на строительстве объекта капитального строительства (В/08.5) [12].
Таким образом, требования современной подготовки бакалавров строительного профиля определяются требованиями, предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [1], совместно с требованиями работодателей согласно введенному в действие профессиональному стандарту «Организатор строительного производства» (ПСОСП) [14].
Для обеспечения соответствия (рисунок 1) формирования профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) к необходимому уровню умений и знаний для последующего выполнения трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» была разработана программа в рамках дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции».
Студент, ЕЗХфЗЕЛеКИ подготовь 0S.03.01 Строительство
ФГОС ВО *-* Профессиональный стандарт
Проф ессиональные компетенции Обобщенные трудовые функции
£
-
Бакалавр,
направлиа« подготовки QS.03.01 Строительство, обладающий клтификанвей
Рисунок 1 - Структурная схема взаимосвязи формирования профессиональных компетенций и трудовых функций
Подготовка бакалавров строительного профиля должна быть направлена на формирование трудовых функций функциональной карты вида профессиональной деятельности, поэтому установлена взаимосвязь между профессиональными компетенциями, в соответствии с федеральным государственным образователь-
ным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) и трудовых функций, согласно профессиональному стандарту по направлению «Организатор строительного производства» (ПСОСП) в рамках дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции». Данное соответствие представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Соотнесение профессиональных компетенций, в соответствии с ФГОС ВО, и трудовых функций, согласно ПСОСП в рамках двух разделов дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции»
ые компетенции согласно ФГОС ВО Обобщенные
Раздел, модуль Подраздел, тема трудовые функции ПСОСП Трудовые функции согласно ПСОСП
Введение. эи (В,С) С/06.6
Сущность (ПК-13) Внедрение системы
Достоинства и менеджмента
недостатки строительства
Раздел 1. 11. Бетон для ИиПК (В,С) С/02.6
Основные физико- железобетонных конструкций. Виды (ПК-1,3) вд (ПК-22) Материя льно-
арматуры, железобетона и бетона. Классы и марки бетонов. Деформативность бетона. Виды деформации. производства на
1 2 Арматура. Назначение и виды арматуры. Механические свойства арматурных сталей. Классификации арматуры. Применение арматуры вконструкциях. ИиПК (ПК-1,3) ВД (ПК-22) (В, С) строительства
1J. Особенно ста ЭИ (В,С) С/06.6
заводского производства. (ПК-13) Внедрение системы менеджмента стр опте л ьс тва
Раздел 2. Эк сп ери мен- 2.1. Экспериментальные данные о работе ПТиПУ (ПК -4,5,6) (В, С) С/08.6 Обеспечение соблюденияна
те ори и нагртзкои. участке
железобетона и 22. Метод расчета ЛГиПУ (В, С) строительства
методы расчета железобетонных {ПК-4.5,6) правил и норм по
железобетонных конструкции по охране труда,
конструкции предельным состояниям. Две группы предельных состояний. Классификация нагрузок. Нормативные и расчетные нагрузки. Нормативные нрасчетные арматуры. пожарной окружающей среды
2 Л. Предварительные ЭИ (В, С) С/06.6
напряжения в арматуре {ПК-13) менеджмента
предварительных качества на участке
напряжении. Потери строительства
предварительных
напряжении в арматуре.
У сидне предварительного
Указанные в таблице 1 профессиональные компетенции и трудовые функции, тем или иным образом затронуты в содержании рабочей программы по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции».
Формирование профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) и трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» должно происходить в процессе всего учебного плана обучения студентов по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата).
Таким образом, взаимосвязь профессиональных компетенций ФГОС ВО и трудовых функций ПСОСП позволяют объединить усилия высшей школы и требования работодателей в рамках подготовки компетентных, высококвалифицированных специалистов, имеющих необходимые знания и умения, выполняющие соответствующие действия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.
2. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.
3. Белашов П.Д. Сущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // XXI век:
итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.
4. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть II (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 198-205.
5. Курилова О.Л., Смагин А.А., Липатова С.В., Курилов Ф.М. Мониторинг компетентности выпускников вуза // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 66-79.
6. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
7. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.
8. Белкина Ю.А. Методика формирования креативной компетентности студентов-филологов: современное состояние и перспективы разработки // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 76-86.
9. Бахарев Н.П. Формирование компетентности творчества у студентов техических университетов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 18-21.
10. Гутман В.В., Шкляр Н.В. Самостоятельная образовательная деятельность как условие становления про-фессионально-педагогиченской компетентности студентов // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 17-21.
11. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.
12. Одарич И.Н. Подготовка будущих бакалавров направления подготовки 08.03.01 строительство в контексте требований профессионального стандарта «Организатор строительного производства» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 114-119.
13. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н.
14. Одарич И.Н. Формирование профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности бакалавров направления подготовки 08.03.01 Строительство // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 173-176.
Статья поступила в редакцию 31.03.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.